Научная статья на тему 'Развитие парадигмы педагогического образования в обществе новой формации'

Развитие парадигмы педагогического образования в обществе новой формации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРАДИГМА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОСТДИПЛОМНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / МОДЕРАТОР / МОДЕРАТОРСКАЯ ПЛОЩАДКА / ФОРУМ / МОЛОДОЙ УЧИТЕЛЬ / ИНТЕРАКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / PARADIGM / TEACHER TRAINING / POSTGRADUATE SUPPORT / MODERATOR / MODERATOR PANEL / FORUM / YOUNG TEACHER / INTERACTIVE TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Веретенникова Лидия Анатольевна, Шамарина Елена Владимировна

Как пример эффективной проектной деятельности, в статье рассматривается система постдипломного комплексного сопровождения молодых педагогов. Детально представлен проект Форума «Молодой учитель. Формула успеха», как инновационная технология, соответствующая парадигме конструктивного развития современного педагогического университета. В статье описаны этапы подготовки и проведения Форума, его конкурсная составляющая, проблематика модераторских площадок в соответствии с выявленными профессиональными затруднениями начинающих учителей, описаны функции модераторов. Представленная в статье технология многократно успешно апробирована в Алтайском государственном педагогическом университете и может претендовать на тиражирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Веретенникова Лидия Анатольевна, Шамарина Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developing the pedagogical unversity paradigm in the new social order

The article considers the development of teacher training paradigm in the face of new social challenges. Paradigm changes manifest themselves in particular types of project activities by combination of external and internal resources that qualitatively change the educational system in the region. The research considers the system of postgraduate support for young teachers as an example of effective project activity. The authors present a detailed project of the Young Teacher. Recipe for Success Forum, as innovative technology correlating with the constructive development paradigm of a modern pedagogical university. The article reveals the stages of preparing and holding the forum, its competitive part, functions of moderators and problematics of moderator panels in accordance with the defined professional difficulties experienced by young teachers. The represented technology has been successfully tested in Altai State Pedagogical University and may be suggested for further implementation.

Текст научной работы на тему «Развитие парадигмы педагогического образования в обществе новой формации»

Зникина Людмила Степановна,

доктор педагогических наук, кандидат филологических наук, профессор, заведующий кафедрой иностранных языков, Кузбасский государственный технический университет,

г. Кемерово, Российская Федерация. E-mail: znikina@mail.ru

Znikina Lyudmila Stepanovna,

Doctor of Sciences (Education),

Candidate of Sciences (Philology),

Academic Title of Professor,

Head, Department of Foreign Languages,

Kuzbas State Technical University,

Kuzbas, Russia.

E-mail: znikina@mail.ru

УДК 378 ББК 74.484

Л.А. Веретенникова, Е.В. Шамарина

РАЗБИТИЕ ПАРАДИГМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Б ОБЩЕСТВЕ НОБОй ФОРМАЦИИ

В статье констатируется развитие парадигмы педагогического образования в условиях новых социальных вызовов. Парадигмальные изменения находят отражение в конкретных видах проектной деятельности, которая предполагает объединение внутренних и внешних ресурсов, качественно меняющих систему образования в регионе.

Как пример эффективной проектной деятельности, в статье рассматривается система постдипломного комплексного сопровождения молодых педагогов. Детально представлен проект Форума «Молодой учитель. Формула успеха», как инновационная технология, соответствующая парадигме конструктивного развития современного педагогического университета. В статье описаны этапы подготовки и проведения Форума, его конкурсная составляющая, проблематика ^ модераторских площадок в соответствии с выявленными профессиональными затруднениями ф. начинающих учителей, описаны функции модераторов. Представленная в статье технология многократно успешно апробирована в Алтайском государственном педагогическом университе- § те и может претендовать на тиражирование. ф

Ключевые слова: парадигма, педагогическое образование, постдипломное сопровождение, ь

модератор, модераторская площадка, форум, молодой учитель, интерактивная технология. д-

ю

L.A. Veretennikova, Е.У. Shamarina

DEVELOPING THE PEDAGOGICAL UNVERSITY PARADIGM IN THE NEW SOCIAL ORDER

The article considers the development of teacher training paradigm in the face of new social challenges. Paradigm changes manifest themselves in particular types of project activities by combination of external and internal resources that qualitatively change the educational system in the region.

