УДК 811.111
АЛГОРИТМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ НЕЛИНГВИСТИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ НА ОСНОВЕ МОБИЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
© Ксения Владимировна КАПРАНЧИКОВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра лингвистики и лингводидактики; Воронежский государственный аграрный университет им. императора Петра I, г. Воронеж, Российская Федерация, старший преподаватель кафедры иностранных языков и деловой международной коммуникации, e-mail: [email protected]
Мобильные средства выступают одним из современных средств обучения, обладающих педагогическим потенциалом. Обучение иностранному языку на основе мобильных технологий возможно при использовании алгоритмов обучения с отдельно выделенными этапами и шагами. Предложены два алгоритма обучения иностранному языку на основе блог-технологии и мобильных подкасов. Алгоритм по использованию блог-технологии включает три этапа (подготовительный, процессуальный и оценочный) и пять шагов (знакомство студентов с целью проекта, подбор материала для обсуждения на странице группы, участие в интернет-дискуссии, рефлексия и самооценка, оценка преподавателем работы студентов). Алгоритм развития речевых умений студентов на основе мобильных подкастов включает три этапа (подготовительный, процессуальный и оценочный) и восемь шагов (установка и планирование работы, знакомство с правилами размещения подкастов, выбор темы и создание текста подкаста студентами, запись подкаста, просмотр подкастов студентов, сетевое обсуждение подкастов в блоге, самооценка и рефлексия, оценка преподавателя). Показаны функции преподавателя и студентов на каждом этапе обучения.
Ключевые слова: мобильные технологии; информационно-коммуникационные технологии; обучение иностранному языку; алгоритмы обучения; блог-технология; подкасты.
Существующие мобильные технологии разнообразны как по своим дидактическим свойствам, так и по методическим функциям. Именно поэтому представляется невозможным разработать один универсальный алгоритм обучения иностранному языку на основе всех мобильных технологий. В зависимости от конкретной мобильной технологии преподаватель будет использовать или метод проектов, включающий комплекс этапов и шагов по развитию видов речевой деятельности на основе выбранной мобильной технологии, или задания на формирование аспектов языка и конкретных видов речевой деятельности. Кроме того, учебная деятельность студентов на основе мобильных технологий может происходить как в аудиторное, так и во внеаудиторное время. В зависимости от поставленных целей обучения и уровня языковой подготовки обучающихся степень аудиторного выполнения этапов проекта может варьироваться. В табл. 1 представлена классификация мобильных технологий по типу организации учебной деятельности студентов и их использования в аудиторное или внеаудиторное время.
Как показывают данные табл. 1, в обучении иностранному языку при реализации проектной методики наиболее эффективно можно использовать электронную почту, веб-форум, блог-технологию, вики-техноло-гию, подкасты. Студенты во внеаудиторное время будут задействованы в реализации определенного проекта, выполняемого на конкретной платформе (блог, вики, форум), или посредством одной из технологий (например, использование блог-технологии с социальных сетях (стена ВКонтакте)). В аудиторное же время студенты могут выполнять лишь некоторые шаги процессуального этапа, необходимые для более успешного и полноценного выполнения проекта. Результаты многих исследований, посвященных использованию блог-технологии [1-3], вики-технологии [4-6], подкастов [7-8], веб-форума [9] и электронной почты [10], свидетельствуют о том, что для более эффективной реализации методики обучения иностранному языку на основе одной из этих технологий определенные шаги методики (алгоритма обучения) должны обязательно проводиться в аудиторное время в классе. Это не должно занимать много времени, однако сочетание внеауди-
торной и аудиторной работы по выполнению языкового проекта сможет предоставить студентам и преподавателю определенный контроль над проведением и реализацией проекта. Более того, выполняя некоторые этапы проекта в аудитории, студенты получают дополнительную возможность проконсультироваться у преподавателя по интересующим их вопросам.
