DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-174-27-34 УДК 378.4+37.048.45
СЕТЕВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КЛАСС КАК ФОРМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Татьяна Ивановна ГУЩИНА, Людмила Николаевна МАКАРОВА, Андрей Юрьевич КУРИН
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: tguasot@gmail.com, mako20@inbox.ru, kurinandrey@mail.ru
Аннотация. Обоснована необходимость довузовской профессиональной ориентации старшеклассников на педагогические профессии. Она рассмотрена как этап создания системы профессионального роста педагога. Раскрыты причины снижения интереса к традиционным формам допрофес-сиональной педагогической подготовки как со стороны обучающихся, так и со стороны педагогической общественности. Разработана вариативная модель класса педагогической направленности - сетевой педагогический класс. Обозначена его цель и основные задачи: образовательные, воспитательные и организационные. Предложены основные формы образовательной деятельности в сетевом педагогическом классе. Выявлены возможности социальных сетей и сервисов для учебной деятельности внутри сетевого педагогического класса. Раскрыта структура образовательной программы, состоящая из отдельных модулей, выбор которых согласуется с образовательными организациями, которые будут обучаться в сетевом формате. Каждый из модулей имеет определенную цель и различные организационные формы, что позволяет включать элемент новизны на занятиях, поддерживать интерес обучающихся. Подчеркнут практико-ориентированный характер обучения, включающий блок ознакомительных практик и образовательных экспедиций. Акцентировано внимание на изменении педагогической деятельности преподавателей вуза, работающих в сетевом педагогическом классе, что требует от них хорошего уровня владения информационными технологиями, понимания специфики дистанционного обучения, учета его конструктивных возможностей.
Ключевые слова: непрерывное педагогическое образование; профориентация; педагогическая профессия; модель; сетевой педагогический класс; допрофессиональная подготовка; инновационная среда
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., разработанной Министерством образования и науки Российской Федерации, подчеркивается актуальность стратегической цели государственной политики в сфере образования - повышения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Вышеупомянутой Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации по разделу «Образование» предусмотрено обеспечение инновационного характера базового образования, а также создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.
Основная идея непрерывного образования заключается в постоянном творческом саморазвитии каждого человека на протяжении всей жизни: от допрофессиональной
подготовки до высшего и поствузовского профессионального образования с последовательным усилением роли процесса самообразования.
Говоря о проблеме непрерывного образования, необходимо остановиться на таком важнейшем аспекте, как непрерывное педагогическое образование, выступающее фактором повышения качества людских ресурсов, развития других уровней образования, наращивания инновационного потенциала социума. Непрерывное педагогическое образование - это социально-педагогическая система взаимосвязанных форм, этапов, средств, способов подготовки педагога, повышения его профессионального мастерства, развития личностных качеств и способностей в течение всей жизни [1]. В настоящее время происходит активное изменение восприятия социумом профессии педагога как творческой, инициативной профессии, позволяющей ежедневно создавать совместно с обучащи-мися что-то интересное, новое, необычное.
© Татьяна Т.И., Макарова Л.Н., Курин А.Ю., 2018
27
Изменяются приоритетные задачи в системе педагогического образования: высшей ценностью становится личность с ее потребностью в самоопределении и саморазвитии, реализации творческого потенциала, самоактуализации; возрастает роль внутренних детерминант в обеспечении личностного и профессионального роста педагога; разрабатываются инновационные модели профессионально-ориентированной образовательной среды, способствующей максимальному раскрытию конструктивных внутренних возможностей преподавателей и обучающихся.
Перспективная задача по формированию национальной системы учительского роста поставлена Президентом Российской Федерации на заседании Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования (23 декабря 2015 г.)1. В рамках непрерывного педагогического образования можно говорить о нескольких этапах профессионального становления педагога: допрофессиональная подготовка (школы, гимназии, лицеи, профильные классы), профессиональное обучение (педучилища, педкол-леджи, пединституты, университеты и т. д.), послевузовское образование (педагогическая интернатура, докторантура и т. д.) [2].
В связи с этим возникает закономерный вопрос о необходимости и возможности ранней профориентации обучающихся на педагогические профессии. От эффективности данной работы будет зависеть, какой выбор сделает абитуриент, приходя в вуз. Будет ли его выбор педагогической профессии случайным или осознанным, профессионально-ориентированным; хорошо ли представляет будущий студент преимущества и сложности педагогической деятельности, обладает ли он личностными качествами, необходимыми для профессии типа «Человек-Человек» и соответствующим уровнем мотивации к данной сфере. В этом случае будет иметь место обратно-пропорционная зависимость: чем больше недостаточно мотивированных абитуриентов и студентов «на входе», тем меньше оказывается на выходе из системы педагогического образования выпускников, стремящихся к педагогической деятельности.
