Научная статья на тему 'Модель системы формирования представлении о здоровом образе жизни у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях мегаполиса'

Модель системы формирования представлении о здоровом образе жизни у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях мегаполиса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
499
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ / ДОШКОЛЬНИКИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / HEALTHY LIFESTYLE REPRESENTATIONS FORMATION MODEL / IMPAIRED PRESCHOOL CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новикова Ирина Маратовна

В статье раскрыты концептуальные положения, способствующие разработке модели системы формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях мегаполиса; представлена структурная модель, раскрывающая внутреннюю организацию процесса формирования когнитивного, эмоционально-ценностного и поведенческого компонентов представлений о здоровом образе жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях мегаполиса; выделены педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья представлений о здоровом образе жизни; представлена диагностическая программа исследования, использование которой позволяет получить результаты, значимые при определении содержания работы с детьми, педагогами и родителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEMATIC HEALTHY LIFESTYLE REPRESENTATIONS DEVELOPMENT MODEL OF THE SENIOR IMPAIRED PRESCHOOL CHILDREN IN A METROPOLIS

The article deals with the conceptual ideas to facilitate the development of a systematic healthy lifestyle representations model of the senior impaired preschool children in a metropolis. The article gives a structural model that reflects the inner organization of the formation process of cognitive, emotional and behavioral components of the healthy lifestyle concepts of the senior impaired preschool children in a metropolis. The pedagogical conditions providing efficiency of formation ideas about healthy lifestyle within impaired preschool children are highlighted. The article suggests a diagnostic research program, the use of which allows getting the results that are important in determining the content of working with children, teachers and parents.

Текст научной работы на тему «Модель системы формирования представлении о здоровом образе жизни у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях мегаполиса»

Новикова И.М.

МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИИ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ МЕГАПОЛИСА

В современных условиях формирования новых общественных приоритетов в связи с глобальной информатизацией, массовой миграцией, развитием межкультурной коммуникации, осознанием ценностей толерантности, взаимного уважения и взаимодействия, развития потенциальных возможностей личности особую актуальность приобретает подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к прогнозированию последствий происходящих событий и выбору поведения, способствующего сбережению своего здоровья. Это возможно при осознании взаимосвязи между состоянием здоровья и стилем жизни, поэтому важно раннее, начиная с дошкольного возраста, приобщение ребенка с ОВЗ к здоровому образу жизни (ЗОЖ) при формировании когнитивного, эмоционально-ценностного и поведенческого компонентов представлений о ЗОЖ. Для дошкольников с ОВЗ, развитие которых происходит на фоне уже выявленных расстройств и нарушений здоровья, представления о ЗОЖ необходимы для поддержания здоровья, они способствуют подготовке к социальной адаптации, успешной интеграции в социум и социализации. Особое значение это направление педагогической работы с детьми имеет в мегаполисах, где на здоровье человека оказывает влияние комплекс экологических, социальных, антропогенных, экономических, урбанистических факторов.

Формирование представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в условиях мегаполиса выполнено при нашем непосредственном участии и под нашим научным руководством на базе детских садов №°№ 154, 2403, 185, 435, 1521, 624, 2664, 908, 1245, 1248 г. Москвы с 2001 по 2014 годы. В исследовании приняли участие 620 старших дошкольников с ОВЗ, 436 родителей и 156 педагогов специального образования.

Результаты проведенного исследования позволили сформулировать следующие основные концептуальные положения модели системы формирования представлений о ЗОЖ у старших дошкольников с ОВЗ в условиях мегаполиса:

• Формирование у детей представлений о ЗОЖ - это специально организованный педагогический процесс приобщения дошкольников с ОВЗ к идеям, ценностям и нормам культуры здоровья, формирования у них стратегии здоровьесберегающего поведения и навыков заботы о своем здоровье.

• Успешное функционирование системы формирования представлений о ЗОЖ у старших дошкольников с ОВЗ в условиях мегаполиса обеспечивают:

- согласованное командное взаимодействие педагогов детского сада и медицинских специалистов обслуживающей его детской поликлиники,

- сотрудничество педагогов и медицинских специалистов поликлиники с родите -лями детей с ОВЗ по вопросам сбережения здоровья дошкольников,

- сетевое взаимодействие педагогов детского сада со специалистами образовательных, информационно-культурных, развивающих и природоохранных организаций мегаполиса,

- взаимодействие взрослых и детей.

• Предлагаемая модель обеспечивает сотрудничество взрослых, взаимодействие взрослых и детей, изучение представлений дошкольников о ЗОЖ, организацию здоро-вьесберегающего пространства, методическое и дидактическое обеспечение формирования у детей представлений о ЗОЖ.

