Библиографический список
1. Максимова Г.П. Коммуникативная культура преподавателя и ее развитие в профессиональной деятельности. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Ростов-на-Дону, 2000.
2. Сластенин В.А. Профессиональная культура в структуре личности учителя. Москва, 1993.
3. Битюцкая Н.Н. Педагогические технологии развития коммуникативной культуры будущего учителя иностранного языка (в условиях педагогического колледжа). Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Елец, 2006.
4. Гаджиев Р.Д., Магомедова М.А. Формирование технологической культуры будущего учителя технологии и предпринимательства. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Серия психолого-педагогические науки. Махачкала, 2009; 3: 55 - 57.
5. Будько А.Ф., Леонтьева Т.П. Приёмы профессионально-ориентированного обучения иностранному языку в языковом вузе. Методика обучения иностранным языкам в системе непрерывного образования. Минск: «Вышейшая школа», 1992.
References
1. Maksimova G.P. Kommunikativnaya kul'tura prepodavatelya i ee razvitie v professional'noj deyatel'nosti. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Rostov-na-Donu, 2000.
2. Slastenin V.A. Professional'naya kul'tura v strukture lichnosti uchitelya. Moskva, 1993.
3. Bityuckaya N.N. Pedagogicheskie tehnologii razvitiya kommunikativnoj kul'tury buduschego uchitelya inostrannogo yazyka (v usloviyah pedagogicheskogo kolledzha). Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Elec, 2006.
4. Gadzhiev R.D., Magomedova M.A. Formirovanie tehnologicheskoj kul'tury buduschego uchitelya tehnologii i predprinimatel'stva. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya psihologo-pedagogicheskie nauki. Mahachkala, 2009; 3: 55 - 57.
5. Bud'ko A.F., Leont'eva T.P. Priemy professional'no-orientirovannogo obucheniya inostrannomu yazyku v yazykovom vuze. Metodika obucheniya inostrannym yazykam v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya. Minsk: «Vyshejshaya shkola», 1992.
Статья поступила в редакцию 06.08.16
УДК 378.637
Bokova O.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Psychology, Altai State Pedagogical (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Veretennikova L.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Director of Institute of Additional Education, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Shamarina E.V., Cand. of Sciences (Cultorology), senior lecturer, Department of Phylosophy and Cultural Studies, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
FORMATION OF INNOVATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT TO ENSURE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A YOUNG TEACHER. The article presents a way to form innovative educational environment to ensure professional development of a young teacher on the following topical areas of modern education: the trajectories of professional development of a young teacher; technology with operational staff support the region's schools with modern educational institution; development and improvement of the professional competence of expert ungraded schools; responsible parenthood and school teacher interaction with parents, health-educational space technology and a healthy lifestyle; specificity of training and education of gifted and highly motivated children in modern educational space; social networks as a tool for professional teacher communication; the role of digital technology and robotics in the development of educational space; organization of the educational process of children with disabilities; strategy for the development of an additional education of schoolboys in conditions of an educational organization.
Key words: holistic educational environment, young teachers, effective introduction of Federal Educational Standards and professional standards of teachers, quality of interaction between all subjects of educational activities.
О.А. Бокова, канд. психол. наук, доц. каф. психологии, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул, E-mail: [email protected]
Л.А. Веретенникова, канд. пед. наук, доц., директор Института дополнительного образования, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул, E-mail: [email protected]
Е.В. Шамарина, канд. филос. наук, доц. каф. философии и культурологии, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА
В статье представлены возможности формирования инновационного образовательного пространства обеспечения профессионального развития молодого педагога по следующим актуальным направлениям современного образования: траектории профессионального развития молодого педагога; технология организации оперативной кадровой поддержки школ региона современным педагогическим вузом; развитие и совершенствование профессиональной компетентности специалиста малокомплектной школы; школа ответственного родительства и взаимодействие учителя с родителями, здоровьесберегаю-щее образовательное пространство и технологии формирования здорового образа жизни; специфика обучения и воспитания одаренных и высокомотивированных детей в современном образовательном пространстве; социальные сети как инструмент профессиональной коммуникации педагога; роль цифровых технологий и робототехники в развитии образовательного пространства; организация образовательного процесса с детьми с ограниченными возможностями здоровья; стратегия развития дополнительного образования школьников в условиях образовательной организации.
