мо, основанная на модели Дональда Мюррея и Дональда Грейвза, вначале рассматривалась как часть РКМЧП, но в последние годы в результате практического применения и доработок часть авторов выделяет креативное письмо в отдельную технологию [8].
Критическое мышление представляет собой сознательный, спланированный процесс интерпретации, анализа и оценивания социокультурной информации, основанный на имеющихся знаниях и проверке мнений по тому или иному вопросу и ведущий к формированию и утверждению собственного отношения [9]. Конечным результатом формирования критического мышления является критическое понимание культуры другой страны, что соответствует целям и задачам обучения иноязычной культуре в обучении иностранным языкам.
Примечания
1. Степанов С. Ю., Семенов И. Н. Проблема формирования типов рефлексии в решении творческих задач // Вопросы психологии. 1982. № 1. С. 99-104.
2. Щедровицкий П. Г. Очерки по философии образования: статьи и лекции. М.: Педагогический центр «Эксперимент», 1993. С. 52-53.
3. Коул М. Культурно-историческая психология. Наука будущего. М.: Когито-Центр, 1997. С. 431.
4. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. СПб., 2003. С. 250.
5. Выготский Л. С. Мышление и речь // Психология развития человека. М.: Смысл, 2005. С. 1136.
6. Фонтанова А. Технология, которая позволяет нам стать другими // Первое сентября. 2001. 16 янв. С. 3.
7. Громова О. Критическое мышление: как это по-русски? // Первое сентября. 2001. 16 янв. С. 3.
8. Вишнякова Е, Зачесова Е. Креативное письмо. Что это такое? // Учительская газета. 2006. № 30 (25 июля). С. 6.
9. Гальскова Н. Д, Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М.: Academia, 2004. С. 334.
УДК 371.134:373.2
Т. С. Казаковцева
ПРИНЦИПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
К озДоровительно-образовательной
РАБОТЕ С ДЕТЬМИ И ПУТИ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ
В статье рассматриваются принципы, на которых выстраивается процесс профессиональной подготовки студентов - будущих специалистов дошкольного образования к оздоровительно-образовательной работе с детьми. Представлены пути реализации этих принципов в профессиональном, здоровьеориенти-рованном образовательном процессе.
The article deals with the principles on which the process of students' professional training for health-educational work is based. The article relates to future specialists in the field of pre-school education. The ways of realization of the grounded principles in professional, health-oriented educational process are presented.
Ключевые слова: принципы профессиональной подготовки, оздоровительно-образовательная работа с детьми, здоровьеориентированный образовательный процесс профессиональной подготовки, пути реализации принципов.
Keywords: the principles of professional training, health-educational work with children, health-oriented educational process of professional training, the way of realization of principles.
Любой педагогический процесс, в том числе и профессионально ориентированный, строится на основе закономерностей, отраженных в принципах, выражающих основные требования к организации педагогической деятельности, помогающих творчески подойти к построению педагогического процесса [1].
Процесс подготовки к оздоровительно-образовательной работе с детьми в системе общей подготовки также имеет свою специфику и принципы. Оздоровительно-образовательная работа с детьми определена нами как комплекс оздоровительных мер гигиенической, лечебно-профилактической, физкультурной, психолого-педагогической, природно-оздоровительной, художественно-эстетической направленности в сочетании с образованием детей по вопросам сохранения и укрепления здоровья, позволяющим понять значимость оздоровительных мероприятий, особенности их использования в личном оздоровлении и формировании осознанного отношения к своему здоровью, реализуемый педагогическим и медицинским персоналом ДОУ. Результатом такой работы должна быть личная культура здоровья.
