Научная статья на тему 'Формирование преподавательского корпуса Тамбовского государственного института культуры в 1967-1994 гг'

Формирование преподавательского корпуса Тамбовского государственного института культуры в 1967-1994 гг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
671
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ / ТАМБОВСКИЙ ФИЛИАЛ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА КУЛЬТУРЫ / ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ / TEACHING STAFF / TAMBOV BRANCH OF MOSCOW STATE INSTITUTE OF CULTURE / TAMBOV STATE INSTITUTE OF CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисов Борис Владимирович

Материал подготовлен к 50-летнему юбилею факультета культуры и искусств Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, историческими предшественниками которого явились Тамбовский филиал Московского государственного института культуры и Тамбовский государственный институт культуры. Рассмотрен существенный, но малоизученный аспект истории этого учебного заведения формирование профессорско-преподавательского состава. Указанный процесс анализируется в динамике с 1967 по 1994 г., выявлены его основные количественные характеристики и тенденции, приведены фамилии руководителей вуза, факультетов и кафедр, а также ведущих преподавателей, названия высших учебных заведений, которые они оканчивали. Материал написан на основе опубликованных материалов и архивных источников, большинство из которых впервые введены в научный оборот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF TEACHER CORPUS OF TAMBOV STATE INSTITUTE OF CULTURE IN 1967-1994

The material is written to 50th anniversary of faculty of culture and art of Tambov State University named after G.R. Derzhavin, historical ancestors of which were Tambov branch of Moscow State University of Culture and Tambov State Institute of Culture. The significant but poorly studied aspect of this institution history the formation of teaching staff is studied. The pointed out process is analyzed in dynamics from 1967 till 1994. Its basic specification of quantity and tendencies are revealed, the surnames of the chiefs of the higher educational institution, faculties and departments and also the leading lecturers, the names of higher educational institutions, which they graduated from, are given. The material is written basing on the published materials and archive sources, the most of which are firstly introduced for scientific use.

Текст научной работы на тему «Формирование преподавательского корпуса Тамбовского государственного института культуры в 1967-1994 гг»

УДК 378.6(09)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО КОРПУСА ТАМБОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА КУЛЬТУРЫ

В 1967-1994 гг.

© Борис Владимирович БОРИСОВ

кандидат педагогических наук, профессор, профессор кафедры библиотечно-информационных ресурсов Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: pronina@tsu.tmb.ru

Материал подготовлен к 50-летнему юбилею факультета культуры и искусств Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, историческими предшественниками которого явились Тамбовский филиал Московского государственного института культуры и Тамбовский государственный институт культуры. Рассмотрен существенный, но малоизученный аспект истории этого учебного заведения - формирование профессорско-преподавательского состава. Указанный процесс анализируется в динамике с 1967 по 1994 г., выявлены его основные количественные характеристики и тенденции, приведены фамилии руководителей вуза, факультетов и кафедр, а также ведущих преподавателей, названия высших учебных заведений, которые они оканчивали. Материал написан на основе опубликованных материалов и архивных источников, большинство из которых впервые введены в научный оборот.

Ключевые слова: профессорско-преподавательский состав; Тамбовский филиал Московского государственного института культуры; Тамбовский государственный институт культуры

Историческими предшественниками современного факультета культуры и искусств Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина (ТГУ) явились Тамбовский филиал Московского государственного института культуры (ТФ МГИК) и созданный на его основе Тамбовский государственный институт культуры (ТГИК). Любопытно, что знаковым месяцем в истории этого учебного заведения стал апрель: 29 апреля 1967 г. был издан приказ Министерства культуры РСФСР о создании ТФ МГИК, Постановлением Совета Министров СССР от 2 апреля 1990 г. был организован ТГИК [1, ^ 217, 224] и, наконец, после образования ТГУ приказом и.о. ректора нового учебного заведения ТГИК прекратил свое функционирование именно с 1 апреля 1995 г. [2]. История ТФ МГИК и ТГИК в той или иной степени затронута в ряде публикаций [3-5], но наиболее полно представлена в [1, а 217-248]. Однако процесс формирования преподавательского корпуса института, определявшего его лицо и составлявшего главный научно-образовательный и творческо-исполнительский ресурс, исследован пока недостаточно глубоко. Настоящая статья является попыткой восполнения данного пробела.

