30%
85%
а
15%
75%
25%
80%
I
20%
83%
90%
35%
32% 32%
87%
и
Показатель 1 Показатель 2 Показатель 3 Показатель 4 Показатель 5 Показатель 6
на входе ■ на выходе
Рис. 2. Результаты формулирования умений стратегического управления человеческими ресурсами
Выводы
Итак, педагогическими условиями успешного обучения будущих менеджеров стратегическому управлению человеческими ресурсами являются использование новейших достижений науки и практики в изучаемой области, введение знаково-контекстного обучения как формы активного профессионального обучения, диалоговые формы обучения на основе сотрудничества преподавателя и студентов, эвристические технологии, обучающие менеджеров исследовательской деятельности, развивающие скрытый интеллектуальный потенциал студента, способствующие созданию его личного опыта.
Литература
1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. СПб., 2013.
2. Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами. М., 2002.
3. Бакирова Г.Х. Психология эффективного стратегического управления персоналом. М., 2015.
4. Дейнека А.В., Беспалько В.А. Управление человеческими ресурсами. М., 2013.
5. Концепция управления человеческими ресурсами. М., 2015.
6. Попазова О.А., Прозоровская К.А. Модели стратегического управления персоналом. СПб, 2012.
References
1. Armstrong M. Praktika upravleniya chelovecheskimi resursami [Practice of human resources management]. St. Petersburg, 2013.
2. Armstrong M. Strategicheskoe upravlenie chelovecheskimi resursami [Strategic human resources management]. Moscow, 2002.
3. Bakirova G.H. Psihologiia effektivnogo strategi-cheskogo upravleniia personalom [Psychology of effective strategic human resource management]. Moscow, 2015.
4. Deineka A.V., Bespalko V.A. Upravlenie chelovecheskimi resursami [Human resources management]. Moscow, 2013.
5. Kontseptsiia upravleniia chelovecheskimi resursami [Conception of human resources management]. Moscow, 2015.
6. Popazova O.A., Prozorovskaia K.A. Modeli strategi-cheskogo upravleniia personalom [Models of strategic human resource management]. St. Petersburg, 2012.
УДК 376.37
Ю.В. Артюшкина
Московский городской педагогический университет Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор О.С. Орлова
ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК АСПЕКТ ПОДГОТОВКИ ИХ К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
В статье представлены научные данные по проблеме компетентности специалистов образовательных учреждений в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей с особенностями развития, приведены результаты исследования современных представлений студентов о здоровье, здоровом образе жизни, здоровьесберегающей коррекционной деятельности.
Предложен новый подход к развитию валеологической компетентности педагогов коррекционных образовательных учреждений.
Валеологическая компетентность, здоровый образ жизни, здоровьесберегающие технологии, студенты педагогических ВУЗов, дошкольники с общим недоразвитием речи.
The paper reports data on competence of education professionals related to health sparing and health promotion in children with special needs and presents results of studies on present-day concepts of health, healthy living, and health sparing special education in university students. The paper proposes a new approach to development of valeological competence in special education professionals.
Valeological competence, healthy living, health sparing technologies, pedagogical university students, preschoolers with general underdevelopment of speech.
Введение
Здоровый образ жизни (ЗОЖ), здоровьесберегающие технологии являются эффективными средствами и методами обеспечения здоровья, первичной профилактики болезней, удовлетворения жизненно важной потребности в здоровье [2].
Основы ЗОЖ у детей формируются под непосредственным влиянием навыков, которые воспроизводят окружающие значимые для них люди (родители и педагоги). В связи с этим важнейшее значение получает уровень профессионально-валеологической компетентности педагогов, оказывающих коррекци-онно-развивающее и воспитательное воздействие.
На наш взгляд, одним из условий сохранения и укрепление здоровья детей с особенностями развития в процессе коррекционно-педагогической деятельности является формирование валеологической компетентности студентов в период их профессиональной подготовки.
Цель работы состоит в том, чтобы выявить уровень валеологической компетентности студентов педагогических ВУЗов. Для достижения поставленной цели нами использовалась система методов исследования: анкетирование студентов, беседы с ними, наблюдение.
Основная часть
Под валеологической компетентностью мы понимаем владение суммой знаний, которые включают научные факты, идеи, понятия, накопленные человечеством в области здоровья; наличие практических навыков и умений в области здоровьесбережения; способность устанавливать связи между валеологи-ческими знаниями и практическими действиями в профессиональной деятельности на основе сформированных ценностных ориентаций на сохранение и укрепление собственного здоровья, а также здоровья обучающихся.
