Научная статья на тему 'Становление и развитие социологического образования в Тамбовском государственном университете имени Г. Р. Державина'

Становление и развитие социологического образования в Тамбовском государственном университете имени Г. Р. Державина Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
262
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Г.Р. ДЕРЖАВИНА / КАФЕДРА ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРИКЛАДНОЙ СОЦИОЛОГИИ / В.Н. ОКАТОВ / SOCIOLOGICAL EDUCATION / TAMBOV STATE UNIVERSITY NAMED AFTER G.R. DERZHAVIN / THEORETICAL AND APPLIED SOCIOLOGY DEPARTMENT / V.N. OKATOV

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Налетова Ирина Владимировна

Рассмотрена динамика социологического образования в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина. Проанализированы предпосылки для открытия социологического отделения в Тамбовском государственном институте культуры, показана роль В.Н. Окатова в формировании новой специальности, ее методического обеспечения. Выделены особенности наполнения первых учебных планов по специальности социология культуры, первых учебных пособий по социологии, изданных социологами тамбовских вузов. Большое внимание уделено развитию социологических научных исследований в рамках таких научных направлений, как «Социально-экологическое развитие среды обитания человека», «Социология духовных коммуникаций, имиджелогия», «Образование в регионе: социально-экономический и социокультурный аспект», «Запросы современного регионального гражданского общества в сфере культуры и образования». Анализируя современный этап развития социологического образования, подчеркнуто, что Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина продолжает традиции фундаментального университетского образования: студентов-социологов готовят не только для педагогической и научно-исследовательской деятельности, но и для практической.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESTABLISHMENT AND DEVELOPMENT OF SOCIOLOGICAL EDUCATION IN TAMBOV STATE UNIVERSITY NAMED AFTER G.R. DERZHAVIN

The dynamics of sociological education in Tambov State University named after G.R. Derzhavin is considered. The prerequisites for opening the sociological department in Tambov State Institute of Culture are analyzed. The role of V.N. Okatov in the formation of new specialty and its methodic supply is shown. The peculiarities of filling new curriculum on specialty sociology culture, first study guides on sociology, published by the sociologists of Tambov higher educational institutions are studied. The attention is paid to the development of sociological researches within the framework of such research area as “Social-Ecological Development of the Environment”, “Sociology of Spiritual Communication, Imagology”, “Education in the Region: Social-Economic and Social-Cultural Aspect”, “The Request of Modern Regional Civil Society in the Field of Culture and Education”. Basing on the analysis of modern stage of sociological education, it is marked that Tambov State University named after G.R. Derzhavin continues the traditions of fundamental university education: students-sociologists are prepared not only for pedagogic and research activity, but also for practical activity.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие социологического образования в Тамбовском государственном университете имени Г. Р. Державина»

УДК 316+378.1

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТАМБОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМЕНИ Г.Р. ДЕРЖАВИНА

© Ирина Владимировна НАЛЕТОВА

доктор философских наук, профессор, проректор по учебной работе

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: naletova.ir@yandex.ru

Рассмотрена динамика социологического образования в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина. Проанализированы предпосылки для открытия социологического отделения в Тамбовском государственном институте культуры, показана роль В.Н. Окатова в формировании новой специальности, ее методического обеспечения. Выделены особенности наполнения первых учебных планов по специальности социология культуры, первых учебных пособий по социологии, изданных социологами тамбовских вузов. Большое внимание уделено развитию социологических научных исследований в рамках таких научных направлений, как «Социально-экологическое развитие среды обитания человека», «Социология духовных коммуникаций, имиджелогия», «Образование в регионе: социально-экономический и социокультурный аспект», «Запросы современного регионального гражданского общества в сфере культуры и образования». Анализируя современный этап развития социологического образования, подчеркнуто, что Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина продолжает традиции фундаментального университетского образования: студентов-социологов готовят не только для педагогической и научно-исследовательской деятельности, но и для практической.

