ция. Для нашего исследования это выступает аксиомой и ос- ры обучающихся. новой построения системы развития информационной культу-
Статья поступила в редакцию 12. 08. 09 УДК 378.046.4
С.А. Халитова, соискатель ЧелИРПО, г. Челябинск, E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ ПАРТНЕРСТВЕ В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
B данной статье рассматриваются аспекты социально-культурного парт-нерства в сфере дополнительного образования, выделены социальная и культурологическая составляющие социально-культурного партнерства учреждения дополнительного профессионального образования, описаны его структура и функции.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, социаль-но-культурное партнерство, социальная и культурологическая составляющие и функции социально-культурного партнерства учреждения дополнительного профессионального образования, исследовательская функция партнерства.
Динамичные изменения в социокультурной ситуации современного общества характеризуются стремительным научно-техническим прогрессом, переходом от ин-дустрииального к постиндустриальному, информационному обществу, обуславливают смену приоритетов и ценностей не только в сфере экономики и политики, но и в систе-ме образования.
Аспекты социально-культурного партнерства, привлекающие внимание философов, социологов, экономистов, политологов, обуславливают действие социокультурных факторов государственно-общественного управления как эффективного механизма формирования инфраструктуры гражданского общества, интеграции образовательной и социокультурной среды.
Предпринимаемые в последние годы подходы к совершенствованию отечест-венного образования сформулированы в нормативно-правовых документах федераль-ного и регионального уровней, рассматривающих формирование условий для осущест-вления эффективного социально-культурного партнерства в сфере дополнительного образования.
Теоретический анализ системообразующих подходов к понятию «социально-культурное партнерство» включает основные положения теории социального партнер-ства в России как механизма формирования и реализации эффективной социальной политики, которая изучена такими исследователями, как М.Х. Балкизов, Л.А. Гордон, В.Е. Гимпельсон, В.Н. Киселев, Э.В. Клопов, В.В. Комаровский, В.И. Митрохин, В.А. Михеев; идеи педагогики среды, рассмотренные учеными
Н.Н. Иорданским, В. Д. Семеновым, С.Т. Шацким; идеи социального партнерства, изученные учеными А. В. Корсуновым,
О.Н. Олейниковой, И.П. Смирновым, Ф.Ф. Харисовым.
Термин «социальное партнерство» исследователями различных наук трактуется по-разному: 1) в философском аспекте как система отношений различных социальных субъектов, которая ориентирована на достижение общенациональных интересов при учете групповых и корпоративных интересов;
2) в экономико-правовом аспекте - как система мер, направленных на сотрудничество работников, работодателей и государства в сфере социально-трудовых отношений; 3) в историческом аспекте - как система взаимоотношений между названными субъектами, пришедшая на смену теории класссо-вой борьбы.
Проведенный теоретический анализ проблемы развития социального партнерст-ва в современной России показал, что, несмотря на различные подходы к определению термина «социальное партнерство», его методологической основой, на наш взгляд, яв-ляется признание ценности человека, личности, гражданина. Партнерское сознание и поведение подразумевает понимание реальной ситуации, готовность к компромиссу.
Вышесказанное позволяет нам рассмотреть социальную и культурологическую составляющие социально-культурного партнерства. Понятие «социальность» ряд авторов
(В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, М.А. Галагузова, Б.Т. Лисовский, Р.А. Литвак, В.А. Никитин и др.) рассматривают как интегрированный результат социализации, то есть как спо-
собность человека взаимодействовать с социальным миром и другими людь-ми. Социальность выражает взаимосвязь личного и коллективного, общественного и индивидуального.
Исследования сущности культурологической составляющей социально-культур-ного партнерства в сфере образования нацеливают на то, что такое взаимодействие должно отражать культуру и в содержании, и в методах его организации, поскольку сфера образования является универсальной формой деятельности по воспроизводству всех форм культуры и структуры общества. В связи со сменой образовательной пара-дигмы, когда в центре внимания становится человек, его культура, профессионализм, знания и умения должны превращаться из самоцели обучения в средство его профессионального развития и самосовершенствования как активного субъекта образователь-ной и общественной деятельности. Это приводит нас к осознанию того факта, что на современном этапе значимой становится задача формирования социально-культурного партнерства в сфере дополнительного профессионального образования.
