7. Tunik E.E. Diagnostika kreativnosti. Test E. Torrensa [Diagnostics of creativity. E. Torrens test]. Saint-Petersburg: Rech', 2006. 176 p.
8. Halifaeva O.A. Razvitie kreativnosti podrostkov v obrazovatel'nom uchrezhdenii [The development of creativity of teenagers in an educational institution]. Psihologiya obucheniya [Psychology of learning], 2008, no.
9. pp. 13-23.
9. Homyakov D.S. Formirovanie kreativnosti podrostkov i starshih shkol'nikov sredstvami art-terapii: dis. ... kand. psihol. nauk [The formation of creativity of teenagers and senior pupils by art therapy. Ph. D. (Psychology) diss.]. Moscow, 2006. 161 p.
10. Shumakova N.B. Osobennosti kreativnosti v podrostkovom vozraste [Elektronnyj resurs] [The peculiarities of creativity in teen age]. Psihologo-pedagogicheskie issledovaniya [Psychological - pedagogical researches], 2017, vol. 9, no. 4, pp. 108-117. URL: http://psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2017_4_5481.pdf (Accessed 23.02.2019).
11. El'konin B.D. Oposredstvovanie. Dejstvie. Razvitie [Mediation. Act. Development]. Izhevsk: ERGO, 2010. 279 p.
12. Yakovleva E.L. Emocional'nye mekhanizmy lichnostnogo i tvorcheskogo razvitiya [The emotional mechanisms of personal and creative development]. Voprosy psihologii [Questions of Psychology], 1997, no. 4, pp. 20-27.
13. Bodoyavlenskaya D., Kotlyarova L. Metodological concepts of building up the creativity typology [Electronic resource]. Sosiety. Integration. Education: proceedings of the Scientific Conference, 26-27 May 2017. Rezekne, 2017, vol. I, pp. 469-477. URL: http://journals.rta.lv/index.php/SIE/article/view/2298/2320 ISSN1691-5887.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Е.А. Волгуснова, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и педагогической психологии, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-4588-8854.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:
E.A. Volgusnova, Ph. D. in Psychology, Associate Professor at the Department of Psychology of Development and Educational Psychology, Shadrinsk state pedagogical university, Shadrinsk, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-4588-8854.
УДК 376.37
Евгения Валерьевна Ляпунова
г. Шадринск Ирина Анатольевна Тютюева
г. Шадринск
Влияние сказок на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
В данной статье описываются результаты исследования уровня связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, проведенного по методикам: «Исследование связной речи с помощью серии заданий» В.П. Глухова, «Диагностика устной речи» Т.А. Фотековой, «Диагностика состояния связной речи» И.В. Прищеповой, С.В. Недоленко, адаптированных для детей дошкольного возраста. Предлагаются результаты формирующего эксперимента по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Развитие связной речи проводилось по специальной авторской психолого-логопедической программе с использованием сказок. Данная психолого-логопедическая программа основана на а общепринятых принципах коррекционной работы, а также базировалась на теориях порождения речи Т.В. Ахутиной, Л.С. Выготского и др., концепции о структуре акта речевой деятельности А.А. Леонтьева, теории развития детской речи Н.В. Гавриш, а также на представлениях о структуре речевого дефекта Е.М Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, дошкольный возраст, связная речь, сказка, речевой дефект, развитие речи.
Evgeniia Valerievna Lyapunovа
Shadrinsk Irina Anatolyevna Tyutyuyevа
Shadrinsk
The influence of fairy tales on the development of continuous speech in senior preschool children with speech disorders
This article describes the results of the study of the level of continuous speech in senior preschool children with speech disorders , which was done according to the methods: "The study of continuous speech using the series of tasks" V.P. Glukhova, "Diagnosis of oral speech" T.A. Fotekova, "Diagnostics of the state of continuous speech" I.V. Prishchepova, S.V. Nedolenko, adapted for preschool children. The results of a formative experiment on the development of continuous speech in senior preschool children with a general underdevelopment of speech of the third level are proposed. The development of continuous speech was carried out according to a special author's psychological and speech therapy program based on the fairy tales. This psycho-speech therapy program was based on the generally accepted principles of remedial work and was also based on the theories of speech generation by T.V. Akhutina, L.S. Vygotsky and others, the concept of the structure of the act of speech activity by A.A. Leontiev, theory of the development of children's speech by N.V. Gavrish, as well as on the ideas about the structure of the speech defect by E.M. Mastyukova, T.B. Filicheva, G.V. Chirkina.