Ключевые слова: социологическое образование; Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина; кафедра теоретической и прикладной социологии; В.Н. Окатов

В 1995 г. в Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина состоялся первый выпуск студентов, получивших квалификацию «социолог культуры и досуга», набор которых был осуществлен в Тамбовском государственном институте культуры в 1990 г. Открытие отделения стало примером бурного развития социологического образования в нашей стране. Происходящие экономические, политические и социокультурные трансформации общества сделали актуальным развитие социологического знания, которое давало ответы на вопросы о новом устройстве и функционировании общества, его перспективах, потребностях, интересах и ценностях его членов. Первые социологические факультеты были открыты в конце 1980-х гг. в Московском и Санкт-Петербургском государственных университетах. В 1989 г. лишь 6 вузов Советского Союза осуществляли подготовку социологов, причем из них только два имели социологические факультеты, 2 - социологические отделения и два - кафедры социологии [1, с. 113; 2, с. 27]. И уже через год, в сравнительно небольшом городе Тамбове, в стенах получившего самостоятельность института культуры (до весны 1990 г. Тамбовский государствен-

ный институт культуры был филиалом Московского государственного института культуры) открывается новое отделение.

Социологические исследования в Тамбовском филиале МГИК стали проводиться на кафедре философии и научного коммунизма еще в конце 1970-х гг. Первым заведующим кафедрой стал молодой тогда кандидат философских наук Владимир Николаевич Окатов. Под его руководством уже в 1970-х гг. преподаватели кафедры (Г.А. Гон-тарев, А.С. Кокорев, В.С. Семина, А.М. Аверин, М.Н. Левенштейн и др.) начинают проводить эмпирические социологические исследования, направленные на выявление социальных проблем нравственного воспитания в трудовом коллективе. Мониторинговые исследования конца 1970-х - середины 1980-х гг. позволили выпустить под эгидой Общества «Знание» в 1987 г. работу «Нравственное воспитание в трудовом коллективе», которая стала лауреатом Всесоюзного конкурса Общества [3]. В начале 1980-х гг. создается социологическая лаборатория, проблематика исследований которой фокусируется вокруг «социально-бытовых и культурных предпосылок совершенствования идеологической работы на селе». Так,

например, только в 1982 г. по результатам этих исследований защитили кандидатские диссертации 5 преподавателей, представили к защите - 4 [4, с. 237].

Эти социологические исследования, «первые ласточки» тамбовской социологии, приобрели не только практическую, но и теоретическую значимость. Тем более что в середине 1980-х гг. в условиях «перестройки» снимаются цензурные и административные препоны развития социологии, начинается ее развитие и как учебной дисциплины, и как эмпирической науки. Результаты эмпирических исследований публикуются не только в научной печати, но и в периодической, появляются первые заказчики исследований в органах государственной и муниципальной власти, на промышленных предприятиях. Тамбовские социологи быстро откликаются на новые веяния, причем не только в Тамбовском институте культуры, но и в Тамбовском педагогическом институте. Объединение социологов двух тамбовских вузов состоялось за несколько лет до создания Тамбовского государственного университета - в конце 1980-х гг. под влиянием общесоюзного кооперативного движения был создан Тамбовский областной кооператив социологов (ТОКОС), который ежегодно получал заказы на проведение десятков социологических исследований на платной основе. Было проведено большое количество исследований, посвященных изучению взаимоотношений руководителя и подчиненных, нравственно-психологического климата в коллективе [3].

На кафедре научного коммунизма Педагогического института в разные годы работали П.Е. Мингулов, Г.Е. Борисов, М.И. Дроб-жев, В.В. Шпаковский, А.К. Семьянинов, М.Х. Мингулов, Ж.М. Ляшева; в 1980-1990-е гг. пришли молодые ученые Ю.Н. Жуков, С.И. Гребенников, Н.Г. Милосердова, Л.А. Гребенькова, А.В. Зимин. Первые исследования социологов ТГПИ фокусировались вокруг проблем нравственного воспитания молодежи. Проводились исследования и совместно с сектором социологии сначала АН СССР, а затем РАН, посвященные изучению образа жизни, ценностных ориентаций, политической социализации и т. д.

