Научная статья на тему 'Актуальные аспекты проблемы формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников с задержкой психического развития'

Актуальные аспекты проблемы формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников с задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1710
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / PSYCHICAL DEVELOPMENT DELAY / CONCEPTIONS ABOUT HEALTHY WAY OF LIFE / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Новикова Ирина Маратовна, Борякова Наталья Юрьевна

В статье обсуждается, что дети с задержкой психического развития входят в группу риска по состоянию здоровья и нервно-психического развития, поэтому особую значимость приобретает формирование у них поведения, направленного на сохранение и укрепление своего здоровья. Предлагаемая авторами педагогическая технология формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников с задержкой психического развития основана на целостном подходе и предполагает специальную подготовку педагогов, просвещение родителей, коррекционно-педагогическую и воспитательно-образовательную работу с детьми, совместную деятельность педагогов, родителей и детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Новикова Ирина Маратовна, Борякова Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actual aspects of problem of forming the conceptions about healthy way of life of mentally retarded preschool children

Children with psychical development delay enter the risk group by health condition and nerve and psychical development, that’s why it’s very important to form their behavior, directed at keeping and strengthening their health. Authors’ pedagogical technology of forming conceptions about healthy way of life of elder preschool children with psychical development delay is based on integral approach that presupposes special training for teachers, educating of parents, correctional-pedagogical and educative work with children, combined activity of pedagogues, parents and children.

Текст научной работы на тему «Актуальные аспекты проблемы формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников с задержкой психического развития»

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

УДК 376

И. М. Новикова, Н. Ю. Борякова

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В статье обсуждается, что дети с задержкой психического развития входят в группу риска по состоянию здоровья и нервно-психического развития, поэтому особую значимость приобретает формирование у них поведения, направленного на сохранение и укрепление своего здоровья. Предлагаемая авторами педагогическая технология формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников с задержкой психического развития основана на целостном подходе и предполагает специальную подготовку педагогов, просвещение родителей, коррекционно-педагогическую и воспитательно-образовательную работу с детьми, совместную деятельность педагогов, родителей и детей.

Children with psychical development delay enter the risk group by health condition and nerve and psychical development, that's why it's very important to form their behavior, directed at keeping and strengthening their health. Authors' pedagogical technology of forming conceptions about healthy way of life of elder preschool children with psychical development delay is based on integral approach that presupposes special training for teachers, educating of parents, correctional-pedagogical and educative work with children, combined activity of pedagogues, parents and children.

Ключевые слова: дети с задержкой психического развития, представления о здоровом образе жизни, педагогическая технология.

Keywords: psychical development delay; conceptions about healthy way of life; pedagogical technologies.

В последние годы проблема формирования представлений о здоровом образе жизни (ЗОЖ) у дошкольников является актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья

© Новикова И. М., Борякова Н. Ю., 2012

детского населения России, она находит отражение в педагогической теории и практике, однако ее теоретические и прикладные аспекты в специальной педагогике разработаны недостаточно.

На протяжении последних десятилетий проблема формирования ЗОЖ является объектом изучения многих исследователей (А. М. Амосов, А. И. Антонов, Е. Б. Бреева, Г. А. Бутко, И. В. Журавлева, Ю. П. Лисицын, В. М. Нилов, В. П. Петленко, А. А. Покровский, Е. Л. Семенова, С. М. Степанова, Г. И. Царегородцев, Г. X. Шингаров и др.), при этом преимущественно рассматриваются вопросы становления ЗОЖ у младших школьников, подростков и молодежи.

В настоящее время в отечественной науке имеются немногочисленные исследования, посвященные проблеме изучения формирования представлений о ЗОЖ и становления культуры ЗОЖ у дошкольников (Н. Г. Быкова, Л. Г. Касьянова, М. В. Меличева, О. С. Шнейдер и др.). Работы, направленные на изучение данной проблемы по отношению к детям с нарушением развития, практически отсутствуют, и мы можем сослаться лишь на немногочисленные исследования в этой области (Н. Ю. Гомзякова, И. М. Новикова, Т. С. Овчинникова, В. В. Сазонова).

Со второй половины XX в. в связи с прекращением роста продолжительности жизни и распространением неинфекционных хронических заболеваний произошла переориентация здравоохранения на профилактику, поиск факторов риска здоровью и формирование ЗОЖ (И. В. Журавлева).

