Научная статья на тему 'Социально-педагогическое исследование условий формирования корпоративной культуры специалиста сферы досуга'

Социально-педагогическое исследование условий формирования корпоративной культуры специалиста сферы досуга Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
347
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / СПЕЦИАЛИСТ СФЕРЫ ДОСУГА / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / CORPORATE CULTURE / SPECIALIST OF LEISURE SPHERE / SOCIAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Павловская Светлана Николаевна

Статья посвящена изучению социально-педагогических условий формирования корпоративной культуры специалистов социально-культурной сферы. Основное внимание в работе уделяется социологическому исследованию по данной проблеме. Рассматривается влияние корпоративной культуры на профессиональную деятельность специалистов социально-культурной деятельности, а также ее значение в сохранении благоприятного микроклимата организации сферы досуга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PEDAGOGICAL STUDY OF FORMATION CONDITIONS OF CORPORATE CULTURE SPECIALIST OF LEISURE FIELD

The paper studies the social and pedagogical conditions for the formation of the corporate culture of a social-cultural sphere. The main attention is paid to a sociological study on this issue. The impact of corporate culture on the professional activities of social-cultural activities, as well as its importance in maintaining a favorable microclimate organizing the field of entertainment is examined.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическое исследование условий формирования корпоративной культуры специалиста сферы досуга»

УДК 379.8

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИИ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ культуры СПЕЦИАЛИСТА СФЕРЫ ДОСУГА

© Светлана Николаевна Павловская

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, соискатель кафедры социально-культурной деятельности, ассистент кафедры хореографии, e-mail: yur-pavlovsk@yandex.ru

Статья посвящена изучению социально-педагогических условий формирования корпоративной культуры специалистов социально-культурной сферы. Основное внимание в работе уделяется социологическому исследованию по данной проблеме. Рассматривается влияние корпоративной культуры на профессиональную деятельность специалистов социально-культурной деятельности, а также ее значение в сохранении благоприятного микроклимата организации сферы досуга.

Ключевые слова: корпоративная культура; специалист сферы досуга; социально-педагогические условия.

Вопросы формирования корпоративной культуры рассматриваются многими современными руководителями как эффективный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельных сотрудников организации на общие цели, мобилизовать инициативу работников, обеспечить их лояльность. Особенно заметен эффект от этого тогда, когда корпоративные установки и ценности становятся элементами личностной жизненной позиции членов коллектива. Такая идентификация сотрудников с организацией и целями ее развития рождает у них приверженность чему-то большему, чем личный интерес [1].

В связи с повышенным вниманием со стороны специалистов сферы культуры и досуга к данному явлению, а также с активным изучением процесса внедрения и развития корпоративной культуры в организации социально-культурной сферы возникла необходимость обоснования социально-педагогических условий формирования данного со-цио-культурного феномена. С целью выявления социально-педагогических условий формирования и развития корпоративной культуры в организациях социально-культурной сферы было проведено социологическое исследование, в ходе которого были поставлены следующие задачи:

- определить место и значение корпоративной культуры в организации социально-культурной деятельности;

- конкретизировать отрицательные и положительные стороны воздействия корпо-

ративной культуры на профессиональную деятельность организации;

- оценить степень воздействия корпоративной культуры на поддержание позитивного взаимодействия членов организации и сохранение благоприятного микроклимата коллектива;

- выявить организационно-педагогические условия формирования корпоративной культуры и перспективные направления развития ее деятельности в организациях социально-культурной сферы.

В соответствии с поставленными задачами нами была разработана анкета, включающая различные вопросы, относящиеся к процессу формирования и развития корпоративной культуры внутри коллектива социально-культурной сферы. Исследование проводилось среди студентов Тамбовского колледжа социо-культурных технологий и студентов кафедры социально-культурной деятельности Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина. При этом был применен тип случайной выборки. Полностью выборочная совокупность исследования составила 150 человек, из которых 35 % мужчины и 65 % женщины.

Первый вопрос нашей анкеты, направленный на выявление теоретических знаний участников опроса в области корпоративной культуры, относительно социально-культурной сферы позволил нам выяснить, что означает термин «корпоративная культура». Проанализировав ответы респондентов, мы пришли к выводу, что чуть больше половины из

них имеют четкое представление о том, что с научной точки зрения представляет собой корпоративная культура. 57 % респондентов выбрали правильные варианты ответа, из них 39 % придерживаются мнения, что это совокупность норм, правил, обычаев и традиций, которые задают общие рамки поведения работников, 14 % считают, что это система формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, и 4 % убеждены в том, что термин корпоративная культура подразумевает разделяемые всеми верования, установки и ценности, которые существуют в организации. Остальные 43 % проанкетированных выбрали такие варианты ответа, как «один из способов осуществления организационной деятельности» (39 %) и «очень сложное, многослойное, динамичное явление, включающее и материальное и духовное в поведении организации» (13 %), иное мнение имеют 1 % опрошенных. Исходя из вышесказанного видно, что большинство будущих специалистов социально-культурной деятельности, принимавших участие в нашем анкетировании, имеет правильное представление относительно такого актуального на сегодняшний день явления, как корпоративная культура, и хорошую теоретическую подготовку в области данного понятия.