Совместная научно-исследовательская работа социологов двух тамбовских институтов дала возможность эффективно выстроить

не только учебный процесс первых тамбовских студентов-социологов, но и организовать ознакомительную и производственные практики. Учебно-методическое сопровождение нового отделения «социология культуры» курировали несколько структур: кафедра истории, теории и социологии культуры (зав. кафедрой О.В. Ромах), кафедра философии и научного коммунизма, которая с 1992 г. стала называться кафедрой философии и социологии (после В.Н. Окатова, который стал деканом культурно-просветительского факультета, ее возглавил Г.А. Гонтарев), а также лаборатория социологических исследований (руководитель - Н.М. Аверин). Учебный план предусматривал широкую общеобразовательную подготовку. Кроме истории, философии, психологии, иностранного языка первый блок включал такие дисциплины, как история мировой культуры, досуговедение, история русской и зарубежной литературы, история искусств и т. д. Большое внимание уделялось специальным дисциплинам. Большой интерес для социологов представляли лекции по истории социологических учений (профессор А.М. Аверин (социология до XIX века) и профессор В.Н. Окатов (классическая и современная социология)), общая социология, социология личности, социология управления (профессор В.Н. Окатов), социология культуры (профессор О.В. Ромах), методика и техника социологических исследований (профессор А.Н. Счастливцев) и др.

Для студентов первого набора В.Н. Окатов читал лекции по общей социологии практически параллельно тому, как на страницах журнала «Социологические исследования» публиковали главы перевода учебника Н. Смелзера «Социология». Нам было очень интересно сравнивать подходы и точки зрения, которые рассматривали на наших занятиях мы, и как это воспринималось в аспекте американской действительности. Несмотря на то, что до сих пор считаю труд Н. Смелзе-ра наиболее интересным и доходчивым учебником по социологии, который дает наиболее полные первичные социологические знания, знакомит с основными социологическими категориями и терминами, несмотря на то, что за более чем 20-летнюю собственную педагогическую практику, из которой более 10 лет я читала именно общую социологию, перечитала огромное количество более или менее

интересных учебников и учебных пособий по общей социологии, курс Владимира Николаевича был самым значимым, понятным, доступным, знакомящим именно с нашей социальной действительностью.

Параллельно В.Н. Окатов опубликовал в начале 1990-х гг. историко-критический очерк «Социология менеджмента» (1991 г.), учебное пособие «Введение в историю социологии» (1992 г.), материалы к спецкурсу «Политическая социология» (1993 г.). До сих пор они пользуются спросом у студентов, хотя и стали библиографической редкостью. Связано это, прежде всего, с особым авторским подходом, когда автор не столько ставит задачу рассмотреть развитие социологии от ее возникновения до наших дней, сколько возможность познакомить читателя со своего рода историко-социологическим введением, показать общую логику эволюции социологической мысли. Социология, по мысли автора, «изучает не человека «вообще», а его конкретный мир - социокультурную среду, общности, в которые он включен, образ жизни, социальные действия» [5, с. 1].

По мере развития академической социологии, все большее значение приобретала связь преподавания с фундаментальными и прикладными исследованиями. Социология -это не система догм, а наука о развивающемся, постоянно обновляющемся обществе [1, с. 114]. Преподаватели и студенты постепенно стали включаться не только в проведение прикладных социологических исследований, но и в фундаментальную научно-исследовательскую практику. Стало увеличиваться количество кандидатов и докторов социологических наук. Так, в 1993 г. в университет приезжает профессор Игорь Николаевич Комаров, который стал акцентировать свой научный интерес на социологии культуры, науки и образования. Несмотря на краткое пребывание профессора в Тамбове (в 1996 г. он уезжает в Рязань), именно эта научная специальность на много лет определила тематику кандидатских и докторских диссертационных исследований тамбовских социологов.

При непосредственном участии и руководстве В.Н. Окатова в 1994 г. была открыта аспирантура по специальности 22.00.06 - социология культуры, науки и образования, а в 1999 г. - первый диссертационный совет по защите кандидатских, а затем и докторских

диссертаций, председателем которого стала доктор философских наук, профессор О.В. Ромах. Для их развития в конце 1990-х гг. в Державинский университет приходят работать И.А. Федоров и В.Ф. Томилин, защищает докторскую диссертацию в Институте социально-политических исследований РАН Н.Н. Макарцева.

Объединение Тамбовского государственного педагогического института и Тамбовского государственного института культуры в декабре 1994 г. в Тамбовский государственный университет вывело развитие теоретической и эмпирической социологии в Тамбовском регионе на новый уровень. Как проректор по научной работе, а затем и первый проректор, который не прекращал читать лекции для студентов-социологов, В.Н. Окатов вносит постоянные инновации в преподавание истории социологии, общей социологии, способствует развитию теоретических и эмпирических научных исследований, каналов научной коммуникации посредством проведения ряда научно-практических конференций.

