Nauchno-metodicheskij ehlektronnyj zhurnal «Koncept». Vol. 13, 766-770. Available from: http://e-koncept. ru/2015/85154.htm (Accessed May 13th 2018). (In Russian).
13. Rampersad H. (2006) Universal’naya sistema pokazatelej: kak dostigat’ rezul’tatov, sohranyaya celostnost’ [The universal system of indicators: how to achieve results, maintaining integraty] Moscow, Al’pina Biznes Buks Publ. (In Russian).
14. Stashkevich I.R., Serebrennikova E.A. (2013) Model’ formirovaniya kompetencij predprinimatel’skoj deyatel’nosti u studentov, obuchayushchihsya po special’nostyam tekhnicheskogo profilya [The model of formation competences of business activity among students studying in the technical profile specialties] Mir nauki, kul’tury, obrazovaniya. 3. 40, 207-209. (In Russian).
15. Tappaskhanova E.O., Ligidov R.M., Tokmakova R.A. (2015) Razvitie molodyozhnogo innovacionnogo predprinimatel’stva v industrii turizma i gostepriimstva regiona: ehkonomiko-pravovoj aspekt [Development of youth innovative business in the tourism industry and hospitality of the region: the economic and legal aspect] Ehkonomika ipredprinimatel’stvo. 1. 54, 461-468. (In Russian).
16. Anishchenko V.A., Barsukova D.F. (2016) Analiz prichin, sderzhivayushchih razvitie molodyozhnogo predprinimatel’stva [Analysis of the reasons restraining the development of youth business] Aktual’nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 3. 7, 16-19. (In Russian).
17. Anishchenko V.A., Barsukova D.F. (2016) Opyt vovlecheniya studentov v nauchno-issledovatel’skuyu rabotu [Experience of involving students in research work] Aktual’nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 3. 7, 14-16. (In Russian).
18. Anishchenko V.A., Barsukova D.F. (2016) Opyt prakticheskoj realizacii studencheskih ehkonomicheskih iniciativ [Experience of the practical implementation of student economic initiatives] Aktual’nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 3. 7, 11-14. (In Russian).
19. Barsukova D.F., Shukhman A.E., Belonovskaya I.D., Anishchenko V. A., Homyakova N.V. (2015) Approaches to Training of Engineering Program Students for Innovative Activity. Proceedings of 2015 International Conference on Interactive Collaborative Learning (ICL). 20-24 September 2015. Florence, Italy, 941-943.
20. Barsukova D.F., Belonovskaya I.D., et al. (2015) The Methodology of Complex Continuous Training of the Students of Technical Universities to Innovative Activities. Mediterranean Journal of Social Sciences. Vol. 6 (2), 36-42.
DOI: 10.25588/CSPU.2018.03.02
УДК 371:351.851(571.150)
ББК 74.044.7(253.37)
Л.А. Веретенникова1, Е.В. Шамарина2
1 ORCID № 0000-0002-2587-3057, доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления образованием, Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, Российская Федерация. E-mail: [email protected] 2 ORCID № 0000-0001-8096-5483,кандидат философских наук, доцент кафедры философии и культурологии, Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
структурный анализ проблемного пространства профессиональной деятельности молодого
ПЕДАГОГА (НА ПРИМЕРЕ АЛТАйСКОГО КРАЯ)
Аннотация
Введение. Старение педагогических кадров, увеличение вакансий в школах региона, потребность в высококвалифицированном учителе, соответствующем требованиям профессионально-
Структурный анализ проблемного пространства профессиональной деятельности молодого педагога (на примере Алтайского края)
Ю
Л.А. Веретенникова, Е.В. Шамарина
(О
го стандарта «Педагог» актуализируют для педагогического университета задачи по подготовке и сопровождению молодого специалиста, способного успешно адаптироваться и закрепляться в образовательных организациях края.
Цель данной работы: анализ проблемного пространства профессиональной деятельности молодого педагога для создания комплексных условий (организационных и научнометодических) их профессионального развития и закрепления в системе образования Алтайского края.
Материалы и методы. Анкетирование, интерактивные формы работы, технологии: мобильные модераторские площадки, длительная педагогическая практика, способствуют фиксации профессиональных дилемм молодых педагогов, их системному исследованию, организации мероприятий и технологий по их минимизации, развитию «Я-стратегии», выстраиванию индивидуальной траектории профессионального роста учителя.
Результаты. Технология мобильной модераторской площадки была реализована на базах 7 образовательных организаций Алтайского края, находящихся в транспортной доступности. Данная технология позволяет рассматривать проблемное поле профессиональной деятельности молодого педагога в фокусе точек зрения работодателей, вуза и самого молодого специалиста. Технология оперативного реагирования является эффективным методом решения кадрового вопроса в образовательных организациях края, направлена на совершенствование системы подготовки будущего специалиста. Количество студентов, участвующих в длительной педагогической практике, увеличилось с 26 человек (2015 г.) до 51 человека (2017 г.).
Обсуждение. Системный анализ выявленных профессиональных затруднений начинающих специалистов создает условия для эффективного проектирования системы постдипломного сопровождения профессионального развития молодых педагогов в Алтайском крае.
Заключение. Выявленные профессиональные затруднения определили направления работы интерактивных площадок Форума «Молодой учитель. Формула успеха».
Ключевые слова: молодой педагог, профессиональные затруднения, постдипломное сопровождение, трудоустройство, профориентация, модераторская площадка, образовательная среда, траектория профессионального развития, Форум «Молодой учитель. Формула успеха».
Основные положения:
• выявлены ключевые профессиональные затруднения молодых педагогов;
• проведено исследование проблемного пространства профессиональной деятельности молодого педагога, позволившее определить тематику и содержание работы модераторских площадок Форума «Молодой учитель. Формула успеха» (2016 г.);
• созданы комплексные условия (организационных и научно-методических) профессионального развития и закрепления молодых педагогов в системе образования Алтайского края.