Первым официально назначенным лицом профессорско-преподавательского состава (ППС) ТФ МГИК стал кандидат исторических наук, доцент МГИК М.М. Рыбьяков. 15 мая 1967 г. ректор МГИК своим приказом назначил его деканом Тамбовского филиала (именно так в тексте приказа. - Б. Б.) и доцентом кафедры культурно-просветительной работы (КПР) [6, л. 29]. Выбор оказался удачным: М.М. Рыбьяков проработал в филиале до выхода на пенсию в 1985 г., в 19671969 гг. был деканом факультета КПР, в 1967-1979 гг. заведовал одноименной кафедрой, заложил ее традиции, учебно-методическую и материально-техническую базу.

Спустя почти месяц был определен директор филиала - по ходатайству Министерства культуры РСФСР им стал В.П. Баранов, имевший к тому времени богатый опыт комсомольской, партийной, хозяйственной и педагогической работы; приказ о его назначении «в порядке перевода с 1 июня 1967 г.» был подписан ректором МГИК 10 июня 1967 г. [6, л. 28]. Это решение во многом определило судьбу и самого директора и вуза в целом. В.П. Баранов по 1990 г. возглавлял ТФ МГИК, сыграл решающую роль в развитии его материальной базы (прежде всего в строительстве нового учебного корпуса и

спортивно-оздоровительного лагеря) и формировании III 1С. стал первым ректором ТГИК (1990-1994 гг.). активно способствовал созданию на базе ТГИК и Тамбовского государственного педагогического института (ТГПИ) Тамбовского государственного университета. Сам В.П. Баранов стал кандидатом исторических наук. профессором. заслуженным работником культуры РСФСР. членом Союза писателей России.

Приказом ректора МГИК на должность зав. кафедрой библиотековедения и библиографии с 1 июля 1967 г. была назначена Д.Х. Варганова [6. л. 27] (впоследствии кандидат педагогических наук. доцент). проработавшая в филиале по 1974 г. и заложившая основы высшего библиотечного образования на Тамбовщине.

На заведование кафедрой марксизма-ленинизма был приглашен опытный доцент. кандидат исторических наук Г.Д. Крихели. проработавший в ТФ МГИК по 1977 г. Для организации кафедры хорового и оркестрового дирижирования из МГИК на один год был командирован известный отечественный хормейстер и композитор. выпускник Московской консерватории А.В. Зиновьев.

Вопреки сложившемуся мнению [1. с. 221]. ТФ МГИК имел первоначально четыре (а не пять) кафедры: библиотековедения и библиографии. марксизма-ленинизма. культурно-просветительной работы (режиссерско-театральная специализация входила сюда на правах секции). хорового и оркестрового дирижирования. Таким образом. к началу учебного года штат заведующих кафедрами был укомплектован. Именно на плечи указанных людей легла ответственная задача по дальнейшему формированию корпуса ППС и кафедральных коллективов.

Кроме того. Д.Х. Варгановой параллельно пришлось еще и провести первый набор студентов в качестве ответственного секретаря приемной комиссии [6. л. 1]. Для проведения вступительного экзамена по режиссерской специализации был. кроме того. приглашен зав. кафедрой режиссуры МГИК. лауреат Государственной премии СССР А.К. Поляков [3. с. 58].

Проблема формирования преподавательского корпуса была постоянно в сфере внимания совета вуза. Кстати. в течение первых двух лет он действовал как ученый совет фа-

культета и только с 1969/1970 учебного года стал функционировать как ученый совет филиала [7, л. 1]. Уже на первом заседании совета 19 октября 1967 г. была высказана озабоченность подбором ППС: «До сих пор филиал не совсем обеспечен кадрами преподавателей. Возможностей к этому в Тамбове очень мало» [8, л. 2]. Данная проблема касалась, прежде всего, выпускающих кафедр, которые руководство филиала с самого начала стремилось комплектовать специалистами с соответствующим образованием. Отмечалось, в частности, отсутствие преподавателей по вокалу, чтению хоровых партитур, технике сцены, гриму и т. п. [7, л. 10; 9, л. 3-4], то есть по таким дисциплинам, где хорошее кадровое обеспечение является проблемой всегда и везде.

Как и в любом другом вузе, преподавательский корпус ТФ МГИК комплектовался как штатными преподавателями, так и совместителями. Всего за первые полгода существования филиала на работу было принято 56 преподавателей, в том числе 21 на полную ставку, 7 - на полставки, 28 - на условиях почасовой оплаты [8, л. 52]. Процесс интенсивного формирования преподавательского корпуса продолжался в течение 19681970 гг., когда ежегодно (по моим подсчетам) принималось на работу в среднем около 40 человек (при этом следует учитывать, что происходил и отток кадров). Большую часть преподавателей составляли лица в разные годы окончившие Московский государственный библиотечный институт (МГБИ) либо его преемник МГИК (более 35 человек), Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных (ГМПИ) (12 человек), Саратовскую государственную консерваторию (ГК) (10 человек), Горьков-скую ГК (5 человек), ТГПИ (более 10 человек).

