ИЗУЧЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
УДК 3 76.3 7-053 "465.00/.07"
ББК Ч457.091 + Ч457.005.5 ГСНТИ 14.29.29 Код ВАК 13.00.03
Ю. В. Артюшкина Yu. V. Artyushkina О. С. Орлова O. S. Orlova Москва, Россия Moscow, Russia
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ
ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Аннотация. Одной из приоритетных задач коррекционного образования является обеспечение детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе и с общим недоразвитием речи (ОНР), успешной социальной адаптации и социализации в окружающем мире, развитие способности самостоятельно решать задачи и проблемы, связанные со здоровым образом жизни (ЗОЖ). Поэтому особую значимость приобретает формирование у детей данной категории валеологической компетентности. В статье приведено авторское определение названной компетентности, включающей когнитивный, мо-тивационно-ценностный и поведенческий компоненты.
Авторы представили разработанную и апробированную комплексную модель формирования валеологиче-ской компетентности у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, имеющую персонализированную направленность. Раскры-
THE MODEL OF FORMATION OF VALEOLOGICAL COMPETENCE OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT
Abstract. Ensuring successful social adaptation and socialization in the surrounding world and development of the ability to individually complete the tasks and solve the problems connected with the healthy lifestyle to children with disabilities is one of the priority tasks of special education. That is why the formation of the valeological competence of the children of this category becomes especially urgent. The article provides an authored definition of the given competence including the cognitive, motivational-value-oriented and behavioral components.
The authors worked out and tested a complex person-centered model of formation of the valeological competence in senior preschool children with speech impairments. The article describes the aim, tasks and principles of rehabilitation-educational intervention, determines the methods, approaches and content of work towards the formation of the cognitive, motivational-value-oriented and behavioral components in
ты цель, задачи и принципы коррек-ционно-развивающего воздействия, определены методы, направления и содержание работы по формированию когнитивного, мотивационно-ценностного и поведенческого компонентов названной компетентности у старших дошкольников с ОНР.
Доказано, что на формирование ва-леологической компетентности у детей с ОНР оказывают влияние социально-педагогические условия воспитания в семье и дошкольной образовательной организации, поэтому представленная модель включает работу с педагогами и родителями, направленную на их просвещение в вопросах здоровья и ЗОЖ.
Ключевые слова: дошкольная логопедия; дети с нарушениями речи; нарушения речи; валеологическая компетентность; здоровье детей; старшие дошкольники; общее недоразвитие речи; валеология; когнитивный компонент; мотивационно-ценностный компонент; поведенческий компонент; формирование ва-леологической компетентности.
Сведения об авторе: Артюшкина Юлия Владимировна, логопед.
Место работы: частное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Ломоносовская школа», Москва.
Контактная информация: 121357, 18, корп. 4.
E-mail: a_yulia@mail.ru.
senior preschool children with general speech underdevelopment.
The authors argue that the socio-pedagogical conditions of education in the family and the preschool education institution influence the formation of the valeological competence in children with general speech underdevelopment; that is why the model under consideration includes work with the pedagogues and parents targeted at their education in the issues of health and healthy lifestyle.
Keywords: preschool logopedics; children with speech impairments; speech impairments; valeological competence; children's health; senior preschoolers; general speech underdevel-opment; valeology; cognitive component; motivational-value-oriented component; behavioral component; formation of the valeological competence.
About the author: Artyushkina Yuliya Vladimirovna, logopedist.
Place of employment: private education institution general secondary school "Lomonosov School", Moscow.
Россия, Москва, Аминьевское шоссе, д.
Сведения об авторе: Орлова Ольга Святославна, доктор педагогических наук, профессор.
Место работы: кафедра логопедии, Институт специального образования и комплексной реабилитации, Московский городской педагогиче-
About the author: Orlova Ol'ga Svyatoslavna, Doctor of Pedagogy, Professor.
Place of employment: Department of Logopedics, Institute of Special Education and Complex Rehabilitation, Moscow City Pedagogical University; De-
ский университет; кафедра логопе- partment of Logopedics, Institute of
дии, Институт детства, Московский Childhood, Moscow Pedagogical State
педагогический государственный University, Moscow. университет.
Контактная информация: 119261, г. Москва, ул. Панфёрова, д. 8, к. 2; 119571, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 88.
E-mail: os_orlova@mail.ru.
