Научная статья на тему 'Коррекционно-педагогическая работа по формированию мотивации к овладению правильной речью у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи'

Коррекционно-педагогическая работа по формированию мотивации к овладению правильной речью у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2570
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / МОТИВАЦИЯ К ОВЛАДЕНИЮ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧЬЮ / РЕБЕНОК СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ / ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ / MOTIVATION / MOTIVATION FOR CORRECT SPEECH ACQUISITION / A SENIOR PRESCHOOL CHILD WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT / STAGES TO DEVELOPING CORRECT SPEECH MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аркатова Анастасия Леонидовна, Самофал Роман Александрович

В статье определены этапы формирования мотивации к овладению правильной речью у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, раскрыто содержание коррекционно-педагогической работы на каждом этапе. Авторы приводят сведения о том, что у детей с ОНР преобладает слабая мотивация к правильному говорению, дети не стремятся к взаимодействию с педагогом и окружающими, имеют низкий познавательный интерес. Становлению мотивационного компонента речевой деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи будет способствовать игровая деятельность, психолого-педагогическое сопровождение воспитанника, участие родителей в коррекционно-образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аркатова Анастасия Леонидовна, Самофал Роман Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRECTIVE AND PEDAGOGICAL WORK ON DEVELOPING MOTIVATION FOR CORRECT SPEECH ACQUISITION IN SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT

The article is concerned with stages of developing motivation for correct speech acquisition in senior preschoolers with general speech underdevelopment. It describes corrective and pedagogical work at every stage. It is shown that children with general speech underdevelopment have low motivation for correct speaking; they do not wish to cooperate with a teacher and people around and have low cognitive interest. A set of games, psychological and pedagogical support and cooperation between teachers and parents are a key to increase motivation for correct speech of senior preschool children with general speech underdevelopment.

Текст научной работы на тему «Коррекционно-педагогическая работа по формированию мотивации к овладению правильной речью у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

DOI 10.23859/1994-0637-2017-2-77-18 УДК 376.3

Аркатова Анастасия Леонидовна

Магистрант, Череповецкий государственный университет (Череповец, Россия) E-mail: arkatova.1971@mail.ru

Самофал Роман Александрович

Кандидат психологических наук, доцент, Череповецкий государственный университет (Череповец, Россия) E-mail: samofalr2012@ya.ru

КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИИ К ОВЛАДЕНИЮ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧЬЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. В статье определены этапы формирования мотивации к овладению правильной речью у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, раскрыто содержание коррекционно-педагогической работы на каждом этапе. Авторы приводят сведения о том, что у детей с ОНР преобладает слабая мотивация к правильному говорению, дети не стремятся к взаимодействию с педагогом и окружающими, имеют низкий познавательный интерес. Становлению мотивационного компонента речевой деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи будет способствовать игровая деятельность, психолого-педагогическое сопровождение воспитанника, участие родителей в коррекционно-образовательном процессе.

Ключевые слова. Мотивация, мотивация к овладению правильной речью, ребенок старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, этапы формирования мотивации правильной речи._

© Аркатова A.J., CaMO^an P.A., 2017

Arkatova Anastasia Leonidovna

Master's Degree Student , Cherepovets State University (Cherepovets, Russia) E-mail: arkatova.1971@mail.ru

Samofal Roman Aleksandrovich

PhD (Psychology), Associate Professor, Cherepovets State University (Cherepovets, Russia) E-mail: samofalr2012@ya.ru

CORRECTIVE AND PEDAGOGICAL WORK ON DEVELOPING MOTIVATION FOR CORRECT SPEECH ACQUISITION IN SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT

Abstract. The article is concerned with stages of developing motivation for correct speech acquisition in senior preschoolers with general speech underdevelopment. It describes corrective and pedagogical work at every stage. It is shown that children with general speech underdevelopment have low motivation for correct speaking; they do not wish to cooperate with a teacher and people around and have low cognitive interest. A set of games, psychological and pedagogical support and cooperation between teachers and parents are a key to increase motivation for correct speech of senior preschool children with general speech underdevelopment.