Среди всех рассматриваемых в работе мобильных технологий средства синхронной видео-интернет-коммуникации [11] стоят обособленно, ибо на их основе можно осуществить процесс взаимодействия преподавателя и студентов или студентов между собой. Использование данных технологий в процессе обучения будет происходить в рамках тех языковых проектов, которые будут реализовываться на основе одной из вышеупомянутых технологий. Кроме того, студенты между собой смогут использовать средства видео-интернет-коммуникации (например, программное обеспечение 8куре) для осуществления видеосвязи в процессе выполнения проектов.
Информационно-справочные ресурсы сети Интернет могут использоваться как на регулярных аудиторных занятиях, при условии обеспечения мобильного доступа к ним, так и во внеаудиторное время в процессе подготовки к регулярным занятиям или в процессе реализации языковых проектов.
Лингвистический корпус, словари и переводчики, а также навигаторы могут ис-
пользоваться не только во внеаудиторное время в процессе выполнения проектов, в т. ч. и исследовательских, но и в условиях мобильного обучения в аудиторное время в классе [12; 13]. Безусловно, в последнем случае они будут требовать специальных упражнений или заданий на их интеграцию в процесс обучения иностранному языку и культуре.
Необходимо подробнее рассмотреть исследования ученых и разработать наши алгоритмы обучения иностранному языку и серию заданий на формирование языковых навыков речи студентов на основе мобильных технологий.
Основным методом, на основе которого организуется процесс обучения иностранному языку посредством блог-технологии, вики-технологии, подкастов, веб-форума и электронной почты, является метод проектов.
В настоящее время метод проектов и методика организации проектной деятельности учащихся и студентов получили широкое распространение в педагогике. Зарождение метода проектов традиционно ассоциируется с именем известного американского философа, педагога, представителя прагматизма Джона Дьюи [14]. Ученый утверждал, что ценность и результативность любого образования лежит непосредственно в опыте обучающихся по активному использованию на практике знаний, полученных в классе. Кроме того, он говорил о том, что образование само по себе не является подготовкой к жизни;
Таблица 1
Классификация мобильных технологий
Мобильная технология Вид учебной деятельности Форма проведения
Внеаудиторная Аудиторная
Электронная почта Проектная V При выполнении проектов
Веб-форум Проектная V При выполнении проектов
Блог-технология Проектная V При выполнении проектов
Вики-технология Проектная V При выполнении проектов
Подкасты Проектная V При выполнении проектов
Средства синхронной интернет-видео-коммуникации Регулярные занятия - V
Информационно-справочные ресурсы Проектная / регулярные занятия V V
Лингвистический корпус Регулярные занятия V V
Словари и переводчики Регулярные занятия V V
Навигаторы Регулярные занятия V V
сама жизнь и есть образование. Необходимо заметить, что эти идеи Д. Дьюи органично перекликаются с новой отечественной пара-
дигмой образования - «образование на протяжении всей жизни» в замену старой парадигме «образование на всю жизнь» [15].
Действительно, в современном быстроменяющемся постиндустриальном обществе для поддержания квалификации каждый специалист должен постоянно находиться в процессе овладения новыми знаниями и формирования новых компетенций через практический опыт. Основная мысль предлагаемого метода проектов заключается в том, что учащиеся и студенты не должны быть «получателями» готовой информации от учителя. Наоборот, в процессе обучения должны быть созданы такие психолого-педагогические условия, при которых обучающиеся сами смогли бы выступать в роли получателей и создателей необходимой информации и нового практического опыта по использованию знаний на практике.
По мысли Д. Дьюи, в основе любого проекта должна лежать проблема, взятая из реальной жизненной ситуации. Эта проблема должна быть понятна и значима для каждого учащегося и студента. Чтобы выполнить проект, в основе которого лежит проблема, каждый обучающийся должен задействовать уже имеющиеся знания и умения, и на их основе приобретать новые знания и опыт. Функция преподавателя при организации проектной деятельности обучающихся заключается в фасилитации самого процесса обучения. Преподаватель создает необходимые условия и координирует поисково-познавательную и исследовательскую деятельность учащихся и студентов.