1 Заседание Госсовета по вопросам совершенствования системы общего образования. URL: http://kremlin. ru/events/president/news/51001 (дата обращения: 22.12.2017).
Ранее работа по профессиональному самоопределению на профессию учителя успешно проводилась в педагогических классах, однако, с конца 1990-х гг. в России наметилась тенденция к уменьшению их количества, которая просуществовала до настоящего времени [3; 4]. Причинами снижения интереса к традиционным формам допрофес-сиональной педагогической подготовки как со стороны обучающихся, так и со стороны педагогической общественности можно считать следующие факты:
- появление в середине 1990-х гг. (в связи со вступлением в силу Закона «Об образовании» 1992 г.) различных специализированных школ, что несколько изменило приоритеты обучающихся и родителей в выборе образовательного учреждения;
- утверждение в 2002 г. Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, в которой были определены четыре основных профиля обучения старшеклассников: естественно-математический, социально-экономический, гуманитарный и технологический. Наличие данных профилей, безусловно, обеспечивало возможность выбора детьми собственных образовательных траекторий, но, с другой стороны, несколько изменяло приоритеты выбора;
- снижение за последние 40 лет престижности профессии учителя: в 2012 г. исследовательским центром Superjob был проведен опрос россиян, в ходе которого выяснялась степень престижности профессии учителя. 21 % опрошенных граждан признали профессию учителя престижной, но только за границей, а не в России. Большинство россиян - 64 % опрашиваемых - считают профессию учителя не престижной. Кроме того, половина граждан Российской Федерации (51 %) убеждена, что за последние 10 лет статус учителя в России понизился, 21 % опрошенных считают, что статус педагога не изменился, а 17 % утверждают, что он повысился2;
- отсутствие льгот при поступлении в педагогические вузы выпускникам педагогических классов (во многом в связи с введением ЕГЭ). Заметим, что в Республике Бела-
2 Рынок труда: мониторинг, динамика, индексы,
август 2012 / Исследовательский центр портала Super-job.ru. URL: https://www.superjob.ru/research/artides/11 0968/rynok-truda/ (дата обращения: 17.11.2017).
русь с 2017 г. действуют льготы для выпускников профильных классов педагогического направления при поступлении на педагогические специальности3.
Следует подчеркнуть, что профориентация особо выделяется в выступлении В.В. Путина, который говорит о необходимости сделать ее неформальной, максимально учитывая при этом возможности дополнительного образования. В этой связи особенно важным уровнем (этапом) подготовки педагогических кадров является допрофессиональное образование, выявление и развитие школьников, имеющих склонности к деятельности в педагогической сфере с использованием современных профориентационных технологий.
К сожалению, приходится констатировать, что многие школы «не видят» обучающихся, потенциально ориентированных на педагогическую профессию. Как отмечает А.А Марголис, «школа не создает для них специальных образовательных маршрутов, не привлекает их систематическим образом к профессиональным пробам (в форме волон-терства, ассистентва учителю, работы с учащимися младшего возраста), лишая себя, по сути, возможности эффективного воспроизводства» [5, с. 50].
Безусловно, реализация первоначального педагогического образования старшеклассников должна осуществляться в условиях профильного обучения. Однако в соответствии с ФГОС среднего общего образования для обучающихся 10-11 классов определены пять профилей обучения: социально-экономический, технологический, естественнонаучный, гуманитарный и универсальный. Следовательно, создание педагогических классов возможно только «внутри» гуманитарного или универсального профиля.
Для углубленного изучения психолого-педагогических дисциплин и работы над образовательными междисциплинарными проектами возможно создание специальных проблемно-проектных групп, в которые войдут старшеклассники, обучающиеся на разных профилях, но обладающие внутренней мотивацией к педагогической деятельности,
3 Вступительная кампания - 2017. URL: http:// www.polese.by/2017/01/v-belarusi-izmenyayutsya-pravila-priema-v-uchrezhdeniya-vysshego-i-srednego-specialnogo-obrazovaniya (дата обращения: 25.12.2017).
желающие приобрести личностно-профес-сиональные компетенции в данной сфере.