В 1997 г. открывается новое отделение, которое начинает готовить студентов по специальности 020300 (сегодня 39.00.00) - социология. Выпускающей кафедрой становится кафедра теоретической и прикладной социологии, которую в разные годы возглавляли ВН. Окатов, И.А. Федоров, ИВ. Налето-ва, И.А. Слетков. Состоялось уже 16 выпусков студентов не просто узкой направленности «социология культуры и досуга», а более широкой, предполагающей теоретическую и практическую подготовку высокого уровня. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, классический университет, продолжает традиции фундаментального университетского образования: студентов-социологов готовят не только для педагогической и научно-исследовательской деятельности, но и для практической. Наши выпускники сегодня занимают руководящие посты в администрации города и области, промышленных и торговых предприятиях, достигают успеха в качестве аналитиков в бизнесе и в системе государственного и муниципального управления, специалистов по кадровому обеспечению, специалистов по планированию и организации избирательных политических кампаний, занимаются научно-иссле-

довательской работой, проводят эмпирические исследования по самой широкой проблематике.

Развитие социологии в 2000-е гг., защиты кандидатских диссертаций, проведение эмпирических исследований, полученные гранты и госбюджетное финансирование, хоздоговорные исследования способствовали созданию на кафедре теоретической и прикладной социологии Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина трех научных направлений: «Социально -экологическое развитие среды обитания человека» (руководитель - профессор В.Ф. То-милин), в рамках которого смоделирован социально-экологический оптимум формирования сельской, городской и пригородной среды обитания, «Социология духовных коммуникаций, имиджелогия» (руководитель -профессор И.А. Федоров), «Образование в регионе: социально-экономический и социокультурный аспект» (руководитель - профессор В.Н. Окатов) [3].

Конец 1990-х - начало 2000-х гг. ознаменовало развитие научного направления «Образование в регионе: социально-экономический и социокультурный аспекты». Под непосредственным руководством профессора В.Н. Окатова были проведены финансируемые Министерством образования РФ фундаментальные и прикладные исследования, позволившие достигнуть определенного уровня разработанности научной проблемы: Теоретико-методологические основы разработки образовательной политики в России и развитых странах мира: сравнительный анализ тенденций. Фундаментальное научное исследование (2001-2005 гг.); Исследование теоретико-методологических основ интеграции российских вузов в мировое образовательное пространство. Прикладное научное исследование (2004 г.); Теоретико-методологические исследования стратегий развития регионального университета в условиях глобализации. Фундаментальное научное исследование (2006-2008 гг.); Теоретико-методологическое исследование глобально-локальных приоритетов развития отечественной системы высшего образования. Фундаментальное научное исследование (2009-2010 гг.). Для развития эмпирических исследований кафедры большое значение имели мониторинговые компаративные исследования Социологиче-

ского центра (руководитель - И.А. Слетков), посвященные изучению ценностных ориен-таций российских и американских студентов.

Важное значение для становления теоретико-методологической основы социологического анализа регионального высшего образования имели исследования, поддержанные грантами: Министерства образования РФ «Университет и регион: социокультурные аспекты взаимодействия» (научные руководители - И.В. Налетова, И.А. Задонская) и Института «Открытое общество» - Фонд Евразия. Россия «Университет как системообразующий фактор региона и модели его управления» (научный руководитель -В.Н. Окатов). Последний позволил в октябре 2003 г. на базе Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина провести международный научный семинар, на котором обсуждались вопросы развития мирового образовательного пространства, а также региональные проблемы отечественного и американского высшего образования. В рамках научного направления ежегодно (более 10 раз) проводилась международная научно-практическая интернет-конференция «Проблемы государства, права, культуры и образования».

Методологические основы научного направления заложены в коллективных и авторских монографиях членов кафедры. Ведущие исследователи научного направления (В.Н. Окатов, И.В. Налетова, И.А. Слетков, И.А. Задонская, Н.И. Чанг), а также аспиранты регулярно публиковали результаты своих исследований на страницах научных журналов: «Социально-гуманитарные знания», «Высшее образование в России», «Журнал социологии и социальной антропологии», «Известия вузов. Поволжский регион», «Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки», «Аналитика культурологии» и др.

