Научная статья на тему 'Проектирование подготовки будущих педагогов к инновационной деятельности в условиях региональной системы образования'

Проектирование подготовки будущих педагогов к инновационной деятельности в условиях региональной системы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
326
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подготовка к инновационной деятельности / педагогическое образование / профессиональная деятельность / начальное общее / дошкольное образование / проектирование / training for innovative activities / pedagogical education / professional activity / preschool and primary school education / projection development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волошина Людмила Николаевна, Демичева Вера Владимировна

Актуальность подготовки будущих педагогов к инновационной деятельности обусловлена тем, что современная региональная система дошкольного и начального общего образования находится в стадии динамического обновления. Импульсом обновления послужили с одной стороны, процессы реформирования общества, а с другой – логика развития самой системы. Целью статьи является научное обоснование проекта профессиональной подготовки будущих бакалавров и магистров к инновационной деятельности в условиях региональной системы образования. На основе анализа результатов исследований потребностей работодателей в изменении качества подготовки выпускников к инновационной деятельности, мотивационной готовности и восприимчивости к инновациям будущих педагогов, отношения к инновациям преподавателей вуза, изучения инновационных процессов в региональной системе образования определены цели подготовки педагога к инновационной деятельности и технологические блоки их реализации, потребности рынка труда. Доказано, что достичь востребованной готовности выпускника к созданию, освоению и применению педагогических новшевств возможно, если цели, ожидаемые результаты, способы включения студентов в инновационную профессиональную деятельность, изменения в содержательном компоненте основной образовательной программы отражают современные тенденции развития региональной системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLANNING THE TRAINING OF FUTURE TEACHERS FOR INNOVATIVE ACTIVITIES IN THE REGIONAL SYSTEM OF EDUCATION

The importance of training future teachers for innovative activities is explained by the fact that the modern regional system of preschool and primary school education is on the stage of constant renewal. The impetus to renewal was given by both the reforming processes taking place in our society, and some peculiarities of the development of the educational system. The main purpose of the article is to give a scientific basis to the project of professional training of future bachelors and masters for innovative activities in the context of the regional system of education. The research is based on the analysis of employers’ needs in changing the quality of training for innovative activities, the study of future teachers’ motivational readiness and receptiveness to innovations, the graduates’ attitude towards innovations of university teachers, and observation of innovative processes in the regional system of education. The authors identify objectives of training students for innovative activities, describe the methods of their implementation and the needs of the labour market. According to the authors, reaching the desired objectives of training the graduates for creation, development, and implementation of educational innovations is possible provided that the goals, expected results, means of involving students into innovative activities, and changes in the content of the main educational programme meet the requirements of the regional system of education.

Текст научной работы на тему «Проектирование подготовки будущих педагогов к инновационной деятельности в условиях региональной системы образования»

Н

АУЧНЫИ

РЕЗУЛЬТАТ

Волошина Л.Н., Дёмичева В.В. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

к инновационной деятельности в условиях региональной системы образования

УДК 378

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

PROFESSIONAL EDUCATION

ВОЛОШИНА Л.Н., ДЁМИЧЕВА В.В.

VOLOSHINA L.N., DEMICHEVA V.V.

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

PLANNING THE TRAINING OF FUTURE TEACHERS FOR INNOVATIVE ACTIVITIES IN THE REGIONAL SYSTEM OF EDUCATION

Аннотация

Актуальность подготовки будущих педагогов к инновационной деятельности обусловлена тем, что современная региональная система дошкольного и начального общего образования находится в стадии динамического обновления. Импульсом обновления послужили с одной стороны, процессы реформирования общества, а с другой - логика развития самой системы.

Целью статьи является научное обоснование проекта профессиональной подготовки будущих бакалавров и магистров к инновационной деятельности в условиях региональной системы образования.

