Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка бакалавров в области здоровьесбережения с использованием метода проектов'

Профессиональная подготовка бакалавров в области здоровьесбережения с использованием метода проектов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛЮЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ "БЫТЬ ЗДОРОВЫМ" / ОБУЧЕНИЕ БАКАЛАВРОВ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / KEY SCOPE "TO BE HEALTHY" / TRAINING OF BACCALAUREATES / METHOD OF PROJECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зверкова Анна Юрьевна

В статье представлена модель профессиональной подготовки студентов с использованием активных методов обучения и метода проектов, рассмотрены подходы к реализации учебной дисциплины «здоровьеориентированные педагогические технологии в дошкольном учреждении» при подготовке бакалавров исходя из интеграции стандартов профессионального образования, приведены некоторые методические аспекты реализации современного образования воспитателей, стандарта воспитателя и федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Представлен здоровьеориентированный проект в дошкольном образовании как практикоориентированное и интегрированное итоговое задание, обеспечивающее освоение ключевой компетенции «быть здоровым».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зверкова Анна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL TRAINING OF BACCALAUREATES IN HEALTH SAVING SPHERE WITH THE USE OF PROJECTS METHODS

The model of the professional training of students with the use by active of the methods of instruction and method of projects, «healthoriented pedagogical technologies in the pre-school establishment» with training of baccalaureates is represented in the article. Approaches to the realization of training discipline “health-oriented standards of vocational education are given, standard of educator and federal state educational standard of pre-school formation are examined. The health-oriented project in the pre-school formation as the practiceoriented and integrated total task the ensuring the key scope «to be healthy».

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка бакалавров в области здоровьесбережения с использованием метода проектов»

нем личностной и ситуативной тревожности, высоким уровнем активности, настроения и самочувствия и небольшим количеством пропусков учебных дней по болезни в течение года.

Представленные материалы позволяют сделать вывод о том, что успешная адаптация с минимальной физиологической «стоимостью» к процессу обучения у студентов в значительной мере определяется здоровым образом жизни.

Таким образом, одним из наиболее эффективных способов сохранения и укрепления здоровья и достижения высоких результатов в учебной и последующей профессиональной деятельности является формирование у студентов на протяжении всего периода обучения теоретической и практической компетентности в области здоровья и здорового образа жизни.

Антонова М. С. Ценность здоровья как фактор качества образовательной деятельности студентов // Педагогическое образование и наука. — 2010. — № 3. — С. 83-88.

Бахтин Ю. К. Здоровье, его компоненты и образующие факторы / Ю. К. Бахтин // Здоровье человека — 6 : мат-лы VI Международного конгресса валеологов, 23-25 мая 2011 года, г. Санкт-Петербург. — СПб.: Издательство СПбГМУ, 2011. — С. 15-16.

Ермакова Н. В. Изучение образа жизни, состояния здоровья и успеваемости студентов при интенсификации образовательного процесса // Гигиена и санитария. — 2005. — № 3. — С. 48-52.

Казин Э. М. Адаптация и здоровье студентов: учебно-методическое пособие / ред. кол.: Е. Л. Руднева, Э. М. Казин, Н. Э. Касаткина и др.; отв. ред. Э. М. Казин. — Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2011. — 627 с. Никонова В. Г., Калманович В. Л. Формирование мотивации здорового образа жизни у студентов в системе высшего образования // Здоровьесберегающее образование. — 2010. — № 3. — С. 116-118. Проскурякова Л. А. Гигиеническая оценка питания и здоровья студентов // Гигиена и санитария. — 2008. — № 3. — С. 49-52.

УДК/uDC 378

А. Ю. Зверкова Anna Zverkova

профессиональная подготовка бакалавров в области здоровьесбережения с использованием метода проектов

PROFESSIONAL TRAINING OF BACCALAuREATES IN HEALTH SAVING SPHERE wITH THE uSE OF PROJECTS METHODS

В статье представлена модель профессиональной подготовки студентов с использованием активных методов обучения и метода проектов, рассмотрены подходы к реализации учебной дисциплины «здоровьеориентирован-ные педагогические технологии в дошкольном учреждении» при подготовке бакалавров исходя из интеграции стандартов профессионального образования, приведены некоторые методические аспекты реализации современного образования воспитателей, стандарта воспитателя и федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Представлен здоровьеориентированный про-ект в дошкольном образовании как практико-ориентированное и интегрированное итоговое задание, обеспечивающее освоение ключевой компетенции «быть здоровым».

