ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
УДК 811.111
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА ОСНОВЕ МОБИЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
© Ксения Владимировна КАПРАНЧИКОВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра лингвистики и лингводидактики; Воронежский государственный аграрный университет им. императора Петра I, г. Воронеж, Российская Федерация, старший преподаватель кафедры иностранных языков и деловой международной коммуникации, e-mail: [email protected]
В настоящее время использование мобильных технологий в обучении иностранному языку в высших учебных заведениях является, с одной стороны, относительно новым направлением, а с другой стороны, современные мобильные технологии рассматриваются в качестве средств дистанционного обучения, предусматривающих переход от традиционных форм обучения к обучению смешанного типа. Однако для того чтобы методика обучения иностранному языку на основе мобильных технологий была эффективной, требуется учет ряда психолого-педагогических условий организации учебного процесса на основе мобильных технологий. Данная статья посвящена вопросу выявления и обоснования этих психолого-педагогических условий. К таким условиям автор предлагает относить следующие: а) мотивация студентов к использованию мобильных технологий в качестве вспомогательных средств обучения; б) готовность преподавателей осуществлять обучение на основе мобильных технологий; в) ИКТ компетентность студентов; г) ИКТ компетентность преподавателя иностранного языка; д) организация обучения иностранному языку на основе личностно-деятельностного подхода. Подробно описаны все пять выделенных психолого-педагогических условий.
Ключевые слова: мобильные технологии; информационно-коммуникационные технологии; обучение иностранному языку; психолого-педагогические условия.
На современном этапе развития педагогической науки использование мобильных технологий в высшей школе для учебных целей является, с одной стороны, относительно новым направлением в методике обучения иностранному языку, требующим отдельного тщательного изучения, а с другой стороны, мобильные технологии рассматриваются в качестве уже вполне изученных средств дистанционного обучения, предусматривающих переход от традиционных форм обучения к более смешанному типу.
Как правило, развитие технического прогресса обусловливает прогноз дальнейшего использования мобильных технологий для учебных целей. Однако стоит отметить, что отечественные методические разработки значительно отличаются от западных анало-
гов вследствие задержки появления современных технологий на российском рынке. Поскольку за рубежом происходила постепенная интеграция мобильных технологий в учебный процесс (от простейших аудиоплее-ров и карманных персональных компьютеров (КПК) к инновационным смартфонам, планшетным компьютерам и игровым консолям), в нашей стране наблюдается совершенно другая ситуация, когда необходимо незамедлительное внедрение более современных технологий, что, в свою очередь, требует больше усилий и подготовки профессорско-преподавательского состава к использованию мобильных технологий на разных этапах обучения.
Тем не менее, несмотря на разные подходы к интеграции мобильных технологий в
процесс обучения в западной и отечественной методиках, актуальность их использования не вызывает сомнений, что подтверждает сложившийся к настоящему времени внушительный корпус работ, посвященных теоретическому обоснованию и опыту использования данных технологий в образовательном процессе [1-3]. Анализ данных исследований позволил выявить ряд психолого-педагогических условий использования мобильных технологий в обучении студентов иностранному языку, которые позволят оптимизировать учебный процесс и добиться более эффективных результатов.
Одним из таких психолого-педагогических условий использования мобильных технологий в обучении студентов иностранному языку является мотивация студентов использовать мобильные технологии в качестве вспомогательных средств обучения.
Несомненно, успешная организация учебного процесса во многом зависит от уровня мотивации обучающихся к познавательной деятельности, который необходимо постоянно поддерживать. С этой целью занятия по иностранному языку должны быть построены таким образом, чтобы каждый студент был активным участником учебного процесса, а преподаватель имел широкие возможности управления им.
Само понятие «мотивация» (лат. movere) в широком смысле обозначает побуждение человека к действию с целью удовлетворения своих потребностей как физиологических, так и психологических. Поскольку в психологии и педагогике мотивация является основным средством регулирования деятельности человека, то роль мотивации в обучении довольно велика. Однако стоит помнить, что в зависимости от возраста и рода деятельности изменяются источник и уровень мотивации. Например, для студента особую важность играет мотивация к обучению, в то время как для более взрослого человека -мотивация к получению высокого статуса в обществе и приличного заработка.