Компетентность педагогов дошкольных и школьных образовательных учреждений в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей с нарушениями в развитии исследовали многие ученые коррекционной педагогики. И.М. Новикова отмечает, что работа в дошкольном образовательном учреждении для детей с задержкой психического развития по формированию представлений о ЗОЖ у детей данной категории является фрагментарной, часто направлена только на формирование санитарно-гигиенических навыков и физической культуры, знания педагогов о ЗОЖ отрывочны, они недостаточно осознают необходи-
мость повышения уровня своей компетентности в вопросах здоровья [4].
В.В. Сазонова обозначает следующие проблемы. Современное состояние работы специальных дошкольных образовательных учреждений по формированию ЗОЖ у слабовидящих дошкольников характеризуется отсутствием взаимодействия между педагогами и родителями, в том числе и в сфере здоровьесбе-режения слабовидящих воспитанников. Знания педагогов о ЗОЖ не систематизированы, отмечается дефицит программно-методического сопровождения процесса по формированию ЗОЖ у слабовидящих дошкольников, педагоги неспособны использовать в работе здоровьесберегающие методы и приемы [5].
Н.Ю. Гомзякова указывает на то, что сами учителя специальных (коррекционных) школ VIII вида характеризуют уровень своей информированности в вопросах преподавания знаний и умений из области заботы о здоровье как недостаточный, педагоги, ведущие факультативы, посвященные ЗОЖ, не проходят специальных тематических курсов, не всегда осуществляют взаимодействие с родителями детей с целью уточнения и расширения их представлений по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей
[3].
Недостаточная психолого-педагогическая и методическая подготовка не позволяет значительному большинству педагогов эффективно использовать здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе и формировать основы ЗОЖ у детей с нарушениями в развитии. Этот факт определяет актуальность и целесообразность научного поиска путей совершенствования профессионально-валеологи-ческой компетентности педагогов коррекционных образовательных учреждений.
На наш взгляд, необходимым условием для эффективного сохранения и укрепления здоровья детей с нарушениями в развитии, в частности с общим недоразвитием речи (ОНР), является формирование мотивации к ЗОЖ у студентов, повышение их валео-логической компетентности в процессе профессиональной подготовки в педагогическом ВУЗе.
С целью решения этой актуальной проблемы мы провели исследование компетентности начинающих специалистов в вопросах здоровья и ЗОЖ, а также отношения к формированию представлений в данной области у детей с ОНР в Институте специального образования и комплексной реабилитации МГПУ с использованием метода анкетирования. Всего опрошено 65 человек, из которых 54 женщины и 11 муж-
чин. Респонденты находятся в возрасте от 20 до 50 лет, средний возраст 27 лет. Большинство респондентов (62 %) в настоящее время совмещают учебу с работой в образовательных и медицинских учреждениях и занимают должности воспитателя, логопеда, медицинской сестры. Таким образом, студенты, принявшие участие в нашем исследовании, обладают некоторым жизненным и трудовым опытом, который может способствовать формированию у них профес-сионально-валеологической компетентности.
Здоровый образ жизни как один из главнейших факторов здоровья человека сам по себе включает множество составляющих. Анализ ответов на вопросы «Как Вы понимаете выражение здоровый образ жизни?» и «Какие правила здорового образа жизни Вы знаете?» показал, что самыми важными составляющими ЗОЖ, по мнению студентов педагогических университетов, являются оптимальная двигательная активность (92 %), рациональное питание (88 %), отказ от вредных привычек (65 %).
Следующие аспекты ЗОЖ выделили немногие студенты: соблюдение режима дня (34 %), культивация положительных эмоций (23 %), закаливание (19 %). Личная гигиена, ежедневные прогулки на свежем воздухе как составляющие ЗОЖ назвали только 11 % студентов. Значение экологической обстановки, регулярного обследования в поликлиниках, вред стресса отметили только 4 % респондентов. Материальный достаток семьи, хорошие бытовые условия, запас знаний о здоровье и ЗОЖ не назвал никто.
