СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ1
Гафиатулина Наталья Халиловна
Кандидат социологических наук, доцент, Институт социологии и регионоведения Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону, e-mail: [email protected]
В данной статье социологической рефлексии подвергается актуальная, общественно значимая для российского общества и еще недостаточно исследованная в науке проблема повышения социального здоровья российской молодежи через призму развития социального партнерства в системе дополнительного профессионального образования. Статья носит инновационный межотраслевой характер, что предполагает анализ подходов, сложившихся в относительно изолированных в своем развитии отраслях -
SOCIAL PARTNERSHIP IN THE SYSTEM OF FURTHER VOCATIONAL
EDUCATION AS A FACTOR OF INCREASING OF SOCIAL HEALTH OF RUSSIAN YOUTH
Gafiatulina Natalya Kh.
Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Southern Federal University, Rostov-on-Don, e -mail: [email protected]
In the article a sociological reflection of the problem of improving of social health of Russian youth through the prism of development of social partnership in the system of additional professional education is made. This issue has great public importance for Russian society and still has not been investigated properly in sociological science. The article is innovative in cross-sectoral, it involves the analysis of approaches in relatively isolatedly developed sectors - sociology of education, sociology of health and sociology of profes-
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научного исследования «Социальное партнерство в системе дополнительного профессионального образования: модели мотивации и кооперации», проект № 14-03-00236.
социологии образования, социологии здоровья и социологии профессий. В статье подчеркивается, что перспективной для развития дополнительного профессионального образования является концепция социального здоровьесбережения молодежи через создание комфортной образовательной среды, которую может обеспечить развитие социального партнерства, инициированное самой системой дополнительного профессионального образования как особой сферой социальной жизнедеятельности.
Ключевые слова: социальное партнерство, дополнительное профессиональное образование, социальное здоровье, российская молодежь, российское общество, национальная безопасность.
Проблема развития социального партнерства в системе российского дополнительного профессионального образования (ДПО) приобрела в образовательной практике особую актуальность в течение двух последних десятилетий. Признание Правительством РФ ценности дополнительного образования как важнейшего ресурса обеспечения прав человека на свободное личностное развитие и профессиональное самоопределение - свидетельство государственной важности решения проблем образования и социализации здоровой личности [1]. Социальный заказ на развитие системы ДПО предопределяется основной его целью - подготовкой молодого поколения профессионалов, способного к решению различных проблем, к активной творческой, социально здоровой жизнедеятельности в мировом сообществе. Такой социальный заказ связан, прежде всего, с тем, что социально-экономические реформы значительно изменили в обществе рынок труда, существенно повысили требования к конкурентоспособности, профессиональной мобильности и личности молодого специалиста [2]. По авторитетному мнению А.В. Лубского и Г.И. Герасимова, чтобы быть профессионально конкурентным и социально успешным в условиях инновационного социума, современному молодому специалисту необходимо обладать познавательной самостоятельностью и способностью приобретать новые знания, владеть ими как инструментом познавательно-практической деятельности [3, 4]. Бесспорно, что основным и ведущим звеном в механизме социального реформирования и модернизации российского ДПО является состояние здоровья молоде-
sions. The article emphasizes that the concept of social health of youth through the creation of comfortable learning environment is perspective for the development of additional professional education. It can be ensured by the development of social partnership, initiated by the system of additional professional education as a distinct sphere of social life.
Keywords: social partnership, further vocational education, social health, Russian youth, Russian society, national security.
жи как одного из ключевых ресурсов настоящего и будущего развития общества.
Миссия ДПО, как отмечает В.А. Степихова, состоит в том, чтобы превратиться в «системный интегратор открытого вариативного образования», обеспечивающего конкурентоспособность личности и общества, и превратить жизненное пространство молодежи в адекватное мотивирующее пространство, определяющее ее самоактуализацию и самореализацию [5].
При этом перспективной для развития ДПО является концепция национального социального здоровьесбережения, которая реализуется через создание комфортной образовательной среды. Такую среду может обеспечить развитие социального партнерства, инициированное самой системой ДПО как особой сферой социальной жизнедеятельности.
