Научная статья на тему 'Средовой подход в решении актуальных проблем образования сельских школьников'

Средовой подход в решении актуальных проблем образования сельских школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
827
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / СРЕДА / СРЕДОВОЙ ПОДХОД / СЕЛЬСКИЙ СОЦИУМ / ОБРАЗОВАНИЕ / СЕЛЬСКИЕ ШКОЛЬНИКИ / PERSONALITY / ENVIRONMENT / ENVIRONMENTAL APPROACH / RURAL SOCIAL RESIDENCE / EDUCATION / COUNTRY SCHOOL CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симонова Г. И.

Проблема обеспечения качественного образования сельских школьников является одной из актуальнейших как с точки зрения педагогической науки, так и с позиций практики. В статье рассматриваются возможности реализации средового подхода в условиях сельского социума как основы решения образовательных проблем на селе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Симонова Г. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Средовой подход в решении актуальных проблем образования сельских школьников»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК 37.018.523

Г. И. Симонова

СРЕДОВОЙ ПОДХОД В РЕШЕНИИ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

Проблема обеспечения качественного образования сельских школьников является одной из актуальнейших как с точки зрения педагогической науки, так и с позиций практики. В статье рассматриваются возможности реализации средового подхода в условиях сельского социума как основы решения образовательных проблем на селе.

The problem of the qualitative education provision of the rural school children is one of the most actual as from pedagogical science point of view as from the practical positions. The article deals with the possibilities of the environmental approach realization in the rural social residence conditions as the basis of the educational problems solution in the country schools.

Ключевые слова: личность, среда, средовой подход, сельский социум, образование, сельские школьники.

Keywords: personality, environment, environmental approach, rural social residence, education, country school children.

Социально-экономические преобразования, которые характеризуют современную российскую действительность, во многом изменили условия социализации подрастающего поколения и привели к осложнению процесса социальной адаптации сельских школьников. Государственная поддержка села и агропромышленного комплекса ставит задачу обновления и развития сельской школы, а также выступает одним из основных приоритетов реализуемых сегодня национальных проектов. При этом требуется совершенствование образовательных систем сельских школ на основе современных тенденций интеграции с окружающим социумом, создание и обновление банка программно-методических материалов, методик, технологий по работе с детьми, обучающимися в этих образовательных учреждениях и обеспечивающих успешную социальную адаптацию сельских школьников.

Условия социальной адаптации в конкретных сельских поселениях очень вариативны, как ва-

© Симонова Г. И., 2009

риативны и типы таких поселений (село, деревня, хутор, слобода и др.). Однако исследователи выделяют и некоторые тенденции, присущие в целом сельским поселениям. Кроме того, отмечается, что современные сельские поселения сохраняют многие черты традиционного сельского образа жизни. А. В. Мудрик отмечает, что для сельских поселений характерны преимущественно абсолютное или относительно небольшое количество жителей, малая плотность населения и стабильность его состава; малая степень разнообразия видов трудовой деятельности, плохо развитое общественное обслуживание; почти полное отсутствие учреждений культуры и возможностей проведения досуга. Эти реалии определяют процесс социальной адаптации сельских школьников.

Так, М. П. Гурьянова отмечает, что современный сельский социум как социальное и экономическое пространство жизнедеятельности человека, характеризуют следующие особенности:

• невысокий уровень жизни населения, низкий доход преобладающей части семей;

• преобладание в профессиональной структуре населения представителей сельскохозяйственных профессий;

• слаборазвитая социальная и инженерная инфраструктура, дефицит благоустроенного жилья, сервиса;

• ограниченный доступ населения к оперативной квалифицированной медицинской помощи, социальным, культурным, образовательным услугам;

• невысокий уровень образования и культуры;

• ограниченные адаптационные возможности в плане вторичной занятости населения;

• экономической основой большинства семей является собственное подсобное хозяйство и сбор дикорастущих культур (ягоды, грибы, черемша и т. д.).

