Научная статья на тему 'Специфика профессиональной деятельности социального педагога в условиях сельской школы'

Специфика профессиональной деятельности социального педагога в условиях сельской школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1657
349
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / СЕЛЬСКИЙ СОЦИУМ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / RURAL SCHOOL / SOCIAL WORKER / RURAL SOCIETY / STUDENT-ORIENTED INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шептенко П. А.

В статье рассматривается специфика работы социального педагога в условиях сельской школы. Предложена модель, включающая целевой, содержательный, технологический, результативный блоки, выявлена ее эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICITY OF THE PROFESSIONAL WORK OF A SOCIAL PEDAGOGUE IN RURAL SCHOOLS

The article discusses the specifics of the work of a social pedagogue in rural schools. The author proposes a model, including an objective-related, contents-related, technological, productive units, and identifies its effectiveness.

Текст научной работы на тему «Специфика профессиональной деятельности социального педагога в условиях сельской школы»

3. Sayjkov, B.P. Organizaciya informacionnogo prostranstva obrazovateljnogo uchrezhdeniya: prakticheskoe rukovodstvo. - M., 2005.

4. Podoprigorova, L.A. Ispoljzovanie interneta v obuchenii inostrannihm yazihkam // Inostrannihe yazihki v shkole. - 2003. - № 5.

5. Voyjtko, S.A. Ob ispoljzovanii informacionno-kommunikacionnihkh tekhnologiyj na urokakh angliyjskogo yazihka // Internet-zhurnal Festivalj pedagogicheskikh ideyj «Otkrihtihyj urok» 2004 - 2005 [Eh/r]. - R/d: http://festival.1september.ru/articles/415914/

Статья поступила в редакцию 19.09.14

УДК 37.013.42

Sheptenko P.A. THE SPECIFICITY OF THE PROFESSIONAL WORK OF A SOCIAL PEDAGOGUE IN RURAL SCHOOLS. The article discusses the specifics of the work of a social pedagogue in rural schools. The author proposes a model, including an objective-related, contents-related, technological, productive units, and identifies its effectiveness. Key words: rural school, social worker, rural society, student-oriented interaction.

П.А. Шептенко, канд.пед.наук, профессор ФГБОУ ВПО «Алтайская гос. педагогическая академия», г. Барнаул, Е- mail: psheptenko@yandex.ru

СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

В статье рассматривается специфика работы социального педагога в условиях сельской школы. Предложена модель, включающая целевой, содержательный, технологический, результативный блоки, выявлена ее эффективность.

Ключевые слова: сельская школа, социальный педагог, сельский социум, личностно-ориентирован-ное взаимодействие.

Усиление внимания педагогики к проблемам взаимодействия человека и среды актуализирует задачу изучения влияния сельской среды на процессы социализации, воспитания, образования и социальной защиты человека, который проживает в специфических условиях сельской среды.

По мнению М.П. Гурьяновой, в современной педагогической науке социальная педагогика села вправе выделиться в самостоятельную область социальной педагогики, т.к. четко определился ее предмет исследования: закономерности развития социально-педагогической теории и практики в условиях сельского социума. Объектом социальной педагогики села выступают человек, среда, социум. Объектом могут быть и межличностные взаимодействия в процессе социальной адаптации человека к сельской общности и производственным отношениям на селе [1].

Цель социальной педагогики села - научно-теоретическое обоснование и обеспечение социально-педагогической деятельности в сельском микросоциуме. Как область практики, она нацелена на преодоление педагогической замкнутости сельской школы, вывод воспитания на широкий путь общественной жизни, «очеловечивание» окружающей среды, создание воспитывающих отношений в социуме, поиск механизмов педагогически компетентного вмешательства в кризисные ситуации социальной деятельности (М.П. Гурьянова).

По сути социальная педагогика села нацелена на педагогическую помощь и поддержку человека в его социальном формировании, развитии, самовыражении, самоопределении, самореализации, самопомощи в сельской микросреде.

Отличительные особенности социальной педагогики села (по М.П. Гурьяновой): социальная педагогика села изучает личность в среде, в конкретном динамично меняющемся и развивающемся сельском социуме, на всех стадиях онтогенеза, с учетом влияния на ее развитие всех факторов окружающей среды. Комплексное изучение личности является одной из задач социальной педагогики.

Социальная педагогика рассматривает педагогический процесс в открытой среде как явление общественной жизни, педагогически управляемый процесс организованных и стихийных воздействий на личность всех явлений макро-, мезо- и микросреды, в которой живет и формируется индивид. Сферой деятельности социальной педагогики является открытая среда -социальные институты микросоциума, все объекты социальной деятельности.

