Научная статья на тему 'Формирование речемыслительной деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи'

Формирование речемыслительной деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2827
288
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH / РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / RECHEMYSLITELNOJ ACTIVITY / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / PRESCHOOL CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самойленко Е.В., Лихачева Н.Н.

В статье представлены результаты экспериментального исследования по изучению речевых и неречевых процессов старших дошкольников с общим недоразвитием речи, а так же система коррекционно-педагогической работы по формированию у них речемыслительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Самойленко Е.В., Лихачева Н.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF RECHEMYSLITELNYH ACTIVITY OF PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT

The article presents the results of experimental study on the verbal and non-verbal processes senior preschool children with general speech underdevelopment, as well as the system of correctional and pedagogical work on the formation of their rechemyslitelnoj activity.

Текст научной работы на тему «Формирование речемыслительной деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи»

УДК 159.9

Е.В. Самойленко

канд. психол. наук, доцент, кафедра общей педагогики и педагогики профессионального образования, Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

Н.Н. Лихачева

учитель-логопед, МБДОУ д/с № 50, г. Арзамас

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. В статье представлены результаты экспериментального исследования по изучению речевых и неречевых процессов старших дошкольников с общим недоразвитием речи, а так же система коррекцион-но-педагогической работы по формированию у них речемыслительной деятельности.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, речемыслительная деятельность, дети дошкольного возраста.

E.V. Samoilenko, Arzamas branch of the Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod

N.N. Likhacheva, teacher-logopedist MBDOU № 50, Arzamas

FORMATION OF RECHEMYSLITELNYH ACTIVITY OF PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL

SPEECH UNDERDEVELOPMENT

Abstract. The article presents the results of experimental study on the verbal and non-verbal processes senior preschool children with general speech underdevelopment, as well as the system of correctional and pedagogical work on the formation of their rechemyslitelnoj activity.

Keywords: general underdevelopment of speech, rechemyslitelnoj activity, preschool children.

Дошкольный возраст - это период, когда у детей начинают складываться системные представления об окружающем мире, что способствует формированию потребностей у ребенка в общении и познании. Активизация коммуникативно-речевой сферы ребенка создает необходимые условия для полноценной жизнедеятельности, развития его способностей, успешного овладения бытовыми, учебными, игровыми умениями и навыками. Успешная социальная адаптация ребенка зависит от уровня сформированности речемыслительных операций, обеспечивающих развертывание мысли во внешней речи. Развитие речемыслительной деятельности - важная задача подготовки дошкольников к школе. Тем не менее, область исследований речемыслительной деятельности до настоящего времени относится к числу малоразработанных.

Процесс формирования речи в дошкольном возрасте тесно связан с интеллектуальным развитием ребенка, с появлением различных типов мышления, расширением представлений об окружающем мире [1]. Изучению взаимосвязи мышления и речи в онтогенезе посвящены фундаментальные исследования Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже и др. По мнению, А.А. Леонтьева, «с одной речью человеку делать нечего: она не самоцель, а средство, орудие, хотя и может по-разному использоваться в разных видах деятельности» [2].То есть существует не речевая деятельность как таковая, а система речевых действий, входящих в какую-то деятельность - целиком теоретическую, интеллектуальную или практическую.

Особенностью речемыслительной деятельности, как показано в работах П.М. Алексеева, Н.П. Антонова, Л.С. Выготского, И.Н. Горелова, Н.П. Ерастова, А.Р. Лурия, С.И. Львовой, А.А. Люблинской, С.Л. Рубинштейна, И.В. Сорокиной, А.Г. Спиркина и других, является ее отражательно-преобразующий характер. Благодаря данному виду деятельности ребенок воспринимает, переосмысливает и реструктурирует информацию, чтобы затем использовать ее вновь в речи.

В полной мере речемыслительная деятельность возможна только при условии нормального развития речи и мышления. У детей же с ОНР нарушены все компоненты речевой системы и имеются некоторые нарушения психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, аналитической деятельности, логических операций, представлений и т.д. [3].

В этой связи большое внимание уделяется поиску путей развития речи параллельно с активизацией мыслительной деятельности.

Сопоставляя процесс оречевления с процессом выполнения мыслительных операций, нам необходимо вскрыть те когнитивные предпосылки, которые позволяют выявить уровень овладения языком и разработать методы коррекционного воздействия для дальнейшего овладения языком детьми с общим недоразвитием речи. Это и явилось основной нашей задачей, решению которой было посвящено экспериментальное исследование.

В эксперименте приняли участие 24 ребенка дошкольного возраста с ОНР. Методика исследования включала 3 серии заданий.

Экспериментальные задания 1 серии строились на наглядном материале и позволяли получить представление о неречевых процессах ребенка. Детям предлагалось выполнить следующие задания: выявить лишнюю картинку в серии тематических картинок; выделить незначительные отличия в изображениях одного и того же предмета при последовательном рассмотрении двух картинок; выбрать два одинаковых изображения при рассматривании нескольких идентичных; угадать предметы по их деталям.

Анализируя результаты данного эксперимента можно сказать, что у детей с ОНР снижена способность к обобщению и анализу наглядного материала, восприятия целостности предмета; отмечается недостаточная сформированность умения абстрагироваться, выделять общие свойства предметов, зрительно сопоставляя их.

