УДК [378.016.635.5:811.11]:004.9
Е. Ю. Федорова, С. Н. Васильева, О. П. Бурлакова
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ВОЕННОМ ВУЗЕ
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва, Россия
Аннотация. Статья посвящена вопросам использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) на занятиях по английскому языку в вузе. Авторы рассматривают преимущества и недостатки информационных и коммуникационных технологий, вопросы формирования ИКТ-компетентности преподавателя иностранного языка, специфику применения мультимедийных технологий в военных вузах. Авторы анализируют результаты опроса, касающегося использования различных ИКТ, и подчеркивают их необходимость при обучении курсантов иностранному языку в современных условиях.
Ключевые слова: информатизация языкового образования, ИКТ, преимущества и недостатки ИКТ, ИКТ-компетентность преподавателя иностранного языка, интерактивная доска, применение ИКТ в военном вузе.
Актуальность исследуемой проблемы. В настоящее время образовательная сфера занимает одно из ведущих мест в области внедрения новейших информационных и коммуникационных технологий. Актуальность использования ИКТ в образовании нашла отражение и в государственных документах. Правительством РФ была принята Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы. Согласно этой программе высокими темпами будут продолжать обновляться образовательные технологии в образовании [8]. Актуальность вопроса, касающегося определения эффективности использования ИКТ преподавателями, связана с поставленной руководством вуза задачей по их внедрению в процесс обучения в ближайшее время. Цель исследования заключается в обосновании возможности прогнозирования потенциальных трудностей в овладении ИКТ в процессе обучения курсантов иностранному языку на основе полученных данных.
© Федорова Е. Ю., Васильева С. Н., Бурлакова О. П., 2018
Федорова Елена Юрьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Военного университета Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва, Россия; e-mail: [email protected]
Васильева Светлана Николаевна - преподаватель кафедры иностранных языков Военного университета Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва, Россия; e-mail: [email protected]
Бурлакова Ольга Павловна - старший преподаватель кафедры иностранных языков Военного университета Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва, Россия; e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.05.2017
Цель применения различных информационных технологий в военном вузе - научить курсантов коммуникативно-ориентированному владению иностранным языком в профессионально-значимых ситуациях межкультурного делового общения. Состояние готовности преподавателей и курсантов военных вузов к использованию ИКТ, по нашему мнению, остается малоизученным. Цель нашего исследования - определить все плюсы и минусы применения ИКТ на занятиях по иностранному языку в военных вузах.
Материал и методика исследований. Для достижения поставленной цели нами был проведен анализ нормативно-правовых документов и научно-методической литературы в аспекте изучаемой проблемы. В качестве гипотезы исследования было выдвинуто положение о том, что в современных условиях информатизации языкового образования сложилось противоречие между повышением требований к уровню преподавания иностранных языков с использованием ИТК и недостаточной информационно-технологической культурой преподавательского состава, что связано с рядом объективных причин, а именно: отсутствием такой программы подготовки и переподготовки преподавателей высшей школы для работы на современном компьютерном оборудовании на занятиях по иностранному языку, где приоритет отдавался бы практической отработке навыков использования компьютерных мультимедийных средств обучения, а не теории; отсутствием в штатном расписании кафедр специалистов, которые занимались бы настройкой и обслуживанием компьютерной техники и специального оборудования; недостаточной оснащенностью военных вузов новейшими техническими средствами и т. д. Несомненно, разная компьютерная грамотность курсантов вызывает у преподавателей определенные затруднения в выборе учебных материалов и методики преподавания. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования использовались теоретические (сравнительный анализ, обобщение и др.) и эмпирические методы (анкетирование, наблюдение, беседы и др.). В данной статье авторы анализируют только данные, полученные в результате анкетирования. Письменное анкетирование проводилось с целью выявления мнения преподавателей иностранного языка по поводу применения ИКТ и для определения уровня их ИКТ-компетентности.
