О.В. ДОБРОРОДНОВА, старший преподаватель кафедры здоровья ребёнка Орловского государственного университета
Тел. 89202858113; 0xana2201@yandex.ru
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
В статье анализируются вопросы подхода к профессиональной подготовке специалистов к организации здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях в условиях модернизации образования. Рассматривается модель подготовки специалиста к здоровьесбережению в рамках специалитета и двухуровневой системы высшего образования: бакалавриата и магистратуры.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, профессиональная готовность, здоровьесберегающая деятельность, модель, мотивационный компонент, содержательный компонент, деятельностный компонент.
Повышение качества профессиональной подготовки будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) выступает одной из приоритетных задач модернизации системы современного образования. Необходимость ее решения определяется прежде всего тем, что успехи в интеллектуальном и личностном развитии ребенка находятся в прямой зависимости от грамотного, целенаправленного руководства этим процессом со стороны взрослого. Взрослый, и в первую очередь воспитатель детского сада, должен быть готов к осуществлению такого рода руководства.
Современная система дошкольного образования диктует определенные требования к молодому специалисту - выпускнику вуза, который должен уметь работать в новых экономических условиях, понимать, что только высокий профессионализм, инициатива и творчество помогут ему найти своё место и самореализоваться в избранной профессии.
В настоящее время осуществляется реформирование педагогического образования, а также переосмысление общего подхода к проблемам формирования здоровой нации. Ни для кого не секрет, что здоровье подрастающего поколения значительно ухудшается из года в год. Исследования, проведённые кафедрой здоровья ребенка Орловского государственного университета в дошкольных учреждениях г. Орла, указывают на негативную тенденцию в состоянии здоровья детей и сходство по многим показателям с данными по Российской Федерации в целом.
В условиях роста заболеваемости дошкольников и, как следствие, усложнения здоровьесберегающих функций дошкольных образовательных учреждений и здоро-вьесберегающей деятельности воспитателей все очевиднее становится потребность в разработке и совершенствовании подходов к подготовке специалистов, способных нести ответственность за нравственное, психологическое и физическое здоровье детей. Решение этой задачи во многом определяется соответствующим уровнем профессиональной готовности к применению здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях.
© О.В. Добророднова
Анализ исследований по проблеме профессиональной подготовки (Г.К. Воеводская, Ф.Н. Гоноболин, К.Д. Дурай-Новакова, Х.Й. Лийметс, В.Н. Макарова, Л.В. Поздняк, Л.Г. Семушина, Л.Ф. Спирин и др.) позволил определить её как обучение, направленное на формирование и обогащение установок, знаний и умений будущего специалиста, необходимых для адекватного выполнения им специфических профессиональных задач; профессиональную готовность — как цель подготовки специалиста, результат обучения в профессиональной школе, обобщенный в системе показателей подготовки (профессиограмме).
Здоровьесберегающая деятельность предполагает прогнозирование, планирование, реализацию и контроль результатов деятельности персонала дошкольного учреждения (администрации, педагогов, психолога, медицинского персонала) по сохранению и укреплению здоровья детей и педагогов в образовательном процессе.
Здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения - это система мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, включающая создание здоровье-сберегающей инфраструктуры образовательного учреждения; рациональную организацию воспитательно-образовательного процесса; просвети-тельско-воспитательную работу с детьми, направленную на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни; организацию системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями; медицинскую профилактику и динамическое наблюдение за состоянием здоровья детей.
Понятие здоровьесберегающая деятельность рассматриваем и как двухуровневый процесс. Первый уровень - это деятельность, направленная на охрану и укрепление здоровья детей (собственно здоровьесбережение). Он отвечает фундаментальному принципу медицины и педагогики «Не навреди!» и связан с нейтрализацией или минимизацией воздействия патогенных факторов образовательной среды на здоровье человека. Патогенные (или условно-патогенные) факторы, связанные с образовательным процессом, можно разделить на группы в соответствии с тремя видами источников угроз для здоровья детей и педагогов:
1. Гигиенические факторы (несоблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов).
