Научная статья на тему 'Социальное здоровье российской студенческой молодежи в контексте реализации институциональных механизмов социальной поддержки'

Социальное здоровье российской студенческой молодежи в контексте реализации институциональных механизмов социальной поддержки Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
567
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / РОССИЙСКАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Загутин Дмитрий Сергеевич, Гафиатулина Наталья Халиловна, Самыгин Сергей Иванович

Социальная поддержка российской студенческой молодежи является частью социальной молодежной политики государства, а обеспечение социального здоровья молодежи становится сегодня одной из главных целей государственной молодежной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Загутин Дмитрий Сергеевич, Гафиатулина Наталья Халиловна, Самыгин Сергей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальное здоровье российской студенческой молодежи в контексте реализации институциональных механизмов социальной поддержки»

УДК 316

Гафиатулина Наталья Халиловна

кандидат социологических наук, доцент, докторант института социологии и регионоведения Южного федерального университета gafiatulina@yandex.ru Загутин Дмитрий Сергеевич

доктор философских наук, кандидат технических наук

профессор Донского государственного технического университета

ro stov-zd@mail. ru

Самыгин Сергей Иванович

доктор социологических наук, профессор

Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

samygin78@yandex.ru

Natalya K. Gafiatulina

Candidate of sociological science, associate professor ,

doctoral student of the Institute of Sociology and Regional Studies

of the Southern federal university

gafiatulina@yandex.ru

Dmitry S. Zagutin

candidate of technical sciences, doctor of philosophy, professor of the Don state technical university ro stov-zd@mail .ru Sergey I. Samygin

Doctor of Sociology, Professor of the Rostov state economic university (RINH) samygin78@yandex.ru

Социальное здоровье российской студенческой молодежи в контексте реализации институциональных механизмов социальной

поддержки

The social health of Russian student youth in the context of implementing institutional mechanisms of social support

Аннотация. Социальная поддержка российской студенческой молодежи является частью социальной молодежной политики государства, а обеспечение социального здоровья молодежи становится сегодня одной из главных целей государственной молодежной политики.

Ключевые слова: социальное здоровье, российская студенческая молодежь, механизмы социальной поддержки, социальная защита, государственная молодежная политика, социальные институты.

Abstract: Social support for Russian student youth is part of the social youth policy of the state, and ensuring the social health of young people is now becoming one of the main goals of state youth policy.

Keywords: social health, Russian student youth, social support mechanisms, social protection, state youth policy, social institutions.

Современный этап тотального и радикального реформирования базовых социальных институтов российского общества, характеризующийся общественно-политической, экономической нестабильностью и непредсказуемостью, обостряет проблемы особо уязвимых, противоречивых социально-демографических групп населения. И одной из таких особых групп является студенческая молодежь, которая по причине своего маргинального положения демонстрирует противоречивый амбивалентный потенциал, несущий в себе одновременно наряду с созидательной силой, способной обеспечить прогрессивный уровень социального развития, и дестабилизирующую общественную силу.

Социальные проблемы российской студенческой молодежи неизбежно вытекают из социальных проблем общества и не могут быть разрешены изолированно от общесоциальных проблем. Как сказано в монографии, посвященной государственной молодежной политике, в контексте последних лет стоит признать, что в объективных характеристиках молодежи не прослеживается «заметных улучшений на протяжении уже длительного периода (состояние здоровья, социального самочувствия, репродуктивное поведение, уровень благосостояния и т.д.)». Сохраняются, а зачастую и обостряются проблемы равного доступа к образованию, здравоохранению, культуре и обеспечению профессиональной занятости молодежи [1, с. 265].

Действительно, ретроспективный взгляд на последние два десятилетия демонстрирует устойчивое ухудшение важных характеристик российской студенческой молодежи: социального статуса и самоопределения, состояния физического, психического и социального здоровья, уровня и качества образования, материального и жилищного обеспечения. Следовательно, трудности, с которыми сталкивается современная студенческая молодежь, касаются основных сфер ее специфической жизнедеятельности: ее социального и профессионального самоопределения, успешной социализации и адаптации, формирования здорового образа жизни и сохранения физического, психического и социального здоровья, повышения уровня и качества образования, трудоустройства [2] и пр.

