Научная статья на тему 'Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников с пониженным зрением'

Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников с пониженным зрением Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1105
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ПОНИЖЕННЫМ ЗРЕНИЕМ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ / СБЕРЕЖЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Новикова Ирина Маратовна

Приводятся результаты изучения особенностей представлений о здоровом образе жизни дошкольников с пониженным зрением, и раскрывается предлагаемая автором педагогическая технология формирования этих представлений у детей, которая может быть успешно использована в практике педагогической работы с дошкольниками с пониженным зрением в условиях детских садов компенсирующего и комбинированного вида.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Новикова Ирина Маратовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников с пониженным зрением»

5. Repina Z.A. Neyropsihologicheskoe izuchenie detey s tyazhelyimi defektami rechi: uchebnoe posobie [Neuropsychological diagnostics of children with speech defects : a training manual]. Ekaterinburg, 1995, 122 p.

6. Loginova N.E. The role of coherent speech in the formation of educational activity of younger schoolboys with speech underdevelopment. Korrektsionnaya rabota po razvitiyu svyaznoy rechi u mladshih shkolnikov s tyazheloy rechevoypatologiey. Omsk, 2007, pp. 5-21.

7. Tsvetkova L.S. Metodika neyropsihologicheskoy diagnostiki detey [Technique neuropsychological diagnostics children]. Moscow, Cogito Centre Publ., 1998, 128 p.

© Логинова Н.Э., 2014

Автор статьи - Наталия Эдуардовна Логинова, старший преподаватель, Институт развития образования Омской области, e-mail: l-natalia@bk.ru.

Рецензенты:

З.А. Репина, кандидат педагогических наук, профессор, Уральский государственный педагогический университет;

Л.Г. Карпова, кандидат психологических наук, доцент, Омская гуманитарная академия.

УДК 376

И.М. Новикова

Московский государственный гуманитарный университет

имени М.А. Шолохова

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОНИЖЕННЫМ ЗРЕНИЕМ

Приводятся результаты изучения особенностей представлений о здоровом образе жизни дошкольников с пониженным зрением, и раскрывается предлагаемая автором педагогическая технология формирования этих представлений у детей, которая может быть успешно использована в практике педагогической работы с дошкольниками с пониженным зрением в условиях детских садов компенсирующего и комбинированного вида.

Ключевые слова: дети с пониженным зрением, представления о здоровом образе жизни, сбережение здоровья.

Воспитание сознательного отношения к сбережению зрения традиционно является одним из направлений педагогической работы с детьми с нарушением зрения в условиях специальных групп дошкольных образовательных учреждений компенсирующего и комбинированного вида. Однако, учитывая выявленные в науке закономерности увеличения заболеваемости различных органов и систем организма человека в условиях больших городов, закономерности проявления признаков ослабления и ухудшения здоровья детей и временные интервалы этих изменений, возрастание физических и психо-эмоциональных нагрузок в период начала обучения в школе, мы рассматриваем вопрос формирования у дошкольников с нарушением зрения более широких представлений о возможности поддержания и укрепления своего здоровья - представлений о здоровом образе жизни (ЗОЖ).

В современной ситуации отсутствия в науке единого подхода к формированию ЗОЖ и к его определению мы рассматриваем ЗОЖ как осознанное поведение человека, адаптированное к влиянию сложного комплекса экологических, антропогенных, социальных, экономических, урбанистических факторов окружающей среды, которое характеризуется направленностью на сбережение и укрепление здоровья при ценностном к нему отношении, на достижение психологического комфорта и всестороннее развитие потенциальных возможностей личности [1].

По нашему мнению, представления о ЗОЖ должны опираться на сделанные ребенком самостоятельно или с помощью взрослых выводы о факторах вреда и пользы для здоровья, о

поддерживающем здоровье человека или вредящем ему поведении, способствовать осознанию ценности здоровья и мотивации заботы о нем, уточнению своих возможностей с учетом зрительного нарушения.

Сегодня проблема обучения и развития дошкольников с нарушением зрения, а также организация лечебно-восстановительной работы с ними отражены в работах Л.И. Плаксиной, Л.А. Григорян, В.З. Денискиной, Л.А. Дружининой, Е.Н. Подколзиной, З.Ф. Гафуровой, Л.В. Фомичевой и других ученых, в то же время особенности формирования у этих детей представлений о ЗОЖ изучены недостаточно, необходима разработка методических и дидактических материалов по указанной проблеме для тифлопедагогов и воспитателей.