Key words. Motivation, motivation for correct speech acquisition, a senior preschool child with general speech underdevelopment, stages to developing correct speech motivation.

Введение

На современном этапе развития общества особое значение приобретают вопросы совершенствования речевой культуры, являющейся необходимым условием успешности любого вида деятельности и взаимоотношений с другими людьми. Динамический анализ ситуации свидетельствует о том, что количество дошкольников с речевыми нарушениями ежегодно увеличивается. Общее недоразвитие речи проявляется в недоразвитии всех сторон речевой деятельности дошкольника, что негативно отражается на психическом и социальном развитии ребенка. Формирование правильного говорения является одной из задач дошкольного образования, и особенно важно решить эту задачу в отношении данной категории детей. Соответственно, перед наукой и практикой стоит цель, заключающаяся в поиске путей повышения эффективности обучения дошкольников с общим недоразвитием речи.

В отечественных и зарубежных исследованиях, посвященных проблемам коррекции и развития речи детей с ОНР, традиционно уделяется много внимания вопросам объема, характера и качества речевых навыков, знаний, которые должны быть усвоены этими детьми. Однако такой важнейший компонент деятельности, как мотивация, оказался за рамками анализа специалистов. Как указывает А.Н. Леонтьев [3], мотивация является центральным механизмом речи. Она определяет качественные особенности речевых высказываний, обеспечивает успешность речевой деятельности и достижение высокого уровня ее развития.

По мнению Н.В. Елфимовой [2], к старшему дошкольному возрасту ребенок достигает достаточно высокого уровня развития мотивационной сферы: утрачивается ситуа-тивность мотива, ребенок способен осознать смысл потребности, при помощи взрослого поставить сознательную цель, возникает целевая иерархия. Формируется важнейшее качество побуждений, которым подчиняются действия зрелого человека - соподчинение мотивов.

С учетом того, что мотивация является центральным механизмом речевой деятельности, в планирование работы по преодолению общего недоразвития речи необходимо включать мероприятия, направленные на психолого-педагогическую поддержку дошкольников в процессе формирования мотивации к овладению правильной речью, что обуславливает актуальность темы исследования.

В своей работе мы придерживались позиции С.М. Валявко [1], которой были выделены следующие этапы формирования мотивации правильной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи: адаптационный, диагностический, мо-тивационный, деятельностный.

Основная часть

Деятельность по формированию мотивации к овладению правильной речью у старших дошкольников с ОНР может быть эффективной только в том случае, если она спланирована комплексно. При планировании работы учителя-логопеда и воспитателя по формированию мотивации правильной речи необходимо учитывать индивидуальные характеристики дошкольников с нарушением речевого развития, срок адаптации к коррекционной группе каждого ребенка, а также такие личностные особенности детей, как невротизм, поведение избегания и др. Обязательной составляющей процесса формирования мотивации к овладению правильной речью должно стать повышение самооценки ребенка с речевым дефектом, путем создания ряда ситуаций, в которых он почувствует себя успешным. Работа проводится всеми специалистами логопедических групп совместно с родителями. В случаях нарушения речевого поведения (негативизм) и наличия нарушений эмоционально-волевой сферы (тревожность, страх) у ребенка логопедическому воздействию должна предшествовать психологическая коррекция.

На адаптационном этапе формирования мотивации правильной речи ребенка с ОНР рекомендуется вести работу по следующим направлениям: организация работы с родителями (анкетирование, лекции, консультации, памятки); осуществление игровой деятельности с дошкольниками, направленной на формирование эмоциональных контактов «ребенок - взрослый» и «ребенок - ребенок», на снятие психоэмоционального напряжения, совершенствование коммуникативных, игровых и двигательных навыков. Необходимым условием для успешной адаптации к условиям дошкольного учреждения является создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе для детей с ОНР.

