Научная статья на тему 'Подготовка педагогов к формированию у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья представлений о здоровом образе жизни'

Подготовка педагогов к формированию у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья представлений о здоровом образе жизни Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
549
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ДОШКОЛЬНИКИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ / ЕDUCATIONAL STANDARDS / HEALTHY LIFESTYLE / IMPAIRED PRESCHOOL CHILDREN / TEACHER TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новикова Ирина Маратовна

В статье раскрыта значимость федеральных государственных образовательных стандартов для определения направлений и содержания подготовки педагогов к формированию у детей с ограниченными возможностями здоровья представлений о здоровом образе жизни. Представлены структурная модель системы подготовки педагогов с целью их профессионального и личностного развития, необходимого для повышения компетентности здоровьесбережения, и содержание каждого из ее компонентов. Выделены условия, обеспечивающие способность и готовность педагогов к формированию у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья представлений о здоровом образе жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новикова Ирина Маратовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING TEACHERS FOR HEALTHY LIFESTYLE IMAGE FORMATION IN THE IMPAIRED PRESCHOOL CHILDREN

The article deals with the importance of the federal state educational standards for determining the direction and content of teachers training to the formation of healthy lifestyle image in the impaired preschool children. It presents a structural model of teacher’s training with a focus on their professional and personal development, that is necessary to increase the health protection competence and the content of its components. It highlightes the conditions that ensure the ability and willingness of teachers to form healthy lifestyle image in the impaired preschool children.

Текст научной работы на тему «Подготовка педагогов к формированию у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья представлений о здоровом образе жизни»

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Новикова И.М.

подготовка педагогов к формированию у дошкольников с ограниченными

возможностями здоровья представлений

о здоровом образе жизни

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет задачи обучения и воспитания детей дошкольного возраста, среди которых формирование ценностей здорового образа жизни (ЗОЖ), обеспечение повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах охраны и укрепления здоровья детей, разностороннее развитие дошкольников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, особых образовательных потребностей и социальной адаптации при сотрудничестве детей и взрослых, сотрудничестве образовательной организации с семьей [12].

Представления детей о ЗОЖ мы рассматриваем как особое специфическое новообразование личности, которое возникает в процессе целенаправленного психолого-педагогического воздействия и способствует пониманию ребенком взаимосвязи между состоянием здоровья и образом жизни, формированию ценностного отношения к своему здоровью, осознанному использованию навыков сбережения здоровья в самостоятельной деятельности.

В настоящее время существует потребность в методическом и дидактическом обеспечении формирования представлений о ЗОЖ дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с учетом возрастного этапа формирования детского сознания, первичных нарушений развития и социо-природных условий проживания, оказывающих различное по характеру и интенсивности воздействие на здоровье ребенка в сельской местности, в небольшом городе и в мегаполисе.

Важным компонентом процесса формирования представлений о ЗОЖ, в ходе которого дошкольники постигают и уточняют сущность нового для них понятия, является подготовка педагогических кадров. Разрабатывая систему подготовки педагогических кадров, мы исходили из следующего:

• формировать у детей с ОВЗ представления о ЗОЖ способен педагог, который признает значимость ЗОЖ для сохранения здоровья человека и его социализации,

• этот педагог готов к расширению и уточнению своих знаний по проблемам ЗОЖ и формирования представлений о ЗОЖ у детей с ОВЗ, а также к повышению уровня педагогического мастерства для формирования у старших дошкольников с ОВЗ представлений о ЗОЖ;

• он осознанно использует передовой опыт сбережения здоровья детей педагогическими средствами и заинтересован во внедрении инноваций в свою практическую деятельность при формировании у детей с ОВЗ представлений о ЗОЖ;

• специальная подготовка педагогов, взаимодействие педагогов и медицинских работников (командное и сетевое) при воспитании и обучении дошкольников в детском саду будут способствовать формированию у детей с ОВЗ когнитивного, эмоционально-ценностного и поведенческого компонентов ЗОЖ в различной деятельности;

• методическая работа с педагогами будет способствовать их подготовке к взаимодействию с родителями по вопросам организации в семье социально-педагогических условий формирования у дошкольников представлений о ЗОЖ.