Проблема компетентности и ее формирования в настоящее время является актуальной в связи с предписаниями «Концепции модернизации российского образования» о внедрении компетент-ностного подхода. Сущность ком-петентностного подхода, этимология и определение понятий «компетенция» и «компетентность» освещены в работах российских исследователей: В. В. Давыдова, И. А. Зимней, Г. И. Ибрагимова, В. А. Кальней, М. В. Пожарской, А. В. Хуторского, С. Е. Шишова — и зарубежных ученых: Р. Барнет, Дж. Равен, В. Вестера и др. [5; 14; 15].
Одним из приоритетных направлений компетентностного подхода в современном образовании является формирование и становление валеологической компетентности в связи с потребностью общества в мерах по оздоровлению человека через воспитание у него личностных качеств, помогающих сберегать здоровье, проблемой негативного влияния образовательной среды на здоровье детей. Дети с ОНР развиваются на фоне уже выявленных рас© Артюшкина Ю. В., Орлова О. С., 2017 Специальное образование. 2017. № 2
стройств здоровья: у большинства из них наблюдается общая соматическая ослабленность, наличие заболеваний различных органов и систем организма, отставание в развитии двигательной сферы. Поэтому для этих детей особую значимость приобретает формирование валеологической компетентности, которую мы определяем как интегративную характеристику личности, включающую знания о ЗОЖ, осознанное ценностное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей, способность и готовность самостоятельно и эффективно решать задачи ЗОЖ и безопасного поведения в обыденной жизни на основе социального и собственного опыта. Названная компетентность имеет сложное строение и представлена когнитивным, моти-вационно-ценностным и поведенческим компонентами.
Когнитивный компонент включает знания дошкольника о человеке как живом организме, о его частях тела и внутренних органах, о компонентах ЗОЖ и правилах ведения образа жизни, сберегающего здоровье, о взаи-
модействии с социальной и природной средой и зависимости здоровья от окружающей среды.
Мотивационно -ценностный компонент отражает принятие ребенком здоровья как ценности, потребности в сбережении и развитии своего здоровья и здоровья окружающих людей, наличие положительного отношения к заботе о своем здоровье.
Поведенческий компонент отражает способность и готовность решать задачи ЗОЖ и безопасного поведения; активность и самостоятельность при проведении оздоровительных, гигиенических и закаливающих мероприятий, осознание их необходимости; наличие творческих способностей и проявление их в деятельности, направленной на сбережение здоровья.
Модель формирования валео-логической компетентности старших дошкольников с ОНР была разработана и апробирована в 2012—2016 гг. в ходе экспериментального исследования в дошкольной образовательной организации ГБОУ СОШ с углубленным изучением английского языка № 1352 г. Москвы. В исследовании приняли участие дошкольники в возрасте 5—7 лет: 100 детей с ОНР (ГОНР) и 20 детей с нормальным речевым развитием или незначительными нарушениями речи (ГНРР), 65 родителей и 18 педагогов.
Целью педагогической модели является формирование валео-логической компетентности у старших дошкольников с ОНР. В качестве результата воспитания и обучения рассматриваются способность и готовность ребенка реализовывать на практике полученные знания, решать жизненные задачи и проблемные ситуации.
Достижению цели способствует решение ряда задач:
- повышение компетентности специалистов дошкольной организации и родителей в вопросах сбережения и укрепления здоровья, развития детей с речевыми нарушениями и формирования у них валеологической компетентности;
- организация сберегающего и развивающего здоровье пространства в дошкольной образовательной организации;
- формирование у детей когнитивного, мотивационно-ценност-ного и поведенческого компонентов компетентности.
Проектирование модели осуществлялось с соблюдением следующих принципов.
1. Принцип гуманизации — внимание к личности каждого ребенка как к высшей социальной ценности, что определяет формирование качеств личности, которые развивают ее самодеятельность и общественную активность, способность к общению, ориентируют на ЗОЖ, этические нормы и эстетические идеалы.
2. Принцип демократизации, предполагающий, что отношения в общественно-государственной системе коррекционно-педагогического процесса и валеологического воспитания расширяют сотрудничество и ответственность участников за духовное и физическое совершенствование детей, освобождают творческую деятельность педагога от регламентации, включают в единый процесс сотрудничества детей, семью, образовательную организацию и общественность.
3. Принцип дифференциации и индивидуализации — коррекцион-но-педагогический процесс ориентирован на индивидуальные особенности личностного и познавательного развития каждого дошкольника и группы в целом.