2. Организационно-педагогические факторы (сенсорно обеднённая среда; ошибки в организации режима, сетки занятий, развивающей среды, факторы телесной атонии и т.п.).
3. Психолого-педагогические факторы (неблагоприятный психологический климат, нерациональная организация оздоровительно-воспитательной работы в группе и т.п.) [4].
Таким образом, если ограничить работу ДОУ только первым уровнем работы - защитой ребёнка от вредных воздействий, то лишь небольшая часть образовательного потенциала дошкольного учреждения окажется задействованной в решении задач оздоровления участников педагогического процесса. Нереализованной остаётся задача образования детей в области здоровья.
Второй уровень - здоровъесозидателъная или здравомворческая деятелъностъ. У дошкольного учреждения достаточно ресурсов для помощи своим воспитанникам в укреплении здоровья. Это образовательные, коррекционно-развивающие, пси-хокоррекционные, физкультурно-развивающие программы, экологические программы и соответствующие технологии, обеспечивающие формирование у детей основ культуры здоровья, привычек здорового образа жизни. Справедливо мнение Н.И. Бочаровой о том, что переход на второй уровень организации здоровьесберегающей деятельности является не только желательным, но и необходимым условием функционирования образовательного учреждения. Основные его задачи: формирование у детей физического, психического, духовно-нравственного здоровья, воспитание у них культуры здоровья, привычек здорового образа жизни.
В работах по проблеме подготовки педагогов к осуществлению здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях (О.А. Клес-това, С.Е. Ратенко, Т.В. Сущенко, Н.В. Суворова, Л.И. Уткина и др.) рассматриваются вопросы, касающиеся организации здоровьесберегающего обучения; формирования систем и моделей здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях; формирования готовности педагогов к её осуществлению.
В настоящее время появились исследования, освещающие различные аспекты подготовки будущих педагогов к реализации здоровьесберега-ющих технологий в системе общего образования (Л.И. Алешина, Н.А. Баженова, Н.А. Бирюкова, И.Г. Бердников, С.В. Васильев, Т.В. Волосникова,
Т.А. Глухих, E.H. Ермакова, Е.В. Занкина, Д.Т. Ким, С.Ю. Лебедченко, Н.П. Панова, Г.А. Сул-карнаева, Н.А. Тригуб, С.Ю. Толстова, Л.И. Уткина, В.В. Федоров и др.), среднего профессионального образования (О. М. Панюкова, В.В. Зайцев, Е.Г. Диканова, Л.Н. Волошина и др.) и высшего профессионального образования (В.В. Лобанов, Ю.В. Лукашин, О.М. Панюкова и др.). Различные аспекты профессиональной подготовки воспитателей детского сада изучались А.В. Антоновой, З.А. Богатеевой, О.М. Газиной, О.В. Драгуновой, И.Ю. Ерофеевой, Т.С. Комаровой, М.В. Крулехт, В.И. Логиновой, В.Н. Макаровой, Л.М. Маневцовой, Е.А. Панько, Л.В. Поздняк, Л.Г. Семушиной, М.В. Финько, Л.В. Поздняк, В.И. Ядэшко и др. Однако проблеме подготовки студентов высшей школы к здоровьесберегающей деятельности в системе дошкольного образования не уделяется должного внимания.
Анализ исследований, посвященных проблеме профессиональной подготовки специалистов к здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях, показал недостаточную ее проработанность. Одной из актуальных является задача выявления содержания и условий оптимальной организации процесса подготовки студентов педагогического вуза к здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях.
В настоящее время подготовка специалистов к здоровьесбережению осложняется рядом противоречий: между осознанием педагогами ценности здоровья и необходимости его сохранения у участников образовательного процесса и уровнем их профессиональной компетентности в данных вопросах, а также между необходимостью профессиональной подготовки будущего педагога к организации здоровьесберегающей деятельности в дошкольном учреждении и недостаточной проработанностью её содержания и технологий в условиях двухуровневого образования в вузе.
Разрешение данных противоречий обусловливает необходимость специальной подготовки будущих педагогов к организации здоровьесберега-ющей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях.
Интеграция Российской Федерации в мировое и европейское экономическое и правовое пространство и вступление России в Болонский процесс породили изменение образовательной парадигмы.