Чтобы выявить степень ведения студентами ЗОЖ, мы предложили ответить на вопрос: «Какие правила здорового образа жизни Вы выполняете сами?» Анализ ответов показал, что только 8 % студентов соблюдают нормы ЗОЖ (комфортные жилищные и достаточные материальные условия, увлечение различными видами спорта, регулярные прогулки на свежем воздухе, закаливания, рациональное питание); 54 % тяготеют к ЗОЖ (потребность в занятиях спортом, желание правильно питаться, чаще выезжать за город); у 38 % респондентов ЗОЖ не сложился (отсутствие мотивации на ЗОЖ, неудовлетворительное материальные состояние, вредные привычки).
Также нас интересовали представления студентов педагогических ВУЗов о состоянии здоровья современных дошкольников с ОНР. 42 % респондентов считают, что все дошкольники с ОНР имеют некоторые отклонения по здоровью, 35 % - оценивают здоровье детей с ОНР как удовлетворительное, 15 % -как неудовлетворительное и 8 % студентов затруднились ответить на поставленный вопрос.
Осознают важность и считают необходимым использовать здоровьесберегающие технологии в кор-рекционной работе, формировать основы ЗОЖ у дошкольников с ОНР 88 % будущих логопедов и воспитателей.
По мнению 85 % студентов положительных результатов в сохранении и укреплении здоровья детей данной категории можно достигнуть совместными усилиями родителей и педагогов образовательных
учреждений. 12 % респондентов считают, что ответственность за формирование основ ЗОЖ у дошкольников лежит только на родителях. Затруднения этот вопрос вызвал у 4 % студентов.
Анализ ответов на вопрос: «Какую, по Вашему мнению, работу необходимо проводить педагогам дошкольного образовательного учреждения для эффективного формирования основ ЗОЖ у дошкольников с ОНР?» показал, что 27 % студентов намерены использовать разнообразные виды и формы работы, такие как открытые занятия, праздники, физкультурные досуги, спортивные мероприятия на открытом воздухе, «Дни и недели здоровья», привлекать всех специалистов образовательного учреждения и родителей детей.
31 % респондентов в планирование работы по формированию основ ЗОЖ включили только обучающие занятия на данную тему. О необходимости проведения зарядок, закаливающих мероприятий, прогулок сказали только 23 % студентов. Комплексную диагностику и исследование состояния здоровья детей специалистами образовательного учреждения считают обязательным условием 4 % респондентов.
Не представляют, как использовать здоровьесбе-регающие технологии и какую работу необходимо проводить по формированию основ ЗОЖ у детей с ОНР, 19 % студентов, об этом свидетельствуют затруднения при ответе на поставленный вопрос.
Никто из студентов не сказал об эффективности использования в работе по сохранению и укреплению здоровья у дошкольников с патологией речи игровой деятельности и различных видов искусства (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра).
На вопрос: «Какие образовательные здоровьесбе-регающие технологии Вы знаете?» студенты ответили следующим образом: проведение физкультурных минуток на занятиях (23 %), игровые приемы (19 %), правильная поза ребенка за столом во время занятий (12 %), использование зрительной гимнастики (8 %), соблюдение режима занятия (4 %).
Не смогли дать ответ на данный вопрос 35 % будущих логопедов и воспитателей.
Выводы
Анализ результатов проведенного нами исследования представлений о здоровье и ЗОЖ у студентов педагогических ВУЗов, а также отношения к формированию основ ЗОЖ у детей с ОНР, позволил выявить следующее:
- знания студентов о ЗОЖ в большинстве случаев отрывочны и не систематизированы;
- уровень осведомленности респондентов в вопросах формирования основ ЗОЖ у детей с ОНР, поддержания и укрепления их здоровья невысок;
- многие студенты не имеют представления, как использовать здоровьесберегающие методы и приемы в коррекционно-педагогической работе;
- студенты не осознают потенциальных возможностей различных видов искусства в наделении кор-рекционно-педагогического процесса признаками
здоровьесбережения и формировании основ ЗОЖ у дошкольников с речевыми нарушениями.
Полученные данные указывают на то, что будущие специалисты не смогут без дополнительной специальной подготовки эффективно использовать здоровьесберегающие технологии в коррекционно-педагогической работе и формировать основы ЗОЖ у дошкольников с нарушениями в развитии.
