Научная статья на тему 'Механизмы формирования системы профессионального роста педагога'

Механизмы формирования системы профессионального роста педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5001
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ / МЕХАНИЗМ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ / МНОГОУРОВНЕВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ / TEACHER / PROFESSIONAL ADVANCEMENT / MECHANISM / WEB INTERACTION / PEDAGOGY INSTITUTE / MULTI-LEVEL EDUCATIONAL COMPLEX / MODERN PROGRAMS OF PREPARATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Людмила Николаевна, Гущина Татьяна Ивановна

C учетом существующих государственных стратегических документов в области образования разработаны основные механизмы профессионального роста педагога. Рассмотрены преимущества, которыми обладает многоуровневый образовательный комплекс Педагогического института Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина в контексте формирования непрерывной системы профессионального роста педагога в современных социально-экономических условиях. Подробно раскрыты возможности каждого уровня образовательного комплекса с позиции их значимости для дальнейшего личностно-профессионального совершенствования педагога: допрофессиональная подготовка, среднее профессиональное образование, высшее образование (бакалавриат, магистратура), постдипломное образование. Все реализуемые образовательные программы имеют вариативный характер, готовы к постоянным изменениям, содержат значительный блок предметов по выбору в соответствии с потребностями будущего педагога и направлены на формирование комплекса трудовых функций, указанных в профессиональном стандарте педагога. Особое внимание уделяется формам и методам обучения, которые в максимальной степени способствуют профессиональному росту современного педагога: андрагогические методы, инновационно-рефлексивный практикум (позиционные дискуссии, полилог, метод проекций, инверсий, рефлексии контрастов), сэндвич-подготовка, максимальное использование творческих заданий, разработанных на основе положений нейропедагогики. Рост количества и вариативности индивидуальных маршрутов, с помощью которых можно войти в учительскую профессию и развивать свое профессиональное мастерство, позволит создать систему непрерывного профессионального развития (профессионального роста) от профильного класса до завершения карьеры учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макарова Людмила Николаевна, Гущина Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS OF TEACHER PROFESSIONAL ADVANCEMENT SYSTEM FORMATION

Taking into consideration strategic documents in the sphere of education the basic mechanisms of teacher professional advancement are worked out. The advantages of multi-level educational complex of Pedagogy institute of Tambov State University named after G.R. Derzhavin in the context of continuous system of professional advancement of teacher in modern social-economic conditions. The possibilities of every level of educational complex from the positions of their importance for further personal-professional advancement of a teacher: pre-professional preparation, secondary vocational education higher education (baccalaureate, master’s program), post-diploma education. All realized educational programs have variant nature, ready for changes, contain significant unit of the electives according to the needs of future teacher and are aimed at formation of work functions complex, pointed in professional standard of a teacher. Attention is paid to forms and methods of teaching, which provide professional advancement of modern teacher: andragogy methods, innovative-reflective practice (positional discussions, polylogue; method of projects, inversions, contrasts reflections), sandwich preparation, maximal use of creative tasks, developed on the basis of neuropedagogy positions. The growth of amount and variants of individual ways due to which you can start teacher’s profession and develop your professional skills, let create the system of constant professional development (professional advancement) from specialized form to the teacher’s career.

Текст научной работы на тему «Механизмы формирования системы профессионального роста педагога»

УДК 378.09

МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ПЕДАГОГА

© Людмила Николаевна МАКАРОВА

доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и образовательных технологий

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 Е-таП: mako20@inbox.ru © Татьяна Ивановна ГУЩИНА кандидат педагогических наук, доцент, директор Педагогического института Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина Е-таП: tguasot@gmail.com