В настоящее время не оспаривается тот факт, что система социального партнерства в структуре ДПО - это наиболее эффективный способ достижения социального мира, поддержания оптимального баланса интересов работодателей и работников, обеспечения субъективного благополучия, безопасности и стабильности гражданского общества [6].
Для выявления еще одной доказательной базы актуальности выбранного нами ракурса исследования обратимся к работе М.В. Сокольской, которая указывает на противоречия между потребностью социума в активных, здоровых, успешных профессионалах и отсутствием научно разработанной концепции социального здоровья профессионала; между возрастающими потребностями социума к молодым профессионалам и сложившейся консервативной образовательной и профессиональной средой [7]. А в связи с ростом требований к квалификации и качеству подготовки молодых специалистов одной из главных задач системы профессионального образования является полный учет требований работодателей. Поэтому важным фактором подготовки успешного специалиста-профессионала является привлечение социального партнерства в образовательную сферу.
Феномен социального партнерства в разных сферах общественной жизни исследовали П. Бурдье, Л.Г. Гуслякова, Н.З. Камалиев, А.В. Корсунов, Л.А. Луговской, А.В. Мудрик, Р.М. Куличенко, Р.К. Егорова и др. Так, Н.В. Тюкалова рассматривает социальное партнерство в рамках ДПО как систему отношений образовательных организаций с предприятиями, субъектами и институтами рынка труда, государственными и муниципальными органами власти, обществен-
ными организациями, основанных на выявлении, согласовании и реализации интересов всех участников этих отношений [8].
Как отмечает в своей статье Н.Е. Габелко, социальное партнерство в сфере ДПО следует рассматривать и как этическое понятие, и как организационный принцип. Многие проблемы современного общества, включая преодоление отрицательного влияния индустриализации, механизации и глобализации на социальное самочувствие и здоровье молодых россиян, решаются легче, «если стороны выступают в качестве партнеров, а не противоборствующих группировок, и ориентируются на кооперацию, а не на конфронтацию» [9].
К основным слагаемым социального партнерства следует отнести утверждение общечеловеческих ценностей в системе ДПО. Деформации и негативные явления в любой сфере общества сказываются на социальном самочувствии и здоровье различных социальных групп и, как следствие, проявляются в социальной сфере. Ведь качественное состояние в общественной сфере - надежный показатель социального благополучия, жизнеспособности и здорового, гармоничного развития общества [10].
Уточним, что в рамках междисциплинарного подхода [11] социальное партнерство в практике ДПО рассматривается нами как система институтов и механизмов согласования интересов всех участников образовательно-производственного процесса - от преподавателей, обучающихся до работников и работодателей.
В широком смысле социальное партнерство рассматривается как совместная коллективная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками эффектам. Социальное партнерство не ограничивается разовыми акциями, оно строится на взаимном доверии, взаимном удовлетворении, благоприятном социально-психологическом климате и долгосрочной основе. И базирующееся на таких основаниях развитие социального партнерства в его различных формах является важнейшей частью процесса здоровьесберегающей социализации молодых поколений россиян. Тем более что социальное здоровье молодежи рассматривается как фактор национальной безопасности, поэтому Концепция модернизации российского образования включает в себя задачу сохранения и укрепления физического, психического и социального здоровья молодежи в процессе получения образования. При этом социальное партнерство становится одним из факторов успешности образовательного процесса, предопределяет эффективность процесса обучения и способствует формированию социального здоровья молодежи.
Основополагающим законом, гарантирующим социальное партнерство в России, является Конституция Российской Федерации. Так, в статье 27 Конституции записано, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, образование, труд и здоровье которого находятся под охраной государства.
Стоит обратить внимание, что условия реализации национальных проектов «Здоровье» и «Образование» предъявляют все более высокие требования к профессиональным и личностным качествам молодежи, поэтому образовательный процесс должен отвечать требованиям формирования и укрепления социального здоровья российской молодежи. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» ДПО направлено на всестороннее удовлетворение образовательных «потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании...» [10].
Сегодня исследованию возможностей формирования, сохранения и укрепления социального здоровья российской молодежи посвящен ряд работ современных отечественных ученых: Е.В. Дмитриевой, Р.А. Зобова, В.Н. Келасьева, А.С. Москвич, И.В. Зузуля, О.Е. Ноянзи-ной, Е.В. Курашкиной, Л.В. Булыгиной, Е.В. Цикалюк и др.
