Научная статья на тему 'Основные подходы к профильному обучению на ступени среднего общего образования в системе непрерывного образования на примере университетских классов'

Основные подходы к профильному обучению на ступени среднего общего образования в системе непрерывного образования на примере университетских классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
723
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / УНИВЕРСИТЕТСКИЕ КЛАССЫ / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / CONTINUOUS EDUCATION / SPECIALIZED EDUCATION / VOCATIONAL GUIDANCE OF PERSONALITY / UNIVERSITY CLASSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мангер Татьяна Эдуардовна, Андреева Инна Геннадиевна

На основе развернутого анализа выявлена сущность и специфика профильного обучения на ступени среднего общего образования в системе непрерывного образования на примере университетских классов, проанализированы основные подходы к модернизации образования в целом, обоснованы идеи непрерывного образования, выявлены методологические конструкты профильного обучения, проанализирована деятельность университетских профильных классов в современных условиях. Дан обзор различных сторон современного непрерывного образования, что позволило авторам идентифицировать данное понятие применительно к процессу профилизации обучающихся по основной программе среднего общего образования. Анализ основных подходов к проблеме модернизации образования в целом позволил вскрыть некоторые аспекты, связанные с генеральными целями и задачами, стоящими перед государственной политикой в области образования, что позволило определить возможность практической реализации идей и концепций становления новой образовательной системы, базирующейся на профильном обучении. Подчеркнуто, что создание университетских комплексов, обеспечение преемственности образовательных целей и задач, обучающих программ разнообразного уровня, развитие системы внутрипрофильного обучения создают объективные предпосылки к переходу на более высокий качественный уровень всего образования. Раскрыты основные идеи профильного обучения, ориентированного на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда и позволяющие профориентировать личность школьника на профессиональную деятельность. На примере Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина показана организация образовательного процесса профильного обучения по основной образовательной программе среднего общего образования в университетских классах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мангер Татьяна Эдуардовна, Андреева Инна Геннадиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN APPROACHES TO THE PROFILE TRAINING IN SECONDARY GENERAL EDUCATION IN THE SYSTEM OF CONTINUOUS EDUCATION ON THE EXAMPLE OF UNIVERSITY CLASSES

Basing on the detailed analysis the nature and specificity of profile training in secondary general education in the system of continuous education on the example of University classes is revealed, the basic approaches to educational modernization are analyzed in general, the ideas of continuous education are justified, the methodological constructs of school education are determined, the activities of the University specialized classes in modern conditions are analyzed. An overview of various aspects of modern continuous education is provided, which allowed to identify this concept in relation to the process of profiling students on the basic program of secondary general education. Analysis of the main approaches to the problem of modernization of education in general has allowed to reveal some aspects related to the general goals and tasks of state policy in the field of education, which allowed to determine the possibility of practical realization of ideas and concepts of the development of new educational systems based on specialized training. It is emphasized that the creation of University complexes, ensuring the continuity of educational goals and objectives, training programs of various levels created objective preconditions for the transition to a higher quality level of education. The main ideas of the core education focused on individualized learning and socialization of students taking into account the real needs of the labour market and allowing them to guide the students’ identity to professional activities are revealed. The organization of the educational process of profile training on the basic educational program of secondary general education in University classes is shown on the example of Tambov State University named after G.R. Derzhavin.

Текст научной работы на тему «Основные подходы к профильному обучению на ступени среднего общего образования в системе непрерывного образования на примере университетских классов»

УДК 377.5

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОФИЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ НА СТУПЕНИ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ УНИВЕРСИТЕТСКИХ КЛАССОВ

© Татьяна Эдуардовна МАНГЕР

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры профильной довузовской подготовки Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: mangerins@mail.ru © Инна Геннадиевна АНДРЕЕВА кандидат психологических наук, доцент кафедры социально-педагогического образования Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина E-mail: inna20gig@rambler.ru