С научным направлением «Образование в регионе: социально-экономический и социокультурный аспекты» в конце 1990-х -начале 2000-х гг. была связана и одна из социологических специализаций - социология образования. В ее рамках студенты не только знакомились с теоретическими концепциями современной социологии образования, национальными образовательными системами, основными направлениями образовательной

политики, социологией науки высшего образования, но и принимали участие в прикладных социологических исследованиях. Так, студенты показали себя как профессионалы-социологи во время подготовки и проведения исследования «Толерантность школьников в демократическом учебном социуме» для международной программы «Учителя - учителям» («Teachers Training Teachers Program (3Tp)» в рамках международной конференции «От воспитания толерантности к созданию демократического социума» (2006 г.) (руководитель - И.В. Налетова), а также хоздоговорного исследования по заказу Управления образования г. Тамбова (2007-2008) (руководитель - И.А. Федоров). В 2008 г. студентами специализации было проведено большое эмпирическое исследование, посвященное качеству образования, среди студентов и преподавателей нашего университета, а также работодателей г. Тамбова (руководитель - И.В. Налетова).

В конце 2000-х гг. активно начинает развиваться еще одно научное направление -«Социология духовных коммуникаций, имиджелогия», которое объединило И.А. Федорова, Л.В. Краснову, С.А. Суворова, С.В. Гузенину, многих аспирантов кафедры. В рамках научного направления проводились теоретические и эмпирические социологические исследования как в рамках социологии коммуникаций, так и в рамках более широкого направления в целом - социологии культуры. С 2005 г. большое количество эмпирических исследований было разработано и проведено в рамках Социально-политического центра Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина (руководитель - И.А. Федоров). За годы существования научного направления было проведено несколько десятков диссертационных, хоздоговорных исследований, в том числе по заказу областной и городской администраций, мониторинговых исследований в ходе избирательных кампаний.

Методологические ориентиры школы отражены в монографиях И.А. Федорова («Имидж как программирование поведения людей». Рязань, 1997; «Пролегомены социологии духовных коммуникаций». Санкт-Петербург, 2007), более чем в 50 публикациях преподавателей кафедры теоретической и прикладной социологии. В рамках научного

направления в 2005 г. была открыта докторантура по специальности 22.00.06 - социология культуры, духовной жизни, и в год 15-летия нашего университета состоялась первая защита докторской диссертации в диссертационном совете университета Наталии Александровны Стефановской «Экзистенциально-коммуникативные основы чтения: теория, методология и методика социологического исследования». Постоянные дискуссионные заседания клуба «Диалогос» способствуют расширению научного направления, интеграции в него новых членов, а также популяризации социологии на Тамбовщине.

С 2008 г. в рамках научного направления проводится ежегодная научно-практическая интернет-конференция «Общество, общности, человек: в поисках «вечного мира», на которой обсуждаются вопросы современной теоретической и эмпирической социологии, ее отдельных отраслевых направлений.

Успешное развитие научного направления дало возможность с 2006 г. открыть для студентов-социологов нашего университета специализацию «социология коммуникаций». Участие в эмпирических исследованиях кафедры, в том числе и в хоздоговорных, способствует становлению студентов не только как теоретических специалистов, но и социологов-практиков, которые могут принять участие в прикладном исследовании на любом его этапе, от разработки программы до написания отчета [3].

В середине второго десятилетия XXI века потребности общества, а также интеграция проводимых научных исследований в рамках социологии способствовали созданию нового ведущего научного направления университета «Запросы современного регионального гражданского общества в сфере культуры и образования» (руководитель -профессор И.В. Налетова). Необходимо отметить, что идейным руководителем объединения существующих направлений в одно стал опять таки Владимир Николаевич Окатов. Становление регионального гражданского общества на Тамбовщине проходило не только на его глазах, но и при его непосредственном участии: на протяжении 6 лет он был председателем Общественной палаты Тамбовской области, а также председателем регионального Тамбовского отделения Российского общества социологов. Поэтому для

него актуальность социологического исследования запросов регионального гражданского общества в сфере культуры и образования стала не только практической задачей, но и новой теоретической конструкцией для исследования.