К сожалению, рамки статьи не позволяют упомянуть всех преподавателей «первого призыва» (принятых на работу в 1967-1970 гг.), поэтому, на мой взгляд, в первую очередь заслуживают упоминания те, кто в наибольшей степени определял деятельность вуза -руководители филиала, факультетов, кафедр. К ним относятся: Н.М. Аверин (кандидат философских наук, впоследствии профессор, заслуженный работник культуры РСФСР, в 1971-1990 гг. декан факультета КПР, в 1979-

1981 гг. - заведующий кафедрой КПР, в 1990-1994 гг. - проректор ТГИК по учебной работе), В.А. Андреев (в 1986-1992 гг. - заведующий кафедрой эстрадно-духовых инструментов), С.С. Бирюкова (впоследствии кандидат искусствоведения, доцент, в 19961998 гг. заведующий кафедрой народных инструментов), Гейко Б.С. (впоследствии доцент, заслуженный работник культуры РФ, в 1994-1996 гг. декан факультета художественного творчества), Е.П. Зайцев (в 19691970 гг. - первый заведующий кафедрой режиссуры и мастерства актера, впоследствии заслуженный мастер народного творчества Украины), Г.В. Кочарова (впоследствии кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ, в 1970-1973 гг. заведующий кафедрой теории и истории музыки), Е.С Кузнецов (в 1987-1993 гг. руководил рядом кафедр факультета КПР), Н.Г. Лисин (впоследствии доцент, заслуженный работник культуры РСФСР, в 1978-1989 гг. заведующий кафедрой народных инструментов), Н.А. Наумов (в 1968-1973 гг. первый заведующий кафедрой оркестрового дирижирования, впоследствии заслуженный работник культуры РСФСР), Н А. Нетробчук (в 19741977 гг. заведующий кафедрой библиотековедения и библиографии), Е.Г. Нефедова (впоследствии доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель искусств РФ, в 1970-2005 гг. заведующий кафедрой режиссуры и мастерства актера), В.В. Николаев (кандидат исторических наук, доцент, в

1969-1971 гг. декан факультета КПР, в 19761989 гг. - заведующий кафедрой истории и политэкономии, впоследствии заслуженный работник культуры РСФСР), Д.А. Рачков (кандидат филологических наук, доцент, в

1970-1975 гг. и 1983-1995 гг. первый заведующий кафедрой литературы и иностранных языков), Ю.А. Розов (в 1968-1971 гг. зам. директора по учебной работе, впоследствии кандидат исторических наук, доцент, в 1977-1988 гг. декан факультета заочного обучения, 1991-1994 гг. заведующий кафедрой истории и музееведения), Н.И. Ромах (кандидат исторических наук, впоследствии профессор, заслуженный работник культуры РСФСР, в 1969-1988 гг. первый декан библиотечного факультета), К.Е. Роша (в 19701995 гг. первый и единственный заведующий кафедрой физвоспитания, впоследствии до-

цент, заслуженный работник культуры РСФСР, известный деятель физической культуры), В.А. Сазонова (в 1967-1969 гг. заведующий секцией режиссерско-театрального мастерства, впоследствии кандидат искусствоведения, профессор, заслуженный работник культуры РФ, научный руководитель кафедры сценических искусств), Е.А. Семенов (впоследствии кандидат педагогических наук, доцент, в 1982-1989 гг. первый заведующий кафедрой педагогики и психологии), К.И. Серкина (впоследствии кандидат филологических наук, доцент, в 1975-1983 гг. заведующий кафедрой литературы и иностранных языков), В.С. Семина (впоследствии кандидат философских наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, в 1991-2010 гг. ученый секретарь ТГИК и ТГУ), В.А. Симонов (композитор, в 19691970 гг. первый заведующий кафедрой теории и истории музыки), А.П. Хворостов (в 1968-1971 гг. первый заведующий кафедрой хорового дирижирования, впоследствии заслуженный работник культуры РСФСР), Н.Д. Хитрова (в 1969-1975 гг. первая заведующий кафедрой фортепиано), Н.И. Чеба-ненко (в 1973-1978 гг. заведующий кафедрой народных инструментов).

