УДК 159.9
Е.В. Самойленко
канд. психол. наук, доцент, кафедра общей педагогики и педагогики профессионального образования, Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
Н.Н. Лихачева
учитель-логопед, МБДОУ д/с № 50, г. Арзамас
ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Аннотация. В статье представлены результаты экспериментального исследования по изучению речевых и неречевых процессов старших дошкольников с общим недоразвитием речи, а так же система коррекцион-но-педагогической работы по формированию у них речемыслительной деятельности.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, речемыслительная деятельность, дети дошкольного возраста.
E.V. Samoilenko, Arzamas branch of the Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod
N.N. Likhacheva, teacher-logopedist MBDOU № 50, Arzamas
FORMATION OF RECHEMYSLITELNYH ACTIVITY OF PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL
SPEECH UNDERDEVELOPMENT
Abstract. The article presents the results of experimental study on the verbal and non-verbal processes senior preschool children with general speech underdevelopment, as well as the system of correctional and pedagogical work on the formation of their rechemyslitelnoj activity.
Keywords: general underdevelopment of speech, rechemyslitelnoj activity, preschool children.
Дошкольный возраст - это период, когда у детей начинают складываться системные представления об окружающем мире, что способствует формированию потребностей у ребенка в общении и познании. Активизация коммуникативно-речевой сферы ребенка создает необходимые условия для полноценной жизнедеятельности, развития его способностей, успешного овладения бытовыми, учебными, игровыми умениями и навыками. Успешная социальная адаптация ребенка зависит от уровня сформированности речемыслительных операций, обеспечивающих развертывание мысли во внешней речи. Развитие речемыслительной деятельности - важная задача подготовки дошкольников к школе. Тем не менее, область исследований речемыслительной деятельности до настоящего времени относится к числу малоразработанных.
Процесс формирования речи в дошкольном возрасте тесно связан с интеллектуальным развитием ребенка, с появлением различных типов мышления, расширением представлений об окружающем мире [1]. Изучению взаимосвязи мышления и речи в онтогенезе посвящены фундаментальные исследования Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже и др. По мнению, А.А. Леонтьева, «с одной речью человеку делать нечего: она не самоцель, а средство, орудие, хотя и может по-разному использоваться в разных видах деятельности» [2].То есть существует не речевая деятельность как таковая, а система речевых действий, входящих в какую-то деятельность - целиком теоретическую, интеллектуальную или практическую.
Особенностью речемыслительной деятельности, как показано в работах П.М. Алексеева, Н.П. Антонова, Л.С. Выготского, И.Н. Горелова, Н.П. Ерастова, А.Р. Лурия, С.И. Львовой, А.А. Люблинской, С.Л. Рубинштейна, И.В. Сорокиной, А.Г. Спиркина и других, является ее отражательно-преобразующий характер. Благодаря данному виду деятельности ребенок воспринимает, переосмысливает и реструктурирует информацию, чтобы затем использовать ее вновь в речи.
В полной мере речемыслительная деятельность возможна только при условии нормального развития речи и мышления. У детей же с ОНР нарушены все компоненты речевой системы и имеются некоторые нарушения психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, аналитической деятельности, логических операций, представлений и т.д. [3].
В этой связи большое внимание уделяется поиску путей развития речи параллельно с активизацией мыслительной деятельности.
Сопоставляя процесс оречевления с процессом выполнения мыслительных операций, нам необходимо вскрыть те когнитивные предпосылки, которые позволяют выявить уровень овладения языком и разработать методы коррекционного воздействия для дальнейшего овладения языком детьми с общим недоразвитием речи. Это и явилось основной нашей задачей, решению которой было посвящено экспериментальное исследование.
В эксперименте приняли участие 24 ребенка дошкольного возраста с ОНР. Методика исследования включала 3 серии заданий.
Экспериментальные задания 1 серии строились на наглядном материале и позволяли получить представление о неречевых процессах ребенка. Детям предлагалось выполнить следующие задания: выявить лишнюю картинку в серии тематических картинок; выделить незначительные отличия в изображениях одного и того же предмета при последовательном рассмотрении двух картинок; выбрать два одинаковых изображения при рассматривании нескольких идентичных; угадать предметы по их деталям.
Анализируя результаты данного эксперимента можно сказать, что у детей с ОНР снижена способность к обобщению и анализу наглядного материала, восприятия целостности предмета; отмечается недостаточная сформированность умения абстрагироваться, выделять общие свойства предметов, зрительно сопоставляя их.
2 серия экспериментальных заданий оценивала состояние лексико-грамматического строя речи детей и строилась на базе слов, предложений, текстов. Она включала пробы на сравнение двух предметов; верификацию предложений; составление предложений из слов в начальной форме; дополнение предложений пропущенными предлогами; понимание сложных логико-грамматических конструкций; понимание прочитанного текста.