Ключевые слова: целостное образовательное пространство, молодые педагоги, эффективная реализация ФГОС и профстандарта педагога, качество взаимодействия между всеми субъектами педагогической деятельности.
Формирование инновационного образовательного пространства обеспечения профессионального развития молодого педагога является актуальным направлением развития современного образования [1 - 14], но, несмотря на его значимость, на данный момент нами не выявлено наличие комплексных научных разработок по данной теме. В настоящее время проводится
сравнительно немного исследований по отдельным аспектам данной проблематики: создание и работа сетевого профессионального сообщества учителей английского языка города; создание сетевого профессионального сообщества и его организация (г. Ноябрьск, Тюменская область); технология информационно-методического сопровождения инновационной деятельности
педагогов в муниципальной системе образования (Волгоградский государственный педагогический институт, г. Волгоград); проектно-сетевая организация инновационной деятельности педагогов в муниципальной системе образования (Нижегородский государственный педагогический университет, г. Нижний Новгород), модель сетевой муниципальной методической службы в муниципальном образовательном пространстве (Уренский район, Нижегородская область); современная модель информационной образовательной среды на основе проектно-сетевого взаимодействия как условие повышения качества образования (г. Улан-Удэ); сетевое взаимодействие: механизмы реализации образовательной политики (РГПУ им. Герцена), проблемы и условия формирования готовности к сетевому взаимодействию у будущих педагогов дошкольной образовательной организации (г. Санкт-Петербург); сетевое взаимодействие как способ повышения мастерства педагога (Саратовский государственный педагогический университет, г. Саратов); инновационные методы сетевого взаимодействия для профессионального развития участников образовательного процесса (Тамбовский государственный педагогический институт, г. Тамбов); состояние и противоречия социально-профессиональной адаптации молодых педагогов: социологический анализ (Уральский государственный университет им. М. Горького, г. Екатеринбург); социально-педагогическая поддержка молодых учителей в муниципальной системе образования (Курганский государственный университет, г. Курган); сопровождение личностно-профессионального развития молодого педагога (Ярославский государственный педагогический университет им. К. Ушинского, г. Ярославль); развитие личности педагога в системе непрерывного профессионального самообразования (Краснодарский университет МВД РФ, г. Краснодар); единое информационное образовательное пространство для педагогов прибалтийских стран «Miksike» http://miksike.net/#/ en/gnews.html; открытое образовательное пространство все-сезонной школы (Северная Африка, Австралия, страны Азии и Тихого океана: Embracing Diversity: Toolkit for Creating Inclusive, Learning-Friendly Environments Specialized Booklet 4, Practical Tips for Teaching Multigrade Classes. Published in 2015 by the United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization 7, place de Fontenoy, 75352 Paris 07 SP, France). Вместе с тем, география данных исследований дополнительно указывает на актуальность темы заявляемого нами проекта.
Проведённое ранее скриннинговое исследование профессиональных затруднений молодого специалиста системы образования Алтайского края позволило выделить следующие их направления: траектории профессионального развития молодого педагога; технология организации оперативной кадровой поддержки школ региона современным педагогическим вузом; развитие и совершенствование профессиональной компетентности специалиста малокомплектной школы; школа ответственного родительства и взаимодействие учителя с родителями, здоро-вьесберегающее образовательное пространство и технологии формирования здорового образа жизни; специфика обучения и воспитания одаренных и высокомотивированных детей в современном образовательном пространстве; социальные сети как инструмент профессиональной коммуникации педагога; роль цифровых технологий и робототехники в развитии образовательного пространства; организация образовательного процесса с детьми с ограниченными возможностями здоровья; стратегия развития дополнительного образования школьников в условиях образовательной организации.
На основании полученных данных нами планируется реализация проекта по формированию инновационного образовательного пространства обеспечения профессионального развития молодого педагога, целевым назначением которого является создание целостного образовательного пространства для научно-исследовательского, учебно-методического, технологического, организационного, информационного, психолого-педагогического обеспечения профессионального развития молодого педагога в логике требований профессионального стандарта.