В нашей стране метод проектов получил особое развитие и применение. Советские педагоги параллельно с американскими коллегами проводили исследования по разработке теоретических основ этого метода. Как свидетельствует обзор исследований по разработке метода проектов в СССР, проведенный Н.С. Петрищевой [16], еще в 1905 г. была образована группа ученых, занимавшихся разработкой метода проектов и его использованием на практике. Однако в 1931 г. постановлением Центрального комитета ВКП(б) метод проектов был осужден. С тех пор до конца 1990-х гг. в нашей стране метод проектов пребывал в состоянии забвения. Вместе с тем необходимо отметить, что в других странах Европы метод проекта продолжал существовать и развиваться в контексте гуманистической педагогики.
В 2000-е гг. «реанимацию» и особую динамику развития и использования метода проектов придали работы Е.С. Полат [17] и
исследователей лаборатории дистанционного обучения Института содержания и методов обучения Российской академии наук. Ученые рассматривали дидактический потенциал метода проектов в контексте дистанционного образования. Под методом проектов Е.С. По-лат предлагает понимать «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом... определенная совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов» [17, с. 67]. В качестве проекта может выступать любая самостоятельно планируемая обучающимися работа на изучаемом языке. К проектам могут относиться выпуск плакатов, стендовых докладов, стенгазет, спектакль, концерт, доклад и т. п. Работа над проектом может осуществляться учеником или студентом индивидуально или же в группе. Проектная деятельность позволяет реализовать дифференцированный подход к обучению, повышает активность и самостоятельность обучающихся на основе учебно-ролевых игр, самостоятельного решения коммуникативных задач.
На современном этапе метод проектов достаточно прочно вошел в практику преподавания иностранного языка как в средней общеобразовательной школе, так и в вузе. Он выступает в качестве одного из действенных методов, реализуемых в рамках личностно-дея-тельностного подхода. К основным положениям метода проектов относятся следующие:
- предварительное обозначение ожидаемого результата (цели) проектной деятельности;
- в основе метода проектов должно происходить решение обозначенной проблемы;
- метод проектов подразумевает самостоятельную учебную деятельность обучающихся по решению поставленной проблемы;
- метод проектов предполагает индивидуальную или групповую формы учебной деятельности участников проекта;
- метод проектов предполагает обучение (решение поставленной учебной задачи) по индивидуальным траекториям: обучающиеся согласовывают с преподавателем сроки выполнения проекта, формы представле-
ния конечного результата проектной деятельности (письменная работа, устное выступление и т. п.);
- метод проектов подразумевает получение обучающимися новых знаний и практических умений через непосредственное участие в практической деятельности [17].
Для эффективности реализации проектной методики, по мысли Е.С. Полат, к методу проектов предъявляются определенные требования: во-первых, в основе любого проекта должна лежать проблема, решение которой возможно посредством поисково-исследовательской работы при опоре на имеющиеся у обучающихся знания и опыт; во-вторых, любая проектная деятельность должна иметь четко обозначенный результат или значимость (практическую, теоретическую, познавательную и т. п.); в-третьих, проектная деятельность предполагает различные виды самостоятельной работы обучающихся (индивидуальную, парную, групповую); в-четвертых, проектная деятельность обучающихся должна быть четко структурирована с отдельно выделенными этапами и промежуточными результатами; в-пятых, проектная деятельность, предусматривающая исследовательскую работу обучающихся, должна быть разбита на этапы (определение проблемы исследования, формулировка цели и формулировка вытекающих из нее задач; формулировка гипотезы исследования и определение путей ее решения; обсуждение и выбор методов исследования; обсуждение и определение форм представления конечного результата проектной деятельности обучающихся (стендовый доклад, презентация); работа над проектом (поиск, классификация, анализ полученной информации); подведение итогов, представление результатов проектной деятельности; выводы и предложение новых проблем исследования [17].
Безусловно, обозначенные требования носят общепедагогическую направленность и относятся к проектам по разным дисциплинам. Последнее положение о необходимости использования определенной последовательности действий определяет необходимость разработки пошагового алгоритма или технологии обучения.
