ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ Зотова И.В.1, Литвиненко С.Л.2
'Зотова Ирина Васильевна — кандидат педагогических наук, доцент;
2Литвиненко Светлана Леонидовна — студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно—педагогический университет, г. Симферополь Республика Крым
Аннотация: в данной статье проанализированы научные исследования по проблеме моделирования в речевом развитии детей. Рассматривается современный подход к развитию связной речи дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения с использованием метода наглядного моделирования в познавательной деятельности детей для активизации связной речи и роль данного метода для более полноценного восприятия ребенком окружающего мира, формы работы по использованию наглядных моделей в процессе формирования связных речевых высказываний в старшей возрастной группе с целью повышения эффективности работы по формированию монологической и диалогической речи детей.
Ключевые слова: средства наглядного моделирования, схемы-модели, дети дошкольного возраста, речевое развитие, связная речь, речевые высказывания.
УДК 372.122
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Данный факт обусловлен социальной значимостью и ролью развития связной речи в формировании личности детей дошкольного возраста. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи [1].
Связная речь — высшая форма речи, мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.).
Овладение связной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (М.М. Алексеева, В.В. Краевский, А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба и др.).
Среди уместных для детей дошкольного возраста методов развития речи в значительном количестве исследований (Е.Л. Агаева Л.А Венгер, Д.Б. Эльконин) определяется моделирование.
Центральным звеном, с помощью которого педагог может решать самые разные познавательные и творческие задачи, являются образные средства, точнее, модельные представления. Доказательство этому - многолетние исследования, А.В. Запорожца, Н.Н. Поддъякова, Д.Б. Эльконина под руководством Л.А. Венгера, эффективным способом решения проблемы развития связной речи ребенка является прием моделирования.
Обучение моделированию целесообразно начинать в дошкольном возрасте, так как, по данным Л.С. Выготского, Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой, дошкольный возраст - это период наиболее интенсивного становления и развития личности.
Особенности развития связной речи изучались Л.С. Выготским, А.М. Леушиной, С.Л. Рубинштейном, Ф.А. Сохиным и другими специалистами в области психологии и методики развития речи. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста и факторы ее развития изучались также В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, Н.М. Крыловой, В.И. Логиновой, Е.А. Флериной [7].
Специалисты по дошкольной педагогики Е.А. Смирнова и О.С. Ушакова раскрывают возможность применения серии сюжетных картин в развитии связной речи, о возможности использования картинок в процессе обучения детей дошкольного возраста рассказыванию достаточно много пишет В.В. Гербова, а Л.В. Ворошнина раскрывает потенциал связной речи в плане развития детского творчества.
На современном этапе является актуальным использование метода наглядного моделирования в различных сферах познавательной деятельности детей, поскольку доказано его эффективное воздействие на познавательную активность детей, развитие логического мышления, повышение
интереса к красоте собственного языка и возникновения восторга от более полноценного восприятия окружающего мира и на развитие памяти, воображения, воспитание самостоятельности и уверенности в себе [5].
В старшем дошкольном возрасте происходит переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. При правильной организации учебной и воспитательной работы ребенок уже к 5-6 годам вполне способен овладеть такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, анализ и синтез. В этот период у детей появляется способность использования в мышлении модельных образов, которые с помощью схем, символов материализуют скрытые связи между предметами и явлениями. Так как уже в период старшего дошкольного возраста мышление у детей отличается предметной образностью и наглядной конкретностью, то эффективным методом реализации умственного воспитания и развития речи ребенка является моделирование.
Доктор педагогических наук, В.И. Логинова понимает моделирование как процесс создания моделей и их использования с целью формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях и связях объектов. Психолог И.Б. Новиков характеризует моделирование как опосредованное практическое или теоретическое исследование объекта, при котором непосредственно изучается не интересующий нас объект, а вспомогательная, искусственная или естественная система, находящаяся в некотором объективном соответствии с объекта, который познается [5].
Метод наглядного моделирования облегчает процесс изучения детьми стихов, загадок, скороговорок, так как они сами могут их «читать». Постепенно память дошкольников укрепляется, образное мышление развивается, они гораздо лучше, легче и эмоциональнее запоминают тексты, большие по объему. Разучивание становится для дошкольников делом веселым, эмоциональным, и при этом содержание текста - осязаемым, видимым, таким, который можно представить.
Мнемические схемы играют значительную роль в дифференцированном обучении. Дети со средним и низким уровнем развития памяти невольно учат стихотворение в повседневной жизни, обращая внимание на «подсказку». Для детей с достаточным и высоким уровнем развития схема оказывается средством самоконтроля и самооценки. Используя творческий потенциал и уровень сформированности психических процессов у детей высокого уровня развития, воспитатели проводят работу, направленную на обратную связь, то есть создание схем-моделей самими детьми. Дети с высоким уровнем развития схематично изображают знакомую загадку, а дети с низким и средним уровнем - отгадывают. Это способствует налаживанию товарищеских отношений, формированию адекватной самооценки у детей, а главное - подготовке малышей к овладению программными задачами в школе [7].