Актуальность решаемых в процессе реализации проекта задач связана с необходимостью: совершенствования системы подготовки и переподготовки молодых учителей; создания условий для эффективной реализации ФГОС и профстандарта педагога; повышения уровня готовности молодых педагогов к эффективному взаимодействию с родителями (законными представителями) и обучающимися; расширения пространства сетевого взаимодействия в сфере профессионального развития молодых педагогов; создания сетевого контента научно-методического
сопровождения профессиональной деятельности молодого педагога.
Перечисленные выше направления становятся темой исследований, реализуемых проектными группами с участием молодых специалистов образовательных организаций. Каждая проектная группа включает представителей профильных кафедр и учебных научно-исследовательских лабораторий (УНИЛ), а также экспертов со стороны работодателей. В рамках сформированного сетевого взаимодействия осуществляется развитие единого образовательного пространства с синхронизированной событийностью. Посредствам организации и проведения научно-практических конференций, мониторингов, технологических семинаров, мастер-классов осуществляется продвижение разработанных технологий, инновационных практик и продуктов в образовательное пространство, а также анализ профессиональных затруднений в их реализации.
Продвижение концептуальных идей, подготовленных проектными командами в рамках сетевого взаимодействия, предоставляющее возможность создать единое образовательное пространство, позволит повысить качество взаимодействия между всеми субъектами педагогической деятельности, а именно, педагогами, учащимися и родителями.
Единое образовательное пространство способствует формированию условий для комплексного сопровождения профессионального развития молодого педагога, которое будет осуществляться по следующему алгоритму.
Алгоритм деятельности каждой проектной группы включает следующие этапы: выявление проблемного поля в профессиональной деятельности молодого педагога по направлению проекта; формулировка проблем, их научное обоснование; разработка стратегии и подходов к решению выявленных проблем на научно-методическом и практическом уровнях.
Научно-методический уровень: определение методологии, разработка теоретического обоснования, формирование исследовательского инструментария выявления и анализа заданной проблематики. Реализация научно-методического уровня осуществляется через организацию научно-исследовательской деятельности кафедр и УНИЛ университета, научно-практические конференции, дискуссионные, научно-экспериментальные, инновационные и модераторские площадки.
Практический уровень: апробация и внедрение разработанных технологий, организационных решений и методов. Реализация практического уровня осуществляется через семинары, вебинары, лектории, мастер-классы, воркшопы, реализацию программ дополнительного профессионального образования, создание базы данных лучших педагогических практик.
Формирование образовательного пространства профессионального развития молодого специалиста через активизацию потенциала сетевого взаимодействия субъектов образования (учителей, родителей, обучающихся) и их включение в инновационную образовательную деятельность по следующим направлениям:
1. «Траектории профессионального развития молодого педагога».
Проблемное поле включает: использование ресурсов системы образования (конкурсы, гранты, проекты, научно-исследовательская деятельность, повышение квалификации, профессиональная переподготовка, дополнительное образование), как эффективного механизма самореализации успешного педагога и определение Я-стратегии построения карьерной траектории профессионального и личностного роста молодого педагога.
2. «Технология организации оперативной кадровой поддержки школ региона современным педагогическим вузом».
Проблемное поле включает: мониторинг кадрового обеспечение школ региона молодыми специалистами, кадрового дефицита с учетом региональных особенностей; разработка технологии оперативного решения кадровой проблемы; создание универсальной модели и технологии рекрутинга образовательных организация Алтайского края.
3. «Развитие и совершенствование профессиональной компетентности специалиста малокомплектной школы».
Проблемное поле включает: анализ основных затруднений молодого специалиста малокомплектной школы; развитие и совершенствование профессиональных компетенций молодого специалиста; формирование у молодого учителя высокой гуманитарной, национально традиционной культуры, готовности к преобразовательной деятельности в школе и в сельском социуме.
4. «Школа ответственного родительства и взаимодействие учителя с родителями».