• Для формирования у детей с ОВЗ представлений о ЗОЖ необходимы специально организованные педагогические и социально-педагогические условия, при определении которых следует учитывать особенности развития дошкольников.

• Повышение компетентности здоровьесбережения педагогов и родителей является важнейшим условием формирования представлений о ЗОЖ у старших дошкольников с ОВЗ. Работа со взрослыми должна опережать работу с детьми.

• В мегаполисе на формирование представлений дошкольников о ЗОЖ влияют не только близкие к ним взрослые, но и факторы стихийной социализации, к которым мы относим уникальное по масштабам рекламное пространство, доступность сети Internet, телевизионных передач, компьютерных игр. Это обстоятельство необходимо учитывать при разработке направлений и содержания работы с родителями и детьми.

• Формирование представлений о ЗОЖ у дошкольников с ОВЗ происходит так же, как формирование любых других представлений об окружающем мире - в соответствии с закономерностями формирования представлений у детей с нормальным развитием.

• Формированию у детей эмоционально-ценностного отношения к сохранению своего здоровья и мотивации ЗОЖ способствует их включение в совместную здоро-вьесберегающую детско-взрослую деятельность.

• Формирование представлений о ЗОЖ способствует развитию познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы дошкольников с ОВЗ, их личностному развитию и социализации.

• Формирование у дошкольников с ОВЗ представлений о ЗОЖ обеспечивает интеграционный эффект конструктивного соединения модифицированных элементов ранее известных технологий здоровьесбережения; использование нетрадиционных форм преподнесения материала; опора на непосредственный опыт детей; включение дошкольников в продуктивную и проектную деятельность, а также подведение к решению проблемных ситуаций для установления причинно-следственных связей между состоянием здоровья и образом жизни.

• Внедрение в воспитательно-образовательный процесс детских садов модели системы формирования представлений о ЗОЖ у старших дошкольников с ОВЗ в условиях мегаполиса обеспечивает формирование здоровьесберегающего поведения у дошкольников с нарушением слуха, зрения, речи, ОДА и с ЗПР с учетом состояния их здоровья и первичного нарушения.

Разработанная нами структурная модель системы формирования представлений о ЗОЖ у старших дошкольников с ОВЗ в условиях мегаполиса способствует изучению возможности ее оптимального функционирования и раскрывает внутреннюю органи-

зацию процесса формирования представлений о ЗОЖ у старших дошкольников с ОВЗ; компонентами модели являются цель, задачи, принципы, средства, содержание, методы, организация процесса, результат.

При разработке модели мы учитывали указанные в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) [1] задачи охраны и укрепления здоровья детей, приобщения их к ЗОЖ, повышения компетентности родителей в вопросах здоровьесбережения детей, а также задачи комплексных и парциальных программ воспитания и обучения детей с ОВЗ по сохранению здоровья старших дошкольников, формированию у них представлений о ЗОЖ.

Системообразующим компонентом разработанной нами модели является цель -формирова—ние когнитивных, эмоционально-ценностных и поведенческих представлений о ЗОЖ у детей с ОВЗ в условиях мегаполиса.

На основании цели системы сформулированы следующие задачи:

• повышение компетентности педагогов в вопросах сбережения здоровья старших дошкольников с ОВЗ и формирования у детей когнитивного, эмоционально-ценностного и поведенческого компонентов представлений о ЗОЖ;

• повышение компетентности родителей в вопросах сбережения здоровья детей;

• организация здоровьесберегающего пространства;

• формирование у дошкольников представлений о значении здоровья для человека, о взаимосвязи здоровья человека и его образа жизни;

• формирование у дошкольников осознанно-ценностного отношения к заботе о своем здоровье и потребности в здоровьесберегающем поведении;

• определение условий, необходимых для формирования у дошкольников с ОВЗ поведения, соответствующего ЗОЖ.

Достижение цели и решение поставленных задач возможно при опоре на следующие принципы:

- принципы общей педагогики - научности и достоверности, доступности, наглядности и занимательности, постепенного усложнения материала, последовательности, систематичности, активности и сознательности, комплексного и интегративного подхода, природосообразности, педагогического оптимизма (Ю. К. Бабанский, М.А. Данилов, Л. В. Занков, Т. А. Ильина и др.);

- принципы педагогической феноменологии - осмысления целей и задач образования в целостном контексте жизни, воспитания человека как субъекта поступка и творца собственной жизни; принятия значимых для личности ценностей (Р.А Куренкова. Е.В. Бондаревская);

