Научная статья на тему 'Профессионально-образовательное сопровождение целевого обучения педагогов с учетом потребностей системы образования Алтайского края'

Профессионально-образовательное сопровождение целевого обучения педагогов с учетом потребностей системы образования Алтайского края Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
410
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛЕВОЙ ПРИЕМ / ЦЕЛЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЦЕЛЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЦЕЛЕВОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лазаренко Ирина Рудольфовна, Волохов Сергей Павлович

В статье актуализируется подготовка педагогических кадров с учетом потребностей региональной системы образования. Анализируется опыт построения модели профессионально-образовательного сопровождения целевой подготовки педагогов в Алтайском крае с участием Алтайского государственного педагогического университета. Делаются выводы по апробации в Алтайском крае экспериментального подхода в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг. Утверждается, что экспериментальная модель, спроектированная в Мининском университете, включает эффективные процедуры обучения и трудоустройства наиболее мотивированных к педагогическому труду студентов, но требует определенной корректировки с учетом социально-экономических условий конкретных регионов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лазаренко Ирина Рудольфовна, Волохов Сергей Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL AND EDUCATIONAL SUPPORT OF TARGET TRAINING OF TEACHERS TAKING INTO ACCOUNT THE NEEDS OF EDUCATIONAL SYSTEM OF ALTAI TERRITORY

The article covers teacher training according to the needs of regional educational system. The authors analyse the experience of professional support modelling of employer-sponsored teacher training in Altai Krai by participation of the Altai State Pedagogical University. The conclusions are drawn following the approbation of experimental approach in the Altai Krai in the framework of Federal Target Program of Education Development for 2016-2020. It is approved, that experimental model made by Minin University includes effective procedures of training and employment of students that are the most motivated for pedagogical job, but this model needs certain adjustment according to the social and economic characteristics of concrete Russian regions.

Текст научной работы на тему «Профессионально-образовательное сопровождение целевого обучения педагогов с учетом потребностей системы образования Алтайского края»

УДК 378.637 (571.150)

DOI: 10.26795/2307-1281-2017-3-3

И.Р. ЛАЗАРЕНКО1, С.П. ВОЛОХОВ1

'Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, Российская Федерация

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЦЕЛЕВОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГОВ С УЧЕТОМ ПОТРЕБНОСТЕЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Аннотация. В статье актуализируется подготовка педагогических кадров с учетом потребностей региональной системы образования. Анализируется опыт построения модели профессионально-образовательного сопровождения целевой подготовки педагогов в Алтайском крае с участием Алтайского государственного педагогического университета. Делаются выводы по апробации в Алтайском крае экспериментального подхода в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг. Утверждается, что экспериментальная модель, спроектированная в Мининском университете, включает эффективные процедуры обучения и трудоустройства наиболее мотивированных к педагогическому труду студентов, но требует определенной корректировки с учетом социально-экономических условий конкретных регионов России.

Ключевые слова: целевой прием, целевое обучение, целевая подготовка, профессионально-образовательное сопровождение целевого обучения педагогов.

I.R. LAZARENKO1, S.P. VOLOKHOV1

'Altaysky State Pedagogical University, Barnaul, Russian Federation

PROFESSIONAL AND EDUCATIONAL SUPPORT OF TARGET TRAINING OF TEACHERS TAKING INTO ACCOUNT THE NEEDS OF EDUCATIONAL SYSTEM OF ALTAI TERRITORY

Abstract. The article covers teacher training according to the needs of regional educational system. The authors analyse the experience of professional support modelling of employer-sponsored teacher training in Altai Krai by participation of the Altai State Pedagogical University. The conclusions are drawn following the approbation of experimental approach in the Altai Krai in the framework of Federal Target Program of Education Development for 2016-2020. It is approved, that experimental model made by Minin University includes effective procedures of training and employment of students that are the most motivated for pedagogical job, but this model needs certain adjustment according to the social and economic characteristics of concrete Russian regions. Keywords: recruting of employer-sponsored students, employer-sponsored education, employer-sponsored training, professional support of employer-sponsored training of teachers in an educational institution.

