Научная статья на тему 'Концепция развития Педагогического института Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина'

Концепция развития Педагогического института Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
373
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ / МНОГОУРОВНЕВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CONCEPT / WEB INTERACTION / PEDAGOGY INSTITUTE / MULTI-LEVEL EDUCATIONAL COMPLEX / STRATEGIC AIMS / EDUCATIONAL / SCIENTIFIC-RESEARCH AND PEDAGOGIC WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гущина Татьяна Ивановна, Макарова Людмила Николаевна, Шаршов Игорь Алексеевич, Курин Андрей Юрьевич

Обоснована необходимость проведения эффективной региональной образовательной политики, выработки научно-обоснованной концепции реформирования региональных систем образования. Раскрыты основные признаки регионализации образовательных систем, доказана важность сетевого взаимодействия разноуровневых образовательных учреждений области. В качестве одного из приоритетных направлений деятельности Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина рассмотрено развитие Педагогического института на основе сетевого взаимодействия с образовательными организациями федерального и регионального уровней с учетом актуальных и перспективных потребностей региона. С учетом существующих государственных стратегических документов в области образования и анализа потребности Тамбовской области в педагогических кадрах разработана концепция развития Педагогического института. Сформулированы три блока задач, которые связаны с преобразованием образовательной, научно-исследовательской и воспитательной деятельности института и предложены вариативные средства их решения. Разработана и подробно описана иерархическая структура многоуровневого образовательного комплекса, в которой каждый предыдущий уровень обеспечивает функционирование последующих. Особое внимание уделено взаимосвязи 2 уровня (среднее профессионально образование) и 3 уровня (высшее образование). Рассмотрены преимущества, которые дает многоуровневый комплекс непрерывного педагогического образования в сравнении с изолированными учебными заведениями. Обосновано создание сетевого Педагогического университета, ядром которого является Педагогический институт Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гущина Татьяна Ивановна, Макарова Людмила Николаевна, Шаршов Игорь Алексеевич, Курин Андрей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF PEDAGOGIC INSTITUTE DEVELOPMENT OF TAMBOV STATE UNIVERSITY NAMED AFTER G.R. DERZHAVIN

The necessity of effective regional educational policy realization is founded. Scientifically-based concept of regional systems of education reformation performance is established. The main features of educational systems regionalization are revealed. The importance of web interaction of split-level educational institutions of the region is proved. As one of dominating directions of Tambov State University named after G.R. Derzhavin activities the development of Pedagogy Institute basing on web interaction with education organizations on federal and regional levels taking into consideration relevant and prospective needs of the region are considered. Taking into consideration the existing state strategy documents in the sphere of education and analysis it is clear that Tambov region needs pedagogic staff. So the concept of Pedagogy Institute development was worked out. Three phases of aims connected with reformations in educational, scientific-research and pedagogic work of the institute and variants of these problems decision are proposed. Hierarchy structure of multi-level educational complex where every ex-level provides the work of the following is developed and described. The attention is paid to connection of the second level (secondary vocational education) and the third level (higher education). The advantages of multi-level complex of continuous pedagogic education comparing to isolated educational institutions are considered. The creation of web Pedagogy Institute the centre of which will be Pedagogy Institute of Tambov State University named after G.R. Derzhavin is founded.

Текст научной работы на тему «Концепция развития Педагогического института Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина»

ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.09

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА ТАМБОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА им. Г.Р. ДЕРЖАВИНА

© Татьяна Ивановна ГУЩИНА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент, директор Педагогического института, е-mail: tguasot@gmail.com © Людмила Николаевна МАКАРОВА Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой общей педагогики и психологии, е-mail: mako20@inbox.ru © Игорь Алексеевич ШАРШОВ Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор, начальник Управления фундаментальной и прикладной науки,

е-mail: silans@mail.ru © Андрей Юрьевич КУРИН Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой теории и методики дошкольного и начального образования, е-mail: kurinandrey@mail.ru