Результаты исследований и их обсуждение. Рост потребности в информации неизбежно приводит к появлению новых электронных информационных и коммуникационных технологий. Сегодня в связи с интенсивной информатизацией общества происходят изменения и в системе образования. В методике обучения иностранному языку информатизация представляет собой комплекс мер по обеспечению всего процесса обучения и овладения иностранным языком и культурой страны изучаемого языка, методологией, технологиями разработки новых учебных и учебно-методических материалов, методиками использования новых информационных и коммуникационных технологий в обучении, подготовкой и повышением квалификации педагогических кадров, способных широко использовать потенциал информационных технологий на практике. Данное определение обозначает следующие основные направления информатизации языкового образования: 1) определение методологической базы отбора содержания обучения, разработка методов и форм обучения иностранному языку и культуре; 2) отбор содержания обучения иностранному языку и культуре в условиях информатизации языкового образования; 3) отбор и разработка активных и проблемных методов и форм обучения языку и культуре в условиях информатизации языкового образования; 4) разработка инновационных методик использования информационных и коммуникационных технологий в обучении иностранному языку и культуре; 5) разработка учебных материалов нового поколения, интегрирующих различные виды ИКТ в процесс обучения и овладения иностранным языком; 6) разработка систем компьютерного контроля развития речевых умений и форми-
рования языковых навыков речи обучающихся; 7) организация системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров в области информатизации языкового образования; 8) обеспечение мер информационной безопасности обучающихся [6, с. 4-5]. Новые нетрадиционные образовательные технологии - это те технологии, которые: 1) вовлекают каждого учащегося в активный познавательный и информационно-коммуникационный процесс, в том числе и прежде всего с помощью средств информационных технологий; 2) позволяют создавать условия для применения каждым обучающимся приобретенных знаний; 3) помогают учащимся осознать, где, каким образом и для каких целей приобретаемые знания могут быть применены [1, с. 13].
Информатизация языкового образования не обошла стороной и военные вузы. Качественная языковая подготовка военных специалистов невозможна без использования современных образовательных технологий. Мы полностью согласны с С. В. Рязановым, что глобальное сокращение количества высших военно-учебных заведений, оптимизация вузовских и кафедральных структур, сокращение профессорско-преподавательского состава и часов на изучение дисциплин в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами заставляют военных педагогов искать пути оптимизации учебно-воспитательного процесса и в большей степени за счет его интенсификации: применения новых технологий, компьютерных мультимедийных средств обучения и разработки новых эффективных методик их использования [5, с. 38].
Изучение научной литературы показывает, что, несмотря на то что ИК-технологии относительно недавно вошли в методику обучения иностранному языку, тем не менее в научной и учебно-методической литературе уже сформировался внушительный корпус работ, в которых авторы разрабатывали методики обучения аспектам языка, видам речевой деятельности и культуре посредством определенной интернет-технологии и выявляли эффективность ее использования в учебном процессе. В соответствии с личностно-ориентированным подходом выбор конкретной технологии или методики обучения иностранному языку и культуре должен осуществляться преподавателем с учетом интересов, потребностей, способностей, мотивации конкретной группы обучающихся [7, с. 5]. ИКТ, в отличие от обычных технических средств обучения, позволяют развивать творческие способности обучаемых, учат их самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Так, Л. Б. Иванова отмечает, что учебная деятельность в условиях применения средств ИКТ отличается от традиционной учебной деятельности тем, что имеет целевую установку не просто на обучение, воспитание, развитие, но и на информационную подготовку специалистов в конкретной области профессиональной деятельности [3, с. 46].
Анализ научно-методической литературы по данному вопросу и наш личный опыт позволяют нам перечислить следующие доказательства преимущества использования ИКТ в процессе обучения иностранному языку в военном вузе: они повышают эффективность обучения при значительной экономии времени; позволяют индивидуализировать обучение, компенсировать отсутствие прямого контакта с представителями Вооруженных сил страны изучаемого языка, представить обучающие материалы в мультимедийной форме (обучающие программы, электронные учебники и т. д.); упрощают проверку усвоенного материала; мотивируют курсантов на получение знаний; позволяют разрешить вечную проблему раздаточного материала, реализовать принцип наглядности; дают возможность интерактивного использования видеофрагментов и изображений страноведческого характера для приобщения курсантов к культуре стран изучаемого языка; дают возможность практиковать язык на аутентичных материалах; вдохновляют преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулируют их профессиональный рост и т. д.