Говоря о классификации видов мотивации, прежде всего, различают внутреннюю и внешнюю, положительную и отрицательную мотивации. Внутренние мотивы акцентируют способность человека выполнять определенные действия с целью получения удовлетворения от результата своей деятельности, а
также способствуют усилению чувства уверенности в своих силах. Напротив, внешние мотивы зависят от ряда факторов: ответственности перед окружающими, одобрения, материального вознаграждения, особого статуса в обществе, наказания и т. д. Таким образом, внешние мотивы никак не связаны ни с содержанием, ни с процессом выполняемой деятельности. Из этого следует, что внешняя мотивация способствует увеличению объема выполняемой работы, в то время как внутренняя мотивация отвечает за ее качество.
Положительная мотивация к познавательной деятельности основана на положительных стимулах. Например, если студент сдаст экзамены на отличные оценки, то будет получать повышенную стипендию, или если студент посещал все занятия в семестре, то сможет получить зачет автоматом. Сущность негативной мотивации заключается в побуждении к действию за счет избегания возможных неприятностей или наказания за невыполнение работы. Например, если студент не будет разговаривать на занятиях, то его не выгонят из аудитории, или, если студент не записал лекцию, то он не подготовится к семинару. Следовательно, под влиянием определенных стимулов происходит побуждение студентов к познавательной деятельности, однако характер негативной мотивации часто намного сильнее, т. к. «наказание» - довольно действенный фактор для мотивации.
В настоящее время методика преподавания иностранных языков столкнулась с довольно актуальной проблемой: как сделать современные занятия по иностранному языку более интересными и познавательными. Формирование учебной мотивации, прежде всего, - это создание условий для реализации внутренних потребностей к учению, их осознания и дальнейшего развития. Стимулировать учебную мотивацию преподаватель может с помощью ряда психологических приемов, чтобы сдвинуть акцент с отрицательной мотивации к учению, когда обучающиеся под страхом «наказания» посещают занятия, к положительной, более осознанной и самостоятельной деятельности, когда человек задумывается о своем будущем и выборе профессии. Именно поэтому требуется коренное изменение методик преподавания, а мобильные технологии являются одними из эффективных средств развития учебной мотивации.
Организация обучения иностранному языку с привлечением мобильных технологий позволяет, во-первых, нетрадиционным способом решать поставленные задачи коммуникативного характера, а во-вторых, способствует использованию формы проектной деятельности, в рамках которой отмечается повышение мотивации к исследовательской деятельности. Но при всем при этом не стоит забывать о роли преподавателя, который отвечает за целостность и эффективность учебного процесса. В данном случае преподаватель играет роль тьютора, отбирая определенные средства, позволяющие альтернативным способом добиться эффективного результата. Используя мобильные технологии при обучении иностранному языку, преподаватель может оптимизировать учебный процесс в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями обучающихся. Так, например, при аудировании обучающийся сможет прослушать интересующий его фрагмент аудиозаписи столько раз на своем аудиоплеере, сколько будет необходимо для полного понимания текста, что будет учитывать его личный темп восприятия информации. Также при чтении текста на иностранном языке обучающийся сталкивается с незнакомыми устойчивыми выражениями, используя мобильный словарь, можно будет раскрыть значение незнакомого словосочетания. Таким образом, мобильные технологии будут привлекать и мотивировать обучающихся к познавательной деятельности.
Безусловно, использование мобильных технологий в обучении иностранному языку позволит раскрыть творческий потенциал личности обучающихся и будет способствовать привлечению внимания за счет нетрадиционной подачи учебного материала и форм обратной связи. Однако не стоит полностью полагаться на потенциал мобильных технологий ввиду того, что преподавателю необходимо вводить ряд ограничений на использование мобильных технологий в связи с разнообразием контента и приложений, отвлекающих внимание студентов от учебного процесса.
Следовательно, использование мобильных технологий в обучении иностранному языку в качестве вспомогательных средств обучения способствует повышению уровня
мотивации студентов к познавательной деятельности за счет следующих факторов:
- новизны форм подачи учебного материала, вызывающих интерес у студентов;
- мультимедийных возможностей, которые предоставляются современными мобильными технологиями;
- самостоятельного или коллективного осуществления исследовательской деятельности при выполнении поставленных учебных задач;
- эффективности поиска необходимой информации для учебных целей;
- дифференциации учебных заданий, соответствующих индивидуальным потребностям обучающихся.