В соответствии с одобренной Стратегией модернизации содержания высшего образования в России возникает необходимость принятия ряда последовательных мер, направленных на переход от традиционной к компетентностной модели, ориентированной на личность студента. Основным конечным итогом новой образовательной стратегии должна стать не только система знаний, умений и навыков, но и набор заявленных государством профессиональных компетенций.
Особенно важной задачей становится создание вузом системы подготовки выпускника (специалиста, бакалавра, магистра) к здоровьесберегаю-щей и здоровьеформирующей профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). Её решению может способствовать создание модели подготовки специалиста к здоровьесбережению детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, в рамках специали-тета и двухуровневой системы высшего образования: бакалавриата и магистратуры.
Современная наука рассматривает модель как изображение в удобной форме многообразной информации об изучаемом предмете. При составлении теоретической модели мы исходили из определения, что она представляет собой совокупность логически взаимосвязанных абстрактных понятий, описывающих предметную область изучения. В нашем случае это профессиональная готовность будущих педагогов к осуществлению здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях.
Сложившаяся система взглядов ученых и практиков позволяет рассматривать подготовку будущего педагога к здоровьесберегающей деятельности как целенаправленный, систематический, сознательный и специально организованный образовательный процесс, а готовность - как качественный показатель, результат этого процесса. Это положение определило наш подход к проблеме подготовки студентов педагогических вузов к деятельности по здоровьесбережению участников образовательного процесса.
Исходя из теоретических основ формирования профессиональной культуры личности, готовность педагога к здоровьесберегающей деятельности определяем как интеграцию и взаимодействие мотивационного, содержательного, дея-
тельностного компонентов педагогической подготовки специалиста. В качестве элементов модели выступают теоретические конструкты - компоненты готовности, которые находятся в строго определенных связях и отношениях друг с другом (рис. 1, 2). Модель профессиональной подготовки студентов к деятельности по здоровьесбе-режению детей в дошкольных образовательных учреждениях позволяет обеспечить поэтапное овладение студентами всеми основными компонентами готовности. Создание модели способствует упорядочению цели, содержания и технологии подготовки будущего дошкольного педагога к здоро-вьесберегающей деятельности.
Остановимся подробнее на характеристике структурных компонентов модели формирования профессиональной готовности будущих педагогов к осуществлению здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях для специалитета и двухуровнего высшего образования (бакалавр - магистр). Мо-тивационный компонент готовности выражается в: ценностном отношении к собственному здоровью, направленности личности на здоровьесбе-режение, в осознанном стремлении к пополнению знаний о здоровом образе жизни (ЗОЖ), в стремлении достичь высоких результатов в воспитательно-оздоровительной работе с детьми. Данный компонент предопределяет стратегию профессионального поведения студента - будущего педагога, которая ориентирована на здоровьесбережение участников образовательного процесса.
Содержательный компонент. Его основу составляют требования ФГОС ВПО. Ключевым моментом в подготовке выпускника-специалиста, бакалавра, магистра к организации здоровьесбе-регающей деятельности в образовательных учреждениях является идея формирования личностно-ценностного отношения к собственному здоровью и осознание важности этой задачи в воспитании порастающего поколения. Поэтому важной задачей при подготовке будущих педагогов в области дошкольного образования мы считаем усиление содержания федерального компонента ГОС ВПО блоком профильных учебных дисциплин национально-регионального компонента (Р), по выбору (В), факультативов (ФТД).
Профессиональная подготовка педагогов в области дошкольного образования в рамках специалитета осуществляется путём постепенного
погружения студентов с первого по пятый курс обучения в проблему охраны и укрепления здоровья участников образовательного процесса.