Результаты подготовки педагогов мы рассматриваем как важное условие успешного формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников с ОВЗ в образовательной организации и в семье. Таким образом, подготовка педагогических кадров должна обеспечивать:

• компетентность педагогов по проблеме ЗОЖ детей с ОВЗ;

• диагностическое изучение педагогических условий формирования у дошкольников с ОВЗ представлений о ЗОЖ в условиях образовательной организации и в семье, диагностическое изучение представлений детей с ОВЗ о ЗОЖ;

• повышение уровня педагогического мастерства для формирования у детей сберегающего здоровье поведения;

• организацию здоровьесберегающей среды;

• формирование у старших дошкольников с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата (ОДА), с общим недоразвитием речи (ОНР), с задержкой психического развития (ЗПР) когнитивных, эмоционально-ценностных и поведенческих представлений о ЗОЖ.

Указанные положения позволили нам разработать систему подготовки педагогических кадров для формирования у детей с ОВЗ представлений о ЗОЖ и представить ее в виде многоуровневой структурной модели, выделив целевой, мотивационный, содержательный, организационный, деятельностный и результативный компоненты (рисунок 1).

Целевой компонент системы подготовки педагогов способствует их профессиональному и личностному развитию для решения задач повышения своей компетентности в вопросах сбережения здоровья дошкольников с ОВЗ, повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах охраны и укрепления здоровья детей.

Он соотнесен с целями и задачами ФГОС ДО; с содержанием комплексных и парциальных программ обучения и воспитания дошкольников с ОВЗ в детском саду; с результатами изучения представлений о ЗОЖ педагогов, родителей и условий формирования указанных представлений у дошкольников с ОВЗ в детском саду и в семье.

Рис. 1. Структурная модель системы подготовки педагогических кадров

Содержательный компонент системы предусматривает формирование у педагогов профессионального опыта в области сбережения здоровья дошкольников с ОВЗ на основе:

• знания и соблюдения норм ЗОЖ, предупреждения негативно влияющего на здоровье поведения, осознания свободы и ответственности выбора образа жизни;

• знания особенностей психического развития детей с нарушением слуха, зрения, ОДА, ОНР, ЗПР и возможности формирования у них познавательных процессов, речи, эмоционально-волевой и двигательной сферы, готовности к социальной адаптации и интеграции в ходе здоровьесберегающей деятельности;

• знаний о возможности формирования представлений о ЗОЖ у детей с нарушением

слуха, зрения, речи, ОДА, ЗПР педагогическими средствами;

• умения анализировать уровень своего педагогического мастерства и повышать его с целью успешного решения задач приобщения дошкольников с ОВЗ к ЗОЖ.

Организационный компонент системы включает совокупность консультаций и семинаров для педагогов по следующим вопросам: развитие, обучение и воспитание детей с ОВЗ; организация коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с нарушением слуха, зрения, ОДА, ОНР, ЗПР; самообразование педагогов по проблеме здоровьесбере-жения дошкольников с ОВЗ педагогическими средствами, приобщение дошкольников к ЗОЖ, а также ознакомление с передовым опытом формирования у детей представлений о ЗОЖ в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций.

Деятельностный компонент системы предусматривает:

• ориентацию педагогов в современных подходах к здоровьесбережению детей,

• анализ и обобщение педагогического опыта формирования у дошкольников представлений о ЗОЖ,

• внедрение инноваций в области здоровьесбережения детей в свою практическую коррекционно-педагогическую и воспитательно-образовательную деятельность,

• взаимодействие педагогов образовательной организации между собой, с родителями детей с ОВЗ и связанными со специальным образованием медицинскими работниками при формировании у старших дошкольников с нарушением слуха, зрения, ОДА, ОНР, ЗПР представлений о ЗОЖ в условиях мегаполиса,

• сетевое взаимодействие образовательной организации с медицинскими учреждениями и культурно-просветительскими организациями города при создании условий для сбережения здоровья детей с ОВЗ.