The model of the professional training of

students with the use by active of the methods of instruction and method of projects, «health-oriented pedagogical technologies in the pre-school establishment» with training of baccalaureates is represented in the article. Approaches to the realization of training discipline "health-oriented standards of vocational education are given, standard of educator and federal state educational standard of pre-school formation are examined. The health-oriented project in the pre-school formation as the practice- oriented and integrated total task the ensuring the key scope «to be healthy».

Ключевые слова: ключевая компетенция «быть здоровым», обучение бакалавров, метод проектов.

Keywords: key scope «to be healthy», training of baccalaureates, the method of projects.

Подготовка воспитателей в новых условиях — условиях действующих извне одновременно двух факторов: федерального государственного образовательного стандарта для бакалавров (в вузе) и федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (определяющего деятельность дошкольных образовательных организаций) — ставит перед преподавателями вузов задачи качественной трансформации учебных дисциплин и реализуемых педагогических технологий. Третьим фактором, дополнительно повлиявшим на трансформацию образования в педагогическом вузе, стал профессиональный стандарт педагога, обобщивший трудовые умения, которыми следует овладеть, и демонстрировать их работодателю, соответствующему занимаемой должности работнику. Педагогические коллективы, реализующие программы по подготовке бакалавров дошкольного образования, активно ищут способы эффективного решения возникшего противоречия между требованиями государства, изменившегося требования к функциональным обязанностям воспитателя и накопленными традициями подготовки педагогов. Для эффективной разработки образовательной программы по учебной дисциплине необходимо вернуться к классическим вопросам педагогики: «Кого учить? Чему учить? Как учить?». Исходя из того, что учим мы бакалавра дошкольного образования, то работодатель ждет от нас воспитателя, умеющего работать по-новому. На данном этапе реформирования российского образования уже вполне четко можно ответить на этот вопрос. По-новому — это в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) [10]. Конечно, работодатель еще назовет многие пожелания: владеть современными информационно-коммуникативными технологиями и уметь самостоятельно учиться, вникать в инновации без паники, обрабатывать информацию и критически осмысливать, в том числе и разнородную научно-методическую литературу, и другие параметры, связанные с особенностями социокультурной, экономической среды, влияющей на дошкольную образовательную организацию. Отражение таких современных пожеланий мы и видим в тексте профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)

(воспитатель, учитель)» [11]. Связь с будущей профессиональной деятельностью в вузе последние двадцать лет носила более выраженный теоретический характер. Опыт обучения бакалавров и магистров актуализировал потребность в проявлении единой генеральной линии, ориентированной на главного заказчика — работодателя. Таким образом, сформулировав для себя частично ответы на вопросы «Кого учить? Чему учить? Как учить?», рассмотрим их на примере конкретной дисциплины, реализуемой последние девять лет в Новосибирском государственном педагогическом университете.

Программа здоровьеориентированных педагогических технологий в дошкольных образовательных организациях реализуется в Новосибирском государственном педагогическом университете с 2005 г Содержание данного учебного курса трансформировалось вместе с реформами образования и высшего, и дошкольного. Программа на данном этапе включена в учебные планы как «Здоровье-ориентированные технологии в дошкольном учреждении». Особенности реализации аудиторной и самостоятельной работы студентов представлены в общей модели учебного курса на рисунке 1.

