ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
УДК 378.14
А. Д. Викулов, М. П. Бандаков, Т. С. Казаковцева
Подготовка педагогов дошкольного образования к оздоровительно-образовательной работе
с детьми
В статье выполнен теоретический анализ основных направлений наук о здоровье, представляющих собой область знаний о формировании потребностно-мотивационной стороны личности и здоровья человека педагогическими средствами, выстраивании личного здравотворчества, не наносящего ущерба здоровью ребенка. В педагогических науках эти направления не имеют достаточной теоретической основы, однако они считаются важной частью профессиональной подготовки педагога. В контексте проводимого исследования нами используется понятие «оздоровительно-образовательная работа». Под оздоровительно-образовательной работой авторы понимают комплекс оздоровительных мероприятий гигиенической, лечебно-профилактической, физкультурной, психолого-педагогической, природно-оздоровительной, художественно-эстетической направленности в сочетании с процессом обучения детей вопросам сохранения и укрепления своего здоровья и на этой основе позволяющим им осознать значимость и сущность таких оздоровительных мероприятий, особенности их организации и проведения с целью личного оздоровления и формирования осознанного отношения к своему здоровью. Вскрыты причины, снижающие эффективность профессиональной подготовки специалистов для дошкольных образовательных учреждений по овладению ими педагогическими технологиями здоровьеориентированного образования. Предложено включение специальных здоровьеориентированных дисциплин или специальных тем в дисциплины, предусмотренные ФГОС ВПО. Проведена опытная работа, которая подтвердила с помощью диагностики эффективность такого подхода в профессиональной подготовке студентов педагогического факультета.
Ключевые слова: знания, умения и навыки, здоровье, оздоровительно-образовательная работа, дошкольные образовательные учреждения, подготовка специалистов.
A. D. Vikulov, M. P. Bandakov, T. S.Kazakovtseva
Training of Preschool Teachers for Health-Educational Work with Children
In the article is made the theoretical analysis of the main directions of sciences about the health, representing a field of knowledge about formation of the need-motivational part of the personality and health of the person by pedagogical means, forming of the personal health formation which does not damage to the child's health. In pedagogical sciences these directions do not have sufficient theoretical basis, however they are considered to be an important part of the teacher's professional training. In the context of the conducted research we use the notion "health-educational work". The health-educational work is understood by the authors as a complex of health- improving actions of hygienic, treatment-and-prophylactic, sports, psychological and pedagogical, natural and health-improving, art-aesthetic orientation in combination with the process of training of children in questions of preservation and strengthening of their health and on this basis, allowing them to realize the importance and essence of health-improving actions, peculiarities of their organization and carrying out with the purpose of personal health-improvement and formation of the personal-conscious attitude to their health. The reasons reducing efficiency of professional training of experts for preschool educational institutions on mastering by them pedagogical technologies of health-oriented education are revealed. Is offered inclusion of special health-improving disciplines or special topics into the disciplines provided by the FSES HPE which we have already mentioned above. Experimental work was carried out which confirmed with the help of diagnostics efficiency of this approach in professional vocational training of students of the Pedagogical Faculty.
Keywords: knowledge, skills and abilities, health, health-educational work, pre-school educational institutions, training of specialists.
На всех этапах становления и развития общества человек находился в противоборстве с болезнями. В 1977 г. Всемирная ассамблея здравоохранения на Х111 сессии поставила перед правительствами всех стран глобальную цель: достижение людьми планеты до конца ХХ столетия
уровня здоровья, позволяющего вести продуктивный образ жизни в социальном и экономическом плане. Эта цель Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), провозглашенная как «Здоровье для всех к 2000 году», предусматривала решение проблем здоровья там, где люди жи-
© Викулов А. Д., Бандаков М. П., Казаковцева Т. С., 2014
вут и трудятся. Отсюда была обусловлена необходимость обучения здоровью по специально разработанным программам всех возрастных групп населения, начиная с дошкольного возраста. Были определены первоочередные направления такой работы, разработанные ВОЗ. Результатом ожидалось формирование общей культуры здоровья людей, изменение отношения к своему здоровью, изменение организации и содержания обучения и воспитания в образовательных учреждениях, в том числе в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Однако данная цель так и не была достигнута.
