К 95-летию ТАМБОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
УДК 378.4
О РАЗВИТИИ КОРПОРАТИВНОЙ ПОЛИТИКИ В ВУЗОВСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
© Валентина Викторовна СМАГИНА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор экономических наук, профессор, проректор по корпоративной политике, e-mail: [email protected]
Корпоративность есть узнаваемость любого вуза в образовательном и социальном коммуници-ровании. Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина не является исключением. Именно социокультурная ситуация России влияет на определение, содержание и смысл развития корпоративной политики университета.
Ключевые слова: университет; корпоративная политика; концепция; имидж.
Для понимания сущности корпоративной политики университета и определения вектора ее развития необходимо иметь четкое представление об особенностях современной социокультурной ситуации, в которую встраивается выпускник после окончания Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина. Именно социокультурная ситуация России влияет на определение, содержание и смыслы развития корпоративной политики университета.
Главная социальная тенденция сегодня вырисовывается достаточно четко: мы переходим от человека, способного впитывать в себя новейшие достижения науки и техники, к человеку, способному определять дальнейшие направления их движения [1]. Формирование такого мировоззрения и должно начинаться в сфере высшего образования, а именно - в университете.
Сама возможность сочетания этих качеств в одном человеке есть продукт широты его мировоззренческой культуры: чем основательнее человек, тем легче он приспосабливается к сложностям, связанным с изменением места и характера своей деятельности.
Конечный практический результат такого сочетания - целостный взгляд на мир и ясное осознание человеком самого себя в составе этого мира, уникальности своей лично-
сти, неповторимости собственного жизненного пути и смысла жизни.
Университет в данном контексте может рассматриваться как своеобразная микросо-циальная модель, в которой образовательные и научные, социетальные, культурные процессы способствуют интеграции и взаимопониманию людей, исповедующих разные религии и политические ценности, имеющих свои взгляды на экономическое, культурное и социальное развитие.
И именно здесь функционирование университета как корпорации может сыграть одну из важнейших ролей в формировании практической модели устойчивого развития региона.
Рубеж ХХ-ХХ1 вв. выдвинул особые социальные проблемы, которые порождены быстрыми изменениями жизненных стандартов, чрезмерным усложнением культуры, утерей традиционных ценностей.
Так, существовавшая несколько десятилетий назад довольно прочная уверенность в том, что специальность, полученная в вузе, является главным залогом жизненного успеха, гарантом социальной уверенности и востребованности, радикально поколебалась. Ни одна профессия сегодня не гарантирует успеха и занятости на всю жизнь [2]. Любой специалист должен быть максимально моби-
лен и готов к переобучению, более того, в быстро меняющемся мире для жизненного успеха становится уже недостаточно одной профессии.
Таким образом, для ориентации человека в современной реальности нужна новая мировоззренческая система координат, предполагающая не только и не столько потребление культуры, но, прежде всего, ее творение.
Именно это предполагает обновление социального института образования согласно установке, нацеленной на формирование личности, адекватной сложностям и многообразию тенденций в обществе, которые в будущем будут возрастать.
В чем заключается особенность организационной структуры по корпоративной политике?
Основная задача подразделения по корпоративной политике заключается в продвижении социетальных интересов университета во внешнем пространстве на основе развития творческой личности с обновленным мировоззрением, в связи с чем основной акцент ставится нами на создание института корпоративной политики как целостной социооб-разовательной системы путем определения принципов взаимодействия внутри нее и алгоритма решения намеченных целей.
В основе развития корпоративности заложена идея концептуального заполнения внутреннего и внешнего пространства университета инвариантными видами работы, либо не имеющими аналогов в учебных заведениях России, либо имеющими инновационную интерпретацию.
Это создаст в определенном смысле не-повторяемость Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина в ряду других российских университетов [3].
Корпоративную политику также следует рассматривать как один из инструментов эффективного управления университетом с целью формирования положительного отношения к вузу путем создания и развития таких ее важнейших элементов, как:
1) корпоративная политика вуза;
2) имиджевая политика вуза и др.
Перед нами стоит сложная задача - создать систему эффективного продвижения интересов университета во внешнем и внутреннем пространстве.
Сложность решения этой задачи углубляется двумя обстоятельствами:
1) университет выполняет государственный образовательный стандарт (наши действия ограничены его форматом);
2) вуз должен сохранить лучшие академические традиции тех учебных заведений, правопреемником которых он стал.
Самое сложное в становлении системы корпоративной политики и ее развитии -разработка инструментария и механизма.