На основе анализа результатов исследований потребностей работодателей в изменении качества подготовки выпускников к инновационной деятельности, мотивационной готовности и восприимчивости к инновациям будущих педагогов, отношения к инновациям преподавателей вуза, изучения инновационных процессов в региональной системе образования определены цели подготовки педагога к инновационной деятельности

Abstract

The importance of training future teachers for innovative activities is explained by the fact that the modern regional system of preschool and primary school education is on the stage of constant renewal. The impetus to renewal was given by both the reforming processes taking place in our society, and some peculiarities of the development of the educational system.

The main purpose of the article is to give a scientific basis to the project of professional training of future bachelors and masters for innovative activities in the context of the regional system of education. The research is based on the analysis of employers’ needs in changing the quality of training for innovative activities, the study of future teachers’ motivational readiness and receptiveness to innovations, the graduates’ attitude towards innovations of university teachers, and observation of innovative processes in the regional system of education. The authors identify objectives of training students for innovative activities, describe the methods

6 СЕТЕВОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

серия «педагогика и психология образования»

Н

:лучныи РЕЗУЛЬТАТ

и технологические блоки их реализации, потребности рынка труда.

Доказано, что достичь востребованной готовности выпускника к созданию, освоению и применению педагогических новшевств возможно, если цели, ожидаемые результаты, способы включения студентов в инновационную профессиональную деятельность, изменения в содержательном компоненте основной образовательной программы отражают современные тенденции развития региональной системы образования.

Ключевые слова: подготовка к инновационной деятельности, педагогическое образование, профессиональная деятельность, начальное общее, дошкольное образование, проектирование.

Современная региональная система дошкольного и начального общего образования представляет собой поле высокой инновационной активности. Впервые разработан и с 2014 года внедряется федеральный государственный стандарт дошкольного образования, апробируются новые образовательные программы и технологии, в том числе и информационно-коммуникационные, новые формы организации дошкольного образования и новые формы внеурочной деятельности в начальной школе. Имеют место как радикальные (базовые) нововведения, так и комбинаторные, модифицирующие новшества, связанные с рационализацией прежних подходов и форм.

Но никакие, даже самые совершенные идеи, программы и проекты не реализуются сами по себе. Педагог как субъект образовательного процесса является главным действующим лицом любых инноваций в сфере образования. Поэтому формирование готовности к восприятию нового и развитие умения действо-

of their implementation and the needs of the labour market.

According to the authors, reaching the desired objectives of training the graduates for creation, development, and implementation of educational innovations is possible provided that the goals, expected results, means of involving students into innovative activities, and changes in the content of the main educational programme meet the requirements of the regional system of education.

Keywords: training for innovative activities; pedagogical education; professional activity; preschool and primary school education; projection development.

вать по-новому является, по мнению Чу-мичевой Р.М., Платохиной Н.А. важнейшим компонентом профессиональной подготовки будущих бакалавров и магистров педагогического образования, условием их эффективной адаптации, максимальной реализации возможностей в профессиональной деятельности, раскрытия творческого потенциала [10]. Как отмечается в исследованиях Калина И.И., Загвязинского В.И., Сластенина В.А., Подымовой Л.С., Трифоновой С.А., Хомерики О.П., существенные изменения в содержании, общем характере стиле педагогического процесса в дошкольном и начальном общем образовании требуют изменения подходов к организации профессиональной подготовки [4, 9]. Заметим, что при этом эти изменения должны носить оперативный характер. Достичь востребованной готовности и способности выпускников вуза к созданию, освоению, распространению педагогических новшеств возможно в условиях интеграции с образовательными структурами региона.

Н

АУЧНЫИ

РЕЗУЛЬТАТ

Волошина Л.Н., Дёмичева В.В. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

к инновационной деятельности в условиях

РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИИ

На наш взгляд, не случайно в последних разработках по рейтингованию и ранжированию вузов России включен такой индикатор, как «трансфер знаний и взаимодействие с регионами». Обратим внимание на то, что педагогические вузы России, не всегда являясь эффективными по результатам рейтинга, выполняют свою важнейшую миссию в регионах, являясь факторами развития и системообразующими элементами региональных образовательных систем.