На основе развернутого анализа выявлена сущность и специфика профильного обучения на ступени среднего общего образования в системе непрерывного образования на примере университетских классов, проанализированы основные подходы к модернизации образования в целом, обоснованы идеи непрерывного образования, выявлены методологические конструкты профильного обучения, проанализирована деятельность университетских профильных классов в современных условиях. Дан обзор различных сторон современного непрерывного образования, что позволило авторам идентифицировать данное понятие применительно к процессу профилизации обучающихся по основной программе среднего общего образования. Анализ основных подходов к проблеме модернизации образования в целом позволил вскрыть некоторые аспекты, связанные с генеральными целями и задачами, стоящими перед государственной политикой в области образования, что позволило определить возможность практической реализации идей и концепций становления новой образовательной системы, базирующейся на профильном обучении. Подчеркнуто, что создание университетских комплексов, обеспечение преемственности образовательных целей и задач, обучающих программ разнообразного уровня, развитие системы внутрипрофильного обучения создают объективные предпосылки к переходу на более высокий качественный уровень всего образования. Раскрыты основные идеи профильного обучения, ориентированного на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда и позволяющие профориентировать личность школьника на профессиональную деятельность. На примере Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина показана организация образовательного процесса профильного обучения по основной образовательной программе среднего общего образования в университетских классах.

Ключевые слова: образовательное пространство; непрерывное образование; профильное обучение; профориентация личности; университетские классы

DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-9(161)-7-14

Одним из значимых показателей благополучия любой страны, ее социально-экономического и социально-политического роста, демократизации общества в целом, укрепления правового сектора государства выступает уровень образования, как важнейший фактор формирования гуманистической личности, обладающей качественно новым конструктивным и динамичным мышлением. Развивающемуся социуму требуются нравственные, высокообразованные, активно деятельные профессионалы, способные к реализации своего человеческого капитала во все сферы жизнедеятельности общества, которых отличает инновационный подход к выбору и решению разного уровня проблем.

Стратегической целью государственной политики в области образования, как указано в Концепции развития образования РФ до 2020 г., выступает «повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина» [1, с. 23]. И здесь на первый план выходит непрерывное образование, рассматриваемое как способ расширенного духовного производства, предстающее перед личностью как неделимый комплекс средств и процессов ее самореализации, способствующий удовлетворению познавательных и духовных потребностей и запросов; раскрытию и развитию за-

датков, способностей, призвания и потенциала [2-4].

Одним из фундаментальных принципов современного образования является непрерывность, главенствующей основой которого выступают интересы общества, улучшение качества жизни людей. В моделях непрерывного образования делается акцент на возможности продолжения образования на всех этапах жизнедеятельности человека [3]. Лишь в условиях непрерывного образования возможна реализация жизненных целей и ценностей личности, когда закладываются основы формирования общего интеллектуального, культурного и научного потенциала и ставится вопрос об образовании на протяжении всей жизнедеятельности личности на основе широкого использования образовательных инноваций [3].

Информатизация общественной жизни и формирование новых экономических механизмов, действуя в тесной взаимосвязи, определили возможность практической реализации идей и концепций становления новой образовательной системы. Создание университетских комплексов и ассоциаций образовательных заведений, обеспечение преемственности образовательных целей и задач, обучающих программ разнообразного уровня, развитие неформального образования, системы внутрипрофильного обучения создают объективные предпосылки к переходу на более высокий качественный уровень всего образования [3].

В связи с этим, на наш взгляд, очень важным представляется конкуренция различных уровней системы непрерывного образования, охватывающая постоянное обновление многообразных технологий и освоения инноваций, вследствие чего наступает быстрая адаптация к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. Современная молодежь прекрасно понимает, какие возможности открывает качественное образование, т. к. оно выступает гарантом перспективного будущего, позволяет человеку в дальнейшем обрести политическую стабильность, социальную справедливость и защищенность.

Образовательное пространство представляет собой важную часть системы государственной политики, обеспечивающую унифицированный уровень образования лю-

дей, существенной характеристикой которой выступает создание, сохранение и рефлексия объема образовательных услуг.

Сегодня образование перестает существовать только в качестве внешне организованного процесса; оно требует нового осмысления, внедрения современных технологий, что позволит вывести личность на новый качественный уровень в сложившихся условиях глобальной информатизации.