Первой из задач в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (п. 1.6) стоит задача «охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия», а шестой, там же, — «формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности» [10]. Актуальность сохранения здоровья дошкольников, реализации здоро-вьесберегающего дошкольного образования подтверждается и во всех остальных образовательных стандартах. Учебная дисциплина «здоровьеориентированные технологии в дошкольном учреждении» предстает в палитре многообразных тем, возможных для раскрытия содержания здоровьесберегающего дошкольного образования. Вместе с тем приоритетом являются потребности работодателя, что возвращает нас к реализации содержания через проблемы, актуальные для воспитателей-практиков, работающих в разнообразных

СТРУКТУРА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА ВНУТРИ УЧЕБНОГО КУРСА ДИСЦИПЛИНЫ

Рис. 1. Модель реализации учебного курса во время подготовки специалистов и бакалавров

видах дошкольных образовательных организаций.

Активные изменения в российском образовании последних десяти лет привели к необходимости пересмотра традиционных подходов педагогики здоровья к здоровьесбе-регающемудошкольномуобразованию.Совре-менное дошкольное образование не просто имеет совокупность санитарно-гигиенических требований к жизни и деятельности детей, апробированные недельные проекты по здоровью, модели физического развития и профилактические оздоровительные технологии. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, действующий сейчас, только усилил приоритеты сохранения здоровья дошкольников, актуализировал потребность в разработке новых технологий, способных эффективно решать поставленные задачи здоровьесбереже-ния и здоровьесозидания в образовательной организации. Второй год реализации ФГОС дошкольного образования требует систематизации современной профессиональной деятельности воспитателя: через непосредственную организованную образовательную деятельность, образовательную деятельность в ходе режимных моментов, самостоятельную

деятельность детей, где дошкольники реализуют разнообразные виды детской деятельности, доминирующей из которых остается игра. С 2009 г нами апробировано много интересных решений по реализации здоровье-ориентированных педагогических технологий: учебно-технологическая карта сценария дня, здоровьеориентированный проект, инклюзивное образование дошкольников [2].

Структурированы образовательные ситуации и виды детской деятельности, позволяющие с позиций системно-деятельностного подхода осуществлять эффективное дошкольное образование [2]. Новая структура реализации образовательной программы дошкольного образования в группе также способствует освоению навыков ведения здорового образа жизни, приобщению к активной двигательной деятельности и, как следствие, формирует на первом этапе первичное владение ключевой компетенцией «быть здоровым» с использованием метода проектов (А. Ю. Зверкова, Н. П. Абаскалова, 2004) [1].

Столь глобальное изменение понимания дошкольного образования, включение его как первой ступени основного общего образования с сентября 2013 г. привели к пересмотру содержания программ обучения так же осно-

вательно, как и после повсеместного введения с сентября 2011 г двухуровневой системы профессионального образования (бакалавриат/магистратура).

Дисциплина «здоровьеориентированные технологии в дошкольном учреждении» сосредоточена на освоении бакалавром компетенций, включенных в стандарт подготовки. Содержит задания в аудиторной/самостоятельной работе (пропорция на рисунке 1), обусловленные практической деятельностью воспитателя в дошкольной образовательной организации. С 2011 г учебный курс адаптирован с учетом перехода на обучение бакалавров. Структура и содержание учебной дисциплины (курса по выбору) «здоровье-ориентированные технологии в дошкольном учреждении» не претендуют на полноту охвата всего многообразия стратегий и подходов к проблеме сохранения, укрепления, формирования здоровья у детей дошкольного возраста. Программа ориентирована на практическую реализацию федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, вступившего в силу с 1 января 2014 г, и его здоровьеориентированные аспекты. Основой и базовой формой отчетности является разрабатываемый студентом индивидуально здоровьеориенти-рованный проект [1; 3], главным критерием успешности которого выступает реалистичность — то есть способность быть воплощенным в конкретной группе дошкольной образовательной организации. Разработка недельного здоровьеориентированного проекта позволяет освоить основы применяемых здоровьеориентированных образовательных технологий в системе дошкольного образования [3]. Обучение предполагает чередование микропроектов различных разновидностей и направлений как во время аудиторной работы, организованной с использованием мета-технологии модерации, так и самостоятельно, исследуя различные области практической деятельности дошкольных образовательных организаций или теоретиков педагогики здоровья. Современные способы активизации обучения (Т. С. Панина, 2007) и новые педагогические и информационные технологии в системе образования (Е. С. Полат, М. Ю. Бу-харкина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров, 2005) предложены в разнообразных вариантах как для обучения школьников, так и в профессиональном образовании [9; 8]. Конструирование аудиторных занятий предполагает