Анализ трудоустройства выпускников факультета дошкольного, начального и специального образования педагогического института НИУ «Бел-ГУ» за последние 5 лет свидетельствуют о том, что от 74 до 93% выпускников (в зависимости от выпускающей кафедры) ежегодно остаются работать в области, при этом около 71% - в образовательных организациях.

Учитывая, что мы готовим педагогов для региональной системы образования, целью деятельности и развития факультета дошкольного, начального и специального образования является становление его как ведущего регионального инновационно-образовательного комплекса по подготовке высококвалифицированных, конкурентноспособных педагогов дошкольного, начального общего и специального образования. Прежде, чем проектировать процесс подготовки педагогов к инновационной деятельности и определить его целевой, содержательный и деятельностный компоненты, выпускающими кафедрами были проведены:

- анкетирование студентов выпускных курсов бакалавриата и магистратуры с целью выявления мотивационной готовности выпускников к инновационной деятельности и восприимчивости к инновациям;

- анализ региональной образова-

тельной деятельности (изучались отчеты о деятельности региональных, муниципальных, экспериментальных площадок, банк данных актуального педагогического опыта, публикации в профессиональных журналах, материалы конференций);

- выявление (на основании маркетинговых исследований) потребностей заказчиков в изменениях качества подготовки выпускников к инновационной деятельности.

Изучение удовлетворенности потребителей качеством подготовки начинающих педагогов к инновационной деятельности в образовании свидетельствует о том, что из 198 опрошенных в 2012 году руководителей школ и ДОУ 6 % - удовлетворены полностью,

49.5 % - удовлетворены в основном

44.5 % - удовлетворены частично.

Проведенное исследование мотивационной готовности студентов бакалавриата и магистратуры к инновационной деятельности в образовании, свидетельствует о преобладании мотивов, связанных с самореализацией личности. Уровень восприимчивости инновации у выпускников бакалавриата оценивается как допустимый, выпускников магистратуры, как оптимальный. К факторам, препятствующим подготовке к инновационной деятельности студенты отнесли:

- отрицательное восприятие инноваций, как указания «сверху»;

- недостаточную информированность об эффективности инновационных процессов в образовании;

- формальное отношение преподавателей к инновациям.

В свою очередь преподаватели факультета основными барьерами в осуществлении инновационной деятельности считают высокую аудиторную нагрузку (45 %) и отсутствие материальных стимулов (40 %).

8 СЕТЕВОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

СЕРИЯ «ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

Н

:лучныи РЕЗУЛЬТАТ

Анализ результатов проведенных исследований позволил определить ряд проблем, связанных с проектированием программы развития факультета, как регионального инновационного комплекса.

В рамках реализации программы подготовки студентов к инновационной деятельности выпускающим кафедрам необходимо было:

во-первых, определить цели и конечные результаты подготовки к осуществлению инновационной деятельности, т.е. специальные компетенции бакалавров и магистров педагогического образования, связанные с формированием готовности к инновационной деятельности, включить их в ком-петентностную модель выпускника;

во-вторых, внести коррективы в содержательный компонент ООП, отражающие инновационные процессы в региональном дошкольном, начальном и специальном образовании, разработать новые программы, внести изменения и дополнения в существующие;

в-третьих, обеспечить формирование введённых в ООП специальных компетенций в процессе изучения дисциплин профессионального цикла, педагогической практики, НИРС и самостоятельной работы студентов;

в-четвёртых, определить способы включения будущих педагогов в единое образовательное пространство региона.

Подготовка специалистов, бакалавров и магистров к инновационной педагогической деятельности носила этапный характер. Была разработана программа, направленная на подготовку педагога к инновационной деятельности и технологические блоки ее реализации: диагностико-аналитический, проектный, ресурсный, содержательный, деятельностный, рефлексивный.

В качестве приоритетных направлений в программе развития факультета на 2013-2018 гг. были определены следующие:

1. Модернизация учебной, научной и материально-технической базы и развитие кадрового потенциала факультета для подготовки конкурентноспособных, компетентных педагогов системы дошкольного, начального и специального образования, расширение спектра образовательных программ, отвечающих запросам инновационной образовательной системы региона.