- принципы специального образования - социально-адаптирующей направленности образования; нормализации социальной среды; необходимости специального педагогического руководства; коррекционно-компенсирующей направленности образования; деятельностного подхода в обучении и воспитании; дифференцированного и индивидуального подхода; активного привлечения ближайшего социального окружения к воспитанию детей с ОВЗ (Н.М. Назарова, В.В. Воронкова и др.);

- принципы здоровьесберегающей педагогики - компетентной ответственности педагогов и готовности к реализации функции сохранения и укрепления здоровья де-

тей; интеграции, определяющего взаимодействие различных социальных институтов и обеспечивающего сохранение и укрепление здоровья детей в образовательной организации; субъектности, определяющего самостоятельную деятельность ребенка по укреплению здоровья с ростом самосознания; вариативности содержания здоровьесберега-ющей деятельности (Л. Ф. Тихомирова);

- принципы лечебно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии - единства лечебного и педагогического процесса; эмоционально-положительного развивающего взаимодействия педагога и ребенка (Е. М. Мастюкова);

- сформулированные нами принципы - опережающего вооружения взрослых технологиями ЗОЖ; формирования у детей познавательной потребности в ЗОЖ; формирования соответствующего ЗОЖ стиля поведения с учетом первичного нарушения разви-

Содержание системы формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников с ОВЗ определено в соответствии:

• с целями и задачами ФГОС ДО; с Федеральными государственными требованиями [2] к результатам развития интегративных качеств ребенка, которые характеризуют его физическое развитие и умение использовать культурно-гигиенические навыки, реализовать произвольное нормативное поведение, владение навыками и умениями в области поддержания здоровья, безопасности и овладения физической культурой; с содержанием комплексных и парциальных программ обучения и воспитания дошкольников с ОВЗ по вопросу сбережения здоровья и приобщения к ЗОЖ, которые используют в работе участвующие в исследовании детские сады; а также с результатами диагностического изучения представлений детей о ЗОЖ;

• с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование (квалификация (степень) «бакалавр») [3], ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») [4]; с результатами изучения педагогических условий формирования представлений дошкольников с ОВЗ в детских садах;

• с результатами изучения социально-педагогических условий формирования указанных представлений у дошкольников с ОВЗ в семье.

Формирование представлений детей о ЗОЖ осуществляется в следующих направлениях: «Я - человек. Что я знаю о себе?», «Образ жизни человека и здоровье», «Здоровый образ жизни в большом городе».

К средствам формирования представлений дошкольников с ОВЗ о ЗОЖ мы относим дидактические и сюжетно-ролевые игры, детскую художественную литературу, видеоматериалы и иллюстрации, педагогические и социально-педагогические проекты, оздоровительные и закаливающие мероприятия. Выбор средств определяется с учетом ведущих видов деятельности возраста и зоны ближайшего развития ребенка.

Методы раскрывают способы взаимодействия взрослых и детей при формировании представлений о ЗОЖ. Мы предлагаем использовать практические методы: опыты, упражнения; продуктивную, театрализованную и проектную деятельность; наглядные методы: наблюдения; демонстрацию; просмотр видеоматериалов; рассматривание ил-

люстраций и детских работ, плакатов; словесные методы: рассказы педагога, беседы, объяснения, проблемное обучение; а также интеграцию методов в ходе проектной деятельности.

Организация педагогического процесса включает изучение представлений дошкольников с ОВЗ о ЗОЖ, педагогических условий формирования у детей этих представлений в детском саду и социально-педагогических условий формирования представлений о ЗОЖ в семье, прогнозирование, проектировочную, собственно организаторскую и гностическую деятельность.

Первый блок предложенной нами ранее и адаптированной в ходе исследования диагностической программы [5, 6] направлен на изучение когнитивного, эмоционально-ценностного и поведенческого компонентов представлений старших дошкольников с ОВЗ о ЗОЖ с помощью сконструированного нами оригинального диагностического комплекса, состоящего из: беседы, рисуночных заданий, проблемных игровых ситуаций, наблюдений за детьми в различной деятельности. Он позволяет выявить представления дошкольников о здоровье и причинах его изменения; о зависимости здоровья человека от его деятельности; о профилактике заболеваний дома и в детском саду; о поддерживающих и укрепляющих здоровье мероприятиях; о полезной и вредной для здоровья пище; о способствующих укреплению здоровья режимных моментах; о влиянии на здоровье людей окружающей среды; эмоциональное восприятие жизненных ситуаций болезни и выздоровления; осознание значимости здоровья для полноценной жизни человека, осознание ценности своего здоровья и необходимости заботиться о нем; эмоционально окрашенное отношение к заботе о здоровье; сформированность самооценки соответствия своего поведения ЗОЖ; сформированность потребности в выполнении оздоровительных, гигиенических и закаливающих мероприятий, а также навыков заботы о своем здоровье на основе присвоения переданного взрослыми опыта. Также нас интересовали характеризующие психологическую безопасность личностные ожидания дошкольников в отношении педагогов и родителей в ситуациях явного или возможного успеха и неуспеха, эмоциональное принятие или непринятие детьми близких взрослых в ситуациях нечаянного и преднамеренного отрицательного поступка, в ситуации положительного поступка.

