Научная статья на тему 'Социальное партнерство в системе дополнительного профессионального образования: социокультурный анализ'

Социальное партнерство в системе дополнительного профессионального образования: социокультурный анализ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
571
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарасенко Лариса Викторовна

Целью статьи является изучение ценностных ориентиров субъектов социального партнерства в системе дополнительного профессионального образования. Автором представлены особенности социокультурных процессов, протекающих в сфере ДПО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тарасенко Лариса Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальное партнерство в системе дополнительного профессионального образования: социокультурный анализ»

Л.В. Тарасенко

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ*

Актуальность социологического исследования социокультурных процессов, протекающих в сфере ДПО, определяется тем, что в формирующемся постиндустриальном обществе знания становятся доминантной ценностью, реально обеспечивая развитие и конкурентоспособность нации. В современной России переход к постиндустриальному, информационно-технологическому развитию усугубляется трансформационным кризисом, при котором возникает ситуация растерянности, которая особенно остро переживается старшим поколением.

В складывающихся социокультурных и экономических условиях поиск оптимальных механизмов управления, включая и образовательную политику в сфере дополнительной профессиональной подготовки мобильных специалистов, в постиндустриальный век страны должны опираться не столько на закон, договор, экономическую целесообразность (основные установки индустриального периода развития), сколько на взаимодействие, моральные обязательства, ответственность перед обществом и доверие, указывают Э. Тоффлер, Ф. Фукуяма, С. Хантингтон и др.

В рамках методологического подхода данного исследования дополнительное профессиональное образование рассматривается автором не только как стратегический ресурс социально-экономического развития общества, региона, но как «место встречи» социальных субъектов, участников социального взаимодействия в сфере ДПО. Отталкиваясь от такого видения проблемы, очевидной становится необходимость поиска точек соприкосновения всех субъектов в системе ДПО посредством организации социального партнерства. С точки зрения социокультурных и психологических механизмов возникновения партнерских отношений в сфере образования, следует обратить внимание на то, что это особый тип совместной деятельности, который характеризуется «доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат развития всех субъектов образования», как отмечает И.А. Хоменко [8, 97]. Данный подход уже давно используется в развитых зарубежных странах в качестве метода решения социально-экономических проблем. Однако в российском обществе он не получил должного научного осмысления, что и определяет актуальность исследования.

Неразработанность механизмов социального партнерства, сохраняющегося разрыва связей с работодателями, социальными партнерами порождает проблему разработки концептуальных основ формирования региональной социокультурной модели социального партнерства в системе дополнительного профессионального образования.

Новизна поставленной задачи заключается в избранном ракурсе изучения системы дополнительного профессионального образования как социокультурного института и конкретизируется в следующем: разработка социокультурной модели социального партнерства в дополнительном профессиональном образовании, базирующейся на ценностных ориентирах общества как совокупного субъекта на мезосоциальном уровне отношений, и акторов как отдельных субъектов, реализующих свое профессиональное право на микросоциальном уровне.

В развитых зарубежных странах социальное партнерство стало использоваться с 50-х годов XX века для разрешения трудовых споров между работодателями и наемными работниками при регулирующей роли государства, что формировало новые представления о социальной справедливости. В постсоветский период в России остро встал вопрос о разрешении социальных конфликтов, поиска социального согласия при различных формах социального взаимодействия, его опти-

*

Исследование, в рамках которого написана данная статья, выполнено при финансовой поддержке Аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (2009-2010) Министерства образования и науки Российской Федерации. Проект РНП.2.1.3.4842 «Методологические и логико-семантические основы исследования социального противоречия и переходных периодов развития современного российского общества». Научный руководитель проекта - доктор философских наук, профессор В.В. Попов.

мальных форм, предлагая, прежде всего, ориентироваться на социальное партнерство (А.В. Дмитриев, Н.Р. Исправникова, И.Я. Кисилев, В.А. Михеев, А.В. Соловьев) [1, 36].