Изучение мотивации к овладению правильной речью дошкольников с ОНР (диагностический этап) проводилось в МБДОУ «Детский сад № 124» г. Череповца в 2016 г. В качестве частной методики исследования выступил тест С.М. Валявко [1]. В констатирующем эксперименте принимали участие 20 детей 5-6 лет, имеющие заключение ПМПК «Общее недоразвитие речи 2-3 уровня», а также 20 дошкольников с нормой речевого развития. Количественный анализ полученных данных показал, что дети дошкольного возраста имеют разный уровень сформированности мотивации к овладению правильной речью. Большинство детей с общим недоразвитием речи были отнесены к слабо мотивированным воспитанникам - 70 % детей, мотивированные дошкольники составили всего 30 %. Дошкольники с нормальным речевым развитием показали более высокий уровень мотивации к овладению правильной речью - 90 % были отнесены к мотивированным и лишь 10 % к слабо мотивированным дошкольникам.

Таким образом, у детей с общим недоразвитием речи, по сравнению с дошкольниками с нормальным речевым развитием, не сформирован достаточный уровень мотивации к овладению правильной речью. Большинство дошкольников с ОНР слабо мотивированы на исправление речевого дефекта. Это выражается в быстром исчерпывании первоначального мотива, малой значимости учебного требования, проявлении игровой мотивации. У дошкольников с общим недоразвитием речи наряду с мотивом стремления к успеху выделяется мотив избегания неудач, наблюдается мо-тивационная ригидность. Уровень мотивации детей определяет их личностные особенности, поведение и специфику деятельности. Полученные результаты доказывают необходимость проведения работы с детьми с ОНР по формированию мотивации правильной речи.

На мотивационном этапе важно осуществлять взаимодействие учителя-логопеда с родителями. Учитель-логопед реализует программу по взаимодействию с семьей ребенка с ОНР. Целью программы является поиск эффективных форм взаимодействия педагога с родителями в повышении мотивации правильной речи дошкольника с общим недоразвитием речи. Педагог знакомит родителей с методическими рекомендациями по содержанию и формам семейного воспитания, повышает родительскую компетентность в коррекционно-развивающей работе с детьми.

Основными формами работы учителя-логопеда с родителями на данном этапе будут выступления педагога на родительских собраниях, проведение консультации по результатам обследования речи детей, осуществление анкетирования, оформление папок-передвижек, проведение индивидуальных консультаций, семинаров-практикумов, просмотр открытых индивидуальных занятий, показ видеоупражнений, видеообращений, поощрение родителей и детей в конце учебного года благодарностями и грамотами.

Ожидаемыми результатами реализации программы по взаимодействию учителя-логопеда и семьи ребенка с ОНР в процессе формирования мотивации к овладению правильной речью является осознанное включение родителей в коррекционный

процесс, который позволит значительно повысить эффективность работы по преодолению речевого дефекта у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Также на мотивационном этапе педагоги логопедической группы организуют и проводят с детьми игровые комплексы по автоматизации и постановке звуков, создавая условия для проявления речевой активности и преодоления речевого негативизма у дошкольников с ОНР. Игровые комплексы способствуют расширению и уточнению словаря, грамматической правильной речи, умению правильно строить предложение и связную речь, развивают кругозор, фонематический слух, чувство ритма и рифмы. Учитель-логопед осуществляет индивидуальный подход к каждому ребенку, помогая ему раскрыться. В совместной игровой деятельности педагог избегает критических замечаний, оценивая результат деятельности дошкольников, подбадривает ребенка, делает акцент на том, что у него лучше всего получается.

Использование специальных игр и игровых упражнений, направленных на развитие саморегуляции и самоконтроля воспитанников с общим недоразвитием речи, умение и желание педагога эмоционально поддержать ребенка, создание творческой и доброжелательной атмосферы коррекционно-образовательного процесса создает предпосылки для формирования мотивации к овладению правильной речью у дошкольника старшего возраста с ОНР.

Коррекционно-педагогическая работа по формированию мотивации правильной речи у дошкольников старшего возраста с общим недоразвитием речи неразрывно связана с психологическим сопровождением коррекционно-образовательного процесса, предполагающим воздействие на когнитивную и эмоционально-волевую сферу и формирование речевого поведения дошкольника с ОНР.

При реализации деятельностного этапа становления мотивационного компонента речевой деятельности старших дошкольников с ОНР учитель-логопед развивает их коммуникативные навыки, формирует эмоциональную стабильность, положительную самооценку, лидерские качества, создает предметно-развивающую среду и обеспечивает условия для вхождения детей в социум, приобщение к ценностям здорового образа жизни.