1. Введение (Introduction)
Развитие системы образования Алтайского края на текущем этапе модернизации отличается стратегическим реагированием на социально-экономические вызовы.
Старение педагогических кадров. Стабильные педагогические коллективы, сформированные в конце ХХ века, приближаются к рубежу постпенсионного возраста.
Результаты демографической политики. Рост деторождения приводит к увеличению численности дошкольников и школьников начального общего образования. В рамках стратегии социально-
экономического развития Алтайского края в ближайшие пять лет планируется ввести более 700 классов-комплектов в начальном образовании.
Стремительный рост научнотехнического прогресса. Данный вызов современности требует формирования нового инновационного типа мышления у педагога, позволяющего реализовывать образовательный процесс на новом технологическом уровне.
Реализация профессионального стандарта педагога, обеспечивающего качественную реализацию федеральных государственных образовательных стандартов. Этот тезис напрямую связан с новыми
компетенциями, заложенными в основу педагогической деятельности. Перед современным педагогом поставлена задача интеграции учебной и внеурочной деятельности, вовлечение детей в систему дополнительного образования, организации взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями здоровья, а также высокомотивированными детьми.
Спецификарегиона с преобладанием школ на сельских территориях. Алтайский край является крупным аграрным регионом России, 59 из 72 муниципалитетов, входящих в него, являются сельскими районами. В крае насчитывается свыше 1000 образовательных организаций, более 800 из них расположены в сельской местности, из которых почти 700 являются малочисленными и малокомплектными, что оставляет 72% от общего числа школ. Процесс укрупнения образовательных организаций определяет целый спектр проблем, стоящих перед системой образования региона.
Эффективное решение большинства обозначенных проблем может быть достигнуто за счет привлечения молодых кадровых ресурсов в систему образования Алтайского края, а это, в свою очередь, требует создания комплексных условий для адаптации, закрепления и профессионального развития начинающих специалистов.
Цель работы - анализ проблемного пространства профессиональной деятельности молодого педагога для создания комплексных условий (организационных и научно-методических) их профессионального развития и закрепления в системе образования Алтайского края.
Задачи исследования: диагностика профессиональных затруднений начинающих учителей; изучение кадрового запроса работодателей на основе мониторинга их удовлетворенности качеством подготовки педагогических кадров.
2. Материалы методы (Materials and Methods)
В современной отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе широко представлены научные работы, посвященные изучению профессионального развития молодого педагога. В работах Н.А. Бирюковой, Д.Л. Коломиец [1] описывается процесс формирования готовности студентов к педагогической деятельности на основе выявленных профессиональных затруднений молодых специалистов. Комплексный анализ зафиксированных точек напряжения (И.С. Алексеева [2], А.И. Данимова [3], Н.Н. Долгих [4], Г.Н. Скудырева [5], M. Chitiga [6]) позволяет эффективно решать проблему профессионального становления молодых педагогов в регионах (Т.П. Утешева [7]), их позитивной адаптации в образовательных организациях (Е.Г. Черникова [8], Н.А. Шайденко [9]1, A. Gallant [10], J.Y. Hong [11]), что приводит к успешной реализации моделей постдипломного сопровождения молодого специалиста, способствует его профессиональному развитию (М.Л. Блинова [12]2, Д.Л. Коломиец [13], С.И. Поздеева [14], S. Huisman [15], А. Paniagua [16], A. Peterson [17]), в том числе профессиональной подготовки учителей для малокомплектных сельских школ (Н.В. Байлулова [18], А.Ю. Михайличенко [19]).
Методологической основой исследования выступает системный подход, позволяющий реализовать сбор первичной информации (анкетирование, интерактивные формы общения), обработку и анализ, обобщение и описание с последующим проектированием и апробацией системных мероприятий разного формата и уровня, а также способствует выстраиванию системообразующих горизонтальных и вертикальных взаимодействий между молодыми педагогами, педагогическим университетом и работодателем.
1 Шайденко Н.А., Подзолков В.Г, Кипурова С.Н., Сергеев А.Н., Сергеева А.В. Адаптационный потенциал будущего учителя и его проявления на этапе вхождения в профессию [Текст]: монография / Н.А. Шайденко, Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2013. 232 с.
2 Блинова М.Л. Обеспечение преемственности в развитии профессиональной компетентности студентов и начинающих специалистов [Текст]: монография. Йошкар-Ола: МОСИ; СТРИНГ, 2012.181с.
Структурный анализ проблемного пространства профессиональной деятельности молодого педагога (на примере Алтайского края)
->1
Л.А. Веретенникова, Е.В. Шамарина
00
Диагностика профессиональных затруднений молодых педагогов осуществлялась нами на протяжении четырех лет. Для мониторинга проблем были определены интерактивные методы сбора информации: ежегодная проблемнопостановочная конференция для начинающих педагогов; регулярная работа мобильных модераторских площадок; длительная педагогическая практика.
С 2014 года в ФГБОУ ВО «АлтГПУ», как ведущем педагогическом вузе края, лидирующем по количеству подготовленных для региона педагогов, проводятся проблемно-постановочные конференции, проходящие под девизом «Молодой учитель. Формула успеха». Формат данных мероприятий интерактивный. Основная задача, поставленная организаторами - выявление профессиональных затруднений молодых педагогов. В процессе реализации ежегодных мероприятий были достигнуты дополнительные эффекты: начинающие учителя проявили стремление интегрироваться в единое профессиональное сообщество, позволяющее обсудить актуальные вопросы и найти варианты решения, обменяться опытом, продемонстрировать свои достижения, получить экспрессконсультации экспертов, найти единомышленников, сформировать сетевые формы взаимодействия с коллегами.
Накопленный организаторами опыт взаимодействия с молодыми педагогами и системный анализ результатов диагностики их профессиональных затруднений позволил усовершенствовать и трансформировать формат мероприятия, усилив научно-исследовательскую составляющую и использование интерактивных форм работы. В новом формате - Форума - молодые педагоги не только определяли и ранжировали проблемы, получая ответы от экспертов и преподавателей вуза, теперь они сами стали разрабатывать стратегии преодоления затруднений и проектировать «Я-концепцию» своей профессиональной деятельности [20].