Инновационный подход к образованию в целом и переоценка целей и задач, стоящих перед обществом, позволяют систему непрерывного образования выделить в приоритетное направление развития образовательной системы России в целом. При этом нами отмечается, что на фоне реформирования образования в настоящее время в системе непрерывного образования просматриваются снижение качества подготовки выпускников на разных ступенях системы, слабая ориентация на потребности рынка труда при подготовке педагогических кадров, отсутствие преемственности на всех этапах подготовки, устаревшая материально-техническая база, модернизация Государственных образовательных стандартов и пр.

Поэтому, на наш взгляд, необходимо выстроить образовательную траекторию, в основе которой были бы такие постулаты, как ориентация на индивидуализацию обучения; открытость образования к внешним запросам; ресурсная поддержка и комплекс мер, направленных на решение тех или иных задач; развитие фундаментальных и прикладных исследований за счет усиленной вовлеченности преподавателей и обучающихся и пр. Все это позволит не только сохранить российское образование, но и вырастить новое поколение исследователей, ориентированных на потребности инновационных знаний.

Сегодня мы наблюдаем, что многие выпускники учреждений, осуществляющих образовательный процесс по основной программе среднего общего образования, не могут правильно сориентироваться и сделать перспективный выбор будущей профессии, определиться в социуме. Большинство выпускников школ полагают, что в настоящее время с той знаниевой базой, с которой они приходят в вуз, невозможно дальше успешно обучаться и выстраивать дальнейшую профессиональную карьеру. При этом и многие

вузы пришли к мнению о том, что специализированная подготовка старшеклассников является необходимым условием для поступления и дальнейшего обучения в вузах. Традиционная непрофильная подготовка учащихся на старшей ступени среднего общего образования привела к отсутствию преемственности между средним общим и высшим образованием, что привело к массовому репетиторству, платным курсам, подготовительным отделениям и пр. [5].

И здесь на помощь приходит профильное обучение, ориентированное на социализацию и индивидуализацию обучения личности с учетом истинных потребностей рынка труда и позволяющее профориентировать личность школьника на профессиональную деятельность [5].

В основе обновления старшей ступени среднего общего образования заложена мысль о том, что образование на этом уровне системы непрерывного образования должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным [6].

В настоящее время российское школьное образование накопило богатый опыт по дифференцированному обучению учащихся. Еще в 1864 г. была отмечена первая попытка дифференциации обучения в школе, которая предусматривала создание семиклассных гимназий - классической (подготовка в университет) и реальной (подготовка к практической деятельности и поступлению в специализированные учебные заведения) [7].

В 2002 г., Приказом Минобразования России № 2783 от 18 июля была утверждена Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, которая легла в основу модернизации всего российского образования. В ней отмечается, что «реализация идеи профильности старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора - предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности. Необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося основной ступени, является введение предпрофильной подготовки через организацию курсов по выбору» [5, с. 6].

В Концепции были определены основные принципы образовательной политики в России, приоритеты и пути реализации генеральной, стратегической линии, направленной на обеспечение получения доступного всем полноценного образования.

Одним из главенствующих механизмов дифференциации и индивидуализации обучения является профильное обучение, включающее в себя модификацию структуры, содержания и организации образования, с учетом индивидуальных особенностей личности, их профессиональных интересов и мотивации к обучению в вузе [8].

Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории [5].

Профильное обучение позволяет: обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования; создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ; способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями; расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования [5].

Первостепенным условием организации профильного обучения выступает определение структуры образовательного процесса, модели организации профильного обучения и выделение направлений профилизации. При этом надо понимать, что, с одной стороны, необходимо учитывать индивидуальные способности и интересы учащихся, с другой стороны, факторы, направленные на эффективную организацию и обеспеченность образовательного процесса, позволяющие осуществить дифференциацию образования.

Несомненно, что любая конфигурация профилизации обучения предполагает отно-

сительное сокращение предметов в инвариантном блоке учебного плана. Но это вынужденная мера, которая позволяет расширить уровень знаний учащихся в тех профильных предметных областях, которые не только профилируют обучающегося, но и мотивируют продолжать обучение в вузе.

