Научная статья на тему 'Активизация учебно-познавательной деятельности студентов средствами ИКТ'

Активизация учебно-познавательной деятельности студентов средствами ИКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
955
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / СРЕДСТВА ИКТ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / INFORMATION-COMMUNICATION TECHNOLOGY / EDUCATION MODERNIZATION / MEANS OF THE NEW INFORMATION TECHNOLOGIES / FOREIGN LANGUAGE TRAINING / TRAINING OPTIMIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимофеева Е. В., Виноградова Ю. Б.

В статье раскрывается сущность информационно-коммуникационных технологий, определяется их роль при обучении иностранному языку в условиях модернизации образования, предлагается классификация средств новых информационных технологий, применяемых в обучении иностранному языку Использование новых информационных технологий в преподавании является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать процесс обучения иностранному языку интересным для студентов. Перечисленные авторами статьи средства ИКТ позволяют активизировать познавательную деятельность студентов; обеспечить положительную мотивацию обучения; высокую степень дифференциации обучения; усовершенствовать контроль знаний, умений и навыков. Эффективность применения ИКТ зависит от способов и форм применения этих технологий, от того, насколько грамотно преподаватель владеет методикой работы с ними, от используемых им электронных ресурсов. Основываясь на изучении теоретических проблем исследования и опыте практического применения данных ресурсов в процессе обучения иностранному языку, авторы выделяют ряд рекомендаций для преподавателей, использующих информационно-коммуникационные технологии на своих занятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тимофеева Е. В., Виноградова Ю. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVATION OF STUDENTS'' EDUCATIONAL-COGNITIVE ACTIVITY WITH INFORMATION AND COMMUNICATIONS TECHNOLOGIES

In the article the basics of information-based and communicational technology usage is revealed. The role of the technologies is determined during the foreign language training under conditions of the education modernization. The classification of means of the new information technologies used in the foreign language training is suggested. The usage of new technologies in training is one of the most important aspects of the training improvement and optimization, and the enrichment of methods and techniques allowing diversification of work forms and transformation of the training process into an interesting foreign language training process for students. Means of the information-communication technologies listed by the authors allow stirring up students'' cognitive activity, assuring positive training motivation, high training differentiation, improvement of knowledge, skill and practice control. The efficiency of the usage of information-communication technology depends on methods and forms of the use of technology, on a teacher''s abilities to use the methodology, and on a teacher''s electronic resources. The authors single out a number of recommendations for teachers using information-communication technologies in their lessons relying on the study of the theoretical problems of the research and practical application of the resources in the foreign language training.

Текст научной работы на тему «Активизация учебно-познавательной деятельности студентов средствами ИКТ»

та и великий И. Ньютон. Им экспериментально открыто явление дисперсии света - разложение белого света в спектр, то есть на составные цвета. Он же выдвинул корпускулярную гипотезу о том, что свет представляет собой поток частиц. Эта гипотеза встретила противостояние в труде Х. Гюгенса «Трактат о свете», где свет рассматривается, как распространяющиеся волны. Эти идеи положены в основу современных представлений о свете, проявляющего свойства корпускулярно-волнового дуализма.

Кроме того, И. Ньютон сконструировал первый зеркальный телескоп-рефлектор. Именно подобный инструмент позволил впервые измерить скорость света в межпланетном пространстве. В 1676 году датчанин О. Ремер в процессе наблюдения спутника Юпитера ИО сделал вывод о конечности скорости распространения света. По его расчетам она составляет 214 000 км/с, что не очень точно [3]. До этого некоторые вид-

Библиографический список

ные ученые, в том числе И. Кеплер, Р. Декарт и другие считали скорость света величиной бесконечной.

Анализируя достижения естественных наук в XVII веке и учитывая, что при этом шел активный обмен научной информацией между крупнейшими научными центрами Европы, где практиковалось систематическое печатание результатов исследований в различных академических изданиях, позволительно утверждать, что научно- информационное поле того периода вышло далеко за его рамки по сравнению со средневековьем. Научная информация становилась не только достоянием ученых мужей, но и овладевала умами представителей буржуазных кругов, заинтересованных в более эффективном развитии производства. Общество по заслугам оценило практическую значимость науки, работающую не только на капитал, но и на благо всего человечества.

1. Ильин, В.А. История физики. - М., 2003.