Следует особо отметить, что диагностический характер данных мероприятий стал системообразующим в проектировании постдипломного со-
провождения молодых педагогов Алтайского края.
Важной формой проведения диагностики профессиональных затруднений молодых специалистов является использование технологии мобильных модераторских площадок. Диагностика выступает ключевой, но не единственной задачей ее использования. Содержание деятельности мобильной модераторской площадки заключается в объединении на базе образовательного учреждения трех основных целевых категорий, включенных в интерактивный процесс - руководители, молодые педагоги, студенты выпускных курсов. Школы подбираются из числа тех, которые испытывали на определенном этапе или испытывают на текущий момент кадровые дефициты. АлтГПУ, посредством использования технологии кадрового рекрутинга, закрыл данные вакансии, или находится в процессе их закрытия. В результате выстраивается эффективная система взаимодействия вуза и школы.
Еще одним источником диагностики профессиональных затруднений начинающих педагогов является анализ результатов длительной педагогической практики. На начало учебного года в школах Алтайского края остаются «горящие» вакансии, которые образовательные учреждения не в состоянии закрыть собственными силами. АлтГПУ разработал технологию оперативного реагирования на образовательный запрос работодателей. Студенты выпускных курсов на конкурсной основе на период учебного семестра или года закрывают имеющиеся вакансии в сельских школах (чаще всего в малокомплектных, малочисленных, филиалах основных), перейдя на индивидуальный график обучения в вузе.
Студенты выпускных курсов, погружаясь в профессиональную деятельность посредством рефлексии, четко диагностируют свои собственные дефицитар-ные состояния. Исследования показали, что именно после получения опыта самостоятельной педагогической деятельности у студентов повышается мотивация к обучению в педагогическом университете, так как они более четко понимают
совокупность тех компетенций, которыми им необходимо обладать.
В основе мониторинга качества подготовки начинающих педагогов, а также обеспечения постдипломного сопровождения их деятельности, лежит определенное соотношение двух переменных: первая переменная - это ожидания работодателей, основанное на потребностях решения задач практики; вторая переменная - реальный уровень подготовки выпускников педагогического вуза и их потенциальная способность к реализации профессиональной деятельности. Именно в течение первых трех лет осуществляется определенная активная динамика, когда молодой педагог адаптируется и интенсивно развивается, чтобы достигнуть определенного состояния комфорта пребывания в профессии, если это состояние достигается, то происходит ожидаемое закрепление начинающего педагога.
Выстраивание системы постдипломного сопровождения молодых учителей должно базироваться не только на анализе профессиональных затруднений молодых педагогов, но и на обобщении требований работодателей к начинающим специалистам - кадровом запросе.
Мы, как исследователи проблемы, изучали кадровый запрос на основе взаимодействия с менеджерами образования, а точнее на основе проведения проблемных семинаров по кадровой политике в рамках обучения управленцев системы образования по программе профессио-
нальной переподготовки «Менеджмент образования». Работа осуществлялась с 2014 года, всего, в рамках Института дополнительного образования АлтГПУ, обучилось более 500 менеджеров за данный период. Нами были изучены кадровые запросы, выявлены мнения управленцев на характер и содержание профессиональных затруднений начинающих педагогов.
Значимым мероприятием, способствующим уточнению кадрового запроса работодателей, является ежегодная Ярмарка вакансий, которая проводится в АлтГПУ. В процессе реализации данного мероприятия уточняются позиции работодателей, сравнивается кадровая политика районов края. Руководители муниципалитетов отслеживают реальную ситуацию с ожидаемым выпуском педагогов в разрезе специальностей и предметных направлений подготовки и реализуют технологию эффективного рекрутинга.
3. Результаты (Results)
Результаты анкетирования, итоговые материалы модераторских площадок Форума, количество посетителей страницы «Форум «Молодой учитель. Формула успеха» свидетельствуют о высоком уровне рейтинга данного мероприятия не только у молодых педагогов края, но и у соседних регионов. Востребованность формата и содержательного наполнения мероприятий со стороны работодателей и молодых педагогов отражается в позитивной количественной динамике, отраженной на рисунке 1.
Рис. 1. Динамика численности участников конференций (Форума)
Fig. 1. Dynamics of the number of conferences participants (Forum)
Структурный анализ проблемного пространства профессиональной деятельности молодого педагога (на примере Алтайского края)
(О
Л.А. Веретенникова, Е.В. Шамарина
О
см
В 2018 г. в ноябре состоится очередной Форум с международным участием (Казахстан, Киргизия, Китай, Франция).
Технология мобильной модераторской площадки (выездные семинары) была реализована на базах более 7 образовательных организаций Алтайского края, находящихся в транспортной доступности (удаленность не более 300 км от г. Барнаула). Перечень мобильных
модераторских площадок представлен в таблице 1. Результат реализации данной технологии - четыре фокуса восприятия профессиональных затруднений молодых педагогов в конкретной педагогической ситуации: студента (магистранта), руководителя образовательной организации, самого молодого педагога и референтной группы (преподавателей высшей школы).