Участники научно-практической конференции «Образование и педагогические науки», состоявшейся в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург) 1415 февраля 2018 г., предложили возродить педагогические классы4. Эта идея получила признание педагогического сообщества. Но при этом важно понимать, что в настоящее время такую традиционную форму работы по подготовке будущих педагогических кадров, как педкласс, необходимо наполнить новым содержанием, новыми активными методами и формами организации учебной и внеурочной деятельности, что позволит сделать его престижным и привлекательным профилем как для старшеклассников, так и для их родителей.
На базе Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина создана и успешно функционирует система непрерывного педагогического образования, важным звеном которой является целенаправленная работа со старшеклассниками по подготовке их к осознанному выбору будущей профессии. Преподаватели педагогического института принимают активное участие в апробации новых механизмов профориентационной работы: ими разработаны и успешно реализуются педагогические десанты и квесты, вариативные программы психологических и педагогических мастерских, профессиональные пробы психолого-педагогической направленности, декады педагогической и психологической грамотности.
Исходя из поставленных Министерством образования и науки Правительством Российской Федерации задач развития системы непрерывного педагогического образования, включая обеспечение преемственности между школой (профильные классы) и вузом, в педагогическом институте ТГУ им. Г.Р. Державина разработаны следующие вариативные модели педагогических классов:
1) модель «Педагогический класс на базе профильных классов педагогического ин-
4 На конференции в Петербурге предложили возродить в России педагогические классы. URL: https:// spbdnevnik.ru/news/2018-02-16/na-konferentsii-v-peter-burge-predlozhili-vozrodit-v-rossii-pedagogicheskiey-klassy (дата обращения: 20.02.2018).
ститута Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина»;
2) модель «Педагогический предуни-версарий»;
3) модель «Сетевой педагогический класс».
В данной статье мы подробно остановимся на создании сетевого (дистанционного) педагогического класса, вариативные модификации которого разрабатываются в отдельных образовательных организациях [6; 7]. Основная цель разработанной нами модели - создание инновационной дистанционной образовательной среды для школьников, обучающихся в г. Тамбов и Тамбовской области, не имеющих возможности регулярно посещать очные занятия педагогического класса. В условиях данной среды будет реализовано качественное обучение дисциплинам психолого-педагогического цикла и осуществляться процесс формирования устойчивой мотивации старшеклассников 10-11 классов на будущую педагогическую деятельность.
Обучение в сетевом педагогическом классе будет способствовать развитию у школьников устойчивого интереса к педагогической профессии, формированию организаторских и коммуникативных умений, творческих способностей, профессионально значимых качеств, необходимых для педагогической деятельности.
В процессе сетевого обучения предполагается решение следующих задач:
организовать деятельность педагогов ТГУ им. Г.Р. Державина по ранней профориентации учащихся на педагогические профессии средствами интернет-ресурсов;
разработать нормативную документацию по организации и сопровождению деятельности, план реализации ранней профориентации на педагогические профессии учащихся средствами интернет-ресурсов;
разработать рабочие программы занятий педагогической направленности в формате видео-лекций, вебинаров/медиа-наров, видео-уроков/медиа-уроков, онлайн мастер-классов с возможностью записи материалов;
организовать дистанционные конкурсы педагогических проектов, исследовательских конкурсов, дистанционных олимпиад, творческих сетевых лабораторий.
Для успешного решения поставленных задач необходимо:
обеспечение методической поддержки внедрения (цифровых) образовательных ресурсов и инструментов в сетевом педагогическом классе;
- диагностика обучающихся, имеющих склонности к педагогической деятельности;
- проектирование индивидуальных маршрутов обучающихся по программам до-профессионального педагогического образования в дистанционном формате;
осуществление профессионально-педагогических проб через включение в социально-педагогическую практику;
- обеспечение непрерывности педагогического образования с помощью дистанционных форм обучения (в целях, задачах, содержании и формах образовательной деятельности обучающихся).
Особое внимание следует обратить на диагностику индивидуальных особенностей старшеклассников, на наличие у них природных задатков и способностей, необходимых для педагогической деятельности. Очень сложно будет осуществить эффективный «вход в профессию» необщительному человеку, ярко выраженному интроверту, равнодушному к людям. К сожалению, в силу массового характера педагогической профессии практически отсутствует «входная» диагностика, направленная на выявление соответствия индивидуальности человека его будущей профессии, хотя имеется ряд теоретических исследований (Н.В. Кузьмина, Е.А. Климов, Е.А. Митин, В.А. Сластенин, И.Ф. Харламов), связанных с проблемой профессиональной пригодности педагога. В России такие «диагностические фильтры» отработаны и используются на практике только для представителей «силовых» специальностей [8].