Вот те реальные проблемы и сложности, которые стоят перед нами при формировании модели корпоративной политики в настоящее время.
Организационная структура по корпоративной политике Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина создана 11 июля 2011 г.
Это одно из самых молодых структурных подразделений.
За короткий период была проделана значительная организационно-структурная работа по созданию инструментария развития корпоративной политики, разработке механизма его введения в деловое общение, обоснованию мотивации деятельностных модулей и созданию прикладного раздела с перечнем конкретных корпоративных мероприятий.
Создание проектной группы из числа преподавателей и сотрудников университета позволило разработать базовые документы (инструментарий) по корпоративной политике. В эту группу вошли историки, философы, экономисты, юристы, филологи, культурологи и т. д. - представители всех учебных подразделений вуза. Разработанная документация была утверждена 3 апреля 2012 г. на Ученом совете университета. Она стала руководством по выстраиванию системы функционирования и развития корпоративной политики, включающей:
- положение о корпоративной культуре ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина»;
- кодекс корпоративной этики ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина»;
- положение о наградах ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина».
- фирменный стиль университета. Корпоративные стандарты.
Кроме того, разработаны:
- сертификация всех видов деятельности корпоративной культуры;
- программа повышения квалификации «Интегративность как механизм развития корпоративной культуры в условиях модернизации высшего образования»;
- договоры о сотрудничестве;
- творческий конкурс «Персона года», включающий положение о творческом конкурсе «Персона года»; положение о дипломе «Персона года»; Положение о нагрудном знаке «Персона года» с пакетом документов для Российской геральдической палаты для присвоения номера;
- положение о ежегодном региональном Форуме рекламно-имиджевой политики университета как корпорации: «Галдым»;
- банк данных «Интеллектуальная элита университета»;
- положение о творческом конкурсе «Интеграция»;
- корпоративный фотобанк;
- социологические исследования;
- сотрудничество с государственными учреждениями, общественными организациями и коммерческими структурами.
Все это вместе взятое составляет реальные активы работы подразделения по корпоративной политике и способствует выполнению миссии университета и его интегрирование во внешнее пространство, и вместе с тем представляет собой конкретные показатели развития.
Деятельность по развитию корпоративной политики университета мы рассматриваем с позиции рациональности и извлечения выгод в долгосрочном периоде, которая должна привести к формированию социального капитала (в т. ч. взаимного доверия) как внутри университета, так и во взаимодействии с внешними заинтересованными сторонами в регионе и России.
Для этого проводились социологические замеры по выявлению отношения преподавателей, сотрудников и студентов к корпоративной политике университета.
Эти исследования помогли выяснить реальную картину отношения университетского сообщества к корпоративной политике и таким образом уточнили логику ее развития
и конкретные направления, которые необходимы для планирования всей работы в самом начале становления организационной структуры, а в дальнейшем - для внесения корректив.
В рамках социологического исследования было проанализировано понятие «корпоративная культура».
Сравнивая результаты двух срезов (2011-2012 гг.), мы наблюдаем четкую тенденцию к увеличению положительных показателей и оценок корпоративной культуры. Важно заметить и то, что респонденты (преподаватели и студенты) во втором исследовании более свободно и открыто выражали свои позиции.
В первом срезе преобладали вопросы общего восприятия содержания культуры, связей с общей эффективностью работы университета, ценностей и идеалов, обсуждался тип управления университета.
Общие выводы первого исследования.
Исследование показало, что в вузовском общественном сознании сегодня закрепилась идея необходимости создания единой системы ценностей для всех категорий работников и студентов, что позволяет сформировать модель корпоративной культуры вуза и способы ее реализации с учетом данных ценностей.
Университет сегодня должен обладать достоинством социокультурной среды. Это может быть, например, гуманитарная среда, узловыми точками которой станут учебные подразделения и люди, в них работающие и обучающиеся. Такая гуманитарная среда будет позволять реализовывать новые модели образования, направленные на усиление в них личностной доминанты и приоритетности творческого самосозидания. Именно она позволит обратить внимание на более эффективную сравнимость государственных образовательных стандартов и внедрения активных видов обучения.
В этом заложена возможность преодоления тех объективных сложностей в решении задач развития корпоративной политики, о которых говорилось выше.
Решение поставленных задач предполагает определенную этапность.
1) выявление основных ценностей университета «как есть» и ценностей «как надо»;
2) определение положительных ценностей, которые есть и будут нужны;
3) определение ценностей, которые есть, но которые не будут нужны в будущем и как вытекающее - поиск противоположных им положительных ценностей;
4) изучение положительных ценностей, которых сейчас нет, но которые потребуются в будущем.