Наряду с преимуществами следует отметить и ряд недостатков использования ИКТ в военных вузах, а именно: недостаточно приспособленное для преподавателей программное обеспечение интерактивных досок (ИД); подготовка занятий с использованием ИКТ является трудоемким процессом и требует больших затрат времени; невозможность обновления существующего программного обеспечения из-за отсутствия выхода в Интернет; наличие чисто технических проблем: скачки или отсутствие напряжения; пропадание звука; отказ ИД по неизвестной причине; поверхность ИД может повредиться, а замена поврежденной поверхности - очень недешевая услуга и т. д. Мы считаем, что большинство перечисленных недостатков не могут стать причиной для отказа использования ИКТ в образовательном процессе.
Неоспоримым является тот факт, что информационные технологии занимают важное место в преподавании дисциплин в высшей школе. Остановимся на ресурсах сети Интернет. Преподавателем нашей кафедры Т. А. Макаровой был проведен опрос для определения наличия элементов информационно-технологической культуры и способности ее проявления в решении проблемы содержания образования в вузах. Респондентами выступили преподаватели Московского государственного института международных отношений Министерства иностранных дел России, нашего Военного университета Министерства обороны РФ, Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Московского городского педагогического университета, Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова и др. В ходе опроса был представлен печатный вариант анкеты, а также электронная версия, созданная с помощью сервиса для создания анкет онлайн Survio. Ответы респондентов на вопрос об использовании интернет-ресурсов в учебном процессе свидетельствуют о том, что подавляющее большинство (95 %) прилагают к этому усилия. Однако 40 % респондентов обращаются к услугам сети Интернет по необходимости и нерегулярно, 20 % опрошенных используют источники информации в сети не чаще 1 раза в месяц. Цели использования ресурсов сети оказались разнообразными. Так, полезными интернет-ресурсы на этапе получения новых данных посчитали 80 % респондентов, в процессе обмена информацией - 66 % и разработки содержания программы учебной дисциплины - 53 % [4, с. 53-54].
Для определения эффективности использования ИКТ в процессе обучения иностранным языкам курсантов нами был проведен опрос преподавателей нашей кафедры. Целью анкетирования было выяснение их мнения по поводу эффективности применения ИКТ на занятиях по иностранному языку и рассмотрение вопроса использования Интернета как образовательного ресурса. М. Н. Евстигнеев определяет понятие «ИКТ-компетентность преподавателя иностранного языка» как способность использовать учебные интернет-ресурсы, социальные сервисы и другие ИКТ с целью формирования языковых навыков и развития речевых умений при обучении иностранному языку и культуре страны изучаемого языка [2, с. 119-120].
Наша анкета для определения уровня ИКТ-компетентности преподавателя содержала следующие вопросы:
1) используете ли Вы ИКТ в учебном процессе? (Да / Нет / Если «Да», то как часто); 2) приходилось ли Вам искать материал для занятий по иностранному языку в Интернете? (Да / Нет / Если «Да», то как часто); 3) какова цель использования Вами ИКТ в процессе обучения иностранным языкам? (Получение и обработка новых данных / Обмен информацией / Другое); 4) используете ли Вы ИКТ для взаимодействия с коллегами? (Да / Нет / Если «Да», то как часто); 5) какими критериями Вы руководствуетесь при использовании интернет-ресурсов в процессе отбора и проектирования содержания образования по иностранному языку? (Простой и доступный способ получения информации / Новизна информации / Другое); 6) какими ресурсами Вы пользуетесь чаще всего? (Электронная почта / Со-
циальные и профессиональные социальные сети / Другое); 7) при решении каких дидактических задач Вы используете интернет-технологии? (Формирование новых знаний / Формирование новых умений / Развитие новых умений и навыков / Развитие творческих умений / Контроль усвоения / Другое); 8) участвуете ли Вы в онлайн-семинарах (вебинарах)? (Да / Нет / Если «Да», то как часто); 9) делаете ли Вы поурочное планирование с использованием ИКТ? (Да / Нет / Если «Да», то как часто); 10) считаете ли Вы ИД эффективным средством вовлечения курсантов в активный процесс познания? (Да, несомненно / Да, вероятно / Нет, предпочитаю работать с традиционной доской); 11) какие ИКТ Вы используете чаще всего в процессе обучения? (Электронные учебники / Электронные энциклопедии и справочники / Образовательные ресурсы Интернета); 12) владеете ли Вы навыками подготовки презентаций с использованием ИКТ? (Да / Нет); 13) считаете ли Вы, что электронный учебник может полностью заменить традиционный учебник? (Да / Нет / Если «Нет», то почему); 14) могут ли ИКТ в обучении полностью заменить преподавателя? (Да/Нет).