Университеты России - важная ступень в жизнедеятельности каждого выпускника школ. Какую бы профессию абитуриент не выбрал в будущем, он всегда сможет найти тот, свой вуз, где ему будет дана возможность получить именно ту специальность, о которой он всегда мечтал.

Рассмотрим на примере Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина (далее - ТГУ им. Г.Р. Державина) организацию образовательного процесса профильного обучения по основной образовательной программе среднего общего образования в университетских классах ТГУ им. Г.Р. Державина, деятельность которого направлена на воспитание эпохальной личности, способной к индивидуальному стилю поведения, самоопределению и саморазвитию, выработке личной стратегии жизнедеятельности, включает многообразный спектр специальностей и направлений, реализующего систему непрерывного образования по системе школа - спо - вуз - послевузовское образование.

По поручению губернатора Тамбовской области, в целях организации непрерывного многоуровневого профессионального образования Управление образования и науки Тамбовской области создало в 2009 г. экспериментальные площадки по апробации колледж-классов (реализация основной образовательной программы среднего (полного) общего образования), в дальнейшем переименованные в университетские профильные классы, где ТГУ им. Г.Р. Державина оказался одним из первых, который поддержал данное начинание. Данное начинание в настоящее время успешно функционирует и развивается и уже принесло хорошие плоды.

Университетские профильные классы в ТГУ им. Г.Р. Державина являются составной частью непрерывного профессионального образования и созданы с целью развития системы непрерывного профессионального образования «школа - вуз» в соответствии с нормативной базой Министерства образова-

ния и науки РФ. Специфика обучения в университетских профильных классах заключается в следующем: обеспеченность преемственности целей и задач общего и профессионального образования; интеграция и координация всех образовательных уровней в рамках единой образовательной системы; гибкость и разнообразие содержания, форм, средств, методик обучения; привлечение образовательных ресурсов вуза с использованием разнообразных форм образовательного процесса, в т. ч. модульных, дистанционных образовательных технологий, лекционно-практических занятий и т. д.; стимулировании мотивации к получению высшего образования; обеспечение эффективной адаптации к вузовской системе обучения; поддержание и усовершенствование качества индивидуальной и коллективной жизни путем личного, социального и профессионального саморазвития; повышение профессиональной подготовки педагогов и пр. [2].

Такая особенность обучения дает возможность обучающимся погружаться в будущую профессию и осуществлять осознанный выбор, осваивать образовательное пространство студенческой жизни. Обучение в профильных университетских классах позволяет обучающимся предельно раскрыть свои способности в соответствии с интересами и потребностями, приобрести профессиональную компетентность, научиться делать выбор и нести за него ответственность, целенаправленно выбрать будущую профессию.

Впрочем, учащиеся университетских профильных классов - это не совсем школьники. Профильное обучение по модели «университетский класс» в ТГУ им. Г.Р. Державина обеспечивается дифференциацией содержания обучения, осуществляется на основе интегрированного с высшей школой учебного плана. Данный подход позволяет говорить о том, что для учащихся созданы условия не только для получения среднего общего образования, но они имеют возможность углубленно изучать профильные дисциплины и отдельные дисциплины первого курса профильного бакалавриата, что в дальнейшем приведет к эффективному освоению программ высшего профессионального образования.

Преимуществами обучения в университетских профильных классах в ТГУ

им. Г.Р. Державина выступают: фундаментальная подготовка к ЕГЭ, концентрация на базовых дисциплинах выбранного профиля, введение в будущую профессию, изучение профильных дисциплин вуза, уверенность в получении высшего профессионального образования.

Отличительной особенностью университетских профильных классов является интегрированный учебный план. Он составлен на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования и учебного плана профильного бакалавриата высшей школы. Среди профилей, реализуемых в университетских классах ТГУ им. Г.Р. Державина, нами выделяются такие, как филологический, информационно-технологический, художественно-эстетический, социально-гуманитарный, химико-биологический, оборонно-спортивный, экономико-правовой.