4. Принцип целостности — организация коррекционно-педаго-гического процесса, при котором стимулируется активное развитие личности в целом, осуществляется ориентация на формирование общей, валеологической и физической культуры дошкольников в единстве знаний, умений, навыков, убеждений, творческих способностей.
5. Принцип оздоровительной направленности, являющийся одним из важнейших принципов коррекционно-педагогического процесса и формирования валеологи-ческой компетентности у дошкольников и заключающийся в обя-
зательной установке на достижение наибольшего и безусловного оздоровительного эффекта (развития здоровья).
6. Принцип комплексности и интегративного подхода — формирование валеологической компетентности осуществляется через различные виды деятельности дошкольников в системе коррек-ционно-развивающего и воспитательного процессов, предполагается использование различных форм и видов работы с детьми, родителями и педагогами, завершенность каждого вида работы и мониторинг результатов.
7.Принцип научности, предполагающий приведение содержания работы по формированию валеологической компетентности у дошкольников в соответствие с уровнем развития науки и техники, с опытом, накопленным мировой цивилизацией по вопросам сбережения и развития здоровья детей.
8. Принцип доступности — предъявляемая информация должна быть адаптирована к восприятию дошкольниками с ОНР.
9.Принцип наглядности — важно, чтобы образовательный материал вызывал у дошкольников интерес и эмоциональный отклик, способствовал формированию ярких представлений о здоровье и ЗОЖ.
10. Принцип природосообразно-сти, предполагающий, что фор-
мирование валеологической компетентности у дошкольников должно основываться на целостном психолого-педагогическом знании о ребенке с ОНР, на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов. В соответствии с данным принципом необходимо культивировать у детей определенные этические установки по отношению к природе, а также ресурсосберегающее и природоохранное мышление и поведение.
Особенностью модели являлась работа по формированию когнитивного, мотивационно-ценност-ного и поведенческого компонентов валеологической компетентности. Каждый из компонентов реали-зовывался на определенном векторе формирования компетентности.
Формирование когнитивного компонента
Образовательная работа предусматривала сообщение детям сведений о человеческом организме (внешних и внутренних особенностях строения), об особенностях его функционирования, о составляющих ЗОЖ (правильное питание, режим дня, физкультура и спорт, отдых, закаливания, профилактика болезней и т. д.) и факторах, разрушающих здоровье, о безопасном поведении в быту, социуме, природе, о здоровом взаимодействии со сверстниками и взрослыми, о
том, как человек охраняет природу; формирование лексико-грам-матических категорий на материале темы; формирование связной речи, умения формулировать правила сбережения и развития здоровья. Коррекционно-развива-ющая работа включала развитие познавательных процессов; умения устанавливать причинно-следственные связи между здоровьем и образом жизни; развитие двигательной сферы.
Формирование мотивационно-ценностного компонента
Образовательные задачи заключались в закреплении словарного запаса по теме ЗОЖ, формировании лексико-грамматических категорий и связной речи, ознакомлении со сберегающими и развивающими здоровье технологиями (пальчиковая и артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения, зарядка для глаз и т. д.). Коррекционно-развиваю-щие задачи охватывали развитие мышления, внимания, творческих способностей, умений самостоятельно принимать важные для себя решения; повышение адаптивных возможностей детского организма. Воспитательные задачи реализо-вывались в формировании ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей, ответственности за свой образ жизни и здоровье, мотивации и потребности в ЗОЖ.
Формирование поведенческого компонента
Образовательная работа включала активизацию словарного запаса по теме ЗОЖ, формирование лексико-грамматических категорий и связной речи, овладение сберегающими и развивающими здоровье технологиями (пальчиковая и артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения, зарядка для глаз и т. д.), решение проблем ЗОЖ и безопасного поведения на основе социального и собственного опыта. Коррекционно-развивающее воздействие заключалось в развитии двигательной сферы (координации, скорости и четкости выполнения движений), повышении адаптивных возможностей детского организма, творческих способностей и самостоятельного мышления. Воспитательная работа предусматривала воспитание личностных качеств, помогающих сберегать и развивать здоровье, самостоятельности, ответственности, нравственных качеств.