Дополнительное образование (дополнительное профессиональное образование как его подсистема) является наиболее важным звеном реализации принципа непрерыв-ности в общекультурном и профессиональном развитии человека. Дополнительное обра-зование в соответствии с современными мировыми тенденциями, рассматривается не только как экономический, но и как социокультурный фактор развития человеческих ресурсов [1].
По-нашему мнению, социально-культурное партнерство в сфере дополнитель-ного профессионального образования -это система взаимовыгодных, культуросозида-ющих общественных отношений учреждения дополнительного профессионального образования с различными социокультурными субъектами, способствующих решению образовательных задач (в том числе по созданию условий для саморазвития человека через процессы самосовершенствования, самовоспитания, самореализации и самоактуализации); основанных на выявлении, согласовании и реализации интересов всех участников этих отношений.
Функциями социально-культурного партнерства выступают, по мнению Е.Н. Абузяровой, информационная, коммуникативная, нормативно-правовая, исследо-вательская, посредническая, интеграционная, креативная [2]. По-нашему мнению, рас-сматривая социально-культурное партнерство в сфере дополнительного образования, необходимо выделить еще и такие функции партнерства, как образовательную (помочь обучающемуся стать объектом культуры, научить его жизнетворчеству); человеко-об-разующую (сохранение и восстановление экологии человека, его телесного и духовного здоровья, смысла жизни, личной свободы, нравственности); культуросозидающую (реализация механизма культурной идентификации); социализации (развитие способности взаимодействовать с обществом и другими людьми); содержательную (развитие потребностей личности на уровне ее когнитивного, деятельностно-творческого, личностного и аксиологического компонентов).
Социально-культурное партнерство может быть представлено как одно из условий общественно-государственного управления учреждением дополнительного образования, способствующих преобразованию трех основных средств системы управления: кадров (средство, развитие которого направлено на инициацию активности профессионально-педагогических изменений); финансов (средство, изменение которого направлено на обеспечение открытости и рациональности финансовых потоков); информации (средство, которое направлено на трансляцию общественности позитивных представлений об образовании и результатах образовательной деятельности).
В структуре социально-культурного партнерства можно выделить три подструк-туры субъектов взаимодействия:
1) государственный сектор (территориальные органы управления, образователь-ные учреждения различного уровня и типа, производственные структуры, учреждения культуры, здравоохранения, правоохранительные учреждения);
2) некоммерческие организации (общественные фонды и организации, ассоциа-ции, советы);
3) бизнес-структуры (общества различного типа собственности, коммерческие фирмы) [2].
Партнерские отношения в дополнительном профессиональном образовании рас-сматриваются нами в качестве меж-субъектных взаимодействий, эффективность кото-рых характеризуется совместными гуманистическими ценностными устремлениями всех его участников, определением философских позиций относительно безусловного блага для развития участников отношений, расширением возможностей реализации образовательных идей.
По-нашему мнению, в структуре социально-культурного партнерства учрежде-ния дополнительного профессионального образования необходимо выделить уровни межсубъектного взаимодействия:
- уровень системы образования в целом (этот уровень предполагает социально-культурное взаимодействие с подсистемами основного школьного, дошкольного, профессионального, дополнительного образования, образовательными системами других регионов РФ, стран);
- уровень образовательного учреждения (предполагает социально-культурное партнерство с субъектами взаимодействия конкретного образовательного учреждения);
- уровень личностный (предполагает социально-культурное партнерство на ос-нове субъект-субъектных, межличностных отношений, например, в системах «педагог-ученик», «педагог-педагог», «педагог-родитель»).
На наш взгляд, в зависимости от уровня межсубъектного взаимодействия будут реализовываться и различные функции социально-культурного партнерства. К примеру, уровень системы образования предполагает реализацию таких функций, как информационная, нормативно-правовая, исследовательская, посредническая, интеграционная; уровень образовательного учреждения - таких функций, как информационная, исследовательская, посредническая, креативная, образовательная, человекообразующая, культуросозидающая, социализации, содержательная; уровень личностный - таких функций, как коммуникативная, посредническая, креативная, образовательная, человекообразующая, культуросозидающая, социализации, содержательная.