В настоящее время подготовка педагогических кадров на целевой основе является важным направлением государственной политики по обеспечению развития национальной системы образования. Особую актуальность применение механизма целевой подготовки обретает в регионах с заметной составляющей сельских, отдаленных территорий, зачастую с менее комфортными условиями проживания и работы, нежели в урбанизированных центрах. Данное обстоятельство, в частности, отмечал Д.А. Медведев на селекторном совещании Правительства России с участием глав регионов и ректоров вузов 16 октября 2016 г.: «Рынок

труда стал гораздо более мобильным и в целом конкурентным. Люди активно переезжают из города в город, из одного региона в другой, для того чтобы найти подходящую работу, комфортабельную жизнь. Тем не менее в отдельных отраслях, в отдельных регионах с особыми условиями дополнительные меры по закреплению кадров принять необходимо. Это касается отдаленных уголков нашей страны, где не хватает учителей, врачей, социальных работников...» [1].

К таким регионам, в первую очередь, относятся регионы Сибири и Дальнего Востока. Среди них - Алтайский край, расположенный в юго-западных пределах Сибирского Федерального округа. Его территория составляет 170 тыс. км2, на ней проживает 2,4 млн чел. (для сравнения с областным субъектом европейской части России - Московской областью -45 тыс. км2 с населением 6,8 млн чел. соответственно). Этим определяется специфика структуры системы общего образования в Алтайском крае. Она представлена 1100 образовательными организациями, из которых более 900 расположены в сельских районах, а из них около 700 имеют статус малокомплектных школ [2].

Такая специфика образовательной системы, в свою очередь, определяет особенности подготовки педагогических кадров в регионе. Крупнейшим научно-образовательным центром, реализующим программы высшего педагогического образования в Алтайском крае, является Алтайский государственный педагогический университет. Прежде чем характеризовать особенности его образовательной деятельности, нельзя не отметить одно, на наш взгляд, принципиально отличающее отраслевой региональный вуз от центральных университетов свойство: региональный вуз, принимающий на 90% абитуриентов из своего региона, в содержании и организации подготовки приоритетом имеет учет региональных потребностей; подготовка в вузах федерального значения в большей степени носит унифицированный характер. Данный вопрос нами неоднократно прорабатывался в предыдущих публикациях, и как результат был сформулирован «принцип региональности» -исходное положение в образовательной деятельности педагогического университета, предполагающее такое содержание и такую структуру подготовки, которые отражают образовательное, культурно-историческое и социально-экономическое своеобразие конкретного региона, не нарушая при этом основных принципов государственной образовательной политики» [3, с. 7-14]. Выделенный принцип будет выступать экспертным условием для проведения последующего анализа рассматриваемых моделей целевой подготовки.

Возвращаясь к определению особенностей подготовки педагогических кадров в Алтайском крае с участием Алтайского государственного педагогического университета, отметим основные: двухпрофильность основных образовательных программ педагогического бакалавриата, сопряжение программ уровневой подготовки (бакалавриат -магистратура) в формировании полипредметной педагогической квалификации, поддержание паритетной по сравнению к очной заочной формы обучения (фактически 50% к 50% по контингенту, несмотря на значительную разницу в финансировании), целевой прием и целевое обучение. В русле заявленной проблематики остановимся на последней позиции.

В настоящее время доля целевого приема от общего бюджетного набора по всем формам обучение составляет около 20%. В вузе обучается более 770 студентов-целевиков при общем бюджетном контингенте студентов в 4500 чел. В содержательном и организационном обеспечении целевого обучения участвуют фактически все структурные подразделения вуза. Между вузом, Министерством образования и науки Алтайского края и региональными муниципалитетами выстроилась система взаимодействия на постоянной основе.