Проблемное поле включает: организационные решения психолого-педагогической проблематики выстраивания взаимоотношений между учителем и родителем (законным представителем ребенка), солидарности учителя и родителя в формировании личности ребенка; создание стратегии формирования эффективного сотрудничества учителя и родителя (законного представителя ребенка); выработку эффективных механизмов включения родителей в образовательное пространство.
5. «Здоровьесберегающее образовательное пространство и технологии формирования здорового образа жизни».
Проблемное поле включает: формирование культуры здорового и безопасного образа жизни участников образовательного пространства; технологию развития мотивации к здоровьесбере-гающей деятельности; позиционирование модели здоровьесбе-регающей среды образовательной организации, диагностику комплекса условий для формирования, сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса; разработку здоровьесберегающих технологий для реализации учебных и воспитательных задач в условиях ФГОС.
6. «Специфика обучения и воспитания одаренных и высокомотивированных детей в современном образовательном пространстве».
Проблемное поле включает: разработку технологий обеспечивающих формирование профессионального интереса молодого учителя к деятельности по выявлению, развитию и реализации детской одаренности; психолого-педагогическую поддержку молодого педагога в поиске современных подходов и методик к решению проблемы, связанной со спецификой обучения и воспитания одаренных, высокомотивированных детей; повышение профессиональной культуры и социальной компетентности молодого учителя для организации эффективного взаимодействия с родителями одаренных детей и процесса творческой самореализации.
7. «Социальные сети как инструмент профессиональной коммуникации педагога».
Проблемное поле включает: разработку технологий SMM-продвижения, методов PR и маркетинга в системе образования; внедрение организационных решений в использование социальных сетей как части единого информационного образовательного пространства; выявление и моделирование образовательного потенциала социальных сетей.
8. «Роль цифровых технологий и робототехники в развитии образовательного пространства».
Проблемное поле включает: разработку технологии формирования положительного отношения и мотивации учителей к при-
Библиографический список
менению в учебном процессе современных цифровых средств и инновационных технологий обучения; оптимизацию использования потенциала образовательной робототехники и инновационных технологий обучения для повышения интереса учеников, активизацию их познавательной деятельности, формирование метапредметных навыков; разработку технологии применения инновационных цифровых средств обучения в условиях перехода на стандарты нового поколения; совершенствование методов применения современных программно-аппаратных комплексов.
9. «Организация образовательного процесса с детьми с ограниченными возможностями здоровья».
Проблемное поле включает: стратегию и технологии сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС (образовательные потребности и образовательный маршрут ребенка с ОВЗ); психолого-педагогическое сопровождение педагогов, работающих с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, технологии тьюторства.
10. «Стратегия развития дополнительного образования школьников в условиях образовательной организации».
Проблемное поле включает в себя диагностику специфики организации дополнительного образования детей в школе; технологию внеурочной деятельности как формы организации свободного времени школьников; анализ затруднений молодых педагогов в организации внеурочной деятельности школьников; разработку индивидуальной «Я-стратегии» молодого педагога в организации дополнительного образования детей в школе; создание модели развития дополнительного образования детей в школе.
Заявленный проект целенаправленно ориентирован на повышение качества образования посредством формирования образовательного пространства профессионального развития молодого специалиста через активизацию потенциала сетевого взаимодействия субъектов образования (учителей, родителей, обучающихся) и их включение в инновационную образовательную деятельность. Его значимость также состоит в непрерывном обновлении кадрового и административного потенциала системы образования региона посредством профессионального становления молодых специалистов через реализацию индивидуальных профессиональных траекторий.
Проект можно реализовывать в непрерывном формате в связи с постоянным обновлением кадров молодых педагогов и переформатированием проблемного поля их профессиональных затруднений. Непрерывность проекта обеспечивается также систематической разработкой и внедрением инновационных технологий в практику взаимодействия всех участников образовательной деятельности: учителей, обучающихся, родителей.
1. Буланкина Н. Е. Резервные возможности педагогического творчества учителя в становлении личностного пространства ученика. Сибирский учитель. 2000; 1.
2. Гребенкина Л. К. Формирование профессионализма педагога в системе непрерывного педагогического образования. Рязань, 2000.
3. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. Москва, 1987.
4. Солдатова А.А. Творческое самовыражение как педагогическое средство подготовки будущего учителя к инновационной деятельности. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Улан-Удэ, 2000.