Мотивационный компонент системы включает установки педагогов на поддержание здоровья дошкольников с ОВЗ при формировании представлений о ЗОЖ в результате осмысления ценности здоровья и значимости ЗОЖ для здоровья, осознания возможности принятия ЗОЖ как стиля жизни.

Результативный компонент системы отражает результат подготовки педагогических кадров - компетентность педагогов в области формирования у дошкольников с ОВЗ когнитивного, эмоционально-ценностного и поведенческого компонентов представлений о ЗОЖ в условиях мегаполиса.

Раскрывая направленность компетентности на обеспечение деятельности человека в социуме, А.В. Хуторской [8] и И.А. Зимняя [6; 7] рассматривают ее как заказ общества, заинтересованного в подготовке своих граждан. Компетенция отражает не только обладание знаниями и умениями в необходимых для этой деятельности предметных областях, но и широкий спектр качественных характеристик подготовки, не ограничивающей способность использовать их в практической деятельности, и включает мотивационную, смысловую, регуляторную составляющие, а также отношения [ 6, С.31].

С.Б. Серякова [9, С.42] указывает на различия в трактовке понятия компетенция в Европе, США и России: если в зарубежном образовании под компетенциями понимают результат саморазвития обучающимися своих способностей при опоре на них в практической деятельности, то в отечественном образовании компетенции характеризуют результат образования в единстве теоретического знания и его прикладного использования. Автором компетентность определена как интегральная характеристика и ценностно-ориентированное личностное образование, обеспечивающее профессиональное развитие и саморазвитие специалиста, формирование его субъектной позиции

и основанной на фундаментальных знаниях и приобретенном практическом опыте профессионально-ориентированной деятельности.

И.А. Зимняя [6, С.36] также отмечает, что в отечественной педагогике и психологии компетентностный подход, не являясь оппозиционным по отношению к «ЗУНовскому», способствует усилению ценностно-смысловой, содержательной и личностной составляющих обучения. Автор выделяет мотивационный, когнитивный, поведенческий, ценностно-смысловой аспекты компетентности, эмоционально-волевую регуляцию процесса и результат ее проявления.

В.А. Болотов и В.В. Сериков [1] рассматривают компетентность как результат обучения и саморазвития человека в условиях его личностного роста, самоорганизации и обобщения опыта.

В профессионально-педагогической компетентности педагога Н.М.Борытко [2] выделяет гуманитарную направленность его поведения, деятельности и общения; ценностные установки; интеграцию профессиональных и личностных качеств, которые способствуют овладению знаниями и их применению при прогнозировании, планировании и реализации деятельности, а также развитию собственных способностей; понимание и принятие профессиональных норм; эмоциональный характер компетентности в результате осмысления знаний как результата деятельности членов педагогического профессионального сообщества и присвоения опыта.

Профессиональную компетентность олигофренопедагога и педагога инклюзивного образования И.М. Яковлева [13; 14] раскрывает как сложное системно-динамическое единство мотивационно-ценностной, содержательной и деятельностной составляющих. При определении сущности их профессиональной компетентности автор использует категорию «готовность» по отношению к обусловленным личностным качествам и познавательным возможностям, творческим способностям - милосердию, доброжелательности, толерантности, самоконтролю, креативности и др., необходимым при подготовке лиц с нарушениями развития к социальной адаптации и интеграции с учетом потребностей и норм общества.

А.А. Дмитриев [3; 4] указывает на общие, личностные и профессиональные компетенции учителя-дефектолога и относит к важнейшим диагностическую, прогностическую, планирования, речевую, достижение эффективных результатов в коррекционной работе.

В алгоритме практического применения компетентности в каждой конкретной ситуации В.К. Загвоздкин [5] отмечает выделение актуальных элементов знания, приспособление их к ситуации в соответствии с ее контекстом и последующее планирование схемы действия.

Учитывая изложенное выше, мы рассматриваем компетентность педагога в области формирования у дошкольников с ОВЗ представлений о ЗОЖ как соответствие его профессиональной подготовки и личностных качеств требованиям, обеспечивающим эффективное формирование указанных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Определяя содержание этих требований - компетенций, мы опирались на ФГОС ВПО по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование (квалификация (степень) «бакалавр»), ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»), ФГОС ДО [10; 11; 12] и на полученные нами результаты изучения педагогических условий формирования представлений дошкольников с ОВЗ в детских садах.