2. Формирование инновационной инфраструктуры факультета. Создание временных творческих коллективов, проектных групп, научных лабораторий, обеспечивающих организацию и проведение исследований по проблемам педагогической науки и практики.

3. Развитие новых форм партнерства факультета с работодателями, учреждениями СПО, образовательными организациями региона для реализации совместных инновационных проектов.

4. Расширение сферы взаимодействия с ведущими вузами России, Институтом коррекционной педагогики РАО, Институтом социализации и образования РАО, с зарубежными вузами-парт-нерами для реализации совместных научных и инновационных программ и проектов, программ академической мобильности.

5. Формирование у студентов мотивации к образованию и самообразованию, к научной деятельности, воспитание самостоятельности и креативного подхода в научных исследованиях и общественной жизни. Развитие студенческого самоуправления, совершенствование его форм, обучение студентов основам проектного менеджмента.

Анализ современных исследований и практики профессионального образова-

Н

АУЧНЫИ

РЕЗУЛЬТАТ

Волошина Л.Н., Дёмичева В.В. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

к инновационной деятельности в условиях региональной системы образования

ния показывает, что готовность к инновационной деятельности будущего педагога может быть сформирована только в контексте целостности ее структурных компонентов, целостности образовательного процесса в вузе и его ориентированности на современные тенденции региональной системы образования.

Анализ и оценка полученных данных позволили осуществить системное проектирование профессиональной подготовки бакалавров и магистров, определить ближние и дальние перспективы их подготовки к инновационной деятельности в образовательном пространстве региона. Дальние перспективы представлены в программе развития факультета. Концептуальной основой программы развития факультета являются деятельностный, компетентностный, личностно-ориентированный, кластерный и региональный подходы. Содержательный компонент программы нашел отражение в следующих блоках:

1. Образовательная деятельность.

2. Научно-исследовательская и инновационная деятельность.

3. Международная деятельность.

4. Организационная и финансовая деятельность.

5. Социальное развитие и воспитательная деятельность.

В каждом блоке осуществлена декомпозиция генеральной цели в конкретные задачи и мероприятия по их решению.

В качестве ближних целей в системе подготовки выпускников к инновационной деятельности определены следующие: развитие магистратуры, подготовка педагогов с повышенным образовательным уровнем и комплексом компетенций в области управления, информационных технологий, научно-исследовательской деятельности.

С учётом требований потенциаль-

ных потребителей на подготовку педа-гога-бакалавра, способного создавать и внедрять инновационные развивающие программы, были разработаны, утверждены на заседаниях кафедр и включены в ООП специальные компетентности для бакалавров направления Педагогическое образование. Специальные компетенции ориентированы на запросы и инновационный потенциал регионального рынка труда. Мы воспользовались предоставленным ФГОС ВПО правом расширения поля компетенций за счет возможностей вариативной части учебных планов. Таким образом, в компетентност-ной модели выпускника были дополнены кластеры компетенций. Исходя из системно-деятельностного подхода компетентностная модель выпускника должна отражать его готовность к заданным стандартом видам деятельности. Это вызвало необходимость создания 3 подсистем: профессионально-технологической, научно-исследовательской и социокультурной и распределения компетенций по кластерам, обеспечивающих их реализацию.

В рамках содержательного блока программы были внесены изменения и дополнения в учебные и рабочие планы специальностей и направлений подготовки, обновлена проблематика курсов по выбору, факультативов.

Новые ценности образования, новые педагогические идеи, отражают следующие курсы:

Актуальные проблемы дошкольного образования;

Лингворегионоведение в начальной школе;

Проектная деятельность в образовании;

Внеурочная работа в начальной школе;

Инновационные процессы в современном образовании;

10 СЕТЕВОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

СЕРИЯ «ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

Нр

:аучныи

РЕЗУЛЬТАТ

Управление инновационной деятельностью педагогического коллектива.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты прикладных исследований учёных вуза, региона, России по созданию здоровьесберегающего образовательного пространства, формированию компетентности здоровьесбережения обучающихся и педагогов, а также инновационный опыт работы по охране и укреплению здоровья образовательных учреждений Белгородчины нашли отражение в курсах: «Здоровьесберегающие технологии в начальном образовании», «Воспитание здорового человека».