С целью выявления особенностей представлений о ЗОЖ у старших дошкольников с нарушением зрения на базе ГБОУ детский сад № 2403 комбинированного вида г. Москвы было проведено исследование, в котором приняли участие 78 детей старшего дошкольного возраста, 69 родителей и 15 педагогов. По остроте зрения все наши испытуемые относились к детям с пониженным зрением, то есть имели остроту зрения на лучше видящем глазу с коррекцией от 0,5 (50%) до 0,8 (80%).

Анализ сведений о заболеваниях органа зрения детей показал следующее: 34,8% дошкольников имеют сложный гиперметропический астигматизм; 22,5% детей - гиперметро-пический астигматизм и косоглазие; 19,3% детей - амблиопию и косоглазие; 11,7% дошкольников - миопию; 7,8% детей - простой астигматизм и амблиопию; 3,9% дошкольников -гиперметропию.

Общее состояние 60,3% дошкольников соответствует II группе здоровья, состояние 39,7% детей - III группе здоровья. Выявлено нарушение осанки у 16,7% детей; плоско-вальгусные стопы - у 26,9% дошкольников; наблюдаются у аллерголога 6,4% детей.

Нас интересовали представления этих детей о состоянии здоровья и болезни, о причинах изменения здоровья, о взаимосвязи здоровья и деятельности, об укреплении здоровья и профилактике заболеваний, о поддерживающих и восстанавливающих зрение мероприятиях, о полезных и вредных для здоровья продуктах, о полезных для здоровья отдыхе и прогулке, о влиянии на здоровье людей окружающей среды, отношение к роли больного (выявлялось в процессе сюжетно-ролевой игры), сформированность потребности в выполнении гигиенических и закаливающих мероприятий, отношение к аппаратному восстановительному лечению, а также социально-педагогические условия формирования ЗОЖ в семье и детском саду.

Для изучения представлений детей о ЗОЖ были использованы разработанные ранее диагностическая программа и критериальный аппарат исследования [2, с. 9-19]. Дошкольникам предлагалось ответить на вопросы беседы, выполнить диагностические задания, рисуночные тесты, найти решения в проблемных ситуациях; за детьми наблюдали в игровой деятельности и в режимные моменты. Стимульный материал был адаптирован для восприятия его детьми с нарушением зрения, а средства для выполнения рисуночных тестов подобраны с учетом зрительных возможностей детей. Кроме того, выполнено сравнительное изучение представлений о ЗОЖ у дошкольников с пониженным и нормальным зрением [3].

Анализ результатов эксперимента показал следующее:

• дети старшего дошкольного возраста с пониженным зрением имеют отрывочные и поверхностные представления о ЗОЖ, при этом существенных отличий в этих представлениях у дошкольников с пониженным и нормальным зрением не выявлено; потребность в здо-ровьесберегающей деятельности у детей не сформирована; выполнение лечебных процедур для восстановления зрения и гигиенические мероприятия для охраны зрения, свою заботу о зрении в рисунках и высказываниях дошкольники не отражают;

• родители имеют фрагментарные знания о ЗОЖ; они не располагают сведениями о комплексном характере воздействия на здоровье факторов окружающей среды; большинство родителей заботу о своем здоровье активно проявляет только в связи с его ухудшением или болезнью; они осознают необходимость укрепления здоровья своих детей и предупреждения

заболеваний; большинство родителей относит к профилактическим мерам прием витаминов, прививки, отдельные моменты режима дня, употребление фруктов; организацию в семье условий для охраны зрения ребенка с учетом его состояния и участие семьи в формировании у детей навыков заботы о здоровье родители не указывают;

• педагоги продемонстрировали отдельные общие представления о ЗОЖ; они относят к мероприятиям, формирующим представления детей по этому вопросу, режимные моменты, физкультурные занятия и занятия в бассейне, закаливающие процедуры и прогулки, планируют и проводят их; отмечают необходимость консультаций и бесед с родителями по проблеме ЗОЖ, а также участия родителей в проведении Дней здоровья, тематических праздников, досугов и конкурсов. Однако не все педагоги готовы к сотрудничеству с коллегами и родителями по вопросу организации в детском саду и в семье условий здоровьесбережения, а также к изменению привычного содержания работы с детьми и усиления ее здоровьесбере-гающей направленности.

