Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников с особенностями развития'

Педагогические условия формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников с особенностями развития Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
3926
622
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ / ДОШКОЛЬНИКИ С ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ / CHILDREN WITH DEVELOPMENTAL FEATURES / HEALTHY WAY OF LIFE / SPECIAL PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Новикова И. М.

Автор рассматривает представления дошкольников о здоровом образе жизни как особое специфическое новообразование личности, которое способствует формированию осознанного ценностного отношения к заботе о своем здоровье; пониманию взаимосвязи между состоянием здоровья и образом жизни; использованию навыков здоровьесбережения в самостоятельной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Новикова И. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming the conceptions of healthy way of life of children with developmental features promotes their adaptation to conditions of the environment, keeping and strengthening their health and also answering many social questions. The author considers the concepts of preschool children's healthy way of life as a particular, specific new formation of personality, which promotes forming deliberate value relation with caring for their health; understanding of correlation between health condition and the way of life; using skills of keeping good health in independent activity.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников с особенностями развития»

И.М. Новикова

Педагогические условия формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников с особенностями развития

Автор рассматривает представления дошкольников о здоровом образе жизни как особое специфическое новообразование личности, которое способствует формированию осознанного ценностного отношения к заботе о своем здоровье; пониманию взаимосвязи между состоянием здоровья и образом жизни; использованию навыков здоровьесбережения в самостоятельной деятельности.

Педагогика и психология

Актуальные проблемы педагогики

Ключевые слова: здоровый образ жизни, педагогические условия формирования здорового образа жизни, дошкольники с особенностями развития.

В настоящее время особую группу с риском ухудшения здоровья составляют дошкольники с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития (ЗПР), многие из которых посещают специализированные группы детских садов компенсирующего и комбинированного вида. Развитие этих детей происходит на фоне уже выявленных расстройств здоровья и заболеваний, поэтому навыки здоровьесбережения являются для них особенно важными. Формирование представлений о здоровом образе жизни (ЗОЖ) будет способствовать поддержанию и укреплению здоровья дошкольников, а также снижению заболеваемости и подготовке к социализации.

В современных исследованиях выявлено, что одним из критических периодов ухудшения детского здоровья является возрастной промежуток 6-7 лет [3]. На фоне увеличения физической и психо-эмоциональной нагрузки на организм в связи с началом школьного обучения в этот период ребенку с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) особенно необходимы навыки заботы о своем здоровье. Это делает актуальным более раннее начало работы по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни.

Для современного периода социального развития общества характерно отношение к здоровью как к мере человеческих возможностей, способствующих самореализации, а к болезни или дефекту физического развития - как к одному из показателей здоровья человека в целом (Б.Г. Юдин,

Н.Г. Степанова, Н.В. Седых и др.). Однако игнорирование нарушения в развитии или расстройства здоровья, снижение медицинской активности родителей по отношению к подросшему дошкольнику и несфор-мированность направленного на заботу о здоровье семейного поведения способствуют проявлению признаков ослабления и ухудшения здоровья в условиях увеличения нагрузки на детский организм. Поэтому дети с ОВЗ особенно нуждаются во внимании педиатров и врачей-специали-стов для проведения профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий. Важно также найти тактичные формы вовлечения родителей в работу по здоровьесбережению детей и организации социально-педагогических условий формирования ЗОЖ в семье.

Сегодня формирование культуры здоровья находит отражение в педагогической теории и практике, однако эта проблема мало исследована по отношению к дошкольникам с ОВЗ. Вопросы формирования представлений о ЗОЖ у детей с сенсорными, двигательными, речевыми

и интеллектуальными нарушениями в условиях массовых и специальных образовательных учреждений разработаны недостаточно, несмотря на то, что именно эти дошкольники нуждаются в специально организованных условиях обучения и воспитания.