Так, Е.В. Дмитриева отмечает, что социальное здоровье является обобщенной характеристикой удовлетворенности или неудовлетворенности молодого человека своим положением в социуме в различных социальных сферах. По мнению Р.А. Зобова и В.Н. Келасьева, для формирования социального здоровья молодой человек должен социализироваться в ряде общественных сред, в том числе и в среде профессионального образования. По окончании школы молодому человеку необходимо вначале получить то или иное профессиональное образование, а в соответствии с требованиями современного общества еще и дополнительное образование. Ученые подчеркивают, что дезинтеграция, невключение в характерную для возраста профессионально-образовательную среду, имеет отрицательные последствия для социального здоровья: так, у молодежи, не имеющей возможности трудоустроиться по специальности, зачастую наблюдается определенная остановка в психосоциальном развитии. Не включившись в ту или иную социальную (образовательную или профессиональную) среду, такая молодежь остается «в своем понимании мира на том же уровне, что и учащиеся школ, отличается незрелостью поведения и социальных ориентаций» [11].
Как мы уже писали в одной из наших статей, социальное здоровье молодежи проявляется при включении ее в общественные (профессионально-образовательные) отношения и социальное воспроизводство. Появляясь на свет с определенным резервом соматического здоровья, молодой человек включается в определенную исторически сложившуюся систему общественных отношений, которая способствует формированию его социального здоровья. Дальнейшее же функционирование молодого человека под воздействием различных социальных институтов (высшей школы, системы ДПО) создает условия (благоприятные или неблагоприятные) для дальнейшего формирования, укрепления и сохранения социального здоровья [12]. Условия профессионально-образовательной среды способствуют (или препятствуют) социальной адаптации молодежи и определяют вектор гармоничного развития личности молодого человека в социальной структуре общества.
Социальное здоровье молодежи является мерой социальной активности, трудоспособности, позволяющей удовлетворять различные потребности, определенные образовательные потребности в том числе. Базовым признаком социального здоровья молодежи является ее способность активно выполнять собственные социально приемлемые функции в обществе.
Социальная составляющая здоровья первоначально формируется под влиянием ближайшего окружения, затем в этот процесс включаются и агенты вторичной социализации: сокурсники, работодатели, коллеги по работе и т.д. Картина социального здоровья отражает социальные связи, ресурсы, межличностные контакты и культуру взаимодействия. Иными словами, социальное здоровье связано с влиянием на личность других людей, общества в целом и зависит от места и роли молодого человека в межличностных отношениях, от социального здоровья общества [1 3]. Социальное здоровье и развитие российской молодежи определяется в первую очередь ее положением в системе образования и направленностью ее ценностных ориентаций [14].
Социальное здоровье как феномен предполагает наличие таких конструктов, как субъективное благополучие и включенность. Субъективное благополучие молодежи - это состояние удовлетворенности собой, собственной жизнью, окружающим миром и своим местом в нем. Включенность - интегративная социальная, психоэмоциональная и интеллектуальная приверженность молодого человека той или иной деятельности, интенсивность усилий, прикладываемых молодым человеком для достижения наилучшего результата в процессе получения ДПО. Социальное партнерство будет способствовать такой включен-
ности, так как фактически предполагает интенциональную направленность, желание молодого человека участвовать активно в образовательном процессе за счет того, что он доверяет профессиональному сообществу, разделяет корпоративные и профессиональные ценности и считает значимым для себя их достижение.
По авторитетному мнению ведущих московских специалистов в области социологи молодежи В.И. Чупрова и Ю.А. Зубок, по степени интегрированности современной молодежи в образовательную сферу можно говорить о развитии молодежи, ее социальном благополучии. «Образовательный статус молодежи является значимым критерием ее социального развития» [15], а значит, и критерием социального здоровья.