применение интерактивных форм и методов обучения как реализацию диалога между преподавателем и студентами (индивидуально работающими и в группе), а также между микрогруппами студентов во время реализации небольших практико-ориентированных проектов. Модерация как технология обучения взрослых позволяет иначе организовать структуру аудиторных занятий с максимальным использованием различных способов активизации обучения. Содержание педагогики здоровья конструируется с использованием ситуационных задач из практики дошкольного образования (кейсов из практики реализации здоровьеориентированных педагогических технологий). Эффективность применения методов групповой динамики в процессе профессионального обучения отмечает О. А. Исупова [7]. Процесс аудиторной работы в профессиональной подготовке бакалавров дошкольного образования может включать «метод интеллектуального штурма» (brainstorming, генерация способов решения проблемы), «метод синектики» (решение спорных вопросов, разворачивая сценарий будущего), «карту мыслей» (mindmaping, создание визуализации связей между идеями), «кейс-метод» (решение профессиональных задач, взятых из практики), метод «листы сжатия информации» и т. д. Вместе с тем основная технология организации аудиторных занятий — модерация, выступающая как старт и финиш индивидуального проекта, выполняемого студентом.

Современный стандарт цели профессиональной подготовки формулирует как компетенции, то чем студент овладел и может применять в своей деятельности (рис. 2). Освоение компетенций происходит в деятельности так же, как и оценка уровня ее сформирован-ности. Если нет специально организованного пространства для освоения компетенций, то их освоение становится маловероятным.

Опыт обучения бакалавров позволяет в рамках федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавриата третьего поколения успешно применять многие методы активизации обучения в рамках сложившихся учебных планов. Метод модерации позволяет изменить концепцию аудиторного взаимодействия преподавателя и студентов, минимизировав информирование о теории в пользу совместного поиска решений профессиональных задач.

Требования к структуре основных образовательных программ

Требования к результатам освоения основных образовательных программ

Требования к условиям реализации основных образовательных программ

Учебная дисциплина(модуль) из ООП ВПО, моделируемая как проект, направленный на демонстрацию навыков будущей профессиональной деятельности

ПРОГРАММА (ООП ВПО) ОРГАНИЗАЦИИ, соответствующая концепции трех «Т» ФГОС

Рис. 2. Взаимосвязь требований ФГОС и учебного модуля дисциплины

Переработка содержания образовательных программ дисциплин требует развертывания каждой из компетенций в матрицу из дискрипторов, накладываемую на структуру аудиторных занятий как способ проверки выполнения резко возросших объемов самостоятельной деятельности по предмету. Такие требования федерального государственного образовательного стандарта приводят к необходимости пожертвовать классической лекцией, сведя ее часы в учебном курсе к минимуму. Вместе с тем механическая замена модера-цией тоже не является эффективным решением. Для модерации характерна процессно-ориентированная организация обучения [9]. Достоинством данной технологии является возможность того, что в рамках занятия не будет достигнуто конкретного образовательного результата, но при этом участники уходят с потребностью и желанием продолжать самосовершенствоваться. Смысл модерации состоит в том, что каждый участник вносит свои компетенции в групповое образовательное взаимодействие, осваивая демонстрируемый объем информации на посильном индивидуальном уровне. Что же с глубиной

и объемом теоретических знаний, характерных для высшего профессионального образования? Решение возникшего противоречия возможно при интеграции метода модерации и группы активных методов обучения, сконструированных в рамках контекстного обучения, особенно метода проектов [1]. Такая структура образовательного взаимодействия апробирована нами в учебных дисциплинах «педагогика среднего профессионального образования», «моделирование образовательных программ», «основы профессионального саморазвития педагога», «здоровьеориенти-рованные технологии в дошкольном учреждении» [3-6].