Среди первых преподавателей-совместителей следует отметить главных режиссеров Тамбовского областного драматического театра Б.Н. Докутовича и В.И. Регурецкого, заслуженных артистов РСФСР Н.И. Гайды-шева и Е.Н. Мамонтову, видных театральных деятелей С.Г. Ландау и А.П. Трапани, известного музыковеда и композитора Н.Н. Емельянову, высококвалифицированных библиотекарей-практиков З.Ф. Александрову, Н.Б. Гетман, Г.Ф. Лиховцову, А.И. Сапогова.

К началу 1970/1971 учебного года (в середине 1971 г. предусматривался первый выпуск специалистов, так как срок обучения по всем специальностям был четырехлетним) кафедральные нагрузки охватывали уже все виды учебной деятельности, предусмотренные учебным планом, и, следовательно, штаты кафедр достигли своей максимальной величины. На заседании ученого совета отмечалась недоукомплектованность лишь трех кафедр - оркестрового дирижирования (пять вакансий), фортепиано (одна), теории и истории музыки (одна). Всего в штате было 112 преподавателей (из 118,5 предусмотренных

сметой), в том числе 8 доцентов, 41 старший преподаватель и 63 преподавателя [10, л. 78]. Таким образом, в течение трех учебных лет задача формирования ППС была, в принципе, решена. Однако, учитывая, что большая часть коллектива имела стаж вузовской работы менее пяти лет [7, л. 13], предстояло решать проблему роста квалификации и научного ценза.

В течение следующего десятилетия (1971-1980 гг.), несмотря на открытие новых специализаций и кафедр (хореографии, эстрадно-духовых инструментов и др.), интенсивность пополнения преподавательского корпуса значительно снижается и составляет в среднем 13 человек в год. С 1971 г. ТФ МГИК начинает комплектовать ППС и собственными выпускниками - в среднем около 3 человек в год (максимально - 6), что свидетельствует о взвешенном подходе к отбору будущих коллег; всего в указанный период на работу в филиале было оставлено 33 человека. Значительную часть вновь принятых преподавателей по-прежнему составляют выпускники МГИК (24 человека), а также ТГПИ (14 человек), Ленинградского государственного института культуры (ЛГИК) (7 человек), Саратовской и Новосибирской ГК (по 5 человек).

Среди «семидесятников» выделяется фигура В.Н. Окатова. Придя на работу в ТФ МГИК в 1973 г., он прошел все ступени вузовской иерархии - от преподавателя до профессора, в течение десяти лет (1978-1987) заведовал кафедрой философии, в 1990 г. был деканом факультета КПР, с образованием ТГИК стал проректором по научной работе и сумел вывести этот участок работы на новую высоту; в 1994 г. он стал ректором института. В 1995 г. В.Н. Окатов умело наладил процесс интеграции ТГИК в структуру ТГУ и затем в течение 20 лет работал проректором университета, при этом негласно «курируя» свой бывший институт и чутко реагируя на его проблемы; труд В.Н. Окатова отмечен званием заслуженного работника высшей школы РФ.

Руководствуясь уже указанным выше «административным принципом» отметим пополнение рядов ППС в течение 1970-х гг. следующими преподавателями: Т.А. Арши-нова (впоследствии доцент, в 1989-1993 гг. заведующий кафедрой теории и истории му-

зыки), А.М. Болтнев (впоследствии кандидат экономических наук, профессор, заведовал рядом кафедр экономического профиля), Б.В. Борисов (впоследствии кандидат педагогических наук, профессор, в 1992-2006 гг. заведующий кафедрой библиотековедения, в

1988-2001 гг. декан библиотечного факультета и факультета информационных ресурсов), Н.М. Высоцкая (впоследствии кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный работник культуры РСФСР, в 1975-1987 гг. зам. директора филиала по учебной работе), Т.П. Гарус (впоследствии доцент, в 19811989 гг. заведующий кафедрой КПР), Г.А. Гонтарев (кандидат философских наук, впоследствии профессор, в 1988-1990 гг. заведующий кафедрой философии), О.Л. Горо-денская (впоследствии доцент, заслуженный работник культуры РФ, в 1972-1981 гг. заведующий кафедрой хорового дирижирования), В.П. Егоров (впоследствии доцент, заслуженный работник культуры РФ, в 19741993 гг. заведующий кафедрой оркестрового дирижирования), С.И. Карташова (в 19731992 гг. первая заведующий кафедрой хореографии), Н.А. Клименко (впоследствии кандидат философских наук, доцент, в 19922002 гг. заведующий кафедрой хореографии), Ю.Н. Клусон (впоследствии кандидат искусствоведения, доцент, в 1974-1975 гг. заведующий кафедрой теории и истории музыки), Н.А. Коваль (впоследствии доктор психологических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, в