Обоснована необходимость проведения эффективной региональной образовательной политики, выработки научно-обоснованной концепции реформирования региональных систем образования. Раскрыты основные признаки регионализации образовательных систем, доказана важность сетевого взаимодействия разноуровневых образовательных учреждений области. В качестве одного из приоритетных направлений деятельности Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина рассмотрено развитие Педагогического института на основе сетевого взаимодействия с образовательными организациями федерального и регионального уровней с учетом актуальных и перспективных потребностей региона. С учетом существующих государственных стратегических документов в области образования и анализа потребности Тамбовской области в педагогических кадрах разработана концепция развития Педагогического института. Сформулированы три блока задач, которые связаны с преобразованием образовательной, научно-исследовательской и воспитательной деятельности института и предложены вариативные средства их решения. Разработана и подробно описана иерархическая структура многоуровневого образовательного комплекса, в которой каждый предыдущий уровень обеспечивает функционирование последующих. Особое внимание уделено взаимосвязи 2 уровня (среднее профессионально образование) и 3 уровня (высшее образование). Рассмотрены преимущества, которые дает многоуровневый комплекс непрерывного педагогического образования в сравнении с изолированными учебными заведениями. Обосновано создание сетевого Педагогического университета, ядром которого является Педагогический институт Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина.

Ключевые слова: концепция; сетевое взаимодействие; педагогический институт; многоуровневый образовательный комплекс; стратегические задачи; образовательная, научно-исследовательская и воспитательная деятельность.

DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-5/6(157/158)-7-18

В современном динамично развивающемся обществе объективно возрастает роль непрерывного образования как для общества в целом, так и для отдельного человека. Непрерывное образование обеспечивает формирование профессионально-компетентной личности специалиста, способного самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, осознавать личностную и общественную значимость собственной деятельности, нести ответственность за ее результаты; способствует социальной стабильности и развитию общества; определяет качество подготовки кадров для всех сфер функционирования государства.

Неуклонная трансформация России в либерально-рыночное государство вызвала необходимость разработки и проведения эффективной региональной образовательной политики, выработки научно-обоснованной концепции реформирования региональных систем образования, а также принципов их функционирования [1]. К основным признакам регионализации образовательных систем разного уровням мы относим:

- ориентацию в организации и содержании образования на местные специфические условия и местные рынки труда, зависимость от конкретных экономических и социальных условий развития той или иной территории, поскольку каждый регион России сохраняет достаточно высокую степень своеобразия, экономической, политической и культурной автономии;

- широту профессионального профиля как востребованную рынком особенность подготовки выпускника, обеспечиваемую путем формирования образовательных центров, интегрирующих на базе университета учреждений общего и профессионального образования (школы, лицеи, гимназии, колледжи и др.);

- разработку моделей подготовки и переподготовки кадров на региональном уровне и реализация адаптивной стратегии хозяйствования университетов в системе региональных научно-образовательных комплексов.

На региональном образовательном уровне необходимо отслеживать тенденции изменения поведения потребителей образовательных услуг, изучать их установки, исследовать запросы и ожидания организаций, предприятий и фирм, действующих на тер-

ритории области и близлежащих регионов. Это позволяет через расширение спектра образовательных программ быстро и эффективно осуществлять подготовку по новым специальностям и специализациям, действительно востребованным на региональном рынке труда и профессий.

В результате в региональных образовательных системах усиливается ориентация на увеличение выпуска специалистов разноуровневых направлений подготовки, на расширение набора курсов для гибкого конструирования учебных планов по запрашиваемым направлениям, на широкое развитие междисциплинарных методов образования. Из сказанного выше мы делаем заключение о том, что вся деятельность образовательных учреждений все больше начинает детерминироваться региональными проблемами занятости и трудоустройства населения, миграции, экологии и здоровья, безопасности и порядка, градостроительными проблемами и проблемами малого бизнеса. В результате регионализация непрерывного образования становится «социальным заказом» общества.

Ведущую роль в реализации непрерывного образования играет педагогическое образование, выступающее фактором повышения качества людских ресурсов, наращивания инновационного потенциала области, развития других уровней образования. Ситуация на высокодинамичном рынке образовательных услуг подталкивает образовательные учреждения к радикальным преобразованиям, способствующим эффективности их деятельности [2]. Это с необходимостью подразумевает формирование в регионе сети стратегических партнеров - ряда организаций и предприятий Тамбовской области, взаимодействие которых строится на основе договорных отношений [3].

В связи с этим одним из приоритетных направлений деятельности Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина является развитие Педагогического института на основе сетевого взаимодействия с образовательными организациями федерального и регионального уровней с учетом актуальных и перспективных потребностей региона.