С учетом существующих государственных стратегических документов в области образования разработаны основные механизмы профессионального роста педагога. Рассмотрены преимущества, которыми обладает многоуровневый образовательный комплекс Педагогического института Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина в контексте формирования непрерывной системы профессионального роста педагога в современных социально-экономических условиях. Подробно раскрыты возможности каждого уровня образовательного комплекса с позиции их значимости для дальнейшего личностно-профессионального совершенствования педагога: допрофессиональная подготовка, среднее профессиональное образование, высшее образование (бакалавриат, магистратура), постдипломное образование. Все реализуемые образовательные программы имеют вариативный характер, готовы к постоянным изменениям, содержат значительный блок предметов по выбору в соответствии с потребностями будущего педагога и направлены на формирование комплекса трудовых функций, указанных в профессиональном стандарте педагога. Особое внимание уделяется формам и методам обучения, которые в максимальной степени способствуют профессиональному росту современного педагога: андрагогические методы, инновационно-рефлексивный практикум (позиционные дискуссии, полилог, метод проекций, инверсий, рефлексии контрастов), сэндвич-подготовка, максимальное использование творческих заданий, разработанных на основе положений нейропедагогики. Рост количества и вариативности индивидуальных маршрутов, с помощью которых можно войти в учительскую профессию и развивать свое профессиональное мастерство, позволит создать систему непрерывного профессионального развития (профессионального роста) от профильного класса до завершения карьеры учителя.

Ключевые слова: педагог; профессиональный рост; механизм; сетевое взаимодействие; педагогический институт; многоуровневый образовательный комплекс; современные программы подготовки

БОТ: 10.20310/1810-0201-2016-21-10(162)-6-13

Перспективная задача по формированию национальной системы учительского роста поставлена Президентом РФ на заседании Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования (23 декабря 2015 г.) [1]. На этом же заседании были предложены основные направления работы, способствующие решению поставленной задачи:

- внедрение современных программ подготовки и повышения квалификации педагогов, которые соответствуют профессиональным требованиям;

- внедрение эффективного механизма материального и морального поощрения качественного, творческого учительского труда, создание стимулов к развитию, к непрерывному профессиональному росту;

- совершенствование системы оценки квалификации, качества результатов работы учителя и его потенциала.

Не вызывает сомнения, что для выстраивания данной системы необходимо опираться на достижения мировой практики в области образования, которые базируются на персонификации систем развития учителя, актуализации систем оценки качества результатов педагогической деятельности, развитии независимого аудита и системы мотивацион-ных механизмов с учетом существующих вызовов [2].

Разработанная нами концепция развития Педагогического института Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина [3] содержит реально действующие механизмы, которые способствуют формированию непрерывной системы профессио-

нального роста педагога в современных социально-экономических условиях. Рассмотрим, как в разработанном нами многоуровневом образовательном комплексе, в котором каждый предыдущий уровень обеспечивает функционирование последующих, можно реализовать поставленную задачу.

В соответствии с первым направлением, выделенным Президентом РФ, в Педагогическом институте ТГУ им. Г.Р. Державина происходит внедрение современных программ подготовки будущих педагогов, которые соответствуют профессиональным требованиям.

Подчеркнем еще раз, что основная идея созданного многоуровневого образовательного комплекса - эффективная реализация системы непрерывного педагогического образования в условиях сетевого взаимодействия. Данная система и позволяет выстраивать карьерный профессиональный рост педагога, начиная с допрофессиональной подготовки.

Мы исходим из следующих положений:

- «мобилизация в педагоги» наиболее талантливой молодежи и удержание ее в профессии;

- многопрофильная подготовка будущих учителей;

- активное овладение педагогами информационными технологиями;

- создание карьерных перспектив;

- учет актуальных и перспективных потребностей региона в педагогических кадрах.

На первом уровне образовательном комплекса осуществляется допрофессиональная педагогическая подготовка учащихся. Профориентация особо выделяется в выступлении В.В. Путина, который говорит о необходимости сделать ее неформальной, максимально учитывая при этом возможности дополнительного образования.

Решение стать школьным педагогом должно быть осознанным, а изучение предмета преподавания и психолого-педагогических дисциплин должно быть разведено во времени. «Вербовка» талантливой молодежи в будущие учителя осуществляется нами уже в выпускных классах школы (профильные классы, элективные курсы, предметы по выбору) и в процессе профильного обучения в учреждениях дополнительного образования детей) [4].

В образовательных учреждениях - участниках сетевого взаимодействия, созданы базовые психолого-педагогические кафедры: «школа-университет», «УДОД-университет», которые ведут активную работу по созданию условий для осознанного самоопределения учащихся в педагогической профессии, выбора ими различных направлений педагогической деятельности. На базе этих кафедр реализуются учебно-исследовательские проекты учащихся совместно с педагогами и преподавателями вуза, объединенные одной темой исследования под руководством консультанта. Регулярно результаты данных исследований учащиеся представляют на ежегодной региональной научно-практической конференции «Грани творчества».