Удачным методологическим обоснованием целевой подготовки в педагогическом университете выступает синергетический принцип. Экстраполяция его положений на

деятельность вуза как открытой системы позволяет увидеть механизм взаимодействия федерального и регионального уровней в структурах вузовской подготовки с выходом на синтезирующий результат - обучение будущих педагогов в соответствии с требованиями ФГОС ВО и федеральными нормативами (в частности статьи 56 Ф3-273 «Об образовании в Российской Федерации»), с одной стороны, и заказами конкретных образовательных организаций, с другой. В рамках Программы развития образования и молодежной политики в Алтайском крае на 2014 - 2020 гг. в последние годы была выстроена «Региональная модель процедуры целевой подготовки обучающихся по основным профессиональным образовательным программам в сфере образования и смежным областям знания» [4]. В ее основу были заложены известные положения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» о целевом приеме и целевом обучении, согласно которым право на обучение на условиях целевого приема имеют граждане, заключившие договор о целевом обучении с органом или организацией и принятые на целевые места по конкурсу, проводимому в рамках квоты целевого приема в соответствии с Порядком приема в вузы [5]. Вместе с тем имеются позиции, конкретизирующие и развивающие данную процедуру.

В частности, рекомендован минимальный размер предоставляемых органом местного самоуправления мер социальной поддержки обучающимся по договорам о целевом обучении: 50% от размера стипендии, получаемой обучающимся в организации высшего педагогического образования, разовая выплата в размере не ниже 10 тыс.рублей, выплачиваемая обучающемуся по окончании учебного года в случае отличной учебы, и другие. Также регламентированы обязательства по трудоустройству - по срокам и выплате компенсации в случае нарушения договора.

Но основным стержнем Региональной модели выступают механизмы профессионально-образовательного сопровождения целевой подготовки. Университет привлекает «работодателя» к экспертизе образовательных программ, в рамках которых обучаются студенты-целевики, определению индивидуальных образовательных траекторий (курсы по выбору, тематика научно-исследовательских работ и др.). По результатам промежуточных аттестаций 2 раза в год вуз информирует муниципальные органы управления образованием об успеваемости студентов-целевиков. В обязанность университета также входит согласование вопросов, связанных с переводом на другую форму обучения или профиль направления подготовки. Для управления системой целевой подготовки на базе университета создано общественно-профессиональное объединение -Совет по взаимодействию с работодателями, который вместе с сотрудниками университета представляют специалисты регионального Министерства образования и науки, руководители 7 образовательных округов, образовательных организаций Алтайского края.

В рамках обеспечения целевого обучения предусмотрена организация учебной и производственной практик на базе образовательных организаций «работодателя». В целях более глубокого погружения в профессиональную среду, ранней адаптации к условиям конкретных образовательных организаций, временного закрытия педагогических вакансий разработана и реализуется «Региональная модель длительной выездной педагогической практики». Обязательными условиями участия студента-целевика в данном проекте являются: привлечение студентов старших курсов, прохождение практики в школах «своего» муниципалитета, замещение временной педагогической вакансии на условиях организации практики и заключения срочного трудового договора, перевод на индивидуальный учебный план, период практики - от 1 семестра до 1 учебного года, использование технологий дистанционного обучения. При направлении на длительную практику между вузом и муниципалитетом заключается дополнительный договор, в котором прописываются социальные обязательства по оплате проезда, прохождению медосмотра, организации практики, трудоустройству, аренде жилья, коммунальных услуг, материальной помощи и т.д. Трудоустроившимся студентам-выпускникам, прошедшим во время обучения длительную

педагогическую практику в малокомплектных школах, в рамках участия в конкурсе на губернаторский грант (200 тыс. руб.) предусмотрен дополнительный бонус.