Векторы развития Педагогического института определяются государственными приоритетами, представленными в стратеги-

ческих документах (Указы Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» (май 2012 г.), Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (декабрь 2012 г.), Распоряжения Правительства «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» (декабрь 2012 г.), о Государственной программе «Развитие образования» на 2013-2020 гг. (май 2013 г.) и о Плане реализации Государственной программы «Развитие образования» на 20132020 гг. (апрель 2013 г.), «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» (апрель 2014 г.), Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг. (апрель 2014 г.), Закон Тамбовской области от 1 октября 2013 г. № 321-З «Об образовании в Тамбовской области», Стратегия социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 г., а также Профессиональный стандарт педагога.

Деятельность Педагогического института Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина строится с учетом тенденций развития образовательной сферы в г. Тамбове и Тамбовской области, а также анализа кадровой ситуации в России, которые указывают на необходимость дальнейшего развития педагогических направлений подготовки.

По данным сведений Управления образования и науки Тамбовской области по итогам комплектования образовательных организаций Тамбовской области педагогическими кадрами на 2015/2016 учебный год в области работают 12654 педагогических работника. Из них: в районах - 7299 человек (58 %); в городах - 5355 человек (42 %). Из общего числа педагогических работников всего учителей - 8243 человека (65 %) Из них: в районах - 5153 человека (62,5 %); в городах - 3090 человек (37,5 %) [4].

На 1 сентября 2015 г. в образовательных организациях области работают 10611 высококвалифицированных педагогических работников, т. е. 83,9 % от общего числа педагогических работников. Из них: в районах -5922 человека, это 81 % от общего числа пе-

дагогических работников с высшим образованием в районах. В городах - 4689 человек (87,6 % от общего числа педагогических работников с высшим образованием в городах).

В образовательных организациях области молодых педагогических работников в возрасте до 35 лет - 2436 человек, что составляет 19,3 % от общего числа педагогических работников муниципальных образовательных организаций.

Проведенное комплектование образовательных организаций педагогическими кадрами выявило ряд проблем:

- в образовательных организациях области работают 576 (4,5 %) неспециалистов;

- 2210 педагогических работников (20 %) пенсионного возраста;

- всего 50,5 % педагогических работников имеют квалификационную категорию;

- ежемесячный мониторинг показывает от 35 до 65 вакансий педагогических кадров.

Таким образом, востребованность и качество педагогических кадров отрасли образования остается актуальной проблемой: сохраняется тенденция старения педагогических работников (увеличение числа работающих пенсионеров, недостаточный приток молодых специалистов, неэффективная ротация управленческих кадров).

Для эффективного стратегического развития Педагогического института Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина необходима реализация трех блоков задач, которые связаны с преобразованием образовательной, научно-исследовательской и воспитательной деятельности. В рамках данной статьи мы рассмотрим перспективные задачи, относящиеся к каждому блоку, и наметим средства их решения.

Задачи образовательной деятельности:

- создание многоуровневого образовательного комплекса, обеспечивающего непрерывность системы педагогического образования;

- разработка методического обеспечения разноуровневой подготовки педагогических кадров в соответствии с Профессиональным стандартом педагога и ФГОС общего, среднего профессионального, высшего образования [5; 6];

- создание общего программно-методического пространства в результате объе-

динения ресурсов партнеров сетевого взаимодействия;

- распространение эффективного опыта подготовки педагогических кадров на основе тесного взаимодействия с профессиональными сообществами (работодателями) в соответствии с потребностями различных отраслей экономики региона;

- создание программно-методического сопровождения инклюзивного образования, расширение доступности обучения по образовательным программам для студентов и учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Для решения поставленных задач стратегического развития Педагогического института в области образовательной деятельности необходима разработка на базе Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина многоуровневого комплекса непрерывного педагогического образования.

Рассмотрим конкурентные преимущества, которые дает многоуровневый комплекс непрерывного педагогического образования в сравнении с изолированными учебными заведениями:

- обладает особой компетентностью в области образовательной, методической и научной деятельности;

- имеет более гибкую и эффективную систему управления входящими в него образовательными организациями;

- облегчает для региона реализацию механизма целевой подготовки и регулируемого формирования спроса на услуги образования, распространение дистанционных образовательных услуг, в т. ч. в сельской местности, и непрерывной многоступенчатой подготовки в университетском комплексе;

- способствует более основательной профориентации и осознанному выбору профессии, возможности овладения несколькими профессиями, что дает выпускнику дополнительные варианты для трудоустройства в сфере образования;

- способствует усилению материальной базы организаций, отличительной особенностью которой является создание экономических и организационных условий для получения студентами более качественного и многопрофильного педагогического образования.