В послании Президента РФ говорится также о необходимости в полной мере использовать преимущества информационных технологий и дистанционного обучения, что особенно актуально в профориентационной работе с современными школьниками. В настоящее время начата активная работа по созданию портала ТГУ им. Г.Р. Державина «Школьный университет», который направлен на вовлечение способных старшеклассников в педагогическую профессию, активизацию исследовательской деятельности школьников, их взаимодействие друг с другом и вузовскими преподавателями.

Для учащихся города и области на Базе отдыха «Галдым» ТГУ им. Г.Р. Державина организуются тематические лагерные смены психолого-педагогической направленности: «Творческая мастерская педагога», «Вожат-ское братство», «Психология в школе», «Новое поколение: лидеры для лидеров», «Школа педагогического волшебства» и др.

Кроме этого, начиная с сентября 2016 г. преподаватели Педагогического института ТГУ им. Г.Р. Державина принимают активное участие в апробации новых механизмов профориентационной работы, в основе которой лежат профессиональные пробы. Ими были разработаны программы профессиональных проб психолого-педагогической направленности, и каждый девятиклассник г. Тамбова пройдет не менее четырех выбранных им профессиональных проб под руководством опытных наставников. По мнению начальника Управления образования и науки Тамбовской области Н.Г. Астафьевой,

«такой практико-ориентированный подход позволит старшеклассникам более ответственно подойти к дальнейшему выбору профессии после девятого класса или выбрать профиль в десятом классе» [5].

На втором уровне образовательного комплекса - среднее профессиональное образование (СПО) - осуществляется разработка и реализация образовательных программ, которые обеспечивают непрерывность педагогического образования, а следовательно, дальнейший профессиональный рост учителя. Педагогический колледж укомплектовывается за счет школ и профильных классов, а вуз - за счет выпускников колледжа. Возникает эффект «безотходной технологии», поскольку обеспечивается наличие обучающихся на всех уровнях комплекса одновременно.

Реализация сопряженных учебных планов позволяет выпускникам СПО двигаться в профессиональном плане различными путями в соответствии с индивидуальными потребностями:

1) получить ускоренное высшее образование в соответствии с имеющимся средним профессиональным: специальное дошкольное образование, преподавание в начальных классах, дошкольное образование, физическая культура, адаптивная физическая культура и т. д.;

2) расширить свою конкурентоспособность за счет овладения смежной специальностью бакалавриата: например, выпускник СПО, получивший специальность «дошкольное образование», может поступить на 2 курс направления подготовки «Начальное образование» или «Адаптивная физическая культура»;

3) перейти на 2 курс бакалавриата с двумя профилями. Например, выпускник СПО имеет квалификацию «воспитатель детей с отклонениями в развитии» и может расширить свою квалификацию за счет направления подготовки «Начальное образование и логопедия»; специалист по социальной работе может перейти на направление подготовки «Психология и социальная педагогика» и т. д.

Дальнейший профессиональный рост педагога осуществляется на третьем уровне образовательного комплекса - уровне высшего образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура). Все реализуемые образова-

тельные программы содержат модули, направленные на формирование комплекса трудовых функций, указанных в профессиональном стандарте педагога [6; 7]. Разработаны кейсы, решение которых направлено на формирование готовности бакалавров и магистрантов к выполнению конкретных трудовых действий и трудовых функций, указанных в профессиональном стандарте, и овладение необходимыми для этого компетенциями ФГОС ВО.

За последние годы, благодаря улучшению демографической ситуации в стране, увеличивается количество обучающихся на уровне дошкольного и начального общего образования. Одновременно с этим нарастают процессы дифференциации образовательной среды. Классы российских школ становятся все менее однородными за счет развития инклюзивного образования, миграционных процессов, возросшим числом учащихся с теми или иными формами социальной дез-задаптации. Эти процессы приводят к прогнозу увеличения потребности не только в педагогах (учителях), но и в специалистах «помогающих» профессий (педагогах-психологах, коррекционных и социальных педагогах, тьюторах и медиаторах).

