УДК 338.81
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНА «КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА»
© Валентина Викторовна СМАГИНА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор экономических наук, профессор, проректор по корпоративной политике, e-mail: [email protected] © Олег Викторович ГОЛОСОВ Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация, доктор экономических наук, профессор, главный ученый секретарь, e-mail: [email protected]
В статье рассмотрено многообразие подходов к определению термина «корпоративная культура». Авторами приведены и проанализированы результаты социологического исследования, посвященного изучению состояния, понимания корпоративной культуры в университете. На основании результатов проведенного исследования сделано заключение, что в вузе необходимо ввести стратегию корпоративной культуры.
Ключевые слова: корпоративная культура; стратегия; миссия; университет.
Университет представляет собой сложную систему, включающую в себя учебный процесс, научно-практические исследования, реализацию инновационных проектов, маркетинговую деятельность. Университет имеет разветвленную структуру, с постоянно меняющимся штатом сотрудников и студентов. В современных условиях развитие вуза напрямую зависит от его корпоративной структуры, поскольку она повышает конкурентоспособность университета.
Термин корпоративная культура не имеет единого толкования. Но стержень у определений можно отметить единый.
Так, в определении, данном В.А. Спива-ком, корпоративная культура определяется как «система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной корпорации,
отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющееся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды».
Также, корпоративную культуру можно определить как систему норм поведения и ценностей, которые обеспечивают эффективное достижение целей организации, а также поднимают авторитет организации, увеличивая ее привлекательность для сотрудников, партнеров по бизнесу и инвесторов.
В иной трактовке под корпоративной культурой понимаются установки, базовые ценности, нормы поведения и ведения деятельности, присущие конкретной организации и разделяемые ее сотрудниками.
Корпоративная культура многими исследователями понимается как система общего мнения, бездоказательно принимаемая и разделяемая членами данного коллектива, причем эта система отличает одну корпорацию от другой.
Корпоративная культура вуза определяет внешние и внутренние аспекты деятельности университета. Основными функциями корпоративной культуры в высшем учебном заведении являются:
— формирование стратегии поведения;
— формирование среды общения работников;
— формирование мотиваций деятельности;
— обеспечение действия социального лифта;
— самоуправление и саморегулирование
Исследовательской группой Социологического центра ТГУ имени Г.Р. Державина было проведено социологическое исследование, посвященное изучению состояния, понимания корпоративной культуры в университете. В ходе исследования, особую важность корпоративной культуры отметили 22,7 % респондентов. Более высокий процент (34 %) думают, что корпоративная культура просто должна быть.
27,9 % (согласен) и 46 % (скорее согласен) опрошенных считают, что корпоративную культуру формирует руководитель университета (ректор) и его приближенные. Большинство опрошенных думают, что корпоративная культура формируется осознанно, а 25,6 % считают, что формирование происходит неосознанно.
26,8 % (согласен) и 35,1 % (скорее согласен) ответили, что на корпоративную культуру может повлиять любой человек независимо от занимаемой должности. Большая часть респондентов (63 %) отмечают, что корпоративная культура существует в университете в любом случае, не зависимо от кризисной или благоприятной обстановки. 64,4 % отмечают, что нельзя работать в вузе и не принимать его корпоративную культуру. 65 % респондентов считают, что идеальная корпоративная культура - это отсутствие конфликтов в организации. 53,5 % считают, что если происходит сопротивление корпоративной культуре, то под влиянием внешних обстоятельств (нестабильность в обще-
стве, инфляция, снижение социального статуса). Так же респонденты согласны с тем, что сопротивление корпоративной культуре формируется у человека из-за высокой степени его личной конфликтности, из-за нежелания человека приспособляться. Большая часть опрашиваемых (60,4 %) согласна с тем, что желание стать частью корпоративной культуры живет в каждом человеке. Исследование показало, что в сознании студентов и работников университета закрепилась идея создания единой системы ценностей для всего сообщества вуза, что будет способствовать формированию корпоративной культуры университета.
На основании результатов проведенного исследования можно заключить, что в вузе необходимо ввести стратегию корпоративной культуры. В ходе формирования корпоративной культуры вуза необходимо.
Во-первых, определить миссию университета.
Миссия университета (основные стратегические цели) должна закрепляться в кодексе корпоративной культуры и в соответствующих положениях.
Очень важным представляется не только сформулировать задачи и миссию организации, но и довести их до сведения каждого сотрудника, и каждого студента, который не только учится, но и поступает в университет.
Во-вторых, необходим переход от иерархической к матричной системе управления университетом.
Матричная система управления позволит создать фокус-группу, занимающуюся определением проблем и разработкой инструментов их решения в развитии культуры университета, утверждением его имиджа. В эту группу должны войти ответственные и креативные менеджеры, способные через короткий промежуток времени показать результат и привлечь финансовые средства для формирования имиджа университета.
Реформу управления необходимо провести и в целях повышения уровня ответственности и информированности руководителей среднего звена, их большей вовлеченности в процесс управления.
В-третьих, необходимо создание системы технологии подбора персонала.
При формировании корпоративной культуры очень важно, чтобы новые сотрудники,
соответствовали не только по профессиональным качествам для соответствующей должности, но и морально-этическим принципам университета.
В-четвертых, необходимо определение и формирование технологий позиционирования университета на российском рынке. Уже упоминавшаяся фокус-группа должна продумать систему продвижения бренда университета, включающую такие инструменты, как СМИ, телевидение, радио, реклама.
В-пятых, необходима организация тренинговых занятий для повышения уровня компетентности руководителей в вопросах практического управления университета.
В-шестых, необходимо определение источников финансирования. Создание фондов или поиск иных организаций, заинтересованных в развитии университета, его высоком статусе, и высоком уровне профессиональной подготовки и морально-этических качеств студентов и педагогов университета.
Необходимо отметить, что в вузе уже есть некоторые признаки корпоративной культуры.
К таковым элементам можно отнести:
— наличие праздничных и знаменательных дат университета;
— корпоративные праздники;
— эмблема университета;
— награды с символикой университета.
Работа над формированием и развитием
корпоративной культуры вуза носит долговременный и сложный системный характер. Корпоративную культуру нельзя ввести приказанием сверху, как иные нормы, правила. Корпоративный дух должен быть у каждого члена университета, от студента и преподавателя до обслуживающего персонала. И этот дух, эти идеи не должны пропадать с выходом из университета, а нестись и переключаться на все сферы жизни его бывших и настоящих членов.
Поступила в редакцию 17.11.2011 г.
UDC 338.81
DEFINITION OF “CORPORATE CULTURE”
Valentina Viktorovna SMAGINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Economics, Professor, Pro-rector for Corporate Policy, e-mail: [email protected]
Oleg Viktorovich GOLOSOV, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation, Doctor of Economics, Professor, Chief Scientific Secretary, e-mail: [email protected]
The paper considers the diversity of approaches to the definition of “corporate culture”. The authors have presented and analyzed the results of sociological study on the state of understanding of corporate culture at the university. Based on the results of the study it is concluded that the university should introduce a strategy of corporate culture.
Key words: corporate culture; strategy; mission; university.