УДК 378+373.3/.5
Ведерникова Людмила Васильевна
Доктор педагогических наук, профессор, заместитель директора по научной работе, Тюменский государственный университет, [email protected], Ишим
Еланцева Светлана Александровна
Кандидат психологических наук, доцент, декан педагогического факультета, Тюменский государственный университет, [email protected], Ишим
Поворознюк Ольга Алексеевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики начального и дошкольного образования, Тюменский государственный университет, [email protected], Ишим
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ С УЧЕТОМ РЕГИОНАЛЬНОЙ СПЕЦИФИКИ
Аннотация. В статье рассматриваются региональные особенности практико-ориенти-рованной подготовки современного педагога сельской школы в Ишимском педагогическом институте им. П. П. Ершова (филиале) Тюменского государственного университета. Авторы акцентируют внимание на процессе развития и саморазвития профессионально-личностной позиции педагога сельской школы, основанном на системном и поэтапном включении проблем и особенностей развития сельских школ в образовательную программу педагогического вуза.
Ключевые слова: практико-ориентированная подготовка, сельская школа, педагог сельской школы, взаимодействие образовательных организаций, структура практико-ориентированной подготовки педагога сельской школы, этапы практико-ориентированной подготовки педагога сельской школы, профессионально-личностная позиция педагога сельской школы.
Введение в проблему. Качество современного профессионально-педагогического образования должно соответствовать актуальным и перспективным потребностям современной жизни и реальной образовательной практике. Педагогическое образование, являясь составной частью системы образования России, выполняет актуальную задачу кадрового обеспечения дошкольного, начального, среднего общего образования, дополнительного образования, среднего профессионального и высшего образования. Необходимость модернизации педагогического образования определяется задачами, поставленными в Концепции поддержки развития педагогического образования до 2017 г., внутренними закономерностями развития педагогического образования и перспективными потребностями развития региона.
Результатом модернизации педагогического образования должна стать обновленная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, отвечающая требованиям, предъявляемым обществом к педагогическим кадрам с учетом региональной составляющей. Модернизация педагогического образования требует
институционально-сущностных изменений основ подготовки педагогов.
Министр образования и науки РФ О. Ю. Васильева на совещании с ректорами педагогических вузов отметила, что необходима поддержка региональных педагогических вузов, деятельность которых направлена на социально-экономическое развитие регионов [10].
Актуальность проблемы. Для нашего региона (юга Тюменской области) актуальной остается проблема подготовки педагога сельской школы в связи с территориальным расположением вуза. Ишим территориально окружен 9 сельскими муниципальными районами, поэтому в вуз поступают более 60 % студентов, проживающих в сельской местности, которые после получения диплома едут работать в сельские школы (около 41 % выпускников трудоустраивается в сельские школы). Так, в 2012 г. из 330 выпускников трудоустроились в сельских образовательных учреждениях 151 человек; из 316 выпускников - 135 (2013); из 330 - 140 (2014); из 350 - 121 (2015); из 106 - 41 (2016). Опрос студентов первых-третьих курсов показал, что 52 % планируют работать в сфере образования в сельском социуме.
Поэтому практико-ориентированная подготовка педагога сельской школы является одним из основных векторов развития педагогического образования в ИПИ им. П. П. Ершова (филиале) Тюменского государственного университета.
Сельская школа - это обобщающая дефиниция, под которой понимаются различные виды и типы общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, различающихся по наполняемости, территориальному расположению, социальному окружению, национальному составу, выполняющих задачи общеобразовательной и трудовой подготовки учащихся [4].
Сельская школа рассматривается О. Ю. Васильевой [10], И. Г. Мазковой [8], М. П. Гурьяновой [4], А. Н. Смирновым [13], В. И. Погореловой [12], О. П. Исаченко [7], А. Г. Новиковой [11], О. В. Жуковой [6] и другими как социокультурный центр, вокруг которого сосредоточена вся жизнь сельского поселения.