2. Воров, Ю.Г. Краткий курс лекций по истории науки / Ю.Г. Воров, П.Д. Голубь - Барнаул, 2012.

3. Усова, А.В. Краткий курс истории физики. - Челябинск, 1995.

Bibliography

1. Iljin, V.A. Istoriya fiziki. - M., 2003.

2. Vorov, Yu.G. Kratkiyj kurs lekciyj po istorii nauki / Yu.G. Vorov, P.D. Golubj - Barnaul, 2012.

3. Usova, A.V. Kratkiyj kurs istorii fiziki. - Chelyabinsk, 1995.

Статья поступила в редакцию 17.09.14

УДК 378:80:681.3

Timofeeva E.V., Vinogradova Yu.B. ACTIVATION OF STUDENTS' EDUCATIONAL-COGNITIVE ACTIVITY WITH INFORMATION AND COMMUNICATIONS TECHNOLOGIES. In the article the basics of information-based and communicational technology usage is revealed. The role of the technologies is determined during the foreign language training under conditions of the education modernization. The classification of means of the new information technologies used in the foreign language training is suggested. The usage of new technologies in training is one of the most important aspects of the training improvement and optimization, and the enrichment of methods and techniques allowing diversification of work forms and transformation of the training process into an interesting foreign language training process for students. Means of the information-communication technologies listed by the authors allow stirring up students' cognitive activity, assuring positive training motivation, high training differentiation, improvement of knowledge, skill and practice control. The efficiency of the usage of information-communication technology depends on methods and forms of the use of technology, on a teacher's abilities to use the methodology, and on a teacher's electronic resources. The authors single out a number of recommendations for teachers using information-communication technologies in their lessons relying on the study of the theoretical problems of the research and practical application of the resources in the foreign language training.

Key words: information-communication technology, education modernization, means of the new information technologies, foreign language training, training optimization.

Е.В. Тимофеева, канд. пед. наук, доц. каф. иностранных языков ФГБОУ ВПО «Алтайский гос. аграрный университет», г. Барнаул, E-mail: [email protected]; Ю.Б. Виноградова, канд. пед. наук, доц. каф. иностранных языков ФГБОУ ВПО «Алтайский гос. аграрный университет», г. Барнаул, E-mail: [email protected]

АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ИКТ

В статье раскрывается сущность информационно-коммуникационных технологий, определяется их роль при обучении иностранному языку в условиях модернизации образования, предлагается классификация средств новых информационных технологий, применяемых в обучении иностранному языку Использование новых информационных технологий в преподавании является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать процесс обучения иностранному языку интересным для студентов. Перечисленные авторами статьи средства ИКТ позволяют активизировать познавательную деятельность студентов; обеспечить положительную мотивацию обучения; высокую степень дифференциации обучения; усовершенствовать контроль знаний, умений и навыков. Эффективность применения ИКТ зависит от способов и форм применения этих технологий, от того, насколько грамотно преподаватель владеет методикой работы с ними, от используемых им электронных ресурсов. Основываясь на изучении теоретических проблем исследования и опыте практического применения данных ресурсов в процессе обучения иностранному языку, авторы выделяют ряд рекомендаций для преподавателей, использующих информационно-коммуникационные технологии на своих занятиях

Ключевые слова: информационно-коммуникационная технология, модернизация образования; средства ИКТ, обучение иностранному языку; оптимизация учебного процесса.

Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования. В концепции модернизации российского образования определены новые приоритеты. Ведущим аспектом является подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, где постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. В современной системе образования сложилась ситуация, когда устоявшиеся методы, приемы и формы обучения требуют осмысления, коррекции и новых педагогических решений. Это обусловлено, прежде всего, повсеместным внедрением и широким использованием информационно-коммуникативных технологий. Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.

Использование новых информационных технологий в преподавании является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать процесс обучения иностранному языку интересным и запоминающимся для студентов.

В современной науке существует много различных подходов к определению термина «информационно-коммуникационные технологии». Согласно словарю Педагогического обихода (под ред. д-ра пед. наук Л.М. Лузиной), информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - это совокупность средств и методов преобразования информационных данных для получения информации нового качества (информационного продукта) [1].

Информационно-коммуникационные технологии представляют собой широкий спектр цифровых технологий, применяемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет) [2, с. 54-59].