Профессиональная подготовка, весь процесс обучения включают проекты, выполняемые во время аудиторных занятий, имеющие различную направленность на компетенции из модуля трудоемкостью в 36 часов. По завершении освоения всех модулей в портфеле достижений студента сформирован банк решений, позволяющий успешно разработать итоговый проект «Счастливый ребенок — здоровый ребенок» [3]. Структура учебного курса включает студента в процесс

изучения здоровьеориентированных педагогических технологий и учитывает практическое применение выбранного направления здоровьесбережения согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Опыт реализации учебной дисциплины был обобщен в электронном учебно-методическом комплексе «Здоровьеориентирован-ные технологии в дошкольном учреждении» для использования по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование» и 050400.62 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология и педагогика дошкольного образования» [3]. Особенностью применяемой формы итогового контроля (практическая часть экзамена или зачета с оценкой) является разработка студентом индивидуального проекта «Счастливый ребенок — здоровый ребенок». Проект представляет собой тематическую неделю в дошкольной образовательной организации с применением здоровьеориентированных педагогических технологий в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования. Выполнение индивидуального здо-ровьеориентированного проекта студентом позволяет продемонстрировать степень владения актуальными для будущего воспитателя профессиональными умениями (ключевой компетенцией «быть здоровым» и другими профессиональными компетенциями) в области здоровьесбережения из разных стандартов.

1. Абаскалова Н. П., Зверкова А. Ю. Здоровьеориентирован-ные педагогические технологии в системе непрерывного образования (на примере метода проектов) : моногр. — Новосибирск: ООО Агентство «Сибпринт», 2013. — 160 с.

2. Зверкова А. Ю., Ключникова Н. И., Татаурова М. Н. Моделирование образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС : моногр. — Новосибирск : ООО «ЦСРНИ», 2014. — 320 с.

3. Зверкова А. Ю. Здоровьеориентированные технологии в дошкольном учреждении [Электронный ресурс] : электронный учеб.-метод. комплекс. — URL: http://lib. nspu.ru/umk/f70dceb6c8fe3d41/.

4. Зверкова А. Ю. Моделирование образовательных программ [Электронный ресурс] : электронный учеб.-ме-тод. комплекс. — Новосибирск : НГПУ, 2014. — 486 Mb.

5. Зверкова А. Ю. Основы профессионального саморазвития педагога [Электронный ресурс] : электронный учеб.-метод. комплекс. — Новосибирск : НГПУ, 2014. — 447 Mb.

6. Зверкова А. Ю. Педагогика среднего профессионального образования [Электронный ресурс] : электронный учеб.-метод. комплекс. — Новосибирск : НГПУ, 2014. — 640 Mb.

7. Исупова О. А. Методы групповой динамики и их применение в процессе профессиональной переподготовки в области управления // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2014. — № 4 (16). — С. 83-91.

8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е Петров; под ред. Е. С. Полат. — 2-е изд., стер. — М.: Академия, 2005. — 272с.

9. Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие. — 3-е изд., стер. — Москва : Академия, 2007. — 176 с.

10. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования : приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.edu.ru/db/ mo/Data/d_13/m1155.html.

11. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) : приказ Минтруд России от 18.10.2013 № 544н [Электронный ресурс]. — URL: http://www.rg.ru/2013/12/18/ pedagog-dok.html.

УДК/uDC 371:796 Л. А. Варич, Е. В. Мурышкина, Н. Г. Потапова

Lidiya Varich, Elena Muryshkina, Natalya Potapova

индивидуальный подход

НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛьТУРОЙ и СПОРТОМ:

здоровьесберегающий аспект

REALIZATION OF HEALTH SAVING APPROACH

in the course of physical culture and sport activities

В статье определяется целесообразность внедрения индивидуально-дифференцированного подхода к занятиям физической культурой и спортом, способствующего сохра-

нению и укреплению здоровья обучающихся. Приведены данные оценки динамики функциональных показателей подростков, указывающие на закономерные изменения в деятель-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.