Научная статья на тему 'Подготовка педагогов к реализации общего образования в условиях сельской школы'

Подготовка педагогов к реализации общего образования в условиях сельской школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА / CONTINUOUS TEACHER TRAINING SYSTEM / ДИВЕРСИФИЦИРОВАННЫЕ ОБУЧАЮЩИЕСЯ / DIVERSIFIED LEARNERS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / TEACHING PRACTICE / МАЛОКОМПЛЕКТНЫЕ ШКОЛЫ / SMALL SCHOOLS / МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / MULTILEVEL SYSTEM OF TRAINING / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / SYSTEM-ACTIVITY APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Течиева Виктория Заурбековна

На сегодняшний день отсутствует целостная теоретическая модель формирования и развития компетентностей у практикующего учителя в условиях сельской школы. В связи с этим, в статье рассматривается проблема качества подготовки будущих учителей к работе в условиях сельской малокомплектной школы. Решение поставленной задачи возможно, если в ходе педагогической практики формировать навыки: организации различных видов внеурочной деятельности с учетом возможностей образовательной среды и региональных особенностей; применения педагогических технологий, учитывающих психофизиологические особенности обучающихся; использования педагогического инструментария, обеспечивающего взаимодействие субъектов образовательного процесса в различных условиях; уточнить и определить с позиции педагогической антропологии основные понятия «сельская школа», «профильное обучение», «компетенция и компетентность».; выявить и обосновать их взаимосвязь и взаимозависимость как между собой, так и другими категориями педагогики и педагогической психологии (способности, умения, навыки); раскрыть организационно-педагогические условия и факторы, обеспечивающие эффективность наращивания компетентностей учителя сельской школы; конкретизировать и систематизировать педагогические условия и ведущие факторы, позволяющие с позиции социального, экономического, правового, деятельностного, культурного аспектов содержания образования взрослых провести моделирование и конструирование процесса их воспитания и обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARING TEACHERS FOR IMPLEMENTATION OF GENERAL EDUCATION IN THE RURAL SCHOOL

To date, there is no coherent theoretical model of formation and development of competencies in practicing teacher in a rural school. In this regard, the article considers the problem of the quality of training future teachers to work in rural ungraded schools. The solution of the problem is possible, if in the course of teaching practice to form skills: organization of various extracurricular activities, taking into account features of the educational environment and regional particularities; the use of educational technology, taking into account the physiological characteristics of students; Use of pedagogical tools, providing interaction of subjects of educational process in different terms; to clarify and define the position of a pedagogical anthropology basic concept of "village school", "specialized education", "competence and the competence of".; identify and justify their interconnection and interdependence, both among themselves and with other categories of pedagogy and educational psychology (abilities, skills); uncover organizational and pedagogical conditions and factors ensuring the effectiveness of capacity-qualified teachers of rural schools; specify and systematize the pedagogical conditions and major factors that from the standpoint of social, economic, legal, the activity, the cultural aspects of the content of adult education to conduct modeling and design process of their education and training.

Текст научной работы на тему «Подготовка педагогов к реализации общего образования в условиях сельской школы»

Течиева Виктория Заурбековна | ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ...

УДК 376. 378

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ

СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

© 2016

Течиева Виктория Заурбековна, доцент кафедры педагогики

Северо-Осетинский государственный педагогический институт, Владикавказ (Россия)

Аннотация. На сегодняшний день отсутствует целостная теоретическая модель формирования и развития ком-петентностей у практикующего учителя в условиях сельской школы. В связи с этим, в статье рассматривается проблема качества подготовки будущих учителей к работе в условиях сельской малокомплектной школы. Решение поставленной задачи возможно, если в ходе педагогической практики формировать навыки: организации различных видов внеурочной деятельности с учетом возможностей образовательной среды и региональных особенностей; применения педагогических технологий, учитывающих психофизиологические особенности обучающихся; использования педагогического инструментария, обеспечивающего взаимодействие субъектов образовательного процесса в различных условиях; уточнить и определить с позиции педагогической антропологии основные понятия «сельская школа», «профильное обучение», «компетенция и компетентность».; выявить и обосновать их взаимосвязь и взаимозависимость как между собой, так и другими категориями педагогики и педагогической психологии (способности, умения, навыки); раскрыть организационно-педагогические условия и факторы, обеспечивающие эффективность наращивания компетентностей учителя сельской школы; конкретизировать и систематизировать педагогические условия и ведущие факторы, позволяющие с позиции социального, экономического, правового, деятельностного, культурного аспектов содержания образования взрослых провести моделирование и конструирование процесса их воспитания и обучения.