Эта важная отличительная особенность сельской школы - центр культурной жизни села и деревни, центр воспроизводства культурно-нравственных сил, их сохранения и возрождения, - определяет специфические требования к педагогу сельской школы - высокую универсальную целостность личности. Учитель в сельской школе - это и учитель-предметник, и воспитатель, и психолог, и духовный наставник, и тьютор, и образец нравственного поведения, и пример здорового образа жизни, и носитель и транслятор научных знаний об экологии, человеке и природе, о родном крае, и многое другое. Поэтому подготовка педагога сельской школы - особое направление в современной практико-ориентированной подготовке учителя.
К особенностям профессиональной деятельности учителя сельской школы относят достаточно высокое уважительное отношение сельского населения к учителю; тесное профессиональное и межличностное взаимодействие внутри педагогического коллектива сельской школы; отсутствие параллельных классов; малочисленность классов; малокомплектность учебных заведений; совмещение преподавания ряда предметов, по которым у педагога нередко отсутствуют полные профессиональные знания; на-
личие достаточно высокого уровня компетентности учителя в проблемах сельского образа жизни, региональных особенностях труда, быта, обычаев, традиций. Отдельно необходимо отметить коммуникативную компетентность учителя сельской школы, т. к. малочисленность школьников и педагогического коллектива ведет к коммуникативному перенасыщению партнеров друг другом, снижает остроту перцептивного компонента общения [4-6; 11; 13].
Сельская школа испытывает такие же трудности, как и вся страна, но они имеют более выраженный негативный характер в силу удаленности от центров мировой и национальной культуры. Это и резкое ухудшение здоровья детей, что ведет к росту числа детей с ОВЗ и особыми образовательными потребностями, и рост социального сиротства, связанного с невысоким качеством жизни семей, и увеличение количества неполных и неблагополучных семей, алкоголизация сельского населения и отток из деревень молодежи [1; 11].
Учащиеся сельских школ обычно связывают свое будущее с городом. Статистика показывает, что в сельскую местность после окончания института возвращается на более 7 % выпускников сельских школ. Это приводит к размыванию уникальности сельского социума, к утрате национальных и социальных традиций [12]. Необходима системная профориентационная работа по формированию у учащихся сельских школ, имеющих склонности к педагогической профессии, новых аксиологических установок, связанных с уникальной ролью педагога сельской школы.
Поэтому одна из важных задач государственной политики и высшего педагогического образования - решение вопроса обеспечения сельских школ современными педагогическими кадрами, молодыми специалистами, т. к. именно учителя являются главной силой возрождения не только сельской школы, но и сельского социума в целом [7; 8].
Л. В. Байбородова выделяет следующие кадровые проблемы сельских школ: неподготовленность выпускников вузов, педагогических колледжей к работе в условиях малочисленных и малокомплектных школ; ограниченные возможности повышения квалификации с учетом проблем сельской
и малокомплектной школы; отсутствие специалистов по отдельным предметам и для организации внеурочной деятельности сельских школьников; отсутствие специалистов медико-психолого-педагогического сопровождения детей, в том числе с ОВЗ; неподготовленность педагогических кадров к выполнению должностных обязанностей в связи с новыми квалификационными характеристиками, заложенными в профессиональном стандарте педагога и др. [1].
Исследовательская часть. Всем известно, что городская и сельская социальные среды сильно отличаются друг от друга. Следовательно, условия работы в городских и сельских образовательных учреждениях также имеют свою специфику. Готовить студентов педагогического вуза к работе в сельском социуме надо особо, и к уровню их подготовки предъявляются специальные требования.
Практико-ориентированная подготовка педагога сельской школы понимается нами как процесс развития и саморазвития педагога, целью которого выступает становление его профессионально-личностной позиции.