Следующим психолого-педагогическим условием использования мобильных технологий в обучении студентов иностранному языку является готовность преподавателей осуществлять обучение на основе мобильных технологий.
Интенсивное влияние компьютеризации сферы образования в Российской Федерации на реформирование содержания, методов и технологий обучения способствовало реализации ряда федеральных программ по созданию информационной образовательной среды, в рамках которой обучающиеся могут заниматься своим образованием и самообразованием с помощью современных информационных и коммуникационных и мобильных технологий [4-7].
Однако проведенные социальные исследования указывают на то, что профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений не всегда готов к инновационным изменениям, и на то имеется ряд объективных причин.
Прежде всего, отсутствие навыков работы как с информационными и коммуникационными, так и с мобильными технологиями тормозит процесс информатизации образования в целом. Так, довольно часто педагоги с большим стажем работы просто не владеют ими в силу своих консервативных убеждений или нежелания осознавать значимость нововведений. Большинство преподавателей признаются, что испытывают психологический барьер перед освоением ИКТ и мобильных технологий ввиду того, что сомневаются в их методических возможностях, а если и используют их, то обычно для того, чтобы реа-
лизовать с их помощью уже имеющиеся методические разработки. Соответственно, не используется широкий арсенал возможностей, которые предоставляются современными мобильными технологиями при организации учебного процесса. Более того, многие преподаватели запрещают студентам использовать мобильные технологии на занятиях по иностранному языку в качестве вспомогательных средств обучения, благодаря чему формируют негативное отношение к изучаемому предмету.
Таким образом, преподаватель иностранного языка должен осознавать, что с интеграцией современных мобильных технологий изменяется информационная культура учебного заведения и роль педагога в целом.
В ходе проведения курсов повышения квалификации преподавателей иностранного языка необходимо убеждать, что:
- владение навыками работы с компьютером и мобильными технологиями является одним из критериев подготовки компетентного работника в сфере образования;
- использование мобильных технологий в обучении иностранному языку способствует повышению уровня мотивации обучающихся;
- ИКТ и мобильные технологии выступают в качестве эффективного инструмента решения педагогических задач, позволяя выходить за рамки УМК и значительно расширять их содержание;
- за счет использования мобильных технологий увеличивается скорость и объем выполняемой учебной работы;
- мобильные технологии способствуют интенсификации самостоятельной работы обучающихся;
- мобильные технологии позволяют найти личностный подход к каждому студенту, учитывая его потребности и индивидуальные особенности;
- мобильные технологии позволяют развивать творческое мышление обучающихся;
- мобильные технологии можно использовать на всех этапах обучения без каких-либо ограничений.
Однако, учитывая все преимущества мобильных технологий, необходимо контролировать степень их интеграции в процесс обучения иностранному языку, поскольку их
использование должно становиться не самоцелью, а средством формирования иноязычной коммуникативной компетенции. В связи с этим преподаватель должен быть готов к применению мобильных технологий в учебном процессе и осознавать важность их методического потенциала, а также не препятствовать их использованию при обучении.
Третьим психолого-педагогическим условием использования мобильных технологий в обучении студентов иностранному языку является ИКТ компетентность студентов.
Общепризнано, что информационные и коммуникационные технологии стали неотъемлемой частью жизни любого человека. В соответствии с современными требованиями к подготовке специалистов в области иностранных языков владение навыками работы с ИКТ приравнивается к умениям чтения и письма. При устройстве на престижную работу владение навыками использования персонального компьютера играет немаловажную роль. Таким образом, основной задачей образования является формирование у обучающихся универсальных установок, необходимых для полноценного функционирования в информационной образовательной среде.
Под ИКТ компетентностью студента понимается способность решать учебные задачи с помощью информационных и коммуникационных технологий.
Формирование теоретических знаний и развитие умений и навыков по использованию ИКТ позволяет подготовить обучающихся к взаимодействию и коммуникации в профессиональной сфере, а также акцентирует внимание на необходимости самостоятельной учебной деятельности обучающихся. Однако стоит учитывать, что ИКТ компетентность не является межпредметным образованием, несмотря на то, что выделяют ее инвариантные компоненты. Например: под-касты могут быть использованы в обучении иностранному языку для развития умений говорения и аудирования, в то время как осуществление поиска информации и ее отбор для учебных целей будет являться универсальным умением как для иностранного языка, так и для многих других дисциплин: математики, истории, химии и т. д.