Способность и готовность педагога к формированию у дошкольников с ОВЗ представлений о ЗОЖ возможны:

• при принятии ценности жизни человека и его здоровья как личностно значимых принципов, норм и установок;

• при осознании свободы выбора человеком образа своей жизни, а также ответственности за этот выбор;

• при осознании значимости сохранения здоровья для ребенка с ОВЗ;

• при проявлении активности в деятельности, способствующей здоровье-сбережению дошкольников с ОВЗ и формированию у них ценностей ЗОЖ;

• при овладении знаниями:

о современных угрозах жизни и здоровью человека, о возможной помощи в условиях чрезвычайной ситуации;

об организации режима охраны жизни и здоровья детей в образовательных организациях;

о факторах, влияющих на состояние здоровья человека; о здоровом образе жизни;

о поддержании и укреплении здоровья средствами физической культуры с учетом его состояния;

об опасности для здоровья курения, алкоголизма и других вредных привычек; о правилах гигиены в быту;

об особенностях психического развития детей с нарушением слуха, зрения, речи, ОДА, ЗПР;

об организации здоровьесберегающей среды;

об образовательных здоровьесберегающих технологиях и способах их реализации; о современных методах оздоровления детей с ОВЗ;

• при организации целенаправленной деятельности, направленной на: повышение уровня педагогического мастерства при коррекционно-педагогической

работе с дошкольниками с нарушением слуха, зрения, ОДА, ОНР, ЗПР; самообразование в области ЗОЖ;

обеспечение повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах охраны и укрепления здоровья детей и организацию социально-педагогических условий формирования представлений о ЗОЖ в семье;

• при ознакомлении с опытом использования в профессиональной деятельности современных методов и технологий сохранения и укрепления здоровья детей с ОВЗ,

• при умении работать в команде сотрудников образовательной организации для обеспечения условий здоровьесбережения дошкольников с ОВЗ, в том числе и сетевого взаимодействия образовательных, медицинских и культурно-просветительских организаций при осуществлении сопровождения здоровьесбережения и социализации дошкольников с ОВЗ.

Литература

1. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. 2003, № 10. - С. 8-14.

2. Борытко Н. М. Профессионально-педагогическая компетентность педагога. // Интернет-журнал «Эйдос». - 2007. - 30 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-10.htm.

3. Дмитриев А.А. К вопросу управления качеством специального образования // Специальное образование. 2012, № 1. - С. 35-43.

4. Дмитриев А.А. Ключевые компетенции дефектолога. Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715.00 -Логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология»: Тюменский государственный университет, 2013 ра^а.т*ех^79/231/93211^р

5. Загвоздкин В.К. Проблема ключевых компетентностей в зарубежных исследованиях. В.К. Загвоздкин // Вопросы образования. 2009,№ 4. - С. 257 - 271.

6. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа ком-петентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 40 с.

7. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал «Эйдос». - 2006. - 5 мая. http://www.eidos.ru/ joumal/2006/0505.htm.

8. Компетенции в образовании: опыт проектирования : сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. - М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - 327 с.

9. Серякова С.Б. О компетентностном подходе в образовании / Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. 2013, № 13 (31). - С. 41 - 45.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 января 2010 г. N 49; приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 февраля 2010 г., N 16499).

11. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») (с изменениями, внесенными приказом Минобр-науки России от 31 мая 2011 года N 1975 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 29, 18.07.2011) (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 года N 788; приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 5 февраля 2010 года, регистрационный N 16277).

12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г.; приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г.; N 30384).

13. Яковлева И.М. Подготовка педагогов к реализации инклюзивного образования / Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: Материалы международной научно-практической конференции (20-22 июня 2011, Москва) / Моск. Гор. Психол.-пед. ун-т; Редкол.: С В. Алехина и др. - М.: МГППУ, 2011. - С. 242-243

14. Яковлева И.М. Формирование профессиональной компетентности учите-ля-олигофренопедагога: Монография / И.М.Яковлева - М.: Спутник +, 2009. - 220 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.