Для совершенствования профессиональной подготовки студентов в области здоровьесбережения детей дошкольного возраста, овладевающих специальностями 050707 «Педагогика и методика дошкольного образования» (квалификация Организатор-методист дошкольного образования) и 050703 «Дошкольная педагогика и психология» (квалификация Преподаватель дошкольной педагогики и психологии) предлагаем ввести ряд специальных дисциплин. Так, для студентов первого курса - «Основы здорового образа жизни» (всего 80 часов), программы дополнительного профессионального образования «Педагогическое руководство волонтёрским отрядом «Я - здоровый человек» (всего 1044 часа), «Организация оздоровительного досуга детей и студенческой молодёжи» (всего 1044 часа). Данные программы формируют базовую систему научных знаний и понятий о здоровье и здоровом образе жизни, мотивируют студентов к осуществлению профессиональных педагогических функций в сфере здорового образа жизни.
Введение дисциплин «Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовательном учреждении» (40 часов) (специальность Педагогика и методика дошкольного образования), «Здоровье-сберегающие технологии в образовательном процессе учреждения среднего профессионального образования» (40 часов) (специальность Дошкольная педагогика и психология) возможно начиная с третьего курса. Овладение программой курса позволит студенту значительно дополнить, расширить и углубить знания по вопросу о проведении психолого-педагогической, социально-просветительской и воспитательной работы с детьми, учащимися педагогических колледжей, педагогами и родителями, направленной на укрепление здоровья воспитанников и формирование здорового стиля поведения.
Овладение программой специализации «Технологии формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста» (всего 500 часов) начинается на четвёртом курсе. Это, на наш взгляд, позволит студенту значительно дополнить, расширить и углубить знания по вопросу о проведении воспитательно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста. В связи с этим программа
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Профессиональная готовность будущих педагогов к осуществлению здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях
]
интеграция и взаимодействие мотивационного, содержательного, деятельностного компонентов педагогической подготовки специалиста
Мотивационный компонент
Ценностное отношение к собственному здоровью
Содержательный компонент
ш
I
Направленность личности на здоровьесбережение
I
Осознанное стремление к пополнению знаний о ЗОЖ
Стремление достичь высоких результатов в оздоровительной работе
о ^ а я О 3 £
3«
5 I * §
а ®
Е &
« о
а п в ^
о ^
а
§
а о
а
ю
о &
© &
о и о X А
н а х ч о х о ч
I?
о а С
а
а
Л §
§
Л &
о а
с
а в
©
X А
5
Н
а х
ч о
X ©
ч
Л §
§ Л
I?
о а
с
а
о ю 2 а о х
Деятельностный компонент
Самооценка и самоконтроль психофизического состояния здоровья
I
Научно-исследовательская деятельность при выполнении курсовых и квалификационных работ
V
V
Проектирует и применяет современные здоровьсбе-регающие технологии в условиях ДОУ
Педагогическая практика
1
Г Л Самостоятельная учебная деятельность 1 У
Знания, умения
Знает слагаемые здорового образа жизни ребёнка
Планирует и осуществляет целенаправленную работу с педагогами ОУ и родителями по повышению уровня их культуры здоровья и педагогической грамотности по вопросам
здоровьесбережения детей
Знает программы формирования здорового образа жизни дошкольника,
условия их реализации в ДОУ
Организует оздоровительный досуг детей в ДОУ
Знает специфику экологического сознания дошкольника, умеет грамотно строить педагогический процесс, направленный на его формирование
I
,------
Проводит комплексную диагностику уровня физического, психического развития и здоровья ребёнка, анализирует и интерпретирует полученные данные, планирует соответствующую воспитательно-оздоровительную работу с детьми
Создаёт психологически благоприятную атмосферу для жизнедеятельности детей в условиях группы, работает в единстве с психологом и медицинским персоналом ДОУ по диагностике и прогнозированию психофизического развития детей
Рис. 1. Модель профессиональной готовности будущих педагогов (специалистов) к осуществлению здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях
составлена с учётом анализа перечня и содержания стандартов по специальности, а также содержания программ общепрофессиональных дисциплин (возрастной анатомии и физиологии, безопасности жизнедеятельности, основ педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста, дошкольной педагогики, детской психологии), дисциплин предметной подготовки (теории и методики физического воспитания и развития ребёнка, теории и методики экологического образования детей), программ дисциплин регионального компонента (основы здорового образа жизни, экологии, авторских спецкурсов и спецсеминаров). Таким образом, программа данной специализации выполняет интегрирующую и обобщающую роли. Не дублируя содержания перечисленных дисциплин, программа конкретизирует отдельные направления работы по формированию у детей здорового образа жизни через внедрение образовательной программы укрепления их здоровья.