При такой организации отдельные образовательные учреждения не замыкаются в своей системе; они продуктивно сотрудничают, генерируют творческие идеи и обмениваются ими, осуществляют общие цели. Несомненно, что тиражирование успешных технологий и разработанных алгоритмов проектной деятельности конкретных учреждений на других участников сетевого взаимодействия позволяет значительно повысить их общую профессиональную устойчивость, а значит, и конкурентоспособность регионального педагогического образования.

Многоуровневый образовательный комплекс имеет иерархическую структуру, в которой каждый предыдущий уровень обеспечивает функционирование последующих.

0 уровень - дошкольное образование (детские центры «Развитие», «Импульс», центр психолого-педагогического консультирования, в которых могут работать преподаватели и студенты-практиканты Педагогического института и педагогического колледжа). В этих центрах планируется эффективное оказание следующих услуг:

- методическое сопровождение раннего развития детей в процессе индивидуальных и групповых занятий;

- оказание коррекционной помощи детям с различными отклонениями в развитии;

- организация групп кратковременного пребывания детей молодых родителей-студентов;

- психолого-педагогическое консультирование родителей.

1 уровень - допрофессиональная педагогическая подготовка (профильные классы, элективные курсы в МБОУ СОШ и профильное обучение в учреждениях дополнительного образования). На данном уровне в качестве средств реализации поставленных задач выбраны следующие:

- расширение количества базовых психолого-педагогических кафедр в образовательных учреждениях: «школа - университет», «УДОД - университет»; увеличение количества баз углубленных профессионально-ориентированных практик студентов;

- создание портала Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина «Школьный университет», который направлен на вовлечение способных старшеклассников в педагогическую профессию,

активизацию исследовательской деятельности школьников, их взаимодействия друг с другом и вузовскими преподавателями);

- реализация совместных учебно-исследовательских проектов учащихся разных школ совместно с преподавателями СПО и вуза, объединенных одной темой исследования под руководством консультанта;

- организация тематических лагерных смен для учащихся города и области на базе отдыха «Галдым» Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина.

2 уровень - среднее профессиональное образование (СПО)

- расширение сотрудничества с учреждениями СПО региона по реализации сопряженных учебных планов по смежным образовательным программам для получения выпускниками ссузов высшего образования по востребованным в регионе профилям в сокращенные сроки.

Получение выпускниками СПО высшего образования возможно несколькими путями (рис. 1):

1) ускоренное получение высшего образования по своему направлению: социальная работа, специальное дошкольное образование, преподавание в начальных классах, дошкольное образование, физическая культура, адаптивная физическая культура и т. д.;

2) расширение своих профессиональных возможностей на счет овладения смежной специальностью бакалавриата: например, получивший специальность «дошкольное образование» может поступить на 2 курс направления подготовки «Начальное образование» или «Адаптивная физическая культура»;

3) переход на 2 курс бакалавриата с 2 профилями. Например, выпускник СПО имеет квалификацию «воспитатель детей с отклонениями в развитии» и может расширить свою квалификацию за счет направления подготовки «Начальное образование и логопедия»; специалист по социальной работе может перейти на направление подготовки «Психология и социальная педагогика» и т. д.;

- открытие на базе Педагогического института СПО по специальностям, отсутствующим в организациях-партнерах: коррек-ционная педагогика в начальном образовании, медицинский массаж (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению и т. д.).

При подобной интеграции Педагогический колледж укомплектовывается за счет школ и профильных классов, а вуз - за счет выпускников колледжа. Возникает эффект «безотходной технологии», поскольку обеспечивается наличие обучающихся на всех уровнях комплекса одновременно. Студент завершает свое образование на том этапе, который соответствует его уровню подготовки и способностям.

При этом вуз как субъект регионального образовательного учреждения увеличивает контингент и повышает устойчивость учебного заведения на региональном рынке образовательных услуг. Интеграция обучения, науки и производства осуществляется за счет инновационности многоуровневого образовательного комплекса, вовлекая в круг обучения аспирантов и специалистов, повышающих квалификацию.