The research considers the system of postgraduate support for young teachers as an example of effective project activity. The authors present a detailed project of the Young Teacher. Recipe for Success Forum, as innovative technology correlating with the constructive development paradigm of a modern pedagogical university. The article reveals the stages of preparing and holding the forum, its competitive part, functions of moderators and problematics of moderator panels in accordance with the defined professional difficulties experienced by young teachers. The represented technology has been successfully tested in Altai State Pedagogical University and may be suggested for further implementation.

Key words: paradigm, teacher training, postgraduate support, moderator, moderator panel, forum, young teacher, interactive technology.

X

го m о

со

го

Ю О

го

ГО С

го

X

го ^

го

ЕЗ

03 и]

(О ей о

X

X

ф

н ф

^ ф

ш

<

Современный педагогический университет развивается в условиях полипа-радигмальных изменений. Смена парадигм обусловлена ускорением динамики социальных, технологических, мировоззренческих процессов в современном обществе. Выпускник педагогического университета должен выступать в статусе инноватора происходящих конструктивных изменений. Для реализации государственного заказа подготовки педагога, социально детерминированного национальной стратегией, модернизацией системы российского образования, педагогический университет также претерпевает качественные парадигмальные трансформации.

Импульс к развитию высшего педагогического образования обусловлен конфликтом мировоззренческих установок в определении миссии педагогического университета. Выделим две позиции -антагонисты. Первая - рассматривает в качестве источника развития опору на внутренние ресурсы университета. В этой ситуации система находится в стабильном состоянии, в режиме сохранения энергии, происходит воспроизведение научных концепций на новом качественном уровне, в перспективе это приводит к теоретизации процесса обучения, ложному ощущению самодостаточности системы и дистанцированию ее от практики. Продукт деятельности вышеописанной системы - педагог, после завершения обучения, выходит за ее пределы и происходит обрыв связей. Вторая позиция рассматривает в качестве источника развития баланс внутренних и внешних ресурсов. Баланс возможен при установлении двух равновесных центров тяжести. Сохранение баланса требует гибкости и адаптивности от системы, делает ее более энергозатратной, но вместе с тем со временем происходит прирост энергии и система становится более стабильной [3]. Педагогический университет в качестве внешних ресурсов рассматривает образовательные организации, определяя их как второй центр тяжести. Открытие двух центров тяжести является вынужденным процессом как реакция на социальные вызовы.

В результате, развитие внутренних ресурсов (методологических, научных, методических) университета прогрессивно влияет на изменение качества системы образования в регионе, которая, в свою очередь, через формирование образовательного запроса влияет на развитие университета, выступая в качестве внешнего ресурса [1]. Парадигма образования будущего педагога в данном контексте приобретает опережающий инновационный практико-ориентированный характер [5]. «В частности, из-за повышения требований к педагогическим кадрам в связи с принятием профессиональных стандартов и усложнением социокультурной образовательной среды, связанной с динамичным развитием науки и технологий, усиливается потребность в педагогических кадрах, способных решать задачи модернизации на всех уровнях образования» [2].

Парадигмальные изменения в педагогическом образовании находят отражение в конкретных видах проектной деятельности. В Алтайском государственном педагогическом университете в качестве такого примера может выступать система взаимодействия с выпускниками вуза, которая формировалась поэтапно как реакция на социальные вызовы региона, согласно Комплексной программе развития ФГБОУ ВО «Ал-тГПУ» на 2015-2020 гг.

Началом проекта выступила краевая конференция молодых педагогов «Молодой учитель. Формула успеха» (2014 год), которая ярко обозначила широкий спектр комплексных проблем в профессиональной деятельности начинающего учителя. Выявленные точки напряжения стали фундаментом системности мероприятий данного формата. В 2015 году состоялась очередная конференция, главной задачей которой являлось стремление организаторов снять точки напряжения, выявленные на прошлом мероприятии. На практике - диапазон обозначенных профессиональных затруднений значительно расширился. Отчасти влияние оказало существенное увеличение количества участников и расширение географии. Анализ сложившейся

ситуации привел к выводу о недостаточности единичных мероприятий данного формата и потребности в организации системной работы с молодыми педагогами - выпускниками университета. Новый проект получил название - Форум «Молодой учитель. Формула успеха».