Табл. 1. Перечень мобильных модераторских площадок
Tab. 1. Plan of mobile moderator platforms
Образовательные организации Тема
2015
МБОУ «СОШ № 78» г. Барнаула Организация совместной деятельности младших школьников как инновационный ресурс обновления начального образования
МБОУ «Налобихинская СОШ им. А.И. Скур-латова» Косихинского района Алтайского края Организация совместной деятельности младших школьников как инновационный ресурс обновления начального образования
2016
МБОУ «Чернокурьинская СОШ» Мамонтов-ского района Алтайского края Сельская малокомплектная школа в образовательном пространстве России: реальность, проблемы, перспективы
МБОУ «Налобихинская СОШ им. А.И. Скур-латова» Косихинского района Алтайского края Инновационные процессы по внедрению дистанционных технологий в образовательной организации
2017
МБОУ «Украинская СОШ» Косихинского района Алтайского края Специфика организации учебной и внеурочной деятельности в условиях сельской малокомплектной школы
МКОУ «Озерская СОШ» Тальменского района Совершенствование внутришкольной системы оценки качества образования
МКОУ «Ларичихинская СОШ» Тальменского района Алтайского края Обеспечение качественного обновления содержания образования через реализацию ФГОС
МБОУ «Дмитро-Титовская СОШ» Кытмановского района Алтайского края Воспитание культуры здоровья обучающихся через активные формы деятельности
Технология оперативного реагирования на образовательный запрос работодателей (длительная педагогическая практика), реализуемая АлтГПУ, приоб- ретает популярность среди студентов вуза (рис. 2). Длительная педагогическая практика является для будущих педагогов эффективным стартом в профессию.
Участие студентов в длительной педагогической практике
О 10 20 30 40 50 60
Рис 2. Динамика количества участников длительной практики Fig. 2. Dynamics of the number of long-term teaching practice participants
Студенты выпускных курсов, погружаясь в профессиональную деятельность посредством рефлексии, четко диагностируют свои собственные дефицитар-ные состояния. Исследования показали, что именно после получения опыта самостоятельной педагогической деятельности у студентов повышается мотивация к обучению в педагогическом университете, так как они более четко понимают совокупность тех компетенций, которыми им необходимо обладать. Ежегодно, по итогам длительной педагогической практики, проводятся проблемные конференции, на которых каждый из участников представляет аналитический отчет о практике и информацию о тех проблемах, в том числе и профессиональных, с которыми столкнулся в образовательной организации.
Участники длительной практики выделяют следующие проблемы: низкий уровень (или отсутствие) знаний и навыков работы в условиях сельской школы; низкий уровень владения навыками дифференциации и индивидуализации обучения в условиях сельской школы; слабая актуализация профессиональных знаний при решении возникающих проблем образования и воспитания школьников в условиях реализации ФГОС; отсутствие целенаправленной установки на определение собственной траектории профессионального роста; недостаточное осознание значимости личностной культуры педагога в формировании мотивации школьников к обучению; недостаточная поддержка педагогами-наставниками в процессе адаптации и в процессе педаго-
гической деятельности; нехватка учебной литературы и отсутствие интернета; отсутствие жилья или недостаточно благоприятные жилищные условия; трудности бытового характера, в том числе слабая адаптация к жизни в сельской местности; отсутствие общественной жизни на селе и развитой инфраструктуры села; финансовые трудности, связанные с низкой заработной платой.
В процессе изучения образовательных потребностей студентов, проходивших длительную педагогическую практику, нами рассматривались следующие ее составляющие: самооценка профессиональной подготовленности к работе в сельской школе, возможность прохождения профессиональной переподготовки по другой предметной направленности с получением дополнительной профессиональной компетентности и их вариативность, вариант трудоустройства в сельские школы края, трудности, с которыми столкнулись студенты.
Определение удовлетворенности студентов по шкале «Удовлетворенность образовательным процессом в сельской школе» на основе подсчета ее индекса показывает, что 87% студентов скорее удовлетворены образовательным процессом, полностью удовлетворены 8% и затрудняются в определении своего мнения 6% выпускников. Данные представлены в таблице 2. Удовлетворенность учебным планом полную и частичную демонстрируют 21% и 46% соответственно, некоторую неудовлетворенность - 33%. Полностью неудовлетворенных практикантов не выявлено.
Табл. 2. Удовлетворенность студентов образовательным процессом в образовательных организациях на селе (в % от числа опрошенных и баллах)
Tab. 2. Students’ satisfaction with learning process in the countryside educational jrganizations (as a percentage of the pollees number and in points)
Уровень индекса удовлетворенности (%) Индекс удовлетворенности (балл)
Низкий — —
Ниже среднего 6 2,3
Выше среднего 87 3,4
Высокий 8 4,8
Структурный анализ проблемного пространства профессиональной деятельности молодого педагога (на примере Алтайского края)
см
Л.А. Веретенникова, Е.В. Шамарина
см
см
Удовлетворенность деятельностной образовательного процесса проявляется и социально-психологической сторонами у студентов достаточно высоко (табл. 3).
Табл. 3. Удовлетворенность составляющими образовательного процесса
(в % от числа опрошенных)
Tab. 3. Satisfaction with the learning process components (as a percentage of the pollees number)
% п/п Уровень Составляющие образовательного процесса
деятельност- ная организаци- онная социально- психологическая административ- ная
1 Низкий — 53 — 34
2 Средний 60 33 20 40
3 Высокий 40 14 80 26
Наименьшую удовлетворенность студентов-выпускников вызывает организационная составляющая образовательного процесса сельской школы, связанная в первую очередь с неудобством расписания, непродуманным распорядком дня, неравномерным распределением нагрузки в течение недели и отсутствием в школе интересных мероприятий (по 67%). Ощущают ненасыщенность внеурочной жизни 50%, а 30% не удовлетворены организацией питания в столовой. Удовлетворенность административной стороной образовательного процесса образовательной организации представлена, с точки зрения студентов, в основном высоким (74%) и средним (20%) уровнями. Большинство опрошенных (90%) считают, что имеют возможность участвовать в принятии решений относительно образовательного процесса, 80% опрошенных считают, что администрация учитывает мнение студентов-практикантов и оказывает им помощь при возникновении сложностей (87%). Считают сельскую школу, в том числе малокомплектную, как успешный старт в карьере 73 %.