Выбор форм, методов, приемов, средств осуществлялся с учетом уровня сформированно-сти валеологической компетентности ребенка, его индивидуальных особенностей, формируемого компонента названной компетентности. Например, дошкольникам предлагались уровневые игровые задания по теме ЗОЖ. Задания А были направлены на
восприятие, осознание, запоминание, воспроизведение знаний по теме ЗОЖ. Задания В — на осознанное применение знаний и умений в знакомой ситуации по образцу. Задания С направлены на применение творческого подхода в новой ситуации.
На формирование валеологи-ческой компетентности детей с речевыми нарушениями оказывают влияние социально-педагогические условия воспитания в семье и дошкольной образовательной организации (компетентность специалистов и родителей, их взаимодействие, перерастающее в сотрудничество, организация сберегающего здоровье пространства и др.), поэтому предложенная модель включала работу с педагогами и родителями.
Работа со специалистами детского сада шла в направлении обогащения имеющихся у них ва-леологических знаний, приобретения практических способов их реализации в профессиональной деятельности. Нами использовались разнообразные формы работы по повышению профессиональной компетентности педагогического коллектива в области сбережения здоровья дошкольников с речевыми нарушениями (научно-практические конференции, консультации, беседы, мастер-классы, открытые занятия, семинары-практикумы и др.).
Среди основных направлений работы специалистов дошколь-
ной организации (логопеда, воспитателей, психолога) с семьей можно выделить следующие:
- изучение и анализ семей, условий воспитания и развития здоровья путем анкетирования;
- просвещение родителей в вопросах развития детей с ОНР, здоровья и ЗОЖ;
- проведение совместных с родителями мероприятий, спортивных праздников, походов, выставок и т. д.;
- индивидуальную работу с семьей по требованию или запросу.
Для выявления эффективности предложенной модели было проведено контрольное исследование, в котором участвовали 60 дошкольников с ОНР, охваченные формирующим экспериментом, и 40 детей с ОНР, которые участвовали только в констатирующем эксперименте. Результаты эксперимента свидетельствовали о положительной динамике формирования валеологиче-ской компетентности старших дошкольников с ОНР. Изменения носили качественный и количественный характер, являлись значимыми, что позволило сделать вывод об их обусловленности внедрением в коррекционно-пе-дагогический процесс дошкольной образовательной организации модели формирования валео-логической компетентности у старших дошкольников с речевыми нарушениями.
Литература
1. Артюшкина, Ю. В. Влияние коррекци-онных здоровьесберегающих технологий на преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Ю. В. Артюшкина // Вестн. Москов. гор. пед. ун-та «Педагогика и психология». — 2016. — 3 (37).
2. Ахутина, Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход / Т. В. Ахути-на. — Школа здоровья, 2000.
3. Вайнер, Э. Н. Валеология / Э. Н. Вай-нер. — М. : Флинта, 2013. — 448 с.
4. Екжанова, Е. А. Раздел «Здоровье» в программе коррекционно-развивающего обучения дошкольников с ЗПР / Е. А. Ек-жанова, Е. А. Стребелева. — 2002.
5. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата современного образования [Электронный ресурс] / И. А. Зимняя // Эйдос : интернет-журн. — М., 2006. — Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm.
6. Иванова, А. И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек / А. И. Иванова. — М. : ТЦ «Сфера», 2007.
7. Колбанов, В. В. Валеология: основные понятия, термины, определения / В. В. Колбанов. — СПб. : ДЕАН, 1998.
8. Концепция Специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / Н. Н. Малофеев, О. И. Кукушкина, О. С. Никольская, Е. Л. Гончарова. — М., 2016.
9. Лазарева, Н. Н. Комплексный подход в организации здорового образа жизни ребенка: метод. рек. для работников ДОУ / Н. Н. Лазарева, А. А. Асташкина. — Тольятти, 2001.
10. Маркова, Т. В. Использование компе-тентностно-ориентированных заданий в процессе изучения природы учащимися младших классов специальной (коррекци-онной) школы VIII вида / Т. В. Маркова // Молодой ученый. — 2014. — № 4.
11. Новикова, И. М. К вопросу об оценке эффективности модели формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников с ограниченными
возможностями здоровья / И. М. Новикова // Дефектология. — 2016. — № 5. С. 21—30.
12. Новикова, И. М. Система формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях мегаполиса : мо-ногр. / И. М. Новикова. — М. : РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2015.