Наше исследование показывает необходимость проведения специальной работы со студентами педагогических ВУЗов по повышению их компетентности в области заботы о своем здоровье, ведения ЗОЖ, а также направленной на подготовку будущих учителей-логопедов и воспитателей к использованию здоровьесберегающих технологий в коррекционно-педагогической работе, обучение методам формирования основ ЗОЖ у детей с речевой патологией, что будет являться одним из условий сохранения и укрепления здоровья дошкольников, имеющих ОНР.
Литература
1. Будякова В.В. Психолого-педагогические аспекты формирования здорового образа жизни // Актуальные проблемы развития и образования личности: Сб. науч. тр.: в 2 частях. Часть II. Новокузнецк, 2001.
2. Вайнер Э.Н. Валеология. М., 2013.
3. Гомзякова Н.Ю. Педагогические условия повышения эффективности обучения основам здорового образа жизни учащихся старших классов специальных (коррекционных) школ VIII вида: дис. ... канд. пед. наук. М., 2009.
4. Новикова И.М. Формирование элементарных представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития: дис. ... канд. пед. наук. М., 2007.
5. Сазонова В.В. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании здорового образа жизни слабовидящих дошкольников: дис. ... канд. пед. наук. М., 2011.
References
1. Budiakova V.V. Psikhologo-pedagogicheskie aspekty formirovaniia zdorovogo obraza zhizni [Psychological and Pedagogical Aspects of Health Promotion]. Aktual'nye proble-my razvitiia i obrazovaniia lichnosti [Actual Issues of Personal Development and Education. Collected Papers in Two Parts]. Part II. Novokuznetsk, 2001.
2. Vainer E.N. Valeologiia [Valeology]. Moscow, 2013.
3. Gomzyakova N.Yu. Pedagogicheskie usloviia povyshe-niia effektivnosti obucheniia osnovam zdorovogo obraza zhizni uchashchikhsia starshikh klassov spetsial'nykh (korrektsion-nykh) shkol VIII vida [Pedagogical Conditions for Higher Effectiveness of Training of Intellectually Disabled High Schoolers in Basics of Healthy Living. Doc. Dis.]. Moscow, 2009.
4. Novikova I.M. Formirovanie elementarnykh predstavle-nii o zdorovom obraze zhizni u detei starshego doshkol'nogo vozrasta s zaderzhkoi psikhicheskogo razvitiia [Forming of Elementary Concepts of Healthy Living in Mentally Retarded Older Preschoolers. Doct. Dis.]. Moscow, 2007.
5. Sazonova V.V. Vzaimodeistvie doshkol'nogo obrazova-tel'nogo uchrezhdeniia i sem'i v formirovanii zdorovogo obraza zhizni slabovidiashchikh doshkol'nikov [Interaction between the Preschool and the Family in Health Promotion among Visually Impaired Preschoolers. Doct. Dis.]. Moscow, 2011.
УДК 378
Т.Б. Короткова, Н.Я. Поддубная, Е.С. Иванова
Череповецкий государственный университет
ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ-БИОЛОГОВ В ТЕКУЩЕМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Несомненно, что экологическое исследование является неотъемлемой частью обучения биолога. В статье выясняются возможности формирования исследовательских навыков студентов и исследовательской среды в текущем учебном процессе подготовки биологов-бакалавров на примере учебной дисциплины «Науки о биологическом многообразии. Зоология позвоночных». Показано, что последовательное и качественное выполнение всех этапов научно-исследовательской работы при педагогической поддержке студентов позволяет студентами бакалавриата по биологии успешно формировать исследовательские навыки и выполнять НИР, имеющие практическое или теоретическое значение.
Исследовательская среда, исследовательский навык, научное исследование, зоология позвоночных.
It is undoubted that the ecological research is an integral part of training of a biologist. In the article possibilities of formation of research skills of students and the research environment within the current educational process of biologists (bachelors) training using the example of a subject " Biological variety science. Zoology of vertebrata" become clear. It is shown that consecutive and high-quality accomplishment of all stages of research work with pedagogical support of students allows students of a bachelor degree in biology to develop research skills and to carry out term research work of high practical or theoretical value successfully.
Research environment, research skill, scientific research, zoology of vertebrata.
Введение
Какая страна не мечтает о Силиконовой долине на своей территории? Вопрос очень серьезный для наций и государств, если они не хотят быть социально-экономическими маргиналами. Основными со-
ставляющими для решения такой проблемы являются:
1) аккумулированные финансовые средства, которые можно потратить и на высоко прибыльный проект, и на безрезультатные поиски,