В рамках общей теории социального управления Г.П. Зинченко, рассматривает понятие «социальное партнерство» как форму взаимодействия многообразных субъектов социума (государственных институтов, корпораций, некоммерческих организаций, социальных групп и др.), позволяющее им свободно выражать свои интересы и находить цивилизованные способы их реализации [3, 19]. Данное определение принято автором в качестве рабочего понятия при изучении механизмов социального взаимодействия в дополнительном профессиональном образовании, как частном случае его применения.

В формирующемся постиндустриальном обществе главным ресурсом развития становится интеллектуальный капитал, а знания и информация важнейшими факторами производства, непосредственной производительной силой информационно-коммуникативного типа культуры. Все это изменяет не только формы социального партнерства, но и его содержание. В современных условиях страны должны опираться не только на закон, договор, экономическую целесообразность (основные установки индустриального периода развития), но и на взаимодействие, моральные обязательства, ответственность перед обществом и доверие. Установление контактов между субъектами СПО осуществляется на основе диалога и подразумевает определенные процедуры понимания места каждого из них в качестве равноправных партнеров. Данный этап является базовым для организации социального партнерства и приводит к тому, что участники диалогических отношений вступают в них добровольно. При этом важную роль играет доверие, без которого контакт может стать неэффективным.

Таким образом, можно сделать вывод, что доверие является первым эмпирическим референтом при изучении социального партнерства. Эмпирические референты в социологии определены как «реальные признаки, фиксирующие наличие или отсутствие изучаемого свойства (например, удовлетворение трудом) у объекта и выступающие в виде значения переменной» [2, 939]. Определение наличия доверия и/или недоверия между субъектами социального партнерства может показать степень его добровольности вступления в контакт, а, следовательно, стать основанием для определения типа партнерства, который был характерен для региональной системы СПО в изучаемый период.

В то же время нам не удалось обнаружить работ, в которых были бы изучены ценностные ориентиры субъектов социального взаимодействия в системе ДПО в новых рыночных условиях. В настоящее время также не существует научно разработанного социологического инструментария, отсутствует типология партнерства. Все это актуализирует изучение проблемы организации социального партнерства в системе дополнительного профессионального образования.

Все совокупные субъекты социального партнерства в системе ДПО могут быть разделены на две группы: 1) субъекты, вступающие во взаимодействия между собой на мезосоциальном уровне - учреждения ДПО, органы государственной власти, работодатели; 2) на микросоциаль-ном-коллектив преподавателей учреждений ДПО и группа обучающихся.

Социокультурная модель социального партнерства в дополнительном профессиональном образовании включает три культурных пространства: 1) гуманитарная (духовная) культура, обеспечивающая диалог между социальными нормами, идеалами и терминальными ценностями-целями отдельных акторов, которые детерминируют их профессиональные предпочтения; 2) технологическая культура, обеспечивающая ориентацию общества на определенное качество профессионального образования и уровень научных достижений, что обусловливает актуальный набор профессиональных компетентностей, являющихся составной частью личностных представлений акторов о будущей профессии; 3) профессионально-педагогическая культура, в пространстве которой выстраивается диалог между социальным заказом на профессиональное образование и инструментальными ценностями-средствами на уровне актора посредством чего каждый из них овладевает будущей специальностью в образовательной системе, включая ступень дополнительного профессионального образования.

Таким образом, «партнерство» - это взаимодействие участников образовательного процесса, с одной стороны. С другой, социальное партнерство субъектов в системе ДПО - это отношения между коллективными субъектами, заинтересованными на определенном этапе взаимодействия в эффективности ДПО. К тому же партнерство является культурным явлением, потому что в нем отражены традиции того или иного культурного этапа развития общества. В частности речь идет о современном этапе трансформирования российского общества, составной частью которого является региональная система ДПО.

В сложившейся производственной и социально-педагогической ситуации необходимо использовать партнерство в качестве социального механизма управления системой дополнительного профессионального образования.