Модели и схемы как средства обучения, воспроизводят в наглядной форме скрытые свойства и качества. Модели могут быть материальными (подвижными или неподвижными), то есть построенными из вещества, а также идеальными, делятся на три вида: образные (рисунки, карты, схемы), знаковые (знаково-символические), передающие особенности, закономерности с помощью знаков искусственного языка, и мыслительные (мысленные, умственные). Модель копирует, упрощает, схематизирует исследуемый объект и одновременно фиксирует его существенные признаки.
Существуют различные классификации видов моделей. Стоит заметить, что среди многообразия имеющихся видов моделей не все из них могут быть использованы для обучения детей дошкольного возраста. Главное для ребенка - это овладение внешними формами замещения и наглядного моделирования, то есть использование условных обозначений или схематических рисунков.
Таким образом, формируются способности употреблять заменители и модели, представлять себе то, о чем говорят взрослые, заранее видеть возможные результаты собственных действий. Все это способствует развитию всех психических процессов - понимания, логического мышления и воображения. Использование моделей позволяет раскрыть детям существенные особенности объектов, закономерные связи, формировать системные знания и основы наглядного и схематического мышления.
Обучение моделированию целесообразно начинать в младшем дошкольном возрасте, поскольку по исследованиям Л.С. Выготского, указанный период является временем становления и развития личности [2].
Сфера применения наглядного моделирования отнюдь не ограничивается решением учебных задач - она охватывает самые разные виды детского мышления. Виды работы, направленные на использование метода наглядного моделирования в ДОУ, представленные в следующих направлениях: совершенствование умения использовать разные конструкции предложений; умение описывать предмет и составлять рассказ, сказку, изучать поэтические произведения; обобщение разрозненных представлений об окружающем мире; умение анализировать, выделять существенное,
находить общее и отличное, отыскивать противоречия; обучение наблюдательности и любознательности; повышение интереса к изучению родного языка
Использование схем в составлении описательных рассказов облегчает детям овладение процессом речью. Кроме того, наличие наглядности делает такие рассказы четкими, логичными, последовательными и распространенными.
Схемы можно использовать и для сравнительных описательных рассказов, и в повседневной жизни: условные обозначения в календаре природы, графическое изображение физкультминуток, дидактические игры усложненного содержания и тому подобное.
Рассматривания картин, предметов помогает детям называть их характерные признаки, возможные действия с ними. Трудности возникают, когда необходимо самостоятельно определить главные признаки предмета во время его рассматривания, установить последовательность называния признаков, удержать в памяти последовательность как план рассказа-описания. Описание предметов вызывает у детей ряд трудностей, поскольку нужно самостоятельно определить главные признаки предмета, установить последовательность в своем высказывании, удерживать в памяти содержание и структуру, которая является планом рассказа-описания [2].
В развитии навыков составления описательных рассказов большую помощь оказывает предварительное составление модели описания. Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заменители качественных характеристик объекта: принадлежность к родовому понятию; величина, цвет, форма; детали, качество поверхности; материал, из которого изготовлен предмет; как он используется; почему предмет нравится. Собственно, по такой модели можно описать любой отдельный предмет [2].
У детей возникают значительные проблемы в составлении рассказа по сюжетной картине, которая требует от ребенка умения выделить основные лица или объекты картины, установить их взаимосвязь и взаимодействие, определить особенности композиционного фона картины.
Работа по формированию навыков рассказа по картине состоит из 3 этапов: выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины; определение взаимосвязи между ними; объединение фрагментов в единый сюжет. При этом используются следующие модели: предметные картинки, полоски, разноцветные круги, фрагменты изображения картины, силуэтные изображения значимых объектов картины, схематические изображения как элементы наглядных моделей, что является планом рассказа по картине или серии картин.
Как план в составлении рассказов по картине используются карточки-символы: знак вопроса (рассказ о названии картины); символ, обозначающий место действия; символ, который означает время действия; действующие лица, изображенные на картине; карточки со стрелками, которые обозначают композицию картины; действия героев картины; цветовая палитра; символ «сердце» (чувства, которые вызывает картина); одежда персонажей; настроение и характер действующих лиц.
Довольно часто наглядная модель становится средством преодоления страха ребенка перед составлением творческих рассказов, что предполагает умение ребенка создавать особый замысел и развернуть его в рассказ с различными деталями и событиями. Ребенку предлагается модель рассказа, а он должен наполнить элементы модели смысловыми качествами и составить рассказ [6].
Последовательность работы по формированию навыков составления творческого рассказа такова: ребенку предлагается придумать ситуацию, которая могла бы произойти с конкретными персонажами в определенном месте. При этом модель рассказа дает воспитатель и предлагает конкретные персонажи рассказа, а пространственное оформление модели ребенок производит самостоятельно. Конкретные герои заменяются их силуэтными изображениями, что позволяет ребенку проявить творчество в оформлении героев рассказа. Дошкольнику предлагают составить рассказ по модели, составляющими которого могут являться неопределенные заменители персонажей рассказа (например, геометрические фигуры). Воспитатель также может предложить тему рассказа или ее самостоятельный выбор, как и персонажей своего рассказа.