© Казаковцева Т. С., 2010
Исходя из этого понятия оздоровительно-образовательной работы с детьми, определены принципы подготовки к ней студентов как будущих специалистов дошкольного образования: единства педагогической, здоровьеориентированной и здравотворческой деятельности; профессиональной направленности; систематичности; непрерывности и преемственности; единства индивидуализации и дифференциации; взаимосвязи общего, профессионально-педагогического и здоровьеориентированного самосовершенствования. Данные принципы соединяют в себе закономерности: дидактики, в том числе дидактики высшей школы; воспитания будущего специалиста и формирования его личности; управления здоровьем; сохранения, укрепления и наращивания его резервов как у будущего специалиста, так и в дальнейшем у его воспитанников.
Принцип единства педагогической, здоровье-ориентированной и здравотворческой деятельности. При его рассмотрении следует исходить из особенностей и закономерностей педагогической деятельности, отражающей процессы обучения и воспитания специалиста, а также и отношение к здоровью как изменяющемуся состоянию человека.
Основное содержание деятельности преподавателя вуза, готовящего будущего специалиста, заключено в обучении (обучающая деятельность), воспитании (воспитывающая деятельность), организации педагогического процесса в вузе (организаторская деятельность) и исследовании (исследовательская деятельность). Одной из важнейших характеристик преподавательской деятельности является ее творческий характер. Для реализации определенного нами принципа необходимо учитывать основное содержание деятельности преподавателя, ориентированной на подготовку специалиста, которая направлена на обучение, воспитание и развитие личности специалиста дошкольного образования, здорового человека, управляющего своим здоровьем, который сможет осуществлять оздоровительно-образовательную работу с детьми и обусловливать успешность здравотворческой деятельности [2]. Процессу реализации педагогической деятельности содействуют сформированные конструктивные, организаторские, коммуникативные умения. Ее гностический компонент определяет возможности педагога к своему самообучению и самообразованию, а эти возможности необходимо направлять на здоровьео-риентированную деятельность, сохраняющую и укрепляющую здоровье свое и своих воспитанников [3]. Для этого педагогу необходимо ориентироваться на понимание сути индивидуального здоровья и его компонентов: физического, психоэмоционального, интеллектуального, социального, личностного, духовно-нравственного [4].
Рассматривая здоровье как философскую категорию и обобщенную характеристику бытия человека, как сложный и многообразный культурный феномен, следует различать эталоны здоровья человека, сложившиеся в различные исторические эпохи и являющиеся своеобразными социокультурными моделями здоровья [5].
Здоровьеориентированная деятельность рассматривается как сфера педагогической деятельности, в которой основным ориентиром является приоритет здоровья. В рамки этого вида деятельности, по нашему мнению, входит деятельность по организации здоровьесберегающих условий образовательного учреждения, использование педагогами здоровьесберегающих и здо-ровьеформирующих технологий, деятельность по обучению здоровью и формированию основ здорового образа жизни.
В современных условиях развитие человека, становление его как личности невозможно без выстраивания системы формирования его личного здоровья. Этому способствует первоначально обучение здоровью как способу воздействия на поведение и разум человека на основе диаг-ностично поставленной цели, соответствующей возрастным особенностям обучаемых, определения методов и средств ее реализации, разработки программ обучения здоровью, определения и оценки результатов такого обучения.
Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) как здоровьеориентированного направления является комплексной проблемой, поскольку требует повышения роли личностных качеств человека, сознательного принятия им принципов и ценностей ЗОЖ, волевого управления своим поведением на основе его форм, полезных для здоровья.
Здравотворческая деятельность, понимаемая как созидательная, творческая деятельность каждого индивида по отношению к своему здоровью, должна строиться:
- на создании и упрочении мотивации на здоровье и здоровый образ жизни;
- информации о здоровье и о роли факторов, воздействующих на здоровье либо положительно, либо отрицательно;
- обучении и воспитании с позиций здоровь-есбережения;
- создании здоровьесберегающей среды всеми субъектами образовательного процесса;
- формировании умений и навыков здравот-ворческой деятельности;
- создании благоприятной социокультурной среды, повышении уровня общей культуры личности и формировании личной культуры здоровья как части общей культуры личности.