Ключевые слова: система непрерывной подготовки педагога, диверсифицированные обучающиеся, образовательные технологии, педагогическая практика, малокомплектные школы, многоуровневая система профессиональной подготовки, системно-деятельностный подход.

PREPARING TEACHERS FOR IMPLEMENTATION OF GENERAL EDUCATION

IN THE RURAL SCHOOL

© 2016

Techieva Victoria Zaurbekovna, associate professor of the department of pedagogy North-Ossetian State Pedagogical Institute, Vladikavkaz (Russia)

Abstract. To date, there is no coherent theoretical model of formation and development of competencies in practicing teacher in a rural school. In this regard, the article considers the problem of the quality of training future teachers to work in rural ungraded schools. The solution of the problem is possible, if in the course of teaching practice to form skills: organization of various extracurricular activities, taking into account features of the educational environment and regional particularities; the use of educational technology, taking into account the physiological characteristics of students; Use of pedagogical tools, providing interaction of subjects of educational process in different terms; to clarify and define the position of a pedagogical anthropology basic concept of "village school", "specialized education", "competence and the competence of' .; identify and justify their interconnection and interdependence, both among themselves and with other categories of pedagogy and educational psychology (abilities, skills); uncover organizational and pedagogical conditions and factors ensuring the effectiveness of capacity-qualified teachers of rural schools; specify and systematize the pedagogical conditions and major factors that from the standpoint of social, economic, legal, the activity, the cultural aspects of the content of adult education to conduct modeling and design process of their education and training.

Keywords: continuous teacher training system, diversified learners, educational technology, teaching practice, small schools, multilevel system of training, system-activity approach

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Современная школа в условиях модернизации Российского образования должна создавать все условия для формирования единства образовательного пространства, сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации. Определенная роль в решении поставленной задачи отведена системе педагогического образования, в функции которого входит подготовка квалифицированных кадров способных осуществлять образовательные задачи различных уровней в процессе профессиональной деятельности. На современном этапе сложилась проблемная ситуация в сфере сельского образования между (Г.А. Федотова):

- заинтересованностью сельской семьи в получении доступного и квалифицированного образования детей, способного обеспечить их дальнейшее профессиональное и индивидуальное развитие в качественно новых социально-экономических условиях, и неуклонно сокращающимися реальными возможностями сельских школьников в получении конкурентоспособного по качеству образования [1];

- усиливающейся вынужденной информационной замкнутостью сельских школ, их учителей и школьников и возрастающей потребностью сельских школ в доступности каналов информации для развития сельского

образования (М.П. Гурьянова) [2];

- потребностью сельского социума в сохранении его самобытной социокультурной среды, общинной солидарности и культурно-духовного обмена, способствующих социальной адаптации и выживаемости сельских семей в сложных условиях переходного периода, и долговременными негативными социальными последствиями деформации культурно-образовательного пространства на селе, провоцируемой закрытием сельских школ, домов культуры, библиотек, дошкольных учреждений (Ю.А. Каверин) [3].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Проведенный нами анализ (Я.С. Аксарина [4], С.А. Амбалова [5], М.И. Бекоева [6], В.Г. Воронцова, Ю.И. Калиновский, В.З. Течиева [7], Ф.А. Кокаева [8], Г.С. Кубанцева [8], А.А. Коростелев [9], Ю.Н. Кулюткин и др.) целей, форм и технологий организации обучения в современной системе педагогического образования позволяет утверждать, что в них отсутствует методология формирования и развития компетентностей [10-22], творческих способностей учителей сельской школы к реализации стандартов нового поколения [23-30]. Это сложная педагогическая проблема (В.З. Течиева), для успешного решения которой необходимо соответствующее научное обеспе-

Течиева Виктория Заурбековна

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ .

чение [7].

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В настоящее время профильную подготовку кадров для системы образования Республики Северная Осетия - Алания осуществляет Северо-Осетинский государственный педагогический институт, основной задачей которого является укрепление и развитие, созданной на его базе, системы непрерывной педагогической подготовки. Решение данной задачи достигается комплексом мер:

- приведение содержания подготовки будущих учителей в системе непрерывного педагогического образования в соответствие с ФГОС ВО и с профессиональным стандартом педагога;

- разработка теоретических, научно-методических и практических подходов к подготовке педагогических кадров, ориентированных на работу с усложняющимся диверсифицированным контингентом учащихся;

- разработка педагогических технологий подготовки будущих учителей к ведению учебно-воспитательной работы с коллективами детей разного возраста;

- обеспечение реализации системно-деятельностного подхода, где деятельность является системообразующим фактором;

- внедрение современных форм организации педагогической практики, способствующих укоренению в сознании выпускников потребности к предстоящей профессиональной деятельности.

Реализация этих мероприятий осуществляется в многоуровневой системе подготовки специалистов, в структуре которой функционируют: среднее профессиональное образование (колледж) ^ бакалавриат ^ магистратура ^ аспирантура ^ повышение квалификации. Содержание каждого предшествующего уровня подготовки является базовым для последующего, т.е. руководящими принципами в построении образовательных программ являются принципы преемственности, непрерывности, сопряженности, системности и вариативности. Характерной особенностью базовой и вариативной частей образовательных программ является отражение в их содержании концептуальных положений научных школ института:

- Этнопсихология и психология межэтнических отношений;

- Модернизация форм и содержания педагогического образования;

- Современные подходы к обучению языковым единицам в педагогическом вузе;

- Полилингвальная модель поликультурного образования.

Ведущими формами в подготовке будущих педагогических кадров являются (О.Ю. Зайцева, И.В. Михайлова) [32]:

- теоретическая - формирует систему профессионально-педагогических знаний, через предметную подготовку, в том числе, дисциплины региональной направленности, которая готовит будущих выпускников к осмыслению общих целей образования и определению действий в их достижении;

- практическая - закрепляет теоретические знания и преобразует их в профессиональные компетенции в процессе прохождения учебной и производственной практики, осуществляющихся на базе образовательных организаций различного типа;

- научно-исследовательская - формирует готовность к исследованию образовательных систем, проведению мониторинга, к обобщению и систематизации полученной информации через деятельность в студенческих научных обществах, подготовку и защиту курсовых проектов, выпускных квалификационных работ;

- внеучебная - формирует сознательное отношение к избранной специальности и исполнению профессиональных функций, готовность отстаивать гражданскую

позицию через волонтерскую деятельность, личностные достижения на факультете свободного развития, оказание помощи учащимися в организации и проведении исследований на факультете научной подготовки обучающихся школ и др.

Каждый из представленных компонентов системы подготовки педагогических кадров в условиях СОГПИ (субъекты образовательного процесса, цели, содержание, формы, методы, средства обучения и воспитания), взаимодействуют между собой, вследствие чего появляется новое качество, не присущее этим компонентам по отдельности. Из этого следует, что система подготовки педагогов характеризуется целостностью, структурностью, взаимозависимостью системы и среды, иерархичностью, множественностью ее описания.

В этой связи, специфику подготовки в СОГПИ будущих педагогов к реализации общего образования можно представить структурно (Рис.1).

Рис.1- Система подготовки педагогов к реализации общего образования в СОГПИ

Таким образом, СОГПИ как научный и образовательный центр региона, всецело удовлетворяет потребности системы образования в педагогических кадрах [7].

Однако, учитывая тот факт, что на сегодняшний день в республике насчитывается более 130 малокомплектных и малочисленных школ, многие из которых расположены в горных районах, то вопрос об обеспечении этих учреждений квалифицированными педагогическими кадрами является приоритетным.

