6(28)2015 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
© И. Р. Лазаренко DOI: 10.15293/2226-3365.1506.01
УДК 378 + 316.3/.4
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
И. Р. Лазаренко (Барнаул, Россия)
В статье актуализируется использование интегративного подхода при проектировании и реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования в логике модернизации педагогического образования в России на современном этапе.
Интегративный подход рассматривается как средство определения содержания образовательных программ педагогического образования, структуры подготовки педагогических кадров и организации образовательного процесса в соответствии с потребностями развития системы образования в конкретном регионе. Постановка проблемы и поиск ее решения осуществлены на примере образовательной деятельности Алтайского государственного педагогического университета (г. Барнаул).
Разрабатываемые и реализуемые в университете инновационные образовательные проекты имеют индикаторы, подтверждающие их эффективность. Это и положительная динамика трудоустройства выпускников за последние годы, и рост показателей конкурсного и целевого приема абитуриентов, и активизация участия работодателей в реализации программ подготовки педагогических кадров для региональной системы образования.
Ключевые слова: интегративный подход в образовании, модернизация педагогического образования, профессиональный стандарт педагога, регионально-ориентированное проектирование программ педагогического образования, сетевое взаимодействие образовательных организаций.
Инновационные процессы как целенаправленное, необратимое, качественное изменение системы, ее подсистем, компонентов, осуществляемые посредством сменяющих друг друга внутренне целостных и относительно самостоятельных этапов [1, с. 47], можно назвать сущностной характеристикой современного этапа развития высшего образования в целом и педагогического, в частности. Многообразие
новаций, их разнонаправленность и разнохарактерность по-прежнему остаются предметом внимания ученых [2, с. 9-15] и практиков [3, с. 120-122].
Анализируя современную практику высшей школы, можно утверждать, что изменения происходят на методологическом, институциональном, содержательном и технологическом уровнях.
Лазаренко Ирина Рудольфовна - доктор педагогических наук, профессор, ректор, Алтайский государственный педагогический университет. E-mail: [email protected]
© 2011-2015 Вестник НГПУ Все права защищены
6(28)2015 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
На методологическом уровне - это новые подходы к построению образовательных систем, глобализация образования, компетент-ностный подход при разработке содержания высшего образования [4]. На институциональном уровне - это организационно-структурные изменения образовательных организаций, в том числе и высших учебных заведений: сетевые консорциумы, образовательные кластеры, ресурсные и специализированные социально-образовательные центры [5, с. 29-31]. На содержательном уровне - это новые стандарты подготовки, вариативные модульные основные профессиональные образовательные программы, индивидуальные образовательные траектории [6, с. 48-52]. На технологическом уровне - это сетевое взаимодействие, дистанционные технологии [7, с. 43-45].
Сегодня можно частично согласиться с утверждением, что в образовательном сегменте сохраняется некоторое несоответствие уровня подготовки выпускников педагогических вузов требованиям, предъявляемым к педагогическим работникам. В связи с этим, сохраняют свою актуальность вопросы, связанные с синхронизацией федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и профессионального стандарта педагога, воспитателя, усилением практической ориентированности подготовки. Инновации в педагогическом образовании предполагают «профессионализацию» подготовки педагога, выход на такую модель практико-ориентированного обучения, которая будет максимально соответствовать трудовым функциям педагога в образовательных организациях [8, с. 85-90]. Этим определяется ряд таких экспериментальных направлений в рамках программы модернизации, как проектирование и реализация программ прикладного бакалавриата, обновление перечня профессиональных компетенций
в программах подготовки педагогов в соответствии с требованиями профессионального стандарта и ФГОС общего образования, длительная и распределенная практики, активное использование деятельностного подхода в подготовке педагогов, развитие сетевого взаимодействия образовательных организаций и т. д. [9].