Разработанные в 80-х гг. XX в. категории «образ жизни» и «здоровый образ жизни» позволили характеризовать современные факторы, влияющие на здоровье и организацию жизнедеятельности человека.

В научных трудах понятие «здоровый образ жизни» рассматривается с точки зрения воздействия на здоровье человека различных природных и социальных факторов, поведения личности, способов жизнедеятельности и применяется по отношению к самостоятельному работоспособному взрослому человеку, который имеет представление о принятой в обществе системе духовных цен-

ностей и научно обоснованных санитарно-гигиенических нормах. ЗОЖ включает различные проявления жизнедеятельности, благоприятные для здоровья и обусловленные сложившейся системой поведения.

В современных трактовках ЗОЖ предполагает активное отношение к своему здоровью, ценностную ориентацию на здоровье, санитарно-гигиеническую и экологическую культуру, которые формируются под влиянием условий окружающей среды, экологических факторов в процессе социализации индивида.

В настоящее время дети с задержкой психического развития (ЗПР) составляют разнородную по составу многочисленную группу среди детей с особыми образовательными потребностями. Недостатки их развития обусловлены как резидуально-орга-нической недостаточностью или функциональной незрелостью центральной нервной системы, так и соматическими заболеваниями. Поэтому эти дети составляют группу риска по состоянию здоровья и нервно-психического развития и нуждаются в специально организованных условиях обучения и воспитания.

Нас интересовало формирование у старших дошкольников с ЗПР элементарных представлений о ЗОЖ в специально созданных педагогических условиях. При этом под элементарными представлениями о ЗОЖ мы понимаем определенный уровень осведомленности и поведение, которые формируются в процессе целенаправленной педагогической работы и предполагают следующее: ребенок старшего дошкольного возраста имеет сформированные представления об особенностях строения и функциях организма человека; о здоровье как состоянии физического и психологического благополучия; о болезни и факторах, разрушающих здоровье; о роли света, воздуха, воды и растений в жизни человека, их влиянии на здоровье; о значении для здоровья основных культурно-гигиенических навыков, закаливающих процедур, соблюдения режима дня, рационального питания, сна, двигательной активности, игровой деятельности, занятий физкультурой и спортом; ребенок проявляет умение заботиться о своем здоровье; он осознает значение для здоровья ЗОЖ. Представления ребенка о ЗОЖ носят элементарный, но целостный характер; он осознает необходимость проведения оздоровительных, закаливающих и культурно-гигиенических мероприятий, присваивает переданный взрослыми опыт и переносит его в самостоятельную деятельность.

С целью разработки методического и дидактического обеспечения процесса формирования элементарных представлений о ЗОЖ у старших дошкольников с ЗПР и проверки его эффективности проведено исследование, в котором участвовали 140 детей с ЗПР 6-7-го года жизни, составившие

экспериментальную группу (ЭГ). Экспериментальной базой исследования явились детские сады № 908 и № 1278 г. Москвы.

Анализ анамнестических данных показал наличие раннего органического поражения ЦНС, задержку психомоторного и речевого развития в раннем возрасте у 78,5% дошкольников. В анамнезе 67,8% обследованных детей отмечается патология беременности и родов, у 47,8% детей до года выявлено отставание в физическом развитии, у 76,4% детей наблюдается отставание в речевом развитии, 37,8% от общего числа обследованных дошкольников - соматически ослабленные и часто болеющие дети; только 10,7% детей имеют I группу здоровья; 82,1% детей имеют II группу здоровья, 7,8% детей имеют III группу здоровья. Также в эксперименте приняли участие 75 родителей дошкольников с ЗПР и 50 педагогов, работающих с детьми данной категории.

В ходе констатирующего эксперимента были изучены имеющиеся у старших дошкольников с ЗПР представления о ЗОЖ как о здоровье, о взаимосвязи здоровья и деятельности, питания, отдыха, о вреде и пользе просмотра телевизионных передач и рекламы, компьютерных игр, о причинах заболеваний, о влиянии на здоровье природных и социальных факторов окружающей среды; представления родителей дошкольников о ЗОЖ и условия формирования этих представлений у детей в семье; представления о ЗОЖ педагогов, работающих с детьми этой категории.