Модель профильного обучения в университетских классах позволяет комбинировать учебные предметы, что и формирует гибкую систему профильного обучения, включающую в себя блоки базовых, общеобразовательных, профильных и элективных учебных предметов.

Базовые общеобразовательные предметы являются обязательными для всех учащихся на всех профилях обучения и регламентируются Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ, реализующих программы среднего общего образования [9].

Профильные общеобразовательные предметы - предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения [9].

Дисциплины, относящиеся к базовому и профильному блокам Базисного учебного плана, составляют Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

Достижение выпускниками уровня требований Федерального компонента государственного образовательного стандарта по базовым общеобразовательным и профильным дисциплинам определяется по результатам зачетно-экзаменационной сессии и единого государственного экзамена (по выбору

выпускников, за исключением обязательных предметов - математики и русского языка).

Элективные учебные курсы составляют блоки регионального компонента и компонента образовательного учреждения, входящие в содержание профиля обучения, и включают дисциплины, базирующиеся на трех основных функциях: углубление и дополнение профильного учебного предмета; расширение содержания одного из базовых учебных предметов (в рамках профиля), направленных на дополнительную подготовку к единому государственному экзамену; удовлетворение познавательных интересов в различных областях знаний [9]. В данные курсы как раз и закладываются профильные дисциплины, реализующиеся по основной образовательной программе высшего образования (бакалавриат). Достижение выпускниками уровня требований Федерального компонента государственного образовательного стандарта по элективным курсам определяется по результатам зачетно-экзаменационной сессии.

Данный подход позволяет учащемуся выбрать свою индивидуальную образовательную траекторию, что позволит его профилировать на дальнейшую профессиональную деятельность. Подобная интеграция планов обеспечивает преемственность между общим и профессиональным образованием, адаптирует обучающегося к вузовской системе обучения.

Профилирование учащихся университетских профильных классов ТГУ им. Г.Р. Державина также осуществляется и через обширную научно-исследовательскую деятельность. Учащиеся университетских профильных классов принимают активное участие в различного уровня научно-практических конференциях, в конкурсах научно-исследовательских студенческих работ, в предметных олимпиадах регионального и Всероссийского значения, в конкурсах на соискание городских и областных именных стипендий, грантов администрации области и областной думы и пр. [10].

Обучающиеся в университетских профильных классах пользуются всей учебно-методической и материально-технической базой ТГУ им. Г.Р. Державина, что значительно повышает мотивацию к обучению. Обучение в университетских профильных классах реализовывает высококвалифициро-

ванный профессорско-преподавательский состав, включающий в себя кандидатов и докторов наук, доцентов и профессоров, преподавателей, имеющих почетные звания и нагрудные знаки.

Учиться в университетских профильных классах может любой выпускник 9 класса школ города, области, а также других регионов. Все выпускники университетских профильных классов поступают в различные вузы нашей страны.

Конечно, каждый человек старается получить те знания, умения и навыки, которые в дальнейшем ему пригодятся в будущей профессии, набраться жизненного опыта, сделать первый шаг к карьерному росту и т. д. Поэтому вся деятельность профессорско-преподавательского состава ТГУ им. Г.Р. Державина, осуществляющего образовательный процесс по основной программе среднего общего образования, направлена на воспитание гуманистической личности, способной к самоопределению и саморазвитию, к индивидуальному стилю поведения и выработки личной стратегии жизнедеятельности.

Таким образом, профильное обучение в университетских классах обеспечивает непрерывность и преемственность профессионального образования. Профильное обучение позволяет вузу, как представителю непрерывного образования, вырабатывать единую образовательную траекторию по системе «школа - вуз», осуществлять дидактическую преемственность на различных этапах обучения, исключая дублирование материала, формировать необходимые организационные и материально-технические условия для внутрипрофильной дифференциации обучения. У выпускников университетских профильных классов формируется начальная профессиональная компетентность, они приобретают те необходимые знания, умения и навыки, применение которых в дальнейшем позволит осуществить правильный выбор профессии и реализовать себя в социуме, гарантировать себе возможность получения полноценного образования, с учетом профессиональных интересов и потребностей.