Таким образом, представления детей и взрослых о ЗОЖ нуждаются в уточнении, расширении и систематизации. В связи с этим было разработано методическое и дидактическое сопровождение этого процесса, апробирована и внедрена в практику работы детского сада педагогическая технология формирования у детей представлений о ЗОЖ. В формирующем эксперименте приняли участие 50 детей старшего дошкольного возраста с пониженным зрением, которые участвовали и в констатирующем эксперименте.

Предлагаемая нами технология опирается на следующие положения: сохранению и укреплению здоровья человека способствует его активное и осознанное участие в здоровьесбе-регающей деятельности; формирование у дошкольников с пониженным зрением представлений о ЗОЖ возможно при сотрудничестве врачей (окулиста, педиатра и др.), родителей и педагогов; психолого-педагогическое воздействие при формировании этих представлений способствует развитию личности детей; показателем успешности формирования представлений дошкольников о ЗОЖ является проявление сберегающего здоровье поведения в самостоятельной детской деятельности.

На методическом уровне технология предусматривает опережающую работу с педагогами и родителями для повышения их осведомленности в вопросах ЗОЖ; организацию здо-ровьесберегающего пространства; определение содержания работы с детьми на основе анализа используемых в работе учреждения программ обучения и воспитания, а также результатов диагностического изучения представлений дошкольников о ЗОЖ; использование разных форм образовательной и воспитательной работы; разработку дидактического обеспечения педагогического процесса; вовлечение детей в совместную со сверстниками, родителями и педагогами деятельность, способствующую развитию когнитивной, эмоциональной и поведенческой составляющих представлений о ЗОЖ; подведение дошкольников к установлению зависимости между состоянием здоровья и образом жизни; проверку успешности формирования представлений о ЗОЖ.

На процессуально-деятельностном уровне технология обеспечивает сотрудничество педагогов и родителей для организации необходимых условий формирования у детей представлений о ЗОЖ, а также практическую воспитательную, образовательную и коррекционно-развивающую работу с дошкольниками.

Для педагогов и родителей были организованы лекции «Современный взгляд на здоровье», «Здоровый образ жизни», «Человек в большом городе», в ходе которых раскрыты влияние на представления о здоровье социально-культурных условий, изменение отношения общества к здоровью и болезни, категория «образ жизни» и основные компоненты образа жизни, современные подходы к определению понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни», факторы ЗОЖ, комплексное влияние окружающей среды мегаполиса на образ жизни и здоровье человека, роль семьи в формировании у детей сберегающего здоровье поведения, современное состояние проблемы формирования у дошкольников представлений о ЗОЖ.

В ходе консультаций педагогов познакомили с результатами диагностического исследования представлений дошкольников о ЗОЖ и особенностями социально-педагогических условий формирования этих представлений у детей с пониженным зрением в детском саду и в семье. Были определены содержание и формы работы с педагогами для повышения их компетентности в вопросах ЗОЖ, сотрудничества с семьями воспитанников, разработки планирования, методического и дидактического сопровождения воспитательно-образовательной работы с детьми по формированию компонентов указанных представлений. Наиболее востребованными оказались консультации с целью ознакомления с научной и методической литературой по вопросам здоровьесбережения; изучение опыта педагогической работы по формированию ЗОЖ других образовательных учреждений; обмен опытом практической здоровьесберегающей деятельности внутри учреждения; консультации для определения направлений и разработки содержания взаимодействия педагогов, а также педагогов и родителей при организации условий формирования у дошкольников представлений о ЗОЖ, участие в научно-практических конференциях по теме исследования.

Сотрудничество педагогов и медицинского персонала детского сада, врачей районной детской поликлиники и родителей включало медицинское просвещение родителей по вопросам охраны зрения детей, организации полезного для здоровья питания, профилактики простудных заболеваний, организации двигательного режима; консультирование родителей тифлопедагогами и педагогом-психологом по вопросам формирования у дошкольников с пониженным зрением познавательной и эмоционально-волевой сферы, коррекции их психического развития, интеграции детей с нарушением зрения в общеобразовательную школу, развития личности, формирования когнитивных, эмоциональных и поведенческих представлений о ЗОЖ; знакомство родителей с опытом работы педагогов детского сада по формированию у дошкольников представлений о ЗОЖ как составляющей части картины мира - посещение фронтальных и подгрупповых занятий с дошкольниками по ознакомлению с окружающим миром, наблюдение за организацией игровой деятельности детей, закаливания; знакомство с процедурой лечения заболеваний глаз с помощью аппаратов и приборов «Амб-лиотренер», «Мускулотренер», «Синоптофор» и др., а также использованием для лечения у дошкольников косоглазия и амблиопии компьютерных программ «Плеоптика-2», «Relax», «Галактика» и др.