Результаты подготовки будущих педагогов к успешному включению в инновационную деятельность во многом определяются научной базой и методической обеспеченностью учебных программ. Преподавателями факультета выпущено за последние 5 лет 47 учебных и учебно-методических пособий, из них 7 - с грифом УМО. Большинство пособий построены на принципе модульности, проблемности, диалоги-зации, моделирования. Получив первоначальные теоретические знания об инновациях в образовании в процессе изучения перечисленных курсов и при изучении других теоретических дисциплин, студенты включаются в экспериментальную деятельность ДОУ, школ при выполнении лабораторных, курсовых, выпускных квалификационных работ. Ежегодно кафедры получают заказ на выполнение магистерских диссертаций по региональной тематике и успешно справляются с ними, о чем свидетельствуют акты о внедрении результатов исследования в образовательную практику.

В свою очередь, научно-исследовательская деятельность кафедр факультета способствует развитию инновационного пространства региона.

Кафедра дошкольной педагогики и психологии стала инновационным центром региона по разработке региональных программ и технологий физического воспитания дошкольников, технологии управления физкультурно-оздоровительной деятельностью ДОУ. Руководство региональными экспериментальными площадками, взаимодействие с ассоциацией «Детский сад Белогорья», ежегодное проведение научно-методических семинаров, публикации в журналах «Дошкольное воспитание», «Начальная школа» способствуют внедрению инновационных идей, методических рекомендаций, разработанных ППС факультета, в педагогическую практику [1-3]. Стимулирующее влияние на развитие инновационного потенциала выпускников факультета оказывает участие в профессиональных конкурсах разного уровня. Еще в период обучения в магистратуре серебряным призером всероссийских Дельфийских игр в номинации «Искусство воспитания» стала Сазонова Руслана, финалистом этих игр стала выпускница бакалавриата Захарова Карина. Победителями и дипломантами городского конкурса профессионального мастерства стали 6 студентов магистратуры.

Анализ профессиональной деятельности выпускников специалитета, магистратуры и бакалавриата свидетельствует о профессиональном и личностном росте выпускников. Так, в 2014 г. в городском конкурсе «Педагог службы психолого-педагогического сопровождения» приняли участие 8 молодых педагогов, выпускников кафедры специальной педагогики и психологии, в номинации «Педагогический дебют» лауреатами стали 14 выпускников кафедры педагогики и методики начального образования, дошкольной педагогики и психологии.

Н

АУЧНЫИ

РЕЗУЛЬТАТ

Волошина Л.Н., Дёмичева В.В. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

к инновационной деятельности в условиях

РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИИ

Таким образом, наше видение в плане подготовки педагогов к инновационной деятельности связано с расширением образовательного пространства факультета, когда закрытая среда сменяется открытой.

Инновационность этой среды «преподаватели вуза - педагоги ОУ - студентов» обеспечивается созданием временных творческих коллективов, проектных групп, обеспечивающих решение актуальных проблем регионального дошкольного, начального общего, профессионального образования.

Говоря о достижениях факультета в развитии ресурсов подготовки педагога к инновационной деятельности, следует отметить создание и достаточно успешное использование в профессиональной подготовке информационной базы о лучших выпускниках факультета, их опыта педагогической деятельности. Но в то же время, надо признать, что информационно-методическая база факультета сегодня отстает от требований времени и в ближайшей перспективе необходимы кардинальные меры по ее совершенствованию.