Кроме того, студент должен владеть элементарными правилами соблюдения ин-
формационной и личной безопасности [8]. Организация учебной работы имеет здесь доминирующее значение. Так, например, необходимо соблюдать количество времени, проведенное за компьютером, т. к. это сказывается на здоровье человека: зрении, нервной системе, опорно-двигательной системе и т. д. Помимо этого, студент должен понимать и соблюдать правила конфиденциальности при работе с информационными и коммуникационными технологиями: не сохранять пароли и личную информацию на чужих компьютерах и мобильных устройствах, никому не передавать пароли доступа к персональной зоне в сети Интернет: электронной почте, форумам и социальным сетям. Особое положение занимает фильтрация интернет-контента, поскольку в сети можно встретить противоречивую информацию, поданную с разных точек зрения, что зачастую вводит в заблуждение. С этой целью были созданы специальные программы, которые предотвращают рассылку спама и доступа к нежелательным интернет-источникам.
В связи с интенсивным развитием рынка мобильных технологий иногда затруднительно сказать, является ли студент компетентным в этой области, однако не всегда самые новые технологии используются на рабочих местах, а скорее проводится их смешанное использование.
Четвертым психолого-педагогическим условием использования мобильных технологий в обучении студентов иностранному языку является ИКТ компетентность преподавателя иностранного языка.
Говоря о сформированности ИКТ компетентности преподавателя иностранного языка, необходимо отметить, что, в первую очередь, педагог является не только уверенным пользователем персонального компьютера и мобильных технологий, но и человеком, способным к накоплению и распространению опыта работы с информационными и коммуникационными технологиями.
Мобильные технологии представляют собой эффективный инструмент обучения, который органично вписывается в методическую систему для получения ожидаемого результата. Хотя мобильные технологии и не заменяют учебные материалы и не ущемляют роль преподавателя, они коренным образом
изменяют методику преподавания иностранного языка.
Рассматривая ИКТ компетентность преподавателя иностранного языка как комплексное явление, необходимо отметить следующие требования, предъявляемые к нему:
- сформированность ИКТ грамотности, позволяющей использовать богатый потенциал персонального компьютера, мобильных устройств и программного обеспечения;
- осознание использования мобильных технологий в обучении иностранному языку с целью формирования иноязычной коммуникативной компетенции у студентов;
- адекватное использование мобильных технологий в обучении с целью повышения качества образования.
Таким образом, под ИКТ компетентностью преподавателя иностранного языка понимается способность решать профессиональные задачи с помощью информационных и коммуникационных технологий для развития у студентов речевых умений и формирования языковых навыков [9-11].
В табл. 1 представлена структура ИКТ компетентности преподавателя иностранного языка, состоящая из пяти компонентов: цен-ностно-мотивационного, когнитивного, операционного, коммуникативного и рефлексивного [9-10].
В рамках данного исследования особый интерес представляет структура ИКТ компетенции преподавателя иностранного языка, представленная двумя основными компонентами: знаниями и соответствующими им умениями и навыками. Так, теоретическую базу ИКТ компетенции преподавателя иностранного языка составляют следующие знания о/об:
- основах работы с поисковыми системами сети Интернет, осуществлении поиска и отбора информации для учебных целей [12];
- проведении оценки извлекаемой из сети Интернет информации для учебных целей [12];
- технологиях создания пяти видов учебных интернет-ресурсов: хотлист, мультимедиа скрепбук, трежа хант, сабджект семпла, вебквест [13];
- технологиях Веб 2.0 в обучении иностранному языку: блог-технологии, вики-технологии, подкастах и др. [14-16];
Таблица 1
ИКТ компетентность преподавателя иностранного языка
Компоненты Описание
Ценностно-мотивационный Преподаватель иностранного языка осознает важность использования ИКТ для решения профессиональных задач, проявляет активность в использовании ИКТ
Когнитивный Преподаватель иностранного языка демонстрирует сформированность представлений об ИКТ и их методическом потенциале
Операционный Преподаватель иностранного языка использует полученные знания по использованию ИКТ на практике
Коммуникативный Преподаватель иностранного языка обсуждает с коллегами вопросы использования современных ИКТ для решения профессиональных задач, делится опытом успешного применения ИКТ на практике
Рефлексивный Преподаватель иностранного языка занимается самооценкой и анализом производимой учебной деятельности на основе ИКТ
- способах применения информационно-справочных ресурсов сети Интернет в обучении иностранному языку: лингвистический корпус, сетевые энциклопедии и словари [17-18];
- использовании сетевых тестов в обучении иностранному языку;
- основах обеспечения информационной безопасности при работе с интернет-ресурсами [6];
- организации сетевого взаимодействия между обучающимися [19].