В этой связи особенно актуальной становится проблема социальной поддержки и защиты студенческой молодежи, поскольку, во-первых, именно эта социально-демографическая группа является носителем инновационного потенциала развития общества; во-вторых, социум всегда нуждается в молодых социально здоровых квалифицированных специалистах; в-третьих, возрастает значимость социальных функций социальных институтов, направленных на успешную вторичную социализацию и адаптацию студенческой молодежи, а также ее последующую интеграцию в социум.

Объектом исследования в данной статье является студенческая молодежь как социально-демографическая группа и ее социальное здоровье,

предметом - особенности институциональных механизмов социальной поддержки студенческой молодежи.

В отечественной науке проблемы социальной поддержки и социальной защиты различных слоев и групп населения, в частности, студенческой молодежи, «рассматриваются в контексте обсуждения вопросов социального здоровья, выживания в современных условиях» [3, с. 4].

Теоретико-методологические основы изучению социального здоровья студенческой молодежи заложены современными российскими социологами: Р.А. Зобовым, И.В. Зузуля, В.Н. Келасьевым, Е.В. Курашкиной, А.С. Москвич, О.Е. Ноянзиной, Е.В. Цикалюк и др.

Многогранность категории «социальное здоровье» обусловливает разнообразие его социологических определений, общим признаком которых выступает системность данного явления. В рамках обозначенной проблематики данной статьи, следуя социологической интерпретации социального здоровья студенческой молодежи, можно утверждать, что в обобщенном виде оно представляет собой общественный феномен, формирующийся в процессе взаимодействия индивида с общественными институтами и отражающий уровень такого взаимодействия [4]. Именно институциональная система российского общества и заложенные в ней нормативно-ценностные и мировоззренческие основы и механизмы социальной поддержки несут ответственность за формирование социального здоровья молодых поколений. Причем социальное здоровье студенческой молодежи формируется посредством воздействия таких важнейших социальных институтов, как: образование, семья, экономика, здравоохранение, государство [5]. Данные институты поддерживают нормы интеракций и реализуют разнообразные виды социального контроля, формируя саму общественную сущность молодого человека и его социальное здоровье, возникающие как результат социального взаимодействия и социальной поддержки.

Социальное здоровье студенческой молодежи в рамках данной статьи мы рассматриваем двояко: как интегральную характеристику, отражающую реальную ситуацию в обществе, и как субъективную оценку молодежи степени удовлетворения ее разнообразных (материальных, социальных, образовательных и духовных) потребностей и оценку собственных возможностей. Иными словами, социальное здоровье студенческой молодежи отражает удовлетворенность молодых людей собственным положением в обществе и актуальным состоянием самого общества и функционирования социальных институтов, ответственных за выработку институциональных механизмов социальной поддержки молодежи. Кроме того, это удовлетворенность социальными связями и отношениями, принятие и выполнение социальных норм общества, а также интегральный показатель уровня социальной поддержки и защищенности. В свою очередь социальная поддержка и защита российской студенческой молодежи - это индикатор состояния дел в государстве и других институтах по охране жизни и здоровья, «прав и интересов граждан этого государства в конкретный период

времени включая в себя все защитные механизмы, в том числе и систему социальной защиты, результат действия которых позволяет определить уровень защиты всех сфер жизнедеятельности» [6, с. 14]. В целом, социальная поддержка (защита), как и социальная безопасность, понимается в двух семантических измерениях: объективном и субъективном [7]. Социальная защита студенческой в объективном измерении представляет собой реальное (по принципу «здесь и сейчас») положение дел в семье, экономике, здравоохранении, образовании и государстве, которое характеризует уровень жизни и здоровья, охраны прав и свобод молодого человека. Что касается субъективного измерения уровня защиты, то оно позволяет определить социально-психологическое самочувствие молодого человека относительно его социальной поддержки со стороны институтов.

Необходимо отметить, что пока не разработан единый научный подход к интерпретации социальной поддержки населения в целом, и студенческой молодежи, в частности. В то же время в рамках зарубежной и отечественной литературы активно осуществляется анализ различных аспектов социальных проблем молодежи, в том числе и ее поддержки. В зарубежной литературе Д. Брэндоном, Б. Мэнди, М. Пейном, К. Хурелманом и др. чаще всего поднимаются вопросы о социальной помощи и поддержке в прохождении процесса социализации студенческой молодежи, особенностях ее интеграции в общество, механизмов поддержки в разных жизненных ситуациях.

