УДК 316.472
Тарасенко Лариса Викторовна
доктор социологических наук, профессор, заведующая кафедрой моделирования социальных процессов Южного федерального университета тел.: (918) 516-38-44
МОДЕЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Tarasenko Larisa Victorovna
Doctor of Sociology, professor, head of the chair of modeling of social processes, Southern Federal University tel.: (918) 516-38-44
MODELING OF SOCIAL PARTNERSHIP IN SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION
Аннотация:
Статья посвящена проблемам развития института дополнительного профессионального образования в контексте моделирования социального партнерства. Автором рассматриваются различные подходы к пониманию социального партнерства в сфере дополнительного профессионального образования. В статье анализируются основные стадии, формы и механизмы социального партнерства акторов - участников образовательного процесса.
Ключевые слова:
дополнительное профессиональное образование, социальное партнерство, социокультурная модель образования, добровольность, доверие, открытость, социальное взаимодействие.
The summary:
The article is devoted to the problems of development of the institution of additional professional education in the context of the ideology of social partnership. The author examines different approaches to understanding the social partnership concerning the sphere of additional professional education. The article analyses the main stages, the forms and the mechanisms of social partnership of the actors - the participants of the educational process.
Keywords:
additional professional education, social partnership, social and cultural model of education, voluntarism, accountability, openness, social interaction.
Актуальность социологического исследования социокультурных процессов, протекающих в сфере дополнительного профессионального образования (ДПО), определяется тем, что в формирующемся постиндустриальном обществе знания становятся доминантной ценностью, реально обеспечивая развитие и конкурентоспособность нации. В современной России переход к постиндустриальному, информационно-технологическому развитию усугубляется трансформационным кризисом, при котором возникает ситуация растерянности, особенно остро переживаемая старшим поколением.
В складывающихся социокультурных и экономических условиях постиндустриального века поиск оптимальных механизмов управления - включая и образовательную политику в сфере дополнительной профессиональной подготовки мобильных специалистов - все страны должны опираться не столько на закон, договор, экономическую целесообразность, сколько на взаимодействие, ответственность перед обществом и доверие.
В рамках проводимого автором исследования дополнительное профессиональное образование рассматривается не только как стратегический ресурс социальноэкономического развития общества, региона, но и как «место встречи» социальных субъектов, участников социального взаимодействия в сфере ДПО. Такое видение проблемы делает очевидной необходимость поиска точек соприкосновения всех субъектов в системе ДПО посредством моделирования социального партнерства, которое представляется нам как особый тип совместной деятельности, характеризующийся «доверием, общими целями и
ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат развития всех субъектов образования» [1, с. 97].
Данный подход уже давно используется в развитых зарубежных странах в качестве метода решения социально-экономических проблем. Однако в российском обществе он до сих пор не получил распространения. Неразработанность механизмов социального партнерства, сохраняющийся разрыв связей с работодателями, социальными партнерами порождают проблему разработки концептуальных основ формирования региональной социокультурной модели социального партнерства в системе дополнительного профессионального образования.
В рамках общей теории социального управления Г.П. Зинченко рассматривает понятие «социальное партнерство» как форму взаимодействия многообразных субъектов социума (государственных институтов, корпораций, некоммерческих организаций, социальных групп и др.), позволяющего им свободно выражать свои интересы и находить цивилизованные способы их реализации [2, с. 19]. Данное определение принято автором в качестве рабочего понятия при изучении механизмов социального взаимодействия в дополнительном профессиональном образовании как частном случае его применения.
Все совокупные субъекты модели социального партнерства в системе ДПО могут быть разделены на две группы: 1 - субъекты, вступающие во взаимодействие между собой на мезосоциальном уровне (учреждения ДПО, органы государственной власти, работодатели); 2 - на микросоциальном (преподавательский состав учреждений ДПО и контингент обучающихся).
Социокультурная модель социального партнерства в дополнительном профессиональном образовании включает три культурных пространства: 1) гуманитарная культура, обеспечивающая диалог между социальными нормами, идеалами и терминальными ценностями-целями отдельных акторов, которые детерминируют их профессиональные предпочтения; 2) технологическая культура, обеспечивающая ориентацию общества на определенное качество профессионального образования и уровень научных достижений, что обусловливает актуальный набор профессиональных компетентностей; 3) профессионально-педагогическая культура, в пространстве которой выстраивается диалог между социальным заказом на профессиональное образование и инструментальными ценностями-средствами на уровне актора.
Таким образом, «партнерство» - это взаимодействие участников образовательного процесса, с одной стороны. С другой - социальное партнерство субъектов в системе ДПО - это отношения между коллективными субъектами, заинтересованными на определенном этапе взаимодействия в эффективности ДПО. К тому же партнерство является культурным явлением, потому что в нем отражены традиции конкретного этапа культурного развития общества.
Сущность социального партнерства заключается в равноправном взаимодействии социальных (административно-правовых, гражданских, культурных и образовательных учреждений), производственных субъектов и бизнес-структур, направленном на целесообразное выполнение профессионально-образовательной миссии образовательным учреждением системы ДПО [3, с. 45].
Каково содержание социального партнерства? Автору представляется, что взаимодействие учебного заведения в системе ДПО с социальными партнерами должно быть направлено на обеспечение всех основных аспектов модернизации дополнительного профессионального образования: 1) формирование стратегии развития учебного заведения; 2) содержание образования, организация образовательного процесса, контроль ка-
чества образования; 3) изучение рынка труда; 4) кадровое обеспечение; 5) материальнотехническое обеспечение; 6) привлечение дополнительных финансовых средств.