Современная образовательная парадигма, строящаяся на компьютерных средствах обучения, берет за основу не передачу студентам готовых знаний, умений и навыков, а привитие обучающимся умений самообразования. При этом работа студентов на занятии носит характер общения с преподавателем, опосредованного с помощью интерактивных компьютерных программ и аудиовизуальных средств.

Ученые считают, что любой метод обучения обогащается за счет интеграции в него информационных технологий. Но если в процессе обучения информатике средства ИКТ выступают и как объект изучения и как средство обучения, то в процессе преподавания иностранного языка они являются только средством обучения. Под средствами ИКТ следует понимать программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальных компьютерных сетей [1]. К наиболее часто используемым в учебном процессе средствам ИКТ относятся:

• электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора;

• электронные энциклопедии и справочники;

• тренажеры и программы тестирования;

• образовательные ресурсы Интернета;

• DVD и CD-диски с картинами и иллюстрациями;

• Видео- и аудиотехника;

• научно-исследовательские работы и проекты [3].

Перечисленные средства ИКТ позволяют активизировать

учебно-познавательную деятельность студентов; обеспечить положительную мотивацию обучения с помощью интерактивного диалогового гипертекста; обеспечить высокую степень дифференциации обучения; усовершенствовать контроль знаний, умений и навыков; рационально организовать учебный процесс,

повысить эффективность занятий; формировать навыки подлинно исследовательской деятельности; обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Использование компьютерных программ при обучении иностранному языку позволяет предъявлять учебный материал более наглядно и доступно, чем в устной форме. Очень важно и то, что студент может работать на занятии в индивидуальном режиме, продвигаясь в постижении нового материала в своем темпе, возвращаясь к непонятому, если это требуется, или забегать вперед [4].

Компьютер развивает самостоятельность обучающихся и создает благоприятную социально-психологическую атмосферу на занятии, придавая им уверенность в себе, что является немаловажным фактором для развития индивидуальности студентов [5].

Таким образом, говоря о преимуществах работы обучающихся с компьютером, следует назвать его бесспорные достоинства [4, с. 25-31]:

• общекультурное развитие обучающихся;

• совершенствование навыков владения компьютером;

• совершенствование языкового уровня;

• создание благоприятного психологического климата;

• повышение мотивации обучающихся и их интереса к предмету;

• возможность реализации индивидуализации обучения;

• реализация принципа обратной связи;

• большие возможности наглядного предъявления материала;

• сочетание контроля и самоконтроля; объективная и своевременная оценка действий обучающихся;

• активизация навыков самостоятельной работы студентов.

Компьютер может быть эффективно использован для ознакомления, тренировки и закрепления новых языковых знаний, умений, навыков, а также на этапе их контроля.

Применение современных педагогических технологий позволяет перейти от обучения как функции запоминания к обучению как процессу умственного развития; от статической модели знаний к динамической системе умственных действий; от внешней мотивации обучения к внутренней нравственно волевой регуляции. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения иностранному языку раскрывает огромные возможности компьютера как эффективного средства обучения. Компьютерные обучающие программы позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, осознавать языковые явления, способствуют формированию лингвистических способностей, создают коммуникативные ситуации, автоматизируют языковые и речевые действия, а также обеспечивают реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы обучающихся.

Применяя в учебном процессе информационно-коммуникационные технологии, необходимо, чтобы каждый педагог понял простую мысль: компьютер в учебном процессе - не механический педагог, не заместитель преподавателя, а активное средство развития студентов, усиливающее и расширяющее возможности его познавательной деятельности. Компьютер предоставляет педагогу возможность высвобождения времени для творческой деятельности и создания индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.