1989-1995 гг. заведующий кафедрой педагогики и психологии, с 1995 г. заведовала рядом кафедр психологического профиля), Н.Н. Козельцева (впоследствии заслуженный работник культуры РФ, в 1977-1983 гг. заведующий кафедрой библиотековедения и библиографии, в 1983-1988 гг. - кафедрой библиографии), В.В. Козляков (впоследствии профессор, заслуженный деятель искусств РФ, в 1984-2002 гг. заведующий кафедрой хорового дирижирования, в 2002-2006 гг. -кафедрой музыкального образования, в 1991-1993 гг. декан музыкально-педагогического факультета), Ю.Н. Кротова (впоследствии доктор педагогических наук, в 1993-1997 гг. заведовала кафедрами культурологии и социально-культурной деятельности (СКД), Б.Г. Мачин (в 1972-1973 гг. заведующий кафедрой народных инструментов),

А.Ф. Надточиева (в 1979-1989 гг. заведующий кафедрой теории и истории музыки), Л.А. Пронина (впоследствии доктор философских наук, профессор, в 2006-2011 гг. заведующий кафедрой библиотековедения и документоведения), В.П. Саранин (впоследствии кандидат философских наук, профессор, заслуженный работник культуры РФ, в 1989-1997 гг. заведующий кафедрой народных инструментов), Ю.А. Сергеев (впоследствии кандидат философских наук, доцент, в 1990 г. зам. директора филиала по учебной работе), А.А. Соболева (впоследствии кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный работник культуры РФ, в 1988-2001 гг. заведующий кафедрой библиографии), Л.Г. Сухова (впоследствии доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник культуры РФ, в 1975-1985 гг. заведующий кафедрой фортепиано), Ю.А. Толмачев (впоследствии доцент, заслуженный деятель искусств РФ, в 1999-2002 гг. заведующий кафедрой народных инструментов), Ю.И. Шпильберг (в 1979-1986 гг. первый заведующий кафедрой эстрадно-духовых инструментов), Д.И. Шуктомова (в 1972-1975 гг. зам. директора филиала по учебной работе).

Начиная с 1970-х гг. и в течение всего последующего периода существования ТФ МГИК и ТГИК практикуется регулярное направление преподавателей в аспирантуру, ассистентуру-стажировку и докторантуру в ведущие вузы страны, аспиранты-заочники и соискатели регулярно отчитываются о своей работе на заседаниях кафедр, соответствующие вопросы систематически заслушиваются на заседаниях ученых советов вуза и факультетов, на работу в Тамбов приглашаются выпускники аспирантур профильных вузов.

В течение 1981-1994 гг. ежегодно на работу принималось в среднем пять новых преподавателей, что свидетельствовало уже о стабилизации коллектива. Институт в основном пополнялся собственными выпускниками (27 человек), а также питомцами ТГПИ (11 человек), Саратовской ГК (7 человек), Воронежского государственного института искусств (ГИИ) и др.; отметим, что с началом подготовки кадров в сфере информатики на работу приглашаются воспитанники Тамбовского института химического машиностроения (ТИХМ) (4 человека) и даже Мос-

ковского инженерно-физического института (МИФИ).

Все это начинает приносить плоды к концу 1980-х гг. К моменту преобразования ТФ МГИК в ТГИК функционировало 17 кафедр, на которых работало 154 преподавателя, в том числе 3 профессора и доктора наук, 48 кандидатов наук и доцентов [11, с. 3], то есть научный ценз вуза составлял 33 %. Ситуация еще более улучшилась к моменту слияния ТГИК и ТГПИ в 1994 г.: из 160 преподавателей 10 были профессорами и докторами наук, 60 - доцентами и кандидатами наук, 10 носили звание заслуженного работника культуры и 1 заслуженного деятеля искусств [12, с. 24]; научный ценз вуза стал уже 44 %, а по выпускающим кафедрам он составлял даже 51 %, что для вузов культуры и искусств было очень неплохим показателем.