Список литературы

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.: утв. распоряжением

Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р. М., 2009.

2. Мангер Т.Э. Совершенствование системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства в многоуровневом вузе: ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2001.

3. Мангер Т. Э. Диверсификация системы непрерывного образования в социально-культурной сфере: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Тамбов, 2008.

4. Шанкина С.В. Теория и методология формирования системы непрерывной профессиональной подготовки специалистов спортивных бальных танцев: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Тамбов, 2011.

5. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования: утв. приказом Минобразования РФ от 18.07.2002 г. № 2783. М., 2002.

6. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг.: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 2765-р. М., 2015.

7. Михайлова В.П. Организационно-педагогические условия введения профильного обучения в старших классах учреждений общего образования. На примере Московской области: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2006.

8. Вержбицкий В.В., Власова Ю.Ю., Михайлова А.С., Пустыльник М.Л., Трубина И.И., Шардуба Е.А. Профильное обучение в старшей школе в субъектах Российской Федерации: опыт регионов - 2007 / под ред. Ю.Ю. Власовой. М., 2007.

9. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования: утв. приказом Минобразования РФ от 09.03.2004 г. № 1312: в ред. приказа Минобрнауки РФ от 01.02.2012 г. № 74. М., 2012.

10. Концепция развития многоуровневой системы профессиональной ориентации в Тамбовской области до 2020 г.: утв. постановлением администрации Тамбовской области от 05.05.2014 г. № 484. Тамбов, 2014.

References

1. Russian Federation. (2008) Decree № 1662-r. of the Government of Russia of November 17, 2008, Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federat-sii na period do 2020 g. [The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period until 2020]. Moscow, 2009. (In Russian).

2. Manger T.E. Sovershenstvovanie sistemy nepre-ryvnoy podgotovki spetsialistov kul'tury i iskusstva v mnogourovnevom vuze [Improvmen-tof the system of continuous training of specialists of culture and art in a multi-tier higher education institution]. Avtoreferat dissertatsii ... kandidata pedagogicheskikh nauk. Tambov,

2001. (In Russian).

3. Manger T.E. Diversifikatsiya sistemy nepreryv-nogo obrazovaniya v sotsial'no-kul'turnoy sfere [Diversification of the system of continuous education in the socio-cultural sphere]. Avtoreferat dissertatsii ... doktora pedagogicheskikh nauk. Tambov, 2008. (In Russian).

4. Shankina S.V. Teoriya i metodologiya formiro-vaniya sistemy nepreryvnoy professional'noy podgotovki spetsialistov sportivnykh bal'nykh tantsev [Theory and methodology of formation of system of continuous professional training of ballroom dancing]. Avtoreferat dissertatsii . doktora pedagogicheskikh nauk. Tambov, 2011. (In Russian).

5. Russian Federation. (2002) Order № 2783 of the Ministry of Education and Science of July 18,

2002, Kontseptsiya profil'nogo obucheniya na starshey stupeni obshchego obrazovaniya [The concept of profile training at the senior stage of General education]. Moscow, 2002. (In Russian).

6. Russian Federation. (2008) Decree № 2765-r of the Government of Russia of December 29, 2014, Kontseptsiya Federal'noy tselevoy pro-grammy razvitiya obrazovaniya na 2016-2020 gg. [The concept of the Federal target program of Education development for 2016-2020]. Moscow, 2015. (In Russian).

7. Mikhaylova V.P. Organizatsionno-pedagogi-cheskie usloviya vvedeniya profil'nogo obucheniya v starshikh klassakh uchrezhdeniy obshchego obrazovaniya na primere Moskovskoy oblasti

[Organizational and pedagogical conditions of the introduction of profile education in senior grades of General education institutions on the example of Moscow region]. Avtoreferat dissertatsii ... kandidata pedagogicheskikh nauk. Moscow, 2006. (In Russian).