Учитывая качество ответов детей, можно сделать вывод, что у старших дошкольников с ОНР снижена критичность мышления, внимание, способность соотносить услышанное с адекватной действительностью. Они плохо владеют умением обосновывать свои суждения.
3 серия экспериментальных заданий осуществляла проверку сформированности фонематического анализа и синтеза у детей на уровне звукового состава слов. Она состояла из проб на определение гласного (согласного) звука в начале, середине и конце слова; на составление слова из слогов.
Выполнение заданий этой серии показало, что у старших дошкольников с ОНР низкий уровень сформированности фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза.
По результатам эксперимента можно отметить, что самые высокие показатели состояния мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения и обобщения отмечены в аспекте наглядного материала. Им уступают показатели анализа и синтеза лексического материала. Самыми низкими по отношению к предыдущим являются показатели фонематического анализа и синтеза. Это мы объясняем преобладанием наглядно-действенного мышления над наглядно-образным, что соответствует положениям Л.С. Выготского об особенностях развития детского мышления.
Анализ полученных результатов позволил установить, что дошкольники с ОНР к старшему возрасту не достигают необходимого уровня речевой готовности и сформированности мыслительных процессов. С учетом результатов исследования была разработана система кор-рекционно-педагогической работы по формированию речемыслительной деятельности у стар-
ших дошкольников с ОНР с использованием инновационных технологий «Су-Джок терапия» и «Сказкотерапия», которая представлена тремя этапами: на основе наглядного материала, на вербальном уровне, на основе звукового материала.
По картинкам дети обучались приемам сравнения, классификации; умению концентрировать внимание на задании, переключать с одного вида деятельности на другой в индивидуальной и групповой работе. Наглядность использовалась таким образом, что позволяла осуществить индивидуальный подход в применении способностей каждого ребенка.
Приводим примерный перечень игр с использованием наглядного материала: сложение разрезных картинок; выявление несоответствий в сюжетных картинках; выделение предметов из общего рисунка; нахождение нужного элемента рисунка; вычленение предметов из наложенных изображений; выявление лишней картинки; понимание многоступенчатой словесной инструкции.
На основе вербального материала дети учились рассуждать, обосновывать свои рассуждения. В содержание коррекционной работы входили речевые игры и упражнения, направленные на активизацию речемыслительной деятельности детей, наглядно-образного и отвлеченного мышления.
Приводим перечень лексических упражнений: подбор определений, эпитетов, сравнений для словесной характеристики предмета; подбор родственных слов, синонимов и антонимов; описание признаков предмета по заданной схеме; сопоставление понятий, поиск признаков сходства и различия; угадывание слов по описанию действий и признаков, придумывание аналогичных загадок; выявление и объяснение смысловых несоответствий в речевом материале разного уровня; восстановление последовательности событий; распространение предложения при помощи добавления определений, глаголов и наречий; восстановление деформированного предложения; составление предложений из переставленных («перепутанных») слов.
Целью третьего этапа обучения являлось развитие речемыслительной деятельности на основе звукового материала, фонематического восприятия, сложных форм анализа на базе слуховых и зрительных ориентировок, наглядно-образного и словесно-логического мышления, слухового и зрительного внимания.
Игры и задания, способствующие формированию фонематических процессов: выделение звука из слов и указание его в схеме; называние пропущенного звука или слога; составление слов из звуков, данных в беспорядке; изменение слов посредством перемены мест звуков, сокращения звукового состава; выявление различий в звуковом составе слов; последовательное чтение слов по «цепочке» слогов; кодирование и декодирование слов; узнавание слова по наличию гласных (согласных) звуков; составление новых слов из букв данного слова; составление цепочки слов путем изменения одной буквы; преобразование слов путем изменения или добавления звуков; составление слов из первых (или последних) звуков названных слов; разгадывание ребусов, кроссвордов, лабиринтов.
Для организации работы с дошкольниками нами были скорректированы перспективно-тематические планы с учетом используемых технологий, разработаны картотеки упражнений с использованием Су-Джок массажеров, конспекты образовательной деятельности по использованию сказкотерапии на материале народных сказок, оформлены консультации, информационные буклеты для родителей.
Целенаправленное развитие навыков речемыслительной деятельности в процессе коррек-ционно-педагогической работы по преодолению речевого недоразвития речи у старших дошкольников с ОНР приводит к положительной динамике, обеспечивает успешное развитие речевых и неречевых психических процессов, высокую степень готовности дошкольников к обучению грамоте в школе. Предложенная система работы уменьшает преобладание наглядного типа мышления и способствует развитию наглядно-образного и словесно-логического мышления.
Список литературы:
1. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. - М.: Книголюб, 2004. - 104 с.
2. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Просвещение, 1969. - 214 с.
3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. - М.: Просвещение, 1993. - 178 с.