Профессионально-личностная позиция -это интегральная характеристика педагога, включающая совокупность когнитивных (сознание), эмоциональных (со-переживание), поведенческих (со-действие) отношений к миру, профессионально-педагогической действительности сельской школы, к себе как к профессионалу и личности.
Сфера со-знания характеризуется приобретением, осмыслением и применением субъектами образовательного процесса информации личностного и профессионального характера в процессе подготовки педагога сельской школы.
Следующий компонент профессионально-личностной позиции педагога - сопереживание - рассматривается как форма осмысления и преобразования внутреннего мира будущего педагога, включающая профессионально-личностные ценности, профессиональную педагогическую мотивацию, эмоционально-чувственную сферу и про-фе ссионально-лично стную Я-концепцию.
Сфера со-действия предполагает освоение и творческое применение субъектами образовательного процесса психолого-педагогических, личностно-ориентированных
технологий обучения, воспитания и развития обучающихся в сельской местности [2].
Нами выделены уровни развития профессионально-личностной позиции педагога сельской школы, необходимые для мониторинга сформированности профессионально-личностной позиции.
Первый уровень - объектный - характеризуется доминированием направленности сознания будущего педагога на объект деятельности. Субъект еще «не видит» собственную деятельность, будучи поглощен непосредственным процессом ее осуществления. Ценности декларируются, но не переводятся в цели деятельности.
На втором уровне развития профессионально-личностной позиции педагога -«задачном» - ситуация деятельности рассматривается как комплекс объективных, внешних условий-требований к педагогу сельской школы. Эта установка вырабатывается у будущего педагога на материале решения учебных профессиональных познавательных задач. В плане сознания эта установка реализуется как познавательное отношение к действительности. Сознание выступает в форме мышления, строящего образ ситуации, переводящего ситуацию в задачу. Решение последней представляет собой постановку цели, введение и реализацию некоторой нормы, реализующей цель. Затруднение в деятельности рассматривается как неудача в достижении поставленной цели.
На третьем, проблемном уровне развития, будущий учитель сельской школы является субъектом ответственного целеполагания, активно ищущим и конструирующим средства реализации ценностей образования и воспитания человека. В то же время он выступает и субъектом профессионального саморазвития, ищущим и конструирующим средства профессиональной самореализации. Затруднение в профессиональной деятельности здесь является следствием отсутствия (недостаточности, несовершенства) средств реализации ценностей. Будущего педагога с данным уровнем развития профессионально-личностной позиции характеризует «умение учиться». Педагог на проблемном уровне оказывается способен преобразовывать для целей своей деятельности наличные условия и создавать отсут-
ствующие.
Выделены ключевые принципы организации практико-ориентированного образовательного процесса в вузе при подготовке педагога сельской школы:
- сопряжение стандартов общего, высшего образования по направлению подготовки «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование» и профессионального стандарта педагога;
- деятельностная парадигма; образовательный процесс как система сочетания видов деятельности: учения, обучения, воспитания, практики и исследовательской деятельности;
- стратегия преподавания - «разворачивание» образовательного процесса для студента как со-бытийного;
- модульная структура учебного процесса - обобщение учебных мероприятий в тематические целостные блоки;
- технология организации учебных занятий: пробы в имитационном процессе - фундаментальные и прикладные знания - пробы в реальном образовательном процессе - рефлексия;
- взаимосвязь фундаментальных и прикладных знаний;
- единство образовательных традиций и инноваций;
- организация деятельности студентов на основе рефлексивно-деятельностных технологий (рефлексивные технологии, технологии саморазвития, технологии профессиональных проб);
- сетевое взаимодействие и социальное партнерство с общеобразовательной практикой сельского социума;
- принцип образования для всех (инклюзия);
- усиление профильной подготовки как интеграции изучения студентами предмета с методикой его преподавания в школе, с психологией, педагогикой и дефектологией;
- регионализация профессионально-педагогического образования с учетом специфики практико-ориентированной подготовки педагога к работе в сельской школе;
- образование «через всю жизнь».