По данным опроса преподавателей по теме использования ИКТ (вопрос № 1 анкеты), подавляющее большинство респондентов стараются применять ИКТ в учебном процессе, но только 35 % преподавателей используют ИКТ на каждом занятии, и это связано с недостаточным оснащением ИКТ военных вузов, 50 % - по необходимости и нерегулярно, 15 % - редко, не чаще 2 раз в месяц. По мнению некоторых преподавателей, использование Интернета в образовательном процессе - это пустая трата времени. Однако большая часть респондентов использовали материалы, найденные в Интернете, для своих занятий. Несомненно, есть преподаватели, которые отдают предпочтение традиционным учебникам, а есть и те, кто активно использует и электронные учебники, и материалы Интернета как образовательного ресурса. Ответы респондентов на этот вопрос анкеты мы представляем ниже в процентном соотношении в виде диаграммы 1.
Диаграмма 1
Приходилось ли Вам искать материал для занятий по иностранному языку в Интернете?
(Вопрос № 2 анкеты)
1 55% 10% Нет, мне достаточно \ материала учебника
У узнавать новое и ^ учить этому курсантов
В ходе опроса выяснилось, что цели использования ИКТ довольно разнообразны. Большинство респондентов считают полезными интернет-ресурсы на этапе получения и обработки новых данных. В разделе «Другое» респонденты дали следующие ответы: для повышения эффективности и качества обучения на занятиях по иностранному языку; для получения возможности практиковать язык на аутентичных материалах; для повышения
мотивации курсантов к изучению иностранного языка и др. Данные в процентном соотношении мы представляем ниже в виде диаграммы 2.
Диаграмма 2
Какова цель использования Вами ИКТ в процессе обучения иностранным языкам?
(Вопрос № 3 анкеты)
100% 50% 0%
10%
Получение и Обмен обработка информацией новых данных
23%
т
Другое
Ответы на следующий вопрос свидетельствуют о том, что большинство респондентов используют ИКТ для взаимодействия с коллегами, например электронную почту -с целью передачи различных видов информации (текстов, изображений и т. п.), хранения переданной информации на компьютерах отправителя и получателя электронных писем, но делают это довольно редко. Небольшая часть респондентов не видят в этом необходимости (см. диаграмму 3).
Диаграмма 3
Используете ли Вы ИКТ для взаимодействия с коллегами?
(Вопрос № 4 анкеты)
Приведенные в диаграмме 4 данные ответов свидетельствуют о том, что главным критерием использования интернет-ресурсов респонденты считают новизну информации. В разделе «Другое» были отмечены следующие критерии: восполнение недостатка аутентичных материалов; возможность работы с текстовыми файлами; создание различных презентаций; возможность ознакомления через Интернет с новыми методическими пособиями, выпущенными в печатном виде, и др.
Диаграмма 4
Какими критериями Вы руководствуетесь при использовании интернет-ресурсов в процессе отбора и проектирования содержания образования по иностранному языку?
(Вопрос № 5 анкеты)
100%
50%
0%
Простой и доступный способ получения информации
77%
V
7%
Новизна информации
Другое
Ответы на следующий вопрос показывают, что преподаватели чаще всего используют такие ресурсы и службы Интернета, как электронную почту (79 %) и социальные и профессиональные сети (88 %). В разделе «Другое» (11 %) были выделены электронные библиотеки и базы данных; электронные словари; справочная литература; тематические сайты и др. (вопрос № 6 анкеты).
Большинство респондентов отметили, что наиболее эффективны интернет-технологии в процессе формирования новых знаний. В разделе «Другое» были представлены следующие ответы: интернет-технологии эффективны в реализации принципа наглядности обучения, в информационном обеспечении практических работ, при самоконтроле и др. (см. диаграмму 5).
Диаграмма 5
При решении каких дидактических задач Вы используете интернет-технологии?