8. Verzhbitskiy V.V., Vlasova Yu.Yu., Mikhaylova A.S., Pustyl'nik M.L., Trubina I.I., Shardu-ba E.A. Profil'noe obuchenie v starshey shkole v sub "ektakh Rossiyskoy Federatsii: opyt regionov - 2007 [Specialized education in high school in the subjects of the Russian Federation: regional experience - 2007]. Moscow, 2007. (In Russian).

9. Russian Federation. (2012) Order № 1312 of the Ministry of Education of March 9, 2004, Feder-al'nyy bazisnyy uchebnyy plan i primernye uchebnye plany dlya obrazovatel'nykh uchrezhdeniy Rossiyskoy Federatsii, realizuyushchikh programmy obshchego obrazovaniya [Federal basic curriculum and approximate curricula for educational institutions of the Russian Federation, implementing programs of General education] (ed. as Order № 74 of the Ministry of Education and Science of February 1, 2012). Moscow, 2012. (In Russian).

10. Russian Federation. (2014) Decision № 484 of the Administration of the Tambov Region of May 5, 2014, Kontseptsiya razvitiya mnogou-rovnevoy sistemy professional'noy orientatsii v Tambovskoy oblasti do 2020 g. [The concept of the development of the multilevel system of the professional orientation in the Tambov region up to 2020]. Tambov, 2014. (In Russian).

nocTynuna b pegadura 30.03.2016 r. Received 30 March 2016

UDC 377.5

THE MAIN APPROACHES TO THE PROFILE TRAINING IN SECONDARY GENERAL EDUCATION IN THE SYSTEM OF CONTINUOUS EDUCATION ON THE EXAMPLE OF UNIVERSITY CLASSES Tatyana Eduardovna MANGER

Doctor of Pedagogy, Professor, Professor of Specialized Pre-University Preparation

Tambov State University named after G.R. Derzhavin

33 Internatsionalnaya St., Tambov, Russian Federation, 392000

E-mail: mangerins@mail.ru

Inna Gennadievna ANDREEVA

Candidate of Psychology, Associate Professor of Social-Pedagogic Education Department Tambov State University named after G.R. Derzhavin E-mail: inna20gig@rambler.ru

Basing on the detailed analysis the nature and specificity of profile training in secondary general education in the system of continuous education on the example of University classes is revealed, the basic approaches to educational modernization are analyzed in general, the ideas of continuous education are justified, the methodological constructs of school education are determined, the activities of the University specialized classes in modern conditions are analyzed. An overview of various aspects of modern continuous education is provided, which allowed to identify this concept in relation to the process of profiling students on the basic program of secondary general education. Analysis of the main approaches to the problem of modernization of education in general has allowed to reveal some aspects related to the general goals and tasks of state policy in the field of education, which allowed to determine the possibility of practical realization of ideas and concepts of the development of new educational systems based on specialized training. It is emphasized that the creation of University complexes, ensuring the continuity of educational goals and objectives, training programs of various levels created objective preconditions for the transition to a higher quality level of education. The main ideas of the core education focused on individualized learning and socialization of students taking into account the real needs of the labour market and allowing them to guide the students' identity to professional activities are revealed. The organization of the educational process of profile training on the basic educational program of secondary general education in University classes is shown on the example of Tambov State University named after G.R. Derzhavin.

Key words: educational environment; continuous education; specialized education; vocational guidance of personality; University classes

DOI: 10.20310/1810-0201 -2016-21 -9(161 )-7-14

Информация для цитирования:

Мангер Т.Э., Андреева И.Г. Основные подходы к профильному обучению на ступени среднего общего образования в системе непрерывного образования на примере университетских классов // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2016. Т. 21. Вып. 9 (161). С. 7-14. DOI: 10.20310/1810-0201 -2016-21-9(161)-7-14.

Manger T.E., Andreeva I.G. Osnovnye podkhody k profil'nomu obucheniyu na stupeni srednego obshchego obrazovaniya v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya na primere universitetskikh klassov [The main approaches to the profile training in secondary general education in the system of continuous education on the example of university classes]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2016, vol. 21, no. 9 (161), pp. 7-14. DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-9(161)-7-14 (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.