Следует отметить, что разные авторы по-разному подходят к вопросу выделения этапов и шагов реализации проектной методики. В частности, В.В. Сафонова и П.В. Сысоев [18; 19] предлагают методику реализации
языковых культуроведческих проектов, состоящую из семи шагов:
1) «ввод в проектную деятельность: ознакомление школьников с возможностью участвовать в предлагаемых проектах и обсуждение их;
2) планирование работы над проектом: обсуждение цели и содержания проекта, прогнозирование объема работ и т. д.;
3) подготовка материалов на английском языке с привлечением материалов на русском языке, помогающих в дальнейшем сбору и систематизации информации (писем-запросов, анкет и т. д.);
4) выполнение проекта во внеучебное время;
5) подготовка к организации выставки и устной презентации проекта, а также их обсуждение;
6) устная презентация проекта и ответы на вопросы;
7) оценка работы по проекту» [18, а 76-77].
Анализ семи этапов реализации языковых культуроведческих проектов, предложенных В.В. Сафоновой и П.В. Сысоевым [18], свидетельствует о следующем: во-первых, все шаги можно условно разделить на три группы: 1) допроектная работа; 2) непосредственно проектная деятельность; 3) постпроектная работа. Во-вторых, проекты или полностью реализуются во внеаудиторное время, или же их большая часть реализуется во внеучебное время. В-третьих, первый шаг, посвященный вводу обучающихся в проектную деятельность, как нам представляется, должен иметь место лишь на начальном этапе внедрения проектной методики. Когда обучающиеся будут участвовать в проектной деятельности на регулярной основе, необходимость в этом шаге отпадет. В-четвертых, вся проектная деятельность представлена в четвертом шаге - «выполнение проекта во внеучебное время». На наш взгляд, описание этого шага в дидактических и методических целях может быть значительно расширено. Более того, в зависимости от проекта и от необходимости сочетания аудиторной и внеаудиторной учебной деятельности обучающихся этот шаг может быть детализирован несколькими более мелкими по своему дидактическому наполнению шагами.
В западной методической литературе широкую известность получила методика реализации проектной деятельности Д. Фрид-Бус
[20]. В своей работе автор выделяет три основных этапа реализации проекта.
Первый этап. Планирование. На данном этапе студенты обсуждают с преподавателем содержание своего проекта и определяют ожидаемый конечный результат.
Второй этап. Реализация проекта. Второй этап может включать опрос прохожих на улице, анкетирование сверстников, преподавателей, родителей и т. д. Роль преподавателя на данном этапе - осуществление мониторинга деятельности студентов.
Третий этап. Создание конечного продукта. На заключительном этапе студенты создают конечный продукт своей деятельности, который может быть в виде стенгазеты, журнала, доклада, презентации и т. п. На заключительном же этапе может происходить оценка продукта как преподавателем, так и привлеченными лицами [20].
Очевидно, что выделенные этапы реализации проектной деятельности Д. Фрид-Бус носят общий характер и должны быть значительно расширены и детализированы. Также неясно, почему создание конечного продукта относится к третьему заключительному этапу обучения, а не ко второму - реализации проекта.
Анализ ряда отечественных исследований, посвященных использованию метода проектов в обучении иностранному языку на основе современных интернет-технологий, свидетельствует о том, что в целом ученые пришли к единому мнению относительно этапов и некоторых отдельно выделенных шагов [1-10]. В частности, авторы выделяют три основных этапа реализации проектной деятельности на основе ИКТ: 1) подготовительный; 2) процессуальный и 3) оценочный.