В развитие Региональной модели целевой подготовки заложена процедура постдипломного профессионально-образовательного сопровождения молодых педагогов -это деятельность Ассоциации молодых педагогов Алтайского края, ежегодный конкурс профессионального мастерства «Педагогический дебют», ежегодный форум «Молодой учитель. Формула успеха». Последний проект появился по инициативе Алтайского государственного педагогического университета и на первом этапе имел статус регионального. В марте 2018 г. планируется его проведение уже в общефедеральном масштабе. Популярность форума заключается в эффективной организации трендовых для системы образования интерактивных площадок, в рамках которых молодые педагоги могут выступить в качестве спикеров, экспертов, совместно создать интересные профессиональные продукты. Форум имеет постоянную дискуссионную площадку на университетском сайте [6].

Вместе с тем для нас очевидным является несовершенство существующей процедуры целевой подготовки в аспектах нормативного, финансового и организационного обеспечения. В частности, далеко не всегда в рамках квоты целевого приема в вуз приходит мотивированный на педагогическую профессию студент. Вопросы вызывает частое несоблюдение участниками договорных отношений взаимных обязательств по социальному обеспечению и трудоустройству. Имеющаяся судебная практика наглядно свидетельствует о неразвитости системы правового регулирования целевой подготовки, особенно целевой подготовки педагогов [7]. При организации целевого обучения по индивидуальным образовательным траекториям возникают трудности по дополнительной оплате труда научно-педагогических работников. Далеко не каждый «работодатель» проявляет готовность к профессионально-образовательному сопровождению целевого обучения.

В связи с этим возможность включения в федеральный эксперимент по целевой подготовке педагогов Алтайского края с непосредственным участием Алтайского государственного педагогического университета в рамках модели, разработанной научно-педагогическим коллективом Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина, вызвала в региональном педагогическом сообществе значительный профессиональный интерес. В описании экспериментальной модели ограничимся ссылкой на авторитетный источник [8, с. 93-98] и сделаем краткий обзор процесса апробации данной модели в Алтайском крае.

Вхождение в эксперимент началось во взаимодействии педагогического университета с Министерством образования и науки Алтайского края по вопросам организации целевой подготовки педагогов. В первую очередь были подготовлены и утверждены необходимые нормативные и методические документы: межведомственные приказы о начале апробации и утверждении ее план-графика, о формировании межведомственной рабочей группы; договоры о целевом обучении и проведении комплексного экзамена готовности (КЭГ); трехсторонний договор о целевом обучении; договоры о сетевом взаимодействии между педагогическим университетом и образовательными организациями общего образования; программы комплексного экзамена готовности (КЭГ).

Следующим шагом стала работа по вовлечению студентов в апробацию. Подбор студентов осуществлялся по критерию наибольшей актуальности предметных педагогических вакансий в школах Алтайского края. Таковыми являются вакансии учителей начальных классов, русского языка и литературы, иностранных языков, математики и информатики. Поэтому в группу участников апробации вошли 17 студентов соответствующих программ подготовки: 11 бакалавров и 6 магистрантов очной формы обучения, бюджетного набора, из них - 9 студентов - бакалавры 2-го и магистранты 1-го курсов и 8 студентов - бакалавры и магистранты выпускного курса, все участники -

студенты направлений подготовки «Педагогическое образование». . Претендентами на участие в апробации стали студенты, мотивированные на педагогическую работу и желающие получить гарантии трудоустройства в школах конкретных муниципалитетов Алтайского края.

Условием вхождения в программу целевого обучения студентов бакалавриата явился КЭГ, состоящий из трех частей: междисциплинарный экзамен по педагогике и психологии; подготовка и защита курсового проекта; предоставление портфолио по результатам образовательной и профессиональной деятельности студентов.

Программы КЭГ готовились при соотнесении критериев сформированности компетенций (ФГОС ВО) и готовности выполнять трудовые действия (функции) будущих педагогов по соответствующим предметным направлениям на основе выполнения требований профессионального стандарта педагога. Для экспертизы программ КЭГ привлекались действующие учителя и руководители 4 школ г. Барнаула.