Разработка идеологии Форума и апробация технологий были осуществлены в 2016 году. Всесибирский Форум «Молодой учитель. Формула успеха» был реализован Алтайским государственным педагогическим университетом и получил высокую оценку в педагогическом сообществе субъектов Российской Федерации. Интерес к организационной и содержательной форме Форума нашел подтверждение в высоком уровне цити-руемости материалов данного мероприятия в сети Интернет.

В Форуме приняли участие более трехсот педагогов Сибири, Урала, Дальнего Востока и Казахстана. Концептуальным каркасом Форума выступали темы одиннадцати модераторских площадок.

1. Подготовка и сопровождение специалистов для малокомплектной сельской школы.

2. Технология организации оперативной кадровой поддержки школ региона педагогическим вузом.

3. Стратегия развития дополнительного образования школьников в условиях образовательной организации.

4. Учебно-воспитательная работа с одаренными и высокомотивированными детьми.

5. Организация образовательного процесса с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

6. Социальные сети как инструмент профессиональных коммуникаций педагога.

7. Цифровые технологии и робототехника - ключевой вектор развития образования.

8. Развитие экологического сознания субъектов образовательной деятельности.

9. Школа ответственного родитель-ства.

10. Профессиональная траектория развития молодого педагога.

По результатам анализа проведенного крупномасштабного мероприятия организационно-проектировочная группа Форума приняла решение о дальнейшем развитии и продвижении успешного образовательного события для начинающих педагогов. В январе 2017 года группа приступила к реализации проекта «Международный Форум "Молодой учитель. Формула успеха"».

Реализацию работы в новом формате планируется осуществить в несколько этапов в течение года. Остановимся на кратком анализе каждого из них.

Первый этап получил название «Проектирование Форума на уровне взаимодействия с партнерами, реализация стратегии продвижения». В рамках данного этапа осуществляется корреляция профессиональных затруднений молодых педагогов и кадрового обеспечения системы образования Алтайского края. Основой для проведения мониторинга послужили данные анкетирования молодых специалистов и результаты теста самообследования готовности начинающего педагога к реализации Профстан-дарта, позволившие выявить ключевые профессиональные затруднения данной целевой группы. Организаторы Форума провели серию совещаний на базе муниципалитетов края с работодателями, предметом обсуждения которых стало проблемное поле деятельности молодых специалистов. В процессе дискуссии был обозначен некоторый дуализм в понимании проблемы, таким образом, были уточнены точки напряжения. Проделанная работа имела не только аналитический характер, но и способствовала продвижению Форума среди педагогической общественности региона.

С целью презентации Форума концептуально разработаны профессиональные конкурсы для молодых педагогов. Конкурс «Урок - формула успеха»

- это международный конкурс видеоуроков учителей сельских школ. За семь месяцев до начала Форума объявляется конкурс по нескольким номинациям. Конкурс проводится в два этапа. Первый

- региональный, проходит в рамках сетевого взаимодействия Алтайского госу-

го ^

О

о ш о

X

О) ей

н

о ф

ю о

X

го ей о

со

го

Ю О

о ¡£

о ф

т

го

ч ф

с

го

ГО С

го о.

го

X

го ^

го

ЕЗ

03 и]

(О ей о

X

X

ф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

н ф

^ ф

Ш

<

дарственного педагогического университета с Новосибирским государственным педагогическим университетом, ГорноАлтайским государственным университетом (Республика Алтай), Башкирским государственным педагогическим университетом им. М. Акмуллы. Участники второго этапа - победители региональных конкурсов. Жюри в составе ведущих преподавателей Московского городского педагогического университета произведен отбор лучших региональных работ в своей номинации. Награждение победителей планируется осуществить на закрытии Форума.