Сущность социального партнерства заключается в равноправном взаимодействии социальных (административно-правовых, гражданских, культурных и образовательных учреждений), производственных субъектов и бизнес-структур, направленное на целесообразное выполнение профессионально-образовательной миссии образовательным учреждением системы ДПО. Функциональное взаимодействие субъектов будет оптимальным только на основе гуманитарной методологии, которая, в первую очередь, требует определения интеграционного основания партнерства. Поэтому необходимо выявить общую цель, направления ее реализации, а также аспекты функций, которые могут взять на себя разные субъекты. При таком менеджменте появится возможность объединения на основе образовательных особенностей различных типов учреждений, предоставляющих дополнительные образовательные услуги.

Каково содержание социального партнерства? Автору представляется, что взаимодействие учебного заведения в системе ДПО с социальными партнерами должно быть направлено на обеспечение всех основных аспектов модернизации дополнительного профессионального образования: 1) формирование стратегии развития учебного заведения; 2) содержание образования, организация образовательного процесса, контроль качества образования; 3) изучение рынка труда; 4) кадровое обеспечение; 5) материально-техническое обеспечение; 6) привлечение дополнительных финансовых средств.

Важным направлением взаимодействия с социальными партнерами в области содержания образования является их привлечение к разработке учебно-программной документации по подготовке специалистов. Такое взаимодействие должно быть направлено на обеспечение учета современных и перспективных требований к специалистам, предъявляемых со стороны работодателей.

Социальное партнерство призвано играть важную роль в обеспечении практического обучения участников образовательного процесса - потребителей дополнительных образовательных услуг, особенно по техническим специальностям, с использованием современного оборудования и технологий. С этой целью необходимо осуществлять: 1) организацию практического обучения слушателей с использованием современной технологической базы предприятий; 2) расширение взаимодействия с социальными партнерами по развитию производственной деятельности учебных заведений ДПО; 3) формирование учебно-производственных комплексов путем интеграции выше названных учебных заведений с производством.

Особое место партнерство занимает в процессе изучения рынка труда с целью обеспечения соответствия структуры и масштабов подготовки специалистов потребностям экономики. В связи с этим основными путями решения этой задачи являются следующие: 1) развитие взаимодействия учебных заведений системы ДПО и региональных служб занятости населения; 2) заключение и реализация договоров о подготовке специалистов между потенциальными работодателями и учреждениями в системе ДПО.

Управление учреждениями и структурными подразделениями системы ДПО на основе принципов педагогического менеджмента предполагает партнерство в области кадрового обеспечения образовательного процесса посредством привлечения к преподаванию в учреждениях ДПО специалистов, имеющих опыт профессиональной деятельности в соответствующих отраслях производства.

В условиях рыночных отношений немаловажное место отводится партнерству в сфере материально-технического обеспечения и привлечения дополнительных финансовых средств по-

средством заключения двусторонних договоров между работодателями и образовательными учреждениями. Средства, полученные от работодателей, могут быть использованы на развитие образовательного учреждения, в том числе для совершенствования образовательного процесса, проведения ремонтных работ, организации досуга обучающихся и др.

Итак, партнерство может стать реальным социальным механизмом управления развитием системы дополнительного профессионального образования посредством последовательного и целенаправленного выполнения договоров о сотрудничестве. Заключение двусторонних договоров должно осуществляться в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Законом РФ «Об образовании» и должно быть направлено на подготовку высокопрофессиональных кадров, востребованных бизнесом, промышленностью, социальной сферой и пр. При этом учебное заведение обязуется формировать образовательную программу с учетом требований работодателей (в рамках государственного образовательного стандарта).

Итак, задача - это расширение пространства социального партнерства, развитие различных форм взаимодействия его субъектов.

Основные направления деятельности субъектов социального партнерства представляются следующим образом: 1) определение перечня образовательных услуг, востребованных на рынке труда; 2) определение требований к качеству подготовки специалистов и участие в итоговой государственной аттестации выпускников; 3) определение требований к качеству учебно-программной документации; 4) совершенствование организации образовательного процесса; 5) развитие материально-технической базы учебных заведений; 6) оценка деятельности образовательных учреждений, участие в лицензировании, аттестации и государственной аккредитации учебных заведений; 7) развитие профориентации населения; 8) трудоустройство слушателей учебных заведений системы ДПО.