Keywords: general speech underdevelopment, preschool age, continuous speech, fairy tale, speech disorder, speech development.
В настоящее время, по данным психолого-медико-педагогической комиссии, с каждым годом возрастает количество детей, имеющих тяжелые формы нарушения речи. К таким формам относят и общее недоразвитие речи (ОНР). Столкнувшись с данным нарушением в дошкольном возрасте и оставшись без логопедической поддержки, дети, поступающие в школу, могут испытывать трудности в обучении письму и чтению. Также среди частых проблем, которые возникают у младших школьников, встречается неспособность связно и логично выстраивать свои высказывания, формулировать мысли, пересказывать тексты, составлять свои рассказы. Данные навыки должны формироваться у детей до начала школьной поры, однако при ОНР связная речь всегда нарушена, поэтому важно уже в дошкольном возрасте помимо коррекции звукопроизношения заниматься с дошкольником развитием связной речи.
Одним из эффективных и доступных методов развития связной речи у детей с ОНР является сказка. В дошкольной педагогике, изучением роли сказки в развитии связной речи у детей занимались: В.П. Аникин [1], Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева [6], В.Я. Пропп [12], К.Д Ушинский [14].
Актуальность нашего исследования определяется той огромной ролью, которую играет сказка в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста. Она имеет важнейшее значение для подготовки детей к школе, где развитая связная речь является необходимым условием дальнейшего обучения.
Противоречие между необходимостью развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с помощью сказок и ограниченным объёмом методической литературы и программ для логопедов по данному вопросу.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать психолого-логопедическую программу по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством сказок.
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что психолого-логопедическая программа по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня будет эффективна посредством использования сказок
Исходя из намеченной цели и выдвинутой гипотезы, нами были определены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать литературные источники по проблеме исследования, раскрыть понятие сказки и роль сказки в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста, проанализировать психолого-педагогические особенности детей с ОНР;
2. Подобрать методы и методики исследования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня;
3. Провести констатирующий эксперимент для выявления уровня сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Ш уровня;
4. Разработать и апробировать психолого-логопедическую программу использования сказок как средства развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня;
5. Провести контрольное обследование детей и проанализировать результаты обследования.
Исследование проводилось в несколько этапов. Первый этап - теоретический, предполагал анализ специальной литературы, определение цели, объекта, предмета, задач исследования, а также подбор диагностических методик для определения уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Изучив работы таких авторов как Л.С. Выготский [3], В.П. Глухов [5], А.Р. Лурия [8], О.С. Ушакова [13] и др. мы пришли к выводу, что связная речь играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи детей дошкольного возраста.
Также, согласно исследованиям А.М. Леушиной мы выяснили, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня имеется значительное отставание от нормального развивающихся детей в овладении навыками связной речи. Они неспособны правильно оформить содержание высказываний, часто выпускают важные смысловые звенья, при составлении рассказа и пересказа пользуются простыми предложениями, ограничиваются перечислений действий или героев. Также их самостоятельные высказывания характеризуются множественными аграмматизмами, неадекватным использованием лексических средств.
Рассмотрев понятие сказки и ее виды в исследованиях и работах К.С. Аксакова, А.И. Никифорова, Ж. Пиаже, В.Я. Проппа, К.Д. Ушинского [10,11,12,14] мы пришли к выводу, что сказка является наиболее интересным и эффективным средством для развития устной речи детей. Тексты сказок помогают заинтересовать ребенка, способствуют развитию устной речи, развивают умение правильно сроить диалоги, управлять силой, темпом, интонацией и выразительностью собственного голоса, также развивают творческие способности детей, помогают побороть страхи и приобщают детей к культуре и этническому опыту.