В соответствии с потребностями региона в профессиональных кадрах в Педагогическом институте ТГУ им. Г.Р. Державина осуществляется уточнение и расширение номенклатуры программ направлений подготовки «Педагогическое образование» с двумя профилями. Например: дошкольное образование и иностранный язык, начальное образование и дополнительное образование (художественное творчество или хореографическое искусство), информатика и иностранный язык, физическая культура и дополнительное образование (адаптивная физическая культура), дошкольное образование и информатика и т. д. Такая многопрофильная подготовка значительно повышает конкурентоспособность будущего педагога, способствует его профессиональному росту в соответствии с индивидуальными запросами.

Следует особо отметить, что профили могут варьироваться, изменяться в зависимости от запросов участников сетевого взаимодействия.

В вузе создается вариативная система получения профессионального образования

для студентов 3 и 4 курсов непедагогического бакалавриата, мотивированных к педагогической деятельности. Это становится возможным за счет введения программы психолого-педагогической и методической подготовки. Следовательно, студент, получивший хорошую предметную подготовку, может изменить свою профессиональную траекторию, уйти в педагогическую профессию.

На заседании Госсовета шла также речь о создании общедоступной электронной школы, где для учащихся будут размещены учебные материалы, пособия, а для учителей -обучающие программы. Но создание подобной школы возможно только в том случае, если сам учитель на высоком уровне владеет современными образовательными технологиями. Каждый магистрант, обучающийся по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование», проходит дистанционное обучение в институте ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Студенты осваивают различные программы с получением сертификатов: «Основы разработки электронных образовательных ресурсов», «Интерактивное оборудование в образовании», «Открытые образовательные ресурсы», «Управление электронным контентом».

Кроме этого, все магистранты разрабатывают в процессе обучения электронные учебные и научные издания (с регистрацией в Информрегистре), которые апробируются ими в период прохождения педагогической практики.

Для работников образовательных учреждений, не имеющих специального педагогического образования, но желающих выйти на более качественный уровень профессионального роста, разработан и реализуется учебный план прикладной магистратуры. К разработке и реализации образовательных программ привлекаются действующие эксперты-практики, представители общественных объединений работодателей. Поскольку в магистратуре (особенно в заочной) обучаются взрослые люди, имеющие значительный опыт практической деятельности в избранной сфере, то здесь эффективно реализуется андрагогическая модель обучения, в которой обучающийся активно и реально участвует в деятельности по организации процесса обучения. Данная модель строится на следующих андрагогических принципах: опоры на

опыт обучающихся, совместной деятельности, индивидуализации, контекстности, элек-тивности [8].

Следует особо подчеркнуть, что образовательные программы магистратуры носят вариативный характер, готовы к постоянным изменениям, содержат значительный блок предметов по выбору в соответствии с потребностями будущего педагога (подготовка к реализации инклюзивного образования, управлению классом, в котором могут присутствовать учащиеся с девиантным поведением, работе в условиях новой информационной среды и пр.).

Во все программы подготовки активно включается исследовательский компонент, т. к. современный педагог должен быть и преподавателем-исследователем, способным эффективно руководить учебно-исследовательской деятельностью учащихся.

Необходимо отметить, что рынок труда педагогических кадров, сформировавшийся в России за последнее время, является значительно более широким, чем только рынок труда педагогов, обеспечивающих систему общего образования. Запрос к современным педагогическим кадрам увеличивается со стороны организаций социальной защиты, культуры, органов внутренних дел, то есть, по сути, всей социальной сферы, а также сектора корпоративного бизнес-образования. В связи с этим, кроме знаний и предметных компетенций, следует обратить особое внимание на набор необходимых надпредмет-ных компетенций и метакомпетенций, без которых невозможно будущее педагога. Так, надпредметные компетенции включают умение коммуницировать, быть частью творческого коллектива и работать с большими объемами информации. А фундамент любого инновационного педагога-специалиста, его метакомпетенции - это системное и алгоритмическое мышление, быстрая обучаемость, навыки саморазвития и саморегуляции. Учебные курсы по педагогическому направлению включают программы для поддержки творчества и инноваций, требующие компетенций в области исследований, проектирования и педагогического дизайна.

В образовательном процессе активно используются формы обучения и технологии, способствующие формированию трудовых действий, указанных в профессиональных

стандартах педагога: деловые и ролевые игры, метод проектов, анализ конкретных ситуаций, технология коллективного взаимообучения, мозговой штурм и т. д.