Междисциплинарный экзамен проводился при помощи компьютерного тестирования (ЛБТ-тест). В базу заданий междисциплинарного экзамена были включены тесты различного уровня сложности с учетом того, что тестирование предстояло пройти студентам 2 курса и выпускных курсов, имеющих разные уровни психолого-педагогической подготовки. Задания были представлены как отдельно по предметным областям, так и в интегрированном содержании. У студентов данный подход в организации экзамена затруднений не вызвал, т.к. до 15% объема учебных работ ими выполняется в электронной образовательной среде. Два студента подключились к экзамену синхронно по времени, но в удаленном доступе, т.к. находились на длительной педагогической практике в сельских районах Алтайского края.

Подготовка и защита курсового проекта велась под руководством преподавателя университета и представителя образовательной организации. Защита курсового проекта в последующую промежуточную аттестацию учитывалась в отчетности по дисциплинам, приоритетно определяющим предметные профили основных образовательных программ.

Для данной части экзамена привлекались 4 муниципальных общеобразовательных организации г. Барнаула, с которыми в январе 2017 г. были подписаны договоры о сетевом взаимодействии, а также образовательные организации, в которые было запланировано трудоустройство выпускников. В трехсторонние договоры о целевом обучении был включен пункт о возможном предоставлении базы практик для студентов. Курсовой проект предполагал теоретическую часть по предмету и методическую часть по реализации учебных занятий, внеклассных мероприятий или исследовательских проектов с учащимися применительно к данной предметной области. Приведем отдельные примеры тематики курсовых проектов:

- в предметном аспекте: «Формирование логического универсального учебного действия сравнения у младших школьников при изучении геометрического материала», «Формирование культуроведческой компетенции младших школьников в процессе работы с фразеологическими единицами»;

- воспитательный: «Учет индивидуальных психологических особенностей младших школьников в обучении иностранному языку в форме школьного мероприятия - ролевой игры-квест "Природа и мы"»;

- исследовательский: «Организация исследовательской деятельности школьников (на материале текстов «Самиздата»)», «Замечательные точки и линии треугольника в средней школе: дополнительные главы».

Для активизации интереса учащихся предполагалось использовать различные интерактивные методы обучения - ролевая игра, круглый стол, мозговой штурм и т.д.

Защиты проходили в рамках образовательного процесса школ, т.е. в условиях, максимально приближенных к условиям будущей профессиональной деятельности.

В портфолио вошли следующие материалы, подтверждающие результаты образовательной и профессиональной деятельности: результаты промежуточных аттестаций, характеристики по итогам педагогических практик. Значительная часть материалов, размещенных в портфолио, представляет успешное участие студентов в учебной и внеучебной деятельности и конкретных мероприятиях различной направленности:

- научно-исследовательской: организация и участие в днях науки, научно-практических конференциях, проводимых на факультетах и в институтах университета, а также в других научно-образовательных организациях и т.д.;

- общественно значимой: в добровольческом движении, педагогических отрядах Алтайского края и т.д.;

- творческой: в работе творческих коллективов, а также в спортивно-оздоровительных секциях университета и других организаций и т.д.

В данной группе студентов оказались лидеры добровольческого движения среди студентов Алтайского края, участники педагогического отряда по временному замещению педагогических вакансий в отдаленных малокомплектных школах Алтайского края, педагогического отряда по работе с умственно отсталыми детьми, педагогического отряда вожатых Алтайского края.

Проведенный анализ портфолио показал объективную, на наш взгляд, диспропорцию: у студентов бакалавриата значительное количество достижений в общественно значимой, творческой работе, а у студентов магистратуры гораздо больше достижений в научно-исследовательском направлении. На данном примере прослеживается логика уровневой организации высшего образования.

Портфолио функционирует в электронной образовательной среде университета. Вход -по персональному логину и паролю студента.

По итогам КЭГ каждому студенту была выставлена общая оценка, затем проведено рейтингование. По результатам данной оценочной процедуры 1 участник апробации выбыл из списка как не набравший необходимого количества баллов, т.е. в апробации осталось 16 студентов.