Таблица 2
Алгоритм развития умений письменной речи студентов на основе блог-технологии
Этап I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Шаг 1. Знакомство студентов с целью проекта. Определение его тематики (в аудитории). Преподаватель объясняет студентам сущность и основные этапы учебной проектной деятельности на основе блог-технологии, определяет тематику предстоящего проекта. Реализация проекта осуществляется в закрытой группе социального сервиса ВКонтакте
Преподаватель Студенты
разделяет студентов на минигруппы, обозначает цель проектной деятельности на основе блог-технологии, определяет тематику, объясняет шаги алгоритма действий задают организационные вопросы
Этап II. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ Шаг 2. Подбор материала для обсуждения на странице группы. Преподаватель определяет тематику обсуждения в каждой группе. Студенты участвуют в «мозговом штурме», осуществляют поиск и подбор материала для интернет-дискуссии
Преподаватель Студенты
производит мониторинг работы студентов, помогает им в случае возникновения затруднений при работе занимаются обсуждением, обработкой, систематизацией, анализом, синтезом материала
Шаг 3. Участие в интернет-дискуссии. Каждый студент в своей мини-группе заходит на страницу группы ВКонтакте и принимает участие в обсуждении поставленной проблемы
Преподаватель Студенты
производит мониторинг самостоятельной работы студентов на основе мобильных технологий, при необходимости оказывает помощь и консультации размещают свои аргументы на странице группы ВКонтакте, читают аргументы одногруппников, реагируют на них
Этап III. ОЦЕНОЧНЫЙ
Шаг 4. Рефлексия и самооценка. Студенты оценивают, насколько им удалось раскрыть суть обсуждаемой проблемы, пытаются осмыслить, какие трудности они испытывали во время выполнения проекта и почему, озвучивают,
что им необходимо будет сделать, чтобы улучшить работу в следующий раз_
Шаг 5. Оценка преподавателем работы студентов. Преподаватель оценивает работу студентов согласно заранее обозначенным критериям_
Подготовительный этап характеризуется предварительной работой перед непосредственным выполнением проекта. Преподаватель объясняет студентам цель проекта (конечный продукт), средства реализации проекта (выбранную интернет-технологию), вопросы обеспечения информационной безопасности при реализации интернет-проекта
[21], обсуждаются технологические вопросы использования конкретной интернет-технологии (как вводить материал, как его корректировать и т. п.).
Процессуальный этап характеризуется отдельными шагами по выполнению проекта. В зависимости от выбранной интернет-технологии эти шаги могут варьироваться.
Алгоритм развития умений говорения и аудирования студентов на основе мобильных подкастов
Таблица 3
ЭТАП I УСТАНОВОЧНЫЙ
Шаг 1. Установка и планирование работы_
Преподаватель Студенты
объясняет студентам цель и задачи проекта, знакомит их с правилами размещения подкастов в закрытой группе ВКон-такте; объясняет, как будет происходить обсуждение подкастов в блоге в группе; знакомит студентов с критериями оценки их участия в учебной деятельности на основе мобильных технологий задают организационные вопросы
Шаг 2. Знакомство с правилами размещения подкастов в группе на сервисе ВКонтакте и с правилами размещения комментариев для организации интернет-дискуссии
Преподаватель Студенты
объясняет студентам правила размещения подкастов в группе на сервисе ВКонтакте знакомятся с правилами размещения видеофайлов в закрытой группе на сервисе ВКонтакте
объясняет студентам правила размещения комментариев в блоге группы знакомятся с правилами размещения комментариев к подкасту на сервисе ВКонтакте
ЭТАП II. процессуальный Шаг 3. Выбор темы и создание текста подкаста студентами. Студентам предлагается подготовить текст будущего подкаста по определенной тематике
Преподаватель Студенты
производит мониторинг самостоятельной деятельности студентов; помогает студентам откорректировать тексты будущих подкастов создают текст подкаста
Шаг 4. Запись подкаста. Используя мобильные средства (смартфоны или планшетные компьютеры), студенты записывают свои подкасты и размещают их в группе на сервисе ВКонтакте. Группа ВКонтакте является закрытой, поэтому доступ к подкастам имеют только студенты, участвующие в обучении на основе мобильных технологий
Преподаватель Студенты
производит мониторинг, чтобы все студенты разместили свои подкасты в группе на сервисе ВКонтакте записывают и размещают свои подкасты в группе на сервисе ВКонтакте