Специфика практико-ориентированной
подготовки будущего педагога к работе в сельской школе находит отражение в структуре, содержании образовательных
программ, в программах дополнительного профессионального образования, реализуемых в вузе, особенностях сетевого взаимодействия с сельскими образовательными учреждениями.
Структура практико-ориентированной подготовки педагога сельской школы представлена на рис. 1 и включает следующие компоненты: выявление детей старшего школьного возраста, проживающих в сельской местности и ориентированных на поступление в педагогический вуз; системная профориентационная работа по формированию у учащихся сельских школ, имеющих склонности к педагогической профессии, новых аксиологических установок, связанных с уникальной ролью педагога сельской школы; базовая подготовка по профилю обучения с учетом специфики сельской школы, раскрывающейся в модуле образовательной программы «Подготовка сельского учителя», дополнительных образовательных программах, специализациях; организация практик и студенческих научно-исследовательских работ на базе сельских образовательных учреждений.
Все обозначенные компоненты практи-ко-ориентированной подготовки будущего педагога сельской школы направлены в конечном итоге на трудоустройство выпускников в сельские школы. На этом подготовка педагога сельской школы не заканчивается. В вузе уделяется большое внимание разработке системы профессиональной поддержки и управления адаптацией молодых педагогов, работающих на селе.
Регионализация профессионально-педагогического образования с учетом специфики практико-ориентированной подготовки педагога к работе в сельской школе представлена на рис. 2.
Предпрофессиональный этап обеспечивает профориентацию сельской молодежи на поступление на педагогические программы и реализуется через такие механизмы, как:
- изменение системы отбора (дополнительные испытания профессиональной направленности: портфолио, собеседование с представлением опыта работы абитуриента с детьми, написание эссе и т. д.);
- проведение каникулярных профориен-тационных школ, информационно-методических семинаров и индивидуальных бесед
для абитуриентов в школах города, районных центрах, отдаленных сельских поселениях;
- разработка и реализация программ подготовки школьников к ОГЭ и ЕГЭ по всем предметам;
- разработка и реализация программ летних научных школ: филологической, физико-математической, школы юного педагога, школы научных компетенций;
- организация предметных олимпиад для школьников, научно-практических конфе-
ренций, конкурсов;
- создание педагогических классов на базе опорных школ города и села;
- разработка и реализация дополнительных образовательных программ для детей и старшеклассников;
- организация открытых лекций и семинаров для родителей старшеклассников в рамках Центра практической педагогики по проблеме профессионального самоопределения их детей.
Рис. 1. Структура практико-ориентированнойподготовкиучителядля работы всельской школе
Рис. 2. Этапы и формы реализации профессионально-педагогического образования с учетом специфики практико-ориентированной подготовки педагога к работе в сельской школе в ИПИ им. П. П. Ершова (филиале) ТюмГУ
Этап профессиональной подготовки включает изменения в содержании образования и образовательных технологиях:
- новые стратегии преподавания - «разворачивание» образовательного процесса для студента как со-бытийного;
- практико-ориентированное обучение по профилям подготовки;
- функционирование Центра практической педагогики: инклюзивное образование, работа с одаренными детьми, освоение профессиональных проб и социальных практик, открытая общественно-профессиональная экспертиза программ профессионального образования, модель практико-ориентиро-ванной подготовки педагога к реализации спортизированного физического воспитания, лекторий для родителей;
- конкурсы профессионального мастерства, включая WorldSkills и Дельфийские игры;
- встречи с педагогическими династиями села; педагогами-победителями районного конкурса «Педагог года»; с молодыми успешными педагогами, работающими в сельской школе;
- качественное изменение психолого-педагогической подготовки;
- включение модуля психолого-педагогических дисциплин в каждый предметно-методический модуль профиля подготовки;
- реализация психолого-педагогического практикума «Профессионально-личностное развитие будущего педагога сельской школы»;
- новое содержание и формы организации практик, стажировок и научно-исследовательской подготовки студентов, усиление предметной и методической составляющей подготовки (базовые кафедры и опорные сельские школы);
- разработка и реализация модуля «Подготовка учителя для сельской школы» в рамках ОП;
- разработка системы ФОС для проверки образовательных результатов, соотносимых с трудовыми действиями стандарта профессиональной деятельности педагога;
- индивидуализация обучения (возможность формирования индивидуальных образовательных программ);
- применение технологий организации профессиональных проб и социальных практик;
- реализация активных педагогических технологий (ИКТ, работа в команде и т. д.);
- разработка и совершенствование ком-петентностно-ориентированных оценочных средств (педагогическая квалиметрия).