Экспериментальная диагностическая программа была представлена тремя блоками. Первый блок направлен на исследование представлений о ЗОЖ детей ЭГ; второй блок - на исследование педагогических условий формирования представлений о ЗОЖ в дошкольном образовательном учреждении для детей с ЗПР; третий блок - на исследование социально-педагогических условий формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников с ЗПР в семье.

Учитывая, что дети с ЗПР отличаются друг от друга по уровню развития познавательной деятельности, мы выделили показатели и критерии качественного анализа когнитивного и поведенческого компонентов представлений о ЗОЖ у старших дошкольников, которыми стали полнота, осознанность, обобщенность, системность, инициативность, самостоятельность.

На основе этих критериев нами были определены четыре уровня успешности выполнения заданий, отражающие уровни представлений о ЗОЖ детей, участвующих в констатирующем эксперименте.

Высокий уровень - ребенок имеет некоторые правильные представления о ЗОЖ как активной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья, о вредных и полезных для здо-

ровья факторах окружающей природной и социальной среды, о некоторых способах укрепления здоровья и предупреждения заболеваний на основе личного опыта и полученных от взрослых сведений; он способен выявить направленную на формирование ЗОЖ сущность различных видов деятельности, предметов, объектов и явлений окружающей действительности; ребенок проявляет инициативу при подготовке и проведении оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий на основе осознания их необходимости по следам обучения; присваивает переданный взрослыми опыт, переносит его в самостоятельную деятельность.

Средний уровень - ребенок имеет некоторые представления о ЗОЖ как деятельности, необходимой для сохранения здоровья; он способен к осознанию значения для здоровья некоторых факторов окружающей природной и социальной среды, при этом ему требуется помощь в виде наводящих вопросов и конкретных житейских примеров; он способен выявлять направленную на формирование ЗОЖ сущность некоторых видов деятельности, предметов, объектов и явлений окружающей действительности; для актуализации представлений ему требуется эмоционально-стимулирующая помощь взрослого и наводящие вопросы; ребенок может проявлять инициативу в ситуациях оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий, но она связана с его положительным эмоционально-чувственным переживанием по следам обучения; частично присваивает переданный взрослыми опыт и переносит его в самостоятельную деятельность.

Низкий уровень - ребенок понимает зависимость здоровья от некоторых проявлений образа жизни, но ему требуется помощь в виде наводящих вопросов и конкретных житейских примеров; он способен выявлять направленную на формирование ЗОЖ сущность некоторых видов деятельности, предметов окружающей действительности; для актуализации представлений ему требуется эмоционально-стимулирующая помощь взрослого, наводящие вопросы и житейские примеры; ребенок проявляет инициативу в ситуациях оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий на основе подражания другим детям, но осознанности и потребности в этих мероприятиях нет; частично присваивает переданный опыт, но затрудняется переносить его в самостоятельную деятельность.

Очень низкий уровень - ребенок затрудняется объяснить значение для здоровья знакомых ему видов деятельности; он не осознает зависимость здоровья от образа жизни и влияния окружающей среды; ребенок не проявляет инициативу и самостоятельность в ситуациях оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий,

не присваивает переданный взрослыми опыт и не переносит его в самостоятельную деятельность.

Были исследованы педагогические условия формирования представлений о ЗОЖ в дошкольном образовательном учреждении для детей с ЗПР, при этом мы изучили педагогическую документацию, провели анкетирование педагогов, наблюдали за общением педагогов с детьми. Особенности социально-педагогических условий формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников с ЗПР в семье позволили выявить анкетирование родителей, беседы с ними, наблюдение за общением родителей со своими детьми.

Анализ результатов эксперимента показал, что

- у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР представления о ЗОЖ носят фрагментарный характер: они отрывочные и непрочные, ответы являются поверхностными;

- уровень осведомленности родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья и ЗОЖ невысок, они не располагают достаточными сведениями о факторах угрозы здоровью в большом городе, о последствиях этого воздействия и мерах защиты от него; многие родители не рассматривают в единстве физиологическую и психологическую составляющие здоровья, не учитывают влияние психического здоровья на полноценное развитие ребенка с ЗПР;

- забота об укреплении и сохранении здоровья не является обязательной составляющей поведения многих родителей, поэтому семья недостаточно активно участвует в формировании представлений о ЗОЖ у детей дошкольного возраста с ЗПР;

- знания педагогов о ЗОЖ часто отрывочны и не систематизированы; ощущается недостаток методических разработок, а также дидактических пособий для формирования представлений о ЗОЖ у детей с проблемами в развитии; в условиях детских садов комбинированного и компенсирующего вида работа по формированию представлений о ЗОЖ рассматривается, затрагивается, но является нерегулярной, она часто направлена только на формирование физической культуры и санитарно-гигиенических навыков, что является составной частью работы по формированию ЗОЖ.

