УДК 316
Гафиатулина Наталья Халиловна
кандидат социологических наук, доцент, докторант кафедры моделирования социальных процессов Южного федерального университета [email protected]
Формирование социального ЗДОРОВЬЯ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Natalya Kh. Gafiatulina
Candidate of sociological science, associate professor of chair of modeling of social processes of the Southern federal university [email protected]
The formation of social
HEALTH OF THE RUSSIAN YOUTH IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION
Аннотация. В статье представлены результаты анализа проблемы, связанной с вопросами формирования социального здоровья российской молодежи в системе дополнительного профессионального образования. Дополнительное профессиональное образование становится пространством личностного развития поколения молодежи, создавая тем самым условия жизнеспособного социально здорового общества.
Ключевые слова: молодежь, социальное здоровье, образование, система дополнительного профессионального образования.
Annotation. This paper presents the results of the analysis of the problems associated with questions of formation of social health in the system of additional professional education. Additional professional education becomes a space for personal development generation of young people, thus creating conditions for sustainable and healthy society.
Keywords: youth, social health, education, the system of continuous education.
В стратегии дополнительного профессионального образования (ДПО) в современных условиях особое место отводится заботе о социальном здоровье студенческой молодежи.1 Так, II Всероссийский социологический конгресс в качестве одной из ряда задач государственной политики на данном этапе общественного развития обозначил важность последовательной работы по социальному оздоровлению молодежного сообщества, пропаганду патриотизма, коллективистских ценностей, здорового образа жизни и самосохранительного поведения. Решению этой задачи должны способствовать российские социологи в союзе со всеми здоровыми общественными силами, среди которых важнейшая роль отводится такому важному социальному институту, как институт ДПО. Действительно, высокое качество дополнительного образования и профессиональной подготовки молодежи, способность данной социально-демографической группы к аккумулированию и трансляции знаний во многом обусловлены уровнем ее социального
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научного исследования «Социальное партнерство в системе дополнительного профессионального образования: модели мотивации и кооперации», проект № 14-03-00236.
здоровья, которое имеет существенное значение для успешного социального функционирования молодых людей в обществе.
Выбор молодежи как объекта исследования мотивируется тем, что она является носителем человеческого потенциала российского общества, она более пластична и восприимчива к различным инновационным образовательным программам. Актуальность проблемы формирования социального здоровья молодежи в системе ДПО вполне очевидна, поскольку именно от молодежи, от ее духовно-социального и образовательного уровня зависит цивилизационное развитие нашей страны. В ситуации кризиса социальной и культурной жизни именно дополнительное профессиональное образование становится пространством личностного развития поколения молодежи, создавая тем самым условия жизнеспособного социально здорового общества.
Имеется еще один важный момент, инициирующий нас к обращению к проблеме формирования социального здоровья российской студенческой молодежи в системе ДПО. Зачастую сфера образования, по меткому замечанию академика М.К. Горшкова, долгое время рассматривалась как что-то изолированное, бытующее само по себе. Между тем образование неразрывно связано с социумом, с его социальным самочув-
48
ствием и здоровьем в целом, и так или иначе отражает все, что происходит в нем [2].
На сегодняшний день значимость образовательной сферы для молодого поколения россиян, вопросов организации ее жизнедеятельности, качества образования, трансформации национальных систем профессионального обучения и т.д. признается всем научным сообществом, представители которого считают, что в нынешних условиях ДПО представляет собой не только канал социальной мобильности, способной предупредить рост социально-экономического расслоения, серьезный механизм социокультурной интеграции и социализации молодежи [3], но является также средством формирования и накопления социального и человеческого капитала личности, а значит, и средством формирования социальной стороны здоровья.