Социальное партнерство как социальное взаимодействие в системе ДПО включает три этапа: 1) установление контактов посредством общения и диалога; 2) определение взаимной полезности посредством осмысления норм, идеалов и целей субъектов; 3) совместная целерациональная деятельность. Исходя из этого, можно смоделировать континуум социального партнерства.

Первая точка континуума социального партнерства - это установка контакта на основе доверия, что обусловливает определенную степень добровольности со стороны каждого из субъектов.

Второй этап социального партнерства - это общение, во время которого происходит осмысление норм, идеалов и ценностей субъектов (ценности-цели). Дальнейшая процедура анализа данного этапа связана с «разделением» ценности-цели на 1) нормы, 2) идеалы и собственно 3) цели, в настоящем исследовании, цели, связанные с профессиональной подготовкой будущих специалистов. В терминологии Рокича, это может быть соотнесено с терминальными ценностями. Однако существует и другое толкование ценностей-целей. Так И.А. Хоменко отмечает, что на этом этапе установления партнерских отношений общие цели могут пониматься как принципы (способы) их достижения, которые определяются как «взаимная полезность» участников, что происходит посредством изучения возможностей (ресурсов) друг друга. От этого этапа зависит и распределение усилий, т.е. вклада субъектов при достижении желаемого эффекта.

Доверие между партнерами должно чем-то подкрепляться. Практика показывает, что «опереться» можно исключительно на нравственную позицию субъектов, их убежденность в правильности тех целей, с которыми они вступают в социальный контакт. Не случайно, находясь в глубоком кризисе, российская система СПО смогла сохранить основной кадровый потенциал и базовые традиции. Особенно это актуально в тот период, когда происходит коренная смена аксиосферы общественного развития. В связи с этим нам представляется целесообразным введение такого показателя как ригоризм, т.е. твердое и строгое соблюдение нравственных установок при социальных контактах, что обеспечивает стабильность, позволяющая переориентироваться и предпринять поиск новых источников развития.

Итак, характеристика эмпирического референта второго этапа связана с определением ригоризма ценностей-целей, что обусловливает и степень долговременности социального партнерства. Это, в свою очередь, дает основание для определения типа социального партнерства, который существовал в тот или иной период времени. Для эффективного осуществления социального парт-

нерства, необходимо проанализировать, какая реальная потребность существует у различных субъектов в региональной системе СПО, а затем обратить внимание на осмысление ценностных установок, а именно: 1) нормы - это тот заказ от государства, который зафиксирован в образовательной политике и государственных стандартах; 2) идеалы - это обобщенные цели профессионального образования, зафиксированные в инновационном предвидении будущих специальностей, необходимых для развития страны; 3) цели - это идеал выпускника и будущего специалиста, зафиксированный в профессиограмме, а также в образе педагога, обучающего студентов. Определение степени ригоризма норм, идеалов и целей каждого из субъектов социального партнерства в региональной системе СПО позволяет «пролить» свет на долговременность участия во взаимодействии. Таким образом, мы подошли к определению типов социального партнерства в системе ДПО. Исходя из предложенных выше критериев, типы социального партнерства в современной системе ДПО можно обозначить следующим образом: государственно-централизованный (до конца 80-х гг. ХХ века); частно - государственный, децентрализованный (до конца 90-х гг. ХХ века); социально правовой, регулируемый (с нач. ХХ1 века по наст. время) и социокультурный информационно-технологический тип отношений-перспективная модель социального партнерства.

Итак, второй этап можно рассматривать как определенную точку в континууме социального партнерства.

Следующим этапом является организация совместной деятельности по достижению определенных результатов. Здесь «проявляются» ценности-средства, которые детерминируют открытость социального партнерства. Следующим этапом является организация совместной деятельности по достижению определенных результатов, при котором «проявляются» ценности-средства, которые детерминируют открытость социального партнерства. Каким образом можно обнаружить, насколько то или иное социальное партнерство отвечает требованиям современной информационно - технологической культуре? Ученые отмечают, что только ориентация на инновацион-ность методов, технологий обучения и воспитания делают профессиональную подготовку будущих специалистов оптимальными и опережающими. Следовательно, инновационность ценностей-средств может стать эмпирическим референтом при определении степени открытости социального партнерства.