Обучением здоровью должна была заняться педагогическая валеология - «наука о формировании здоровья» [1-5], дающая возможность педагогу приобщать детей к здоровому образу жизни через воспитание и обучение ребенка. Некоторые положения этой науки для детей школьного возраста разработаны Э. Н. Вайнером [6], Г. К. Зайцевым [7], Л. Ф. Тихомировой [8] и другими.
Доктор медицинских наук, профессор В. Ф. Базарный в своей статье «Встань и иди» указывает, что «здоровье - это категория резервов жизни, жизнеспособности человека как целостного существа в единстве его телесных и психических характеристик. Эта жизнеспособность формируется в процессе воспитания. Следовательно, здоровье - это категория педагогическая».
Э. Н. Вайнером [6], Г. К. Зайцевым [7], Л. Г. Татарниковой [1], В. В. Колбановым [9] и другими отмечено, что человек должен проявлять собственную активность по отношению к сохранению и укреплению своего здоровья, и потребность в здоровье должна стать одной из основополагающих его потребностей. Основным принципом по сохранению и укреплению здоровья человека был провозглашен следующий: познай (себя), сотвори (себя), сохрани (свое здоровье).
Возникли понятия: «педагогика здоровья», «лечебная педагогика», «гуманная педагогика», «медицинская педагогика», «воспитательная терапия» [9-14] и другие.
Все перечисленные направления наук о здоровье представляют собой область знаний о формировании потребностно-мотивационной стороны личности и здоровья человека педагогическими средствами, выстраивании личного здравотворчества, не наносящего ущерба здоровью ребенка [15]. В педагогических науках эти направления не имеют достаточной теоретиче-
ской основы, однако они считаются важной частью профессиональной подготовки педагога. Термином «здравотворчество»1 обозначена деятельность, опирающаяся на знания о сущности человека и его здоровье, особенностях образа жизни человека, ведущего к здоровью; формирование умений и навыков здоровьесбережения, здоровьеукрепления, саморазвития, самореализации с учетом индивидуальных особенностей и культуры социума. В образовании здравотворче-ская деятельность должна быть стратегическим направлением педагогического процесса, формирующим творческую личность, способную совершенствовать себя на протяжении всей жизни. Она формирует мотивы, потребности и ценности здорового образа жизни, нравственные чувства, нравственные качества и поступки, нравственное сознание, духовную сущность человека и направлена на создание благоприятной здоровой социокультурной среды, в которой растет и развивается ребенок.
В контексте проводимого исследования нами используется понятие «оздоровительно-образовательная работа» [16, 17], суть которой достаточно полно отражает вопросы образования и оздоровления человека по направлениям: диагностическое, лечебно-профилактическое, про-светительско-обучающее и физкультурно-оздоровительное. Именно поэтому под оздоровительно-образовательной работой понимаем комплекс оздоровительных мероприятий гигиенической, лечебно-профилактической, физкультурной, психолого-педагогической, природно-оздоровительной, художественно-эстетической направленности в сочетании с обучением детей сохранению и укреплению своего здоровья и на этой основе позволяющим им осознать значимость и сущность таких оздоровительных мероприятий, особенности их организации и проведения с целью личного оздоровления и формирования личностно-осознанного отношения к своему здоровью.