Введение дополнительной специальности «Физическая культура» (всего 1500 часов) для организаторов-методистов дошкольного образования обусловлено, во-первых, высоким процентом заболеваемости детей дошкольного возраста и их низкой физической подготовленностью, а во-вторых, высокой потребностью ДОУ в подготовке педагогов по физической культуре для детских садов, готовых к разработке и внедрению современных физкультурно-оздоровительных технологий в работу с детьми дошкольного возраста. Программа реализуется с третьего по пятый курс включительно, что позволяет в полной мере овладеть предложенной специальностью.
Содержание образования в области здоровье-сбережения детей при реализации программ спе-циалитета определяется знаниями, умениями и навыками. В результате овладения содержательным компонентом специалист в области здоровьесбе-режения детей дошкольного возраста овладевает знаниями:
• слагаемых здорового образа жизни ребёнка, условий реализации оздоровительно-воспитательных программ в дошкольных учреждениях;
• программ и технологий формирования здорового образа жизни дошкольника;
умениями:
• проектировать и применять современные здоровьесберегающие технологии в усло-
виях дошкольного образовательного учреждения;
• создавать психологически благоприятную атмосферу для жизнедеятельности детей в условиях группы, работать в единстве с психологом и медицинским персоналом дошкольного учреждения по диагностике и прогнозированию психофизического развития детей;
• планировать и осуществлять целенаправленную работу с педагогами образовательного учреждения и родителями по повышению уровня их культуры здоровья и педагогической грамотности по вопросам здоровьесбе-режения детей;
• строить педагогический процесс, направленный на формирование основ экологического сознания дошкольника;
• проводить комплексную диагностику уровня физического, психического развития и здоровья ребёнка, анализ и интерпретацию полученных данных, планировать соответствующую воспитательно-оздоровительную работу с детьми;
• организовывать оздоровительный досуг детей в дошкольном образовательном учреждении и семье.
В рамках подготовки бакалавров и магистров педагогики поэтапное овладение студентами всеми основными компонентами готовности осуществляется с первого по шестой курс обучения.
Важными задачами двухуровневой подготовки выпускников вуза являются:
- стимулирование потребности к самостоятельному получению профессионально значимой информации в области современных отечественных и зарубежных концепций оздоровления детей;
- развитие аналитического мышления, умения выделять педагогическое явление, описывать, анализировать, оценивать и прогнозировать результаты оздоровления детей в условиях общественного и семейного воспитания с позиции здоровьесбережения.
Набор учебных дисциплин ФГОС ВПО 2005 года подготовки бакалавра педагогики не позволяет в полной мере обеспечить комплексную подготовку специалиста к здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении. Для реализации вышеназванной задачи и повышения эффективности подготовки специалистов в содер-
жание учебного плана подготовки на первой ступени бакалавров педагогики 540600, профиль «Физическая культура» (540611) помимо дисциплин федерального компонента ГОС включен перечень дисциплин регионального компонента, по выбору, и факультативы. Их местоположение в структуре учебного плана обусловлено необходимостью поэтапного (с первого по четвёртый курс) формирования мотивационного, содержательного, деятельностного компонентов готовности бакалавра к реализации здоровьесберегающей функции в образовательном процессе ДОУ.
Это такие дисциплины, как: «Здоровьесберега-ющие технологии в дошкольном образовании» (80 часов); «Основы охраны детства» (103 часа), «Организация безопасной развивающей среды в дошкольном учреждении» (144 часа), «Педагогические основы организации экологического пространства ДОУ» (144 часа), «Физическая подготовка детей к школе» (144 часа), «Психолого-педагогические основы организации досуговой деятельности детей» (144 часа), «Физическая культура за рубежом» (144 часа), «Инновационные технологии в физкультурно-оздоровительной работе» (103 часа); факультативы (ФТД) «Физкультур-но-спортивное оборудование в педагогическом процессе детского сада» (36 часов), «Психофизиологические основы здорового образа жизни ребёнка» (78 часов), «Формирование опыта безопасной жизнедеятельности ребёнка» (80 часов), «Формирование экологической культуры ребёнка» (78 часов), «Организация досуга детей в семье» (80 часов).