Среди пополнения 1981-1994 гг.: Е.И. Григорьева (впоследствии доктор культурологии, профессор, в 1997-2014 гг. заведующий кафедрой СКД), М.И. Долженкова (впоследствии доктор педагогических наук, профессор, в 2002-2016 гг. заведовала рядом кафедр искусствоведческого и культуроведческого профиля), П.Н. Евтихиев (кандидат педагогических наук, доцент, в 1993-1996 гг. заведующий кафедрой теории и истории музыки), Р.Х. Ильясова (впоследствии кандидат искусствоведения, доцент, в 1996-2000 гг. декан факультета культуры и искусств),

B.А. Каримов (кандидат философских наук, впоследствии профессор, в 1991-2001 гг. декан факультета культурологии, в 20012002 гг. директор института культуры и искусств), Г.А. Карцева (впоследствии доктор философских наук, профессор, в 19962002 гг. заведующий кафедрой теории и истории музыки, в 2005-2010 гг. заведующий кафедрами актерского искусства и сценических искусств), А.С. Кокорев (впоследствии доктор социологических наук, профессор, в 1990-1994 гг. проректор ТГИК по заочному обучению), И.Н. Комаров (доктор социологических наук, профессор, в 1993-1995 гг. заведующий кафедрами теории и методики культурно-досуговой деятельности, социологии), Г.П. Пирожков (впоследствии доктор культурологии, профессор, в 2001-2002 гг. заведующий кафедрой документоведения),

C.А. Расцелуева (в 1986-1992 гг. заведующий кафедрой фортепиано), О.В. Ромах

(впоследствии доктор философских наук, профессор, в 1989-2011 гг. заведовала рядом кафедр культурологического профиля), Ю.Д. Сергин (впоследствии кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный работник культуры РФ, в 1992-2014 гг. заведующий кафедрами эстрадно-духовых инструментов, эстрадного искусства), В.М. Тю-тюнник (впоследствии доктор технических наук, профессор, в 1983-1992 гг. заведующий кафедрой библиотековедения и инфор-

матики, в 1992-2001 гг. - кафедрами информатики и информационных систем, в 1994 г. проректор ТГИК по научной работе и социально-экономическим вопросам), М.Н. Юрьева (впоследствии доктор педагогических наук, профессор, в 2003-2006 и 2009-2015 гг. заведующий кафедрой хореографии).

В целом динамика и источники формирования преподавательского корпуса ТФ МГИК/ТГИК представлены в табл. 1.

Таблица 1

Количество преподавателей, принятых на работу в ТФ МГИК/ТГИК в 1967-1994 гг.

№ Оконченное высшее Годы Всего

п/п учебное заведение 1967-1970 1971-1980 1981-1994 человек %

1 ТФ МГИК/ТГИК - 33 27 60 17,1

2 МГБИ/МГИК 33 24 1 58 16,6

3 ТГПИ 12 14 9 35 10

4 Саратовская ГК 10 5 7 22 6,3

5 ГМПИ им. Гнесиных 12 2 1 15 4,3

6 ЛГИК 3 7 - 10 2,9

7 Новосибирская ГК 3 5 - 8 2,3

8 Горьковская ГК 5 2 - 7 2

9 Уральская ГК 3 3 1 7 2

10 МГУ 2 2 2 6 1,7

11 Московская ГК 4 1 - 5 1,4

12 Воронежский ГИИ - 1 4 5 1,4

13 Астраханская ГК - 3 1 4 1,1

14 ГИТИС 3 - 1 4 1,1

15 Казанская ГК 2 1 1 4 1,1

16 ТИХМ - - 4 4 1,1

17 МГПИ 2 1 - 3 0,9

18 Театральное училище им. Б.В. Щукина - 1 2 3 0,9

19 Воронежский ГУ 1 1 - 2 0,6

20 Восточно-Сибирский ГИК 1 1 - 2 0,6

21 Мичуринский ГПИ 2 - - 2 0,6

22 Ленинградская ГК 1 1 - 2 0,6

23 Саратовский ГУ 1 1 - 2 0,6

24 Ташкентская ГК 2 - - 2 0,6

25 Другие вузы 16 6 10 32 9,1

26 Не установлено 23 19 4 46 13,1

Итого 141 134 75 350 100

Примечания. 1. В подсчет включены лица, проработавшие в ТФ МГИК/ТГИК более одного года. 2. В строке «другие вузы» суммирована информация по 30 вузам, которые окончили по одному человеку: Азербайджанская ГК, Белорусская ГК, Белорусский государственный театрально-художественный институт, Военно-политическая академия, Воронежский лесотехнический институт, Всесоюзный заочный юридический институт, Государственный центральный институт физической культуры, Дальневосточный педагогический институт искусств, Донецкий ГМПИ, Ивановский ГПИ, Кемеровский ГИК, ЛГИТМИК, ЛГУ, Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры, Львовская ГК, Львовский торгово-экономический институт, МИФИ, Мичуринский плодоовощной институт, Московская сельскохозяйственная академия, Московский институт иностранных языков, Одесская ГК, Петрозаводский филиал Ленинградской ГК, Саратовский ГПИ, Смоленский ГПИ, Свердловское театральное училище, Таллинская ГК, Тбилисское театральное училище, Театральное училище им. М.С. Щепкина, Читинский ГПИ, Харьковский ГИК.