Социальная педагогика изучает все явления общественной жизни общества, начиная с состояния производственных сил и заканчивая самым возвышенными идеологическими надстройками, но только под своим специфическим углом зрения, с позиции того, как все эти производственные, экономические, поли-

тические, культурные условия и другие аспекты общественной жизни изменяют и формируют человека.

Наше исследование проводилось на базе ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия», где осуществляется подготовка социальных педагогов, и педагогов сельских школ Алтайского края. Целью исследования явилось выявление специфики профессиональной деятельности социального педагога в условиях сельской школы.

Специфика работы сельского социального педагога определяется той ролью, которую он играет в жизни села, набором требований, предъявляемых сельским обществом к социальному педагогу, особым механизмом решения воспитательных и социальных проблем, основанном на традициях сельской жизни, условиями жизни сельского населения.

Практика показывает, что сельский социум предъявляет повышенные требования к социальному педагогу. Социально-педагогическая работа на селе - один из самых сложных участков социальной и педагогической работы, требующей специализированной профессиональной подготовки и особых личностных качеств.

Сельский социальный педагог работает в условиях жесткого социального контроля, на виду у общественности. Люди оценивают его не только как специалиста, эксперта в своей области знаний, но, прежде всего, как человека, семьянина, труженика. Поэтому высокие моральные качества, четкие нравственные ориентиры, авторитет и уважение в среде сельских жителей -неотъемлемые черты сельского социального педагога.

Особый характер носит искусство общения с жителями села. Взаимоотношения между людьми довольно сложны, хотя внешне создают видимость простоты. Как правило, в селе люди связаны друг с другом узами близкого или дальнего родства. В селе повсеместно дают себя знать традиции. Для социального педагога необходимо умение уважительно и доступно вести беседу, разговаривать и убеждать человека, не бояться вступить в острый спор, выступить перед людьми. Ему нужно показать широту познаний и интересов, чтобы у людей появилось взаимное стремление к общению.

Сельские жители могут обращаться за помощью социального педагога в любое время и в любом месте - на работе, дома, в магазине. Социальный педагог в силу существующего дефицита квалифицированных специалистов социальной сферы зачастую совмещает обязанности социального педагога и социального работника. Так как в настоящее время вузы готовят специалистов профиля «Психология и социальная педагогика», он выполняет функционал психолога. В отдельных населенных пунктах сельской местности, как правило малонаселенных, обычно все аспекты социально-педагогической деятельности интегрированы в лице социального педагога, который помогает жите-

лям своей деревни, поселка, села в решении жизненных проблем, являясь, по существу, проводником социальной политики государства во всем многообразии ее сфер и направлений.

Велико значение народных традиций села, обычаев, обрядов, общественного мнения, роли семьи, авторитета старейших жителей. Практика показывает, что знание особенностей местной жизни, их соблюдение и умение ими пользоваться в социально-педагогической работе помогает социальному педагогу успешно адаптироваться в сельской среде.

Современный педагог вынужден работать в условиях снижения социальной активности людей, утраты многих традиций культурно-просветительской работы в деревне, обострения социальных проблем, усиления дезинтеграционных процессов, увеличения занятости людей в личном подсобном хозяйстве. В этой ситуации разбудить общественную инициативу людей может лишь человек, хорошо знающий специфику жизни на селе, образ жизни, уклад сельских жителей, хорошо понимающих пути социального обустройства деревни.

Для сельского социального педагога важно быть умелым организатором, уметь объединять людей для достижения целей социального воспитания и социальной работы, выстраивать отношения, сотрудничать с местной властью, общественными объединениями, государственными службами района, взрослыми и детьми.

Практика показывает, что педагогически целесообразна работа социально-педагогической службы, созданной на базе школы или клуба, в состав которой входят социальный педагог, психолог, медицинский работник, представители общественных объединений. Состав службы определяется как экономическими возможностями местной власти, так и реальными потребностями социума.