В частности, функции социально-культурного партнерства Челябинского института развития профессионального образования реализуются в совместной деятельности с учреждениями профессионального образования. Реализация информационной и исследовательской функций социальнокультурного партнерства института происходит на принципах заинтересованности взаимодействующих сторон в поиске оптимальных путей развития системы профессионального образования, объединения усилий и возможностей каждой из сторон в исследовательской, инновационной и экспериментальной работе, конструктивного сотрудничества между партнерами в области образования, стремления к поиску реалистичных решений, взаимосогласованного контроля и учета
интересов партнеров. Социокультурное партнерство института с учреждениями профессионального образования невозможно без изучения взаимосвязи социокультуры и учащихся, на которых направлен учебный и воспитательный процессы. Выявлению социокультурных аспектов, оказывающих влияние на потребности, нормы, способности, ценностные установки, мотивы учащихся, способствует проведение социологических исследований.
Примером реализации исследовательской и информационной функций в рамках такого партнерства служит проведение лабораторией психолого-педагогических проб-лем и социологических исследований Челябинского института развития профессио-нального образования в 2009 году исследования по теме: «Социальный портрет учаще-гося учреждения профессионального образования Челябинской области», результаты которого должны способствовать совершенствованию образовательного процесса с учетом социокультурных аспектов формирования личности учащегося.
Социокультурные аспекты формирования личности представляются сложными и актуальными для современного российского общества. Их понимание открывает путь к разработке концептуальных теоретических положений, а значит, и к совершенст-вованию практики организации учебного и воспитательного процесса в учреждении профессионального образования (УПО). Именно с этой целью и был проведен социологический опрос учащихся из 16-ти учреждений начального профессионального образования Челябинской области. Репрезентативность социологического опроса достигнута широкой «географией» и количеством респондентов. «География» исследования охватывает УПО, находящиеся в гг. Челябинск, Златоуст, Миасс, Копейск, Коркино, Касли, Карабаш, Кыштым, сс. Уйское, Аргаяш. Для опроса были разработаны анкеты с диапазоном вопросов учебновоспитательного, педагогического и социального характера. Метод анкетного опроса в данном случае является достаточно эффективным благодаря тому, что источником первичной информации является непосредственный участник исследуемых процессов и явлений. Анонимный (без указания данных о лице, заполнив-шем анкету) опрос является способом получения достоверной информации [3].
Социальный портрет учащегося составлен на основе наиболее значимых харак-теристик его образования и жизнедеятельности в целом. При этом выделены основные направления: жизненные планы, отношение к обучению, получению образования; фор-мы проведения свободного времени и досуга; оценка эффективности воспитательной и внеклассной работы; отношение к труду; возможности трудоустройства; ин-формиро-ванность о положении на рынке труда региона; отношение к службе в вооруженных силах по призыву.
В социологическом опросе принимали участие 500 учащихся профессиональных училищ и лицеев, среди них 55,6 % составляют юноши, 44,4 % - девушки. По возрасту респонденты распределились следующим образом: 15 лет - 4,3 %, 16 лет - 22,1 %, 17 лет - 33,1 %, 18 лет - 21,9 %, старше 18 лет -18,6 %.
Социальный состав учащихся учреждений профессионального образования зер-кально отражает социальный статус их родителей, что в наибольшей степени характер-но для системы начального профессионального образования. Исторически это всегда определяло такую характеристику образования, как сословность - наследование деть-ми социального, в том числе образовательного, статуса родителей. Тенденция ориентации учащихся УПО на образовательный уровень своих родителей зафиксирована в 1991 году исследованиями В.С. Собкина и П.С. Писарского [4]. Данную тенденцию подтверждают результаты и наших исследований: социальный состав родителей уча-щихся на две трети представлен категорией рабочих (59,6 %), фермеров (15,5 %). Сре-ди родителей совсем немного служащих (7,1 %), инженеров (3,7 %) и практически нет руководителей (2,1 %). Зато довольно высокий удельный вес безработных - 12 %.
Дополнительным показателем сословности является невысокий уровень образо-вания родителей учащихся УПО. У подавляющего большинства из них начальное профессиональное образование - 48 %, среднее профессиональное - 29,5 %, высшее обра-зование только у 12 % родителей, основное общее среднее образование - 10,5 %.
Результаты описания социального статуса учащегося должны помочь учрежде-нию дополнительного профессионального образования (ДПО) сопровождать совмест-ную научно-методическую деятельность с педагогическими коллективами профес-сиональных училищ и лицеев по выявлению и развитию потребностей учащихся к дальнейшему обучению, получению образования, самообразованию, то есть сопровождать процесс приобщения к культуре, и реализовывать соответствующие функции социально-культурного партнерства.