Таким образом, для формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников с ЗПР необходимо внедрение специальной педагогической технологии, включающей коррекционно-педагогическую и воспитательно-образовательную работу с детьми, организацию специальных методических мероприятий для педагогов и просветительскую деятельность для родителей.

В формирующем эксперименте приняли участие 50 детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, участвовавших в констатирующем эксперименте.

В ходе исследования были решены следующие задачи: организовано здоровьесберегающее про-

странство; разработано и реализовано содержание методической работы с педагогическим коллективом, сотрудничества с родителями, дидактическое оснащение занятий по формированию у старших дошкольников с ЗПР представлений о ЗОЖ, информационное обеспечение и наглядная пропаганда ЗОЖ в детском саду; использованы различные организационные формы работы с детьми; проведена экспериментальная проверка результатов внедрения педагогической технологии формирования элементарных представлений о ЗОЖ у старших дошкольников с ЗПР.

Основной особенностью технологии явилась работа с детьми по формированию когнитивного и поведенческого компонентов представлений о ЗОЖ. Формирование когнитивного компонента представлений о ЗОЖ включало образовательную и развивающую работу с детьми. Содержанием образовательной работы было сообщение детям новых сведений, а также закрепление их представлений, умений и навыков, способствующих формированию ЗОЖ. Содержанием развивающей работы было развитие у детей способности к установлению причинно-следственных связей между здоровьем и деятельностью, способствующей ЗОЖ.

Формирование поведенческого компонента представлений о ЗОЖ включало воспитательную работу, содержанием которой было формирование мотивации и потребности к ЗОЖ через воспитание привычки к ЗОЖ, профилактика негативно влияющего на здоровье поведения.

Разработанная нами педагогическая технология основана на целостном подходе и предполагает работу с субъектами системы воспитания и образования детей в следующих направлениях: специальная подготовка педагогов, взаимодействие педагогов с родителями, совместная деятельность педагогов, родителей и детей.

Раскрыты условия формирования элементарных представлений о ЗОЖ у старших дошкольников с ЗПР и определено содержание следующих разделов коррекционно-педагогической работы:

I раздел «Я - человек. Что я знаю о себе?». Основное содержание: Я и другие люди. Мой организм. Человек - живое существо. Условия, необходимые для жизни человека (воздух, вода, пища, тепло, пространство, общение с другими людьми).

II направление «Образ жизни человека и здоровье». Основное содержание: Ритмичность жизнедеятельности. Режим дня. Образ жизни (режимные моменты, занятия, досуг). Здоровье и болезнь. Образ жизни и здоровье.

III направление «Здоровый образ жизни в большом городе». Основное содержание: Безопасное поведение дома. Факторы угрозы здоровью в мегаполисе (шум, интенсивные транспортные потоки, загрязнение окружающей среды, большое количество людей, территориальная удаленность зна-

чимых для человека объектов). Безопасное поведение на улицах города, в транспорте, в местах общественного пользования. Организация здорового образа жизни в большом городе.

Содержание перечисленных разделов сконструировано на основе программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н. Н. Авдеевой, Н. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной, «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, программы социального развития ребенка «Я - человек» С. А. Козловой, программ экологического образования детей «Мы» Н. Н. Кондратьевой, Т. А. Шилёнок, Т. А. Марковой, Т. А. Виноградовой, «Наш дом - природа» Н. А. Рыжовой и наших авторских разработок.

Реализация содержания каждого раздела предусматривала несколько этапов:

Подготовительный (ориентировочный) этап -изучение представлений детей о здоровье и ЗОЖ; определение содержания, доступного старшим дошкольникам с ЗПР; планирование видов работы и организационных форм.

Основной этап - сообщение детям новых сведений о ЗОЖ и расширение их кругозора в рамках этой темы с опорой на различные виды деятельности. Основной формой работы были специальные занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Закрепляющий этап - закрепление представлений о ЗОЖ.

Основные виды и формы работы: занятия, беседы, прогулки, опыты, игры, досуги, соревнования, праздники, День здоровья, книжная выставка, выставка плаката, выставки изобразительной деятельности, оздоровительные и закаливающие мероприятия.