Вместе с тем «профессионализация» педагогического образования, на наш взгляд, это учет не только стандартизированных требований и унифицированных норм профессионального педагогического сообщества, но и условий жизнедеятельности конкретных образовательных организаций, определенных региональной спецификой. С позиций синергетики, которая в настоящее время выступает одним из важнейших методологических оснований педагогики, состояние системы образования всегда является результатом взаимодействия ее внутренних процессов с внешней средой. Как подчеркивают исследователи В. М. Монахов и В. Е. Фирстов, «управление открытой системой - это управление с внешними и внутренними каналами обратной связи. Оптимальное управление в данном случае сводится к эффективному согласованному взаимодействию этих каналов» [10, с. 26]. И если для системы педагогического образования «внешняя среда» - это регионы России, то «внешними каналами» будут выступать потребности региональных образовательных (и иных организаций) и органов управления образованием. Логика синергетического понимания модернизации педагогического образования приводит к необходимости согласования «внутренних каналов» (система взаимодействия организаций педагогического образования и Министерства образования и науки России) с заказами конкретных региональных образовательных систем.
6(28)2015 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
Требования профессионального стандарта педагога и ФГОС общего образования имеют общефедеральный масштаб и, соответственно, определяют унифицированный характер их исполнения, без учета специфики региональных образовательных систем. В связи с этим, участники программы модернизации педагогического образования - российские вузы, реализующие программы педагогического образования, - должны учитывать отмеченное выше обстоятельство при разработке и реализации инновационных проектов.
Мы придерживаемся точки зрения, что принцип региональности - это исходное положение, предполагающее такую организацию и структуру образовательного пространства региона и управления им, которые отражают историческое, культурное, экономическое, социальное, образовательное своеобразие региона, не нарушая при этом основных принципов государственной образовательной политики -доступности, эффективности, качества образовательных услуг. Регионализация - это механизм реализации этого принципа, действующий на основе процессов дифференциации и интеграции, позволяющих отразить региональные особенности, учесть их в образовательной деятельности [11, с. 36-37].
Можно рассмотреть региональную специфику образовательного пространства Алтайского края:
1. В структуре образовательной системы Алтайского края сельская школа занимает основное место - более 60 % образовательных организаций располагаются в сельской местности.
2. Алтай относится к регионам с большой площадью, но сравнительно низкой плотностью населения, поэтому значительная часть учителей работает в сельских малокомплектных и малочисленных школах.
3. Образовательное пространство Алтайского края имеет заметную поликультурную составляющую - Алтай является исторической родиной более 80 национальностей и народностей, представители которых в настоящее время активно развивают национально-культурные институты. Одновременно Алтайский край выступает центром социально-экономической интеграции порубежья Большого Алтая - приграничных регионов России, Казахстана, Монголии и Китая, граждане которых имеют образовательные потребности, ориентированные на Россию [12, с. 36-37].
4. В образовательном пространстве региона заметно активизируется проблематика, связанная с удовлетворением потребностей активно развивающейся туристической отрасли.
Основным поставщиком педагогических кадров и, соответственно, участником процессов модернизации педагогического образования в Алтайском крае выступает Алтайский государственный педагогический университет (АлтГПУ). Соблюдение принципа региональ-ности в осуществлении модернизации педагогического образования для научно-педагогического коллектива АлтГПУ является ведущим ориентиром.
Следует отметить, что принцип регио-нальности на научно-философском уровне ра-срывается через понятие «интеграция» в значении «сплочения, объединения различных структур в рамках одной системы или процесса» [13], оно относится к общенаучным и заимствовано педагогической наукой из философии в 1980-е гг. В частности, интеграция рассматривается в качестве процесса, которому соответствуют следующие признаки: • взаимодействие разнородных, отдельных элементов;
6(28)2015 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
• связь с качественными и количественными преобразованиями взаимодействующих элементов;
• наличие логико-содержательной основы;
• педагогическая целесообразность.
«В процессе интеграции происходит постоянное изменение отдельных элементов, они включаются в большее число связей. Накопление этих изменений приводит к преобразованию в структуре функций у вступивших в связь элементов и в итоге - возникновению новой целостности» [14, с. 83].