Перечисленные выше позиции во многом характеризуют среду образования сельских школьников, определяют возможные затруднения в процессе их социальной адаптации. Поэтому, на наш взгляд, данная проблема носит ярко выраженный социально-педагогический характер. Необходимо отметить, что приоритетные национальные проекты «Образование», «Агропромыш-

ленный комплекс» нацелены на разрешение проблем, вытекающих из названных особенностей. Но для эффективной работы при организации педагогического процесса важно учитывать специфику сельского социума, которая, по мнению Л. В. Байбородовой, проявляется в следующем:

1. Социокультурная среда села более консервативна, устойчива и традиционна. Вследствие этого родители, односельчане оказывают большое влияние на воспитание детей, не учитывать которое в процессе обучения и воспитания было бы ошибочно.

2. На селе, в большей степени, чем в городе, сохранилась целостность национального самосознания, внутреннее духовное богатство, отношение к родине и природе. Сельская нравственно-этическая среда относительно устойчива. В таких условиях у детей значительно раньше формируется уважение к семейным традициям, почитание к старшим, уважение к людям труда, стремление к оказанию взаимопомощи.

3. Опыт общения детей ограничен численностью, но отличается углубленностью, детальным знанием окружающих людей. Опыт старших поколений передается с помощью конкретного примера. Естественна забота о старших, пожилых и младших односельчанах.

4. В условиях отсутствия профессионального искусства интенсивнее развивается народное творчество. Сельская школа, объединяя интеллигенцию, может стать и реально становиться не только образовательным, но и культурным центром села, оказывает значительное влияние на формирование духовного облика его жителей.

5. На селе до сих пор сохраняется более низкий уровень образования сельского населения и, следовательно, более низкий общий уровень культуры взрослых, которые окружают ребенка. Это сказывается на развитии способностей, уровне знаний и кругозоре детей, что часто занижает требования к получаемому образованию. В повышении уровня общего развития сельских школьников большую роль играет изменение образовательного уровня родителей и усиление роли средств массовой информации - печати, кино, телевидения, видео, радио.

6. На селе ограничены возможности для самообразования и самостоятельного культурного роста: меньше фонды библиотек, количество принимаемых программ телевидения, кружков, секций и т. д. Сельским жителям сложнее попасть в театры, музеи. Данный фактор оказывает влияние не только на детей, но и на педагогов, чьи возможности продолжения образования, повышения квалификации, обмена опытом, культурного роста также ограничены.

7. Сельская природная среда естественна и приближена к людям. Она включена в жизнь и

быт людей. Сельский школьник воспринимает природу как естественную среду собственного обитания. Поэтому для сельских школьников особо важно овладеть основами экологической культуры и природосберегающего хозяйствования.

Выделенные особенности позволяют говорить о возможности реализации средового подхода в решении проблем образования сельских школьников.

Социальная среда и личность постоянно находятся во взаимодействии: социальная среда воздействует на личность, формирует её; личность, действуя в социальной среде, вступая в отношения с другими личностями, через участие в деятельности различных общностей создает эту среду, придает ей определенное социальное качество, детерминируемое в конечном итоге уровнем развития общества. Проблема взаимодействия личности со средой особенно актуальна для современных школьников, которым приходится включаться в различные ситуации социального взаимодействия в школе, учреждении дополнительного образования, неформальной группе, в микросоциуме.

Изначально среда изучалась в основном в парадигме известных в науке подходов: деятельно-стного, личностного, отношенческого, системного. Однако популярность исследования среды в последние десятилетия, рост научных публикаций по вопросам использования её воспитательного потенциала в нашей стране и за рубежом свидетельствуют о важности средового подхода.

В педагогике получил развитие средовой подход, который представляет собой совокупность принципов и способов использования возможностей среды в реализации обусловленных системой целей. При этом под средовым подходом в воспитании Ю. С. Мануйлов понимает систему действий со средой, обеспечивающих её превращение в средство диагностики, проектирования и продуцирования воспитательного результата.

В контексте рассмотрения проблемы средо-вого подхода в решении актуальных проблем образования учащихся сельских школ необходимо иметь в виду, что человек реализует себя как личность в условиях определенной среды, предоставляющей те или иные возможности учащимся для вхождения в общество и самореализации в нем, по-разному.

Рассматривая категорию «среда» с точки зрения философии, можно сделать вывод, что это та часть бытия, которая оказывает воздействие на какой-либо объект. Так, С. Попов отмечает, что различные стороны действительности воздействуют на человеческое сознание, которое познает их и руководит человеческой практикой

по изменению действительности в целях удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, то есть среда - это совокупность условий, которые непосредственно или опосредованно воздействуют на объект.