(Вопрос № 7 анкеты)
»-Формирование новых навыков Формирование новых умений
Развитие новых умений и навыков
Развитие творческих умений
Контроль усвоения н Другое
Говоря об информационных и коммуникационных технологиях, дающих возможность использовать компьютерное сопровождение в образовательном процессе, нельзя не упомянуть такие новые интернет-технологии, как вебинары (вопрос № 8 анкеты). Веби-нар - это онлайн-семинар, лекция, организованные при помощи web-технологий в режиме прямой трансляции. Так, например, в феврале - марте 2016 г. издательство Pearson Longman провело ряд вебинаров для преподавателей английского языка, а именно: 1) Ken Beatty - The Patient But Stupid Computer: What Computers Do Best and What Teachers do Best; 2) Vaughan Jones - Focus on Memory; 3) Rob Dean - Focus on Motivation; 4) Sue Kay -Focus on Meaning; 5) Magda Szewczyk - Focus on Teaching Tricks [10, c. 29]. Значительная часть респондентов (75 %) являлись участниками названных выше вебинаров и активно используют полученную информацию на своих занятиях. К примеру, для закрепления грамматического материала «Infinitive and Gerund» мы используем 2 видеоролика (Focus 2, Grammar animation, Verb + -ing or verb + to infinitive; Focus 4, Grammar animation, Verb patterns) [11] из учебника Focus (авторы Sue Kay, Vaughan Jones), который издан одним из старейших британских издательств Pearson Longman, выпускающим в основном учебную, методическую, политическую, историческую литературу. Сначала курсантам предлагаем прослушать диалог, в котором они встретят все пройденные грамматические структуры и увидят, как эти структуры используются в реальных жизненных ситуациях. Каждый видеоролик сопровождается комментариями преподавателя. Эти видеоролики позволяют наглядно и ситуативно представить особенности употребления грамматического явления (verb + ing form or verb + to infinitive), поэтому они могут стать опорой для знакомства обучаемых с новыми для них грамматическими явлениями в интересной и творческой форме.
Следует отметить, что аудиозаписи, сделанные носителями языка, позволяют заинтересовать курсантов и добиться определенных результатов при обучении восприятию и пониманию иностранной речи на слух. Аудирование по характеру речевого общения относится к видам речевой деятельности и требует применения эффективных мультимедийных технологий [9, с. 112-115]. Однако специфика обучения в военных вузах не предусматривает выхода в Интернет в режиме онлайн из-за отсутствия безопасного доступа к локальным и глобальным сетям, и это не позволяет использовать полный спектр уникальных возможностей мультимедийных средств. 15 % респондентов никогда не принимали участия в вебинарах, что связано с недостаточным уровнем владения ИКТ и нехваткой времени. 10 % опрошенных предоставили ответ: 1-2 раза в год.
Что касается поурочного планирования с использованием ИКТ (вопрос № 9 анкеты), то только 15 % респондентов делают это регулярно, 77 % - от случая к случаю и 8 % не делают этого вообще.
На вопрос об эффективности использования ИД на занятиях по иностранному языку (вопрос № 10 анкеты) были даны следующие ответы: значительная часть респондентов (85 %) полностью уверены в том, что ИД является эффективным средством обучения курсантов, так как она повышает мотивацию и активизирует их познавательную деятельность; позволяет работать с текстом, аудиоматериалами и видео одновременно; облегчает понимание сложного материала вследствие более ясного и эффективного его представления; позволяет использовать заранее подготовленные тексты и т. д. 11 % опрошенных допускают, что ИД является эффективным средством вовлечения курсантов в активный процесс познания, но не могут аргументировать свой ответ из-за полного отсутствия опыта работы с ИД, и только 4 % респондентов предпочитают пользоваться традиционной доской.
К наиболее часто используемым в учебном процессе ИКТ респонденты относят электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора (77 %); электронные энциклопедии и справочники (57 %). Доля образовательных ресурсов Интернета составляет 35 % (вопрос № 11 анкеты).