Теоретический анализ и обобщение литературных источников, а также результаты собственных научных исследований позволяют говорить о причинах, снижающих эффективность профессиональной подготовки специалистов для дошкольных образовательных учреждений по овладению ими педагогическими технологиями здоровьеориентированного образования. К наиболее существенным можно отнести следующие причины:
1) не обоснованы теоретико-
методологические основы процесса подготовки студентов к оздоровительно-образовательной работе с детьми;
2) не раскрыты структура и содержание процесса подготовки студентов к оздоровительно-образовательной работе с детьми, включающие в себя здоровьеориентированные учебные дисциплины;
3) не разработаны технологии управления процессом подготовки студентов к оздоровительно-образовательной работе с детьми в дошкольных образовательных учреждениях;
4) не наполнены новым современным содержанием педагогические технологии и принципы организации деятельности по подготовке студентов к оздоровительно-образовательной работе с детьми, позволяющие сформировать у них профессиональные знания, умения и личностные качества, необходимые для будущих специалистов дошкольного образования;
5) научных исследований и методических разработок по вопросам здоровьесбережения и здравотворчества недостаточно, а объем и качество знаний о методике организации и проведения такой работы у выпускников, будущих специалистов дошкольного образования находятся на низком уровне;
6) нет перечня умений и навыков, необходимых для обучения детей тому, как сохранять и укреплять свое здоровье. Ни одна из рекомендованных Госстандартом дисциплин2 не имеет в своем содержании описания модели специалиста для дошкольных образовательных учреждений, владеющего здоровьеориентированными, здо-ровьесберегающими и здравотворческими подходами к образованию и воспитанию детей;
7) не определены аксиологический, мотива-ционно-потребностный, теоретический, функ-ционально-деятельностный (конструктивные, коммуникативные, организаторские способности и умения), технологический, а также личностно-творческий, рефлексивный и личностный компоненты подготовки к оздоровительно-образовательной работе специалистов дошкольного образования и не проводится работа по их формированию в процессе профессионального образования;
8) не конкретизированы критерии и уровни профессиональной готовности к оздоровительно-образовательной работе специалистов дошкольного образования;
9) не до конца решен вопрос о взаимодействии и ответственности сотрудников дошкольного
образовательного учреждения за реализацию оздоровительно-образовательной работы с детьми: врач, медработник, руководитель ДОУ, дошкольный педагог, специалист по физической культуре;
10) в примерных профессиограммах специалистов для дошкольных образовательных учреждений не нашли своего места здоровьеориенти-рованные требования к объему таких знаний и умений, что не способствует укреплению здоровья детей и обучению их личному здравотворче-ству в детском дошкольном учреждении;
11) квалификационные характеристики специалистов дошкольного образования (воспитателей, методистов, инструкторов по физической культуре и др.) не учитывают их личностные особенности, не содержат указаний и требований к их профессиональным знаниям, умениям по формированию и сохранению здоровья детей [18, 19].
Таким образом, выявленные причины, снижающие эффективность образовательного процесса профессиональной подготовки в системе высшего и среднего профессионального образования, с одной стороны, обусловливают появление научной проблемы исследования, которая заключается в выявлении теоретических основ, основных тенденций, принципов и психолого-педагогических условий, определяющих эффективность управления процессом подготовки студентов к оздоровительно-образовательной работе с детьми в дошкольных образовательных учреждениях, а с другой - при условии устранения выявленных противоречий станут фактором для полноценной, целенаправленной, системной подготовки специалистов дошкольных образовательных учреждений к оздоровительно-образовательной работе с детьми, а значит, и решением научной проблемы исследования.
Решение возникшей научной проблемы исследования возможно и за счет формирования у специалистов дошкольного образования ряда специфических знаний, умений и навыков в исследуемой нами научной сфере при условии включения в учебные планы специальных здо-ровьеориентированных дисциплин или включения специальных тем в дисциплины, предусмотренные ФГОС ВПО.
С этой целью в рамках подготовки студентов педагогического факультета к оздоровительно-образовательной работе в ДОУ с 1998 по 2010 годы велись дисциплины по выбору: «Технологии оздоровительно-образовательной работы с детьми», «Оздоровление детей средствами физи-
ческой культуры», а также и одна из основных теоретико-методических учебных дисциплин «Теория и методика физического воспитания и развития ребенка». Эти дисциплины позволяли целенаправленно формировать у студентов необходимые для оздоровительно-образовательной работы в ДОУ знания и умения. Каждая из этих дисциплин содержала задания для самостоятельной работы студентов, которые имели творческую направленность и оформлялись в виде портфолио [16-17, 20]. Эти аспекты сегодня учтены и в подготовке бакалавров по профилю «Дошкольное образование». Здоровьеориентиро-ванные темы представлены в теоретико-методических дисциплинах (методика обучения и воспитания (по профилю подготовки).