Однако данная структура ИКТ компетенции не является статичной, поскольку с появлением новых информационных и коммуникационных технологий может претерпевать качественные изменения.
Пятым психолого-педагогическим условием использования мобильных технологий в обучении студентов иностранному языку является организация обучения иностранному языку на основе личностно-деятель-ностного подхода.
При анализе вопросов учебно-воспитательного процесса становится очевидным, что понятие «подход» практически всегда рассматривается с позиции преподавателя. Ведь именно преподаватель создает те условия, которые позволяют обучающимся эффективно развиваться.
Личностно-деятельностный подход был разработан в середине 80-х гг. XX в. и предназначался педагогам для субъектно-ориен-тированного управления учебной деятельностью обучающегося с целью решения задач разного уровня сложности [20]. Сущность личностно-деятельностного подхода состоит в объединении деятельностного и личност-
ного компонентов. Таким образом, личност-но-деятельностный подход ставит в центр обучения самого обучающегося, его психологические качества, цели и мотивы, а преподаватель в рамках данного подхода должен максимально ориентироваться на индивидуально-психологические, возрастные, половые, национальные и статусные особенности обучающихся. В связи с этим происходит замена роли преподавателя с информатора, источника знаний, на тьютора, друга и помощника, которая сводится к:
- отбору содержания обучения с учетом индивидуальных особенностей обучающихся;
- мотивации обучающихся к познавательной деятельности;
- консультации и помощи обучающимся при столкновении с трудностями;
- контролю за успеваемостью целой группы и каждого отдельного обучающегося.
С позиции обучающихся в рамках реализации личностно-деятельностного подхода предполагается полная свобода выбора: от методов и технологий обучения, учебных пособий и средств обучения до преподавателя.
Личностно-деятельностный подход
предполагает:
- обеспечение безопасности учебной деятельности, способствующее росту обучающегося как личности;
- активность обучающегося в решении задач проблемного характера за счет доверительных отношений с преподавателем;
- единство внешних и внутренних мотивов, приводящих к достижению поставленных целей;
- участие в решении конкретной учебной задачи вместе с другими обучающимися как проявление чувства принадлежности к учебной группе и уверенности в своих силах [20].
На основании этого можно судить о том, что личностно-деятельностный подход направлен не только на развитие профессиональной компетенции обучающегося, но и личности в целом, а переход от внешних мотивов к внутренним расценивается как проявление рефлексии - самооценки и самоанализа.
Использование мобильных технологий в обучении иностранному языку идеально подходит для реализации личностно-деятель-ностного подхода к обучению, т. к. позволяет подобрать персональный темп усвоения материала для каждого обучающегося, причем если студент сталкивается с трудностями, то у него всегда есть возможность вернуться к трудному фрагменту и изучить его еще раз. Особую важность представляет реализация принципа обратной связи, обеспечивающего понимание учебного материала со стороны обучающегося и для коррекции возможных ошибок со стороны преподавателя. Для мотивации обучающихся особое значение играет организация проектного обучения, в рамках которого каждый обучающийся принимает в нем участие и проникается чувством ответственности, что, в свою очередь, способствует формированию творческих и коммуникативных умений.
Таким образом, для построения эффективной методики использования мобильных технологий в обучении иностранному языку необходимо применять их с другими образовательными технологиями, не отрицая, а дополняя друг друга.