Большое разнообразие обучающих средств ИКТ позволяет эффективно использовать их при обучении иностранному языку. В практике своей педагогической деятельности мы широко используем созданные специально для конкретных занятий мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст по специальности, основные языковые формулы, клише для реферирования и аннотирования статей и текстов по специальности и др. Обладая такой возможностью, как интерактивность, компьютерные презентации позволяют эффективно адаптировать учебный материал исходя из индивидуальных особенностей обучающихся. Усиление интерактивности приводит к более интенсивному участию в процессе обучения самого обучаемого, что способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала. В настоящее время разработана компьютерная поддержка курса иностранного языка. Не подменяя собой учебник или другие учебные пособия, электронные издания обладают собственными дидактическими

функциями. Основную роль играет различный материал, использование которого варьируется преподавателем. Программное обеспечение включает в себя обучающие и контролирующие программы, электронные учебники. Мультимедийные учебники, которые наглядно представляют материал, обеспечивают быструю обратную связь (мгновенный контроль за усвоением материала). Интерактивный режим позволяет студентам самим контролировать скорость прохождения учебного материала; разветвлённая структура гиперссылок позволяет получить пояснение, дополнительную информацию. Достоинствами мультимедийных учебников являются, во-первых, их мобильность, во-вторых, доступность связи с развитием компьютерных сетей, в третьих, адекватность уровню развития современных научных знаний. С другой стороны, создание мультимедийных учебников способствует также решению и такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала. В них также может содержаться большое количество упражнений и примеров, подробно иллюстрироваться в динамике различные виды информации. Практика использования мультимедийных учебников показывает, что студенты качественно усваивают изложенный материал, о чём свидетельствуют результаты тестирования. Таким образом, развитие информационных технологий даёт широкую возможность для изобретения новых методов в образовании и тем самым повысить его качество. Разработка хороших мультимедиа учебно-методических пособий — сложная профессиональная задача, требующая знания предмета, навыков учебного проектирования и близкого знакомства со специальным программным обеспечением.

Самостоятельный поиск необходимой информации на немецкоязычных и тематических сайтах помогает формировать компенсаторную, социокультурную компетенции, развивает умение организовать самостоятельную работу.

Наши наблюдения показывают, что использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность обучающихся. Объективный контроль успеваемости, осуществляемый программой, полностью устраняет предвзятое отношение к оценке обучаемых.

Многогранные возможности образовательных ресурсов сети Интернет в учебной деятельности развивают творческие, исследовательские способности студентов, повышают их активность, способствуют приобретению навыков, которые весьма полезны в дальнейшей профессиональной деятельности. Информационные технологии создают условия для самовыражения личности студента: результаты их творчества могут оказаться востребованными, полезными для других.

Хотя использование информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам непрерывно расширяется, тем не менее, этот процесс является предметом острых дискуссий в российских и зарубежных публикациях. Использование современных средств ИКТ во всех формах обучения может привести и к некоторым негативным последствиям, в числе которых можно отметить ряд негативных факторов психолого-педагогического характера и спектр факторов негативного влияния средств ИКТ на физиологическое состояние и здоровье обучаемого. В частности, чаще всего одним из преимуществ обучения с использованием средств ИКТ называют индивидуализацию обучения. Однако, наряду с преимуществами здесь есть и недостатки, связанные с тотальной индивидуализацией. Индивидуализация сворачивает и так дефицитное в учебном процессе живое диалогическое общение участников образовательного процесса - преподавателей и студентов, студентов между собой и предлагает им суррогат общения в виде «диалога с компьютером». В течение всего срока обучения студент занимается, в основном, тем, что молча потребляет информацию. В це-

Библиографический список

лом орган объективизации мышления человека - речь - оказывается выключенным, обездвиженным в течение многих лет обучения. Студент не имеет достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке. Если пойти по пути всеобщей индивидуализации обучения с помощью персональных компьютеров, можно прийти к тому, что мы упустим саму возможность формирования творческого мышления, которое по самому своему происхождению основано на диалоге. Использование информационных ресурсов, опубликованных в сети Интернет, часто приводит к отрицательным последствиям. Готовые проекты, рефераты, доклады и решения задач из сети Интернет не всегда способствуют повышению эффективности обучения и воспитания.

Противники компьютерного обучения говорят о вредном влиянии компьютера на здоровье как обучаемых, так и обучающих. Они придерживаются мнения о необходимости проведения большой предварительной организационной работы преподавателя по выбору и подготовке в компьютерной форме необходимых учебных материалов.

Изучив состояние проблемы использования средств ИКТ в сфере обучения иностранным языкам, можно сделать вывод о том, что эффективность применения ИКТ зависит от способов и форм применения этих технологий, от того, насколько грамотно преподаватель владеет методикой работы с ними, от используемых им электронных ресурсов. Основываясь на изучении теоретических проблем исследования, анализе ресурсов ИКТ и опыте практического применения данных ресурсов в процессе обучения иностранному языку можно выделить ряд рекомендаций для преподавателей, использующих информационно-коммуникационные технологии на своих занятиях.