В качестве основных форм образовательной деятельности в сетевом педагогическом классе можно предложить [9]:
- дистанционное обучение в рамках сообщества (опрос, обучающий семинар, виртуальная конференция, конкурсы, проектная деятельность и др.);
- общение в форумах, чатах; создание веб-страниц и т. д.
Социальные сети и сервисы обеспечивают для учебной деятельности внутри сетево-
го педагогического класса следующие возможности:
доступ к бесплатным и свободным электронным ресурсам учебного назначения;
самостоятельное создание сетевого учебного контента;
- наблюдение за деятельностью других участников сетевого педагогического класса;
- обращение друг к другу за разъяснениями;
мотивирование помощи друг другу для успешного завершения работы;
- создание проблемных, поисковых, исследовательских и других совместных проектов.
Образовательная программа в сетевом педагогическом классе построена на основе углубленного изучения дисциплин в области педагогики и психологии. Она состоит из отдельных модулей, выбор которых согласуется с образовательными организациями, которые будут обучаться в сетевом формате. В качестве возможных дисциплин психолого-педагогического цикла можно предложить следующие:
- основы педагогики;
- основы психологии;
- история педагогики и психологии;
- возрастная психология;
- психология педагогического общения;
- педагогическая риторика;
- педагог: личность и профессия;
- педагогика творчества;
- педагогика и психология саморазвития и т. д.
Каждый из модулей имеет определенную цель и различные организационные формы, что позволяет включать элемент новизны на каждом занятии, поддерживать интерес обучающихся. Содержание занятий формируется с учетом выбора учащихся и направлено на реализацию различных форм деятельности, отличных от урочных (учебных): про-ектно-исследовательская работа, научные и исследовательские кружки, научно-практические конференции, творческие лаборатории, педагогические олимпиады, конкурсы и т. п. Особенностью сетевого обучения является перенос значительной части учебного материала на самостоятельное изучение учебных материалов сетевого курса.
Для реализации сетевой модели педагогических классов к работе с обучающимися в первую очередь привлекаются преподаватели педагогического института ТГУ им. Г.Р. Державина, которые проводят теоретические и практические занятия в режиме онлайн, что требует от них хорошего уровня владения информационными технологиями, понимания специфики дистанционного обучения, учета его конструктивных возможностей и имеющихся ограничений [10; 11].
Кроме данного вида дистанционных занятий также предусмотрено очное обучение в формате образовательных экспедиций, то есть тематических лагерных смен психолого-педагогической направленности на базе спортивно-оздоровительного лагеря «Гал-дым» ТГУ им. Г.Р. Державина. Они будут действовать во время осенних и весенних каникул, их тематика определяется в соответствии с модулями образовательной программы. По желанию старшеклассников и представителей образовательных организаций формат смен может быть расширен за счет включения дополнительных развивающих междисциплинарных блоков.
С целью усиления практико-ориентиро-ванного характера обучения учащихся сетевого педагогического класса в период летних каникул планируется организация ознакомительной практики на летних оздоровительных площадках, в пришкольных лагерях, детских и подростковых общественных объединениях и других местах организации детского досуга и образовательной деятельности.
Практика учащихся педагогических классов также может проводиться в процессе учебного года на базе собственных образовательных учреждений. Старшеклассники могут проводить мини-уроки для учащихся начальной школы и 5-6 классов, организовывать для них внеурочные мероприятия (праздники, викторины, квесты, игровые занятия), руководить учебно-исследовательской и проектной деятельностью школьников 2-5 классов в рамках школьного научного общества, участвовать в подготовке и проведении научных конференций, школьных олимпиад.
Таким образом, организация образовательного процесса в сетевом педагогическом классе обеспечивает:
формирование личности с разносторонним интеллектом, навыками исследовательского труда, высоким уровнем культуры, готовой к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ с учетом склонностей и сложившихся интересов;
личностно-ориентированную направленность, широкий спектр гибких форм обучения и воспитания, сочетающих традиционный и нетрадиционный подходы к различным видам образовательной деятельности на основе использования современных педагогических технологий в формате интернет-общения;
углубленную подготовку обучающихся по предметам психолого-педагогического модуля в сетевой форме;
- изучение динамики раскрытия и развития индивидуальных особенностей и склонностей обучающихся с учетом психолого-педагогического сопровождения.