Отнесение данного вывода к оценке процесса модернизации педагогического образования на современном этапе позволяет увидеть под отдельными элементами субъектов педагогического образования [15]. При этом система взаимодействия выстраивается в цепь: федеральные органы управления образованием - вузы, реализующие педагогические программы, их студенты и выпускники - региональные органы управления образованием и образовательные организации - учащиеся и их родители. На основе принципа регионально-сти в процессе модернизации должна произойти интеграция его участников с центром на вузовском уровне, сближающем федеральный и региональный уровни, и с перспективой получения конкретных результатов. К ним следует отнести:
• целенаправленное изменение характера взаимодействия (функций) участников (например, инструментальные изменения в подготовке и дополнительном профессиональном образовании педагогических кадров);
• создание новых образовательных продуктов и образовательной деятельности нового качества, отвечающих актуальным потребностям региональной школы
(например, регионально-ориентированные программы педагогического образования).
Примерами, иллюстрирующими использование интегративного подхода с учетом принципа региональности, могут выступать следующие проекты образовательной деятельности АлтГПУ.
1. Организационно-структурные изменения в подготовке педагогических кадров
Апробация модели длительной педагогической практики. В тесном взаимодействии с главным управлением образования и молодежной политики Алтайского края на основе соглашения о сотрудничестве в области подготовки педагогических кадров осуществляется перевод студентов-бакалавров (4-5 курсы) и магистрантов (1-2 курсы) на индивидуальный учебный план с учетом распределения педагогической трудоемкости в школах сельских районов Алтайского края. Данная модель показала свои очевидные преимущества. К ним следует отнести «погружение» студента в профессиональную среду; снижение нагрузки педагогических работников в конкретном образовательном учреждении за счет ее перераспределения между педагогами и студентами-практикантами; повышение показателя трудоустройства выпускников; обеспечение педагогического вуза более активными контактами с образовательными организациями и органами управления образованием муниципалитетов.
Профилизация программ уровневой подготовки педагогических кадров (бакалавриат/магистратура) с учетом востребованных в региональной школе предметных совмещений. В формате этого проекта осуществляется разработка и реализация программ двухпрофильного бакалавриата (напри-
6(28)2015 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
мер, «Математика и информатика», «Физическая культура и ОБЖ», «Начальные классы и иностранный язык» и др.) и магистерских программ, позволяющих сформировать у выпускника педагогического бакалавриата второй педагогический или психолого-педагогический профиль (например, «История» и «Основы религиозных культур и светской этики», «Начальные классы» и «Психология образования» и др.).
Развитие форм сетевого взаимодействия осуществляется с образовательными организациями различных уровней в контексте внутрирегионального и межрегионального развития. Это образовательный педагогический кластер, объединяющий АлтГПУ с организациями дошкольного, общего, дополнительного и специального образования, создание и развитие базовых кафедр в образовательных организациях. В качестве эффектов, возникающих в результате деятельности базовых кафедр, выступают организационно-методическое обеспечение практик студентов, сокращение разрыва между достижениями педагогической науки и их внедрением в образовательную практику; ранняя профориентация учащихся на педагогическую профессию; научно-методическая поддержка педагогов образовательных организаций.
2. Создание новых продуктов и образовательной деятельности нового качества, соответствующих потребностям региональной школы
Новые образовательные программы. В настоящее время в АлтГПУ готовы к реализации нескольких основных профессиональных образовательных программ, значимых для развития социально-образовательной сферы региона. В рамках педагогического направления - это основная профессиональная образо-
вательная программа «Образование в малокомплектной школе». Особенностью содержания данной программы является то, что наряду с предметным модулем (модулями), в нее включен модуль, предполагающий овладение «профессиональным контекстом» учителя сельской малокомплектной школы. Например, «Управление образовательной организацией», «Делопроизводство в образовательной организации», «Организация внеурочной деятельности учащихся» и т. д.). По педагогическому, психолого-педагогическому и специальному (дефектологическому) направлениям - это образовательные программы, интегрирующие предметное образование и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. В качестве примера может выступать программа «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья», «Русский язык и литература в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» и др. В рамках направления «Туризм» - образовательные программы, сочетающие подготовку в области туризма и работы с детьми: «Экскурсионная деятельность учащихся в туризме», «Детский спортивный туризм».