Анализ данных табл. 1 позволяет выявить определенные тенденции в процессе формирования преподавательского корпуса:

- постепенное снижение интенсивности процесса: за первые четыре года было принято на работу людей больше, чем за следующие десять лет, а в последующие 15 лет этот показатель снизился еще вдвое; это является свидетельством постепенного формирования ядра ППС и его стабилизации, создания, в целом, комфортной внутренней среды;

- постепенный переход к опоре на собственные силы, приглашение на работу своих выпускников, снижение зависимости от других вузов;

- постепенное сужение географии вузов, поставлявших кадры: если в конце 1960-х -1970-е гг. она распространялась от Таллина и Львова до Читы и Владивостока, от Петрозаводска и Ленинграда до Ташкента и Тбилиси, то в 1980-е и, особенно, в начале 1990-х гг. ограничивалась тамбовскими вузами и вузами близлежащих городов - Москвы, Воронежа, Саратова.

Вышеприведенный перечень вузов свидетельствует также о том, что преподавательский корпус пополнялся лицами, получившими качественное профессиональное образование, в том числе и в самых престижных вузах страны.

Среди преподавателей, в разные годы работавших в ТФ МГИК/ТГИК, многие получили известность и признание на региональном и национальном уровне в соответствующих сферах деятельности. К уже упоминавшимся ранее можно добавить этнокуль-туролога А.С. Каргина, культурологов Е.В. Литовкина и А.Н. Счастливцева, театрального и видеорежиссера С.А. Трапани, музыковедов О.В. Генебарт и Т.К. Егорову, психолога С.Б. Каверина и музыкального психолога Ю.А. Цагарелли, социолога Н.Н. Макарцеву, вокалистов П.А. Попова и Р.К. Чебаненко, хормейстеров А.П. Бушеву и

B.А. Шереметьева, хореографов И.П. Воропаева, Л.В. Дегиль, А.В. Поповичева,

C.В. Шанкину, дирижеров Ю.Н. Храмова и С.В. Ферулева, музыкального педагога М.М. Цыбулина, музыкантов Ю.А. Гукова, Е.И. Куликова, А.А. Нешко, В.А. Огурцова, И.П. Чулкова, поэтов Е.И. Харланова и К.А. Строкова, белорусских музыкантов

0.М. Алехновича и В.П. Писарчик (Шишо-нок)и др.

Таким образом, к концу 1994 г. ТГИК располагал высококвалифицированным преподавательским составом и крепкой материальной базой, включавшей оборудованный типовой учебный корпус, общежитие, спортивно-оздоровительный лагерь. За период 1967-1994 гг. было подготовлено около 8000 специалистов, среди которых более трех десятков народных и заслуженных артистов СССР и РФ, заслуженных деятелей искусств и заслуженных работников культуры [12, с. 24]. Выпускники института работали во всех городах и районах Тамбовской области и многих других регионах страны.

29 декабря 1994 г. выходит Указ Президента РФ о создании ТГУ путем объединения ТГИК и ТГПИ. В жизни коллектива начинается новый этап.

Список литературы

1. Аврех А.Л., Будюкина Н.Н., Долженкова М.И., Дьячков В.Л., Канищев В.В., Колчинский Д.В., Орлова В.Д., Пенькова О.П. История Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2016. 336 с.

2. ГАТО (Государственный архив Тамбовской области). Ф. Р-5344. Оп. 1. Доп. к предисл., л. без номера.

3. Академия культуры и искусств Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина: история и современность. Тамбов, 2012.

4. Грошев И.В., Борисов Б.В., Григорьева Е.И. Академия искусств, сервиса и рекламы: прошлое, настоящее, будущее. Тамбов, 2004.

5. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина: словарь-справочник. Тамбов, 2004.

6. ГАТО. Ф. Р-5344. Оп. 1. Ед. хр. 3.

7. ГАТО. Ф. Р-5344. Оп. 1. Ед. хр. 45.

8. ГАТО. Ф. Р-5344. Оп. 1. Ед. хр. 7.

9. ГАТО. Ф. Р-5344. Оп. 1. Ед. хр. 12.

10. ГАТО. Ф. Р-5344. Оп. 1. Ед. хр. 77.

11. Соболева А.А., Пронина Л.А. Ученые ТГИК: биобиблиогр. указ. Тамбов, 1992.