Имеющиеся в этом направлении исследования не учитывают особенности формирования представлений об окружающем мире у детей с ОВЗ; в них отсутствуют конкретные рекомендации для учителей-дефектоло-гов, логопедов, педагогов-психологов, воспитателей специальных групп, раскрывающие содержание, формы и средства коррекционно-педагогического воздействия, возможности использования различных видов деятельности для формирования у старших дошкольников с особенностями в развитии элементарных представлений о ЗОЖ, что позволяет сделать вывод об отсутствии целостного подхода к решению указанной проблемы и определяет ее актуальность.

Педагогическая концепция формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с ЗПР опирается на положения философии здоровья Н.М. Амосова о необходимости осознания ценности жизни и здоровья как отдельного индивида, так и других людей; об активной позиции человека к формированию собственного здоровья; о самоорганизации, требующей постоянных и значительных усилий в области укрепления и сохранения здоровья. Она предполагает реализацию системного подхода в исследовании представлений о ЗОЖ у детей, а также в процессе их формирования; целостный подход к формированию указанных представлений и работу с субъектами системы воспитания и образования детей: специальную подготовку педагогов, взаимодействие педагогов с родителями, совместную деятельность педагогов, родителей и детей; создание в дошкольных образовательных учреждениях условий для решения задач сохранения и укрепления здоровья в процессе воспитания и обучения детей; разработку, апробацию и внедрение здоровьесберегающих новшеств; реализацию комплексного подхода к формированию когнитивных и поведенческих представлений о ЗОЖ на основе педагогического, психологического и медицинского воздействия; формирование семейного поведения, соответствующего ЗОЖ; подготовку детей с ОВЗ к социализации и интеграции в среду здоровых сверстников.

Сегодня в науке отсутствует единое определение ЗОЖ, что свидетельствует о сложной структуре этого феномена и необходимости междисциплинарного подхода к его изучению. В современных исследованиях «здоровый образ жизни» включает различные проявления жизнедеятельности, благоприятные для здоровья и обусловленные сложив-

Педагогика и психология

Актуальные проблемы педагогики

шейся системой поведения; предполагает активное отношение к своему шейся системой поведения; предполагает активное отношение к своему

здоровью, ценностную ориентацию на здоровье, санитарно-гигиеническую и экологическую культуру, которые формируются под влиянием условий окружающей среды в процессе социализации индивида.

Мы рассматриваем ЗОЖ с позиций влияния на здоровье различных выделенных в научных трудах факторов, среди которых наше внимание привлекли состояние и степень здоровья человека, состояние окружающей среды, степень психологического комфорта, готовность к социализации и интеграции, принятые санитарно-гигиенические нормы и нормы поведения, необходимый запас знаний и представлений о факторах вреда и пользы для здоровья, двигательная деятельность, полноценный отдых, сбалансированное питание. Здоровый образ жизни, с нашей точки зрения, можно характеризовать как поведение, адаптированное к социальным и природным условиям окружающей среды с целью сохранения и укрепления здоровья, достижения психологического комфорта и направленное на всестороннее развитие потенциальных возможностей личности.

Особенности развития детей с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи и ЗПР оказывают влияние на формирование у них поведения, деятельности, эмоционально-волевой и познавательной сферы, что сказывается и при формировании у дошкольников представлений о ЗОЖ. В то же время необходимо учитывать эти особенности для реализации личностно-ориентированного и дифференцированного подхода к каждому ребенку при обучении навыкам поддержания и укрепления своего здоровья с учетом его состояния. Кроме того, опора на личный опыт детей при выполнении медицинских назначений будет способствовать осознанию ими сущности заботы о здоровье.