Реализация данных программ осуществляется на основе вариативных, индивидуальных образовательных траекторий.
В завершении отметим, что разрабатываемые и реализуемые в университете инновационные образовательные проекты имеют индикаторы, доказательно подтверждающие их эффективность. Это положительная динамика трудоустройства выпускников за последние годы, рост показателей конкурсного и целевого приема абитуриентов, активизация участия работодателей в реализации программ подготовки педагогических кадров для региональной системы образования.
© 2011-2015 Вестник НГПУ
Все права защищены
11
6(28)2015 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лазаренко И. Р. Основы управления инновационными процессами в системе дополнительного профессионального образования: моногр. - Барнаул: Изд-во АлтГПУ, 2004. - 337 с.
2. Загвязинский В. И. Будущее образования: перспективные линии развития // Народное образование. - 2014. - № 10. - С. 9-15.
3. Черниченко Б. А. Образовательная политика в России в начале XXI века // Модернизация профессионально-педагогического образования: тенденции, стратегия, зарубежный опыт: материалы международной научно-практической конференции; г. Барнаул, 13-15 октября 2014 года / под ред. М. П. Тыриной. - Барнаул: АлтГПА, 2014. - С. 120-122.
4. Гущин А. В. Методология системы развития информационно-технологического обеспечения высшего педагогического образования: автореф. дис. ... докт. пед. наук. - Нижний Новгород, 2015. - 50 с.
5. Лазаренко И. Р., Черниченко Б. А. В чем суть модернизации педагогического образования? // Аккредитация в образовании. - 2014. - № 71. - С. 29-31.
6. Подзолков В. Г. Организационные основы внедрения инновационных технологий подготовки учителя // Школа и производство. - 2015. - № 4. - С. 48-52.
7. Веретенникова Л. А. Модернизация системы дополнительного профессионального образования в педагогическом вузе // Модернизация профессионально-педагогического образования: тенденции, стратегия, зарубежный опыт: материалы международной научно-проакти-ческой конференции; г. Барнаул, 13-15 октября 2014 года / под ред. М. П. Тыриной. - Барнаул: АлтГПА, 2014. - С. 43-45.
8. Гнатюк О. Л. От гумбольдтовской до рыночной модели высшего образования: модернизация или кризис? // Ученый совет. - 2015. - № 1/2. - С. 85-90.
9. Программа «Модернизация педагогического образования в Российской Федерации». Аналитическая справка о ходе реализации проекта. - М.: МГППУ, НИУ ВШЭ, 2015. - 38 с.
10. Монахов В. М., Фирстов В. Е. Условия и факторы формирования концепции модернизации российского образования // Педагогика. - 2014. - № 1. - С. 24-36.
11. Лазаренко И. Р., Волохов С. П. Интегративный подход к проектированию и реализации образовательных программ высшего образования в педагогическом вузе: потребность, опыт, перспективы // Вестник педагогических инноваций. - 2015 - № 3. - С. 35-41.
12. Лазаренко И. Р. Развитие трансграничного педагогического образования в порубежье Большого Алтая // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. - 2014. -№ 19.- С. 21-25.
13. Энциклопедический словарь. Сайт словарей и энциклопедий «Толковый словарь русского языка» [Электронный ресурс]. - URL: http://tolkslovar.ru (дата обращения: 14.09.2015).
14. Тюнников Ю. С. Основные понятия, раскрывающие взаимосвязь как дидактическую категорию. - Тбилиси: НИИ «Педагог», 1983. - 186 с.
15. Лопаткин В. М. Интеграция как перспективное направление модернизации регионального педагогического образования // Модернизация профессионально-педагогического образования: тенденции, стратегия, зарубежный опыт: материалы международной научно-практической конференции; г. Барнаул, 13-15 октября 2014 года / под ред. М. П. Тыриной. - Барнаул: АлтГПА, 2014. - С. 86-89.