Только 15 % респондентов владеют навыками подготовки презентаций с использованием ИКТ в полном объеме. Однако почти 79 % участников опроса используют презентации на своих занятиях. Неоценимую помощь в подготовке презентаций преподавателям оказывают наши курсанты - представители нового поколения, большинство из которых владеют ИКТ и, в частности, навыками составления презентаций на должном уровне. Ярким доказательством этого факта служат их доклады в форме презентаций во время II межвузовской научно-практической конференции на английском языке, проведенной в апреле 2017 г. нашим Военным университетом Министерства обороны РФ совместно с Международным юридическим институтом и Международной академией бизнеса и управления на тему «Международно-правовые и социально-психологические последствия мировых войн». Кандидат социологических наук, доцент нашей кафедры иностранных языков С. В. Шермазанова была инициатором и модератором этой конференции. Таким образом, доля курсантов и адъюнктов нашего Военного университета, выступивших с докладами на английском языке в форме презентаций, составила 45 %, преподавателей нашей кафедры - 28 %, студентов Международного юридического института - 17 % и студентов Международной академии бизнеса и управления - 10 %. По материалам конференции планируются издание сборника на русском и английском языках и публикация его в базе данных Российского индекса научного цитирования.
На вопрос о замене традиционных учебников электронными (вопрос № 13 анкеты) большинство респондентов склонились к ответу «Нет» - 89 %. По их мнению, электронный учебник никак не может заменить традиционный, но способен стать достойным дополнением к нему. 11 % респондентов посчитали возможным замену традиционного учебника электронным.
В ответах на последний вопрос анкеты 93 % респондентов сочли невозможным полностью заменить преподавателя информационно-коммуникационными технологиями и только 7 % сочли это вероятным.
Резюме. Таким образом, проведенное нами исследование научно-педагогической литературы, анализ результатов опроса преподавателей иностранного языка и наш собственный опыт преподавания в военном вузе позволяют сделать вывод о необходимости рассмотрения ИКТ как средства повышения эффективности процесса обучения иностранным языкам в военном вузе. Мы считаем, что необходимо повышать информационно-технологическую культуру преподавательского состава военных вузов, больше использовать мультимедийные технологии, чтобы сделать обучение более наглядным и динамичным. Комплексное использование мультимедийных и традиционных средств дает возможность обеспечить более эффективную языковую подготовку курсантов в военном вузе. Необходимо совершенствовать обучающие технологии, внедрять в учебный процесс все новое, что есть в нашей стране и за рубежом [10, с. 31].
ЛИТЕРАТУРА
1. Гальскова Н. Д. Новые технологии обучения в контексте современной концепции образования в области иностранных языков // Иностранные языки в школе. - 2009. - № 7. - С. 9-15.
2. Евстигнеев М. Н. Структура ИКТ-компетентности учителя иностранного языка // Язык и культура. - 2011. - № 1(13). - С. 119-125.
3. Иванова Л. Б. Информтехнологии в обучении. Роль информационных технологий (ИТ) в формировании познавательного интереса курсантов на примере обучения иностранным языкам в военном вузе // Армейский сборник. - 2014. - № 7(241). - С. 46-51.
4. Макарова Т. А. Использование ресурсов сети Интернет в решении проблемы содержания образования в высшей школе: анализ эмпирических данных // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2016. -№ 2(29). - С. 48-60.
5. Рязанов С. В. К вопросу применения компьютерных мультимедийных средств при обучении иностранным языкам в военных вузах // Вестник Военного университета. - 2011. - № 1. - С. 38-44.
6. Сысоев П. В. Информатизация языкового образования: основные направления и перспективы // Иностранные языки в школе. - 2012. - № 2. - С. 2-9.
7. Сысоев П. В. Информатизация языкового образования: основные направления и перспективы (Окончание) // Иностранные языки в школе. - 2012. - № 3. - С. 2-9.
8. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы (утв. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2015 г. № 497) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://cdnimg.rg.ru/114/14/68/497.pdf.
9. Федорова Е. Ю. Интерактивные средства обучения на занятиях по английскому языку в юриспруденции // Вестник Международного юридического института. - 2016. - № 2(57). - С. 107-119.
10. Федорова Е. Ю. Современные технологии преподавания иностранных языков в военном вузе // Сборник материалов XXXIII Международной научно-практической конференции «Обучение и воспитание: методика и практика 2016/2017 учебного года». № 33. - Новосибирск, 2017. - С. 26-31.