В современных условиях большое значение отводится среде как важнейшему условию социализации личности. Среда - это окружение объекта, оказывающее прямое или опосредованное влияние на его функционирование и развитие; совокупность жизненных условий, то конкретное физическое, природное и социокультурное пространство, в котором человек проявляет свою индивидуальность, реализуется как личность. Среда влияет на развитие организма человека, становление его индивидуальности и личности. Различают биологическую, социальную, бытовую, воспитательную, образовательную среду и микросреду. В условиях сельского социума они приобретают особое значение.

В контексте анализа роли среды в образовании личности акцент в большей мере ставится на социальную среду. В психологии и педагогике социальная среда рассматривается как условие, формирующее личность, то есть субъективно переживаемая человеком объективная реальность. Социальная среда человека - своеобразный показатель интериоризации им культуры (овладения им знаниями, способами деятельности и общения), уровня его социального развития, меры его участия в жизни общества (В. Д. Семенов).

Л. П. Буева определяет социальную среду как все социальные условия и ситуации, вещи и особенности социального окружения, сферу общения и условия места и времени, всю материальную культуру общества.

Факторы социализации (макрофакторы, ме-зофакторы, микрофакторы) рассматриваются как развивающая среда, которая должна быть спроектирована, хорошо организована и даже построена.

Они являются также средовыми факторами формирования личности. Целый ряд педагогов и общественных деятелей (К. А. Гельвеций, Я. А. Ко-менский, Р. Оуэн, Ж.-Ж. Руссо, Л. Н. Толстой) акцентировали внимание на роли среды в становлении и развитии личности, подчеркивая при этом активность самого человека. В трудах и педагогической деятельности С. Т. Шацкого данная идея получила свое развитие в виде педагогики среды. Педагогизация среды предполагает ее изучение, а также особым образом организованную деятельность школы, детского сообщества, микросоциума, которая способствовала бы компенсации негативных влияний на ребенка и поддержке позитивных. Особенно продуктивной представляется данная идея в условиях сельского социума.

Таким образом, исследуя среду, можно выделить некоторые общие черты и способы, которые помогут человеку освоить среду, научиться эффективно с ней взаимодействовать, что приведет к успешной социальной адаптации личности в условиях новой социальной среды. Исходя из данного понимания среды, необходимо релевантно выстраивать деятельность образовательного учреждения, которое является основной средой жизнедеятельности учащихся в течение длительного периода времени. Необходимо иметь в виду, что среда имеет целостный характер.

В. Д. Семенов отмечает, что целостность среды индивида - это совокупность условий, обеспечивающих жизнедеятельность на всех уровнях развития его потребностей, установок, диспозиций; это совокупность условий, обеспечивающих реализацию витальных потребностей; это условия, обеспечивающие самоутверждение, самовыражение субъекта, социальной деятельности на уровне социальных потребностей [1]. Психолого-педагогическое содержание понятия целостности среды, формирующей человека, включает прогностический элемент, который позволяет ставить воспитательные цели.

Психологический аспект целостности среды изучался Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым. Интересной представляется идея Л. С. Выготского, что среда определяет развитие ребенка через переживание среды [2]. Действительно, важно знать, какова среда окружения ребенка, какими особенностями она характеризуется. Прежде всего нужно изучать, как человек осваивает ее, как относится к тем или иным компонентам среды. Именно это, а не только сама среда определяет отношение человека к жизни в целом, влияет на становление его личности, на социальную адаптацию. Таким образом, одной из важнейших задач педагогической науки и практики является помощь ребенку во вхождении в новую социальную среду, в овладении им основными элементами среды, в интериоризации норм и ценностей этой среды, что приведет к успешной социальной адаптации подрастающего человека. Решение данной задачи важно для сельских школьников, многие из которых уезжают из родного села для получения профессионального образования в другие типы поселения: районные и областные центры, в другие регионы России.

Одним из ключевых понятий в теории воспитательных является категория «среда». Важнейший компонент воспитательной системы - это среда, освоенная школьным коллективом, причем исследователи отмечают, что не вся окружающая школу природная и социальная среда является компонентом воспитательной системы, а лишь та ее часть, которая освоена школьным коллективом и стала для него жизненным прост-

ранством. В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова выделяют также пути, которые позволят сделать среду частью воспитательной системы школы.