Обоснованные эмпирические референты, этапы и эффективность социального партнерства субъектов ДПО можно наглядно представить как континуум в хронотопе (времени-пространстве) (рис. 1).

Доверие

ЭМПИРИЧЕСКИЕ РЕФЕРЕНТЫ

Ригоризм

Инновационность

КОНТИНУУМ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

т

т

Первый этап - установка контактов посредством общения и диалога

I

степень добровольности

Второй этап - определение взаимной полезности посредством осмысления норм, идеалов и целей субъектов

I

степень долговременности

Третий этап - совместная целерациональ-ная деятельность

I

степень открытости

Рис. 1. Партнерство как социокультурный феномен взаимодействия субъектов СПО

Добровольность, долговременность и открытость являются показателями эффективности или неэффективности социального партнерства, поэтому, изучая ценностные ориентиры субъектов социального партнерства в региональной системе ДПО, можно выявить реальные механизмы управления и принятия управленческих решений, прогнозирования, реформирования института дополнительного профессионального образования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Дмитриев А.В. Социальный конфликт: общее и особенное. М., 2002.

2. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: в 15 т. Эмпирическая и прикладная социология. М.: ИНФРА-М, 2004. Т. 2. 986 с.

3. Зинченко Г.П., Рогов И.И. Социальное партнерство: учебник. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»: Академцентр, 2009. 224 с.

4. Исправникова Н.Р. Государственно-частное партнерство в России: проблемы становления // Глобализация и социальные изменения в современной России. М.: Изд-во Москов. гос. ун-та, 2006.

5. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. Режим доступа: //http://business.polbu.ru/kastels_informepoch/ch04_iii.html

6. Курбатов В.И. Современная западная социология: Аналитический обзор концепций. Ростов н/Д.: Феникс, 2001. 416 с.

7. Лакруа Ж. Избранное: Персонализм. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. 608 с.

8. Михеев В.А. Основы социального партнерства: теория и политика. М., 2001.

9. Новые ценности образования. Антропологический, деятельностный и культурологический подходы: тезаурус / под ред. Н. Крыловой. М.: МОО «Школа и демократия». 2005. Вып. 5 (24). 182 с.

10. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / общ. ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомонов. М.: Политиздат, 1992. 543 с.

Н.В. Ширяева

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ (К ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ)

Вне сферы личной ответственности нет ни добра, ни зла, ни возможности проявить свои высокие моральные качества, ни шансов доказать силу своих убеждений, жертвуя собственными желаниями ради того, что считаешь правильным. Только когда мы сами несем ответственность за свои интересы и свободны принести их в жертву по собственной воле, наше решение имеет моральную ценность.

Ф. Хайек

В современных условиях, когда российское общество пребывает в стадии трансформации всей системы общественных отношений и социально-культурного контекста жизни, существенно обостряется проблема социализации подрастающего поколения. Происходящая смена нормативных приоритетов и ценностей, устоявшихся традиций, стиля взаимоотношений в обществе сказываются как на эффективности функционирования института социализации, призванного обеспечивать преемственность социокультурного опыта и формировать ментальность общества, через трансляцию культурных универсалий, так и на всех социальных механизмах, обеспечивающих процесс полноценного включения новых поколений в активную жизнедеятельность.

Новые реалии, в частности, развитие рыночных отношений в нашей стране сопровождаются весьма неравномерными изменениями в разных сферах жизни, в том числе и в области профессиональной деятельности. Именно здесь возникают принципиально новые, для нашей жизни, явления (в частности, безработица). Возникают новые детерминирующие жизнь противоречия. Наблюдается все возрастающее несоответствие традиционной системы ценностей новым экономическим реалиям, обостряющее процесс перехода от культивировавшейся долгие годы системы коллективистских ценностей к индивидуалистическим жизненным позициям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.