Содержание образования в области здоровье-сбережения детей при реализации программ двухуровневого образования (бакалавриат - магистр) определяется компетенциями, которые рассматриваются как содержательные элементы образования, некий стандарт, содержащий требования к готовности выпускника. В основу определения компетенций положен ФГОС ВПО (приказ Минобр-науки России от 22 декабря 2009 г. № 788).
Первая ступень четырехгодичной подготовки бакалавров педагогики 540600, профиль «Физическая культура» (540611) помимо компетенций, определяемых федеральным стандартом, в нашей модели предполагает поэтапное формирование профессиональной компетентности в области:
- теории и практики психофизиологических основ здорового образа жизни ребенка;
- организации здоровьесберегающей деятель-
ности субъектов образовательного процесса в дошкольном учреждении (ДОУ);
- организации безопасной развивающей среды в дошкольном учреждении;
- моделирования экологического пространства дошкольного образовательного учреждения;
- современных подходов к физической подготовке детей к школе;
- организации досуговой деятельности в ДОУ и семье;
- инновационных технологий в физкультурно-оздоровительной работе;
- технологий формирования опыта безопасной жизнедеятельности ребёнка;
- технологии формирования экологической культуры ребёнка.
Вторая двухгодичная ступень подготовки магистров связана с расширением педагогической деятельности обучающихся и приобретением ими квалификации «магистр педагогики».
Учебные дисциплины, обеспечивающие подготовку магистра к организации инновационной здо-ровьесберегающей деятельности в дошкольном учреждении, составляют логическое продолжение программ подготовки бакалавра в данном направлении, отражают федеральные установки и региональные особенности содержания подготовки выпускника.
В подготовку магистров педагогики (540600) Педагогика (540601М Дошкольное образование) в цикл «Специальные дисциплины» - СД (М) введены курсы «Психофизиологические основы развития творческих способностей дошкольников» -СД (М) Ф2 (90 часов), «Проблемы развития двигательного творчества дошкольников» - СД (М) Ф5 (70 часов), «Проблемы функционирования и развития здоровьесберегающего образовательного пространства ДОУ» - СД (М) Ф7 (48 часов), «Проблемы оптимизации двигательной активности детей в режиме дня ДОУ» - СД (М) В3 (100 часов). Специфической особенностью содержания перечисленных учебных дисциплин национально-регионального компонента, реализуемого в данной программе подготовки магистра, является изучение широкого спектра вопросов дошкольного образования в контексте проблемы психофизического и духовно-нравственного оздоровления детей средствами творческой деятельности.
Реализация магистерской программы в вопросах здоровьесбережения детей в образовательном
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
Профессиональная готовность будущих педагогов к осуществлению здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях
С
интеграция и взаимодействие мотивационного, содержательного, деятельностного компонентов педагогической подготовки
ш
Мотивационный Содержательный Деятел ьностн ый
компонент компонент компонент
Ценностное отношение к собственному здоровью
Бакалавр
Магистр
Направленность личности на здоровьесбережение
Осознанное стремление к самообразованию в области ЗОЖ
I
Стремление достичь высоких результатов в оздоровительной работе
о г о н ь л а
на от ин ге ге ен р о п
ин мо
и
лк
п
и ц
и
р о
Ю
в о
л
с р
Самооценка и самоконтроль психофизического
состояния здоровья ____/
I
Научно-исследовательская деятельность (курсовые и квалификационные работы)
I
Педагогическая практика
Самостоятельная учебная деятельность
компетенции
Готов к обеспечению охраны жизни и здоровья
детей в учебно-воспитательном процессе и досуговой деятельности
I
Готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и обеспечивать безопасность детей дошкольного возраста
Готов использовать
методы самовоспитания, а также здоровьесбережения и
физического воспитания детей для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья
Готов проектировать
современные здоровьесберегающие технологии в условиях дошкольного образовательного учреждения
Готов к самообразованию в
области здоровьесбережения детей дошкольного возраста
Готов применять, адаптировать современные развивающие и здоровьесберегающие технологии в условиях общественного и семейного воспитания
Рис. 2. Модель профессиональной готовности будущих педагогов (бакалавров, магистров педагогики) к осуществлению здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях
процессе предполагает формирование профессиональной компетентности будущего магистра педагогики в области:
- теории и практики психофизиологического развития ребенка;
- организации здоровьесберегающей деятельности субъектов образовательного процесса в дошкольном учреждении, создания целостного представления о здоровьесберега-ющем воспитательном пространстве ДОУ, факторах его развития;
- современных теорий развития творчества детей дошкольного возраста в двигательной активности;
- современных теорий развития двигательной активности детей дошкольного возраста.