После реализации предлагаемой технологии по формированию представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР был проведен контрольный эксперимент с целью выявления динамики формирования представлений детей. В нем приняли участие 50 детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, участвовавших в констатирующем и формирующем эксперименте, и 40 детей старшего дошкольного возраста с ЗПР контрольной группы, также принимавших участие в констатирующем эксперименте. Эта группа на первоначальном этапе включала 90 детей, но ко времени проведения контрольного эксперимента в ней остались 40 человек, остальные дети выбыли по возрасту в школу.

Анализ содержания ответов, полученных во время констатирующего и контрольного экспериментов, а также результаты диагностики уровней представлений о ЗОЖ, выявленные при обработке результатов исследования, свидетельствуют о положительной динамике формирования представле-

ний о ЗОЖ у старших дошкольников с ЗПР в специально созданных педагогических условиях.

Таким образом, проведенное экспериментальное исследование показало следующее:

- представления о ЗОЖ у дошкольников с ЗПР сформированы недостаточно, имеют фрагментарный характер, что проявляется в содержании игровой, продуктивной и речевой деятельности, а также в отсутствии навыков поведения, направленного на укрепление здоровья и ЗОЖ; представления детей не соответствуют потребностям общества в укреплении здоровья детского населения;

- основными факторами, влияющими на формирование представлений о ЗОЖ у детей с ЗПР, являются их личный опыт, условия семейного воспитания, степень осведомленности родителей и педагогов по данной проблеме, наличие целенаправленной коррекционно-развивающей работы в условиях детского сада;

- в качестве критериев, характеризующих представления о ЗОЖ, могут выступать полнота представлений о здоровье и возможностях его укрепления, о вредных и полезных для здоровья факторах природной и социальной среды; целостный характер представлений о ЗОЖ; осознание значения ЗОЖ для здоровья; активность и самостоятельность в суждениях и высказываниях о ЗОЖ; проявление инициативы и самостоятельности при подготовке и проведении оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий на основе осознания их необходимости; перенос опыта ЗОЖ в самостоятельную деятельность;

- на этапе констатации представления о ЗОЖ могут проявляться у детей на четырех уровнях и отличаться полнотой, осознанностью, обобщенностью, системностью, инициативностью, самостоятельностью. У детей с ЗПР в основном встречаются средний, низкий и очень низкий уровни представлений о ЗОЖ;

- экспериментальным путем подтверждена возможность формирования представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в специально созданных педагогических условиях, которыми являются использование наглядных и практических методов, обучение установлению причин-

но-следственных связей, сотрудничество педагогов с семьей, высокая квалификация педагогов и др.;

- повышению эффективности коррекционно-педагогического воздействия с целью формирования представлений о ЗОЖ у старших дошкольников с ЗПР и осознанного отношения к своему здоровью способствует экспериментально апробированная технология формирования представлений о ЗОЖ;

- предлагаемая технология способствует формированию поведения, направленного на ЗОЖ, раскрывает факторы вреда и пользы для здоровья, включает различные средства, формы и методы педагогического воздействия, предполагает тесное взаимодействие в триаде педагог - родитель -ребенок и создание сберегающего здоровье пространства для формирования у дошкольников с ЗПР представлений о ЗОЖ;

- доказана эффективность разработанной технологии, содержания и модели взаимодействия субъектов коррекционно-педагогического процесса с целью формирования у старших дошкольников с ЗПР представлений о ЗОЖ, выстроенных с учетом возрастных и индивидуально-типологических особенностей познавательной деятельности при опоре на самостоятельную игровую и продуктивную деятельность детей, их совместную деятельность со взрослыми, позволяющих влиять на социально-педагогическую среду с целью создания благоприятных условий для формирования представлений о ЗОЖ;

- внедрение модели взаимодействия участников коррекционно-педагогического и воспитательно-образовательного процесса является важным условием эффективной работы по формированию ЗОЖ у старших дошкольников с ЗПР;

- исследование позволило установить, что дети с ЗПР имеют уровень представлений о ЗОЖ, не соответствующий требованиям современной общественной жизни, и нуждаются в целенаправленной работе по формированию этих представлений. Технология, разработанная для дошкольников с ЗПР, может успешно применяться в работе с нормально развивающимися детьми с учетом их интеллектуальных возможностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.