Список литературы
1. Калинникова Н.Г. Непрерывное педагогическое образование как парадигма // Знание. Понимание. Умение. 2005. № 3. С. 186-189.
2. Макарова Л.Н., Гущина Т.И. Этапы личностного и профессионального роста современного педагога // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2016. Т. 15. № 3. С. 74-80.
3. Ревякина В.И. Педагогические классы: опыт прошлого и современная практика // Педагогика. 2000. № 5. С. 59-64.
4. Амирова Л.С. Допрофессиональная подготовка в профильных педагогических классах общеобразовательных учреждений // Казан-
ский педагогический журнал. 2009. № 7-8. С. 183-187.
5. Марголис А.А. Проблемы и перспективы развития педагогического образования в РФ // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. C. 41-57.
6. Митросенко С.В., Колокольникова З.У., Лобанова О.Б., Басалаева Н.В., Казакова Т.В. Педагогический класс: новое прочтение традиционной формы ориентации на выбор педагогической профессии // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51-3. С. 204-211.
7. Мищенко О.Ю. Педагогические условия реализации модели сетевого профильного обучения в муниципальном образовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. № S3. С. 61-65.
8. Болотов В.А. К вопросу о реформе педагогического образования // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 32-40.
9. Попова Н.Е., Чикова О.А. Технологии дистанционного обучения как инновация в процессе реализации образовательных стандартов нового поколения // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2014. № 2 (18). С. 17-26.
10. Копытова Н.Е. Многомерная профессиональная деятельность преподавателя вуза: от функций к компетенциям // Вестник Казанского государственного энергетического университета. 2013. № 3 (18). С. 97-117.
11. Груздева М.Л., Бахтиярова Л.Н. Педагогические приемы и методы работы преподавателей вуза в условиях информационной образовательной среды // Теория и практика общественного развития. 2014. № 1. С. 166-169.
Поступила в редакцию 06.03.2018 г. Отрецензирована 10.04.2018 г. Принята в печать 16.05.2018 г. Конфликт интересов отсутствует.
Информация об авторах
Гущина Татьяна Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, директор педагогического института. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: tguasot@gmail .com
Макарова Людмила Николаевна, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и образовательных технологий. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: mako20@inbox.ru
Курин Андрей Юрьевич, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой теории и методики дошкольного и начального образования. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: kurinandrey@mail.ru
Для корреспонденции: Макарова Л.Н., e-mail: mako20@inbox.ru
Для цитирования
Гущина Т.И., Макарова Л.Н., Курин А.Ю. Сетевой педагогический класс как форма профессиональной ориентации старшеклассников // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2018. Т. 23, № 174. С. 27-34. БО!: 10.20310/1810-0201-2018-23-174-27-34.
DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-174-27-34
NETWORK EDUCATIONAL CLASS AS A FORM OF SENIOR PUPILS PROFESSIONAL ORIENTATION
Tatyana Ivanovna GUSHCHINA, Lyudmila Nikolaevna MAKAROVA, Andrey Yurevich KURIN
Tambov State University named after G. R. Derzhavin 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation E-mail: tguasot@gmail.com, mako20@inbox.ru, kurinandrey@mail.ru
Abstract. The necessity of pre-university professional orientation of senior students on pedagogical professions is shown. It is considered as a stage of creation of teacher professional growth system. The reasons for the decrease of interest in traditional forms of pre-professional pedagogical training on the part of students and the pedagogical community are revealed. Developed variable model class pedagogical orientation - network educational class. Its purpose and the main tasks: educational and organizational are shown. The basic forms of educational activity in the network pedagogical class are offered. The possibilities of social networks and services for educational activities within the network pedagogical class are revealed. The structure of the educational program, consisting of separate modules, the choice of which is consistent with the educational organizations that will be trained in the network format, is revealed. Each of the modules has a specific purpose and different organizational forms, which allows you to include an element of novelty in the classroom, to maintain the interest of students. The practice-oriented nature of training, including a block of introductory practices and educational expeditions, is emphasized. The attention is paid to the change of pedagogical activity of the University teachers working in the network pedagogical class, which requires them a good level of knowledge of information technology, understanding the specifics of distance learning, taking into account its design features.
Keywords: continuous pedagogical education; professional orientation; pedagogical profession; model; network pedagogical class; pre-professional training; innovative environment
References
1. Kalinnikova N.G. Nepreryvnoe pedagogicheskoe obrazovanie kak paradigma [Continuous pedagogical education as a paradigm]. Znanie. Ponimanie. Umenie - Knowledge. Understanding. Skill, 2005, no. 3, pp. 186-189. (In Russian).