И компетенций в области здоровъесбере-жения:
■ готовности к обеспечению охраны жизни и здоровья детей в учебно-воспитательном процессе и досуговой деятельности;
■ готовности использовать методы самовоспитания, а также здоровьесбережения и физического воспитания детей для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья;
■ готовности использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и обеспечивать безопасность детей дошкольного возраста;
■ готовности проектировать современные здо-ровьесберегающие технологии в условиях дошкольного образовательного учреждения;
■ готовности применять, адаптировать современные развивающие и здоровьесберегаю-щие технологии в условиях общественного и семейного воспитания;
■ готовности к самообразованию в области
здоровьесбережения детей дошкольного возраста.
Деятелъностный компонент готовности характеризуется сформированной системой профессиональных умений и навыков, используемых будущим специалистом при проектировании и применении собственной программы здоровьесбере-жения, а впоследствии - в дошкольных образовательных учреждениях.
Деятельностный компонент реализуется через самооценку и самоконтроль психофизического состояния здоровья будущих педагогов; организацию научно-исследовательской деятельности (курсовые и квалификационные работы); в рамках педагогической практики и самостоятельной учебной деятельности.
Разработанная модель имеет содержательное наполнение учебными планами подготовки специалистов, бакалавров, магистров, программами учебных дисциплин, включенных в региональный вузовский компонент ФГОС ВПО.
Таким образом, представленные теоретические положения модели профессиональной готовности специалистов, бакалавров, магистров педагогики к осуществлению здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях расширяют научные представления о путях совершенствования подготовки будущих педагогов в системе высшего профессионального образования.
Материалы исследования не исчерпывают всех аспектов обозначенной проблемы и пока не затрагивают переход высшего профессионального образования на ФГОС ВПО третьего поколения, однако предлагаемая программа подготовки выпускников будет дополнена, но при этом уже сейчас может быть адаптирована к требованиям стандарта любого поколения и найти применение в работе учреждений высшего профессионального образования.
Библиографический список
1. Волошина Л.Н. Развитие здоровьесберегающего образовательного пространства дошкольных учреждений (методология, теория, практика) [Текст]: Автореферат дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / Л.Н. Волошина; Уральский гос. пед. ун-т. - Екатеринбург: [Б. и.], 2006. - 46 с. - ISBN отсут.
2. Панюкова О.М. Педагогическое обеспечение подготовки студентов педколледжа к здоровьесберегающей деятельности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / О.М. Панюкова. - Иркутск, 2006.
3. Содержание и технологии здоровьесберегающей деятельности дошкольного образовательного учреждения (опыт внедрения региональной модели «Детский сад здоровья»): научно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений, студентов педагогических вузов [Текст] / Под ред. Бочаровой Н.И. -Орёл, 2008.
4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе [Текст]. - М.: АРКТИ, 2005. - 320 с.
O.V. DOBRORODNOVA
PROFESSIONAL TRAINING OF SPECIALISTS TO THE ORGANIZATION OF HEALTH-RESERVING ACTIVITY IN PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS
In the article questions of approach to the professional training of specialists to the organization of health-reserving activity in preschool educational institutions in the conditions of education modernization are analyzed. The model of preparation of specialists to health-reserving in the framework of speciality and two-level system of higher education is considered: a bachelor degree and a magistracy.
Key words: Professional training, professional readiness, health-reserving activity, model, a motivational component, a substantial component, actional component.