В отечественной литературе проблеме механизмов социальной защиты молодежи как социально уязвимой группы посвящены работы Е.А. Веретенниковой, А.А. Громовой, Г.А. Добровольской, Е.А. Морозовой, Е.Г. Некрасовой, Л.П. Сидорова, Т.В. Чукановой и др.

Говоря о понятии социальные (институциональные) механизмы, Е.А. Морозова подчеркивает, что это «совокупность приемов, технологий реализации социальной цели» тех или иных социальных институтов, достижения определенного результата, удовлетворения общественного и индивидуального интереса. В целом под механизмами социальной защиты (поддержки) предлагается понимать совокупность организационных, экономических и правовых мер, направленных на сглаживание социального неравенства различных уязвимых групп [8], таких, например, как молодежь.

Е.Г. Некрасова подчеркивает, что студенческая молодежь, будучи наделенной чертами собственной субъектности, вынуждена автономно справляться с различными сложностями процесса социализации, а также проявлять креативные качества в плане социального развития. В силу этого инструментализация понятия «социальная поддержка» предполагает, что молодежь и ее социальное здоровье следует не только защищать от отрицательных социокультурных, общественно-экономических,

политических воздействий, но и позволять ей проявлять и реализовывать собственную инновационность и автономность в решении различных, встающих перед этой социально-демографической группой проблем [9].

Социальная поддержка российской студенческой молодежи является частью социальной молодежной политики государства, а обеспечение

социального здоровья молодежи становится сегодня одной из главных целей государственной молодежной политики. Так, среди приоритетных задач, сформулированных в «Основах государственной молодежной политики до 2025 года», серьезное внимание уделяется формированию физически, психически, духовно и социально здоровой личности, а также формированию ценностей здорового образа жизни в молодежной среде. «Своевременное информирование, предоставление актуальных данных об угрозах здоровью, а также популяризация информации о способах противодействия этим угрозам являются одними из основных компонентов, обеспечивающих формирование большего числа физически и социально здоровых молодых людей» [10]. Уточним здесь, что социальная молодежная политика государства трактуется в широком смысле как отношение государства и его различных социальных институтов к молодежи как социально-демографической группе, а также самой молодежи к другим социальным группам, институтам, ценностям общества. В узком смысле государственная социальная молодежная политика трактуется как особое направление деятельности государства и общественных институтов с целью определенным образом воздействовать на социализацию и социальное развитие молодежи, а посредством этого - на будущее социально здоровое состояние общества в целом.

В данном контексте подразумевается тезаурусный подход к сущности молодежной политики и социальной поддержки, что означает, с одной стороны, оказание помощи в создании соответствующих условий, механизмов и стимулов для реализации студенческой молодежью своих собственных проблем, оказание содействия в развитии творческого, воспроизводственного и инновационного потенциалов; с другой стороны, -принуждение молодежи к соблюдению установившихся в социуме норм и правил, а также обеспечение возможностей для студенческой молодежи участия в управлении делами общества и государства. Кроме того, социальная поддержка российской студенческой молодежи заключается в том, что государство с помощью различных институциональных механизмов стремится обеспечить удовлетворительную жизнедеятельность тем группам студенческой молодежи, которые, находясь в сложном, нестабильном положении, обнаруживают признаки социального нездоровья и не способны без внешней социальной поддержки улучшить его.

Реализация программ социальной поддержки российской студенческой молодежи на базе принципа субсидиарности является главным направлением государственной молодежной политики в сфере социального здравоохранения молодежи. И ведущие общественные государственные институты, и само государство, воплощая базовые принципы социальной поддержки, реализуют следующие важные функции, способствующие улучшению социального самочувствия и повышению уровня социального здоровья студенческой молодежи:

- функцию стабилизации (обеспечение устойчивости сложившихся социальных отношений и социального статуса студенческой молодежи);

- функцию стимуляции (повышение уровня профессионально-образовательной, социально-экономической, общественной активности студенческой молодежи);

- функцию защиты (всестороннее, адресное оказание помощи незащищенным и социально уязвимым группам, в частности, группе студенческой молодежи).