В результате анализа, во-первых, задач формирования ЗОЖ, сформулированных в программах «Детство» под ред. Т.И. Бабаевой, З. А. Михайловой; «Радуга» Т.Н. Дороновой, В.В. Гербовой и др.; «Истоки» Центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца; «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т. С. Комаровой; «Из детства в отрочество» Т.Н. Дороновой, Л.Г. Голубевой, Т.И. Гризик и др.; «Успех» под ред. Н.В. Фединой; «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой; во-вторых, предполагаемых результатов развития интегративных качеств ребенка «Физически развитый, овладевший культурно-гигиеническими навыками», «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения», «Овладевший необходимыми умениями и навыками» в образовательных

областях «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность», которые он может приобрести при освоении общеобразовательных программ «От рождения до школы» и «Успех»; в-третьих, результатов собственного исследования представлений старших дошкольников о ЗОЖ [1; 2], под элементарными представлениями о здоровом образе жизни мы понимаем определенный уровень осведомленности и поведение, которые формируются в процессе целенаправленной педагогической работы и предполагают следующее: ребенок старшего дошкольного возраста имеет сформированные представления об особенностях строения и функциях организма человека; о здоровье как состоянии физического и психологического благополучия; о болезни и факторах, разрушающих здоровье; о роли света, воздуха, воды и растений в жизни человека, их влиянии на здоровье; о значении для здоровья основных культурно-гигиенических навыков, закаливающих процедур, соблюдения режима дня, рационального питания, сна, двигательной активности, игровой деятельности, занятий физкультурой и спортом; ребенок проявляет умение заботиться о своем здоровье; он осознает значение для здоровья ЗОЖ. Представления ребенка о ЗОЖ носят элементарный, но целостный характер; он осознает необходимость проведения оздоровительных, закаливающих и культурногигиенических мероприятий, присваивает переданный взрослыми опыт и переносит его в самостоятельную деятельность.

По нашему мнению, представления дошкольников с ОВЗ о ЗОЖ наиболее полно и всесторонне отражают их ориентировку в окружающем мире, обобщенные знания, семейные ценности, сформированность мыслительных операций. При формировании у детей этих представлений нами учтены выделенные в науке общие закономерности аномального развития: снижение скорости приема и переработки информации, трудности кодирования, недостаточность словесного опосредствования, замедление формирования понятий, недостаточное развитие способности использования информации в новых условиях. Поэтому успешность становления представлений о ЗОЖ у старших дошкольников с сенсорными, двигательными, речевыми и интеллектуальными нарушениями определяется доступностью для детей сообщаемых сведений о биологических, социальных, экологических и поведенческих составляющих ЗОЖ; осуществлением коррекционно-педагогической и воспитательнообразовательной работы с детьми при опоре на предметно-практическую и продуктивную деятельность, обогащение чувственного опыта, развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, устанавливать причинноследственные связи между событиями; использованием различных заданий и упражнений с учетом особенностей восприятия, внимания, памяти,

Педагогика и психология

Актуальные проблемы педагогики

мышления и речи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, что предполагает коррекцию и компенсацию нарушений развития детей в ходе формирования представлений о ЗОЖ; определением способов передачи ребенку социального опыта в соответствии с уровнем его психического развития; соблюдением принципов последовательности, систематичности, постепенного усложнения материала в процессе коррекционно-педагогической работы; формированием как когнитивного, так и поведенческого компонентов указанных представлений с учетом особенностей развития детей.

В 2001-2012 гг. формирование представлений о ЗОЖ у детей с особенностями в развитии проводилось на базе 10 детских садов компенсирующего и комбинированного вида г. Москвы. В исследовании приняли участие 480 детей шестого и седьмого года жизни: 24 ребенка с нарушением слуха, 78 детей с нарушением зрения, 158 дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата, 112 детей с общим недоразвитием речи, 109 дошкольников с задержкой психического развития.

В анамнезе 68,0% детей отмечается патология беременности и родов; раннее органическое поражение центральной нервной системы, задержка психомоторного и речевого развития в раннем возрасте отмечены у 35,7% дошкольников; у 10,0% детей выявлены неврологические заболевания; заболевания и нарушения в развитии сердечно-сосудистой системы - у 13,0% детей; есть указания на аллергии, эндокринные нарушения и другие особенности развития. Многие дети соматически ослаблены: I группу здоровья имеют только 5,0% дошкольников; 67,0% детей имеют II группу здоровья, 24,5% детей - III группу здоровья, среди дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата есть дети с IV и V группой здоровья, они составляют 3,5% всех детей.