Для здравотворческой деятельности необходимы аналитические, прогностические, органи-
зационные, коммуникативные и рефлексивные умения педагога, которые должны обретать подлинно здравотворческую направленность, способствовать вовлечению всех субъектов образовательного процесса в дело сотворения себя, своего здоровья, здорового образа жизни.
Основные пути реализации этого принципа в профессиональной подготовке со специальной направленностью:
1) осознание преподавателями ответственности за здоровье субъектов образовательного процесса в вузе;
2) направленность обучающей и воспитательной деятельности преподавателя на развитие личности специалиста дошкольного образования, здорового человека, управляющего своим здоровьем, который сможет осуществлять оздоровительно-образовательную работу с детьми;
3) использование в обучении и воспитании студентов личностно-ориентированных технологий;
4) взаимосвязь содержания своего предмета со знаниями о здоровье;
5) создание здоровьесберегающей среды вуза;
6) формирование мотивации на здоровый образ жизни в рамках своего предмета;
7) формирование умений и навыков ЗОЖ во всех формах работы со студентами;
8) создание благоприятной социокультурной среды вуза, направленной на повышение уровня общей культуры личности и формирование личной культуры здоровья как части общей культуры личности;
9) формирование у студентов профессиональных знаний и здравотворческих умений, направленных на сотворение своего здоровья и здоровья детей с учетом индивидуальных особенностей;
10) координация деятельности всех ответственных за образовательный процесс лиц, способных обеспечить комплексную реализацию педагогической, здоровьеориентированной и здравотвор-ческой деятельности в их единстве.
Принцип профессиональной направленности отражает подготовку специалистов дошкольного образования к оздоровительно-образовательной работе с детьми как профессиональную, в которой совокупность знаний, умений и навыков позволяет выполнять работу в образовательных учреждениях высшего профессионального образования в соответствии и на основе государственных образовательных стандартов. В дальнейшем профессиональная подготовка совершенствуется в процессе трудовой деятельности через систему повышения квалификации и самообразование. Принцип профессиональной направленности отражает построение системы подготовки к оздоровительно-образовательной работе с детьми
специалиста дошкольного образования с учетом видов профессиональной деятельности: научно-методической, организационно-управленческой, преподавательской, социально-педагогической, культурно-просветительской, а также деятельности по обучению, воспитанию и развитию детей.
Основные пути реализации принципа профессиональной направленности:
1) включение в содержание учебных занятий профессиональных здоровьеориентированных приемов и действий, которые обусловят успешность профессиональной деятельности по отношению к здоровью ребенка;
2) включение в рамки учебного процесса и учебных дисциплин элементов и видов профессиональной деятельности специалиста дошкольного образования;
3) выстраивание процесса подготовки специалиста дошкольного образования с учетом здо-ровьеориентированной направленности всех видов его будущей профессиональной деятельности;
4) внедрение в учебный процесс методов и приемов формирования здоровьеориентирован-ных профессионально значимых качеств личности специалиста дошкольного образования;
5) включение в различные виды учебных педагогических практик заданий по реализации здравотворческих умений с детьми.
Принцип систематичности является классическим принципом дидактики и базируется на следующих научных положениях: все воздействия на человека результативны только тогда, когда они целенаправленны и осуществляются в системе. Еще К. Д. Ушинский указывал, что «только система... дает нам полную власть над нашими знаниями. Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящике пусто» [6]. Систематичность означает упорядоченность системы знаний как содержания обучения. Кроме того, каждый предмет имеет свою научную логику, свою систему понятий, вытекающих одно из другого; каждый предмет имеет свои закономерности, отражающие определенные факты и явления. Принцип систематичности связан с закономерностями познавательной и практической деятельности обучаемых. Материал считается усвоенным, если у человека сформировалась система ассоциаций и связей между старыми, усвоенными знаниями и новыми. При этом системность мышления как характеристика развитого ума означает, что мозг человека работает эффективнее, если он получает нагрузку регулярно, систематически и определенными порциями [7].