Необходимо специальным образом выстраивать воспитательную среду образовательного учреждения, чтобы все её составляющие (академическая среда, бытовая среда, клубная среда, человеческая среда) имели признаки гуманистической личностно-ориентированной среды:

• природосообразность: способности сохранять и воспроизводить мир детства; беречь психическое и физическое здоровье детей, обеспечивать их эмоциональное благополучие и развитие;

• культуросообразность: способности ввести ребенка в культуру, предоставить ему содержание обучения и воспитания, приближающееся к универсуму культуры;

• открытость: способность быть открытой социуму, осуществлять сотрудничество с семьей, общественностью, включать детей в решение общественно значимых и личных жизненных проблем, формировать опыт гражданского поведения;

•жизнетворчество: способность обеспечить ребенку позицию субъекта, обустраивающего собственную жизнь, создающего произведения культуры, творящего коллективные и межличностные отношения, историю своего личностного образа;

• педагогическая защита и поддержка: способность осуществлять социально-педагогическую защиту и психолого-педагогическую поддержку детей в решении их личных жизненных проблем и индивидуальном саморазвитии, обеспечивать их личностную неприкосновенность и безопасность;

• педагогическая культура учителей и воспитателей, неотъемлемыми свойствами которой являются человечность, интеллигентность, толерантность, понимание и способность к взаимодействию (Е. В. Бондаревская).

В контексте деятельности образовательного учреждения социальная среда - это ее культурно-образовательное пространство. Она может выступать как организованная среда, если школа является центром воспитательной работы в селе и выстроена система взаимодействия с различными институтами социума - семьей, другими учреждениями образования, в том числе дополнительного образования, культуры, предприятиями и организациями, органами исполнительной власти и т. д. В то же время большое значение в успешной социализации и социальной адаптации личности принадлежит неорганизованной или неформализованной среде, влияние которой может вступать в противоречие с влиянием организованной среды. В современном мире на детей, подростков, а нередко и взрослых разно-

направленное влияние оказывают СМК, различные общественные объединения, активно включающие их в разнообразные виды деятельности, системы отношений, что нередко тормозит развитие личности, формирует нормы и ценности антисоциального плана.

Ю. С. Мануйлов вводит для дифференциации среды категории «ниши» и «стихии», которые унифицируют, с его точки зрения, язык описания внешней и внутренней среды образовательного учреждения. Стихия рассматривается им вслед за С. И. Ожеговым как неорганизованное явление общественной жизни или социальная среда. Ниша - это пространство или набор возможностей для индивидуумов, это место адаптации личности и любого социального организма к господствующим в среде стихиям.

Стихии как неподвластные и неуправляемые человеком силы влияют на деятельность различных социальных институтов, в том числе и на образовательные учреждения, трансформируя систему ценностных отношений. Стихии могут быть как созидательными, конструктивными, позитивными, так и разрушительными, деструктивными, негативными.

Ниши выступают как локализованные участки с более или менее четко очерченными пространственно-временными границами. Они подразделяются на природные, социальные, духовные, но чаще всего бывают смешанными, синкретичными.

Природные ниши - это естественные или искусственно созданные пространства, какими являются парки, сады, водоемы, лесные массивы, балки, тропы, природные объекты в виде отдельно стоящих деревьев, строений и т. д.

Социально-культурные ниши - это игровые площадки и компании, коллективы и организации, городские кварталы и учреждения, средства массовой коммуникации, дома, улицы и многое другое.

Духовные ниши - это социальные утопии, эстетические теории, политические доктрины, произведения искусства, литературы, научные и псевдонаучные концепции, религиозные учения, философские системы и многое другое, что может успокоить ищущий дух и унять мечущееся сознание.

Ниши, как отмечает Ю. С. Мануйлов, могут находиться в различных пространственно-временных отношениях друг к другу: встроенности, смежности, чередования. Они могут совмещаться, перекрываться, дополнять друг друга, противопоставляться и пр. В отличие от стихий ниши характеризуются: устойчивостью, постоянством, пространственно-временной локализованностью, вместимостью, воспроизводимостью, функциональной специфичностью [3].