Социальное здоровье и духовно-нравственное развитие российской молодежи определяется, в первую очередь, ее положением в системе образования и направленностью ее ценностных ориентаций. Как отмечают наши соотечественники, ведущие специалисты в области социологи молодежи В. И. Чупров и Ю.А. Зубок, по тому, насколько современная молодежь интегрирована в сферу образования, каким образом данный процесс отражается на личности молодого индивида, можно говорить о развитии молодежи, ее социальном благополучии. «Образовательный статус молодежи является значимым критерием ее социального развития» [7, с. 175], а, следовательно, и критерием социального здоровья.
Что же представляет собой социальное здоровье молодого поколения?
В первую очередь, стоит подчеркнуть, что социальное здоровье молодежи является мерой социальной активности, трудоспособности, позволяющей удовлетворять различные потребности и определенные образовательные потребности в том числе. Базовым признаком социального здоровья молодежи является ее способность активно выполнять собственные социально приемлемые функции в обществе.
Социальная составляющая здоровья первоначально формируется под влиянием ближайшего окружения, затем в его формирование включаются и агенты вторичной социализации: сокурсники, работодатели, коллеги по работе и т.д. Картина социального здоровья отражает социальные связи, ресурсы, межличностные контакты и культуру взаимодействия. Иными словами, социальное здоровье связано с влиянием на личность других людей, общества в целом, и зависит от места и роли молодого человека в межличностных отношениях, от нравственного здоровья социума.
В рамках имеющихся представлений, мы даем следующее определение социальному здоровью молодежи: социальное здоровье - это оптимальные, адекватные условия профессиональной образовательной среды, способствующие социальной адаптации и определяющие гармоничное развитие личности молодого человека в социальной структуре общества.
Мы убеждены в том, что формирование социального здоровья студенческой молодежи в системе ДПО определяется рядом обстоятельств:
- во-первых, являясь важным источником стабильности и преемственности, оно может создавать у молодежи ощущение уверенности в собственных силах и устойчивости своего профессионального статуса, а также способствовать формированию чувства социальной защищенности;
- во-вторых, уровень ДПО отражает степень удовлетворенности молодежи своим социальным положением и увеличенным профессиональным опытом;
- в-третьих, провозглашая заботу об улучшении человеческого потенциала, увеличении социального капитала, ДПО тем самым формирует ценность здоровой личности для социума;
- в-четвертых, в соответствии с целью - побуждение участников образовательного пространства к саморазвитию и творческому профессиональному самоопределению, ДПО, таким образом, способствует повышению личностной самооценки и оптимизации социального здоровья.
В подтверждение последнего обстоятельства приведем некоторые эмпирические данные. Согласно исследованиям, проводимым ИС РАН, следует особо отметить, что удовлетворительная оценка собственного социального здоровья молодежью участников опроса четко коррелиру-ется с уровнем их дополнительного образования. Следовательно, образование, в частности систему ДПО, можно рассматривать как один из ведущих факторов, способствующих улучшению социального здоровья в молодежной среде. Так, согласно результатам опроса, 54,6 % молодых людей, включенных в систему ДПО, считают, что их социальное здоровье вполне удовлетворительное в противовес молодежи, не имеющей возможности получать дополнительное образование - 39,3 % [5].
Перейдем к рассмотрению определяющих факторов, способствующих формированию социального здоровья студенческой молодежи в системе ДПО. К ним мы относим факторы эндогенного и экзогенного характера.
К первой группе факторов эндогенного потенциала, на наш взгляд, можно отнести личностноиндивидуальные особенности студенческой молодежи, ее жизненные приоритеты, ценностные установки, общее психосоматические состояние здоровья, которые отражают исходный уровень социального здоровья студенчества. Ко второй группе факторов, носящих экзогенный характер, мы относим различные (экологические, институциональные, социально-экономические, культурные, профессионально-образовательные) условия жизнедеятельности, обусловленные всесторонним воздействием на личность молодого человека образовательной среды. При этом наиболее значимыми являются именно внешние факторы, способствующие формированию социального здоровья студенческой молодежи, скпа-
49
дывающиеся в рамках системы дополнительного профессионального образования.