Исследованием охвачены 436 родителей, воспитывающих дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Из них 60,3% родителей имеют высшее образование, 39,7% родителей - среднее или среднее специальное образование; сообщили, что имеют медицинское образование 8,5% родителей, педагогическое - 13,9% родителей.

В исследовании приняли участие 156 педагогов, работающих с данной категорией детей, из них 41,7% - воспитатели, 11,5% - учителя-логопеды, 16,0% - учителя-дефектологи, 8,3% - педагоги-психологи; остальные 22,5% педагогов - это воспитатели по физической культуре, инструкторы по плаванию, музыкальные руководители, педагоги дополнительного образования, социальный педагог.

Формирование у детей представлений о ЗОЖ предусматривает организованную образовательную деятельность дошкольников, наблюдения,

демонстрацию, просмотр видеоматериалов, иллюстраций, изобразительную и театрализованную деятельность, дидактические и сюжетно-ролевые игры; рассказы педагога, беседы, объяснения; решение проблемных ситуаций, опыты, упражнения, предметно-практическую и продуктивную деятельность; оздоровительные и закаливающие мероприятия; дет-ско-взрослую проектную деятельность и др.

Среди педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования у старших дошкольников с ОВЗ представлений о ЗОЖ, выделяются общие условия (необходимые и достаточные при работе со всеми детьми): специальная подготовка педагогов, направленная на повышение уровня знаний по проблеме ЗОЖ и уровня педагогического мастерства; работа с родителями с целью повышения их компетентности в вопросах ЗОЖ и улучшения социально-педагогических условий обеспечения здо-ровьесбережения детей в семье; активизация участия родителей в совместной деятельности детей и взрослых при формировании ЗОЖ; создание предметно-развивающей среды, способствующей формированию указанных представлений; привлекательность для дошкольников образовательного материала: он должен вызывать интерес и эмоциональный отклик, способствовать формированию ярких представлений о ЗОЖ; обеспечение успешности становления представлений о ЗОЖ педагогическими средствами; частные условия (определяются особенностями развития дошкольников с ОВЗ): формы и методы формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников, определенные на основе целостного психолого-педагогического знания о детях с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи, ЗПР, а также с учетом особенностей формирования у них познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, речи; содержание формируемых представлений, определенное с учетом особенностей развития детей; предъявляемая информация, адаптированная к восприятию дошкольниками каждой категории; формирование представлений о ЗОЖ, осуществляемое через доступные детям каждой категории виды деятельности в системе воспитательного и коррекционно-образовательного процессов; реализация дифференцированный и личностно-ориентированный подхода к детям с учетом уровня сформированности у них познавательной деятельности и представлений о ЗОЖ; коррекционная направленность воспитательнообразовательного процесса; взаимодействие педагогов образовательного учреждения при формировании у детей представлений о ЗОЖ; специфические условия (определяются характерными особенностями развития дошкольников): учет состояния здоровья дошкольника и необходимости выполнения медицинских назначений; учет потенциальных возмож-

Педагогика и психология

Актуальные проблемы педагогики

ностей ребенка; сотрудничество педагогов и семьи; включение ребенка в совместную со сверстниками и детско-взрослую продуктивную деятельность.

Библиографический список

1. Новикова И.М. Формирование элементарных представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития: Монография. М., 2008.

2. Новикова И. М. Изучение представлений о здоровом образе жизни у дошкольников с сенсорными, двигательными и речевыми нарушениями // Коррекционная педагогика. 2009. № 5(35). С. 26-29.

3. Шабунова А.А. Здоровье населения в России: состояние и динамика: Монография. Вологда, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.