5. Сластенин В.А. Педагогика: инновационная деятельность. Москва, 1997.
6. Хозяинов Г.И. Педагогическое мастерство преподавателя: методическое пособие. Москва: Высшая школа, 1988.
7. Магомедова Л.С. Модель совершенствования профессиональной готовности будущего учителя начальных классов. Мир науки, культуры, образования. 2014; 1 (44): 32 - 34.
8. Тарасов Д.Ю. Некоторые теоретические аспекты профессионального мировоззрения. Мир науки, культуры, образования. 2014; 1 (44): 63 - 66.
9. Шафранова О.Е. Сущностные основания построения непрерывного образования профессионала. Мир науки, культуры, образования. 2014; 1 (44): 66 - 68.
10. Щербаков Ю.И. Взаимодействие вуза и школы в современных условиях. Мир науки, культуры, образования. 2014; 1 (44): 105 - 107.
11. Пермяков А.К. Компоненты готовности учителя к социально-педагогической фасилитации одаренных детей. Мир науки, культуры, образования. 2014; 1 (44): 121 - 123.
12. Беловолов В.А., Султанбеков Т.И. Образовательная среда как социально-педагогический феномен. Мир науки, культуры, образования. 2014; 2 (45): 52 - 54.
13. Шумакова А.В. Сущностные основания проектирования интегративного образовательного пространства педагогического вуза в условиях модернизации российского общества. Мир науки, культуры, образования. 2014; 2 (45): 144 - 145.
14. Кривых С.В., СуртаеваН.Н., Суртаева О.Н. Инновационные процессы в подготовке педагогов в современных социокультурных условиях. Мир науки, культуры, образования. 2014; 2 (45): 131 - 134.
References
1. Bulankina N. E. Rezervnye vozmozhnosti pedagogicheskogo tvorchestva uchitelya v stanovlenii lichnostnogo prostranstva uchenika. Sibirskij uchitel'. 2000; 1.
2. Grebenkina L. K. Formirovanie professionalizma pedagoga v sisteme nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Ryazan', 2000.
3. Zagvyazinskij V.I. Pedagogicheskoe tvorchestvo uchitelya. Moskva, 1987.
4. Soldatova A.A. Tvorcheskoe samovyrazhenie kakpedagogicheskoe sredstvo podgotovkibuduschego uchitelya k innovacionnoj deyatel'nosti. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ulan-Ud'e, 2000.
5. Slastenin V.A. Pedagogika: innovacionnaya deyatel'nost'. Moskva, 1997.
6. Hozyainov G.I. Pedagogicheskoe masterstvo prepodavatelya: metodicheskoe posobie. Moskva: Vysshaya shkola, 1988.
7. Magomedova L.S. Model' sovershenstvovaniya professional'noj gotovnosti buduschego uchitelya nachal'nyh klassov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 1 (44): 32 - 34.
8. Tarasov D.Yu. Nekotorye teoreticheskie aspekty professional'nogo mirovozzreniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 1 (44): 63 - 66.
9. Shafranova O.E. Suschnostnye osnovaniya postroeniya nepreryvnogo obrazovaniya professionala. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 1 (44): 66 - 68.
10. Scherbakov Yu.I. Vzaimodejstvie vuza i shkoly v sovremennyh usloviyah. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 1 (44): 105 - 107.
11. Permyakov A.K. Komponenty gotovnosti uchitelya k social'no-pedagogicheskoj fasilitacii odarennyh detej. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 1 (44): 121 - 123.
12. Belovolov V.A., Sultanbekov T.I. Obrazovatel'naya sreda kak social'no-pedagogicheskij fenomen. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 2 (45): 52 - 54.
13. Shumakova A.V. Suschnostnye osnovaniya proektirovaniya integrativnogo obrazovatel'nogo prostranstva pedagogicheskogo vuza v usloviyah modernizacii rossijskogo obschestva. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 2 (45): 144 - 145.
14. Krivyh S.V., SurtaevaN.N., Surtaeva O.N. Innovacionnye processy v podgotovke pedagogov v sovremennyh sociokul'turnyh usloviyah. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 2 (45): 131 - 134.