Социальный статус учащихся учреждений начального профессионального образования обуславливает характер их мнений о предстоящей профессиональной деятельности:
26,8 % респондентов считают, что «хороша любая работа, если она хорошо оплачивается», 23,2 % от опрошенных высказали мнение, что «хороша та работа, которая даст возможность реализовать личные интересы и планы», 18 % респондентов считают, что «суть работы важна, но нельзя забывать и о заработке» и 18 % респондентов отметили, что «хороша та работа, где я могу принести больше пользы».
Устойчивость материальных мотивов в трудовой ориентации молодежи, зафик-сированная в нашем социологическом исследовании, наблюдалась и учеными Института молодежи и ранее. По их оценкам (1998 г.), удельный вес такого мотива возрос в структуре трудовой ориентации на 58 % [5].
Таким образом, экономический фактор остается наиболее значимой причиной выбора учащимися профессиональных училищ и лицеев своей профессии, что обусло-вливается не только «рыночными условиями». Это общечеловеческий мотив, форми-руемый естественным стремлением обеспечить достаток и благополучие себе и своей семье. Беспокойство может вызвать только тенденция его роста, вытесняющего другие мотивы профессиональной карьеры: престижность профессии, ее общественную полез-ность и востребованность на рынке труда. Может быть именно ранговое первенство данного мотива вместе с осложнившейся обстановкой на региональном рынке труда, вызванной последствиями экономического кризиса и ростом безработицы, и вызвали чувство беспокойства и страх быть безработным у 72,7 % респондентов. Но, при этом 26,4 % от опрошенных учащихся считают, что «у них, скорее, хорошие возможности личного трудоустройства» и 57,8 % респондентов считают, что «некоторые возмож-ности имеются».
Выявление мотивов труда является одним из важнейших социокультурных ас-пектов проведенного исследования. Полученные результаты должны способствовать реализации информационной и посреднической функции социальнокультурного парт-нерства образовательного учреждения при организации производственной практики учащихся на предприятии, а также при взаимодействии образовательного учреждения с социальными партнерами во время трудоустройства выпускников. Эти сведения будут способствовать также корректировке воспитательного процесса в УПО в части профориентационной работы. Таким образом, будут реализовываться образовательная, содержательная функции и функция социализации социально-культурного партнерства.
Важна и собственная удовлетворенность учащихся избранной профессией. На-ши исследования показали, что для учащихся УПО выбор профессии складывается бо-лее удачно, чем для обучающихся в учреждениях других уровней образования. «Вполне довольны» избранной профессией-54,4 % респондентов, «скорее довольны, чем не довольны»-43,5 % респондентов, «совершенно недовольны» только 2,1 %.
С этой точки зрения можно отметить и некоторые положительные тенденции, например, обнадеживающий характер жизненных планов молодежи. Учащиеся в пода-вляяющем большинстве с надеждой и оптимизмом смотрят в будущее
(63,6 %), некото-рые «спокойно, хотя особых перемен для себя не ждут» - 27,9 %. Но 6,9 % молодежи все же «смотрят в будущее с тревогой и неуверенностью» и 1,6 %-«скорее со страхом и отчаянием».
Для подготовки социального портрета учащегося необходимо также изучить мнение учащихся об образовании как о ценности. 71,6 % опрошенных молодых людей считают, что сегодня каждый человек должен иметь профессиональное образование, так как это важный фактор решения жизненных проблем, 23,2 % респондентов считают, что современное образование - скорее формальность, но его необходимо получить и только 5,2 % респондентов высказали мнение, что для того, чтобы добиться успеха в жизни, образование практически не очень важно.