Это обусловлено тем, что работа в образовательных организациях подобного типа чрезвычайно сложна и для педагога, и для обучающегося. Образовательный процесс в малокомплектных школах теряет свою эффективность, если его организовывать по типу больших городских образовательных организаций, поскольку этим школам свойственна особая практика педагогической деятельности, где учитель:

- исключительно ясно представляет особенности среды, в которой воспитываются и развиваются дети, специфику их жизни и быта, отношения в семье, со сверстниками, односельчанами и т.п.;

- близок к традициям, силой общественного мнения;

- осознает оптимальность условий для подготовки учащихся к жизни в сельской местности - в сельских условиях более зримы, осязаемы закономерные связи обучения и воспитания с жизнью;

- формирует свои профессиональные навыки исключительно на основе собственного опыта.

К особой практике педагогической деятельности сельского учителя относятся также существенные различия в содержании и характере учебных поручений - нередко учителя малокомплектных сельских школ ведут образовательную деятельность по нескольким пред-

Течиева Виктория Заурбековна | ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ...

метам, не являющихся базовыми их профессиональной подготовки.

Исключительна роль учителя и в культурной жизни села. Именно учительство представляет собой ядро сельской интеллигенции, главную его духовно-нравственную и культурную силу. Интеллектуальное превосходство сельских учителей обусловливают специфические особенности его культурно-просветительской и воспитательной работы среди населения.

В то же время, у педагогов сельской школы есть немало общепедагогических и методических проблем, в частности:

- слабое представление о технологии разработки и организации интегрированных уроков;

- ограниченные возможности в организации внеклассной работы;

- отсутствие навыков работы по использованию автоматизированных средств (компьютеров, мультимедиа проекторов и др.) в обучении детей;

- недостаточно сформированные психолого-педагогические навыки работы с разновозрастными группами детей на уроке;

- слабое представление о формах взаимодействия с детьми из социально неблагополучных семей и их родителями.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Решение этих проблем необходимо осуществлять в трех направлениях: 1) внедрение в систему подготовки студентов форм самостоятельной работы, способствующих формированию у будущих педагогов навыков организации уроков и воспитательных мероприятий в соответствии с условиями малокомплектной школы; 2) организация педагогической практики выпускников СОГПИ в сельских малокомплектных школах с использованием сетевой формы взаимодействия; 3) создание условий по совершенствованию опыта работы в малокомплектных, малочисленных школах у молодых учителей посредством привлечения центров повышения квалификации и организации дистанционного обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федотова Г.А. Творческое саморазвитие учителя в сельском социуме как педагогическая проблема: Дис. ... д-ра пед. наук: Великий Новгород, 2004.

2. Гурьянова М.П. Российская сельская школа как социокультурный феномен//Педагогика. 1999. № 7. -С. 23-28.

3. Каверин Ю.А. Акмеологические условия творческого саморазвития учителя сельской школы // Акмеология. 2009. № 2. С. 28-33.

4. Аксарина Я.С. Педагогические условия формирования профессиональной готовности педагогов к применению инноваций в учреждениях профессионального образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 42-46.

5. Амбалова С.А. Формирование профессиональной культуры студентов-будущих преподавателей: Учебно-методическое пособие. -М.: Издательский дом «МПА-Пресс», 2014.

6. Бекоева М.И., Течиева В.З. Самообразование студентов как важная педагогическая проблема //Nauka-Rastudent.ru. 2015. №11. С. 19.

7. Течиева В.З. Системный подход к организации и осуществлению практико-ориентированного обучения в условиях педагогического вуза //Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 2 (21). -С. 171.

8. Бекоева М.И., Кокаева Ф.А., Кубанцева Г.С. Аудиовизуальные технологии обучения как средство повышения качества педагогического образования // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2011. № 1. С. 30-33.

9. Коростелев А.А., Комар Т.В. Управление инфор-

мационными потоками в аналитической деятельности // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 42-45.