Кроме того в учебные планы курсов повышения квалификации Центра переподготовки кадров работников образования г. Кирова (ЦПКРО) и Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Кировской области3 были включены вопросы оздоровительно-образовательной работы в ДОУ.
Таким образом, решение данной научной проблемы осуществлялось за счет изучения специальных здоровьеориентированных дисциплин, что позволило формировать:
1) здоровьеориентированное мышление, выраженное в мировоззренческой позиции по отношению к приоритету здоровья;
2) профессионально-ценностные ориентации, мотивы, интересы, потребности в постоянном укреплении и сохранении здоровья;
3) знания и умения, позволяющие вести оздоровительную работу с детьми, обучать и формировать у них потребность в сохранении и укреплении своего личного здоровья;
4) готовность к исполнению функциональных обязанностей как специалиста дошкольного образовательного учреждения (квалификационный потенциал специалиста);
5) расширять личностный потенциал, включающий в себя хорошую физическую подготовленность и здоровье, культуру здоровья, духовность, нравственность;
6) совершенствовать личностно-творческую составляющую, позволяющую осуществлять здравотворческую деятельность;
7) развивать рефлексивные умения, помогающие анализировать и оценивать свою оздоровительно-образовательную деятельность.
Проведенная работа со студентами в рамках вышеуказанных дисциплин по выбору показала
свою эффективность, что выразилось в повышении уровня профессиональной подготовки по всем выделенным нами ее компонентам и подтвердилось результатами специально подобранной диагностики сформированных умений и навыков оздоровительно-образовательной работы у студентов.
Библиографический список
1. Татарникова, Л. Г. Педагогическая валеоло-гия: генезис, тенденции развития [Текст].- СПб., 1995.-353 с.
2. Татарникова, Л. Г., Андреева, Л. Я. Технологии валеологического развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении [Текст]: научно-метод. издание.-СПб: СПбГУПМ, 2000.-108 с.
3. Валеологические аспекты образования: из опыта работы центров научных основ здоровья и развития в Кузбассе [Текст]: научно-методическое пособие // Департ. образования администр., обл. ИУУ, КемГУ, Институт общего образования МО РФ / под ред. Э. М. Казина, Т. С. Паниной, Н. П. Неворотовой.-Кемерово, 1995.-203 с.
4. Ермакова Е. Н. Подготовка студентов к формированию у дошкольников основ валеологического образования [Текст]: дис. ... канд. пед. наук. - М., 1999.- 162 с.
5. Лунина, Е. Ф. Особенности организации образовательного процесса в учреждении «детский сад-школа» с валеологической направленностью [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук.- Тюмень, 1997, 18 с.
6. Вайнер, Э. Н. Валеология [Текст]: учебник для вузов / Э. Н. Вайнер - М.: Флинта ООО, 2011.446 с.
7. Зайцев, Г. К. Валеология. Культура здоровья : книга для учителей и студентов пед. специальностей [Текст] / Г. К. Зайцев, А. Г. Зайцев.- М.: Бахрах,
2003.- 272 с.
8. Тихомирва, Л. Ф., Теоретико-методическиео сновы здоровьесберегающй педагогики [Текст]: дис. . д-ра пед. наук / Л. Ф. Тихомирова. - Ярославль,
2004.- 339 с.
9. Колбанов, В. В. Валеология: основные понятия, термины и определения [Текст].- 3-е изд.- СПб.: ДЕАН, 2001.- 256 с.
10. Дубровский А. А. Лечебная педагогика [Текст]. - Краснодар, 1998.-195 с.
11. Мастюкова, Е. М. Лечебная педагогика (ранний дошкольный возраст) : советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с проблемами в развитии [Текст]. Гуманитарный центр ВЛАДОС, 1997.- 304 с.
12. Выготский, Л. С. Антология гуманной педагогики [Текст] / сост. А. А .Леонтьев. - М.: Изд. Дом Ш. Амонашвили, 1996. - 224 с.