В соответствии с алгоритмом предлагаемой для апробации модели целевой подготовки после проведения КЭГ состоялась процедура подписания трехсторонних договоров. Договоры были заключены с органами муниципального управления образованием Алтайского края: г. Барнаула и г. Заринска (7 договоров), а также с муниципалитетами сельских районов Алтайского края (9 договоров).

После заключения договоров с участием специалистов органов управления образованием Алтайского края были внесены коррективы в учебные планы студентов-целевиков с учетом запросов на квалификационную спецификацию конкретных образовательных организаций муниципалитетов, а студенты были переведены на индивидуальные учебные планы.

Часть студентов (7 человек) в период с февраля по май 2017 г. обучались дистанционно, в том числе с использованием программной оболочки MOODL, совмещая учебу с профессиональной деятельностью педагога. Практики организовывались на базе соответствующих муниципальных школ. Нельзя не отметить, что 2 студента проходили длительную выездную практику с временным замещением педагогических вакансий в малокомплектных школах.

По имеющимся результатам процесса апробации можно сделать ряд предварительных организационно-методических выводов.

В Алтайском крае не был принят подход организации целевой подготовки в логике «универсального» бакалавриата (2 года - психолого-педагогическая подготовка; 2 или 3 года - предметная подготовка). Региональное педагогическое сообщество склонилось к тому мнению, что подготовка педагога изначально невозможна вне предметной направленности.

Один из главных органов общественно-профессионального управления системой образования в регионе - Учебно-методические объединения педагогов Алтайского края -основывается именно на предметном принципе. Есть и дополнительные аргументы. Около 68% старшеклассников Алтайского края обучаются по профильным общеобразовательным программам. Поэтому поступающие в педагогический университет абитуриенты уже заранее определяются с профессией и предметным профилем. В педагогическом университете видят невозможным допущение двухлетнего перерыва в предметном обучении, особенно по таким профилям, как «иностранные языки», «физика», «математика» и другие.

В контексте реализации типовой процедуры организации целевого приема и обучения несколько искусственно выглядит процедура проведения конкурса среди студентов на целевое обучение. И дело здесь не столько в устоявшейся традиции, а в достаточно объективных обстоятельствах, имеющих социальные знаменатели. Во-первых, в регионе договоры заключаются не от лица регионального Министерства, а с конкретными муниципалитетами. Договорные отношения строятся на принципе «землячества», т.е. изначальной социальной адаптации студента по месту жительства. Хотя имеется понимание, что при наличии весомых социальных гарантий «работодателя» и организации конкурса на престижные целевые места результат подготовки будет иметь более высокие показатели. Во-вторых, традиционный подход целевого приема оставляет более высокий шанс в прохождении по конкурсу для сельских абитуриентов по ряду востребованных профилей (например, «иностранный язык» и «физическая культура» на 1 место в рамках приема на общих основаниях претендует 7-10 чел.).

С большим трудом шло подписание трехсторонних договоров, т.к. данная модель официально не утверждена, в связи с чем муниципалитеты и студенты, подписывая его, проявляли некоторую сдержанность. Региональное Министерство организовало по данному поводу селекторное совещание с участием представителей Алтайского государственного педагогического университета. Есть опасение, что какая-то часть договоров все же не будет реализована на этапе трудоустройства.

Проблемой при заключении договоров явилось закладывание в обязательства муниципалитета «социального пакета». Договоры подписывались в середине учебного года, а в бюджетной практике муниципалитетов деньги закладываются заранее на 1 год и более. Поэтому в договорных обязательствах по отношению к обучающимся прозвучали позиции, которые, по сути, имеются в отношении любого выпускника педагогического университета: трудоустройства по предметному профилю; дополнительные доплаты (1-й год - 30%, 2-й год - 20%, 3-й год - 10%); подъемные - от 10 до 50 тыс. руб. в зависимости от муниципалитета Алтайского края, прикрепление наставника.