© 2011-2015 Вестник НГПУ Все права защищены
12
2015, Vol. 5, No. 6 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
DOI: 10.15293/2226-3365.1506.01
Lazarenko Irina Rudolfovna, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of Educational Management Department, Rector, Altai State Pedagogical University, Barnaul, Russian Federation. E-mail: [email protected]
REGIONAL CONTEXT OF PLANNING AND DELIVERING ACADEMIC PROGRAMS IN
Abstract
The article discusses contemporary innovative processes in university-based initial teacher training. The author focuses on region-centered principle of planning, implementation and delivering degree programmers. The problem is analyzed in the framework of Altai State Pedagogical University.
Keywords
Comprehensive / Integrated Approach to education, the modernization of teacher education, Teachers' standards, region-centered principle, innovative processes; educational projects, regional collaborative degree landscapes
1. Lazarenko I. R. Fundamentals of management of innovative processes in system of additional vocational training: monograph. Barnaul: Publishing house AltGPU Publ., 2004. 337 p. (In Russian)
2. Zagvyazinsky V. I. The Future of Education: promising line of development. Education. 2014. no. 10. pp. 9-15. (In Russian)
3. Chernichenko B. A. Education Policy in Russia in the beginning of XXI century. Modernization of vocational teacher education: trends, strategy, international experience: the materials of the international scientific-practical conference. Barnaul, 13-15 October 2014 (ed.) M.P. Tyrin. Barnaul AltGPA Publ., 2014. pp. 120-122. (In Russian)
4. Gushchin A. V. Methodology of development of information technology to ensure the higher pedagogical education. Author. Dis. Doctor. Ped. Sci. Nizhny Novgorod, 2015. 50 p. (In Russian)
5. Lazarenko I. R., Chernichenko B. A. What is the upgrading of teacher education? Accreditation in Education. 2014. no. 71. pp. 29-31. (In Russian)
6. Podzolkov V. G. Organizational bases of innovative technologies. Teacher training school, and manufacturing. 2015. no. 4. pp 48-52. (In Russian)
7. Veretennikova L. A. Upgrading the system of additional vocational training in pedagogical high school. Modernization of vocational teacher education: trends, strategy, international experience: the materials of the international scientific conference; Barnaul, 13-15 October 2014 (ed.) M. P. Tyrin. Barnaul AltGPA Publ., 2014. pp. 43-45. (In Russian)
8. Hnatyuk O. L. From Humboldt to the market model of higher education: modernization or crisis? Academic Council. 2015. no. 1-2. pp. 85-90. (In Russian)
9. Modernization of Teacher Education in the Russian Federation: program. Analytical information about the project. Moscow, MGPPU Publ., 2015. 38 p. (In Russian)
10.Monakhov V. M., Firstov V. E. Conditions and factors of formation of the concept of modernization of Russian education. Pedagogy. 2014. no. 1. pp. 24-36. (In Russian)
© 2011-2015 Bulletin NSPU All rights reserved
TEACHER TRAINING HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
REFERENCES
13
2015, Vol. 5, No. 6 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
11. Lazarenko I. R., Volohov S. P. Integrative approach to the design and implementation of educational programs of higher education in pedagogical high school: the need to experience, prospects. Bulletin of pedagogical innovations. 2015 no. 3. pp. 35-41. (In Russian)
12.Lazarenko I. R. Cross-border development of teacher education in Big Altai. Bulletin of Altai State Pedagogical University. 2014. no. 19. pp. 21-25. (In Russian)
13.Collegiate Dictionary. Site dictionaries and encyclopedias Dictionary of Russian language. (In Russian) Available at: http://tolkslovar.ru (Accessed: 14.09.2015).
14.Tyunnikov Yu. S. Main concepts revealing the relationship as a didactic category. Tbilisi, SRI Teacher Publ., 1983. 186 p. (In Russian)
15.Lopatkin V. M. Integration as a promising upgrading regional teacher education.Modernization of vocational teacher education: trends, strategy, international experience: the materials of the international scientific-practical conference; Barnaul, 13-15 October 2014 (ed.) M. P. Tyrin. Barnaul AltGPA Publ., 2014. pp. 86-89. (In Russian)
© 2011-2015 Bulletin NSPU All rights reserved
14