Систематичность означает также необходимость в установлении связей между темами и разделами дисциплины, установление межпредметных связей, так как каждый обучаемый изучает не одну дисциплину, а сразу несколько. Это будет способствовать целостному представлению об изучаемых предметах, пониманию взаимосвязи и взаимообусловленности многообразных предметов и явлений.
Также данный принцип отражает процессуальную сторону обучения, которая должна выстраиваться в определенной системе. Подготовка специалиста дошкольного образования как управляемый систематизированный процесс требует планирования и осуществляется в соответствии с разработанными программно-методическими материалами, что определяет систему работы преподавателя в процессе профессиональной подготовки и позволяет структурировать учебный материал. Систематичность также должна проявляться в организации процесса обучения, в требованиях к обучаемым в системе проведения каждого занятия. Систематичность должна быть и в работе самого обучаемого, проявляясь в систематичной подготовке к занятиям, работе на самих занятиях.
У будущих специалистов дошкольного воспитания в ходе профессиональной подготовки необходимо сформировать систему знаний о человеке, его здоровье, способах его сохранения и укрепления, систему специальных умений здра-вотворческой деятельности. Для этого необходимо соблюдать следующие требования реализации принципа систематичности:
1) регулярно и в системе представлять учебный материал о здоровье в рамках изучаемых предметов;
2) специально разработать здоровьеориенти-рованную дисциплину, объединяющую знания различных наук о здоровье, здоровьесбережении и здравотворчестве;
3) разработать программно-методические материалы, отражающие логику изучения здоровь-еориентированной дисциплины;
4) определить логику изучения дисциплины, ее разделы и темы;
5) разработать понятийный аппарат здоровь-еориентированной дисциплины;
6) распределить во времени этапы прохождения здоровьеориентированных дисциплин и их иерархичность;
7) сформировать требования к обучаемым по изучению дисциплины и обеспечить систематичность их подготовки;
8) обеспечить систематичность педагогических воздействий на обучаемых при изучении здоро-вьеориентированных предметов;
9) разработать систему занятий и систему каждого занятия в рамках интегрированной здоро-вьеориентированной дисциплины.
Принцип непрерывности и преемственности отражает протяженность процесса подготовки во времени, его структурированность и этапный характер. Также в данном принципе выражается временная и пространственная связь этапов подготовки специалиста дошкольного образования к оздоровительно-образовательной работе с детьми. Непрерывность означает построение системы подготовки к оздоровительно-образовательной работе с детьми с начала профессионального обучения при опоре на науки, рассматривающие проблему здоровья человека. Ход профессиональной подготовки реализуется как поступательное движение, направленное на освоение новых знаний в рамках отдельных дисциплин и на основе междисциплинарных связей, на выстраивание системы практической подготовки, позволяющей осваивать здравотворческие умения, технологии и формировать профессионально значимые качества личности будущего специалиста. Механизмом непрерывности в профессиональной здоровьеориентированной подготовке выступает преемственность, предполагающая сохранение на каждом этапе подготовки базовых знаний, базовых умений и качеств личности, сформированных ранее на предыдущих этапах.
Реализация принципа непрерывности и преемственности в системе вертикали позволяет повышать уровень профессиональной подготовки, в том числе подготовки специалиста дошкольного образования к оздоровительно-образовательной работе с детьми при определенных условиях. Условия реализации принципа непрерывности и преемственности:
1) распределить подготовку к оздоровительно-образовательной работе с детьми на весь период обучения в вузе на основе межпредметных связей по горизонтали (на годичный цикл) и вертикали (по годам обучения);
2) структурировать процесс подготовки к оздоровительно-образовательной работе, выделив его этапы;
3) определить задачи и содержание подготовки, соответствующие этапам и уровню готовности обучаемых к восприятию новой информации;
4) определить результаты каждого этапа подготовки как промежуточные уровни, на основе которых будет осваиваться новое;
5) обеспечить единство теоретической и практической направленности подготовки;
6) обеспечить внутрипредметную преемственность в рамках основной интегрированной здо-ровьеориентированной дисциплины;
7) определить формы организации учебной работы, обеспечивающие преемственность и не-
прерывность процесса подготовки к оздоровительно-образовательной работе с детьми;
8) учитывать в реализации принцип закономерности динамики педагогического процесса, указывающей, что величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе.