В настоящее время в обществе вновь приходит понимание непрерывности обу-чения и воспитания как общей цели образовательного процесса. Вопросы воспитания в целом требуют новой, более активной трактовки в образовательной политике. Так, на вопрос о том, проводится ли в образовательном учреждении воспитательная работа, только 57,1 % респондентов ответили утвердительно, 34,6 % учащихся, участвующих в опросе выбрали ответ «изредка», и 8,2 % респондентов считают, что такая работа не проводится. Необходимо отметить, что принцип воспитания в системе образования представлен на законодательном уровне, а, следовательно, требует реализации наравне с другими принципами (доступность образования, непрерывность и т.д.). Причем, в Законе РФ «Об образовании» он представлен с охватом таких направлений, как воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей среде, Родине, семье и т.д. Однако такая трактовка принципа вос-питания реализуется по перечисленным направлениям не в полной мере. По мнению только половины респондентов (54,3 %) в образовательном учреждении хорошо поставлена воспитательная работа, посредственно - по мнению
36.2 %, а 9,5 % респондентов считают, что такая работа в УПО вообще не ведется.
Необходимо отметить, что часть учреждений профессионального образования стремятся восполнить воспитательную функцию учреждения через организацию досуга молодежи, предполагающую активное социально-культурное партнерство как на уровне образовательного учреждения, так и на личностном уровне. Так, по мнению 52,8 % молодых людей, участвовавших в опросе, в образовательном учреждении проводится достаточно дополнительных внеклассных занятий,
34.8 % респондентов считают, что внеклассные занятия проводятся, но их мало и только 12,3 % от участвовавших в опросе учащихся УПО считают, что в их учебных заведения таких занятий нет. Это подтверждает сведения о возрождении на базе учреждений профессионального образования системы клубов, молодежного туризма, сферы профессионального и любительского творчества. Особенно это важно для молодежи, проживающей в сельской местности и небольших городах, где приобщение к ценностям культуры резко ограничено.
По данным В.С. Собкина, П.С. Писарского, среди наиболее распространенных форм проведения свободного времени учащиеся в 1991 году называли общение с дру-зьями, развлечения, телевизор и радио, домашнее хозяйство, спорт. Наши исследования показали много сходного, например, 74 % респондентов в свободное время общаются с друзьями, 45,5 %-прослушивают музыкальные записи и смотрят видео, 26,6 % зани-маются физической культурой и спортом, 43,7 %-смотрят телепередачи. Уменьши-лась доля времени, отводимого учащимися на чтение художественной литературы -
13.9 % (в 1991 г. - 27 %). Посещают концерты только 3,5 % респондентов, участвуют в художественной самодеятельности
- 4,3 % молодых людей, занимаются рукоделием и мастерят -
5.2 %, ходят в танцевальные кружки - 11,5 % и просто отдыхают и ничего не делают - 24,9 % молодых людей (при ответе на этот вопрос анкеты предлагалось выбрать несколько вариантов, поэтому сумма выборов не равна 100). Общение в кругу сверстников всегда было свойством молодежи. Популяр-
ность телевидения также понятна и объяснима. Хотя понятно и другое - развлекательный характер досуга не способен сформировать деятельное молодое поколение.
Современная педагогика решает труднейшую задачу обучения молодого поколе-ния использованию свободного времени. Оно не может растрачиваться впустую, а должно быть занято учебой, трудом. Учащиеся могут распорядиться свободным вре-менем для культурного досуга, удовлетворения своих интересов и развития творческих способностей. Отсюда вытекает главная педагогическая задача - не столько занять до-суг подростков, сколько обеспечить их всестороннее развитие, широкий кругозор и умение к труду.
Поэтому, в воспитании и обучении молодежи в качестве первоочередной стоит задача создания стимулирующей и воспитывающей социальной среды, создания пози-тивного образа жизни и привлекательного идеала. Именно с целью научно-методичес-кого сопровождения этих процессов в рамках реализации информационной, исследовательской, посреднической, креативной, образовательной, человекообразующей, культуросозидающей, содержательной функций и функции социализации должно осуществляться социальнокультурное партнерство учреждения дополнительного профессионального образования и профессиональных училищ и лицеев.
Все вышесказанное позволяет сделать нам следующие выводы:
1. Социально-культурное партнерство в сфере дополнительного профессиональ-ного образования - это система взаимовыгодных, культуросозидающих общественных отношений, учреждения дополнительного образования с различными социокультур-ными субъектами, основанных на выявлении, согласовании и реализации интересов всех участников этих отношений. При этом правомерно выделять социальную и куль-турологическую составляющие социально-культурного партнерства.
2. Функциями социально-культурного партнерства в сфере ДПО выступают информационная, коммуникативная, нормативно-правовая, исследовательская, посредническая, интеграционная, креативная, образовательная, человекообразующая, культуро-созидающая, содержательная и социализации. Они могут реализовываться на уровне системы образования, образовательного учреждения, личностном.