Второе исследование было направлено на изучение имиджевого стиля как части корпоративной политики. Через онлайн-опрос выявлено отношение университетского сообщества.
Новый имиджевый стиль в целом получил одобрение университетского сообщества. По результатам его обсуждения были внесены определенные поправки.
Неформальный интерес и многочисленные предложения вызвали корпоративная атрибутика, сувениры. Положительную
оценку получила новая униформа, которая безусловно понравилась 36 % и отчасти 43 % опрошенных. 74 % респондентов в целом положительно оценили новый фирменный стиль.
Сегодняшний имидж университета оценивается в достаточной степени положительно. Двое из трех преподавателей (64,3 %) и каждый второй студент (56,7 %) характеризуют его как благоприятный.
Важными составляющими имиджа вуза являются его история и миссия.
Следует помнить, что вся информация, которую вуз посылает во внешнюю среду, является имиджевой. Развитие имиджевой политики как важной составляющей части корпоративной политики должно быть направлено на формирование имиджа университета.
С этой целью проведена следующая работа:
- создание фирменного стиля;
- рекламно-информационное обеспечение деятельности университета;
- обеспечение университета имиджевым материалом;
- предоставление консультаций всем структурным подразделениям по фирменному стилю;
- мониторинг фирменного стиля;
- документально-имиджевое сопровождение мероприятий университета.
В настоящее время разрабатывается магистерская форма.
Изучение тенденций в социетальном пространстве позволяет охарактеризовать признаки рациональной организации корпоративной политики в вузе, к числу которых можно отнести:
1) императив прогресса - требование к развитию людей в направлении образовательного, нравственного, научно-исследовательского, информационного и технического совершенства;
2) императив социальной защищенности и императив правового гарантирования равноправия его членов;
3) императив наиболее полного использования и интенсивного наращивания интеллектуального потенциала университетского сообщества;
4) императив культуры и своеобразной «экологии» образовательного пространства.
Новейшие концепции вузовского образования в мире - формирование и развитие инновационного университета, стратегию которого составляет «тройная спираль»: университет - правительство - индустрия. Именно такой тип университета способен решить те социальные интегративные проблемы, которые потребовало от нас новое время - формирование новой мировоззренческой системы координат, воспитывающей человека, способного не только усваивать новейшие знания, но и определять дальнейшее направление их движения и постоянно учиться.
Внутри региона университет способен решать эти проблемы на основе идеологии и социологии сотрудничества. А новейшая социология - это социология порядка, в которой человек является центром бытия. Главное для университета - четко и гибко реагировать на требования новейших временных интервалов, чтобы не упустить свои возможности и опережать требования времени.
Вот почему так важно в настоящее время налаживать взаимодействие университетского образовательного сообщества и региональных бизнес-структур и выстраивать систему непрерывного образования, прежде всего, его выпускников.
Апробации мероприятий, проектов, творческих конкурсов, акций составляют фондовый актив организационной структуры корпоративной политики.
Вектор развития - поддержание интеллектуальной элиты, творческая самореализация, интегрирование научно-образовательного процесса, трансфер знаний и технологий, социальная активность и консолидация, парадигма инновационности, гибкость подходов.
Главная стратегическая задача корпоративной политики Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина -создание предпосылок, позволяющих университету органично адаптироваться к быст-роменяющимся условиям в единой экономической и социокультурной системе региона и страны на основе идеи сотрудничества и тесной интеграции образовательного пространства в новом временном интервале.
1. Рыбин В.А. Человек в современном мире: введение в общее человековедение. Челябинск, 2010.
2. Швыдко А.А. Сотрудничество университетов как фактор инновационных стратегий развития образовательного пространства. СПб., 2003.
3. Смагина В.В. О развитии корпоративной политики в Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина. URL: http:// www.tsutmb.ru/o-razvitii-korporativnoj-politiki (дата обращения: 05.06.2013).
Поступила в редакцию 17.06.2013 г.
UDC 378.4
ON DEVELOPMENT OF CORPORATE POLICIES IN HIGH SCHOOL SPACE
Valentina Viktorovna SMAGINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Economics, Professor, Vice Rector for Corporate Policy; e-mail: [email protected]
Corporatism is recognition of any university in the educational and social communication. Tambov State University named after G.R. Derzhavin is no exception. Russian socio-cultural situation affects the determination of the content and meaning of the corporate policy of the university.
Key words: university; corporate policy; concept; image.