Особое внимание в процессе обучения уделяется рефлексивной деятельности педагога. Неразвитая рефлексия, технологическая неготовность к ее осуществлению могут породить у молодого педагога неприемлемые стили деятельности: от враждебности или ложного самоутверждения за счет других до заискивания или безразличия к процессу обучения и его результатам. Следовательно, необходимо целенаправленно обучать студентов - будущих педагогов развитию собственного творческого потенциала, рефлексивным умениям, навыкам саморегуляции, профессионального взаимодействия, то есть способам и средствам развития базовых ме-такомпетенций, составляющих основу профессионально-творческого саморазвития, чтобы предотвратить возможные профессиональные деформации, усложняющие вступление в профессию.

В учебном плане магистрантов присутствует инновационно-рефлексивный практикум, в процессе которого используются реф-лепрактические методы (методы социально-психологического тренинга: рефлексивная инверсия, полилог, позиционная дискуссия, метод инверсий, рефлексии контрастов и др.) [9], которые позволяют создавать атмосферу как самоисследования, так и сотворчества студентов между собой. Например:

- метод проекций используется для анализа проблемных профессиональных ситуаций. Метод характеризуется тем, что допускает множественность возможных интерпретаций ситуации при ее восприятии участниками. Работа с ситуациями-проблемами строится следующим образом: решение абстрактной ситуации; решение вузовских/ школьных проблем-ситуаций, подготовленных субъектами; решение ситуаций, предложенных субъектами из собственного опыта;

- метод эмпатии (или личной аналогии), который всегда был важным эвристическим методом решения творческих задач, применяется в двух вариантах:

1) в обычном смысле: как отождествление человека с личностью другого, что крайне важно для определения эмоционального состояния друг друга, установления взаимо-

понимания субъектов, творческого характера отношений, атмосферы доброжелательности, заинтересованности и взаимоуважения;

2) в обобщенном смысле: как слияние с техническим объектом, процессом, системой, приписывая им чувства, эмоции человека, что требует огромной фантазии, активизации образного мышления и приводит к поиску оригинальных идей;

- метод рефлексии контрастов позволяет рассмотреть свои представления о себе, своем пути профессионального развития с крайних позиций: максимально положительных и максимально отрицательных, следовательно, дает возможность оценить эффективность вариантов;

- игровое моделирование, помимо прочего, позволяет проектировать желаемые бифуркационные траектории профессионального роста педагогов и оценивать их практическую реализацию.

В процессе обучения магистрантов активно используются авторские технологии, разработанные преподавателями Педагогического института: технология профессионально-творческого саморазвития (И.А. Шаршов), технология развития индивидуального стиля педагогической деятельности (Л.Н. Макарова), технология развития критического мышления студентов (А.В. Королева). На занятиях максимально используются индивидуальные творческие задания, разработанные на основе положений нейропедагогики [10; 11].

Еще одну возможность для профессионального роста и увеличения конкурентоспособности будущих педагогов, обучающихся в магистратуре и аспирантуре, представляют курсы по выбору, на которых осуществляется их подготовка для проведения занятий и исследований на иностранных языках.

При определении механизмов профессионального роста педагога мы исходим из того, что студентам Педагогического института необходимо шире использовать возможности педагогической практики во время учебы, что позволит начинающим учителям сформировать собственный педагогический стиль. В магистратуре, начиная со 2 курса, мы используем элементы сэндвич-подготовки (модицифированный опыт сэндвич-курсов Великобритании): половина семестра у студентов осуществляется аудиторная подготовка, половина - работа в вузе (стажировка -

т. к. профиль образовательной программы -высшее образование) в качестве помощника преподавателя (новичок по классификации Великобритании): совместное наблюдение, планирование и анализ лекций и практических занятий, обсуждение актуальной педагогической литературы, совместное проектирование магистерского исследования, работа по профессиональному воспитанию студентов.

Стажировка предоставляет магистрантам возможность поработать вместе с профессионалами своего дела. По ее окончанию студенты получат не только лучшее представление о рабочей атмосфере конкретной образовательной организации, но и рекомендации от руководителя, необходимые для их дальнейшего карьерного профессионального роста.