В число необходимых компонентов, способствующих формированию социального здоровья молодежи в системе ДПО, на наш взгляд, входят: устойчивая благоприятная социально-психологическая атмосфера, право выбора профессии и разнообразие форм обучения, свободное время для образования, внутреннее удовлетворение от процесса познания (от образовательного процесса).
Образовательная среда, которая непосредственно участвует в формировании социального здоровья молодежи, с нашей точки зрения, охватывает: социальные отношения в системе ДПО (преподаватель - обучающийся); социальные процессы (повышение образовательного уровня и рост профессиональной подготовки); социальные явления (конкуренция, неравенство и пр.); процесс вторичной профессиональной социализации молодежи.
Л.В. Тарасенко, рассматривая систему ДПО в качестве института вторичной социализации, выделяет три приоритетных аспекта функционирования российского института ДПО, а именно:
- личностный аспект (определяющий цели и деятельность ДПО с точки зрения пространства личности);
- временной (способствующий превращению профессионального образования в «постоянного спутника человека»);
- аспект социального пространства (детерминирующий потребность личности молодого человека в формировании института ДПО) [6, 61].
В качестве основных функций ДПО Л.В. Тарасенко выделила: компенсаторную, развивающую, адаптационную, рекреационную, защитную.
По нашему мнению, вышеупомянутые аспекты и функции ДПО, расширяющие возможности профессионального роста и личностного самосовершенствования, выступают важными детерминантами, позволяющими обеспечивать функцию формирования социального здоровья молодежи.
Однако, мы хотим обратить внимание, что при очевидных преимуществах, сегодняшняя система дополнительного образования имеет и существенный недостаток: депривированная своей идеологически-воспитательной функции, она
пока не в состоянии изменить что-либо в области духовно-нравственного воспитания в современных условиях перехода в разряд сферы коммерческих услуг. «Став сферой образовательных услуг, система образования автоматически ушла от выполнения своей важнейшей жизнеутверждающей и жизнеобразующей функции -воспитания личности. Дегуманизация образовательной системы и сферы образования - основной источник воспроизводства духовных рисков» [4, с. 165], которые представляют угрозу социальному здоровью современной российской молодежи.
Как указывают современные российские ученые ПИ. Герасимов и Е.В. Куницына, социокультурные изменения объективно актуализируют проблему реформирования образования, от которого зависит дальнейшее выживание и развитие общества. Образование является целенаправленным и контролируемым процессом сохранения и передачи в обществе соответствующей системы отношений [1]. В качестве основ построения образовательных систем нового типа, способствующих преодолению кризиса института образования и решению проблемы социального оздоровления молодежи, вышеуказанные ученые выделяют фундаментальные знания, гуманитаризацию мышления, непрерывность образовательного процесса и возможность получать дополнительное образование.
Вернемся к анализу процесса формирования социального здоровья студенческой молодежи в системе ДПО. По нашим представлениям, данный процесс можно представить в виде четырех стадий: социальной адаптации в системе дополнительного профессионального образования, индивидуализации личности обучающегося, интеграции в образовательную среду и социального функционирования в условиях образовательного учреждения.
Первая стадия - социальной адаптации, которую мы интерпретируем как как некий социальный процесс, в котором и адаптант (личность, молодежная группа), и социальная среда вступают в активное взаимодействие, тем самым оказывая активное влияние друг на друга в процессе социальной адаптации. На личностном уровне социальная адаптация способствует согласованию потребностей и притязаний личности молодого человека с реальными возможностями, ожиданиями других участников взаимодействия в образовательном пространстве. Отправной точкой первого этапа становится осознание молодым человеком того, что усвоенные в предыдущей профессиональной деятельности знания и стереотипы поведения перестают обеспечивать достижение успеха, внутреннего удовлетворения и актуальной становится повышение уровня профессиональных знаний и изменение поведения в соответствии с требованиями новых социальных условий.
Вторая стадия - индивидуализации личности молодого человека, в процессе которой происходит некое обособление, вызванное потребностью профессиональной персонализации. Здесь личность - субъект общественных отношений. Надо сказать, что индивидуализация во многом определяется противоречием, существующим между достигнутым результатом адаптации и потребностью в максимальной реализации своих индивидуальных особенностей.