Вместе с тем нельзя не отметить очевидные положительные эффекты реализации данной модели. В ней переносится акцент от «организационно-принудительной» (в плане трудоустройства) к организационно-мотивационной (в плане обучения) установке целевой подготовки педагогов. Здесь заложены механизмы поиска и отбора потенциально сильных, мотивированных к педагогическому труду, имеющих педагогическое призвание студентов.

Наглядным подтверждением данного тезиса являются результаты первой промежуточной аттестации. У студентов, участвующих в апробации экспериментальной модели целевой подготовки, они выше, нежели у студентов, поступивших по целевому приему в целом по вузу. Средний балл составляет: в рамках модели апробации - 4,4 балла, у студентов целевого приема в целом по вузу - 4,0 балла.

Близкой к Региональной модели Алтайского края оказалась направленность проекта Мининского университета по организации целевой подготовки как индивидуального образовательного маршрута обучающегося с надежным профессионально-образовательным сопровождением. Данный подход будет способствовать повышению ответственности «работодателя» в подготовке педагогических кадров, оказывать очевидное влияние на

качественные показатели развития региональной системы образования в целом, так и отдельных образовательных организаций. Важным элементом выступает постдипломное сопровождение молодых педагогов в развитии системы наставничества.

Организация целевого обучения в соответствии с Мининской моделью - это фактически обучение студентов-целевиков по индивидуальной образовательной траектории, что требует значительных трудозатрат со стороны преподавателей, учебно-вспомогательного персонала, административно-вспомогательного персонала. Такой подход в подготовке не может быть эффективным по существующим нормам оплаты.

В рамках индивидуализации обучения важным является не только обеспечение выделенного нами «принципа региональности», но и актуализация необходимости сопряжения бюджетов разных уровней, подкрепления федерального финансирования региональным по запросам конкретных образовательных организаций. Например, в случае, когда при подготовке учителя русского языка и литературы для школы требуется педагог-библиотекарь. В настоящее время расходы по получению дополнительной квалификации берут на себя обучающийся и университет (из внебюджетного фонда). В перспективе -дополнительную услугу должен оплачивать муниципалитет. В качестве варианта решения данной проблемы нам видится вынесение мест целевой подготовки в отдельную стоимостную группу с увеличением финансирования.

Трехсторонний договор, на наш взгляд, имеет более серьезные гарантии по выполнению обязательств со стороны «работодателя» и обучающегося. В «трехсторонней» системе отношений педагогический университет получает статус арбитра по ряду вопросов как в плане финансирования дополнительных образовательных запросов, так и в плане социальных гарантий для обучающихся. В противном случае «третья сторона» (вуз) может отказаться от подписания договора.

Положительный эффект конкурсного подхода в организации целевой подготовки нами отмечался выше как реальный механизм повышения качества педагогического образования. Вместе с тем нельзя не отметить важность реализации конкурсных процедур с участием представителей регионального профессионального сообщества. Пройдя конкурсные испытания, студенты-лидеры обретают известность за пределами вуза, в педагогических кругах региона, что в последующем может способствовать их профессиональной карьере.

В целом экспериментальная модель целевой подготовки имеет положительную инновационную направленность как в рамках определения профессиональной мотивации и профессионального обучения будущих педагогов, так и их закрепления по месту трудоустройства и профессиональной адаптации и должна стать ориентиром для выстраивания более эффективных подходов целевого обучения и контрактного трудоустройства педагогов в регионах Российской Федерации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Материалы селекторного совещания Правительства России «О повышении эффективности целевого обучения и целевого приёма» от 14.10.2016 г. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/news/24903 (дата обращения: 15.09.2017).

2. Алтайский край. Итоги 2016 года. Общее образование [Электронный ресурс]. URL: http://www.educaltai.ru/about_main/report (дата обращения: 15.09.2017).

3. Лазаренко И.Р. Региональный контекст проектирования и реализации основных профессиональных образовательных программ в педагогическом вузе // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2015. №6.