Обработка данных изучения мотивации студентов, находящихся на длитель-
ной практике, проводилась по модифицированной для задач исследования методике А.К. Марковой1. Она показала, что все респонденты (100%) проявили осознанный выбор удаленной педагогической практики и обладают высокой мотивацией. 69% опрошенных также отмечают важность специальных условий, предоставленных педагогическим университетом при организации удаленной практики (стипендия ректора, возможность методической поддержки преподавателей и методистов университета), вместе с тем отмечаются трудности пользования университетской библиотекой он-лайн из-за отсутствия в школе сети Интернет.
Серия ежегодных мероприятий с увеличивающимся количеством заинтересованных работодателями («Ярмарка вакансий», рис. 3) позволяет отслеживать ключевые дефицитные специальности для системы образования региона, которые находят свое подтверждение и в результатах мониторинга педагогических вакансий региона, осуществляемого Министерством образования и науки Алтайского края (рис. 4).
1 Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [Текст]: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. 96 с.
Рис. 3. Динамика участия работодателей в «Ярмарке вакансий» Fig. 3. Dynamics of the employers participation in “Employment Fair”
Рис. 4. Динамика педагогических вакансий в Алтайском крае Fig. 4. Dynamics of pedagogical vacancies in Altai Krai
Самыми острыми вакансиями в крае являются: учителя математики, ино-
странного языка, русского языка и литературы, начальных классов.
4. Обсуждение (Discussion)
Характерной особенностью технологии мобильные модераторские площадки является интенсивное погружение всех участников площадки (педагоги образовательной организации, в том числе молодые специалисты, студенты выпускных курсов) в проблемное поле, детерминируемое стратегией развития данной образовательной организации. Школа представляет основные виды деятельности, через которые реализуется стратегия. Студенты вступают во взаимодействие с молодыми педагогами в роли «экспертов», подвергая анализу все аспекты их профессиональной деятельности. Они в интерактивном режиме наблюдают за реализацией воспитательной, образовательной, развивающей
деятельности своих будущих коллег, за системой их взаимодействия с администрацией, учителями-стажистами, родителями, детьми. Следует отметить, что такой вид взаимодействия позволяет эффективно решать комплекс задач: выявление профессиональных затруднений начинающих педагогов, профориентационная работа с будущими учителями через презентацию образовательных организаций, фиксация запросов работодателей по качеству подготовки будущих специалистов и закрытию имеющихся или планируемых вакансий.
В процессе изучения образовательных потребностей студентов, проходивших длительную педагогическую практику, нами рассматривались следующие ее составляющие: самооценка профессиональной подготовленности к работе в сельской школе, возможность прохождения профессиональной переподготовки по другой предметной направленности с
Структурный анализ проблемного пространства профессиональной деятельности молодого педагога (на примере Алтайского края)
со
см
Л.А. Веретенникова, Е.В. Шамарина
СМ
получением дополнительной профессиональной компетентности и их вариативность, вариант трудоустройства в сельские школы края, трудности, с которыми столкнулись студенты.
Уровень личной профессиональной подготовки, которая позволяет совмещать обучение в вузе и работу в школе, оценивается в общей совокупности студентов по десятибалльной шкале, где 1 является минимальным значением, а 10 - максимальным и варьируется от 4 до 8 баллов, преобладает 6-7, среднее арифметическое - 7 баллов, т.е. основная часть студентов отличается достаточно высоким уровнем знаний, умений и навыков для прохождения длительной практики. Отдельно следует обратить внимание на то, что в АлтГПУ действует система критериев отбора для прохождения длительной практики и система бонусов, стимулирующих студентов по ее окончании, соответственно для такого вида квазипрофессиональной деятельности в сельские школы направляются максимально профессионально ориентированные будущие учителя.
По полученным нами данным рассматривают возможность прохождения профессиональной переподготовки по другой предметной направленности с получением дополнительной профессиональной компетентности 85% от общего количества опрошенных, не рассматривают для себя данную возможность развития лишь 15%.
Рассматривают вариант трудоустройства в сельскую школу большинство опрошенных респондентов из числа студентов, прошедших длительную педагогическую практику (94/%), среди них в школу своего района - 47,5%, в любую школу другого района края в соответствии с местным запросом 31% от общего количества, кроме того, принять участие в реализации краевой программы поддержки молодых педагогов «200» считают для себя возможным 62,5% человек.
В качестве необходимых знаний и навыков учителя сельской школы студентами, получившими реальный опыт профессиональной деятельности, ука-
зываются следующие: знание своего
предмета и методик преподавания; профессиональность, умение мотивировать детей, компетентность; коммуникабельность и индивидуальный подход; дополнительные знания по другим предметам (опыт работы в малокомплектной школе); умение работать на имеющемся оборудовании и методических комплектах, которые могут не соответствовать программе.
Результат данного исследования -проектирование системы постдипломного сопровождения профессионального развития молодых педагогов в Алтайском крае, создающей равные стартовые условия для всех начинающих педагогов региона и обеспечивающей их поэтапную комплексную поддержку.
Полученные результаты научноисследовательской работы будут полезны работодателям системы образования Алтайского края в целях кадрового обеспечения региональных образовательных организаций высококвалифицированными и мотивированными молодыми специалистами.
Разработанная система постдипломного сопровождения профессионального развития молодого педагога необходима для обеспечения кадровой ротации и стратегического развития системы образования Алтайского края.
Рекомендации по внедрению - разработанная система пользуется повышенным интересом субъектов РФ и тиражируется в другие регионы. Пролонгация реализуемой системы предполагает активное включение муниципалитетов Алтайского края и формирование единого образовательного пространства, обеспечивающего компетентную кадровую наполняемость региональной системы образования.
Область применения - образовательные организации и органы управления образованием Алтайского края.
5. Заключение (Conclusion)
В основе мониторинга качества подготовки начинающих педагогов, а также обеспечения постдипломного сопровождения их деятельности, лежит определенное соотношение двух переменных:
первая переменная - это ожидания работодателей, основанные на потребностях решения задач практики; вторая переменная - реальный уровень подготовки выпускников педагогического вуза и их потенциальная способность к реализации профессиональной деятельности. Именно в течение первых трех лет осуществляется определенная активная динамика, когда молодой педагог адаптируется и интенсивно развивается, чтобы достигнуть определенного состояния комфорта пребывания в профессии, если это состояние достигается, то происходит ожидаемое закрепление начинающего педагога.