13. Орлова, О. С. Инновационные направления в реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья / О. С. Орлова, П. А. Эстрова // Особые дети в обществе : сб. науч. докл. и тез. выступлений участников I Всерос. съезда дефектологов / под ред. О. Г. Приходько, И. Л. Соловьёвой. — М., 2015.
14. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. — М. : Когито-Центр, 2002. — 400с.
15. Шарманова, С. Б. Роль родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни / С. Б. Шарманова // Управление ДОУ. — 2006. — № 4.
References
1. Artyushkina, Yu. V. Vliyanie korrekt-sionnykh zdorov'esberegayushchikh tekhno-logiy na preodolenie obshchego nedorazvi-tiya rechi u doshkol'nikov / Yu. V. Artyushkina // Vestn. Moskov. gor. ped. un-ta «Peda-gogika i psikhologiya». — 2016. — № 3 (37).
2. Akhutina, T. V. Zdorov'esberegayu-shchie tekhnologii obucheniya: individu-al'no-orientirovannyy podkhod / T. V. Akhu-tina. — Shkola zdorov'ya, 2000.
3. Vayner, E. N. Valeologiya / E. N. Vay-ner. — M. : Flinta, 2013. — 448 s.
4. Ekzhanova, E. A. Razdel «Zdorov'e» v programme korrektsionno-razvivayushchego obucheniya doshkol'nikov s ZPR / E. A. Ek-zhanova, E. A. Strebeleva. — 2002.
5. Zimnyaya, I. A. Klyuchevye kompetent-sii — novaya paradigma rezul'tata sovremen-nogo obrazovaniya [Elektronnyy resurs] / I. A. Zimnyaya // Eydos : internet-zhurn. — M., 2006. — Rezhim dostupa: http://www. eidos.ru/journal/2006/0505.htm.
6. Ivanova, A. I. Estestvenno-nauchnye nablyudeniya i eksperimenty v detskom
sadu. Chelovek / A. I. Ivanova. — M. : TTs «Sfera», 2007.
7. Kolbanov, V. V. Valeologiya: osnovnye ponyatiya, terminy, opredeleniya / V. V. Kolbanov. — SPb. : DEAN, 1998.
8. Kontseptsiya Spetsial'nogo federal'nogo gosudarstvennogo standarta dlya detey s og-ranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya / N. N. Malofeev, O. I. Kukushkina, O. S. Ni-kol'skaya, E. L. Goncharova. — M., 2016.
9. Lazareva, H. H. Kompleksnyy podkhod v organizatsii zdorovogo obraza zhizni re-benka: metod. rek. dlya rabotnikov DOU / N. N. Lazareva, A. A. Astashkina. — Tol'yatti, 2001.
10. Markova, T. V. Ispol'zovanie kompe-tentnostno-orientirovannykh zadaniy v prot-sesse izucheniya prirody uchashchimisya mladshikh klassov spetsial'noy (korrektsion-noy) shkoly VIII vida / T. V. Markova // Mo-lodoy uchenyy. — 2014. — № 4.
11. Novikova, I. M. K voprosu ob otsenke effektivnosti modeli formirovaniya predstav-leniy o zdorovom obraze zhizni u starshikh doshkol'nikov s ogranichennymi vozmozh-nostyami zdorov'ya / I. M. Novikova // De-fektologiya. — 2016. — № 5. S. 21—30.
12. Novikova, I. M. Sistema formirovaniya predstavleniy o zdorovom obraze zhizni u detey starshego doshkol'nogo vozrasta s og-ranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v usloviyakh megapolisa : monogr. / I. M. No-vikova. — M. : RITs MGGU im. M. A. Sho-lokhova, 2015.
13. Orlova, O. S. Innovatsionnye napravle-niya v reabilitatsii detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya / O. S. Orlova, P. A. Estrova // Osobye deti v obshchestve : sb. nauch. dokl. i tez. vystupleniy uchastni-kov I Vseros. s"ezda defektologov / pod red. O. G. Prikhod'ko, I. L. Solov'evoy. — M., 2015.
14. Raven, Dzh. Kompetentnost' v sovre-mennom obshchestve. Vyyavlenie, razvitie i realizatsiya / Dzh. Raven. — M. : Kogito-Tsentr, 2002. — 400s.
15. Sharmanova, S. B. Rol' roditeley v priobshchenii doshkol'nikov k zdorovomu obrazu zhizni / S. B. Sharmanova // Upravle-nie DOU. — 2006. — № 4.