Как отмечает в своей статье, посвященной проблеме совершенствования профессиональных компетенций руководителей в условиях ДПО, Л.В. Кузнецова, эффективное функционирование всякого процесса связано с условиями, которые характеризуются обстоятельствами и предпосылками, способствующими чему-либо [1 6]. Получение современной молодежью профессионального образования зависит от условий, которые составляют образовательное пространство того или иного профессионально-образовательного учреждения. По мнению Ю.Г. Волкова, одним из условий является интеграция образовательных дисциплин при взаимодействии преподавателей и социальных партнеров, в ходе которой происходит упрочение связей между учебными модулями, направленными на развитие профессиональных компетенций молодых специалистов [17, 18]. К условиям мы также относим расширение образовательного пространства за счет привлечения к участию в системе ДПО социальных партнеров из различных общественных сфер. Данное условие позволяет не отрывать обучение от практической деятельности, формировать благоприятный социально-психологический климат, что, в свою очередь, будет способствовать повышению уровня социального здоровья молодежи, участвующей в программе ДПО.
Процесс формирования и повышения социального здоровья у российской молодежи при включении социального партнерства в систему ДПО, с нашей точки зрения, можно представить в виде трех стадий: социальная адаптация в системе ДПО, интеграция молодежи в профессионально-образовательную среду и социальное функционирование в системе ДПО.
Первая стадия - социальная адаптация молодежи. Привлеченные к участию в системе ДПО социальные партнеры вступают в активное взаимодействие с молодежью, оказывают влияние друг на друга, тем
самым происходит процесс адаптации. На личностном уровне социальная адаптация способствует согласованию потребностей и притязаний личности молодого человека с реальными возможностями, ожиданиями социальных партнеров и других участников взаимодействия в образовательном пространстве. Отправным пунктом первого этапа становится осознание молодым человеком того, что усвоенные в предыдущей профессиональной деятельности знания, умения и модели профессионального поведения перестают обеспечивать достижение успеха, внутреннего удовлетворения, поэтому актуализируется потребность в повышении уровня профессиональных знаний и изменении поведения в соответствии с требованиями новых реалий.
Вторая стадия формирования и повышения социального здоровья российской молодежи в системе ДПО - интеграция, предполагающая достижение определенного баланса между молодым человеком и пространством ДПО, интеграцию субъект-объектных отношений личности с социальной средой. На данной стадии молодежь, интегрированная в систему ДПО, находит тот оптимальный вариант жизнедеятельности, который способствует процессу ее самореализации.
Важным в развитии социального партнерства в системе ДПО на стадии интеграции является осознание молодыми людьми как квалифицированными специалистами личностного смысла процесса ДПО, своего места в нем. Это позволяет молодым людям сохранять баланс между адаптационной и ценностно-смысловой составляющими профессиональной деятельности, поддерживая достаточный уровень социального здоровья, позволяющего решать как личные, так и профессиональные задачи.
Третья стадия - социальное функционирование в системе ДПО, предполагающее выполнение молодежью своих личностно-профессиональных функций, соответствующих ее основной социальной роли и позволяющих идентифицировать себя как полноценного представителя особой социально-профессиональной группы молодежи. Под социальным функционированием мы подразумеваем процесс реализации способности молодого человека к жизнедеятельности в образовательном пространстве и в социальной среде посредством нормального социально-профессионального становления его личности, достижения и сохранения им соответствующего социального статуса, жизненного самоопределения и продуктивного развития. Эффективность и успешность достижения этого этапа непосредственно соотносятся с предыдущими этапами, с их благополучным прохождением, поскольку именно в ходе процессов адаптации и интеграции молоде-
жью вырабатываются собственные способы социального функционирования, повышается уровень ее социального здоровья [19].
Заметим, что с целью повышения уровня социального здоровья всех субъектов образовательного процесса социальное партнерство в системе ДПО с другими заинтересованными лицами может предполагать разные уровни и формы: 1) партнерство внутри самой системы дополнительного образования между социальными группами профессиональной общности; 2) партнерство работников ДПО с представителями иных сфер общественного воспроизводства (учреждений здравоохранения, физической культуры, культуры, службы социальной защиты семьи); 3) партнерство с меценатами, благотворительными организациями.
Грамотно организованное и глубоко продуманное взаимодействие системы ДПО с социальными партнерами приводит к положительным результатам, в первую очередь создает благоприятные предпосылки для развития личности молодого человека, улучшения социального самочувствия, повышения уровня его социального здоровья.