1. Преподаватель и студент должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий.

2. Преподавателю следует четко представлять, какие формы ИКТ следует использовать на данном этапе занятия, и оправдано ли это использование.

3. Необходимо заранее подбирать материал к занятию с использованием ИКТ, руководствуясь определенными критериями, адаптировать отобранный цифровой материал в соответствии с задачами и условиями обучения.

4. Преподавателю следует планировать и организовывать самостоятельную работу учащихся по предмету с привлечением ИКТ.

При подготовке к занятию с использованием ИКТ преподаватель не должен забывать, что это занятие, а значит, он должен составлять план занятия исходя из его целей, при отборе учебного материала необходимо соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др.

Электронные презентации дают возможность преподавателю при минимальной подготовке и незначительных затратах времени обеспечить наглядность на занятии. Занятия, составленные при помощи PowerPoint, зрелищны и эффективны при работе с информацией.

Таким образом, использование средств ИКТ при обучению иностранному языку способствует повышению интереса обучающихся к предмету и активизации их учебно-познавательной деятельности, развитию навыков самостоятельной работы и работы в коллективе, эффективному формированию всех видов речевой деятельности. Систематическая работа с компьютерными заданиями формирует у студентов устойчивые навыки самостоятельной работы, что приводит к сокращению времени на выполнение стандартных заданий и позволяет увеличить время на выполнение работ творческого характера.

1. Словарь педагогического обихода / под ред. проф. Л.М. Лузиной. - Псков, 2003.

2. Коптюг, Н.М. Интернет-уроки как вспомогательный материал для учителя английского языка // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 4.

3. Сайков, Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство. - М., 2005.

4. Подопригорова, Л.А. Использование интернета в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - 2003. - № 5.

5. Войтко, С.А. Об использовании информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка // Интернет-журнал Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2004 - 2005 [Э/р]. - Р/д: http://festival.1september.ru/articles/415914/

Bibliography

1. Slovarj pedagogicheskogo obikhoda / pod red. prof. L.M. Luzinoyj. - Pskov, 2003.

2. Koptyug, N.M. Internet-uroki kak vspomogateljnihyj material dlya uchitelya angliyjskogo yazihka // Inostrannihe yazihki v shkole. - 2000. - № 4.

3. Sayjkov, B.P. Organizaciya informacionnogo prostranstva obrazovateljnogo uchrezhdeniya: prakticheskoe rukovodstvo. - M., 2005.

4. Podoprigorova, L.A. Ispoljzovanie interneta v obuchenii inostrannihm yazihkam // Inostrannihe yazihki v shkole. - 2003. - № 5.

5. Voyjtko, S.A. Ob ispoljzovanii informacionno-kommunikacionnihkh tekhnologiyj na urokakh angliyjskogo yazihka // Internet-zhurnal Festivalj pedagogicheskikh ideyj «Otkrihtihyj urok» 2004 - 2005 [Eh/r]. - R/d: http://festival.1september.ru/articles/415914/

Статья поступила в редакцию 19.09.14

УДК 37.013.42

Sheptenko P.A. THE SPECIFICITY OF THE PROFESSIONAL WORK OF A SOCIAL PEDAGOGUE IN RURAL SCHOOLS. The article discusses the specifics of the work of a social pedagogue in rural schools. The author proposes a model, including an objective-related, contents-related, technological, productive units, and identifies its effectiveness. Key words: rural school, social worker, rural society, student-oriented interaction.

П.А. Шептенко, канд.пед.наук, профессор ФГБОУ ВПО «Алтайская гос. педагогическая академия», г. Барнаул, Е- mail: [email protected]

СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

В статье рассматривается специфика работы социального педагога в условиях сельской школы. Предложена модель, включающая целевой, содержательный, технологический, результативный блоки, выявлена ее эффективность.

Ключевые слова: сельская школа, социальный педагог, сельский социум, личностно-ориентирован-ное взаимодействие.

Усиление внимания педагогики к проблемам взаимодействия человека и среды актуализирует задачу изучения влияния сельской среды на процессы социализации, воспитания, образования и социальной защиты человека, который проживает в специфических условиях сельской среды.