Интеграция результатов исследования профессиональных затруднений молодых педагогов и кадрового запроса работодателей к качеству подготовки специалистов позволили выстроить системную работу по постдипломному сопровождению.
В результате системной работы в 2016 году был проведен Всесибирский Форум «Молодой учитель. Формула успеха», на котором были представлены основные проблемные направления, постановка которых вытекала из проведенной комплексной диагностики.
Проблема выстраивания эффективной образовательной деятельности молодых педагогов с одаренными и талантливыми детьми, в соответствии с требованиями Профессионального стандарта педагога, легла в основу модераторской площадки «Специфика обучения и воспитания одаренных и высокомотивированных детей в современном образовательном пространстве».
Потребность проектирования профессионального развития начинающим педагогом рассматривалось на модераторской площадке «Траектории профессионального развития молодого педагога».
Проблема эффективного взаимодействия начинающего педагога с родителями задала формат модераторской площадке «Психология родительства».
Модераторская площадка - «Технология организации оперативной кадровой поддержки школ региона современным педагогическим вузом» - была сделана
в контексте проблемы подготовки начинающих руководителей к реализации кадровой стратегии своей образовательной организации.
Организация обучения с учетом проблемы здоровья сбережения учеников и педагогов определила тему модераторской площадки - «Здоровьесберегающее образовательное пространство и технологии формирования здорового образа жизни».
Проблема конструктивного использования потенциала социальных сетей начинающим учителем рассматривалась на модераторской площадке «Социальные сети как инструмент профессиональной коммуникации педагога».
Проблема эффективного использования цифровых технологий в учебном процессе и внеурочной деятельности рассматривалась на модераторской проблемной площадке «Роль цифровых технологий и робототехники в развитии образовательного пространства».
Необходимость эффективного образовательного взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями здоровья легла в основу деятельности модераторской площадки «Организация образовательного процесса с детьми с ограниченными возможностями здоровья».
Важная роль начинающего педагога в развитии системы дополнительного образования в школе обсуждалась на модераторской площадке «Стратегия развития дополнительного образования школьников в условиях образовательной организации».
Спектр компетенций, которыми должен владеть педагог малокомплектной школы, был представлен на модераторской площадке «Развитие и совершенствование профессиональной компетентности специалиста малокомплектной школы».
Таким образом, все профессиональные затруднения начинающих педагогов и кадровые запросы работодателей нашли отражение в проблематике модераторских площадок Форума, на которых молодые педагоги под руководством модераторов и научно-
Структурный анализ проблемного пространства профессиональной деятельности молодого педагога (на примере Алтайского края)
Ю
СМ
Л.А. Веретенникова, Е.В. Шамарина
(О
см
технологической поддержки приглашенных внешних экспертов проектировали «Я - ориентированную стратегию» по актуальным направлениям практической образовательной деятельности в целях построения индивидуальной траектории эффективного профессионального развития.
Проведенный системный анализ проблемного пространства профессиональной деятельности молодого педагога является значимым и актуальным для
создания комплексных условий (организационных и научно-методических) в АлтГПУ профессионального развития и закрепления молодых специалистов в образовательной системе Алтайского края, обеспечивающих стратегическое развитие региона.
6. Благодарности (Acknowledgments)
Авторы выражают признательность коллегам - преподавателям и сотрудникам АлтГПУ за помощь.
Библиографический список
1. Коломиец, Д.Л. Формирование готовности студентов к педагогической деятельности на основе анализа профессиональных затруднений [Текст] / Д.Л. Коломиец, Н.А. Бирюкова // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2016. - Т. 8. - № 2(32). - С. 57-63.
2. Алексеева, И.С. Организационно-педагогическое обеспечение профессионального становления молодых специалистов в условиях сетевого взаимодействия сельских школ [Текст] / И.С. Алексеева // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2013. - № 1 (17). - С. 65-67.
3. Данимова, А.И. Некоторые проблемы адаптации молодых учителей в процессе их практической деятельности [Текст] / А.И. Данимова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017. - Т. 6. - № 3 (20). - С. 76-78.
4. Долгих, Н.Н. Организационно-педагогические условия адаптации молодых специалистов к профессиональной деятельности (на примере художественной школы) [Текст] / Н.Н. Долгих // Pedagogy & Psychology. The ory and practice. - 2016. - № 1 (3). - С. 26-29.
5. Скударева, Г.Н. Молодой учитель начальной школы: проблемы, кризисы, противоречия [Текст] / Г.Н. Скударева // Начальная школа. - 2014. - № 1. - С. 13-19.
6. Chitiga M. (2017) They come in different shapes: a critical analysis of teacher types. Journal of Educational Research. Vol. 2 (12), 31-49. Available from: https://ijrdo.org/index.php/er/artide/ view/1724 (Accessed 8th May 2018).
7. Утешева, Т.П. Проблемы профессионального становления молодых специалистов [Текст] / Т.П. Утешева // Педагогический опыт: теория, методика, практика. - 2015. - № 4 (5). - С. 454-455.
8. Черникова, Е.Г. Адаптация и профессиональное развитие молодых педагогов общеобразовательных организаций (по материалам общероссийского социологического исследования) [Текст] / Е.Г. Черникова, Т.Г. Пташко, А.В. Руденко // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2017. - № 7. - С. 114-122.
9. Шайденко, Н.А. Адаптационный потенциал будущего учителя и его проявления на этапе вхождения в профессию [Текст]: монография / Н.А. Шайденко, В.Г. Подзолков, С.Н. Кипурова, А.Н. Сергеев, А.В. Сергеева. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2013. - 232 с.
10. Gallant A., Riley P. (2014) Early career teacher attrition: new thoughts on an intractable problem, Teacher Development. 18. 4, 562-580. DOI:10.1080/13664530.2014.945129.