Важным направлением взаимодействия с социальными партнерами в области содержания образования является их привлечение к разработке учебно-программной документации по подготовке специалистов. Такое взаимодействие должно быть направлено на обеспечение учета современных и перспективных требований к специалистам, предъявляемым со стороны работодателей.
Социальное партнерство призвано играть важную роль в обеспечении практического обучения участников образовательного процесса - потребителей дополнительных образовательных услуг, особенно по техническим специальностям, с использованием современного оборудования и технологий. С этой целью необходимо осуществлять: 1) организацию практического обучения слушателей с использованием современной технологической базы предприятий; 2) расширение взаимодействия с социальными партнерами по развитию производственной деятельности учебных заведений ДПО; 3) формирование учебно-производственных комплексов путем интеграции вышеназванных учебных заведений с производством.
Особое место партнерство занимает в процессе изучения рынка труда с целью обеспечения соответствия структуры и масштабов подготовки специалистов потребностям экономики. В связи с этим основными путями решения этой задачи являются следующие: 1) развитие взаимодействия учебных заведений системы ДПО и региональных служб занятости населения; 2) заключение и реализация договоров о подготовке специалистов между потенциальными работодателями и учреждениями в системе ДПО.
Управление учреждениями и структурными подразделениями системы ДПО на основе принципов педагогического менеджмента предполагает партнерство в области кадрового обеспечения образовательного процесса посредством привлечения к преподаванию в учреждениях ДПО специалистов, имеющих опыт профессиональной деятельности в соответствующих отраслях производства.
В условиях рыночных отношений немаловажное место отводится партнерству в сфере материально-технического обеспечения и привлечения дополнительных финансовых средств посредством заключения двусторонних договоров между работодателями и образовательными учреждениями. Средства, полученные от работодателей, могут быть использованы на развитие образовательного учреждения, в том числе для совершенствования образовательного процесса, проведения ремонтных работ и др.
Итак, партнерство может стать реальным социальным механизмом управления развитием системы ДПО посредством последовательного и целенаправленного выполнения договоров о сотрудничестве.
Модель социального партнерства как социального взаимодействия в системе ДПО включает три этапа: 1) установление контактов посредством общения и диалога; 2) определение взаимной полезности посредством осмысления норм, идеалов и целей субъектов; 3) совместная целерациональная деятельность. Исходя из этого, можно смоделировать континуум социального партнерства.
Первая точка континуума социального партнерства - это установка контакта на основе доверия, что обусловливает определенную степень добровольности со стороны каждого из субъектов.
Второй этап социального партнерства - это общение, во время которого происходит осмысление норм, идеалов и ценностей субъектов (ценности-цели). Доверие между партнерами должно чем-то подкрепляться. Практика показывает, что «опереться» можно
исключительно на нравственную позицию субъектов, их убежденность в правильности тех целей, с которыми они вступают в социальный контакт [4, с. 35].
Для эффективной реализации модели социального партнерства необходимо выявить реальные потребности различных субъектов в региональной системе ДПО, а затем обратить внимание на осмысление ценностных установок, а именно: 1) нормы - это тот заказ от государства, который зафиксирован в образовательной политике и государственных стандартах; 2) идеалы - это обобщенные цели профессионального образования, зафиксированные в инновационном предвидении будущих специальностей, необходимых для развития страны; 3) цели - это идеал специалиста, зафиксированный в профессиограмме.
Следующим этапом является организация совместной деятельности по достижению определенных результатов. Здесь «проявляются» ценности-средства, которые детерминируют открытость социального партнерства.
Этапы и эффективность предлагаемой автором модели социального партнерства субъектов ДПО можно наглядно представить следующим образом:
КОНТИНУУМ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
1
Т
т
Первый этап -установка контактов посредством общения и диалога
I
Второй этап - определение взаимной полезности посредством осмысления норм, идеалов и целей субъектов
I
степень добровольности степень долговременности
Третий этап -совместная целерациональная деятельность
I
степень открытости
Рис. 1. Социальное партнерство как социокультурный феномен взаимодействия субъектов ДПО
Ссылки:
1. Михеев В.А. Основы социального партнерства: теория и политика. М., 2001.
2. Зинченко Г.П., Рогов И.И. Социальное партнерство : учебник. М., 2009. 224 с.
3. Исправникова Н.Р. Государственно-частное партнерство в России: проблемы становления // Глобализация и социальные изменения в современной России. М., 2006.
4. Новые ценности образования. Антропологический, деятельностный и кльтурологический подходы. Тезаурус: Выпуск 5 (24) / под ред.
Н. Крыловой. М., 2005. 182 с.
References (transliterated):
1. Mikheev V.A. Osnovy sotsial'nogo partnerstva: teoriya i politika. M., 2001.
2. Zinchenko G.P., Rogov I.I. Sotsial'noe part-nerstvo : textbook. M., 2009. 224 p.
3. Ispravnikova N.R. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v Rossii: problemy stanovleniya // Globalizatsiya i sotsial'nye izmeneniya v sov-remennoy Rossii. M., 2006.
4. Novye tsennosti obrazovaniya. Antropolog-icheskiy, deyatel'nostniy i kl'turologicheskiy pod-khody. Tezaurus: Issue 5 (24) / ed. by N. Krylova. M., 2005. 182 p.