Научная статья на тему 'Роль университета в развитии устойчивости региональных образовательных систем'

Роль университета в развитии устойчивости региональных образовательных систем Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
REGIONAL EDUCATIONAL SYSTEM / UNIVERSITY / GENERAL SCHOOL / SELF-DETERMINATION / LIFELONG PROFESSIONAL EDUCATION / COMPETITIVENESS / VALUE ORIENTATION / РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / УНИВЕРСИТЕТ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волошина Лидия Васильевна

Рассматриваются вопросы современного образования и его регионализация. Раскрыты отдельные направления совершенствования университетского образования в подготовке выпускника как компетентного, конкурентоспособного педагога. Определено, что университеты способны оказывать ведущее влияние на социально-культурное развитие образования в регионе. Представлен авторский взгляд на критерии выделения университета как системообразующего компонента в структуре региональной образовательной системы: конкурентоспособность на российском и региональном профессиональном педагогическом пространстве, опорный центр влияния на общеобразовательные школы, способность быть базовым основанием научно-педагогического инновационного образовательного потенциала региона, наличие фундаментальных условий для формирования системы непрерывного педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волошина Лидия Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE UNIVERSITY IN THE DEVELOPMENT OF SUSTAINABLE EDUCATIONAL SYSTEMS

The article considers the questions of the contemporary education and its regionalization. It identifies particular lines of development of university education improvement in preparation of the graduate as a competent, competitive pedagogue. The work defines universities as capable of exerting principal influence on social and cultural development of education in the region. The paper presents the author’s view of the criteria of identifying university as the core in the regional educational system’s structure: competitiveness at the All-Russian and regional professional pedagogical space; the basic center of influence at general education schools; the ability of being the main educational science backbone of the innovative educational potential of the region; the presence of fundamental conditions for the constructing of lifelong pedagogical education.

Текст научной работы на тему «Роль университета в развитии устойчивости региональных образовательных систем»

УДК 37.014.5

Л. В. Волошина

РОЛЬ УНИВЕРСИТЕТА В РАЗВИТИИ УСТОЙЧИВОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

Рассматриваются вопросы современного образования и его регионализация. Раскрыты отдельные направления совершенствования университетского образования в подготовке выпускника как компетентного, конкурентоспособного педагога. Определено, что университеты способны оказывать ведущее влияние на социально-культурное развитие образования в регионе. Представлен авторский взгляд на критерии выделения университета как системообразующего компонента в структуре региональной образовательной системы: конкурентоспособность на российском и региональном профессиональном педагогическом пространстве, опорный центр влияния на общеобразовательные школы, способность быть базовым основанием научно-педагогического инновационного образовательного потенциала региона, наличие фундаментальных условий для формирования системы непрерывного педагогического образования.

Ключевые слова: региональная образовательная система, университет, общеобразовательная школа, самоопределение, непрерывное профессиональное образование, конкурентоспособность, ценностные ориентации.

В современных условиях актуализируется модернизация образования России, где знание и определенный уровень компетенции должны способствовать устойчивому развитию современного общества, формированию личности, готовой и способной прогнозировать свои действия и общественное развитие не только в масштабах страны, но и каждого региона.

Проблема модернизации современных региональных образовательных систем не нова в педагогической науке и образовательной практике. Однако до сих пор является дискуссионным структурное содержание, компоненты региональной образовательной системы. Доказано, что региональная образовательная система имеет свои образовательные потребности, обусловленные целями и задачами потребностей региона, отличающими ее от других образовательных систем. Изучение практического опыта и теоретические исследования показали наличие у образовательных систем внешней и внутренней окружающей среды, где внутренняя среда подконтрольна внешней. Выполнение внутренней функции (обеспечение собственного существования и развития) сопряжено с выполнением поставленных целей и задач, и тогда речь идет об устойчивом развитии региональных образовательных систем [1]. Являясь условием развития образования в регионе, образовательная система может и должна содержать в себе компоненты, способствующие ее целостности и устойчивости. Включение в нее всех субъектов образования обязывает региональную систему быть гибкой, динамичной, внимательной к происходящим процессам и возникающим образовательными потребностями регионального социума.