В ходе жизнедеятельности человек переходит из одной ниши в другую, при этом активизируются процессы адаптации к условиям новой ниши. Это вполне естественный и даже закономерный процесс, поскольку по мере взросления ребенок расширяет социальное пространство своего взаимодействия, увеличивается количество социальных контактов (партнеры по общению и совместной деятельности - люди разного возраста, различного жизненного опыта, принадлежащие к разным социальным группам населения). Все это требует от личности овладения новыми знаниями, способами общения и деятельности, возможно, новыми ценностями, которые позволят ей комфортно и уверенно чувствовать себя в условиях данной ниши, конкретной социальной среды. В связи с вышесказанным актуальной становится помощь учащимся в овладении неким жизненным багажом, который создаст базу для их успешной социальной адаптации.

Поэтому, с нашей точки зрения, успешная социальная адаптация личности должна быть обеспечена конструктивной деятельностью образовательного учреждения по организации среды жизнедеятельности учащихся не только в условиях школы, но и по месту их проживания.

Как уже отмечалось выше, основу средового подхода составляют специфические действия со средой в трех направлениях: средовая диагностика, средовое проектирование, средовое продуцирование. В контексте деятельности образовательного учреждения по социальной адаптации учащихся данный подход является адекватным. Рассмотрим их подробнее.

Средовая диагностика включает специфический набор действий, дающих возможность судить о состоянии среды и личности. При этом средовая диагностика рассматривается как вероятностная и применимая исключительно к оценке личностного типа, а не индивидуальности. Ю. С. Мануйлов включает в диагностику:

1) определение типа личности, образа жизни и среды функционирования воспитательной системы;

2) обследование реальной среды и оценивание её возможностей;

3) определение бытующих у детей значений среды, господствующих в ней стихий и доминирующих переменных образа жизни;

4) определение позитивных элементов среды, служащих «питанием» для её обитателей;

5) определение типа личности ребенка на основе сравнения данных диагностики с эталоном типа личности (если это нормативная диагностика) или же с прежними результатами (релятивная диагностика).

Средовое проектирование - это проектирование не только среды, но и средообразователь-

ного процесса. Его основу составляют следующие основные действия со средой:

1) прогнозирование разрешающих возможностей среды;

2) конструирование надлежащих значений среды;

3) моделирование средообразовательной стратегии, необходимой для придания среде нужных значений;

4) планирование мер, направленных на реализацию определенных стратегий.

Средовое продуцирование выражает саму суть средового подхода как технологии формирования и развития определенного типа личности через среду. При этом продуцирующие действия не являются полным отражением проекта, поскольку среда стохастична и её влияния бывают непредсказуемы.

Основными действиями являются:

1) определение приоритетных средообразова-тельных стратегий воспитания определенного типа личности;

2) наращивание действий субъектом управления в процессе реализации средообразователь-ной стратегии при изменении ситуаций, когда возникает необходимость в ходе работы дополнить программные действия иными, учитывающими новые реалии среды. Технически это решается путем введения новых мер сдерживающего, разрушающего, поддерживающего характера;

3) варьирование на основе обратной связи частных действий в поисках наиболее эффективных мер воздействия на среду [4].

Идея педагогизации среды, предложенная и реализованная в начале XX в. С. Т. Шацким, является крайне актуальной в современных условиях, так как дает возможность использовать воспитательный потенциал среды для развития личности учащихся, их успешной социальной адаптации, а также способствует включению педагогического и детского коллектива в жизнь микрорайона и повышению культурного и образовательного уровня среды в целом.

Таким образом, предпринятый анализ подходов к проблеме социальной среды позволяет заключить, что среда - это некое поле социальной деятельности и отношений, где личность включается в жизнедеятельность общества, выступая ее субъектом, самоопределяясь, самоутверждаясь, самоактуализируясь.

Пути реализации средового подхода в решении актуальных проблем образования учащихся сельских школ мы видим:

• в интеграции воспитательных сил социума,

• разработке и внедрении социально-адаптивных программ,

• развитии детских социальных инициатив,

• реализации детьми социальных проектов,

О. В. Лебедева, Е. Ю. Мясникова. Формирование ценностного отношения к труду.

• участии детей и взрослых в социальных акциях,

• создании содружеств на уровне образовательных учреждений района, региона.