Конкурс «Учитель в объективе» (региональный конкурс тематических фотографий, популяризирующих педагогическую деятельность и поднимающих статус педагога через эмоциональное восприятие его труда). Профессиональное жюри отметит лучшие работы в номинациях, которые будут размещены в формате наружной рекламы Форума вуза-организатора в городском пространстве.

Конкурс авторских стартапов молодых педагогов «Педагогика вне шаблонов». На конкурс заявляются начинающие учителя - потенциальные участники Форума. На заочном этапе жюри производит отбор стартапов по двум критериям - содержание и технология презентации. На Форуме отобранные проекты в очном этапе конкурса будут претендовать на статус «Лучший стартап» Международного Форума «Молодой учитель. Формула успеха».

Значимым слагаемым успеха Форума, его инновационной составляющей, является взаимодействие с коммерческими партнерами - разработчиками инновационных образовательных продуктов и услуг. Представленные ими разработки позволяют сделать демонстрационное пространство мероприятия более насыщенным и технологичным.

Второй этап подготовки - логическое продолжение первого. Структурирование проблемного поля профессиональной деятельности молодого педагога позволило сформулировать и утвердить тематику проблемных интерактивных площадок. Деятельность площадки организу-

ется модератором, который осуществляет ее подготовку в течение календарного года. На начальном этапе в университете формируется команда модераторов из числа рейтинговых преподавателей кафедр. С целью развития сплоченности данной группы проводится серия выездных проектировочных семинаров, на которых отрабатывается синхронизация сетевой деятельности модераторов по комплексной подготовке интерактивных проблемных площадок Форума:

• разработка алгоритма обеспечения эффективной реализации концепции проблемной интерактивной площадки Форума;

• подбор сетевых партнеров для обеспечения содержательного компонента площадки;

• моделирование тайм-менеджмента работы площадки;

• утверждение единых требований к итоговому продукту работы площадки и формирование матрицы его оформления.

Модератор выполняет важную миссию посредника, занимаясь продвижением продуктов научно-исследовательской и методической деятельности университета, коррелируя их с потребностями практики. В зону его ответственности входит: уточнение, выявленной в процессе мониторинга проблемы; презентация (апробация) площадки в мобильном режиме (выезды в образовательные организации субъектов РФ); формирование прикладных материалов (исследовательских, законотворческих, аналитических, научных, методических), позволяющих эффективно организовать работу. Работа интерактивных проблемных площадок, после насыщенного подготовительного этапа, реализованного модератором, выстраивается в соответствии с универсальным алгоритмом.

1. Через интерактивные технологии знакомства формируется позитивная коммуникативная среда. 2. Модератор презентует проблему площадки. 3. Приглашенные эксперт (специалист в данной области, представляющий вуз-партнер, в том числе и зарубежный; на каждой площадке заявлен один эксперт), актуали-

зирует заявленную проблему. 4. Каждый участник площадки представляет субъективный опыт решения проблемы в своей практике. 5. Формируется проблемный круг. 6. Определяется стратегия коллективной работы по проектированию оптимального подхода и эффективных механизмов решения заявленной проблемы с элементами адаптации к конкретным условиям профессиональной деятельности каждого участника. 7. Эксперт дает оценку каждому из представленных вариантов. 8. Как результат - вырабатывается единый подход к решению от площадки. 9. Выбирается спикер, готовый презентовать итоговый проект площадки на финальном этапе Форума. 10. Проводится рефлексия на степень удовлетворенности работы участников в группе.

Реализация преемственности проблематики актуальных направлений профессиональной деятельности молодых педагогов, с опорой на принцип дополнительности, способствовали появлению новой проблематики проблемных интерактивных площадок. Кратко остановимся на характеристике каждой из них.

«Образование, инклюзия, коммуникация - неограниченные возможности». Проблемное поле образовано интеграцией двух площадок прошедшего Форума - «Социальные сети как инструмент профессиональных коммуникаций педагога» и «Организация образовательного процесса с детьми с ограниченными возможностями здоровья», объединение которых дает синергетический эффект и раскрывает новый аспект профессиональной деятельности.