Именно регионализация образования нацелена на создание условий для раскрытия потенциала каждой личности и удовлетворение ее образовательных потребностей в становлении гражданского общества. Учитывая специфику окружающего социума и административно-территориального деления, региональная система образования характеризуется уникальностью и неповторимостью, имея при этом возможность интерполяции в единое образовательное пространство России. «Региональную политику в области образования можно рассматривать как систему намерений и действий, которая реализует цели государ-

ства в формировании конкурентоспособной на всей территории РФ личности через сети образовательных учреждений региона» [2, с. 20]. Кроме этого, регионализация становится в современных условиях важным концептуальным фактором развития высшего образования.

В построении регионального сообщества субъектом, способным оказать ведущее влияние на культурно-экономическое развитие региона, призванным обеспечивать социально-педагогическое прогнозирование, можно рассматривать университеты.

Университеты не могут быть организованы отдельно от сообщества, они являются неотъемлемой частью социума. Вузы учитывают потребности участников региональных образовательных систем, их мнение относительно результативности и эффективности работы в интересах региона.

В своих отношениях с регионом университет должен опираться на соответствие собственных внутренних возможностей с образовательными потребностями региона.

«Однако сотрудничество университета и региона становится возможным, с одной стороны, при условии открытости самого университета региональному сообществу, с другой стороны, при открытости региональных властей университету» [3, с. 13].

Поскольку в настоящее время главным фактором развития общества является развитие образования, то можно утверждать, что педагогическому университету принадлежит ведущая роль в приобретении личностью знаний и их накопления.

Основным критерием выделения его как системообразующего в региональном образовательном пространстве является, на наш взгляд, следующий: конкурентоспособность на российском и региональном профессиональном педагогическом пространстве.

Сегодня востребован педагог с заранее подготовленным багажом способностей в каком-либо аспекте профессиональной деятельности. Именно компетентностный подход способен ориентировать образовательный процесс на создание таких организационно-педагогических условий, которые готовили бы будущего учителя к продуктивной профессиональной деятельности и были направлены на развитие личностных компетенций.

Профессиональное образование как составная часть образования «на протяжении всей жизни» призвано быть тем инструментом, который формирует социальное согласие и устойчивое развитие окружающей среды. Только оно может подготовить человека к новым более сложным видам деятельности, к восприятию новых идей и ценностей. Отсюда следует, что для того, чтобы выпускник более уверенно чувствовал себя на рынке труда, необходима дифференцирующая подготовка, ориентированная на те условия, которые возникнут в будущем. Оптимальная реализация своего потенциала возможна при формировании у выпускников педагогического вуза готовности к самоопределению в вопросах подбора направлений профессиональной деятельности.

Поиск оптимальных вариантов помощи будущему педагогу в процессе профессиональной и личностной ориентации показал, что студент в процессе профессионального самоопределения приобретает черты активного отношения к себе и другим людям (деятельност-ное самосознание), способности на его основе выбирать вид деятельности, умения определять и ставить цель, планирования будущего, готовности и способности к сотрудничеству и сотворчеству. Сам же процесс самоопределения характеризуется как непрерывный и целостный, рефлексивный и деятельно-обусловленный. Наличие компонента «само» заставляет рассматривать самоопределение субъекта, в данном случае студента, как процесс переосмысления будущим педагогом собственной сущности в личностно-профессиональном плане в ходе непрерывного взаимодействия преподавателя, студента и профессии, отличающе-

гося стремлением выпускника к удовлетворенности в будущем профессиональной деятельностью, гармонией в жизненных ориентациях и поиске смысла жизни.