2. Makarova L.N., Gushchina T.I. Etapy lichnostnogo i professional'nogo rosta sovremennogo pedagoga [Stages of personal and professional growth of the modern teacher]. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal Gaudeamus - Psychological-Pedagogical Journal Gaudeamus, 2016, vol. 15, no. 3, pp. 74-80. (In Russian).
3. Revyakina V.I. Pedagogicheskie klassy: opyt proshlogo i sovremennaya praktika [Pedagogical classes: past experiences and modern practices]. Pedagogika - Pedagogy, 2000, no. 5, pp. 59-64. (In Russian).
4. Amirova L.S. Doprofessional'naya podgotovka v profil'nykh pedagogicheskikh klassakh obshcheobrazovatel'nykh uch-rezhdeniy [Pre-professional preparation in the specialized pedagogical classes]. Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal -Kazan pedagogical journal, 2009, no. 7-8, pp. 183-187. (In Russian).
5. Margolis A.A. Problemy i perspektivy razvitiya pedagogicheskogo obrazovaniya v RF [Problems and prospects of the development of pedagogical education in the Russian Federation]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie - Psychological Science and Education, 2014, vol. 19, no. 3, pp. 41-57. (In Russian).
6. Mitrosenko S.V., Kolokolnikova Z.U., Lobanova O.B., Basalaeva N.V., Kazakova T.V. Pedagogicheskiy klass: novoe prochtenie traditsionnoy formy orientatsii na vybor pedagogicheskoy professii [Teaching class: a new interpretation of traditional forms of orientation on the choice of the teaching profession]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya - Problems of Modern Pedagogical Education, 2016, no. 51-3, pp. 204-211. (In Russian).
7. Mishchenko O.Y. Pedagogicheskie usloviya realizatsii modeli setevogo profil'nogo obucheniya v munitsipal'nom obra-zovanii [Pedagogical conditions of realization of the network profile training model in the municipality]. Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal «Kontsept» - Periodic Scientific and Methodological E-Journal "Koncept", 2016, no. S3, pp. 61-65. (In Russian).
8. Bolotov V.A. K voprosu o reforme pedagogicheskogo obrazovaniya [To the questions on the reform of pedagogical education]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie - Psychological Science and Education, 2014, vol. 19, no. 3, pp. 32-40. (In Russian).
9. Popova N.E., Chikova O.A. Tekhnologii distantsionnogo obucheniya kak innovatsiya v protsesse realizatsii obrazova-tel'nykh standartov novogo pokoleniya [Technologies of distance learning as an innovation in the course of implementa-
tion of educational standards of new generation]. Vestnik Novosibiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universi-teta - Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, 2014, no. 2 (18), pp. 17-26. (In Russian).
10. Kopytova N.E. Mnogomernaya professional'naya deyatel'nost' prepodavatelya vuza: ot funktsiy k kompetentsiyam [Multidimensional professional activity of university's lecturer: from functions to competences]. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo energeticheskogo universiteta [Bulletin of Kazan State Power Engineering University], 2013, no. 3 (18), pp. 97-117. (In Russian).
11. Gruzdeva M.L., Bakhtiyarova L.N. Pedagogicheskie priemy i metody raboty prepodavateley vuza v usloviyakh infor-matsionnoy obrazovatel'noy sredy [Teaching techniques and methods of higher school lecturers and education information environment]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya - Theory and Practice of Social Development, 2014, no. 1, pp. 166-169. (In Russian).
Received 6 March 2018 Reviewed 10 April 2018 Accepted for press 16 May 2018 There is no conflict of interests.
Information about the authors
Gushchina Tatyana Ivanovna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Director of Pedagogical Institute. Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation. E-mail: tguasot@gmail.com
Makarova Lyudmila Nikolaevna, Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Pedagogy and Educational Technologies Department. Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation. E-mail: mako20@inbox.ru
Kurin Andrey Yurevich, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Head of Theory and Methods of Preschool and Primary Education Department. Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation. E-mail: kurinandrey@mail.ru
For correspondence: Makarova L.N., e-mail: mako20@inbox.ru
For citation
Gushchina T.I., Makarova L.N., Kurin A.Y. Setevoy pedagogicheskiy klass kak forma professional'noy orientatsii star-sheklassnikov [Network educational class as a form of senior pupils professional orientation]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2018, vol. 23, no. 174, pp. 27-34. DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-174-27-34. (In Russian, Abstr. in Engl.).