Члены научного направления придерживаются социокультурного подхода, который дает возможность проанализировать явления общества и культуры как однопорядковые явления. С точки зрения социокультурного подхода рассматриваются проблемы культуры, образования и общественных инициатив, что нашло отражение в защищаемых кандидатских диссертациях, проводимых конференциях, издаваемых монографиях и сборниках научных трудов (см., например, Налето-ва И.В. Динамика развития образования: от традиционного общества к эпохе глобализации (2010); Задонская И.А., Налетова И.В. Социокультурные процессы развития университетского образования (Исследования социокультурной сущности современного университетского образования в его взаимодействии с обществом и регионом) (2011); Окатов А.В. Общественные организации в регионе: традиции и инновации (2012); Нале-това И.В., Окатов А.В. Гражданское общество и культура: особенности взаимодействия (2012) и др.). Исследования были поддержаны разнообразными грантами, например, в 2015 г. А.В. Окатов получил грант Президента РФ по проекту «Современное гражданское общество сквозь призмы классических социологических теорий» (2015-2016 гг.).

К сожалению, в 2015 г. тамбовская социология понесла большие потери - практически друг за другом ушли из жизни В.Н. Окатов и И.А. Федоров, в 2016 г. не стало О.В. Ромах. Но остались их ученики, как уже состоявшиеся исследователи и реализовавшие себя преподаватели (И.В. Налетова, И.А. Слетков, И.А. Задонская, Д.В. Белинская, С.В. Гузенина), так и совсем молодые и перспективные кандидаты социологических наук (А.В. Окатов, А.Е. Краснослободцева и др.), которые смогли объединить предметы своих исследований в рамках существующих научных школ в новое научное направление, публикуют монографии, активно участвуют в процессах научной коммуникации, получают гранты, готовятся к защите докторских диссертаций сами и продолжают подготовку

молодых аспирантов. Именно они сегодня отвечают за развитие социологического образования в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина.

Сегодня социологическое образование в университете ведется на нескольких уровнях: есть программы бакалавриата, магистратуры, аспирантуры. Уже несколько лет реализуется магистерская программа «Социология деловой культуры», в этом году открывается новая магистерская программа «Социология образования», которая продолжает традиции тамбовской социологической школы. Преподаватели кафедры теоретической и прикладной социологии, которая является выпускающей для студентов-социологов, стараются учитывать все современные требования для подготовки высококвалифицированного специалиста, тем более что возглавляет ее опять Окатов - теперь уже Александр Владимирович. Фундаментом для социологического образования становятся знания по философии, истории, экономике, политологии, культурологии, праву и психологии. Для будущего социолога необходима серьезная математическая подготовка и конечно блок дисциплин в рамках самой социологии. Последний включает в себя познание и современной социологической теории, и истории социологии, и методологии, методов и методик социологической практики, и прикладных социологических дисциплин. Анализ современной социальной практики для нынешних социологов возможен и в рамках тех масштабных социологических исследований, которые сегодня как в самом университете, так и за его пределами проводит Социологический центр. Тамбовские социологи поддерживают постоянные связи с исследователями из Москвы, Санкт-Петербурга, Курска, Пензы, Рязани, Липецка, Орла, Белгорода, Саранска, Саратова, а также зарубежными коллегами. Для повышения интереса к социологическому образованию, повышения качества социологических исследований и для поощрения наиболее одаренных студентов в 2017 г. на ученом совете Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина было принято решение об учреждении гранта им. В.Н. Окатова - за заслуги в учебной и научно-исследовательской деятельности.

Так что социологическому образованию в Державинском университете есть куда раз-

виваться и расти, открывая для себя все новые направления научно-исследовательской

деятельности и эмпирической практики.

Список литературы

1. Добренькое В.И. Социологическое образование и социологическое сообщество // Социологические исследования. 2004. № 4. С. 113-116.

2. Социологическому факультету МГУ им. Ломоносова - 15 лет // Социология. 2004. № 3-4. С. 26-38.

3. Налетоеа И.В. Социальная динамика кафедры // Вестник Тамбовского университета. Кафедра теоретической и прикладной социологии. 1994-2009. Приложение к журналу. Тамбов, 2009. С. 3-13.