Компетентностно-ориентированное обучение в настоящее время позиционируется как весьма прогрессивное, продуктивное направление высшего образования. Данное направление в обучении требует применения мониторингового подхода в совершенствовании качества обучения, четкости в выделении базовых показателей и критериев оценки эффективности развития компетенций. Кроме этого, требуется разработка и применение заданного подхода в обучении, так как компетенция проявляется, развивается и реализуется в решении определенного комплекса учебно-профессиональных задач. Необходимо помнить: процесс формирования компетенций развивается во времени. Поэтому следует говорить об их поэтапном формировании в рамках учебных дисциплин, различных видов учебной работы, педагогической практики. А проектирование модели выпускника, включающей общие, профессиональные и личностные компетенции, необходимо осуществлять в зависимости от выбранных видов деятельности будущими педагогами.

Второй критерий: опорный центр влияния на общеобразовательные школы.

В преобразовании современного общества образовательная школа является моделью социальных отношений и культуры окружающего социума. У школы более широкие задачи, чем работа с выпускниками по готовности обучаться в вузе. Кризисные явления современного периода порождают изменения в жизненных ориентациях. Отсюда задача школьного образования - формирование установок на устройство жизни в согласии с общечеловеческими ценностями, осознанием целей и смысла жизни. И здесь главную роль играют ценностные ориентации учителя, обеспечивающие выполнение своей главной функции -помочь ребенку противостоять давлению жизненных условий, воспитать его в духе высоких моральных и нравственных качеств, нацелить на перспективное будущее через развитие деятельностного мышления и преобразование имеющейся ситуации. Сущность регионализации показывает, что ее основу составляет постоянный процесс отбора, совершенствование содержания школьного образования с учетом динамики развития региона и прогнозного моделирования. Для реализации этих целей необходима опережающая подготовка учителя на основе компетентностно-ориентированного подхода.

Третий критерий: способность быть базовым основанием научно-педагогического инновационного образовательного потенциала региона.

Предлагаемые вузами образовательные услуги должны быть нацелены не только на качество, но и на актуальность. Залогом этого являются научные исследования образовательного потенциала региона, сбор и распространение передового опыта. Интегрирование научной, образовательной и инновационной деятельности в рамках эксперимента будет успешным при вовлеченности профессорско-преподавательского состава в исследования.

Активное сотрудничество педагогических коллективов общеобразовательных школ и ученых университета создает условия для организации совместных научно-практических конференций, рационального использования имеющегося интеллектуального и практико-образовательного ресурса при создании инновационных программ устойчивого развития региональных образовательных систем. Школьные педагоги включаются в научную деятельность также через подготовку кадров высшей квалификации в аспирантуре и докторантуре. Их практико-ориентированные кандидатские работы успешно защищаются в диссертационных советах вузов. Такие взаимовыгодные связи между школьным и высшим образованием также способствуют формированию конкурентоспособной личности, ориентированной на приобретении знаний в течение всей жизни. А проведение на высоком уров-

не научно-педагогических исследований служит обеспечением качества и актуальности образовательных услуг.

Четвертый критерий: наличие фундаментальных условий для формирования системы непрерывного педагогического образования.

Устойчивое развитие региональной образовательной системы предполагает учет не только многообразия современной социокультурной ситуации, но и ее динамики. В этих условиях фигура педагога становится центральной, так как развивающееся общество заставляет человека постоянно обновлять свои знания, не останавливаться в своем развитии.

Профессиональное педагогическое образование традиционно включало в себя различные уровни подготовки учителей. Приближение педагогического образования к уровню высшего может быть решено созданием непрерывной системы педагогического образования. Интегрирующая функция университета в обеспечении кадрового педагогического потенциала региона позволяет обеспечивать преемственность и помощь педагогам, получившим образование различного уровня, в их профессиональной и социальной адаптации, повышении квалификации. Развитие информационных технологий, вариативность образовательных услуг, подготовка интеллектуальной педагогической элиты, гибкое реагирование на социальный заказ общества создают перспективу внедрения апробированной системы непрерывного образования университета в развитии устойчивости региональной образовательной системы. Подготовка фундаментально образованных педагогов, способных к эффективному решению разнообразных профессиональных и жизненных задач, обеспечивается компетентностью, имеющей сложный состав общих и профессионально-личностных компетенций.