Основные интересы студенческой молодежи заключаются в получении высококачественного высшего профессионального образования, соответствующего интеллектуальным и социальным потребностям личности, позволяющего достойно конкурировать на рынке квалифицированного труда и эффективно трудиться в избранной сфере профессиональной деятельности. Одним из важнейших институциональных механизмов социальной поддержки студенческой молодежи считается государственная помощь этой группе, которая, по причине специфического характера ее учебно-образовательной деятельности и отсутствия источников дохода не в состоянии самостоятельно обеспечить свое материальное существование. Т.е. основные проблемы студенческой молодежи располагаются в плоскости образования, экономики и трудовой интеграции, а их решение напрямую связано с программами социально-экономической поддержки. Одновременно уверенность студенческой молодежи как потенциального специалиста на российском рынке труда в том, что ее знания, умения и формирующиеся навыки окажутся востребованными, является важным, базовым элементом социальной поддержки и залогом ее социального здоровья. Выходом из этой проблемы может служить формирующиеся в государственных вузах центры содействия занятости молодежи и трудоустройства выпускников, с использованием системы, позволяющей студенту получать информацию о вакансиях и сообщать о себе непосредственно в собственном вузе. Нужна интерактивная информационная система, содержащая не столько сведения с бирж труда (о вакантных рабочих местах), сколько информацию о реально существующих потребностях современного российского рынка труда [11].

Применительно к деятельности механизмов системы социальной поддержки и защиты, обеспечение социального здоровья студенческой молодежи во многом определяется способностью этой системы воздействовать на: институты социализации, в частности, на институт семьи, воспитания и образования; охрану (защиту) прав и свобод формирующейся личности; создание системы целевой поддержки и социальной помощи личности будущего специалиста в процессе его личностного и профессионального становления и развития [12].

В результате механизмы социальной поддержки студенческой молодежи предстают как комплексное взаимодействие, в основе которого лежит «структурная сопряженность ряда институтов». Приоритеты социальной поддержки консолидируются вокруг главной цели, которая предстает как формирование и сохранение социального здоровья студенческой молодежи и обеспечение доступа студенческой молодежи к каналам вертикальной мобильности, причем главным образом через

специфическую профессионально-образовательную и профессионально-трудовую деятельность.

В современных условиях социально-экономического кризиса от института семьи, образования, экономики, здравоохранения и государства требуется не только за счет скоординированных механизмов социальной поддержки компенсировать студенческой молодежи недостаточность социального статуса и личностного, профессионального самоопределения, но и помочь в реализации молодежи собственных проективных и инвестиционных стратегий [13], что, безусловно, будет способствовать формированию высокого уровня социального здоровья.

С целью повышения уровня социального здоровья российской студенческой молодежи, на наш взгляд, современная система механизмов социальной поддержки должна базироваться на следующих принципах:

1) экономической справедливости, т.е. социально-экономической поддержке тех групп студенческой молодежи, которая не может в силу своего социального статуса участвовать в экономических отношениях и находится в наиболее депривированном, социально уязвимом положении;

2) адапативности, т.е. способности системы социальной поддержки к динамичному саморазвитию и самосовершенствованию в соответствии с современными общественными стандартами;

3) превентивности мер по социальной защите, т.е. возможности прогнозировать и предупреждать возникновение социальных рисков как на местном, региональном, так и на федеральном уровнях [14];

4) приоритет государственных начал, т.е. способности государства выступать гарантом обеспечения социально-приемлемого уровня жизни для тех групп молодежи, которые не могут достичь этого самостоятельно;

5) социального партнерства - т.е. решение государством практических проблем молодежи совместно с заинтересованными организациями. В частности, в рамках системы социальной защиты с учетом принципа партнерства следует осуществлять интеграцию государственной молодежной политики с социальной политикой в сфере помощи в организации будущей занятости студенческой молодежи и профессионально-трудовых отношений, что также будет способствовать повышению уровня социального здоровья молодежи.

В состав комплексных мер, направленных на социальную поддержку современной молодежи непременно должны входить такие, которые позволят студенческой молодежи как объекту социальной защиты не просто существовать и функционировать в обществе, но и развиваться в социальном, психофизическом, образовательном, материальном, духовно-нравственном отношении, полноценно и безопасно интегрироваться в общество. Литература:

1. Государственная молодежная политика: российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений: научная монография / под общей ред. Вал. А. Лукова. М.: МГУ, 2013. 718 с.

2. Гафиатулина Н.Х. Социальное здоровье студенческой молодежи как индикатор социокультурной интеграции // Социально-гуманитарные знания. 2013. №11. С.255-261.

3. Чуканова Т.В. Социальная поддержка молодежи в современном российском обществе: региональные особенности: автореф. ... уч. степ. канд. социол. наук. Барнаул, 2006. 27 с.