Педагог дошкольного образования А.Б. Ланникова в повторении сказок предлагает использовать три вида моделирования [4]: сериационное, двигательное, временно-пространственное. В старшей группе в основном используется временно-пространственное моделирование сказок. Однако прежде, чем применять такой сложный для детей вид деятельности, нужно начать с простого - сериационного - моделирования сказок. Работа начинается с повторения уже знакомых детям сказок. Дети вспоминают и называют персонажей сказки, уточняют, сколько их в этой сказке, как они одеты, какого цвета одежда. Рассмотрев картинки из этой сказки, можно выложить мозаику отдельных фрагментов сказки, обыграть сказку, используя настольный театр. Небольшие по содержанию сказки дети могут инсценировать, стараясь движениями и голосом подражать героям, что требует интонационной выразительности [4].
Для закрепления событий, происходящих в сказке или рассказе, в свободное время стоит привлекать детей к рисованию эпизодов из них, лепке героев. После проведения предварительной работы детям предлагаются условные заменители персонажей сказки: кружочки, полоски, квадратики и тому подобное. Их нужно рассмотреть, определить, в чем они похожи между собой и чем отличаются (цветом, размером) [3].
Пространственное моделирование сказок - это более сложный вид, посредством которого временные события сказки могут быть наглядно представлены в виде модели. При этом сначала используются готовые пространственные модели. Важно, чтобы дети сначала запомнили внешний признак, который выделяется как основной (цвет, размер), условие, которое была для них отправной точкой для общения, чтобы строить сюжет сказки с помощью заменителей. Далее детям предлагается уже более сложный признак - не наглядный, а связанный с характером персонажа. Внимание детей обращается на характеристику персонажей: если это добрый, светлый образ, то он может замещаться светлыми цветами: голубым, розовым, белым, а если злой - черным и тому подобное [7].
Во время изучения наизусть стихотворных произведений целесообразно также использовать мнемические схемы-модели. Метод наглядного моделирования облегчает процесс изучения стихов, загадок детьми, поскольку они сами их могут «читать».
Следовательно, учитывая исследования педагогов, психологов по применению метода моделирования в работе с дошкольниками, можно сделать вывод, что применение моделей является эффективным методом обучения, который обеспечивает взаимосвязь речевого и умственного развития детей дошкольного возраста. Необходимость владения методикой моделирования обусловлена практической значимостью моделирования как общего метода научного познания, так и психолого-педагогическими аспектами такой познавательной деятельности.
Список литературы
1. Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Л.А. Венгер. М.: Педагогика, 2006. 224 с.
2. Выготский Л.С. Мышление и речь: собрание трудов. / Л.С. Выготский. М.: Эксмо, 2011. 640 с.
3. Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду / Л.Е. Журова. М.: Педагогика, 2008. 216 с.
4. Ланникова А.Б. Метод моделирования сказок как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]: А.Б. Ланникова. Режим доступа: // http://ЫЫюfond.raMew.aspx?id=5589/ (дата обращения: 05.05.2017).
5. Логинова В.А. Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред. Ф.А. Сохина. М.: Просвешение, 2004. 223 с.
6. НовикИ.Б. Философские вопросы моделирования психики / И.Б. Новик. М.: Наука, 2009. 176 с.
7. ФридманЛ.М. Наглядность и моделирование в обучении / Л.М. Фридман. М.: Знание, 2014. 80 с.
СПЕКТАКЛИ РЕЖИССЁРА Г. НАЖИДОВОЙ В ГОСУДАРСТВЕННОМ ТЕАТРЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМЕДИИ (ОПЕРЕТТЫ) УЗБЕКИСТАНА
Ганиева Л.М.
Ганиева Лола Мухсинджановна - кандидат искусствоведения, доцент, кафедра эстрадно-инструментального исполнительства, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: статья посвящена раскрытию творческой деятельности режиссёра-постановщика спектаклей в Государственном театре музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана Гульрух Нажидовой. Раскрывается её умение на основе использования исторических фактов и современных подходов красочно и зрелищно сделать постановку к спектаклям. Показан оригинальный творческий подход, позволяющий мастеру-профессионалу добиться значительных успехов в любимом деле. Ключевые слова: спектакль, театр, концерт, музыка, искусство, культура, режиссёр, танец, пьеса.
В Узбекистане повысился интерес к культурному наследию, духовным ценностям и выше потребности к национальным традициям. В театральном искусстве поднялись тенденции возрождения исторического наследия, в том числе традиций «устоз-шогирд» (учитель-ученик), которые тесно переплетены с происходящими в республике интеграционными изменениями во всех сферах деятельности. Особенно это сказывается в сценическом искусстве. Потому как театр и
52