В заключение следует отметить стабильное качество подготовки педагогов существующей университетской системой, успешная деятельность которой определяется тщательно продуманными решениями педагогического сообщества, социальной адресностью и сбалансированностью профессиональных интересов. В то же время совершенствование процесса подготовки к профессиональной деятельности выступает приоритетным направлением в работе университета как образовательной организации.

Несмотря на это, проблемными до сих пор продолжают в образовании оставаться:

- значимость педагогической профессии;

- трудоустройство выпускников;

- финансовое обеспечение выпускников. Но проблемы эти не являются только образовательными - они предопределены социально-экономической ситуацией в стране и в регионе, в частности.

Перспективы развития образовательной ситуации в регионе, создание и реализация системы обучения будущих педагогов, способных объективно воспринимать будущее и моделировать его, включены в процесс социально-педагогического прогнозирования, где познавательная деятельность человека выступает существенным признаком прогнозирования.

Список литературы

1. См. подр.: Волошина Л. В., Харина Н. В. Особенности региональной образовательной системы и ее устойчивость // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Reviev). 2015. Вып. 1 (4). С. 102-110.

2. Мирошниченко В. В. Общие тенденции развития региональной системы образования // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Reviev). 2013. Вып. 2 (2). С.13-22.

3. Макаров И. Н., Костылева С. Ю. Где выращивают бизнес? Партнерство бизнеса и государства: роль системы высшего образования в инновационном развитии страны // Креативная экономика. 2009. № 5. С. 13-21.

Волошина Л. В., кандидат педагогических наук, доцент, научный сотрудник. Институт развития образования Российской академии образования при Томском государственном педагогическом университете.

Пр. Комсомольский, 75, Томск, Россия, 634041. E-mail: upravlenie512@inbox.ru

Материал поступил в редакцию 15.07.2016 L. V. Voloshina

THE ROLE OF THE UNIVERSITY IN THE DEVELOPMENT OF SUSTAINABLE EDUCATIONAL SYSTEMS

The article considers the questions of the contemporary education and its regionalization. It identifies particular lines of development of university education improvement in preparation of the graduate as a competent, competitive pedagogue. The work defines universities as capable of exerting principal influence on social and cultural development of education in the region. The paper presents the author's view of the criteria of identifying university as the core in the regional educational system's structure: competitiveness at the All-Russian and regional professional pedagogical space; the basic center of influence at general education schools; the ability of being the main educational science backbone of the innovative educational potential of the region; the presence of fundamental conditions for the constructing of lifelong pedagogical education.

Key words: regional educational system, university, general school, self-determination, lifelong professional education, competitiveness, value orientation.

References

1. Voloshina L. V., Kharina N. V. Osobennosti regional'noy obrazovatel'noy sistemy i ee ustoychivost' [The peculiar features of the regional educational system and its sustainability]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Reviev, 2015, no. 1 (4), pp. 102-110 (in Russian).

2. Miroshnichenko V. V. Obshchiye tendentsii razvitiya regional'noy sistemy obrazovaniya [The general trends in the development of a regional educational system]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2013, no. 2 (2), pp. 13-22 (in Russian).

3. Makarov I. N., Kostyleva S. Yu. Gde vyrashchivayut biznes? Partnerstvo biznesa i gosudarstva: rol' sistemy vysshego obrazovaniya v innovatsionnom razvitii strany [Where do they grow business? The partnership of business and state: the role that the higher education system plays in the development of the state]. Kreativnaya ekonomika - Creative Economics, 2009, no. 5, pp. 13-21 (in Russian).

Voloshina L. V.

Tomsk State Pedagogical University, Institute of the Development of Education of the Russian Academy of Education.

Pr. Komsomolskiy, 75, Tomsk, Russia, 634041. E-mail: upravlenie512@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.