Благодаря вопросу: «Что способствует формированию корпоративной культуры в организации?» мы смогли узнать, что оказывает положительное влияние на этот процесс. Исходя из ответов респондентов видно, что 64 % проанкетированных считают, что общие цели, взгляды и «здоровые» взаимоотношения членов коллектива будут способствовать формированию корпоративной культуры, 34 % убеждены в том, что стремление организации создать свой фирменный стиль играет положительную роль в данном процессе. По мнению 2 % участников опроса главным фактором в этом процессе является восприятие корпоративной культуры как модного веяния, что, на наш взгляд, не оказывает никакого воздействия на процесс формирования корпоративной культуры. В связи с тем, что некоторые респонденты указывали несколько вариантов ответа, 7 % из них отметили также неформальное общение, сложившееся внутри организации, как один из факторов, способствующих формирова-

нию корпоративной культуры в организациях социально-культурной сферы.

Следующий вопрос позволил нам выяснить, знают ли респонденты, какие функции выполняет корпоративная культура внутри организации. Как показано в нижепредстав-ленной диаграмме, наибольшее число опрошенных (45 %) считают, что корпоративная культура выполняет коммуникационную функцию, по мнению 34 % участников исследования корпоративная культура внутри организации реализует познавательную функцию, 25 % респондентов склоняются к тому, что внутри коллектива корпоративная культура решает задачу образования и сохранения ценностей, тем самым выполняет ценностеобразующую функцию. Вдвое

меньше опрошенных (12,5 %) отдали предпочтение инновационной функции и 11 % -стабилизационной функции корпоративной культуры, а 2 % имеют собственное иное мнение. Необходимо отметить, что некоторые респонденты указали сразу несколько функций, реализуемых корпоративной культурой внутри организации. Это говорит о том, что будущие специалисты социальнокультурной деятельности хорошо ориентируются в функциях корпоративной культуры и имеют четкое представление о том, какие из них она реализует внутри организации социально-культурной сферы.

Вопрос анкеты, посвященный влиянию корпоративной культуры на взаимоотношения членов коллектива в организациях социально-культурной сферы, показал, что респонденты достаточно хорошо знают, в чем заключается «миссия» корпоративной культуры и понимают, какое воздействие она может оказывать на взаимоотношения людей. Доказательством послужил тот факт, что 69,6 % опрошенных убеждены в том, что корпоративная культура создает благоприятную атмосферу для общения, благодаря принятым членами коллектива традициям, обычаям и ритуалам, и 23 % считают, что корпоративная культура способствует формированию неформального общения, что является немаловажным в сохранении микроклимата организации. Но есть и такие респонденты, которые считают, что корпоративная культура является источником споров и разногласий (9 %), а также сводит общение к минимуму (3,6 %). Можно предположить, что

участники опроса, выбравшие эти варианты ответа, недостаточно хорошо знакомы с данным понятием и деятельностью корпоративной культуры.

Ответы респондентов на вопрос о влиянии корпоративной культуры на взаимоотношения членов коллектива носят сугубо положительный характер. Наибольшее количество опрошенных (46,4 %) считают, что корпоративная культура в организации социально-культурной сферы способствует единению коллектива. Немного меньше (39,3 %) придерживаются мнения, что деятельность корпоративной культуры направлена на формирование правил и норм поведения членов коллектива, а 21,4 % склоняются к тому, что корпоративная культура призвана находить способы решения проблем коллектива. Лишь небольшой процент участников эксперимента (3,6 %) думают, что корпоративная культура в организации социальнокультурной сферы отвлекает членов коллектива от выполнения своих профессиональных обязанностей и является помехой в работе (1,8 %). В целом результаты ответов на этот вопрос показали нам, что будущие специалисты социально-культурной деятельности воспринимают влияние корпоративной культуры на деятельность организации как положительный фактор, способствующий не только единению коллектива, но и воздействующий на плодотворную профессиональную деятельность каждого члена организации.

В вопросе о влиянии корпоративной культуры на деятельность коллектива мы попытались выяснить, какие условия, по мнению анкетируемых, являются необходимыми для сохранения и развития корпоративной культуры в организации социальнокультурной сферы. Исходя из ответов респондентов видно, что каждое условие, предлагаемое в нашей анкете, является необходимым для сохранения и развития корпоративной культуры в коллективе. Это говорит о том, что будущие специалисты социальнокультурной деятельности достаточно хорошо понимают механизм реализации корпоративной культуры внутри организации социально-культурной сферы. Самым главным условием, по мнению респондентов, является соблюдение членами коллектива обычаев, традиций, правил и норм поведения. Этот вариант ответа выбрали 38 % участников спроса.

Не менее важным условием для сохранения и развития корпоративной культуры в коллективе является соответствие корпоративной культуры современному уровню развития организации, так считают 36 % опрошенных. Одинаковое количество голосов было отдано остальным двум условиям, предложенным в нашей анкете. Тесную взаимосвязь корпоративной культуры с профессиональной деятельностью организации и сочетание в корпоративной культуре интересов всех членов коллектива выбрало 30 % участников исследования.