Функции представлены следующими:

- образовательно-воспитательная - обеспечивает целенаправленное педагогическое влияние на поведение и деятельность детей и взрослых, содействует образовательной и воспитательной работе всех социальных институтов, семьи, трудовых коллективов, средств массовой информации, общественных объединений;

- диагностическая - ставит «социальный диагноз», выявляет образовательно-воспитательный потенциал среды социума, психологические и возрастные особенности детей и подростков, молодежи, взрослого населения;

- организаторская - организует ту или иную общественно-ценную деятельность, помогает в трудоустройстве, профессиональной ориентации и адаптации детей;

- прогностическая - участвует в разработке планов, программ и прогнозов социального развития микрорайона и конкретного микросоциума, деятельности различных институтов;

- предупредительно-профилактическая и социально-терапевтическая - участвует и проводит в действие социально-правовые, юридические и психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний, организует психотерапевтическую помощь нуждающимся, обеспечивает защиту прав в обществе;

- организационно-коммуникативная - способствует включению добровольных помощников населения в социально-диагностическую работу, в совместный труд и отдых;

- охранно-защитная - использует весь арсенал правовых норм для защиты интересов клиентов;

- посредническая - осуществляет связи между семьей и образовательным учреждением, ближайшим окружением, официальными инстанциями в интересах ребенка [3].

Следует выделить основные направления социально-педагогической работы в образовательном учреждении:

- помощь семье в разрешении проблем, связанных с учебой, воспитанием детей;

- помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость и посещение школы;

- привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально значимых мероприятий, акций;

- диагностирование, разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка, на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий;

- индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов, администрации по вопросам разрешения

проблемных ситуаций конфликтов, снятия стресса, воспитанию детей в семье и т.п;

- выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организаций;

- проектирование, разработка планов, проектов и программ по различным направлениям деятельности образовательного учреждения;

- пропаганда и разъяснение прав детей, семьи, педагогов;

- решение практических вопросов обеспечения учебно-воспитательной работы за пределами расписания учебных занятий [2].

Результаты проведенного опроса среди студентов Алтайской государственной педагогической академии, обучающихся по специальности «социальный педагог», проведенный с целью выяснения представления студентов о специфике социально-педагогической деятельности в сельской местности, проблемах, уровня их готовности к работе в условиях села, показали, что большинство опрошенных определило ее как «обыкновенную школу ни чем особым не отличающуюся от городской», однако, каждый выделил одну или несколько проблем, которые по их мнению, существуют в сельской школе: плохая материальная база (отсутствие литературы, пособий, плачевное состояние здания самой школы, низкая заработная плата педагогических кадров нехватка квалифицированных специалистов,малокомп-лектность и др.).

К субъектам социально-педагогической деятельности в сельской школе студенты отнесли таких специалистов и педагогических работников, как: социальный педагог, классный руководитель, психолог, зам. директора по воспитательной работе, учителя - предметники, родительский комитет, администрация села.

Выяснено, что респонденты едины во мнении - социально-педагогическая деятельность направлена на семью и детей (называют семьи групп риска, детей из этих семей, малообеспеченные семьи; также указывают и проблемы благополучных семьей и т.д.).

К направлениям социально-педагогической деятельности опрашиваемые отнесли: социально-педагогическую помощь (консультации, профилактика, диагностика и т.д.), материальную помощь, психологическую помощь.

Таким образом, специфика работы сельского социального педагога определяется той ролью, которую он играет в жизни села, набором требований, предъявляемых сельским сообществом к социальному педагогу, особым механизмом решения воспитательных социальных проблем, основанном на традициях села, условиями жизни сельского населения.

Смысл и назначение профессии социального педагога -оказание комплексной социально-психолого-педагогической помощи ребенку, подростку, молодежи, взрослым в их успешной социализации, стимулирование людей на развитие их собственных сил, на использование имеющихся у них резервов на решение возникающих проблем.

В целом главная миссия социального педагога в жизни села заключается в посредничестве между личностью и сельским обществом, человеком и социальными службами, призванными заботиться о его здоровье, культурных потребностях, охране и защите его прав.

На основе проводимого исследования нами сконструирована модель профессиональной деятельности социального педагога в условиях сельской школы.

Модель представлена как взаимодействие четырех взаимосвязанных блоков: целевого (цель и задачи деятельности), содержательного (функции и принципы деятельности), технологического (методы и направления деятельности) и результативного.

Целевой блок определяет содержание, технологию и результат профессиональной деятельности социального педагога в условиях сельской школы:

- создание благоприятных условий для развития личности ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального);

- оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем;

- защита ребенка в его жизненном пространстве.

В соответствии с целью сформулированы задачи профессиональной деятельности социального педагога в условиях сельской школы:

- сформировать у детей навыки общения, которые по какой-либо причине у него отсутствуют;

- помочь обучающимся адаптироваться в среде школы и сельского социума;

- организовать личностно-ориентированное взаимодействие детей, педагогов, родителей.