10. Юсупова Г.В. Структура и динамика ценностных ориентаций современного педагога // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 124-126.

11. Беляева Е.Н. Формирование профессиональных компетенций учителя в процессе повышения квалификации // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 1. С. 39-41.

12. Кондаурова И.К. Подготовка будущих учителей к реализации дополнительного образования детей в контексте требований профессионального стандарта «педагог дополнительного образования детей и взрослых» // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 3 (12). С. 22-24.

13. Сысоева Ю.Ю. Компетентностный подход при формировании иноязычной компетенции у студентов неязыковых вузов в условиях ФГОС третьего поколения // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 36-40.

14. Севенюк С.А., Парфенова Т.А. Формирование социально-психологической компетентности будущих педагогов в современном образовательно-воспитательном пространстве вуза // Самарский научный вестник. 2013. № 1 (2). С. 35-37.

15. Муранова Е.В. К вопросу о содержании понятий «языковая компетенция» и «языковая компетентность» // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 88-91.

16. Набатова Л.Б., Мазилина Н.А. Педагогические условия формирования методической компетентности педагога профессиональной школы в условиях внедрения ФГОС // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 6 (28). С. 133-138.

17. Дубасенюк А.А. Акмеологическая концепция личностного и профессионального развития педагога // Карельский научный журнал. 2013. № 1. С. 22-27.

18. Абаева Ф.Б. Практико-ориентированный подход при обучении иностранному языку магистрантов - будущих педагогов // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 58-61.

19. Аниськин В.Н. Технологическая подготовка педагога в холистичной информационно-образовательной среде вуза // Поволжский педагогический вестник.

2013. № 1. С. 66-75.

20. Кондаурова И.К., Гусева М.А. Место дисциплины «Введение в систему математического образования россии» в профессиональном становлении педагога-математика // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 62-65.

21. Третьяк И.Г. Профессионально-педагогическая компетентность педагога // Самарский научный вестник.

2014. № 4 (9). С. 130-132.

22. Беляева Е.Н. Современные тенденции профессиональной подготовки педагога // Карельский научный журнал. 2014. № 1. С. 46-48.

23. Смоляр А.И. Реализация принципа диалогизации педагогического процесса в развитии профессионального самосознания будущего учителя // Поволжский педагогический вестник. 2014. № 2 (3). С. 48-58.

24. Овчаров С.М. Педагогическая технология развития креативности будущих учителей информатики в условиях университетского образования // Карельский научный журнал. 2013. № 1. С. 43-46.

25. Кондаурова И.К. Подготовка будущих учителей к реализации дополнительного образования детей в контексте требований профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 3 (12). С. 22-24.

26. Власенко С.В., Чемоданова Г.И. Использование инновационных форм организации обучения в современном процессе системы повышения квалификации педагогов // Балтийский гуманитарный журнал.

Течиева Виктория Заурбековна |

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ..

2015. № 2 (11). С. 37-41.

27. Кондаурова И.К. Перспективы организации профессиональной подготовки будущих учителей // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 3 (12). С. 25-27.

28. Шамина Н.П. Анализ психолого-педагогических условий развития профессиональной компетентности будущих педагогов в современных исследованиях // Самарский научный вестник. 2014. № 2 (7). С. 132-135.

29. Кондаурова И.К., Захарова Т.Г., Гусева М.А. Региональный опыт подготовки и профессионального становления будущих педагогов-математиков в условиях модернизации среднего и высшего математического образования // Балтийский гуманитарный журнал.

2014. № 4. С. 81-84.

30. Кондаурова И.К. Подготовка будущих учителей к интеграции урочной и внеурочной деятельности детей в условиях ФГОС // Карельский научный журнал.

2015. № 3 (12). С. 13-14.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31. Ильченко С.В. Формирование компетентностей учителя сельской школы к реализации профильного обучения : дис. ... канд. пед. наук: Сургут, 2007. 225 с.

32. Зайцева О.Ю., Михайлова И.В. Педагогическое моделирование формирования поликультурной компетентности будущего педагога // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. №1 (14). С. 110-114.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.