Педагоги группы организуют и проводят с дошкольниками с ОНР игры, направленные на развитие коммуникативных навыков, на формирование эмоциональной стабильности ребенка, положительной самооценки. Так, развитие коммуникативных навыков эффективно осуществляется при помощи игр, которые способствуют снятию эмоционального напряжения. Задачами формирования эмоциональной стабильности дошкольников с ОНР являются: научить детей понимать эмоциональное состояние (свое и окружающих людей), дать представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, поза, жесты, слово), совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями. Для развития адекватной самооценки, образа «Я» ребенка с общим недоразвитием речи помимо серии дидактических игр и упражнений педагог может предложить детям поучаствовать в мероприятии, рассказывающем об интересах и увлечениях каждого ребенка, что поднимет их авторитет среди сверстников, придаст уверенность в себе.

При формировании мотивации правильной речи у дошкольников старшего возраста с ОНР необходимо сделать так, чтобы они смогли чувствовать себя уверенно и спокойно. Это произойдет, если ребенок научится работать с противоречивыми ситуациями, выступающими в виде предъявления противоположных позиций. Для этого мы предлагаем использовать методы и приемы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

На деятельностном этапе учитель-логопед группы поддерживает непрерывную связь с родителями, которая осуществляется с помощью коллективной, индивиду-

альной и наглядной форм работы; предлагает варианты организации совместной деятельности родителей и педагогов с детьми (изготовление игрушек, поделок своими руками, проведение игр-фантазий, театрализованных представлений, совместных праздников, экскурсий, игр-путешествий).

В результате совместной работы педагогов и семей воспитанников родители начинают принимать активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая их и налаживая взаимоотношения с ними; педагоги узнают больше о семье и ребенке; дети чувствуют себя комфортней, спокойней, увереннее в социуме; расширяется круг общения и взаимодействия, как для родителей, так и для детей - все это приводит к повышению мотивации правильной речи дошкольника с ОНР.

Выводы

Таким образом, формирование мотивации к овладению правильной речью является необходимым условием преодоления речевого дефекта у детей с ОНР. Педагоги логопедической группы создают такие условия, которые стимулируют у дошкольника собственное желание правильно говорить. Поскольку для развития речи необходимым условием является общение со взрослым, то родители должны принимать активное участие на всех этапах работы по формированию мотивации правильной речи у детей дошкольного возраста с ОНР. Тесное взаимодействие с родителями, повышение мотивации к правильной речи ребенка с помощью игровой деятельности, психолого-педагогическое сопровождение воспитанника будут способствовать его гармоничному развитию и подготовке к школьному обучению.

Литература

1. Валявко С.М. Особенности мотивации старших дошкольников с общим недоразвитием речи: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2006.

2. Елфимова Н.В. Диагностика и коррекция мотивации у дошкольников и младших школьников. М., 1991.

3. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971.

References

1. Valiavko S.M. Osobennosti motivatsii starshikh doshkol'nikov s obshchim nedorazvitiem re-chi: avtoref. dis. [Peculiarities of motivation of older preschool children with a general hypoplasia of speech: the author's abstract. Dr. Dis.], 2006.

2. Elfimova N.V. Diagnostika i korrektsiia motivatsii u doshkol'nikov i mladshikh shkol'nikov [Diagnosis and correction of motivation in preschool children and younger schoolchildren]. Moscow, 1991.

3. Leont'ev A.N. Potrebnosti, motivy, emotsii [Needs, motives, emotions]. Moscow, 1971.

Аркатова А.Л., Самофал Р.А. Коррекционно-педагогическая работа по формированию мотивации к овладению правильной речью у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Вестник Череповецкого государственного университета. 2017. №2(77). С. 125-129.

For citation: Arkatova A.L., Samofal R.A. Corrective and pedagogical work on developing motivation for correct speech acquisition in senior preschool children with general speech underdevelopment. Bulletin of the Cherepovets State University, 2017, no. 2 (77), pp. 125-129.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.