3 уровень - высшее образование (бакалавриат, магистратура, аспирантура). На данном уровне планируется следующая деятельность:

- взаимодействие с организациями-работодателями по вопросу формирования контрольных цифр приема по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогические науки»;

- уточнение и расширение номенклатуры программ направлений подготовки «Педагогическое образование» с двумя профилями в соответствии с потребностями региона в профессиональных кадрах. Например: дошкольное образование и иностранный язык, начальное образование и дополнительное образование (художественное творчество или хореографическое искусство), информатика и иностранный язык, физическая культура и дополнительное образование (адаптивная физическая культура), дошкольное образование и информатика и т. д.;

- создание вариативной системы получения профессионального образования за счет введения программы педагогической подготовки для студентов 3 и 4 курсов непедагогического бакалавриата, мотивированных к педагогической деятельности;

- обеспечение дистанционной поддержки образовательного процесса и развитие системы дополнительного дистанционного образования. Например: разработка онлайн-курсов, в т. ч. массовых открытых

Рис. 1. Возможные направления получения выпускниками СПО (Педагогический колледж № 2) высшего образования (Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина)

онлайн-курсов (МООС), основных профессиональных образовательных программ в области образования;

- разработка и внедрение прикладной магистратуры с возможностью быстрого входа в профессию лиц, не имеющих педагогического образования, с преимущественным зачислением уже работающих в образовательных учреждениях;

- создание сетевой педагогической магистратуры совместно с профильными ин-

ститутами федеральных и региональных университетов (например, с педагогическим институтом Белгородского национального исследовательского государственного университета и институтом педагогики и психологии Московского государственного педагогического университета, социально-педагогическим институтом Мичуринского государственного аграрного университета и др.) (рис. 2);

Рис. 2. Направления развития 3 уровня (высшее образование) для студентов педагогического и непедагогического профилей

- реализация подготовки кадров высшей квалификации по приоритетным научно-педагогическим специальностям и формирование диссертационных советов по востребованным научным специальностям в регионе.

4 уровень - постдипломное образование. На данном уровне может осуществляться подготовка педагогических кадров в докторантуре по направлению 44.06.01 - Образование и педагогические науки; повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров Тамбовской области:

- разработка и реализация новых программ профессиональной переподготовки непрофильных специалистов для получения дополнительной педагогической квалификации;

- разработка и внедрение программ постдипломного сопровождения выпускников педагогического профиля на рабочем месте («Педагогическая интернатура») и развитие независимой оценки качества подготовки будущих педагогов;

- маршрутное обучение в процессе ПК (разработка маршрутов обучения на базе собственных учебных курсов с привлечением учеб учебных курсов других вузов, объединенных в единую тематическую программу ПК).

Развитие кадрового потенциала многоуровневого образовательного комплекса осуществляется также в русле кафедральных научных школ и направлений Педагогического института Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина: «Проблемы развития профессионализма субъектов образовательного процесса в системе непрерывного образования» (кафедра общей и психологии); «Становление и развитие института социальных педагогов и социальных работников России (формы и методы социально-педагогической работы в различных социумах; подготовка кадров для социальной сферы)» (кафедра социально-педагогического образования); «Инновационные научно-методические технологии подготовки учителей начальных классов в контексте гуманизации непрерывного педагогического образования» (кафедра теории и методики дошкольного и начального образования); «Диагностика и коррекция развития детей с ограниченными возможностями здоровья» (кафедра дефектологии), «Психологическое сопровождение учащихся и образовательного процесса» (кафедра психологии), «Ин-

формационные и коммуникационные технологии в обучении иностранному языку» (кафедра методики преподавания гуманитарных дисциплин и лингводидактики).

Тем самым, многоуровневый образовательный комплекс, создаваемый на базе Педагогического института, содействует развитию инновационно-образовательной среды региона, позволяя осуществлять непрерывную подготовку педагогических кадров, способных к эффективной профессиональной деятельности в новых социально-экономических условиях.

Второй блок задач, стоящих перед Педагогическим институтом, относится к научно-исследовательской деятельности. Для решения поставленных задач стратегического развития Педагогического института в области научно-исследовательской деятельности необходимо формирование и развитие научной инфраструктуры сетевого взаимодействия организаций-партнеров. Следует подчеркнуть, что перспективная научная политика института не предусматривает коренную перестройку имеющейся научной структуры, а ориентируется на предоставление новых возможностей, расширение пространства реализации интересов всех участников сетевого взаимодействия в области исследовательской и проектной деятельности [7].