Мы полагаем, что определение круга социальных партнеров и путей сотрудничества с ними можно рассматривать не только как дополнительный ресурс управления и развития организации ДПО, но и как ресурс, способствующий повышению социального здоровья. Для этого необходимо использовать предшествующий опыт, постоянно вести поиски новых форм сотрудничества в системе ДПО, производить тщательный анализ и отбор наиболее полезных и эффективных связей. В целом развитие системы социального партнерства в структуре дополнительного образования создаст возможность достижения относительного баланса интересов молодых работников и работодателей на основе сотрудничества, компромисса, что приведет не только к социальному консенсусу, востребованности, но и к личностному удовлетворению и повышению психического и социального благополучия. Таким образом, партнерство в системе ДПО служит действенным инструментом сочетания социально-экономической эффективности, социальной справедливости, социального доверия и фактором повышения социального здоровья молодых профессионалов.
Литература
1. Концепция развития дополнительного образования : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
References
1. Kontseptsiya razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya : Rasporiyazhenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 4 sentiabrya 2014 g. № 1726-Г.
2. Дьяченко К.В., Тарасенко Л.В., Уголь-ницкий Г.А. Кооперативно-игровое моделирование социального партнерства в системе дополнительного профессионального образования: постановка задачи [Электронный ресурс] // Инженерный вестник Дона. 2016. № 2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2016/ 3587 (дата обращения: 15.08.2016).
3. Герасимов Г.И., Лубский А.В. Диалог о парадигмальном подходе в образовании // Гуманитарий Юга России. 2014. № 1. С. 119-139.
4. Лубский А.В. Междисциплинарные научные исследования: когнитивная мода или социальный вызов // Социологические исследования. 2015. № 10. С. 3-11.
5. Степихова В.А. Развитие социального партнерства в сфере дополнительного образования детей. СПб., 2015. С. 5.
6. Хитрин К.Л. Роль дополнительного профессионального образования в конструировании профессионально-образовательного статуса групп «двойственной профессии» : дис. ... канд. социол. наук. Екатеринбург, 2015. С. 3-4.
7. Сокольская М.В. Личностное здоровье профессионала : автореф. дис. ... канд. пси-хол. наук. Хабаровск, 2012. С. 21.
8. Тюкалова Н.В. Социальное партнерство как инновационная образовательная среда // Человек и мир: конструирование и развитие социальных миров : материалы III Всерос. науч.-практ. конф. Ижевск, 2010. С. 39-43.
9. Габелко Н.Е. Социальное партнерство: основной элемент метод социального управления обществом // Территория науки. 2015. № 4. С. 100-107.
10. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273.
11. Зобов Р.А., Келасьев В.Н. Социальное здоровье и социализация человека. СПб., 2005. С. 76.
12. Гафиатулина Н.Х. Снижение институциональных рисков в сфере образования как условие повышения социального здоровья молодежи // Образование, наука, инновации: Южное измерение. 2015. № 1 (39). С.18-22.
13. Vereshchagina A., Gafiatulina N., Kumykov А., Stepanov О., Samygin S. Gender Analysis of Social Health of Students [Элек-
2. D'iachenko K.V., Tarasenko L.V., Ugol'nitskii G.A. Kooperativno-igrovoe modelirovanie sotsial'nogo partnerstva v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya: postanovka zadachi [Elektronniy resurs] // Inzhenernyi vestnik Dona. 2016. № 2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2016/ 3587 (data obrashcheniya: 15.08.2016).
3. Gerasimov G.I., Lubskiy A.V. Dialog o paradigmal'nom podkhode v obrazovanii // Gumanitariy Yuga Rossii. 2014. № 1. S. 119-139.
4. Lubskiy A.V. Mezhdistsiplinarnye nauchnye issledovaniya: kognitivnaya moda ili social'niy vyzov // Sotsiologicheskie issledovaniya. 2015. № 10. S. 3-11.
5. Stepikhova V.A. Razvitie sotsial'nogo partnerstva v sfere dopolnitel'nogo obra-zovaniya detey. SPb., 2015. S. 5.
6. Khitrin K.L. Rol' dopolnitel'nogo pro-fessional'nogo obrazovaniya v konstruiro-vanii professional'no-obrazovatel'nogo sta-tusa grupp «dvoystvennoy professii» : dis. ... kand. sotsiol. nauk. Ekaterinburg, 2015. S. 3-4.