В рамках основного этапа профессиональной подготовки выделим подэтапы: мо-тивационно-адаптационный, базисно-прак-тический, профессионально-продуктивный, профессионально-творческий.
- Мотивационно-адаптационный этап предполагает включение в содержание обучения (в процессе изучения учебного модуля «Подготовка учителя для сельской школы» вариативной части учебного плана) комплекса знаний о сути понятий «сельская школа», «сельский учитель», специфике деятельности сельского учителя в различных районах юга Тюменской области (со-знание); формирование позитивного ценностного отношения к роли сельского учителя (сопереживание). Реализация данного учебного модуля будет способствовать формированию у студентов целостного представления об особенностях сельского социума и сельской школы; выделению особенностей работы учителя в условиях сельского социума; расширению представлений о возможных формах, методах и видах организации образовательного и воспитательного процесса в сельской школе; формированию у студентов проектных умений по моделированию образовательной и воспитательной системы сельской школы; ознакомлению с различными типами образовательных и воспитательных технологий и их реальном применении в образовательном процессе сельской школы; содействию становлению готовности будущих учителей к работе в сельском социуме. Механизм развития профессионального сознания будущего педагога сельской школы можно определить как адаптацию,
На мотивационно-адаптационном этапе организуются выездные адаптационные смены для первокурсников; форум «Профессиональная позиция педагога сельской школы»; конкурсы для первокурсников «Мое научное портфолио», «Лучшая научная идея».
- Базисно-практический этап основан на включении студентов в различные виды профессиональных проб (пробы в имитационном учебном процессе; пробы в реальном учебно-воспитательном процессе; пробы
в коммуникации), результатом которого выступает соотнесение знаний о собственных личностно-профессиональных качествах будущего педагога со спецификой многофункциональной деятельности учителя сельской школы (со-знание); приобретение первоначального профессионального опыта, освоение базовых профессиональных действий, компетенций, необходимых для профессиональной деятельности учителя в сельском социуме (со-действие) и рефлексивное отношение к полученному первому профессиональному опыту (со-переживание).
Основной линией становления профессионально-личностной позиции педагога сельской школы на данном этапе является освоение будущими педагогами рефлексивного анализа, смена направленности сознания с объекта деятельности на саму деятельность, выход из поглощенности деятельностью в рефлексивную позицию. Механизмы развития профессионального сознания будущего педагога сельской школы можно определить как адаптацию, трансформацию коллективного рефлексивного анализа в осуществляемый индивидуально, и профессиональное и личностное самопознание, и самоидентификация.
- Профессионально-продуктивный этап характеризует определение студентом направлений специализации в профессии учителя; возможности профессионального роста; осознание необходимости совершенствования конкретных видов компетенций учителя (со-знание, со-переживание, содействие).
Основной линией становления профессионально-личностной позиции педагога сельской школы на данном этапе и одновременно механизмом перехода на проблемный уровень следует считать профессиональную и личностную самоидентификацию, ценностно-смысловое самоопределение, самореализацию.