На основании вышеизложенного использование мобильных технологий в обучении иностранному языку будет более эффективным, если разработка соответствующей методики будет осуществляться с учетом следующих психолого-педагогических условий:
1) мотивация студентов к использованию мобильных технологий в качестве вспомогательных средств обучения;
2) готовность преподавателей осуществлять обучение на основе мобильных технологий;
3) ИКТ компетентность студентов;
4) ИКТ компетентность преподавателя иностранного языка;
5) организация обучения иностранному языку на основе личностно-деятельностного подхода.
1. Андреев А.А. Применение сети Интернет в учебном процессе // Информатика и образование. 2005. № 9. С. 2-7.
2. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных интернет-технологий. Москва; Ростов-на-Дону, 2010.
3. Сысоев П.В. Направления и перспективы информатизации языкового образования // Высшее образование в России. 2013. № 10. С. 90-97.
4. Роберт И.В. Основные направления информатизации образования в отечественной школе // Вестник МГПУ. Серия Информатика и информатизация образования. 2005. № 5. С. 106-114.
5. Сысоев П.В. Информатизация языкового образования: основные направления и перспективы // Иностранные языки в школе. 2012. № 2. С. 2-9.
6. Сысоев П.В. Информатизация языкового образования: основные направления и перспективы (окончание) // Иностранные языки в школе. 2012. № 3. С. 2-9.
7. Сысоев П.В. Обучение по индивидуальной траектории // Язык и культура. 2013. № 4 (24). С. 121-131.
8. Сысоев П.В. Информационная безопасность учащихся при работе в образовательной интернет-среде: современный ответ на вызовы времени // Иностранные языки в школе. 2011. № 10. С. 16-20.
9. Евстигнеев МН.Компетентность учителя иностранного языка в области использования информационно-коммуникационных технологий // Иностранные языки в школе. 2011. № 9. С. 2-9.
10. Евстигнеев М.Н. Методика формирования компетентности учителя иностранного языка в области использования информационных и коммуникационных технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2012.
11. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Компетенция учителя иностранного языка в области использования информационно-коммуникационных технологий: определение понятий и компонентный состав // Иностранные языки в школе. 2011. № 6. С. 16-20.
12. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Учебные интернет-ресурсы в системе языковой подго-
товки учащихся // Иностранные языки в школе. 2008. № 8. С. 11-15.
13. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Современные учебные интернет-ресурсы в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2008. № 6. С. 1-10.
14. Сысоев П.В. Блог-технология в обучении иностранному языку // Язык и культура.
2012. № 4 (20). С. 115-127.
15. Сысоев П.В. Вики-технология в обучении иностранному языку // Язык и культура.
2013. № 3 (23). С. 140-152.
16. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0: Социальный сервис подкастов в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 6. С. 8-11.
17. Сысоев П.В. Лингвистический корпус, корпусная лингвистика и методика обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2010. № 5. С. 12-21.
18. Сысоев П.В., Кокорева А.А. Обучение студентов профессиональной лексике на основе корпуса параллельных текстов // Язык и культура. 2013. № 1 (21). С. 114-124.
19. Ежиков Д.А. Методика развития речевых умений студентов на основе средств синхронной видео-интернет-коммуникации (английский язык, неязыковой вуз): автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2013.
20. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2002.
1. Andreev A.A. Primenenie seti Internet v ucheb-nom protsesse // Informatika i obrazovanie. 2005. № 9. S. 2-7.
2. Sysoev P.V., Evstigneev M.N. Metodika obucheniya inostrannomu yazyku s ispol'zovaniem novykh informatsionno-kommunikatsionnykh internet-tekhnologiy. Moskva; Rostov-na-Donu, 2010.
3. Sysoev P.V. Napravleniya i perspektivy informatizatsii yazykovogo obrazovaniya // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2013. № 10. S. 90-97.
4. RobertI.V. Osnovnye napravleniya informatizat-sii obrazovaniya v otechestvennoy shkole // Vestnik MGPU. Seriya Informatika i informatizatsiya obrazovaniya. 2005. № 5. S. 106-114.
5. Sysoev P.V. Informatizatsiya yazykovogo obrazovaniya: osnovnye napravleniya i perspektivy // Inostrannye yazyki v shkole. 2012. № 2. S. 2-9.
6. Sysoev P.V. Informatizatsiya yazykovogo obrazovaniya: osnovnye napravleniya i perspektivy (okonchanie) // Inostrannye yazyki v shkole. 2012. № 3. S. 2-9.