11. Hong, J.Y. (2010) Pre-service and Beginning Teachers Professional Identity and its Relation to Dropping out of the Profession. Teaching and Teacher Education. 26. 8, 1530-1543. DOI:10.1016/j. tate.2010.06.003.
12. Блинова, М.Л. Обеспечение преемственности в развитии профессиональной компетентности студентов и начинающих специалистов [Текст]: монография / М.Л. Блинова. - Йошкар-Ола: МОСИ - ООО «СТРИНГ», 2012. -181 с.
13. Коломиец, Д.Л. Педагогическое сопровождение начинающего учителя начальных классов в условиях реализации образовательных стандартов [Текст] / Д.Л. Коломиец, Е.В. Мальцева // Перспективы науки. - 2015. - № 2 (65). - С. 40-44.
14. Поздеева, С.И. Организация наставничества как сопровождение профессионального развития молодого педагога в школе [Текст] / С.И. Поздеева // Сельский учитель. - 2017. - № 2 (111). - С. 34-38.
15. Huisman S., Singer N. R., Catapano S. (2010) Resiliency to success: Supporting novice urban teachers. Teacher Development. 14. 4, 483-499. Available from: https://www.erudit.org/en/journals/mje/2016-v51-n2-mje02894/1038604ar/ (Accessed: 8th May 2018).
16. Paniagua А. What does innovation in pedagogy look like? Paris, OECD Education. Teaching in Fo-cus#21, OECD Publ. DOI: 10.1787/cca19081-en.
17. Peterson A. et al., Understanding Innovative Pedagogies: Key Themes to Analyse New Approaches to Teaching and Learning. Paris, OECD Education Working Papers. 172, OECD Publ. DOI: 10.1787/9f843a6e-en.
18. Байгулова, Н.В. Педагогические условия профессиональной подготовки учителя для сельских малокомплектных образовательных учреждений [Текст] / Н.В. Байгулова, Е.Е. Сартакова // Вестник Томского гос. пед. ун-та. - 2009. - № 1(79). - С. 32-36.
19. Михайличенко, А.Ю. Профессиональная подготовка учителей малокомплектных школ (из опыта работы Томского государственного университета) [Текст] / А.Ю. Михайличенко // Вестник Томского гос. пед. ун-та. - 2009. - № 12(90). - С. 19-21.
20. Веретенникова, Л.А. Развитие парадигмы педагогического образования в обществе новой формации [Текст] / Л.А. Веретенникова, Е.В. Шамарина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2017. - № 6. - С. 39-45.
L.A. Veretennikova1, E.V. Shamarina2
1 ORCID No. 0000-0002-2587-3057, Academic Title of Associate Professor,
Candidate of Sciences (Education), Associate Professor at the Department of Education
Management, Altai State Pedagogical University, Barnaul, Russia. E-mail: [email protected]
2 ORCID No. 0000-0001-8096-5483, Academic Title of Associate Professor,
Candidate of Sciences (Philosophy), Associate Professor at the Department of Philosophy and Culturology, Altai State Pedagogical University, Barnaul, Russia. E-mail: [email protected]
YOUNG TEACHER’S STRUCTURAL ANALYSIS OF THE PROBLEM SPACE IN PROFESSIONAL ACTIVITY (ON THE EXAMPLE OF ALTAI KRAI)
Abstract
Introduction. Such challenges as teaching staffaging, increasing of the number of vacant positions in regional schools, need for highly qualified teachers educated in accordance with professional standard “Teacher” actualize for pedagogical university tasks of training and supporting of young teachers ready for successfully adaptation and consolidation in educational institutions of the region. The goal of this research is to analyze the problem space of young teacher’s professional activity in order for creation of institutional and methodological unit conditions for their professional development and consolidation in the educational system of Altai Krai.
Materials and Methods. Questionnaire, interactive activities and technologies, mobile moderator platforms, long-term teaching practice, all of these factors influence the fixation of young teachers’ professional dilemmas, system of researching and organization of measures and technologies for their minimization, development of “Self-Improvement-Strategy”, organization of individual professional development pathway of teacher in the early stage of his career.
Results. The technology of the mobile moderator site was implemented on the bases of 7 educational organizations of the Altai Territory, which are in transport accessibility. This technology allows us to consider the problem field of a young teacher’s professional activity in the focus of the points of view of employers, the university and the youngest specialist. The technology of operational response is an effective method of solving personnel issues in the educational organizations of the region, aimed at improving the training system of the future specialist. The number of students participating in longterm pedagogical practice has increased from 26 people (2015) to 51 people (2017).
Young teacher's structural analysis of the problem space in professional activity (on the example of Altai krai)
1^-
CM
L.A. Veretennikova, E.V. Shamarina
00
CM
Discussion. The systematic analysis of young professionals’ difficulties creates conditions for the effective design of the postgraduate support system for the professional development of young teachers in the Altai Territory.
Conclusion. Identified professional difficulties determined areas of work of the interactive sites Forum “Young Teacher. Recipe for success”.
Keywords: Young teacher, professional difficulties, postgraduate support, employment, career-guidance, moderator platform, educational environment, professional development pathway, the Forum “Young Teacher. Recipe for Success”.
Highlights:
• The key professional difficulties of young teachers have been identified;
• An analysis of the problematic space of young teachers’ professional activity was carried out. This fact made possible to determine the theme and content of the moderator’s forum sites “Young Teacher. The Formula for Success “(2016);
• Complex conditions of young teachers’ (organizational and scientific-methodological) professional development and consolidation in the educational system of the Altai Territory have been created.
References
1. Kolomiec D.L., Biryukova N.A. (2016) Formirovanie gotovnosti studentov k pedagogicheskoj deyatel’nosti na osnove analiza professional’nyh zatrudnenij [Formation of students’ readiness for pedagogical activity on the basis of the professional difficulties analysis] Sovremennaya vysshaya shkola: innova-cionnyj aspect. Vol. 8. 2 (32), 57-63. (In Russian).