- На профессионально-творческом этапе студент определяет индивидуальную стратегию и разрабатывает план реализации процесса профессионального саморазвития (со-знание, со-переживание, со-действие). В свою очередь, основной линией становления профессионально-личностной позиции педагога сельской школы на третьем этапе является профессиональное саморазвитие
педагога, устойчивое развитие его профессионально-личностной позиции, ее самоактуализация.
Основная роль в практико-ориентирован-ной подготовке учителя сельской школы на профессионально-продуктивном и профессионально-творческом этапах принадлежит различным видам культурных (волонтерская деятельность) и педагогических практик.
Этап профессионального самосовершенствования направлен на работу с выпускниками, трудоустроившимися в сельские школы. Для продуктивной реализации данного этапа в вузе разработана система профессиональной поддержки и управления адаптацией молодых педагогов, которая осуществляется в Центре наставничества. Центр работает в рамках трех направлений: обучение наставников (школа наставничества); дополнительное образование молодых педагогов (профессиональная переподготовка, курсы повышения квалификации, специализация); обучение наставниками молодых педагогов в процессе инновационной деятельности (стажировочные площадки на базе сельских школ), помощь учителям в организации про-ектно-исследовательской деятельности школьников с дальнейшим участием школьников в региональных, всероссийских и международных конкурсах научно-исследовательских работ, разработка методических рекомендаций по составлению примерной основной образовательной программы для сельских школ с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей села.
На каждом этапе доминирующим (но не единственным) является один из механизмов становления компонентов профессионально-личностной позиции педагога сельской школы - адаптация, трансформация коллективного рефлексивного анализа в осуществляемый индивидуально, профессиональное и личностное самопознание и самоидентификация, самоопределение, самореализация, самоактуализация, саморазвитие.
Заключение. Таким образом, практи-ко-ориентированная подготовка педагога сельской школы с учетом региональной специфики, представляющая собой процесс развития и саморазвития профессионально-личностной позиции педагога, основана на системном и поэтапном включении проблем и особенностей развития сельских
школ юга Тюменской области, роли и функций современного учителя сельской школы в общепрофессиональные, психолого-педагогические, предметно-методические и специальные модули дисциплин и практики образовательных программ подготовки по направлениям «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образо-
вание»; в разнообразные формы внеучебной воспитательной и научно-исследовательской работы педагогического вуза; в содержание дополнительных образовательных программ для учащихся, студентов и педагогов, курсов повышения квалификации; в деятельность инновационных центров «Практическая педагогика», «Центр наставничества».
1. Байбородова Л. В. Внеурочная деятельность сельских школьников: как лучше ее организовать // Народное образование. - 2013. -№ 1. - С. 227-232.
2. Ведерникова Л. В., Еланцева С. А., Пово-рознюк О. А. Становление профессионально-личностной позиции педагога как творческого профессионала в условиях модернизации образования // Педагогическое образование и наука. -2016. - № 1. - С. 51-59.
3. Ведерникова Л. В. Развитие профессионально-личностного потенциала будущего педагога в условиях модернизации педагогического образования // Сибирский педагогический журнал. - 2015. - № 5. - С. 75-78.
4. Гурьянова М. П. Сельская школа и социальная педагогика. - Минск: Амалфея, 2000. - 448 с.
5. Гурьянова М. П. Теоретические основы модернизации сельской школы России: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2001. - 31 с.
6. Жукова О. В. Особенности развития сельских школ Подмосковья в условиях модернизации образования [Электронный ресурс] // Региональный научно-практический семинар «Модернизация образования в сельских общеобразовательных организациях Московской области: проблемы и пути их решения» 20 ноября 2015 года. - URL: http://pnpomo.ucoz.ru/ news/o_problemakh_i_modemizacii_selskikh_ shkol/2015-11-21-99 (дата обращения: 25.11.2016).
7. Исаченко О. П. Подготовка учителей сельских школ в России в конце XIX - начале XX веков // Вектор науки ТГУ. - 2011. - 4 (7). -С. 125-127.