Все эти мероприятия были проведены в соответствии с планом занятий организованной в детском саду «Школы заботливых родителей». Нами были учтены пожелания родителей по более широкому освещению некоторых проблем - преемственности детского сада и школы в вопросах охраны зрения детей, единого подхода к организации полезного питания в условиях детского сада и семьи, участия семьи в формировании познавательной активности ребенка с амблиопией, косоглазием, астигматизмом и др.

К средствам формирования у детей представлений о ЗОЖ мы относим пример здоровь-есберегающего поведения взрослых; ролевые игры, сюжетом которых предусмотрено проявление заботы о здоровье вообще и заботы о состоянии глаз: выполнение назначений врача-офтальмолога, контроль за освещением рабочей зоны, длительностью просмотра телевизионных передач и компьютерных игр, за удаленностью от ребенка телевизора и монитора компьютера; гигиена глаз; выполнение зрительной гимнастики, а также дыхательной гимнастики, растяжек для снятия напряжения с мышц спины и шеи; самомассаж для профилактики простудных заболеваний; проветривание помещения и др.; проблемные ситуации, в которых необходимо самостоятельно определить и продемонстрировать сберегающее здоровье поведение; режимные моменты, способствующие формированию гигиенических навыков, привычки поддерживать в чистоте средства оптической коррекции, закаливанию организма, формированию физической культуры, отдыху; восстановительное лечение; театрализованную деятельность, фрагменты которой демонстрируют сберегающее здоровье поведение, в том числе навыки заботы о здоровье глаз; детскую художественную литературу, раскры-

вающую ценность здоровья человека; детско-взрослую проектную деятельность с целью получения продукта, отражающего представления детей о поддержании здоровья и ЗОЖ - коллективного или индивидуального альбома, портфолио, видеоролика, тематической выставки рисунков.

Были использованы следующие организационные формы работы с детьми: занятия, беседы, опыты, игры, театрализованные представления, физкультурные соревнования и праздники, оздоровительные и закаливающие мероприятия, книжная выставка, викторины, выставки детских рисунков и выполненных вместе с родителями плакатов, День здоровья.

Для выявления эффективности предложенных мер и необходимости их корректировки при внедрении предлагаемой технологии были проведены контрольные срезы, а затем - контрольный эксперимент. В нем приняли участие 78 детей старшего дошкольного возраста с пониженным зрением, из них 50 детей принимали участие в констатирующем и формирующем эксперименте (группа ЭГД и 28 детей - участие только в констатирующем эксперименте (группа ЭГ2).

Анализ содержания ответов и рисунков, полученных во время констатирующего и контрольного экспериментов, решений детей в проблемных ситуациях, наблюдений за поведением дошкольников в игровой деятельности и в режимные моменты свидетельствует о положительных качественных изменениях в представлениях о ЗОЖ детей экспериментальной группы ЭГь эти представления стали более полными, осознанными и обобщенными; большинство дошкольников отмечало важность лечебно-восстановительных процедур для поддержания здоровья органа зрения, проявляло инициативу и самостоятельность при выполнении оздоровительных и гигиенических мероприятий, более ответственное отношение к проведению закаливающих процедур, а также заботу о своем здоровье и здоровье близких.

Таким образом, предложенная педагогическая технология способствует созданию необходимых условий для формирования у детей с пониженным зрением навыков сбережения здоровья и соответствующего ЗОЖ поведения. Она может быть успешно использована в практике педагогической работы с дошкольниками с пониженным зрением в условиях детских садов компенсирующего и комбинированного вида.

Библиографический список

1. Новикова, И.М. Здоровьесбережение детей с ограниченными возможностями здоровья / И.М. Новикова // Здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие технологии в образовательном процессе : монография / Л.В. Кузьмина [и др.] ; под общ. ред. Н.В. Лалетина ; Сиб. федер. ун-т ; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [и др.]. - Красноярск : ООО «Центр информации» ; ЦНИ «Монография», 2013. - С. 176-191.