2. Alekseeva I.S. (2013) Organizacionno pedagogicheskoe obespechenie professional’nogo stanovleni-ya molodyh specialistov v usloviyah setevogo vzaimodeistviya sel’skih shkol [Organizational and pedagogical of young specialists’ support of professional formation in the context of network interaction of rural schools] Istoricheskaya i socialno-obrazovatel’naya mysl. 1. 17, 65-67. (In Russian).
3. Danimova A.I. (2017) Nekotorye problemy adaptacii molodyh uchitelej v processe ih prakticheskoj deyatel’nosti [Some problems of young teachers’ adaptation in the course of their practical activities] Azi-mut nauchnyh issledovanij: pedagogika ipsihologiy. Vol. 6. 3(20), 76-78. (In Russian).
4. Dolgih N.N. (2016) Organizacionno-pedagogicheskie usloviya adaptacii molodyh specialistov k professional’noj deyatel’nosti [Organizational and pedagogical conditions for adaptation of young professionals to professional activities] Pedagogy & Psychology. Theory and practice. 1. 3, 26-29. (In Russian).
5. Skudareva G.N. (2014) Molodoj uchitel’ nachal’noj shkoly: problemy, krizisy, protivorechiya [Young primary school teacher: problems, crises, contradictions] Nachalnaya shkola. 1, 13-19. (In Russian).
6. Chitiga M. (2017) They come in different shapes: a critical analysis of teacher types. Journal of Educational Research. Vol. 2 (12), 31-49. Available from: https://ijrdo.org/index.php/er/article/ view/1724 (Accessed 8th May 2018).
7. Utesheva T.P. (2015) Problemy professional’nogo stanovleniya molodyh specialistov [Problems of young specialists’ professional formation] Pedagogicheskij opyt: teoriya. metodika. praktika. 4. 5, 454-455. (In Russian).
8. Chernikova E.G., Ptashko T.G., Rudenko A.V. (2017) Adaptaciya i professional’noe razvitie molo-dyh pedagogov obshcheobrazovatel’nyh organizacij (po materialam obshcherossijskogo sociologicheskogo issledovaniya) [Adaptation and professional development of young teachers in general education organizations (based on the materials of all-Russian sociological research)] Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 7, 114-122. (In Russian).
9. Shajdenko N.A., Podzolkov V.G., Kipurova S.N., Sergeeva A.N., Sergeeva A.V. (2013) Adaptacionnyj potencial budushchego uchitelya i ego proyavleniya na ehtape vhozhdeniya v professiyu [Future teacher’s adaptation potential and his development at the stage of entering the profession] Izd-vo Tul.gos.ped.un-ta im. L.N. Tolstogo.
10. Gallant A., Riley P (2014) Early career teacher attrition: new thoughts on an intractable problem, Teacher Development. 18. 4, 562-580. DOI:10.1080/13664530.2014.945129.
11. Hong, J.Y. (2010) Pre-service and Beginning Teachers Professional Identity and its Relation to Dropping out of the Profession. Teaching and Teacher Education. 26. 8, 1530-1543. DOI:10.1016/j. tate.2010.06.003.
12. Blinova M.L. (2012) Obespechenie preemstvennosti v razvitii professional’noj kompetentnosti studentov i nachinayushchih specialistov [Ensuring continuity in the development of professional competence of students and beginners]Joshkar-Ola, MOSI-OOO “STRING” Publ.
13. Kolomiec D.L. Mal’ceva. E.V. (2015) Pedagogicheskoe soprovozhdenie nachinayushchego uchite-lya nachal’nyh klassov v usloviyah realizaii obrazovatel’nyh standartov [Pedagogical support of the beginner primary school teacher during the implementation of educational standards] Perspektivy nauki. 2. 65, 40-44. (In Russian).
14. Pozdeeva S.I. (2017) Organizaciya nastavnichestva kak soprovozdenie professional’nogo razvitiya molodogo pedagoga v shkole [The organization of mentoring as a process of support young teacher’s professional development at school] Sel’skij uchitel’. 2. 11, 34-38. (In Russian).
15. Huisman S., Singer N.R., Catapano S. (2010) Resiliency to success: Supporting novice urban teachers. Teacher Development. 14. 4, 483-499. Available from: https://www.erudit.org/en/journals/mje/2016-v51-n2-mje02894/1038604ar/ (Accessed: 8th May 2018).
16. Paniagua А. What does innovation in pedagogy look like? Paris, OECD Education. Teaching in Fo-cus#21, OECD Publ. DOI: 10.1787/cca19081-en.
17. Peterson A. et al., Understanding Innovative Pedagogies: Key Themes to Analyse New Approaches to Teaching and Learning. Paris, OECD Education Working Papers. 172, OECD Publ. DOI: 10.1787/9f843a6e-en.
18. Bajgulova N.V., Sartakova E.E. (2009) Pedagogicheskie uslovija professional’noj podgotovki uchitelja dlja sel’skih malokomplektnyh obrazovatel’nyh uchrezhdenij [Pedagogical conditions for the professional training of teachers for rural small educational establishments] Vestnik Tomskogo gos. ped. un-ta. 1. 79, 32-36. (In Russian).
19. Mihajlichenko A. Ju. (2009) Professional’naja podgotovka uchitelej malokomplektnyh shkol (iz opyta raboty Tomskogo gosudarstvennogo universiteta) [Vocational training of teachers’ small schools] Vestnik Tomskogo gos. ped. un-ta. 12. 90, 19-21. (In Russian).
20. Veretennikova L.A., Shamarina E.V. (2017) Razvitiye paradigm pedagogicheskogo obrazovaniya v obshchestve novoj formacii [The development of the paradigm of teacher education in the society of a new formation] Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 6, 39-45. (In Russian).
Young teacher's structural analysis of the problem space in professional activity (on the example of Altai krai)
o>
CM