По мнению М.П. Гурьяновой, в современной педагогической науке социальная педагогика села вправе выделиться в самостоятельную область социальной педагогики, т.к. четко определился ее предмет исследования: закономерности развития социально-педагогической теории и практики в условиях сельского социума. Объектом социальной педагогики села выступают человек, среда, социум. Объектом могут быть и межличностные взаимодействия в процессе социальной адаптации человека к сельской общности и производственным отношениям на селе [1].

Цель социальной педагогики села - научно-теоретическое обоснование и обеспечение социально-педагогической деятельности в сельском микросоциуме. Как область практики, она нацелена на преодоление педагогической замкнутости сельской школы, вывод воспитания на широкий путь общественной жизни, «очеловечивание» окружающей среды, создание воспитывающих отношений в социуме, поиск механизмов педагогически компетентного вмешательства в кризисные ситуации социальной деятельности (М.П. Гурьянова).

По сути социальная педагогика села нацелена на педагогическую помощь и поддержку человека в его социальном формировании, развитии, самовыражении, самоопределении, самореализации, самопомощи в сельской микросреде.

Отличительные особенности социальной педагогики села (по М.П. Гурьяновой): социальная педагогика села изучает личность в среде, в конкретном динамично меняющемся и развивающемся сельском социуме, на всех стадиях онтогенеза, с учетом влияния на ее развитие всех факторов окружающей среды. Комплексное изучение личности является одной из задач социальной педагогики.

Социальная педагогика рассматривает педагогический процесс в открытой среде как явление общественной жизни, педагогически управляемый процесс организованных и стихийных воздействий на личность всех явлений макро-, мезо- и микросреды, в которой живет и формируется индивид. Сферой деятельности социальной педагогики является открытая среда -социальные институты микросоциума, все объекты социальной деятельности.

Социальная педагогика изучает все явления общественной жизни общества, начиная с состояния производственных сил и заканчивая самым возвышенными идеологическими надстройками, но только под своим специфическим углом зрения, с позиции того, как все эти производственные, экономические, поли-

тические, культурные условия и другие аспекты общественной жизни изменяют и формируют человека.

Наше исследование проводилось на базе ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия», где осуществляется подготовка социальных педагогов, и педагогов сельских школ Алтайского края. Целью исследования явилось выявление специфики профессиональной деятельности социального педагога в условиях сельской школы.

Специфика работы сельского социального педагога определяется той ролью, которую он играет в жизни села, набором требований, предъявляемых сельским обществом к социальному педагогу, особым механизмом решения воспитательных и социальных проблем, основанном на традициях сельской жизни, условиями жизни сельского населения.

Практика показывает, что сельский социум предъявляет повышенные требования к социальному педагогу. Социально-педагогическая работа на селе - один из самых сложных участков социальной и педагогической работы, требующей специализированной профессиональной подготовки и особых личностных качеств.

Сельский социальный педагог работает в условиях жесткого социального контроля, на виду у общественности. Люди оценивают его не только как специалиста, эксперта в своей области знаний, но, прежде всего, как человека, семьянина, труженика. Поэтому высокие моральные качества, четкие нравственные ориентиры, авторитет и уважение в среде сельских жителей -неотъемлемые черты сельского социального педагога.

Особый характер носит искусство общения с жителями села. Взаимоотношения между людьми довольно сложны, хотя внешне создают видимость простоты. Как правило, в селе люди связаны друг с другом узами близкого или дальнего родства. В селе повсеместно дают себя знать традиции. Для социального педагога необходимо умение уважительно и доступно вести беседу, разговаривать и убеждать человека, не бояться вступить в острый спор, выступить перед людьми. Ему нужно показать широту познаний и интересов, чтобы у людей появилось взаимное стремление к общению.

Сельские жители могут обращаться за помощью социального педагога в любое время и в любом месте - на работе, дома, в магазине. Социальный педагог в силу существующего дефицита квалифицированных специалистов социальной сферы зачастую совмещает обязанности социального педагога и социального работника. Так как в настоящее время вузы готовят специалистов профиля «Психология и социальная педагогика», он выполняет функционал психолога. В отдельных населенных пунктах сельской местности, как правило малонаселенных, обычно все аспекты социально-педагогической деятельности интегрированы в лице социального педагога, который помогает жите-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.