13. Романцов, М. Г. Педагогические технологии в медицине [Текст] / М. Г. Романцов, Т. В. Сологуб. -
М.: ГЭОТАР Медиа, 2007. - 112 с.
14. Корчак, Я. Избранные педагогические произведения [Текст]: пер. с польского. - М.: Педагогика,
1994.- 473 с.
15. Казин, Э. М. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную ва-леологию [Текст] / Э. М. Казин, Н. Г. Блинова, Н. А. Литвинова.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
- 192 с.
16. Казаковцева, Т. С. Технологии оздоровительно-образовательной работы с детьми [Текст]: учебно-метод. пособие: в 2 ч. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2007. -Ч.1-169 с.
17. Казаковцева Т. С. Подготовка студентов к оздоровительно-образовательной работе с детьми в ДОУ [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2012. - №3.
- С.99-105.
18. Приказ Министерства образования РФ и Государственного комитета РФ по высшему образованию от 31 августа 1995 г. № 463/1268: «Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации».
19. Приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2009 г. №593 об утверждении Единого квалификационнного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел: «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
20. Ходырева Е. А. Система самостоятельной работы студентов в вузе [Текст] // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. -2010. - №3(3). - С. 6-11.
Bibliograficheskij spisok
1. Tatarnikova, L. G. Pedagogicheskaya valeologiya: genezis, tendentsii razvitiya [Tekst].- SPb.,
1995.-353 s.
2. Tatarnikova, L. G., Аndreeva, L. YA. Tekhnologii valeologicheskogo razvitiya rebenka v dosh-kol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii [Tekst]: nauchno-metod. izdanie.-SPb: SPbGUPM, 2000.-108 s.
3. Valeologicheskie aspekty obrazovaniya: Iz opyta raboty tsentrov nauchnykh osnov zdorov'ya i razvitiya v Kuzbasse [Tekst]: nauchno-metodicheskoe posobie // Depart. obrazovaniya administr., obl. IUU, KemGU, Institut obshhego obrazovaniya MO RF / pod red. EH. M. Kazina, T. S. Paninoj, N. P. Nevorotovoj.-Kemerovo, 1995.-203 s.
4. Ermakova E. N. Podgotovka studentov k formi-rovaniyu u doshkol'nikov osnov valeologicheskogo obrazovaniya [Tekst]: dis. ... kand. ped. nauk. - M., 1999.162 s.
5. Lunina, E. F. Osobennosti organizatsii obrazovatel'nogo protsessa v uchrezhdenii «detskij sad-shkola» s valeologicheskoj napravlennost'yu [Tekst]: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk.- Tyumen', 1997, 18 s.
6. Vajner, EH. N. Valeologiya [Tekst]: uchebnik dlya vuzov / EH. N. Vajner - M.: Flinta OOO, 2011.446 s.
7. Zajtsev, G. K. Valeologiya. Kul'tura zdorov'ya : kniga dlya uchitelej i studentov ped. spetsial'nostej [Tekst] / G. K. Zajtsev, А. G. Zajtsev.- M.: Bakhrakh, 2003.- 272 s.
8. Tikhomirva, L. F. , Teoreti-ko metodicheskieosnovy zdorov'esberegayushhj pedago-giki [Tekst]: dis. ... d-ra ped. nauk / L. F. Tikhomiro-va. -YAroslavl', 2004.- 339 s.
9. Kolbanov, V. V. Valeologiya: Osnovnye ponya-tiya, terminy i opredeleniya [Tekst].- 3-e izd.- SPb.: БЕА^ 2001.- 256 s.
10. Dubrovskij А. А. Lechebnaya pedagogika [Tekst]. - Krasnodar, 1998.-195 s..
11. Mastyukova, E. M. Lechebnaya pedagogika (rannij doshkol'nyj vozrast) : sovety pedagogam i roditelyam po podgotovke k obucheniyu detej s problemami v razvitii [Tekst]. Gumanitarnyj tsentr VLАDOS, 1997.- 304 s.