Далее мы приступили к экспериментальному изучению состояния связной речи у детей с ОНР III уровня. В качестве методик, используемых для диагностики, мы выбрали методику «Исследование связной речи с помощью серии заданий» В.П. Глухова, тестовую методику «Диагностика устной речи» Т.А. Фотековой, а также методику «Диагностика состояния связной речи» И.В. Прищеповой и С.В. Недоленко. Методики Т.А. Фотековой и И.В. Прищеповой были адаптированы для детей дошкольного возраста.
В результате проведения исследования, анализ результатов показал, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III ур. преобладает средний и низкий уровень связной речи. Дети испытывали трудности как при составлении предложений по картинке, так и при пересказе текста. У всех детей при ответах отмечались аграмматизмы, длительные паузы, связанные с поиском слов. Составленные предложения были грамматически неправильно оформлены, характеризовались отсутствием логики и несвязностью. В рассказах дошкольников отмечались нарушения
согласования, пропуски сложных предлогов. Рассказы состояли из простых предложений и были недостаточно развернуты и последовательны. Больше 50% детей при составлении предложения или рассказа ограничивались только перечислением предметов или действий, даже, несмотря на помощь.
Проведенный анализ показал необходимость создания и реализации психолого-логопедической программы, направленной на коррекцию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Второй этап нашего исследования (практический) был посвящен составлению и реализации психолого-логопедической программы формирующего эксперимента, а также повторному проведению исследования для выявления динамики.
Предложенная нами программа «Я играю в сказку» включала несколько направлений: диагностическое, коррекционное и консультативное. Данная программа реализовалась в структуре логопедических занятий на опорном (базовом) логопедическом пункте МАОУ Гимназии №1 г. Тюмени, с обучающимся в возрасте 6-ти лет.
Целью программы «Я играю в сказку» являлось формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством использования русских народных сказок.
Задачи программы:
Развивающие:
- развитие связной речи;
- обогащение словарного запаса.
Коррекционные:
- совершенствование грамматического строя речи;
- развитие звуковой стороны речи;
- развитие творческого потенциала каждого ребенка;
- развитие мелкой моторики;
- развитие внимания, мышления, памяти, воображения.
Воспитательные:
- формирование положительной мотивации, самоконтроля, самооценки;
- развитие интереса к народному творчеству;
- воспитание толерантности и эмпатии в отношении к героям сказки;
- воспитание бережного отношения к природе;
- развитие у обучающихся чувства ответственности;
- воспитание у детей привычки читать и интересоваться литературой.
Разработанная психолого-логопедическая программа основывалась на
общепринятых принципах коррекционной работы, а также базировалась на теориях порождения речи Т.В. Ахутиной [2], Л.С. Выготского [3], и др., концепции о структуре акта речевой деятельности А.А. Леонтьева [7], теории развития детской речи Н.В. Гавриш [4], а также на представлениях о структуре речевого дефекта Е.М Мастюковой [9], Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной [15].
Наша программа рассчитана на 28 занятий, продолжительностью 3 месяца. Занятия проводились три раза в неделю. Продолжительность одного группового занятия 30 минут, индивидуального - 20 минут.
Все групповые логопедические занятия имели общую структуру:
1. Организационный момент;
2. Знакомство со сказкой;
3. Пальчиковая гимнастика;
4. Проведение дидактических игр, направленных на развитие связной речи, обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.
5. Проведение физ. минутки;
6. Беседа по сказке;
7. Игры на внимание;
8. Знакомство с пословицами и обсуждение смысла пословиц;
9. Рефлексия и подведение итогов занятия.
Индивидуальные занятия также имели общую структуру.
1. Пальчиковая гимнастика;
2. Дидактические игры;
3. Задания на развитие связной речи.
После реализации психолого-логопедической программы «Я играю в сказку», нами был проведено повторное исследование уровня связной речи у исследуемых детей, для выявления динамики. Исследование позволило наблюдать изменение в связной речи с положительной стороны. Дети начали следить за своей речью, их высказывания стали более развернутыми. Пересказы детей, после проведения формирующего эксперимента отличались полнотой и содержательностью, также наблюдалась связность и последовательность изложения.