7. Sokol'skaya M.V. Lichnostnoe zdo-rov'e professionala : avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. Khabarovsk, 2012. S. 21.
8. Tyukalova N.V. Sotsial'noe partnerstvo kak innovatsionnaya obrazovatel'naya sreda // Chelovek i mir: konstruirovanie i razvitie sot-sial'nykh mirov : materialy III Vseros. nauch.-prakt. konf. Izhevsk, 2010. S. 39-43.
9. Gabelko N.E. Sotsial'noe partnerstvo: osnovnoi element metod sotsial'nogo uprav-leniia obshchestvom // Territoriya nauki. 2015. № 4. S. 100-107.
10. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Feder-atsii : Federal'nyi zakon Rossiyskoy Federatsii ot 29 dekabrya 2012 g. № 273.
11. Zobov R.A., Kelas'ev V.N. Sotsial'noe zdorov'e i sotsializatsiya cheloveka. SPb., 2005. S. 76.
12. Gafiatulina N.Kh Snizhenie institutsional'nykh riskov v sfere obrazovaniya kak uslovie povysheniya sotsial'nogo zdorov'ya molodezhi // Obrazovanie, nauka, innovatsii: Yuzhnoe izmerenie. 2015. № 1 (39). S. 18-22.
13. Vereshchagina A., Gafiatulina N., Kumykov A., Stepanov O., Samygin S. Gender Analysis of Social Health of Students [El-
тронный ресурс] // Review of European Studies. 2015. Vol. 7, № 7. P. 223-230. URL: http://www.ccsenet.org/joumal/index.php/res/ article/view/48999 (дата обращения: 15.03.2016).
14. Гафиатулина Н.Х. Социальное здоровье молодежи как ресурс развития социального партнерства в структуре дополнительного профессионального образования // Образование, наука, инновации: Южное измерение. 2014. № 3 (35). С. 111-117.
15. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Социология молодежи. М., 2011. С. 175.
16. Кузнецова Л.В. Совершенствование профессиональных компетенций руководителей в условиях дополнительного профессионального образования // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 2 (51). С. 256-258.
17. Герасимов Г.И., Волков Ю.Г., Павленко Л.Н. Культурно-образовательное пространство: сущность и реалии становления (социально-философский анализ). Ростов н/Д., 2003. 112 с.
18. Волков Ю.Г. О системе дополнительного профессионального образования // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 5. С. 37-53.
19. Гафиатулина Н.Х. Формирование социального здоровья российской молодежи в системе дополнительного профессионального образования // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 1. С. 48-51.
ektronniy resurs] // Review of European Studies. 2015. Vol. 7, № 7. P. 223-230. URL: http:// www.ccsenet.org/journal/index.php/res/artide/ view/48999 (data obrashcheniya: 15.03.2016).
14. Gafiatulina N.Kh. Sotsial'noe zdorov'e molodezhi kak resurs razvitiya sotsial'nogo partnerstva v strukture dopolnitel'nogo pro-fessional'nogo obrazovaniya // Obrazovanie, nauka, innovatsii: Yuzhnoe izmerenie. 2014. № 3 (35). S. 111-117.
15. Chuprov V.I., Zubok Yu.A. Sotsiologi-ya molodezhi. M., 2011. S. 175.
16. Kuznetsova L.V. Sovershenstvovanie professional'nykh kompetentsii rukovoditelei v usloviyakh dopolnitel'nogo profession-al'nogo obrazovaniya // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015. № 2 (51). S. 256-258.
17. Gerasimov G.I., Volkov Yu.G., Pavlenko L.N. Kul'turno-obrazovatel'noe prostranstvo: sushchnost' i realii stanovleniya (social'no-filosofskiy analiz). Rostov n/D., 2003. 112 s.
18. Volkov Yu.G. O sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obra-zovaniya // Social'no-gumanitarnye znaniya. 2000. № 5. S. 37-53.
19. Gafiatulina N.Kh. Formirovanie sotsial'nogo zdorov'ya rossiiskoy molodezhi v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya // Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. 2015. № 1. S. 48-51.