Для более наглядного представления мы систематизировали поставленные задачи в сфере научно-исследовательской деятельности и средства их выполнения в виде табл. 1.

Третий блок задач, сформулированных в концепции развития Педагогического института Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, относится к воспитательной деятельности. Принятый в 2016 г. Стандарт организации воспитательной деятельности образовательных организаций высшего образования [8] акцентирует внимание на возвращение вопросов воспитания в круг государственных приоритетов, подчеркивает актуальность целенаправленного воспитания студентов в изменившихся социально-экономических условиях. Только через воспитание на демократических началах, с учетом потребностей, интересов и способностей личности воспитуемого можно создать социальную базу гражданского общества, обеспечить реализацию демократических свобод.

Таблица 1

Задачи в сфере научно-исследовательской деятельности и средства их решения

Задачи Средства решения

Выполнение регионального социального заказа по подготовке высококвалифицированных научно-педагогических кадров, обеспечивающих ротацию преподавательского состава образовательных учреждений области - разработка и реализация стратегии опережающей подготовки научно-педагогических кадров в соответствии с потребностями различных отраслей экономики региона: системы образования, здравоохранения, высокотехнологичных, наукоемких производств региона, регионального агропромышленного комплекса, управленческих структур и т. п.

Проведение фундаментальных и прикладных исследований в сфере образования по приоритетным направлениям развития науки и техники региона и интеграция результатов научных исследований в образовательную деятельность системы непрерывного педагогического образования - реализация сетевых научных исследований на базе имеющихся в Педагогическом институте и в организациях-партнерах профильных кафедр, лабораторий и центров; - создание новых научных и учебных проектно-исследовательских центров и лабораторий в рамках всех направлений подготовки на основе кооперации научно-исследовательского потенциала образовательных учреждений всех уровней; - развитие педагогических научных школ и закрепление лидерских позиций по приоритетным научным направлениям исследований и разработок в сфере образования

Развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений области с целью интеграции научно-исследовательского потенциала педагогических работников и интенсификации совместных научных исследований для комплексного решения социально-экономических задач региона - формирование на базе Педагогического института ядра научно -инновационного развития региона в сфере образования посредством создания инфраструктуры поддержки научной и инновационной деятельности (научно-образовательных центров, центра научной экспертизы и сертификации и др.); - создание единой информационной системы, обеспечивающей дистанционное взаимодействие научно-исследовательских центров сетевых партнеров с целью обсуждения и выработки совместных действий, направленных на решение актуальных социально-экономических задач региона

Широкое вовлечение в научно-исследовательскую, проектную и инновационную деятельность перспективной студенческой и учащейся молодежи, развитие академической мобильности молодых и начинающих ученых Тамбовской области - организация профильных профессиональных научно-практических конференций различного уровня, форумов, выставок, конкурсов с высококвалифицированным научно-методическим, программным и организационным сопровождением Педагогического института; - закрепление молодых исследователей высшей научной квалификации в системе образования региона; - расширение практики академического обмена и научных стажировок молодых исследователей на всех уровнях образования

Продвижение и коммерциализация научных исследований в сфере образования посредством взаимодействия с хозяйствующими субъектами и предприятиями реального сектора экономики - укрепление связей с региональными бизнес-сообществами, развитие опыта коммерциализации результатов научно-исследовательской деятельности ученых сетевого Педагогического университета, трансфер передовых научных разработок и инновационных технологий (образовательных, социальных и др.) в систему регионального образования и производства; - усиление работы структур, функционально ориентированных на поиск внешних источников финансирования научной деятельности образовательных организаций; - усиление работы структур, функционально ориентированных на поиск внешних источников финансирования научной деятельности образовательных организаций; - усиление работы структур, функционально ориентированных на поиск внешних источников финансирования научной деятельности образовательных организаций; - совершенствование системы продвижения и внедрения инноваций, педагогических и гуманитарных технологий в образовательных учреждениях всех уровней, в организациях социокультурной сферы, а также на предприятиях реального сектора экономики с последующей коммерциализацией созданных РИД

Выпуская будущих бакалавров и магистров, Педагогический институт формирует большой отряд представителей российской интеллигенции, от личностных качеств, гражданской позиции, нравственного и физического здоровья которых зависит будущее нашего общества.