На рисунке 1 отражены сравнительные результаты уровня связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня до и после проведения формирующего эксперимента, по методике В.П. Глухова.
50% 50%
40%
30%
20%
10%
0% 0% 0% ■ 0%
Очень низкий Низкий Недостаточный Средний Высокий
уровень уровень уровень уровень уровень
■ До экспери глента и Пос/i е э ксперимента
Рис. 1 Распределение испытуемых по уровням связной речи до и после формирующего эксперимента, % (по методике В.П. Глухова)
На рисунке 2 наглядно продемонстрировано распределение испытуемых по уровням сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня по методике Т.А. Фотековой до и после проведения формирующего эксперимента.
70%
50%
40%
IflO/
3V70 ш
10%
0% 0% 0%
Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Очень высокий
уровень
■ До экспер и мента ■ Поел е э ксге риме нта
Рис. 2 Распределение испытуемых по уровням связной речи до и после формирующего эксперимента, % (по методике Т.А. Фотековой) контрольном этапе исследования по
методике Т.А. Фотековой, %
На рисунке 3 также отражены сравнительные результаты констатирующего и контрольного исследования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня по методике И.В Прищеповой, С.В. Недоленко.
Рис. 3 Распределение испытуемых по уровням связной речи до и после формирующего эксперимента, % (по методике И.В. Прищеповой, С.В. Недоленко)
В результате, внедрение в коррекционную работу психолого-логопедической программы с использованием сказок, привело к стойкой динамике и способствовало развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III. Положительные результаты развития связной речи свидетельствуют о правильности выбора метода и форм работы с детьми с ОНР III уровня.
Также проведя расчеты при помощи методов математической статистики по U критерию Манна-Уитни мы увидели, что полученный результат входит в зону значимости (рисунок 4), тем самым подтверждая эффективность предложенной нами психолого-логопедической программы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Рис.4 Зона значимости
Таким образом, цель нашего исследования была достигнута и гипотеза о том, что психолого-логопедическая программа по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня будет эффективна посредством использования сказок была подтверждена.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аникин, В.П. Русская народная сказка [Текст] / В.П. Аникин. - М. : Мозаика-Синтез, 2009. - 347 с.
2. Ахутина, Т. В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса [Текст] / Т.В. Ахутина. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1989. - 215 с.
3. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Юрайт, 2019. - 432 с.
4. Гавриш, Н.В. Формирование образности речи старших дошкольников в процессе обучения родному языку [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Н.В. Гавриш. - М., 1991. -188 с.
5. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / В.П. Глухов. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : АРКТИ, 2004. - 168 с.
6. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии [Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евсигнеева. -СПб. : Речь, 2018. - 320 с.
7. Исследования детской речи. Основы теории речевой деятельности [Текст] / под ред. A.A. Леонтьева. - М., 1974. - 178 с.
8. Лурия, А.Р. Язык и сознание [Текст] / А.Р. Лурия ; под ред. Е. Д. Хомской. - Ростов н/Д : Феникс, 1998. - 416 с.
9. Мастюкова, Е.М Преодоление общего недоразвития речи дошкольников [Текст] / Е.М. Мастюкова, Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева. - М. : Просвещение, 2005. - 345 с.
10. Никифоров, А.И. Народная детская сказка драматического жанра [Текст] / А.И. Никифоров // Сказочная комиссия в 1927 г. - Л., 1928. - С. 49-63.
11. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребёнка [Текст] / Ж. Пиаже. - М. : Просвещение, 2010. - 342 с.
12. Пропп, В.Я. Русская сказка [Текст] / В.Я. Пропп. - М. : Лабиринт, 2005. - 384 с.
13. Ушакова, О.С. Связная речь [Текст] / О.С. Ушакова // Развитие речи детей дошкольного возраста /
0.С. Ушакова ; под ред. Ф.А. Сохина. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 1994. - 245 с.