Мы учитывали, что у дошкольников с ОВЗ когнитивный компонент представлений о ЗОЖ может отличаться полнотой содержания, обобщенностью и осознанностью; эмоционально-ценностный компонент представлений о ЗОЖ - сформированностью ценностного отношения к здоровью, переживанием ответственности за свое здоровье, различным эмоциональным отношением к заботе о здоровье, сформированностью самооценки соответствия своего поведения ЗОЖ; поведенческий компонент представлений о ЗОЖ - разной степенью проявления инициативы, произвольности и самостоятельности в способствующей сбережению здоровья и ЗОЖ деятельности.

Второй блок диагностической программы позволяет выявить педагогические условия формирования представлений о ЗОЖ у детей с ОВЗ по результатам анкетирования педагогов, изучения планирования их работы с детьми и родителями, уточнения особенностей организации мероприятий по сбережению здоровья детей и приобщению их к ЗОЖ в ходе бесед с педагогами. Нас интересовали представления педагогов о ЗОЖ, их

отношение к сберегающей здоровье деятельности, заинтересованность в поддержании своего здоровья, готовность к приобщению дошкольников с ОВЗ к ЗОЖ. В качестве показателей успешности планирования педагогической работы в указанном направлении мы рассматриваем наличие этих мероприятий, системный характер их проведения, взаимодействие педагогов при реализации планов, сотрудничество педагогов и родителей.

Третий блок диагностической программы способствует изучению условий формирования у дошкольников с ОВЗ представлений о ЗОЖ в семье. Родителям было предложено ответить на вопросы разработанной нами анкеты, кроме того, нас интересовали особенности общения родителей со своими детьми - его содержание, используемые средства общения, эмоциональная составляющая.

Результат функционирования модели - это осведомленность дошкольников с ОВЗ о ЗОЖ и их осознанное поведение, направленное на сбережение здоровья при ценностном к нему отношении и положительном эмоциональном настрое на сберегающую здоровье деятельность.

В соответствии с законом субординации разработанная модель имеет иерархическую структуру, это прослеживается в подчинении всех компонентов высшему звену в иерархии - цели, а также в вертикальных связях между целью и задачами, между целью и принципами, между задачами и средствами и т.д. По закону координации связей и отношений всех компонентов целостного объекта все связи между компонентами системы согласованы, при этом вертикальные связи являются главенствующими и определяют подчинение компонентов горизонтальных структур. В соответствии с законом совместимости компонентов системы каждый компонент модели совместим с ее целостной структурой, и его функционирование дополняет функционирование каждого другого компонента. Каждый компонент нашей модели по закону специализации системы выполняет определенные функции, другие компоненты не могут его заменить, и это важно для установления между компонентами отношений и связей, для функционирования модели в целом. Изучаемая система формирования представлений о ЗОЖ у старших дошкольников с ОВЗ в условиях мегаполиса также специализирована и уникальна.

Модель связана со средой и является компонентом систем более высокого порядка, среди которых система воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ, отраженная во ФГОС ДО. Все компоненты системы формирования у старших дошкольников представлений о ЗОЖ в условиях мегаполиса выступают как системы более низкого порядка, что характерно для педагогических систем специального образования.

Предложенная модель успешно внедрена в воспитательно-образовательный процесс образовательных организаций г. Москвы и Московской области; благодаря своей мобильности и вариативности она может быть в дальнейшем успешно использована в педагогической работе с дошкольниками с нарушением слуха, зрения, ОДА, с ОНР, с ЗПР.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г.; приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г.; N 30384).

2. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 655; приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 8 февраля 2010 г.; N 16299).

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050700 специальное (дефектологическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 января 2010 г. N 49; приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 февраля 2010 г., N 16499).

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») (с изменениями, внесенными приказом Минобр-науки России от 31 мая 2011 года N 1975 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 29, 18.07.2011) (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 года N 788; приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 5 февраля 2010 года, регистрационный N 16277).

5. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет/И.М. Новикова. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - С.8-22.

6. Новикова И.М. Изучение представлений дошкольников с нарушением слуха о здоровом образе жизни /И.М. Новикова //Theoretical and practical questions of special pedagogics and psychology: materials of the II international scientific conference on June 3-4, 2014. - Prague: Vedecko vidavatelske centrum «Sociosfera-CZ». - P. 9-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.