12. Vygotskij, L. S. Аntologiya gumannoj peda-gogiki [Tekst] / sost. А. А .Leont'ev. - M.: Izd. Dom SH. Аmonashvili, 1996. - 224 s.
13. Romantsov, M. G. Pedagogicheskie tekhnologii v meditsine [Tekst] / M. G. Romantsov, T. V. Sologub. -M.: GEHOTАR Media, 2007. - 112 s.
14. Korchak, YA. Izbrannye pedagogicheskie proiz-vedeniya [Tekst]: per. s pol'skogo. - M.: Pedagogika, 1994.- 473 s.
15. Kazin, EH. M. Osnovy individual'nogo zdorov'ya cheloveka: Vvedenie v obshhuyu i prikladnuyu valeologiyu [Tekst] / EH. M. Kazin, N. G. Blinova, N. А. Litvinova.- M.: Gumanit. Izd. TSentr VLАDOS, 2000. -192 s.
16. Kazakovtseva, T. S. Tekhnologii ozdorovitel'no-obrazovatel'noj raboty s det'mi [Tekst]: uchebno-metod. posobie: v 2 ch. - Kirov: Izd-vo VyatGGU, 2007. -CH.1-169 s.
17. Kazakovtseva T. S. Podgotovka studentov k ozdorovitel'no-obrazovatel'noj rabote s det'mi v DOU [Tekst] //Doshkol'noe vospitanie. - 2012. - №3. - S.99-105.
18. Prikaz Ministerstva obrazovaniya RF i Go-sudarstvennogo komiteta RF po vysshemu obrazovaniyu ot 31 avgusta 1995 g. № 463/1268: «Tarifno-kvalifikatsionnye kharakteristiki (trebovaniya) po dolzhnostyam rabotnikov uchrezhdenij obrazovaniya Rossijskoj Federatsii».
19. Prilozhenie k Prikazu Ministerstva zdravookhraneniya i sotsial'nogo razvitiya Rossijskoj Federatsii ot 14 avgusta 2009 g. №593 ob utverzhdenii Edinogo kvalifikatsionnnogo spravochnika dolzhnostej rukovoditelej, spetsialistov i sluzhashhikh. Razdel: «Kvalifikatsionnye kharakteristiki dolzhnostej rabotnikov obrazovaniya».
20. KHodyreva E. А. Sistema samostoyatel'noj raboty studentov v vuze [Tekst] //Vestnik Vyatskogo go-
sudarstvennogo gumanitarnogo итуеге^а. - 2010. -№3(3). - 8. 6-11.
1 Здравотворчество заключается в исследовании и управлении своим здоровьем каждого индивида, строится на основе базовых знаний о здоровье, мотивации к его сохранению и укреплению, к умению выполнять коррецию своих состояний. Осуществляется совместными усилиями педагога и учащегося. Алгоритм здравотворческой деятельности: начальная диагностика - прогноз - профилактика -формирование резервов организма - бережное расходование их - восстановление резервов - коррекция состояний -снова диагностика - прогноз - коррекция и т. д. (В. В. Кол-банов 1998, Л. Г. Татарникова 1995; и др.).
2 Государственный образовательный стандарт по специальности 030900 - Дошкольная педагогика и психология» с квалификацией специалиста «преподаватель дошкольной педагогики и психологии (1995 г.), 030900.00 - Дошкольная педагогика и психология (2000, 2005 гг).
Государственный образовательный Стандарт: направление «Педагогика», профиль подготовки: управление дошкольным образованием.- М., 2005.
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования: государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0313 - Дошкольное образование (повышенный уровень среднего профессионального образования).- М., 2002.
Государственный образовательный стандарт специальности 033100 -Физическая культура. - М.2005.
Государственный образовательный стандарт: специальность 022500 - Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура). - М., 2000.
Федеральный государственный образовательный стандарт ВПО 034400 - Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (квалификация (степень) «бакалавр») 2010.
Федеральный государственный образовательный стандарт ВПО по направлению подготовки 050100 педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»).-М., 2009, 2011.
3 В настоящее время это Институт развития образования Кировской области.