Все это позволит самореализоваться и самоутвердиться каждому сельскому школьнику в социально ценной и социально полезной деятельности, а также изменить жизнь в социальной среде, сделав ее интересной и полезной.

Необходимо дальнейшее обеспечение условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей сельских детей, разработке индивидуальных образовательных траекторий с учетом специфики личности каждого ребенка, их личностному и профессиональному самоопределению. Решение этих задач в теории и практике образования лежит в контексте средового подхода.

Примечания

1. Семенов В. Д. Взаимодействие школы и социальной среды. М.: Педагогика, 1986. С. 12-13.

2. Выготский Л. С. Собр. соч.: в 6 т. Т. 4. М., 1984.

3. Моделирование воспитательных систем: теория - практике: сб. науч. ст. / под ред. Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. М.: Изд-во РОУ, 1995. 144 с.

4. Там же. С. 48-54.

УДК 37.035.3 : 37.018.3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О. В. Лебедева, Е. Ю. Мясникова

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ

В статье описаны трудности социальной адаптации воспитанников школы-интерната. На основе анализа педагогической литературы определено ценностное значение труда для воспитания детей, склонных к антисоциальному и личностно-деструк-тивному поведению. Раскрыты особенности программы «Истинное сокровище для людей - это умение трудиться», способствующей формированию готовности к труду у воспитанников.

The difficulties of social adaptation of boarding school pupils are discussed in the article. Value significance of work for bringing up children inclined to antisocial and self-destructive behavior is grounded on the basis of analysing pedagogical literature. The specific features of the program «Real treasure for people is an ability to work» which promotes pupils' readiness to work, are disclosed.

Ключевые слова: труд, ценностное отношение, социальная адаптация, социальные сироты, школа-интернат, антисоциальное поведение, личные интересы, активная деятельность.

Keywords: work, value attitude, social adaptation, social orphans, boarding school, antisocial behavior, personal interests, practical activities.

© Лебедева О. В., Мясникова Е. Ю., 2009

Социальный кризис, породивший кризис семьи, обострил проблему детской беспризорности. Большое внимание борьбе с беспризорностью и безнадзорностью уделяется в федеральной программе «Дети-сироты», нацеленной на социальную и материальную защиту детей, охрану их права на получение бесплатного общего и профессионального образования, совершенствование процесса их социализации и подготовки к самостоятельной жизни в обществе. В этих условиях возрастает роль образовательных учреждений, занимающихся воспитанием социально обездоленных детей, их подготовкой к труду.

В типовом положении об общеобразовательной школе-интернате [1] говорится, что основной контингент данного учреждения составляют дети из многодетных и малообеспеченных семей, дети одиноких матерей, отцов и дети, находящиеся под попечительством и нуждающиеся в помощи и социальной защите. Социальные сироты - это особая категория детей, лишенных родителей, попавших в «группу риска» вследствие неблагоприятных социально-экономических условий, т. е. это сироты при живых родителях. Отсутствие чувства социальной значимости, ауто-негативизм проявляется у них в равнодушии к своей судьбе. Отрицательное эмоциональное состояние, страдания, страх, постоянное беспокойство оказывают деструктивное влияние на личность. Физические и психические страдания парализуют ум и волю, порождают неуверенность в своих силах. Безнадзорные дети занимаются бродяжничеством, поиском быстрых способов удовлетворения естественных потребностей, часто за счет других людей, у них формируется опыт антисоциального поведения (мелкие кражи, хулиганство, насилие над другой личностью и др.). Страдания, вызванные материальной и социальной незащищенностью, и невозможность ничего изменить выражаются в избегании и отторжении взрослых и их позитивных ценностей. Употребление наркотических и токсических веществ, алкоголь и табакокурение, сексуальные отклонения приводят не только к криминальным действиям, но и к саморазрушающему поведению, психосоматическим расстройствам, нарушающим адаптацию в обществе [2]. Эмоциональная депривация, нервные срывы проявляются в агрессивности и жестокости. Раскрывая психологические особенности данной категории детей, А. С. Макаренко писал, что беспризорные дети -это дети с потрепанными нервами. Они встречают каждое слово, каждое движение с сопротивлением, потому что у них болят нервы, поэтому нужно раздражать их нервы в другом направлении, включая в деятельность [3]. Первостепенное значение среди разнообразных видов деятельности он отводил труду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.