2. Новикова, И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет / И.М. Новикова. - М. : Мозаика-Синтез, 2009. - 96 с.

3. Новикова, И.М. К вопросу изучения представлений о здоровом образе жизни у дошкольников с нормальным и пониженным зрением / И.М. Новикова // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии : материалы XXV Междунар. заочной науч.-практич. конф. - № 4 (25). - М. : Междунар. центр науки и образования, 2014. - С. 93-99.

I.M. Novikova

Moscow State Pedagogical University named after Mikhail Sholokhov FORMATION OF IDEAS ABOUT HEALTHY LIFESTYE IN PRESCHOOL CHILDREN

WITH LOW VISION

The results of the study features representations of a healthy lifestyle preschoolers with low vision and pedagogical technology revealed the formation of these representations in children. Technology offered by the author can be successfully used in the practice of pedagogical work with preschool children with low vision in terms of compensating kindergartens and combined type.

Key words: children with low vision, ideas about healthy lifestyles, health savings.

References

1. Kuzmina L.V., Adelman L.N., Kurbanova A.A., Novikova I.M., Volosnikova T.V., Potapchuk A.A., Kotlja-rova I.O., Serikov S.G., Volkova S.I., Poryadina L.N., Zinchenko T.V. Zdorov'esberegayushchie i zdorov'erazvivayush-chie tekhnologii v obrazovatel'nom protsesse [Health-and zdoroverazvivayuschie technology in the educational process: monograph]. Krasnoyarsk, OOO "Tsentr informatsii", TsNI "Monografiya", pp. 176-191.

2. Novikova I.M. Formirovanie predstavlenii o zdorovom obraze zhizni u doshkol'nikov. Dlya raboty s det'mi 5-7 let [Formation of ideas about healthy lifestyles in pre-schoolers. To work with children 5-7 years]. Moscow, Mozai-ka-Sintez, 2009, 96 p.

3. Novikova I.M. 2014. [On the question of studying the representations of a healthy lifestyle in preschool children with normal and low vision]. Nauchnaya diskussiya: voprosypedagogiki ipsikhologii. № 4 (25): sbornik statei po materialam XXV mezhdunarodnoi zaochnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Moscow, Mezhdunarodnyi tsentr nauki i obrazovaniya, pp. 93-99.

© Новикова И.М., 2014

Автор статьи - Ирина Маратовна Новикова, кандидат педагогических наук, доцент, Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, e-mail: irmano@yandex.ru.

Рецензенты:

И.Ю. Левченко, доктор психологических наук, профессор, Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова;

В.З. Денискина, кандидат педагогических наук, доцент, Институт коррекционной педагогики РАО.

УДК 37.011

Е.В. Портнягина

Омский государственный педагогический университет

СТАНЕТ ЛИ УСЛОВИЕМ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ?

Осуществляется попытка проанализировать профессиональный стандарт педагога, утвержденный Министерством труда и социального развития РФ 18.10.2013 г., с точки зрения влияния данного документа на формирование правовой культуры школьника. Выдвигается гипотеза, согласно которой данный документ потребует скоординированной деятельности социальных педагогов и психологов с учителями-предметниками в формировании образовательной среды, способной создать условия для формирования правовой культуры как школьников, так и косвенно родителей. Ключевые слова: профессиональный стандарт, гражданско-правовое образование, ювенальные технологии, профессиональные компетенции.

Актуальность представленного исследования обоснована продолжающимся выстраиванием модели социально-экономической реальности в России, административной реформой, поиском путей совершенствования государственной кадровой политики. Модернизация сферы образования, которая тесно связана в целом с изменениями социально-экономического характера и административной реформы, продолжающейся в России, на сегодняшний день идет по пути регламентации труда педагогического сообщества с целью повышения качества образования, формирования партнерских отношений в образовательной среде между всеми заинтересованными лицами. Законотворческая деятельность идет по пути установления требований к педагогу, создания модели современного педагогического работника [1].

Немаловажное значение в условиях выстраивания социальной и политической реальности имеет гражданско-правовое образование и роль образовательной среды организации и учителя (не только предметника). В этих условиях особый смысл приобретает попытка уста-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.