В качестве еще одного механизма профессионального роста мы предлагаем внедрение программ постдипломного сопровождения выпускников педагогического профиля на рабочем месте («Педагогическая интернатура») и развитие независимой оценки качества подготовки будущих педагогов. Но для этого в школах, в первую очередь, необходимо ввести должности супервайзеров (наставников), что требует изменения нормативной базы (Е. Ямбург) [12].

Рост количества и вариативности маршрутов, с помощью которых можно войти в учительскую профессию и развивать свое профессиональное мастерство, позволят создать систему непрерывного профессионального развития от вуза до завершения карьеры учителя. Перенос программ профессионального развития на базу школы и повышение роли профессионального сообщества позволит сделать систему профессионального роста более эффективной и гибкой по отношению к запросам самого учителя. А ужесточение правил отбора на педагогические специальности создаст условия для привлечения в профессию лучших выпускников.

На наш взгляд, представленный комплекс механизмов профессионального роста позволит получить новое поколение будущих педагогов с личностно-профессиональ-ными компетенциями, необходимыми не только для их самосовершенствования в выбранной сфере деятельности, но и для достижения обучающимися в системе общего образования высоких образовательных ре-

зультатов (предметных, метапредметных и

личностных).

Список литературы

1. Заседание Госсовета по вопросам совершенствования системы общего образования. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/51001 (дата обращения: 02.04.2016).

2. Зеер Э.Ф. Стратегические ориентиры модернизации профессионально-педагогического образования: дискуссионный аспект // Научный диалог. 2015. № 10 (46). С. 59-75.

3. Гущина Т.И., Макарова Л.Н., Шаршов И.А., Курин А.Ю. Концепция развития Педагогического института Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2016. Т. 21. Вып. 5-6 (157-158). С. 7-18.

4. Макарова Л.Н., Шаршов И.А., Прокудин Ю.П. Особенности организации профильного обучения в условиях учреждений дополнительного образования детей // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2010. Т. 1. № 15. С. 51-62.

5. Гость на линии: Астафьева Н.Г.: интервью. URL: http://www.onlinetambov.ru/guest-on-the-line/index.php?ELEMENT_ID=963903 (дата обращения: 02.04.2016).

6. Профессиональный стандарт педагога. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_L AW_155553/ (дата обращения: 02.04.2016).

7. Профессиональный стандарт педагога профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования. URL: http://askitt.ru /images/Documents/Relevant_Documents/DOC_ 65.PDF (дата обращения: 02.04.2016).

8. Василькова Т.А. Основы андрагогики. М., 2009.

9. Подымова Л.С. Психолого-педагогическая инноватика. Личностный аспект. М., 2012.

10. Москвин В.А., Москвина Н.В. Основы нейро-педагогики. Оренбург, 2000.

11. Москвин В.А., Москвина Н.В. Межполушар-ные асимметрии и индивидуальные различия человека. М., 2011.

12. Всероссийское августовское совещание педагогических работников. URL: http://govern-ment.ru/news/24230/ (дата обращения: 02.04.2016).

References

1. Zasedanie Gossoveta po voprosam sovershenst-vovaniya sistemy obshchego obrazovaniya [State Council meeting about problems of system im-

provement of general education]. Available at: http://kremlin.ru/events/president/ news/51001 (accessed 02.04.2016). (In Russian).

2. Zeer E.F. Strategicheskie orientiry modernizatsii professional'no-pedagogicheskogo obra-zovaniya: diskussionnyy aspekt [Reference point strategy of modernization of professional and pedagogical education: discussion aspects]. Nauchnyy dialog - Scientific dialog, 2015, no. 10 (46), pp. 59-75. (In Russian).

3. Gushchina T.I., Makarova L.N., Sharshov I.A., Kurin A.Yu. Kontseptsiya razvitiya Peda-gogicheskogo instituta Tambovskogo gosu-darstvennogo universiteta im. G.R. Derzhavina [The concept of pedagogic institute development of Tambov State University named after G.R. Derzhavin ]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2016, vol. 21, no. 56 (157-158), pp. 7-18. (In Russian).