«Дошкольное образование - территория старта». Включение данной площадки в программу обусловлено запросом многочисленной аудитории педагогов дошкольного образования в сопровождении молодых специалистов с учетом их специфики.

«Организация детско-юношеского туризма - дополнительные возможности педагога». Специфика региона, в котором туризм носит сезонный характер, определяет включение педагогов в развитие туриндустрии и позволяет мо-

лодым учителям обрести новый дополнительный вектор профессионального развития.

«Развитие одаренности дошкольников и младших школьников в условиях образовательных учреждений сельских территорий». Проблематика данной площадки характеризуется более четким выделением целевой категории и территориальной специфики образовательных организаций, в отличие от прошлогоднего Форума, на котором рассматривалась тема одаренных и высокомотивированных детей в целом.

«Малокомплектная сельская школа - социальный лифт для молодого педагога». Заявленная тема есть трансформация констатации проблем учителя. малокомплектной школы, которая была осуществлена в 2016 году, к конкретизации траектории личностного развития начинающего специалиста в условиях сельской школы.

«Целевой набор как инновационный механизм кадрового обеспечения региональной системы образования». Новая проблематика, направленная на продвижение федерального проекта, в котором участвует университет. Это единственная площадка, ориентированная на работодателей.

«Ответственное родительство - ресурс эффективного образовательного партнерства». Тема получила развитие в расширении проблемного поля от определения феномена «ответственное родительство» к развитию механизма социального партнерства.

«Развитие цифровой образовательной среды». В наименовании площадки была осуществлена смена акцентов от конкретных технологий к образовательной среде, являющейся объективной системой их реализации.

«Система военно-патриотического воспитания как пространство гражданской идентичности школьников». Эта площадка является принципиально новой и отражает поступивший социальный запрос от молодых педагогов и работодателей.

«Потенциал дополнительного образования в эффективной социализации

го ^

О

о ш о

X

О) ей

н

о ф

ю о

X

го ей о

со

го

Ю О

о ¡£

о ф

т

го

ч ф

с

го

ГО С

го о.

го

X

го го

ЕЗ

Ш и]

(О ей о

X

X

ф

н ф

^ ф

Ш

<

детей с девиантным поведением». В проблематике отражена преемственность площадки прошлого Форума, на которой рассматривали систему дополнительного образования в школе, а в этом году выделяется специфика конструктивного взаимодействия с трудными подростками посредством включения их в программы дополнительного образования.

«Вариативность профессионального развития молодого педагога». Тематика осталась практически без изменения, так как рейтинг площадки на прошлом Форуме был очень высок.

Третий этап проведения Форума заключается в реализации самого факта данного мероприятия, формат которого уже был апробирован в 2016 году. На текущем этапе главной задачей является усиление позитивных моментов и добавление новых элементов, исходя из анализа отзывов участников и модераторов. Структура события включает следующие ключевые компоненты. Первый из них - пленар. Он начинается по традиционной схеме, в рамках которой будут озвучены позиции четырех заинтересованных сторон по вопросу развития условий для профессионального становления молодого учителя, а именно, работодателей (в том числе органов власти); общественных организаций (профсоюзов, профессиональных сообществ); педагогического университета и самих молодых педагогов. Результаты традиционной части пленара находят свое развитие в его интерактивной составляющей, где каждый присутствующий становится активным участником совместной деятельности по выведению формулы успеха молодого специалиста в системе образования.

Нововведением Форума 2018 является конкурсная составляющая, цель которой заключается в предоставлении участникам возможности самопрезентации своих достижений в профессии. Без изменений сохраняется образовательная часть мероприятия, разработанные специалистами университета ворк-шопы, тренинги и мастер-классы отвечают образовательным запросам начинающих учителей. Вся структура Форума выстра-

ивается вокруг работы модераторских площадок, продуктом деятельности которых выступает итоговый проект, представленный на финале.

Содержанием четвертого этапа мероприятия выступает обобщение полученных материалов, которое будет осуществляться через обработку анкет участников Форума с целью проектирования последующего мероприятия; рефлексию модераторов в формате круглого стола по разработке содержания монографии технологии сопровождения деятельности молодого педагога и формирования философии успеха.