4. Зобов Р.А., Келасьев В.Н. Социальное здоровье и социализация человека / под общ. ред. В.Н. Келасьева. СПб., 2005. 166 с.

5. Гафиатулина Н.Х. Состояние институциональных субъектов, моделирующих социальное здоровье российской молодежи // Инженерный вестник Дона. 2014. Т. 28. №1. С. 75. URL: http://ivdon. ru/magazine/archive/n1y2014/2296.

6. Захаров М.В. Социальная защищенность населения как условие социального благополучия // Социальное благополучие человека в современной России: факторы риска и защиты. Пермь, 2011. С. 13-15.

7. Верещагина А.В., Самыгин С.И., Гафиатулина Н.Х. и др. Социология безопасности: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2017. 264 с.

8. Морозова Е.А. К вопросу о механизмах социальной защиты населения // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2006. №2. С. 58-66.

9. Некрасова Е.Г. Теоретические аспекты изучения государственной социальной поддержки молодежи в современных российских условиях //Гуманитарий Юга России. 2016. Т. 22. №6. С. 269-278.

10. Гафиатулина Н.Х., Кротов Д.В., Самыгин С.И. Социальное здоровье российской молодежи как объект государственной молодежной политики // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. №3.

11. Веретенникова Е. А. О социальной защите студенческой молодежи //Молодой ученый. 2010. №3. С. 244-245.

12. Загутин Д.С. Региональные проблемы формирования культуры технической творческой деятельности личности // Социально-гуманитарные знания. 2011. №7. С. 53-58.

13. Тарасенко Л.В., Нор-Аревян О.А., Кирик В.А. и др. Моделирование профессиональной социализации студенческой молодежи в условиях социальной неопределенности. Ростов н/Д., 2016. 220 c.

14. Загутин Д.С., Фокин Н.И. Проблемы информационной безопасности личности в современных условиях // Вестник непрерывного образования. 2016. №2. С. 17-22.

Literature:

1. State youth policy: the Russian and world practice of realizing the innovative potential of new generations in society: a scientific monograph / under the general ed. Shaft. A. Lukov. Moscow: MGU, 2013. 718p.

2. Gafiatulina N.Kh. Social health of student youth as an indicator of socio-cultural integration // Socio-humanitarian knowledge. 2013. № 11. Pp. 255-261.

3. Chukanova Т.У. Social support of youth in modern Russian society:

regional features: author's abstract. ... uch. step. cand. sociology. sciences. Barnaul, 2006. 27p.

4. Zobov R.A., Kelasiev V.N. Social health and socialization of a person / under total. Ed. V.N. Kelasieva. SPb., 2005. 166p.

5. Gafiatulina N.Kh. The state of institutional subjects that model the social health of Russian youth // Engineering Herald of the Don. 2014. Vol. 28. №1. P. 75. URL: http://ivdon.ru/magazine/archive/n1y2014/2296.

6. Zakharov M.V. Social security of the population as a condition of social welfare // Social well-being of a person in modern Russia: risk factors and protection factors. Perm, 2011. Pp. 13-15.

7. Vereshchagina A.V., Samygin S.I., Gafiatulina N.Kh. and others. Sociology of Security: a Textbook. Moscow: INFRA-M, 2017. 264p.

8. Morozova E.A. To the question of the mechanisms of social protection of the population // Uchenye zapiski Rossiyskogo gosudarstvennogo socialheskoi universit 2006. № 2. Pp. 58-66.

9. Nekrasova E.G. Theoretical aspects of the study of state social support for young people in modern Russian conditions // Humanitarian of the South of Russia. 2016. Vol. 22. № 6. Pp. 269-278.

10. Gafiatulina N.Kh., Krotov D.V., Samygin S.I. Social health of Russian youth as an object of state youth policy // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2017. №3.

11. Veretennikova E.A. On the social protection of student youth // Young Scientist. 2010. № 3. Pp. 244-245.

12. Zagutin D.S. Regional problems of formation of culture of technical creative activity of personality // Socio-humanitarian knowledge. 2011. № 7. Pp. 53-58.

13. Tarasenko L. V., Nor-Arevian O. A., Kirik, V.A., etc., the Modeling of professional socialization of student's youth in conditions of social uncertainty. Rostov n/D., 2016. 220 p.

14. Zagutin D.S., Fokin N.I. Problems of Information Security of the Person in Modern Conditions // Bulletin of Continuing Education. 2016. №2. Pp. 17-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.