Научная статья на тему 'Формирование предложно-падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи'

Формирование предложно-падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
946
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫЕ КОНСТРУКЦИИ / ГНОЗИС / ПРАКСИС / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Коновалова Е.Г.

В данной статье рассмотрено особенности развития предложно-падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование предложно-падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи»

позиций волновой теории разработал французский физик Огюстен Френель (1788-1827).

10. Шотландец по происхождению физик Джеймс Клерк Максвелл (1831-1879) в начале второй половины девятнадцатого века смог обобщить все имеющиеся знания в области электромагнетизма и сформулировать систему соответствующих дифференциальных уравнений, наиболее важным следствием которых оказалась возможность существования электромагнитных волн, распространяющихся со скоростью света.

11. Открытые в 1885 году немецким физиком Вильгельмом Рентгеном (1845-1923) невидимые, но сильно проникающие лучи оказались электромагнитными волнами, только во много раз более короткими длинами, чем волны видимого светового диапазона спектра.

12. Открытый русским физиком Александром Григорьевичем Столетовым (1839-1896) первый закон фотоэффекта внес определенный вклад в появление квантовой оптики, изучающей тепловое излучение, фотоэффект, эффект Комптона, эффект Рамана, фотохимические процессы и вынужденное излучение фотонов.

13. Научная статья 1955 года будущих лауреатов Нобелевской премии по физике Александра Михайловича Прохорова (1916-2002) и Николая Геннадьевича Басова (1922-2001) «Молекулярный генератор и усилитель» стала началом становления и развития лазеров, в которых используются квантовые свойства излучения вещества.

Дидактический опыт изучения студентами высших учебных заведений истории возникновения, становления и развития геометрической, волновой и квантовой оптики показывает его эффективность в повышении качества обучения естественно-математическим дисциплинам учащейся молодежи в современной высшей школе [3].

Анализируя и обобщая приведенный выше краткий материал, можно сформулировать вывод о том, что включение в содержание обучения студентов высшей школы исторического материла о возникновении, становлении и развитии геометрической, волновой и квантовой оптики способствует повышению уровня интеллектуального и творческого потенциала обучающихся в высших учебных заведениях.

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Проектирование и реализация подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 4. - С. 108 - 113.

2. Каримов М.Ф. Начала естествознания по Демокриту и их значения для становления науки и дидактики // История и педагогика естествознания. - 2012. - № 4. - С. 27 - 31

3. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.

© Каримов М.Ф., Фазылова Г.М., 2018

УДК 376.37

Коновалова Е.Г.

учитель-логопед МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №1 "Снежинка" поселка Троицкий, Губкинского района, Белгородской области

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация

В данной статье рассмотрено особенности развития предложно-падежных конструкций у детей с

~ 145 ~

общим недоразвитием речи.

Ключевые слова:

предложно-падежные конструкции, гнозис, праксис, общее недоразвитие речи, пространственные

представления, грамматический строй

При общем недоразвитии речи формирование грамматического строя имеет свои особенности, связанные с особенностями развития детей с речевой патологией и происходит с наибольшими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактные, чем лексические, а грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил. У большинства детей с речевой патологией отмечается недоразвитие или несформированность пространственных представлений. Это может проявляться в нарушении восприятия собственной схемы тела, в формировании представлений о ведущей руке, о частях лица и тела, в ориентировке в окружающем пространстве. Многие пространственные понятия (спереди, сзади, вверху, внизу) дети осваивают только в ходе специального обучения. Они затрудняются в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения (под, над, около). У многих из них восприятие целостного образа предмета нарушено: не могут сложить разрезную картинку, не выполняют конструирование по образцу из палочек и строительного материала. В дальнейшем у детей появляются сложности при ориентировке в схеме тетрадного листа. Наиболее употребительными грамматическими средствами, выражающими в современном русском языке оптико-пространственные отношения, являются сочетания предлогов с падежными формами. Употребление предлогов представляет значительные трудности для старших дошкольников с недоразвитием речи.

Ежегодное диагностическое обследование детей с ОНР позволяет выявить нарушения предложно-падежных конструкций, которые проявляются в виде следующих ошибок:

- пропуск или замена предлогов (Чаще всего наблюдается опускание предлогов В, НА, ИЗ; замена предлогов НА и НАД, ПОД и ПО на «А», предлога С (СО) на предлог ОТ. (Нарушение дифференциации предлогов происходит из-за непонимания их смыслового значения.), отсутствие сложных предлогов ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД;

- замена одной предложно-падежной конструкции другой;

- неправильное употребление падежного окончания существительного при согласовании с предлогом;

- неправильное употребление, как предлога, так и падежного окончания.

Исследования разных авторов показывают, что при общем недоразвитии речи существует сильная корреляция между пониманием и владением пространственными предлогами и сформированностью оптико-пространственного гнозиса и праксиса. Если своевременно, в дошкольном возрасте, неоткорректировать данное нарушение, то впоследствии это может проявиться в виде дислексии и дисграфии. Чтобы предупредить подобные последствия, я стараюсь вести систематическую и планомерную работу по формированию предложно-падежных конструкций.

Работа по их формированию осуществляется в процессе развития понимания речи, расширения и уточнения словарного запаса, формирования грамматических средств языка, произношения, развития связной речи и обучения грамоты.

На начальном, подготовительном, этапе необходимо провести работу по формированию пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно-пространственного представления анализа и синтеза как основы усвоения, понимания и владения пространственными предлогами и последующего формирования предложно-падежных конструкций. Эта работа осуществляется на логопедических занятиях, в игровой деятельности, в режимных моментах в ходе выполнения заданий на развитие ориентировок в схеме тела, определение пространственного расположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела.

Список использованной литературы:

1. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. / Гвоздев А.Н. - М., 1996.

2. Ефименкова Л.И. Формирование речи у дошкольников. / Ефименкова Л.И. М., 1985.

3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.

~ 146 ~

/ Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. - М., 1990.

4. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция ОНР у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). / Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В СПб. , 1999.

© Коновалова Е.Г., 2018

УДК37

Коновалова Е. Г.

учитель-логопед МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №1 "Снежинка" поселка Троицкий, Губкинского района, Белгородской области shutova77.94@mail.ru

МНЕМОТЕХНИКА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Особую сложность представляет развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР), потому что существует множество проблем:

- недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение;

- бедная диалогическая речь;

- неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;

- бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.

Логопеду нужно помочь ребенку восполнить нехватку речевых средств и преодолеть трудности планирования монолога.

Актуальность мнемотехники для дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи обусловлена тем, что как раз у таких детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников с нарушениями речи как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы педагогов приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи у детей.

Главной задачей развития связной речи ребенка с тяжёлыми нарушениями речи является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине. Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.

Связная речь - главный показатель умственного развития и общего кругозора любого дошкольников, средство общения со сверстниками, а также необходимое условие успешного обучения в дальнейшем. Нам с вами очень важно научить ребенка выражать свои мысли точно, грамотно и последовательно, выделять главное в своем высказывании.

Чтобы ребенок научился последовательно высказываться, надо упражнять его в составлении разных рассказов. Ему предлагаются полезные и интересные виды работ.

~ 147 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.