Третьей стадией формирования социального здоровья студента в системе ДПО является интеграция, которая представляет собой процесс, имеющий своим результатом объединение, восстановление целостного единства. Интеграция в системе ДПО предполагает достижение определенного баланса между молодым человеком и образовательным пространством, интеграцию субъект-объектных отношений личности с соци-
50
альной средой. На данной стадии молодежь, интегрированная в систему ДПО, находит тот оптимальный вариант жизнедеятельности, который способствует процессу ее самореализации.
Наконец, четвертая стадия - социального функционирования в системе ДПО предполагает непосредственное выполнение молодежью функций, соответствующих ее основной социальной роли и позволяющих идентифицировать себя как полноценного представителя особой социально-профессиональной группы молодежи. При этом, под социальным функционированием мы подразумеваем процесс реализации способности молодого человека к жизнедеятельности в образовательном пространстве и в социальной среде посредством нормального социальнопрофессионального становления его личности, достижения и сохранения им соответствующего социального статуса, жизненного самоопределения и продуктивного развития. Эффективность и успешность достижения этого этапа непосредственно соотносится с предыдущими этапами, с их благополучным прохождением, поскольку именно в ходе процессов адаптации, индивиду-
Литература:
1. Герасимов ГМ., Куницына ЕЯ. Социальнофилософские основания развивающего образования. Ростов н/Д., 2012. С. 198.
2. Горшков ММ. Российское общество как оно есть (опыт социологической диагностики). М., 2011. С. 50.
3. Дмитриев Д. Гонка на грани вымирания // Top-manager. 2007. № 6. С. 30.
4. Жапуев ЗА. Социальный иммунитет российского общества: факторы влияния, критерии измерения и стратегии повышения. М., 2013.
5. Социальное самочувствие населения в условиях реформ: региональный аспект / под ред. М.К. Горшкова. М.; СПб, 2011.
6. Тарасенко ЛЯ. Дополнительное профессиональное образование в современной России: становление института вторичной профессиональной социализации: монография. Ростов н/Д., 2010.
7. Чупров ВМ., Зубок ЮА. Социология молодежи : учебник. М., 2011.
ализации и интеграции молодежью вырабатываются собственные способы социального функционирования, формируется определенный уровень социального здоровья.
Таким образом, описанные стадии приводят нас к выводу вывод о том, что ДПО играет значительную роль в процессе формирования социального здоровья студенческой молодежи. ДПО, посредством формирования ощущения принадлежности, идентичности и вовлеченности способствует успешному прохождению молодежью всех стадий формирования социального здоровья: социальной адаптации к ДПО, индивидуализации личности, интеграции в систему дополнительного профессионального образования и социального функционирования в этой системе.
В целом, система ДПО, которая создает условия для выстраивания межличностных отношений, формирования ценностных ориентаций в соответствии с общечеловеческими ценностями, является одним из важнейших факторообразующих условий формирования и укрепления социального здоровья молодежи.
Literature:
1. Gerasimov G.I., Kunitcina E.V. Sociophilosophical foundation of developing education. Rostov-on-Don, 2012. P. 198.
2. Gorshkov M.K. Russian society is it is: (experience of sociological diagnosis). M., 2011. P. 50.
3. Dmitriev D. The race is one the brink extinction // Top-manager. 2007. № 6. P. 30.
4. Zhapuev Z.A. Social immunity of Russian society: impact factors, measurement criteria and strategies to improve. M., 2013.
5. Social wellbeing of the population in conditions of reforms: regional aspect / Ed. M.K. Gorshkov. M.; SPb, 2011.
6. Tarasenko L.V. Additional professional education in modern Russia: the formation of the institution of secondary professional socialization: monograph. Rostov-on-Don, 2010.
7. Shuprov V.I., Zubok U.A. Sociology of youth. M., 2011.
51