4. Постановление Администрации Алтайского края «Об утверждении государственной программы Алтайского края "Развитие образования и молодежной политики в Алтайском

крае" на 2014-2020 годы» №670 от 20.12.2013 г. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/460273910 (дата обращения: 14.09.2017).

5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 12.09.2017).

6. Алтайский государственный педагогический университет. Поддержка молодого педагога [Электронный ресурс]. URL: http://www.altspu.ru/jr_ped_support/jr_ped_forum (дата обращения: 14.09.2017).

7. Селиверстова О.И. Обзор судебной практики по целевому обучению (за январь -февраль 2017 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://www.lexed.ru/obrazovatelnoe-pravo/analitika/detail.php?ELEMENT_ID=6376 (дата обращения: 11.09.2017).

8. Федоров А.А., Седых Е.П. Моделирование процессов целевого обучения и трудоустройства в системе педагогического образования // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. №5. С. 93-98. doi:10.17759/pse.2015200508

REFERENCES

1. Materialy selektornogo soveshhanija Pravitel'stva Rossii «O povyshenii jeffektivnosti celevogo obuchenija i celevogo prijoma» ot 14.10.2016 g. [Materials of the conference call of the Government of Russia "On increasing the effectiveness of targeted training and targeted admission" of 14.10.2016]. Available at: http://government.ru/news/24903 (accessed 15.09.2017) (in Russian).

2. Altajskij kraj. Itogi 2016 goda. Obshhee obrazovanie [The Altai Territory. Results of 2016. General education]. Available at: http://www.educaltai.ru/about_main/report (accessed 15.09.2017) (in Russian).

3. Lazarenko I.R. Regional context of design and implementation of major professional educational programs in a pedagogical university. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2015, no. 6 (in Russian).

4. Postanovlenie Administracii Altajskogo kraja «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Altajskogo kraja "Razvitie obrazovanija i molodezhnoj politiki v Altajskom krae" na 2014-2020 gody» №670 ot 20.12.2013 g. [Resolution of the Administration of the Altai Territory "On the approval of the state program of the Altai Territory" Development of Education and Youth Policy in the Altai Territory "for 2014-2020" No. 670 dated December 20, 2013]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/460273910 (accessed 14.09.2017) (in Russian).

5. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» №273-FZ ot 29.12.2012 g. [Federal Law "On Education in the Russian Federation" No. 273-FZ of December 29, 2012]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed 12.09.2017) (in Russian).

6. Altajskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet. Podderzhka molodogo pedagoga [Altai State Pedagogical University. Support of a young teacher]. Available at: http://www.altspu.ru/jr_ped_support/jr_ped_forum (accessed 14.09.2017) (in Russian).

7. Seliverstova O.I. Review of judicial practice on targeted training (January-February 2017)]. Available at: http://www.lexed.ru/obrazovatelnoe-pravo/analitika/detail.php?ELEMENT_ID=6376 (accessed 11.09.2017) (in Russian).

8. Fedorov A.A., Sedyh E.P. Modeling the processes of targeted education and employment in the system of teacher education. Psihologicheskaja nauka i obrazovanie, 2015, t. 20, no. 5, pp. 93-98. doi:10.17759/pse.2015200508 (in Russian).

© Лазаренко И.Р., Волохов С.П., 2017

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Лазаренко Ирина Рудольфовна - доктор педагогических наук, профессор, ректор, Алтайский государственный педагогический университет, Барнаул, Российская Федерация, rector@uni-altai.ru

Волохов Сергей Павлович - кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и культурологии, Алтайский государственный педагогический университет, Барнаул, Российская Федерация, volohov@uni-altai.ru

INFORMATION ABOUT AUTHORS

Lazarenko Irina Rudolfovna - Dr. habil. in Pedagogy, professor, rector, Altai State Pedagogical University, Barnaul, Russian Federation, rector@uni-altai.ru

Volokhov Sergey Pavlovich - Dr. in History, assistant professor of the chair of Philosophie and Culturology, Altai State Pedagogical University, Barnaul, Russian Federation, volohov@uni-altai.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.