7. Sysoev P.V. Obuchenie po individual'noy traektorii // Yazyk i kul'tura. 2013. № 4 (24). S. 121-131.
8. Sysoev P.V. Informatsionnaya bezopasnost' uchashchikhsya pri rabote v obrazovatel'noy internet-srede: sovremennyy otvet na vyzovy vremeni // Inostrannye yazyki v shkole. 2011. № 10. S. 16-20.
9. Evstigneev M.N. Kompetentnost' uchitelya inostrannogo yazyka v oblasti ispol'zovaniya informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologiy // Inostrannye yazyki v shkole. 2011. № 9. S. 2-9.
10. Evstigneev M.N. Metodika formirovaniya kompetentnosti uchitelya inostrannogo yazyka v oblasti ispol'zovaniya informatsionnykh i kommunikatsionnykh tekhnologiy: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2012.
11. Sysoev P.V., Evstigneev M.N. Kompetentsiya uchitelya inostrannogo yazyka v oblasti ispol'zovaniya informatsionno-kommunika-tsionnykh tekhnologiy: opredelenie ponyatiy i komponentnyy sostav // Inostrannye yazyki v shkole. 2011. № 6. S. 16-20.
12. Sysoev P.V., Evstigneev M.N. Uchebnye internet-resursy v sisteme yazykovoy podgotovki uchashchikhsya // Inostrannye yazyki v shkole. 2008. № 8. S. 11-15.
13. Sysoev P.V., Evstigneev M.N. Sovremennye uchebnye internet-resursy v obuchenii inostrannomu yazyku // Inostrannye yazyki v shkole. 2008. № 6. S. 1-10.
14. Sysoev P.V. Blog-tekhnologiya v obuchenii inostrannomu yazyku // Yazyk i kul'tura. 2012. № 4 (20). S. 115-127.
15. Sysoev P.V. Viki-tekhnologiya v obuchenii inostrannomu yazyku // Yazyk i kul'tura. 2013. № 3 (23). S. 140-152.
16. Sysoev P.V., Evstigneev M.N. Tekhnologii Veb 2.0: Sotsial'nyy servis podkastov v obuchenii inostrannomu yazyku // Inostrannye yazyki v shkole. 2009. № 6. S. 8-11.
17. Sysoev P. V. Lingvisticheskiy korpus, korpusnaya lingvistika i metodika obucheniya inostrannym yazykam // Inostrannye yazyki v shkole. 2010. № 5. S. 12-21.
18. Sysoev P.V., Kokoreva A.A. Obuchenie studentov professional'noy leksike na osnove korpusa parallel'nykh tekstov // Yazyk i kul'tura. 2013. № 1 (21). S. 114-124.
19. Ezhikov D.A. Metodika razvitiya rechevykh umeniy studentov na osnove sredstv sinkhronnoy video-internet-kommunikatsii (angliyskiy yazyk, neyazykovoy vuz): avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2013.
20. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psikhologiya. M., 2002.
Поступила в редакцию 17.12.2013 г.
UDC 811.111
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING BASED ON MOBILE TECHNOLOGIES
Ksenia Vladimirovna KAPRANCHIKOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Linguistics and Linguodidactics Department; Voronezh State Agrarian University named after Emperor Peter I, Voronezh, Russian Federation, Senior Lecturer of Foreign Languages and International Business Communication Department, e-mail: [email protected]
Currently, the use of mobile technology in foreign language teaching in higher education institution, on the one hand, is relatively new area, and, on the other hand, advanced mobile technology is seen as a means of distance learning, involving a shift from traditional forms of teaching to mix type learning. However, in order to achieve the efficiency of teaching a foreign language based on mobile technology, a number of psychological and pedagogical conditions of the educational process based on mobile technology should be taken into the account. This article is devoted to the detection and study of psycho-pedagogical conditions. These conditions include: a) the motivation of students to use mobile technologies as tools of learning; b) the willingness of teachers to provide training based on mobile technology; c) students' ICT competence; d) foreign language teachers' ICT competence; and e) the organization foreign language teaching based on the activity theory. In detail all five selected psycho-pedagogical conditions are described.
Key words: mobile technology; information and communication technology; foreign language teaching; psychological and pedagogical conditions.