8. Мaзковa И. Г., Шелухина Т. В., Комлев И. Г. Моделирование процесса регионализации
ескии список
профессиональной подготовки учителя сельской школы республик Поволжья [Электронный ресурс] // Современные наукоемкие технологии. - URL: http://www.top-technologies. ru/ru/article/view?id=36038 (дата обращения: 08.12.2016).
9. Мазкова И. Г. Регионально-обусловленные особенности профессионально-практической подготовки учителя сельской школы [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rusnauka.com/7_ NITSB_2012/Pedagogica/2_103585.doc.htm (дата обращения: 20.10.2016).
10. Министр образования и науки Российской Федерации О. Ю. Васильева провела совещание с ректорами педагогических вузов [Электронный ресурс]. - URL: httpV/минобрнауки.рф/пресс-центр/8951 (дата обращения: 17.10.2016).
11. Новикова А. Г. Социально-педагогические проблемы сельской школы // Сельская школа: проблемы организации образовательного процесса: сб. статей // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Развитие инновационного потенциала сельской школы: возможности и перспективы. Комплексные сельские образовательные системы как перспективные модели для возрождения и развития сельского социума в России». - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2008. - С. 69-75.
12. Погорелова В. И. Адаптивная образовательная школа в условиях сельского социума: ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2005. - 21 с.
13. Смирнов А. Н. Сельский социум как адаптивная педагогическая среда // Инновации в образовании. Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2009. - № 1. - С. 34-41.
Поступила в редакцию 10.11.2016
_ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ_
Vedernikova Lyudmila Vasilyevna
Dr. Sci. (Pedag.), Prof., Deputy Director for Science of the branch of Tyumen State University in Ishim, [email protected], Ishim
Elantseva Svetlana Alexandrovna
Cand. Sci. (Psychol.), Assoc. Prof., the dean of the Pedagogical Faculty of Tyumen State University, [email protected], Ishim
Povoroznyuk OVga Alexeyevna
Cand. Sci. (Pedag.), Assoc. Prof., of the Chair of the Theory and Methods of Primary and Preschool Education of Tyumen State University, [email protected], Ishim
PRACTICE-ORIENTED TRAINING OF MODERN TEACHERS FOR RURAL SCHOOLS CONSIDERING THE REGIONAL PECULIARITIES
Abstract. The article regards the regional peculiarities of practice-oriented training of modern teachers for rural schools in Ishim Ershov Teachers Training Institute (the branch) of Tyumen State University. The authors emphasize the process of development and self-development of professional personal position of a teacher in a rural school based on systematic and gradual inclusion of problems and peculiarities of development of rural schools in a curriculum of a higher educational institution.
Keywords: practice-oriented training, rural school, teacher of a rural school, collaboration of educational institutions, structure of practice-oriented training of teachers for rural schools, stages of practice-oriented training of teachers for rural schools, professional personal position of a teacher in a rural school.
References
1. Bajborodova, L. V., 2013. Vneurochnaya deyatel'nost' sel'skix shkol'nikov: kak luchshe ee or-ganizovat' [Extracurricular activities in rural schools: how best to organize it]. Narodnoe obrazovanie [Journal Public education], 1, pp. 227-232 (in Russ.).
2. Vedernikova, L. V., Elanceva, S. A., Povoroznyuk, O. A., 2016. Stanovlenie profession-al'no-lichnostnoj pozicii pedagoga kak tvorcheskogo professionala v usloviyax modernizacii obrazovani-ya [Formation of professional-personal position of the teacher as creative professional in the conditions of modernization of education]. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka [Pedagogical education and science], 1, pp. 51-59 (in Russ.).
3. Vedernikova, L. V., 2015. Razvitie profession-al'no-lichnostnogo potenciala budushhego pedagoga v usloviyax modernizacii pedagogicheskogo obra-zovaniya [The development of professional-personality potential of future teacher in the conditions of modernization of pedagogical education]. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 5, pp. 75-78 (in Russ., abstr. in Eng.).