11. Focus 2, Grammar animation, Verb + -ing or verb + to infinitive [Электронный ресурс]. - URL : https://www.youtube.com/user/ Pearson Longman ELT/videos.
UDC [378.016.635.5:811.11]:004.9
E. Yu. Fedorova, S. N. Vasilyeva, O. P. Burlakova
PECULIARITIES OF USING INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES AT MILITARY UNIVERSITY
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation, Moscow, Russia
Abstract. The article is devoted to the issued of using information and communication technologies (ICT) at English classes at the university. The authors consider the advantages and disadvantages of information and communication technologies, as well as the issues of formation of ICT-competence at a
© Fedorova E. Yu., Vasilyeva S. N., Burlakova O. P., 2018
Fedorova, Elena Yuryevna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Foreign Languages, Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation, Moscow, Russia; e-mail: [email protected]
Vasilyeva, Svetlana Nikolaevna - Lecturer, Department of Foreign Languages, Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation, Moscow, Russia; e-mail: v_svetius@mail. ru
Burlakova, Olga Pavlovna - Senior Lecturer, Department of Foreign Languages, Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation, Moscow, Russia; e-mail: [email protected]
The article was contributed on May 23, 2017
foreign language teacher and the particularities of using multi-media technologies at military universities. The authors analyze the data survey report concerning the use of various information and communication technologies and underline their necessity in teaching cadets a foreign language under modern conditions.
Keywords: informatization of language education, ICT, advantages and disadvantages of ICT, ICT-competence of a foreign language teacher, interactive board, use of ICT at a military university.
REFERENCES
1. Gal'skova N. D. Novye tehnologii obuchenija v kontekste sovremennoj koncepcii obrazovanija v oblasti inostrannyh jazykov // Inostrannye jazyki v shkole. - 2009. - № 7. - S. 9-15.
2. Evstigneev M. N. Struktura IKT-kompetentnosti uchitelja inostrannogo jazyka // Jazyk i kul'tura. - 2011. -№ 1(13). - S. 119-125.
3. Ivanova L. B. Informtehnologii v obuchenii. Rol' informacionnyh tehnologij (IT) v formirovanii poznavatel'nogo interesa kursantov na primere obuchenija inostrannym jazykam v voennom vuze // Armejskij sbornik. -2014. - № 7(241). - S. 46-51.
4. Makarova T. A. Ispol'zovanie resursov seti Internet v reshenii problemy soderzhanija obrazovanija v vysshej shkole: analiz jempiricheskih dannyh // Otechestvennaja i zarubezhnaja pedagogika. - 2016. - № 2(29). - S. 48-60.
5. Rjazanov S. V. K voprosu primenenija komp'juternyh mul'timedijnyh sredstv pri obuchenii inostrannym jazykam v voennyh vuzah // Vestnik Voennogo universiteta. - 2011. - № 1. - S. 38-44.
6. Sysoev P. V. Informatizacija jazykovogo obrazovanija: osnovnye napravlenija i perspektivy // Inostrannye jazyki v shkole. - 2012. - № 2. - S. 2-9.
7. Sysoev P. V. Informatizacija jazykovogo obrazovanija: osnovnye napravlenija i perspektivy (Okonchanie) // Inostrannye jazyki v shkole. - 2012. - № 3. - S. 2-9.
8. Federal'naja celevaja programma razvitija obrazovanija na 2016-2020 gody (utv. Postanovleniem Pravitel'stva RF ot 23 maja 2015 g. № 497) [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : https://cdnimg.rg.ru/114/14/68/497.pdf.
9. Fedorova E. Ju. Interaktivnye sredstva obuchenija na zanjatijah po anglijskomu jazyku v jurisprudencii // Vestnik Mezhdunarodnogo juridicheskogo instituta. - 2016. - № 2(57). - S. 107-119.
10. Fedorova E. Ju. Sovremennye tehnologii prepodavanija inostrannyh jazykov v voennom vuze // Cbornik materialov XXXIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Obuchenie i vospitanie: metodika i praktika 2016/2017 uchebnogo goda». № 33. - Novosibirsk, 2017. - S. 26-31.
11. Focus 2, Grammar animation, Verb + -ing or verb + to infinitive [Jelektronnyj resurs]. - URL : https://www.youtube.com/user/ Pearson Longman ELT/videos.