И еще один важный фактор, оказавший существенное влияние на личностное и профессиональное развитие студентов магистратуры и проектирование процесса профессиональной подготовки. Факультет дошкольного, начального и специального образования много лет сотрудничает с Бременским университетом. Студенты магистратуры, преподаватели кафедры участвовали во многих международных мероприятиях, осуществляемых в рамках обмена делегациями. Так, нам было интересно узнать, что педагогическое образование в Бременском университете - приоритетное. В университете особое внимание уделяется групповым формам организации учебной деятельности, ролевой дискуссии, развитию

инициативности и самостоятельности студентов. Широко применяется метод проектов. Модель экспериментальноисследовательского обучения - неотъемлемая часть образовательных программ Бременского университета. Мы воочию увидели, как реализуется идея интеграции науки, образования. Проблема образования в детском саду, начальной школе рассматривается как проблема университета, поэтому на его базе создаются лаборатории для детей дошкольного и младшего школьного возраста, что позволяет будущим педагогам совмещать обучение с практической и научной деятельностью.

У будущих магистров дошкольного образования была возможность познакомиться с организацией детской деятельности в дошкольных учреждениях Германии.

Кульминационным событием сотрудничества и результатом совместного труда было проведение Первого Международного конкурса презентаций исследовательских проектов дошкольников, педагогов, студентов «Вместе открываем мир».

Обновление содержания профессиональной подготовки, разработка модельных параметров и технологии подготовки будущих бакалавров и магистров к инновационной деятельности в условиях региона, международное сотрудничество способствовали развитию ценностных ориентаций будущих педагогов, активному включению их в инновационные процессы, повысили профессиональную ответственность и компетентность в вопросах воспитания, образования, развития дошкольника, управления педагогическими системами. Все это нашло отражение в результатах анкетирования, опросах выпускников и работодателей. Уровень восприимчивости инноваций у выпускников дневной формы обучения бака-

12 СЕТЕВОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

СЕРИЯ «ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

Н

:лучныи РЕЗУЛЬТАТ

лавриата и магистратуры по направлению Педагогическое образование в 2013 и 2014 году оценивается как оптимальный. На 11, 8 % повысилось число руководителей образовательных организаций, полностью удовлетворенных качеством подготовки выпускников к инновационной педагогической деятельности, на 16, 3 % - удовлетворенных «в основном».

Таким образом, проектирование и реализация целостного педагогического процесса по формированию готовности будущего педагога к инновационной деятельности способствовало овладению эффективными способами и средствами достижения целей образовательного процесса, развитию потребности в творчестве, осознанному выбору способов профессионального поведения. Проектирование и реализация программы развития факультета и программы подготовки педагога к инновационной деятельности в условиях регионального образования обеспечили единство всех составляющих, концентрацию интеллектуальных и материальных ресурсов, реализацию регионального подхода, достижению поставленных целей.

Литература:

1. Волошина Л.Н. Подготовка будущих педагогов к реализации регионального компонента основной общеобразовательной программы // Дошкольное воспитание. 2012. № 8. С. 98 - 104.

2. Волошина Л.Н. Нужны ли магистры детскому саду? // Дошкольное воспитание. 2013. № 7. С. 84-90 .

3. Волошина Л.Н. Проблемы адаптации молодых педагогов к условиям современного дошкольного образования // Психолого-педагогический поиск: научно-методический журнал. Рязань. № 1. 2013. С. 86-93.

4. Загвязинский В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогической науке // Инновационные процессы в образовании. 2000 -102 с.

5. Калина И.И. Педагогическая реальность и модернизация педагогического образования. М.: Каллиграф, 2009. С.76-79.

6. Поташник М.М., Хомерики О.Г. Структура инновационного процесса в образовательном учреждении // Магистр.1994. № 5 С. 32-37

7. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Готовность педагога к инновационной деятельности // Сибирский педагогический журнал. 2007. №1. С. 42-49.

8. Трифонова С.А. Влияние комплекса педагогических условий на формирование готовности педагогов к реализации инновационной деятельности // Вестник ТвГУ серия «Педагогика и психология» 2013. № 2 С. 309-317.

9. Хомерики О.Г. Инновации в практике обучения // Педагогика. 2001. №2 С.13-18.

10. Чумичева Р.М., Платохина Н.А. Управление дошкольным образованием. М.: Издательский центр «Академия», 2011. С. 207-228.