Принцип единства индивидуализации и дифференциации рассматривается в педагогической науке как связанный с учетом возрастных и индивидуальных особенностей [8]. В его рамках «индивидуализация» рассматривается как учет индивидуальных особенностей каждого индивида, так как каждый человек представляет собой неповторимую индивидуальность, которая определяется единством и целостностью развития каждого человека. У каждого человека имеются свои потребности, свои индивидуальные задатки и склонности и способности. Отсюда подход к обучаемому следует реализовывать с учетом его индивидуальных особенностей. С другой стороны, индивидуализация может не соотноситься с необходимостью учета индивидуальных особенностей каждого, а предполагать определенную дифференциацию, так как достаточно сложно полностью индивидуализировать процесс профессиональной подготовки [9]. Однако с позиций этого принципа следует отслеживать индивидуальный рост каждого индивида, включенного в процесс профессиональной подготовки. Индивидуализация и дифференциация проявляются в технологиях подготовки к оздоровительно-образовательной работе, в определении и отборе содержания такой подготовки, в разработке документов планирования, учебных пособий, методических рекомендаций, организации и проведении различных форм учебной работы в рамках подготовки к оздоровительно-образовательной работе. Реализация этого принципа в системе профессиональной подготовки позволит ориентировать будущих специалистов дошкольного образования на самопознание, саморазвитие, самооценку, на выстраивание своей «Я-концепции» как человека, как специалиста, как неповторимой личности. В процессе подготовки специалиста дошкольного образования к оздоровительно-образовательной работе с детьми принцип реализуется в следующих требованиях:
1) изучение индивидуальных особенностей обучаемых и их отношения к проблемам здоровья и здравотворчества;
2) выстраивание индивидуального подхода в ходе здоровьеориентированной профессиональной подготовки с учетом индивидуальных особенностей обучаемых;
3) учет индивидуальных достижений каждого в ходе профессиональной подготовки;
4) выработка индивидуального стиля в здоро-вьеориентированной деятельности;
5) учет индивидуализации и дифференциации при реализации технологий профессиональной подготовки к оздоровительно-образовательной работе с детьми.
Принцип взаимосвязи общего, профессионально-педагогического и здоровьеориентированно-го самосовершенствования отражает в процессе профессиональной подготовки ее общее и частное. Общим является весь процесс подготовки специалиста дошкольного образования в условиях вуза. Частным выступает подготовка к оздоровительно-образовательной работе с детьми как специфической здоровьеориентированной деятельности. Такая направленность подготовки ориентирована не только на формирование профессиональных умений, позволяющих воздействовать на здоровье ребенка, на обучение его здоровью, формирование культуры здоровья, основ здорового образа жизни и умений в здравотвор-ческой деятельности. Такая подготовка требует отбора данных наук о человеке и его здоровье, соединенных в целостную систему знаний, позволяющую развивать познавательную направленность будущего специалиста, его отношение к себе и своему здоровью, формировать у него здоровое поведение.
Можно говорить о том, что этот принцип объединяет все предыдущие принципы, на которых строится подготовка к оздоровительно-образовательной работе, и логически завершает характеристику всех принципов подготовки и путей их реализации. Подготовка и самосовершенствование в сфере оздоровительно-образовательной работы как здравотворческой деятельности представляют собой специфический вид систематической деятельности, направленной на саморазвитие и самообразование, на самооздоровление и личное здравотворчество как способы повышения уровня своего профессионального потенциала.