14. Ушинский, К.Д. Наука и искусство воспитания [Текст] / К.Д. Ушинский ; сост. С.Ф. Егоров. - М., 1994. - 207 с.
15. Филичева, Т.Б. Нарушения речи у детей [Текст] : пособие для воспитателей дошк. учреждений / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М. : Профессиональное образование, 1993. - 232 с.
REFERENCES
1. Anikin V.P. Russkaya narodnaya skazka [Russian folktale]. Moscow: Mozaika-Sintez, 2009. 347 p.
2. Ahutina T.V. Porozhdenie rechi. Nejrolingvisticheskij analiz sintaksisa [The generation of speech. Neuro-Linguistic Syntax Analysis]. Moscow: Izd-vo Mosk. un-ta, 1989. 215 p.
3. Vygotskij L.S. Myshlenie i rech' [Thinking and speech]. Moscow: Yurajt, 2019. 432 p.
4. Gavrish N.V. Formirovanie obraznosti rechi starshih doshkol'nikov v processe obucheniya rodnomu yazyku: dis. ... kand. ped. nauk [The formation of the figurativeness of speech of senior preschoolers in the process of teaching their native language. Ph. D. (Pedagogics) diss.]. Moscow, 1991. 188 p.
5. Gluhov V.P. Formirovanie svyaznoj rechi detej doshkol'nogo vozrasta s obshchim nedorazvitiem rechi [The formation of continuous speech of preschool children with general speech underdevelopment]. 2-e izd., ispr. i dop. M.: ARKTI, 2004. 168 p.
6. Zinkevich-Evstigneeva T.D. Praktikum po skazkoterapii [Tale-therapy workshop]. Saint-Petersburg: Rech', 2018. 320 p.
7. Leont'eva A.A. (ed.) Issledovaniya detskoj rechi. Osnovy teorii rechevoj deyatel'nosti [Research on children's speech. Fundamentals of the theory of speech activity]. Moscow, 1974. 178 p.
8. Luriya, A.R. Yazyk i soznanie [Language and consciousness]. In E. D. Homskoj (ed.). Rostov-on-Don: Feniks, 1998. 416 p.
9. Mastyukova E.M., Zhukova N.S., Filicheva T.B. Preodolenie obshchego nedorazvitiya rechi doshkol'nikov [Overcoming the General underdevelopment of speech preschoolers]. Moscow: Prosveshchenie, 2005. 345 p.
10. Nikiforov A.I. Narodnaya detskaya skazka dramaticheskogo zhanra [Folk children's fairy tale of a dramatic genre]. Skazochnaya komissiya v 1927g. [Fairy Commission in 1927.]. Leningrad, 1928, pp. 49-63.
11. Piazhe, Zh. Rech' i myshlenie rebyonka [Speech and thinking of a child]. Moscow: Prosveshchenie, 2010. 342 p.
12. Propp, V.YA. Russkaya skazka [Russian fairy tales]. Moscow: Labirint, 2005. 384 p.
13. Ushakova, O.S. Svyaznaya rech' [Continuous speech]. In Sohina F.A. (ed.) Razvitie rechi detej doshkol'nogovozrasta [The development of speech of preschool children]. 3-e izd. Moscow: Prosveshchenie, 1994. 245 p.
14. Ushinskij K.D. Nauka i iskusstvo vospitaniya [Science and art of education]. Egorov S.F. (comp.). Moscow, 1994. 207 p.
15. Filicheva T.B., Cheveleva N.A., Chirkina G.V. Narusheniya rechi u detej: posobie dlya vospitatelej doshk. uchrezhdenij [Speech Disorders in Children]. Moscow: Professional'noe obrazovanie, 1993. 232 p.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Е.В. Ляпунова, магистрант 2 курса факультета коррекционной педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-7614-0577.
И.А. Тютюева, кандидат психологических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-6773-4840.
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
E.V. Lyapunov^ 2 year Master's Student of the School of Correctional Pedagogy and Psychology, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 00000001-7614-0577.
I.A. Tyutyuyev^ Ph.D. in Psychology, Associate Professor of the Department of Psychology of Development and Educational Psychology, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-6773-4840.