12. Окатов В.Н. Мы - университет // Кредо. Тамбов, 1994. № 12. С. 23-26.

References

1. Avrekh A.L., Budyukina N.N., Dolzhenkova M.I., Dyachkov V.L., Kanishchev V.V., Kolchinskiy D.V., Orlova V.D., Penkova O.P. Istoriya Tam-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

bovskogo gosudarstvennogo universiteta imeni G.R. Derzhavina [History of Tambov State University named after G.R. Derzhavin]. Tambov, Publishing House of Tambov State University named after G.R. Derzhavin, 2016, 336 p. (In Russian).

2. Gosudarstvennyy arkhiv Tambovskoy oblasti [The State Archive of Tambov Province], fund R-5344, list 1, supplement to foreword, folio without number. (In Russian).

3. Akademiya kul'tury i iskusstv Tambovskogo gosudarstvennogo universiteta imeni G.R. Derz-havina: istoriya i sovremennost' [Academy of Culture and Art of Tambov State University Named After G.R. Derzhavin: History and Modernity]. Tambov, 2012. (In Russian).

4. Groshev I.V., Borisov B.V., Grigoreva E.I. Akademiya iskusstv, servisa i reklamy: proshloe, nastoyashchee, budushchee [Academy of Art, Service and Marketing: Past, Present and Future]. Tambov, 2004. (In Russian).

5. Tambovskiy gosudarstvennyy universitet im. G.R. Derzhavina [Tambov State University Named After G.R. Derzhavin]. Tambov, 2004. (In Russian).

6. Gosudarstvennyy arkhiv Tambovskoy oblasti [The State Archive of Tambov Province], fund R-5344, list 1, archival unit 3. (In Russian).

7. Gosudarstvennyy arkhiv Tambovskoy oblasti [The State Archive of Tambov Province], fund R-5344, list 1, archival unit 45. (In Russian).

8. Gosudarstvennyy arkhiv Tambovskoy oblasti [The State Archive of Tambov Province], fund R-5344, list 1, archival unit 7. (In Russian).

9. Gosudarstvennyy arkhiv Tambovskoy oblasti [The State Archive of Tambov Province], fund R-5344, list 1, archival unit 12. (In Russian).

10. Gosudarstvennyy arkhiv Tambovskoy oblasti [The State Archive of Tambov Province], fund R-5344, list 1, archival unit 77. (In Russian).

11. Soboleva A.A., Pronina L.A. Uchenye TGIK [Scientists of Tambov State Institute of Culture]. Tambov, 1992. (In Russian).

12. Okatov V.N. My - universitet [We are the university]. Kredo [Creed], 1994, no. 12, pp. 23-26. (In Russian).

Поступила в редакцию 28.01.2017 г. Received 28 January 2017

UDC 378.6(09)

FORMATION OF TEACHER CORPUS OF TAMBOV STATE INSTITUTE OF CULTURE IN 1967-1994 Boris Vladimirovich BORISOV

Candidate of Pedagogy, Professor, Professor of Library-Information Resources Department Tambov State University named after G.R. Derzhavin 33 Internatsionalnaya St., Tambov, Russian Federation, 392000 E-mail: pronina@tsu.tmb.ru

The material is written to 50th anniversary of faculty of culture and art of Tambov State University named after G.R. Derzhavin, historical ancestors of which were Tambov branch of Moscow State University of Culture and Tambov State Institute of Culture. The significant but poorly studied aspect of this institution history - the formation of teaching staff is studied. The pointed out process is analyzed in dynamics from 1967 till 1994. Its basic specification of quantity and tendencies are revealed, the surnames of the chiefs of the higher educational institution, faculties and departments and also the leading lecturers, the names of higher educational institutions, which they graduated from, are given. The material is written basing on the published materials and archive sources, the most of which are firstly introduced for scientific use.

Key words: teaching staff; Tambov branch of Moscow State Institute of Culture; Tambov State Institute of Culture

Информация для цитирования:

Борисов Б.В. Формирование преподавательского корпуса Тамбовского государственного института культуры в 1967-1994 гг. // Вестник Тамбовского университета. Серия Общественные науки. Тамбов, 2017. Т. 3. Вып. 1 (9). С. 14-21.

Borisov B.V. Formirovanie prepodavatel'skogo korpusa Tambovskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury v 19671994 gg. [Formation of teacher corpus of Tambov State Institute of Culture in 1967-1994]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Obshchestvennye nauki - Tambov University Review. Series: Social Sciences, 2017, vol. 3, no. 1 (9), pp. 14-21. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.