Цель, в свою очередь, определяет содержание деятельности, методы ее реализации и формы организации (индивидуальная, групповая, коллективная), которые взаимосвязаны между собой. Решение любой проблемы начинается с диагностирования проблемы, которое включает в себя обязательный сбор, анализ и систематизацию информации, на основании которой делается то или иное заключение.

Содержательный блок модели включает принципы профессиональной деятельности (взаимодействие личностно-ориенти-рованного подхода, позитивного воспитания и принятия личности, конфиденциальности) и функции социального педагога: ана-литико-диагностическая, прогностическая, организационно-коммуникативная, координационно-организационная, функция социально-педагогической поддержки воспитанников, охранно-

Библиографический список

защитная, психотерапевтическая, социально-профилактическая, реабилитационная.

Результативный блок обусловлен результатом профессиональной деятельности социального педагога в условиях сельской школы - эффективная социально-психолого-педагогическая деятельность и успешная социализация детей всех возрастов. Основными критериями эффективности профессиональной деятельности социального педагога являются: динамика во включенности детей и взрослых в различные виды деятельности, в положительном изменении уровня отношений детей, подростков, родителей к базовым социальным ценностям, социально-психологического климата, удовлетворенности детей и педагогов качеством социально-педагогической помощи, уменьшении правонарушений детьми, повышении авторитета социального педагога.

В ходе исследования мы пришли к выводу, что проведенная социально-педагогическая работа социального педагога с учетом специфики сельского социума способствует ее эффективности и социализации обучающихся.

1. Гурьянова, М.П. Школа российской глубинки: как выжить? // Народное образование. - 2000. - № 3.

2. Никитина, Л.Е. Социальный педагог в школе. - М., 2003.

3. Шептенко, П.А. Введение в специальность «Социальный педагог»: учеб. пособ. / под ред. В.А. Сластенина. - М., 2008. Bibliography

1. Gurjyanova, M.P. Shkola rossiyjskoyj glubinki: kak vihzhitj? // Narodnoe obrazovanie. - 2000. - № 3.

2. Nikitina, L.E. Socialjnihyj pedagog v shkole. - M., 2003.

3. Sheptenko, P.A. Vvedenie v specialjnostj «Socialjnihyj pedagog»: ucheb. posob. / pod red. V.A. Slastenina. - M., 2008.

Статья поступила в редакцию 19.09.14

УДК 37.013..42:373.3:811

Abdina R.P., Miroshnichenko К К LINGUISTIC AND CULTURAL PREPARATION OF THE BACHELOR OF PRIMARY EDUCATION FOR WORK IN A MULTICULTURAL REGION. In the article the necessity of linguistic and cultural training in the professional development of primary teachers to work in multicultural region. Linguistic and cultural preparation involves the ability of the teacher to understand the culture of another nation for the purpose of effective communication, using the language of the people in the partial or full, as well as the ability to professionally carry out the training of the younger generation on the basis of tolerance and respect multinational, multicultural composition of the Russian society.

Key words: education, tolerance, linguistic and cultural preparation, the teacher of initial classes, multicultural region.

Р.П. Абдина, ст.н.с. ХГУ им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: rabdina@mail.ru;

В.В. Мирошниченко, доцент ХГУ им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: vlada_v@mail.ru

ЛИНГВОКУЛЬТУРНАЯ ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ РЕГИОНЕ

В статье рассмотрена необходимость лингвокультурной подготовки в профессиональном становлении учителя начальных классов для работы в поликультурном регионе. Лингвокультурная подготовка подразумевает способность педагога понимать культуру другого народа с целью эффективной коммуникации с использованием языка этого народа в частичном или полном объёме, а также способность профессионально осуществлять обучение подрастающего поколения на основе толерантности и уважения многонационального, поликультурного состава российского общества.

Ключевые слова: образование, толерантность, лингвокультурная подготовка, учитель начальных классов, поликультурный регион.

Профессиональное образование будущих учителей на сегодняшний день предполагает не только общую теоретическую и методическую, но и специальную регионоведческую, этнокультурную подготовку. Связано это с тем, что в условиях социально-экономических преобразований все более актуальной становится проблема подготовки профессиональных кадров для работы в полиэтническом, поликультурном обществе. Все это находит отражение в ФГОС ВПО, где среди требований к результатам освоения основных образовательных программ прописа-

ны способность выпускника понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества и готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям [1].

На сегодняшний день накоплен богатый теоретический и практический опыт о роли этнокультурных знаний в развитии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.