Для решения поставленных задач стратегического развития Педагогического института в области воспитательной деятельности необходимо обеспечить обусловленную взаимосвязь реализуемых воспитательных программ организаций-партнеров сетевого Педагогического университета.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Задачи воспитательной деятельности:

- создание условий для развития личности, самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей в соответствии со стандартом организации воспитательной деятельности образовательных организаций.

Решение поставленной задачи возможно следующими средствами:

- дальнейшее развитие сетевого социокультурного взаимодействия на основе новейших педагогических технологий, позитивно влияющих на характер социокультурного фона региона;

- организация на базе Педагогического института системы городских лагерей для молодежи со специальными тематическими программами обучения и воспитания;

- формирование общекультурных компетенций учащихся, развитие личностных качеств гражданина-патриота и профессионала, способного к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, продолжению профессионального образования, самообразованию и самосовершенствованию.

Рассмотрим средства, предлагаемые для решения данной задачи:

- обеспечение координации деятельности сетевых партнеров и повышение эффективности их усилий в воспитании гражданских и патриотических убеждений учащейся молодежи;

- развитие и совершенствование работы центра психолого-педагогического консультирования учащихся образовательных учреждений региона;

- разработка и внедрение системы мер взаимодействия Педагогического института с образовательными организациями и институтами гражданского общества региона, направленных на гражданско-патрио-тическое и духовно-нравственное воспитание молодежи.

В качестве средств решения этой задачи мы выделяем:

- взаимодействие с различными молодежными организациями, НКО и другими социальными партнерами, имеющими позитивные программы деятельности и совпадающие цели;

- использование возможностей дополнительного образования в системе повышения квалификации педагогических кадров региона в области воспитания студентов;

- обеспечение потребности населения региона в интеллектуальном, нравственном и физическом развитии путем подготовки высококвалифицированных педагогов и формирования единства воспитательного пространства региона.

Средствами решения данной задачи выступают:

- формирование мотивации педагогов и учащихся к участию в разработке и реализации разнообразных воспитательных и социально значимых проектов в разных сферах образования;

- привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом, участию в физкультурно-спортив-ных и оздоровительных мероприятиях, в т. ч. выполнению нормативов комплекса ГТО;

- развитие форм самоуправления учащихся, общественных объединений, создание условий для их взаимодействия между собой, поддержку созидательной инициативы обучающихся.

Эффективное решение поставленной задачи возможно при использовании следующих средств:

- подготовка обучающихся к самоуправленческой деятельности с привлечением специалистов разных профилей, в т. ч. по дополнительным образовательным программам;

- обеспечение психолого-педагогического сопровождения самоуправления учащихся в различных формах, содействующих эффективному решению стоящих перед молодежными лидерами задач;

- содействие информационному обеспечению деятельности органов самоуправления учащихся.

Все поставленные задачи в области образовательной, научно-исследовательской и воспитательной деятельности могут быть успешно решены путем создания в Тамбовской области сетевого Педагогического университета на базе Педагогического института Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина.

Список литературы

1. Мирошниченко В.В. Общие тенденции развития региональной системы образования // Научно-педагогическое обозрение. 2013. № 2 (2). С. 13-22.

2. Ковалевский В.П. Региональный университет: приоритеты развития // Высшее образование в России. 2009. № 3. С. 96-103.

3. Куличенко Р.М., Шаршов И.А., Макарова Л.Н., Дьячек Т.П. Инновационный потенциал университетского комплекса как модели системы непрерывного педагогического образования в регионе // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2008. Т. 1. № 13. С. 63-81.

4. Комплектование образовательных организаций области педагогическими кадрами на 2015/2016 учебный год. URL: http://obraz. tmbreg.ru/kadrovoe-obespechenie/komplektova-nie-ped-kadrami (дата обращения: 14.02.2016).

5. Профессиональный стандарт педагога. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_L AW_155553/ (дата обращения: 14.02.2016).

6. Профессиональный стандарт педагога профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования. URL: http://askitt. ru/images/Documents/Relevant_Documents/DO C_65.PDF (дата обращения: 14.02.2016).

7. Шаршов И.А., Жуков Д.С., Лямин С.К. Направления развития и совершенствования научной инфраструктуры университета // Молодежь и социум. 2011. № 4 (8). С. 7-16.