4. Makarova L.N., Sharshov I.A., Prokudin Yu.P. Osobennosti organizatsii profil'nogo obucheniya v usloviyakh uchrezhdeniy dopolnitel'nogo obra-zovaniya detey [Special aspects in the context of subject oriented instruction of continuing children education]. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal Gaudeamus - Psychological-Pedagogical Journal Gaudeamus, 2010, vol. 1, no. 15, pp. 51-62. (In Russian).

5. Gost' na linii: Astaf'eva N.G.: interv'yu [Guest on-line: Astafyeva N.G: interview]. Available at: http://www.onlinetambov.ru/guest-on-the-line/ index.php?ELEMENT_ID=963903 (accessed 02.04.2016).

6. Professional'nyy standart pedagoga [Teacher's professional standard]. Available at: http://

www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1 55553/ (accessed 02.04.2016).

7. Professional'nyy standart pedagoga pro-fessional'nogo obucheniya, professional'nogo obrazovaniya i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya [Teacher's professional standard of professional teaching, education and continuing professional education]. Available at: http://askitt.ru/images/Documents/Relevant_Doc uments/DOC_65.PDF (accessed 02.04.2016).

8. Vasil'kova T.A. Osnovy andragogiki [Basic principles of androgogic]. Moscow, 2009. (In Russian).

9. Podymova L.S. Psikhologo-pedagogicheskaya innovatika. Lichnostnyy aspekt [Psychology and pedagogy innovations. Individual aspect]. Moscow, 2012. (In Russian).

10. Moskvin V.A., Moskvina N.V. Osnovy neyro-pedagogiki [Basic principles of neiropedagogy]. Orenburg, 2000. (In Russian).

11. Moskvin V.A., Moskvina N.V. Mezhpolushar-nye asimmetrii i individual'nye razlichiya cheloveka [Hemispheric asymmetry and individual difference of a human]. Moscow, 2011. (In Russian).

12. Vserossiyskoe avgustovskoe soveshchanie peda-gogicheskikh rabotnikov [Al-Russian conference of pedagogy workers in August] Available at: http://government.ru/news/24230/ (accessed 02.04.2016).

Поступила в редакцию 28.04.2016 г. Received 28 April 2016

UDC 378.09

MECHANISMS OF TEACHER PROFESSIONAL ADVANCEMENT SYSTEM FORMATION Lyudmila Nikolaevna MAKAROVA

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Pedagogy and Educational Technologies Department

Tambov State University named after G.R. Derzhavin

33 Internatsionalnaya St., Tambov, Russian Federation, 392000

E-mail: mako20@inbox.ru

Tatyana Ivanovna GUSHCHINA

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Director of Pedagogy Institute Tambov State University named after G.R. Derzhavin E-mail: tguasot@gmail.com

Taking into consideration strategic documents in the sphere of education the basic mechanisms of teacher professional advancement are worked out. The advantages of multi-level educational complex of Pedagogy institute of Tambov State University named after G.R. Derzhavin in the context of continuous system of professional advancement of teacher in modern social-economic conditions. The possibilities of every level of educational complex from the positions of their importance for further personal-professional advancement of a teacher: pre-professional preparation, secondary vocational education higher education (baccalaureate, master's program), post-diploma education. All realized educational programs have variant nature, ready for changes, contain significant unit of the electives according to the needs of future teacher and are aimed at formation of work functions complex, pointed in professional standard of a teacher. Attention is paid to forms and methods of teaching, which provide professional advancement of modern teacher: andragogy methods, innovative-reflective practice (positional discussions, polylogue; method of projects, inversions, contrasts reflections), sandwich preparation, maximal use of creative tasks, developed on the basis of neuropedagogy positions. The growth of amount and variants of individual ways due to which you can start teacher's profession and develop your professional skills, let create the system of constant professional development (professional advancement) from specialized form to the teacher's career.

Key words: teacher; professional advancement; mechanism; web interaction; pedagogy institute; multi-level educational complex; modern programs of preparation

DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-10(162)-6-13

Макарова Л.Н., Гущина Т.И. Механизмы формирования системы профессионального роста педагога // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2016. Т. 21. Вып. 10 (162). С. 6-13. DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-10(162)-6-13.

Makarova L.N., Gushchina T.I. Mekhanizmy formirovaniya sistemy professional'nogo rosta pedagoga [Mechanisms of teacher professional advancement system formation]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2016, vol. 21, no. 10 (162), pp. 6-13. DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-10(162)-6-13. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.