3. Социально-культурное партнерство невозможно без учета особенностей его участников. Выявлению социокультурных аспектов, оказывающих влияние на потреб-ности, нормы, способности, ценностные установки, мотивы участников межсубъектно-го взаимодействия способствует проведение социологических исследований.
Библиографический список
1. Смирнов, И.П. Человек - образование - профессия - личность: моногр. / И.П. Смир-нов. - М.: УМИЦ «Граф-Пресс», 2002.
2. Абузярова, Е.Н. Социально-культурное партнерство как фактор формирования имид-жа учреждения дополнительного образования детей: автореф. дисс.... канд. пед. наук. - Челябинск, 2009.
3. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования: описания, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. - М.: Добро-свет, 1999.
4. Собкин, В.С., Писарский, П.С. Социологический портрет учащегося ПТУ / В.С. Соб-кин, П.С. Писарский. - М., 1992.
5. Молодежь и общество на рубеже веков / Под науч. ред. И.М. Ильинского. - М.: Голос, 1999.
Статья поступила в редакцию 12. 08. 09
УДК 616.127-005.4-058-07
A.В. Гафарова, канд. мед. наук, УРАМНМЛ Э ССЗ СО РАМН, УРАМН НИИ терапии СО РАМН, г. Новосибирск,
E-mail: [email protected]
B.В. Гафаров, д-р мед. наук, проф, УРАМН МЛ Э ССЗ СО РАМН, УРАМН НИИ терапии СО РАМН, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
Е.А. Громова, канд. мед. наук, УРАМН МЛ Э ССЗ СО РАМН, УРАМН НИИ терапии СО РАМН, г. Новосибирск,
E-mail: [email protected]
Ю.Н. Кабанов, канд. биол. наук, УРАМН МЛ Э ССЗ СО РАМН, НОУ ВПО САУМК (И), г. Новосибирск,
E-mail: [email protected]
И.В. Гагулин, ст. н.с., УРАМН МЛ Э ССЗ СО РАМН, УРАМН НИИ терапии СО РАМН, г. Новосибирск,
E-mail: [email protected]
ЛИЧНОСТНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ, КАК СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ, ЕЕ СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ПСИХОСОЦИАЛЬНЫМИ ФАКТОРАМИ И ИШЕМИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНЬЮ СЕРДЦА
Изучены связи личностной тревожности (ЛТ), как одного из ведущих психосоциальных факторов, с ишемической болезнью сердца (ИБС) и другими психосоциальными факторами в популяции мужчин 25-64 лет в рамках программы ВОЗ «MONICA - психосоциальная». Показано, что, распространенность высокой ЛТ высока и более распространена в молодых возрастных группах, среди лиц с начальным образованием и рабочих специальностей. Доля лиц с ИБС выше при наличии ЛТ, чем без нее.
Ключевые слова: личностная тревожность, психо-социальные факторы, ишемическая болезнь сердца.
Политические и экономические преобразования в России, сопровождаются ухудшением здоровья населения и ростом смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. Предполагается, что психосоциальные факторы могут быть одной из причин негативной динамики ухудшения состояния здоровья населения и вносить существенный вклад в заболеваемость и смертность от ИБС [1].
К таким факторам можно отнести уровень личностной тревожности, (ЛТ) уровень социальных связей и межличностных отношений, жизненные события, информированность и отношение к вопросам здоровья.
Целью нашего исследования было изучение связи личностной тревожности (ЛТ), как одного из ведущих психосо-
циальных факторов, с ИБС и другими психосоциальными факторами.
Материал и методы. В рамках 3-го (1994 г.) скрининга программы изучения тенденций контроля сердечнососудистых заболеваний "MONICA" [3] и подпрограммы "MOPSY-MONICA-психосоциальная" [2] нами была обследована случайная репрезентативная выборка мужчин в возрасте 25-64 лет одного из районов г. Новосибирска (по 200 человек в каждом десятилетии; респонс составил 82% или 657 лиц, средний возраст был 44,3+-0,4 года.). Общее обследование проводилось по стандартным методикам принятым в эпидемиологии и включенным в программу "MONICA". Социальный стресс изучали тестом Спилбергера (уровень личностной тревожности, подшкала тревожность-как свойство лично-