8. Стандарт организации воспитательной деятельности образовательных организаций высшего образования. URL: http://www.gasu.

ru/univer/science/OBP/inf_material/standart.pdf (дата обращения: 14.02.2016).

References

1. Miroshnichenko V.V. Obshchie tendentsii razvitiya regional'noy sistemy obrazovaniya.

Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie -Pedagogical Review, 2013, no. 2 (2), pp. 13-22. (In Russian).

2. Kovalevskiy V.P. Regional'nyy universitet: prioritety razvitiya. Vysshee obrazovanie v Ros-sii - Higher Education in Russia, 2009, no. 3, pp. 96-103. (In Russian).

3. Kulichenko R.M., Sharshov I.A., Makarova L.N., D'yachek T.P. Innovatsionnyy potentsial universitetskogo kompleksa kak modeli sistemy nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya v regione. Psihologo-pedagogicheskij zhurnal Gaudeamus - Psychological-Pedagogical Journal Gaudeamus, 2008, vol. 1, no. 13, pp. 63-81. (In Russian).

4. Komplektovanie obrazovatel'nykh organizatsiy oblasti pedagogicheskimi kadrami na 2015/2016 uchebnyy god. Available at: http://obraz. tmbreg.ru/kadrovoe-obespechenie/komplektova-nie-ped-kadrami (accessed 14.02.2016). (In Russian).

5. Professional'nyy standart pedagoga. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW_155553/ (accessed 14.02.2016). (In Russian).

6. Professional'nyy standart pedagoga pro-fessional'nogo obucheniya, professional'nogo obrazovaniya i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya. Available at: http://askitt.ru/images /Documents/Relevant_Documents/DOC_65.PDF (accessed 14.02.2016). (In Russian).

7. Sharshov I.A., Zhukov D.S., Lyamin S.K. Napravleniya razvitiya i sovershenstvovaniya nauchnoy infrastruktury universiteta. Molodezh' i sotsium, 2011, no. 4 (8), pp. 7-16. (In Russian).

8. Standart organizatsii vospitatel'noy deyatel'nosti obrazovatel'nykh organizatsiy vysshego obrazovaniya. Available at: http://www.gasu. ru/univer/science/OBP/inf_material/standart.pdf (accessed 14.02.2016). (In Russian).

Поступила в редакцию 15.03.2016 г. Received 15 Mach 2016

UDC 378.09

THE CONCEPT OF PEDAGOGIC INSTITUTE DEVELOPMENT OF TAMBOV STATE UNIVERSITY NAMED AFTER G.R. DERZHAVIN

Tatyana Ivanovna GUSHCHINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Director of Pedagogics Institute, e-mail: tguasot@gmail.com

Lyudmila Nikolaevna MAKAROVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Pedagogy, Professor, Head of General Pedagogics and Psychology Department, e-mail: mako20@inbox.ru

Igor Alekseevich SHARSHOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Fundamental and Applied Science Department, e-mail: silans@mail.ru

Andrey Yurevich KURIN, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Head of Theory and Methods of Pre-school and Primary Education Department, e-mail: kurinandrey@mail.ru

The necessity of effective regional educational policy realization is founded. Scientifically-based concept of regional systems of education reformation performance is established. The main features of educational systems regionalization are revealed. The importance of web interaction of split-level educational institutions of the region is proved. As one of dominating directions of Tambov State University named after G.R. Derzhavin activities the development of Pedagogy Institute basing on web interaction with education organizations on federal and regional levels taking into consideration relevant and prospective needs of the region are considered. Taking into consideration the existing state strategy documents in the sphere of education and analysis it is clear that Tambov region needs pedagogic staff. So the concept of Pedagogy Institute development was worked out. Three phases of aims connected with reformations in educational, scientific-research and pedagogic work of the institute and variants of these problems decision are proposed. Hierarchy structure of multi-level educational complex where every ex-level provides the work of the following is developed and described. The attention is paid to connection of the second level (secondary vocational education) and the third level (higher education). The advantages of multilevel complex of continuous pedagogic education comparing to isolated educational institutions are considered. The creation of web Pedagogy Institute the centre of which will be Pedagogy Institute of Tambov State University named after G.R. Derzhavin is founded.

Key words: concept; web interaction; pedagogy institute; multi-level educational complex; strategic aims; educational, scientific-research and pedagogic work.

DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-5/6(157/158)-7-18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.