Если приведенные выше этапы Форума будут качественно реализованы, то цель поставленная организаторами - создание организационных, социальных, научно-педагогических условий для развития эффективной профессиональной коммуникации выпускников педагогических вузов будет достигнута. Заявленный результат станет возможным через комплексное решение основных задач:

• анализ моделей подготовки высококвалифицированных педагогов, отвечающих образовательному запросу региона;

• формирование архитектуры проблемного поля деятельности молодого педагога;

• проектирование индивидуальных траекторий профессионального развития молодых специалистов с высокой степенью готовности к решению актуальных проблем модернизации системы образования;

• продвижение практико-ориен-тированных технологий, направленных на предупреждение профессиональных затруднений молодых специалистов;

• формирование единого регионального образовательного пространства, создающего условия для всестороннего профессионального развития молодых педагогов.

Возвращаясь к ключевому месседжу данной статьи, резюмируем, что представленная технология проведения мероприятия для молодых специалистов в полной мере соответствует парадигме эффективного развития современного педагогического университета [4].

Авторы данной статьи концептуаль- время идет подготовка к Международно-но разработали идею форума и реали- му Форуму 2018 года «Молодой учитель. зовали ее в 2015, 2016 гг. В настоящее Формула успеха».

Библиографический список

1. Государственная программа развития Алтайского края «Развитие образования и молодежной политики в Алтайском крае» на 2014-2020 годы. Утверждена постановлением Администрации Алтайского края от 20.11.2013 г. № 670 [Текст].

2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р. [Текст].

3. Пригожин, И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой [Текст] / И. Пригожин, И. Стенгерс. - М.: Прогресс, 1986. - 432 с.

4. Садовничий, В.А. Университеты. Настоящее. Будущее. Выступление на Первой Международной конференции университетов стран СНГ «Университеты и общество» [Текст] / В.А. Садовничий // Проблемы высшего образования. - 2000. - № 1. - С. 6-12.

5. Сергеев, А.Н. Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования [Текст]: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / А.Н. Сергеев. - Тула, 2010. - 50 с.

references

1. State Program for Development of Altai Krai "Development of education and youth policy in the Altai region" for 2014-2020. Approved by the resolution of the Altai Krai Administration of 20.11.2013, No. 670. [in Russian].

2. The Concept of the Federal Target Program of Education Development for 2016-2020. Approved by the Decree of the Government of the Russian Federation of 29 December 2014 No. 2765-R.]. [in Russian].

3. Prigogine I. Order out of chaos: Man's new dialogue with nature. M.: Progress, 1986. P. 432. [in Russian].

4. Sadovnichy, V. A. Universities. Present. Future. Speech at the First International Conference of CIS Universities "Universities and Society". Problemy visshego obrazovaniya, 2000. № 1. P. 6-12. [in Russian].

5. Sergeev A. N. Technological training of future teachers in the context of the paradigm transformation of education. Dis. ... doctor of sciences (Education). Tula, 2010. P. 50. [in Russian].

ro

S ^

о

>s о ca о

X

Сведения об авторе: веретенникова Лидия Анатольевна,

кандидат педагогических наук, доцент,

доцент кафедры управления

образованием,

Алтайский государственный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

педагогический университет,

г. Барнаул, Российская Федерация.

E-mail: la_v@list.ru

Шамарина Елена владимировна,

кандидат философских наук, доцент кафедры философии и культурологии, Алтайский государственный педагогический университет,

г. Барнаул, Российская Федерация. E-mail: shamarina_ev@altspu.ru

Information about the authors: veretennikova Lydia Anatolievna,

Candidate of Sciences (Pedagogy), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor, Department of Education Management,

Altai State Pedagogical University, Barnaul, Russia. E-mail: la_v@list.ru

Shamarina Elena vladimirovna,

Candidate of Sciences (Philosophy), Associate Professor,

Department of Philosophy and Cultural Studies, Altai State Pedagogical University, Barnaul, Russia. E-mail: shamarina_ev@altspu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.