Будущий специалист как субъект педагогического процесса профессиональной здоровьеори-ентированной подготовки должен активно включаться в различные виды деятельности, обеспечивающие подготовку [10]. Должен осуществить процесс самопрограммирования развития собственной личности, своего жизненного и профессионального пути, связанного как с личным здра-вотворчеством, так и реализацией его в своей будущей профессии. Принцип реализуется в следующих требованиях:
1) выделение в процессе общей подготовки теоретических и практических здоровьеориенти-рованных аспектов;
2) выделение в профессионально-педагогическом направлении здоровьеориентированного со-
держания предметов, профессионально значимых и личностных качеств, которые обеспечат здо-ровьеориентированную позицию личности будущего педагога;
3) пополнение общих и профессионально-педагогических дисциплин новыми здоровьеориен-тированными знаниями;
4) применение личностно-ориентированных технологий обучения и воспитания будущего специалиста дошкольного образования, обеспечивающих неповторимую индивидуальность личности каждого студента при изучении предметов общей и профессионально-педагогической направленности, обеспечивающих личностно-ориентированную позицию на взаимодействие с детьми;
5) реализация принципа и через систему учебных здоровьеориентированных дисциплин, позволяющих при условии использования личностно-ориентированных технологий сформировать здо-ровьеориентированное мышление и здравотвор-ческую активность по отношению к себе и к своим будущим воспитанникам;
6) формирование и удовлетворение потребности личности будущего специалиста дошкольного образования в профессиональном росте, направленной на здравотворчество.
Примечания
1. Абдулина О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1990; Беспалько В. П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высш. шк., 1989; Давыдов В. В. Состояние и проблемы исследования учебной деятельности // Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы. М.: Изд-во АПН СССР, 1990. С. 3-18; Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. М.: Академия, 2001; Котова И. Б. Становление и развитие гуманистической педагогики. Ростов н/Д: Учитель, 1997.
2. Сластенин В. А. Концептуальные основы реализации воспитательного потенциала содержания не-
прерывного педагогического образования: метод. пособие / В. А. Сластенин, В. В. Пустовойтов. М.: Министерство образования РФ, МПГУ, 2002.
3. Бердников И. Г. Теоретические основы формирования валеологической культуры учителя: дис. ... д-ра пед. наук. М., 1998; Валетов М. Р. Формирование здоровьеориентированной направленности личности студентов в процессе физического воспитания: дис. канд. пед. наук. Челябинск, 2006.
4. Айзман Р. И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты его формирования. Новосибирск, 1996; Брехман И. И. Валеология - наука о здоровье. 2-е изд. М.: Физкультура и спорт, 1990; Вайнер Э. Н. Валеология: учебник для вузов. М.: Флинта: Наука, 2001; Вайнер Э. Н. Валеология: учебный практикум. М.: Флинта: Наука, 2002; Валеологические аспекты образования: Из опыта работы центров научных основ здоровья и развития в Кузбассе: научно-методическое пособие // Департ. Образования администр., Обл.ИУУ, Кем-ГУ, Институт общего образования МО РФ; [Под ред. Э. М. Казина, Т. С. Паниной, Н. П. Неворотовой]. Кемерово, 1995.
5. Васильева О. С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О. С. Васильева, Ф. Р. Филатов. М.: Академия, 2001.
6. Ушинский К. Д. О преподавании русского языка // Соч. М., 1949. Т. 5. С. 355.
7. Ситаров В. А. Дидактика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений; под ред. В. А. Слас-тенина. М.: Академия, 2002.
8. Сластенин В. А. и др. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Слас-тенина. М.: Академия, 2002.
9. Алешина Ю. Е., Гозман А. Я. Отношение к себе и отношение к другим // Вести Моск. ун-та. Серия «Психология». 1981. № 4. С. 32-37; Глозман Ж. М. Общение и здоровье личности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2002; Ильин Е. П. Мотивы человека: теория и методы изучения. Киев, 1998.
10. Сластенин В. А. Деятельностное содержание профессионально-личностного развития педагога // Педагогическое образование и наука: науч.-метод. журн. 2006. № 4. С. 4-7.