Какие атрибуты корпоративной культуры, по мнению респондентов, являются неотъемлемыми ее составляющими, мы узнали, проанализировав их ответы на следующий вопрос нашей анкеты. Учитывая тот факт, что практически каждый участник опроса указывал несколько атрибутов корпоративной культуры, все предложенные нами составляющие набрали приблизительно одинаковый процент голосов. Такие атрибуты корпоративной культуры, как правила и нормы поведения, а также организационная структура выбрало 30 % анкетируемых, 27 % опрашиваемых отдали предпочтение фирменному стилю и манере поведения, духовные и материальные ценности, а наряду с ними и коммуникация являются неотъемлемыми составляющими корпоративной культуры по мнению 25 % респондентов, и лишь 18 % выбрали традиции, обычаи и ритуалы в качестве основных атрибутов корпоративной культуры, хотя на самом деле именно эти составляющие являются одними из самых важных составляющих корпоративной культуры.

Благодаря нашей анкете мы смогли узнать в какой форме выражается корпоративная культура в коллективах, членами которых являются наши респонденты. Ровно в половине случаев корпоративная культура выражается в виде правил и норм поведения. Этот вариант ответа выбрало 50 % анкетируемых. Членами коллективов, где корпоративная культура выражается как соблюдение обычаев и традиций, являются 21 % участников опроса и чуть меньше - у 20 % опрашиваемых корпоративная культура выражается в виде стиля и формы одежды. Как выяснилось, меньше всего коллективов, где корпоративная культура реализуется в виде прове-

дения корпоративных вечеринок, лишь 11 % респондентов выбрали этот вариант ответа.

В анкете мы дали возможность респондентам высказать свои предложения относительно того, какие следует применять меры, чтобы процесс формирования корпоративной культуры в организациях социально-культурной сферы проходил более продуктивно. Создание общественных объединений, направленных на сохранение и развитие уже созданной корпоративной культуры, а также активация интереса молодежи к устоявшимся традициям коллектива, по мнению участников эксперимента, являются наиболее важными действиями в процессе формирования и развития корпоративной культуры. Каждый из этих двух вариантов ответа выбрало 34 % опрошенных. Немного меньше участников эксперимента (32 %) считают, что для большей эффективности формирования корпоративной культуры в организациях социально-культурной сферы необходимо проводить мероприятия, способствующие неформальному общению членов коллектива. 14 % анкетируемых склоняются к тому, что достаточно лояльного отношения к соблюдению правил и норм поведения, чтобы процесс формирования корпоративной культуры в коллективах социально-культурной сферы проходил успешно.

Проанализировав ответы респондентов на вопрос о том, является ли корпоративная культура одним из условий успешной деятельности организации или напротив, только мешает достижению высокого профессионального уровня, мы выявили, что ровно половина опрошенных (50 %) ответили - «да, является», 48 % считают, что иногда способствует в этом и 2 % имеют иное, конфиденциальное мнение. Исходя из этого можно

сделать вывод, что будущие специалисты социально-культурной деятельности расценивают корпоративную культуру как один из важнейших механизмов реализации успешной деятельности организации.

Подводя итог всему вышесказанному, следует обратить особое внимание на то, что будущие специалисты социально-культурной деятельности имеют достаточно полные представления относительно интересовавшего нас понятия. Большинство респондентов разделяют нашу точку зрения относительно того, что корпоративная культура на сегодняшний день должна быть неотъемлемой частью каждой организации социальнокультурной сферы. Это обусловлено тем, что она способствует единению коллектива и создает благоприятную атмосферу для общения. В связи с тем, что корпоративная культура способствует налаживанию и укреплению коммуникативных связей между всеми членами коллектива, это способствует формированию и сохранению благоприятного микроклимата организации [2].

Помимо этого корпоративная культура оказывает дисциплинарное воздействие на членов организации благодаря тем правилам и нормам поведения, которые она устанавливает, что в свою очередь положительно влияет на профессиональную деятельность организации.

1. Никулин Д. Организационная культура // Человек и труд. 2005. № 7.

2. Соломанидина Т. О. Организационная культура компании. М., 2007.

Поступила в редакцию 19.11.2010 г.

UDC 379.8

SOCIO-PEDAGOGICAL STUDY OF FORMATION CONDITIONS OF CORPORATE CULTURE SPECIALIST OF LEISURE FIELD

Svetlana Nikolayevna Pavlovskaya, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Competitor of Social and Cultural Activity Department, Assistant of Theatrics Department, e-mail: yur-pavlovsk@yandex.ru

The paper studies the social and pedagogical conditions for the formation of the corporate culture of a social-cultural sphere. The main attention is paid to a sociological study on this issue. The impact of corporate culture on the professional activities of social-cultural activities, as well as its importance in maintaining a favorable microclimate organizing the field of entertainment is examined.

Key words: corporate culture; specialist of leisure sphere; social and pedagogical conditions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.