Статья поступила в редакцию 21.07.16
УДК 378
Gabibov V.H., senior lecturer, Department of Higher Mathematics, Azerbaijan State Economic University (Baku, Azerbaijan),
E-mail: [email protected]
THE USE OF MATHEMATICAL THINKING SKILLS IN SOLVING PROBLEMS OF ANALYTICAL GEOMETRY. In the article the author writes that there is no consensus on a question of definition of mathematical thinking in psycho-pedagogical and methodological literature. Most scientists tend to believe that mathematical thinking has its own characteristics that distinguish it from thinking in other scientific fields. The article provides examples of solving one problem of analytic geometry with algebraic geometry, a course in mathematical analysis, a Cauchy-Schwarz inequality, which is reflected in the existing program in mathematics. The author comes to a conclusion that one of the main objectives of education at different levels - both secondary and higher education - is development of thinking in students, including by means of math. The importance of the problems mentioned in the research is amplified due to the increasing importance and application of mathematics and various fields of science, economy and production.
Key words: sphere, plane, distance, mathematical thinking, analytical geometry tasks.
В.Х. Габибов, доц. каф. высшей математики, Азербайджанский Государственный Экономический Университет,
г. Баку, E-mail: [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАВЫКОВ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГЕОМЕТРИИ
В статье автор пишет о том, что единого мнения по вопросу определения понятия математического мышления в психолого-педагогической и методической литературе нет. Большинство учёных склоняются к мысли о том, что математическое мышление имеет свои особенности, которые отличают его от мышления в других научных областях. В статье приведены примеры решения одной задачи аналитической геометрии с помощью алгебраической геометрии, курсом математического анализа, неравенством Коши-Буняковского, которое нашло своё отражение в существующей программе по математике. Автор приходит к выводу, что одна из основных задач образования - это развитие мышления у обучаемых, в том числе, математического.
Ключевые слова: сфера, плоскость, расстояние, математическое мышление, задачи аналитической геометрии.
Исследования многих учёных-психологов показывают, что без целенаправленного развития математического мышления, являющегося одним из важнейших компонентов процесса познавательной деятельности, невозможно достичь эффективных результатов и обучении, систематизации знаний, умений и навыков. Единого мнения по вопросу определения понятия математического мышления в психолого-педагогической и методической литературе нет. Одни исследователи считают, что математического мышления как такового, обладающего своими специфическими формами мыслительных действий, нет; своеобразие такого мышления связано, по их мнению, лишь с характером собственно математического материала. Тем самым представители этого подхода отрицают специфику математического мышления (Г. Фрейдепталь и др.). Однако, более популярен другой подход. Например, Л.К. Максимов [1] считает, что, хотя методы математического мышления сейчас широко применяются в других науках, всё-таки математическое мышление имеет свои особенности, которые отличают его от мышления в других научных областях.
Согласно Ж. Пиаже, под математическим мышлением понимается собственно логико-математическое мышление, имеющее так называемые «абстракции действия». Теория Пиаже включает в себя два основных компонента: учение о функ-
циях интеллекта и учение о стадиях его развития. Согласно Ж. Пиаже, интеллектуальное, и в частности математическое развитие закапчивается к 15 годам, так как к этому времени все структуры у подростка уже сформированы [2]. Однако, как показали исследования И.Я. Каплуновича, после 15 лет математическое развитие продолжается, прежде всего, за счёт формирования разнообразных связей и отношений между отдельными подструктурами [3]. Мы активно поддерживаем эту мысль и развиваем математическое мышление у студентов Азербайджанского Государственного Экономического Университета.
Известно, что решение задач является не только закреплением теоретического материала, но и помощником для применения, и играет важную роль для изучения правил и методов математических рассуждений в этом процессе. С другой стороны решить одну задачу несколькими методами лучше, чем решить несколько задач одним методом [4; 5]. Решить уже решённую задачу студентами - это найти новые методы решения этой задачи и связи между областями математики, которые невозможно увидеть с первого взгляда. Мы пришли к этому после рассмотрения решения следующей задачи аналитической геометрии в кружке Азербайджанского Государственного Экономического Университета.