4. Аерех А.Л., Будюкина Н.Н., Долженкоеа М.И., Дьячкое В.Л., Канищее В.В., Колчинский Д.В., Орлова В.Д., Пенькоеа О.П. История Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2016. 336 с.

5. Окатов В.Н. Введение в историю социологии. Тамбов: ТГИК, 1992.

References

1. Dobrenkov V.I. Sotsiologicheskoe obrazovanie i sotsiologicheskoe soobshchestvo [Sociological education and sociological community]. Sotsi-

ologicheskie issledovaniya - Sociological Studies, 2004, no. 4, pp. 113-116. (In Russian).

2. Sotsiologicheskomu fakul'tetu MGU im. Lomo-nosova - 15 let [15 years of Sociology Faculty of Lomonosov Moscow State University]. Sotsi-ologiya [Sociology], 2004, no. 3-4, pp. 26-38. (In Russian).

3. Nalyotova I.V. Sotsial'naya dinamika kafedry [Social dynamics of the Department]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Kafedra teoreti-cheskoy i prikladnoy sotsiologii. 1994-2009. Prilozhenie k zhurnalu [Tambov University Review. Theoretical and Applied Sociology Department. 1994-2009. Supplement to the Journal]. Tambov, 2009, pp. 3-13. (In Russian).

4. Avrekh A.L., Budyukina N.N., Dolzhenkova M.I., Dyachkov V.L., Kanishchev V.V., Kolchinskiy D.V., Orlova V.D., Penkova O.P. Istoriya Tam-bovskogo gosudarstvennogo universiteta imeni G.R. Derzhavina [History of Tambov State University named after G.R. Derzhavin]. Tambov, Publishing House of Tambov State University named after G.R. Derzhavin, 2016, 336 p. (In Russian).

5. Okatov V.N. Vvedenie v istoriyu sotsiologii [Introduction to the History of Sociology]. Tambov, Tambov State Institute of Culture, 1992. (In Russian).

Поступила в редакцию 09.01.2017 г. Received 9 January 2017

UDC 316+378.1

THE ESTABLISHMENT AND DEVELOPMENT OF SOCIOLOGICAL EDUCATION IN TAMBOV STATE UNIVERSITY NAMED AFTER G.R. DERZHAVIN

Irina Vladimirovna NALYOTOVA

Doctor of Philosophy, Professor, Provost for Academic Affairs

Tambov State University named after G.R. Derzhavin

33 Internatsionalnaya St., Tambov, Russian Federation, 392000

E-mail: naletova.ir@yandex.ru

The dynamics of sociological education in Tambov State University named after G.R. Derzhavin is considered. The prerequisites for opening the sociological department in Tambov State Institute of Culture are analyzed. The role of V.N. Okatov in the formation of new specialty and its methodic supply is shown. The peculiarities of filling new curriculum on specialty sociology culture, first study guides on sociology, published by the sociologists of Tambov higher educational institutions are studied. The attention is paid to the development of sociological researches within the framework of such research area as "Social-Ecological Development of the Environment", "Sociology of Spiritual Communication, Imagology", "Education in the Region: Social-Economic and Social-Cultural Aspect", "The Request of Modern Regional Civil Society in the Field of Culture and Education". Basing on the analysis of modern stage of sociological education, it is marked that Tambov State University named after G.R. Derzhavin continues the traditions of fundamental university education: students-sociologists are prepared not only for pedagogic and research activity, but also for practical activity.

Key words: sociological education; Tambov State University named after G.R. Derzhavin; Theoretical and Applied Sociology Department; V.N. Okatov

Информация для цитирования:

Налетова И.В. Становление и развитие социологического образования в Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина // Вестник Тамбовского университета. Серия Общественные науки. Тамбов, 2017. Т. 3. Вып. 1 (9). С. 7-13.

Nalyotova I.V. Stanovlenie i razvitie sotsiologicheskogo obrazovaniya v Tambovskom gosudarstvennom universitete imeni G.R. Derzhavina [The establishment and development of sociological education in Tambov State University named after G.R. Derzhavin]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Obshchestvennye nauki - Tambov University Review. Series: Social Sciences, 2017, vol. 3, no. 1 (9), pp. 7-13. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.