4. Gur'yanova, M. P., 2000. Sel'skaya shkola i social'naya pedagogika [Rural school and social pedagogy.]. Minsk: Amalfeya Publ., 448 p. (in Russ.).
5. Gur'yanova, M. P., 2001. Teoreticheskie os-novy modernizacii sel'skoj shkoly Rossii [The theoretical basis of modernization of rural school in Russia]. Dr. Sci. (Pedag.). Moscow, 31 p. (in Russ.).
6. Zhukova, O. V., 2015. Osobennosti razvitiya sel'skix shkol Podmoskov'ya v usloviyax modernizacii obrazovaniya [Features of development of the rural schools of the Moscow region in conditions of modernization of education]. Regional'nyj nauchno-prakticheskij seminar "Modernizaciya obrazovaniya v sel'skix obshheobrazovatel'nyx or-ganizaciyax Moskovskoj oblasti: problemy i puti ix resheniya" 20 noyabrya 2015 goda [Regional scientific-practical seminar "Modernization of education in rural educational institutions in Moscow region: problems and ways of their solution" on 20 November 2015] [online]. Available at: http://pnpomo.ucoz. ru/news/o_problemakh_i_modernizacii_selskikh_ shkol/2015-11-21-99 (Accessed 25 November 2016) (in Russ.).
7. Isachenko, O. P., 2011. Podgotovka uchitelej sel'skix shkol v Rossii v konce XIX - nachale XX vekov [Training of teachers of rural schools in Russia in the late XIX-early XX centuries]. Vektor nauki TGU [Vector science TSU], 4 (7), pp. 125-127 (in Russ.).
8. Mazkova, I. G., Sheluhina, T. V., Komlev, I. G., 2016. Modelirovanie processa regionalizacii professional'noj podgotovki uchitelya sel'skoj shkoly respublik Povolzh'ya [Modeling of the process of regionalization of the professional training of teachers in rural schools of the republics of the Volga region]. Sovremennye naukoemkie texnologii
[Modem high technologies] [online]. Available at: http://www.top-technologies.ru/ra/article/view?id= 36038 (Accessed 08 December 2016) (in Russ.).
9. Mazkova, I. G. Regional'no-obuslovlennye osobennosti professional'no-prakticheskoj podgot-ovki uchitelya sel'skoj shkoly [Regional-due to the peculiarities of professional and practical training of teachers in rural schools] [online]. Available at: http://www.rusnauka.com/7_NITSB_2012/Pedagog-ica/2_103585.doc.htm (Accessed 20 October 2016) (in Russ.).
10. Ministr obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii O. Yu. Vasil'eva provela soveshhanie s rektorami pedagogicheskix vuzov [The Minister of education and science of the Russian Federation O. Yu. Vasiliev had held a meeting with rectors of pedagogical universities] [online]. Available at: http:// MHHo6pHayKH.p$/npecc-^mp/8951 (Accessed 17
October 2016) (in Russ.).
11. Novikova, A. G., 2008. Social'no-pedagog-icheskie problemy sel'skoj shkoly [Socially-pedagogical problems of rural school rural school]. Sel'skaya shkola: problemy organizacii obrazova-tel'nogo processa [Problems of organization of educational process]. Moscow: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov Publ., pp. 69-75 (in Russ.).
12. Pogorelova, V. I., 2005. Adaptivnaya obra-zovatel'naya shkola v usloviyax sel'skogo sociuma [Adaptive educational school in a rural society]. Cand. Sci. (Pedag.). Moscow, 21 p. (in Russ.).
13. Smirnov, A. N., 2009. Sel'skij socium kak adaptivnaya pedagogicheskaya sreda [Rural society as an adaptive educational environment]. Vest-nik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lo-bachevskogo [Vestnik of Lobachevsky University of Nizhni Novgorod], 1, pp. 34-41 (in Russ.).
Submitted 10.11.2016