2 серия экспериментальных заданий оценивала состояние лексико-грамматического строя речи детей и строилась на базе слов, предложений, текстов. Она включала пробы на сравнение двух предметов; верификацию предложений; составление предложений из слов в начальной форме; дополнение предложений пропущенными предлогами; понимание сложных логико-грамматических конструкций; понимание прочитанного текста.

Учитывая качество ответов детей, можно сделать вывод, что у старших дошкольников с ОНР снижена критичность мышления, внимание, способность соотносить услышанное с адекватной действительностью. Они плохо владеют умением обосновывать свои суждения.

3 серия экспериментальных заданий осуществляла проверку сформированности фонематического анализа и синтеза у детей на уровне звукового состава слов. Она состояла из проб на определение гласного (согласного) звука в начале, середине и конце слова; на составление слова из слогов.

Выполнение заданий этой серии показало, что у старших дошкольников с ОНР низкий уровень сформированности фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза.

По результатам эксперимента можно отметить, что самые высокие показатели состояния мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения и обобщения отмечены в аспекте наглядного материала. Им уступают показатели анализа и синтеза лексического материала. Самыми низкими по отношению к предыдущим являются показатели фонематического анализа и синтеза. Это мы объясняем преобладанием наглядно-действенного мышления над наглядно-образным, что соответствует положениям Л.С. Выготского об особенностях развития детского мышления.

Анализ полученных результатов позволил установить, что дошкольники с ОНР к старшему возрасту не достигают необходимого уровня речевой готовности и сформированности мыслительных процессов. С учетом результатов исследования была разработана система кор-рекционно-педагогической работы по формированию речемыслительной деятельности у стар-

ших дошкольников с ОНР с использованием инновационных технологий «Су-Джок терапия» и «Сказкотерапия», которая представлена тремя этапами: на основе наглядного материала, на вербальном уровне, на основе звукового материала.

По картинкам дети обучались приемам сравнения, классификации; умению концентрировать внимание на задании, переключать с одного вида деятельности на другой в индивидуальной и групповой работе. Наглядность использовалась таким образом, что позволяла осуществить индивидуальный подход в применении способностей каждого ребенка.

Приводим примерный перечень игр с использованием наглядного материала: сложение разрезных картинок; выявление несоответствий в сюжетных картинках; выделение предметов из общего рисунка; нахождение нужного элемента рисунка; вычленение предметов из наложенных изображений; выявление лишней картинки; понимание многоступенчатой словесной инструкции.

На основе вербального материала дети учились рассуждать, обосновывать свои рассуждения. В содержание коррекционной работы входили речевые игры и упражнения, направленные на активизацию речемыслительной деятельности детей, наглядно-образного и отвлеченного мышления.

Приводим перечень лексических упражнений: подбор определений, эпитетов, сравнений для словесной характеристики предмета; подбор родственных слов, синонимов и антонимов; описание признаков предмета по заданной схеме; сопоставление понятий, поиск признаков сходства и различия; угадывание слов по описанию действий и признаков, придумывание аналогичных загадок; выявление и объяснение смысловых несоответствий в речевом материале разного уровня; восстановление последовательности событий; распространение предложения при помощи добавления определений, глаголов и наречий; восстановление деформированного предложения; составление предложений из переставленных («перепутанных») слов.

Целью третьего этапа обучения являлось развитие речемыслительной деятельности на основе звукового материала, фонематического восприятия, сложных форм анализа на базе слуховых и зрительных ориентировок, наглядно-образного и словесно-логического мышления, слухового и зрительного внимания.

Игры и задания, способствующие формированию фонематических процессов: выделение звука из слов и указание его в схеме; называние пропущенного звука или слога; составление слов из звуков, данных в беспорядке; изменение слов посредством перемены мест звуков, сокращения звукового состава; выявление различий в звуковом составе слов; последовательное чтение слов по «цепочке» слогов; кодирование и декодирование слов; узнавание слова по наличию гласных (согласных) звуков; составление новых слов из букв данного слова; составление цепочки слов путем изменения одной буквы; преобразование слов путем изменения или добавления звуков; составление слов из первых (или последних) звуков названных слов; разгадывание ребусов, кроссвордов, лабиринтов.

Для организации работы с дошкольниками нами были скорректированы перспективно-тематические планы с учетом используемых технологий, разработаны картотеки упражнений с использованием Су-Джок массажеров, конспекты образовательной деятельности по использованию сказкотерапии на материале народных сказок, оформлены консультации, информационные буклеты для родителей.

Целенаправленное развитие навыков речемыслительной деятельности в процессе коррек-ционно-педагогической работы по преодолению речевого недоразвития речи у старших дошкольников с ОНР приводит к положительной динамике, обеспечивает успешное развитие речевых и неречевых психических процессов, высокую степень готовности дошкольников к обучению грамоте в школе. Предложенная система работы уменьшает преобладание наглядного типа мышления и способствует развитию наглядно-образного и словесно-логического мышления.

Список литературы:

1. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. - М.: Книголюб, 2004. - 104 с.

2. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Просвещение, 1969. - 214 с.

3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. - М.: Просвещение, 1993. - 178 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.