References:

1. Voloshina L.N. Podgotovka buduschih pedagogov k realizatsii regionalnogo komponenta osnovnoy obscheobrazo-vatelnoy programmy // Doshkolnoe vospitanie [Preparing Future Teachers for Implementation of the Regional Component of the Basic Educational Program // Pre-school education]. №

8. 2012. pp. 98-104.

2. Voloshina L.N. Nuzhny li magistry detskomu sadu? // Doshkolnoe vospitanie [Do we Need Masters in the Kindergarten? // Pre-school education]. № 7. 2013. pp. 84-90.

Волошина Л.Н., Дёмичева В.В.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИя

аучный

результат

3. Voloshina L.N. Problemy adaptat-sii molodyih pedagogov k usloviyam sovremennogo doshkolnogo obrazo-vaniya // Psikhologo-pedagogicheskiy poisk: nauchno-metodicheskiy zhur-nal [Problems of Adaptation of Young Teachers to the Conditions of Modern Pre-school Education // Psychological-pedagogical Search: Scientific-Methodical Journal]. № 1. 2013. pp. 86-93.

4. Zagvyazinskiy V.I. Innovatsionnyie protsessyi v obrazovanii i pedagog-icheskoy nauke // Innovatsionnyie protsessy v obrazovanii: Sbornik nauchnyih trudov [Innovative Processes in Education and Pedagogical Science // Innovative Processes in Education: Collection of Scientific Works]. Tyumen, 2000. 102 p.

5. Kalina I.I. Pedagogicheskaya realnost i modernizatsiya pedagogicheskogo obrazovaniya [Pedagogical Reality and Modernization of Pedagogical Education]. M.: Kalligraf, 2009. pp. 76-79.

6. Potashnik M.M., Homeriki O.G. Struktura innovatsionnogo protses-sa v obrazovatelnom uchrezhdenii // Magistr [The Structure of the Innovation Process in Educational Institutions // Master]. № 5. 1994. pp. 32-37.

7. Slastenin V.A., Podyimova L.S. Got-ovnost pedagoga k innovatsionnoy deyatelnosti // Sibirskiy pedagogich-eskiy zhurnal [The Readiness of the Teacher for Innovation Activity) // Siberian Pedagogical Journal]. № 1. 2007. pp. 42-49.

8. Trifonova S.A. Vliyanie kompleksa pedagogicheskih usloviy na formiro-vanie gotovnosti pedagogov k reali-zatsii innovatsionnoy deyatelnosti // Vestnik TvGU seriya ««Pedagogika i psikhologiya» [Influence of the Complex of Pedagogical Conditions on the Development Teachers’ Readiness to Implement Innovative Activity // Vestnik TSU series "Pedagogy and psychology"]. № 2. 2013. pp. 309-317.

9. Homeriki O.G. Innovatsii v praktike obucheniya // Pedagogika [Innovations in the Practice of Teaching // Pedagogy]. № 2. 2001. pp.13-18.

10. Chumicheva R.M., Platohina N.A. Up-ravlenie doshkolnyim obrazovaniem [Management of pre-school Education]. M.: Izdatelskiy tsentr «Aka-demiya», 2011. pp. 207-228.

сведения ОБ АВТОРАХ:

Волошина

Людмила Николаевна,

доктор педагогических наук, доцент Белгородский государственный национальный исследовательский университет

ул. Победы, 85, г. Белгород, 308015, Россия

E-mail: Voloshina_l @bsu.edu.ru Демичева

Вера Владимировна,

кандидат филологических наук, доцент; Белгородский государственный национальный исследовательский университет ул. Победы, 85, г. Белгород, 308015, Россия; E-mail: Demicheva@bsu.edu.ru

ABOUT THE AUTHORS:

Ludmila N. Voloshina,

Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor;

Belgorod State National Research University

85, Pobedy St., Belgorod, 308015, Russia; E-mail: Voloshina_l @bsu.edu.ru

Vera V. Demicheva,

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor;

Belgorod State National Research University

85, Pobedy St., Belgorod, 308015, Russia; E-mail: Demicheva@bsu.edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.