Шаг 5. Просмотр подкастов студентов. Используя мобильные технологии (смартфоны или планшетные компьютеры), студенты просматривают подкасты друг друга с целью дальнейшего их обсуждения в группе ВКонтакте. Преподаватель определяет, сколько подкастов должен просмотреть каждый студент
Преподаватель Студенты
производит мониторинг учебной деятельности студентов просматривают подкасты одногруппников
Шаг 6. Сетевое обсуждение подкастов. После просмотра каждого подкаста каждый студент принимает участие в его обсуждении (содержание и речевая структура) в блоге группы ВКонтакте. Студентам может быть дана установка: просмотреть или прослушать подкаст и разместить в блоге краткие отзывы и комментарии по содержанию и/или структуре подкаста
Преподаватель Студенты
производит мониторинг участия студентов в сетевом обсуждении подкастов размещают свои комментарии к каждому подкасту в блоге группы на сервисе вконтакте
ЭТАП Ш. ОЦЕНОЧНЫЙ
Шаги 7. Рефлексия и самооценка. Студенты оценивают, насколько им удалось раскрыть суть обсуждаемой проблемы, пытаются осмыслить, какие трудности и почему они испытывали во время реализации проекта, озвучивают, что
им необходимо будет сделать, чтобы улучшить работу в следующий раз_
Шаг 8. Оценка преподавателем. Преподаватель оценивает работу студентов согласно заранее обозначенным критериям_
В частности, при использовании блог-технологии студенты индивидуально создают письменные работы, выкладывают их на страницах своих блогов, а затем принимают участие в комментировании выложенных письменных работ одногруппников [2]. При использовании вики-технологии студенты сначала договариваются в классе, какой фрагмент будущей общей письменной работы будет создавать каждый из них, также договариваются о времени размещения своих
фрагментов на определенной странице вики-сервиса, а затем во внеаудиторное время готовят и размещают свой материал. Кроме того, в некоторых случаях (в зависимости от уровня владения студентами иностранным языком) необходимо, чтобы подготовленные ими материалы получили преподавательское одобрение и рекомендации по корректировке, прежде чем они будут размещены на ви-ки-странице [4-6]. При использовании учебных подкастов студенты во внеаудиторное
время сначала готовят тексты своих подкас-тов, затем обсуждают и корректируют их в классе, после чего записывают и размещают на сервисе подкастов свои видеовыступления. Далее студентам предлагается просмотреть учебные подкасты своих одногруппни-ков и принять участие в их сетевом обсуждении в микроблоге [7-8].
Оценочный этап характеризуется двумя видами контроля реализации проектной деятельности: а) оценка преподавателем конечного продукта и участия каждого студента в проектной деятельности; б) рефлексия студентов на свою работу. Последний шаг -рефлексия - представляется чрезвычайно важным. Многие исследователи утверждают, что только благодаря рефлексии каждый студент может осмыслить и осознать, какие виды учебной деятельности ему удались в большей, а какие в меньшей степени, на что следует обратить внимание в будущем для повышения эффективности своей работы и достижения лучших результатов.
Принимая во внимание дидактические свойства и методические функции вышеупомянутых интернет-технологий, а также ряд исследований, посвященных использованию современных интернет-технологий в обучении иностранному языку [22], в данной работе необходимо подробно остановиться на двух мобильных технологиях: блог-техноло-гии и подкастах. В табл. 2 и 3 представлены алгоритмы по обучению иностранному языку на основе этих двух технологий.
При использовании предложенных двух алгоритмов студенты нелингвистических направлений подготовки смогут развить речевые умения на основе мобильных технологий.
1. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0: социальный сервис блогов в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 4. С. 12-18.
2. Сысоев П.В. Блог-технология в обучении иностранному языку // Язык и культура. 2012. № 4 (20). С. 115-127.
3. Евстигнеева И.А. Формирование дискурсивной компетенции студентов языковых вузов на основе современных интернет-технологий // Язык и культура. 2013. № 1 (21). С. 74-82.
4. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0: социальный сервис вики в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 5. С. 2-8.
5. Сысоев П.В. Вики-технология в обучении иностранному языку // Язык и культура. 2013. № 3 (23). С. 140-152.
6. Маркова Ю.Ю. Методика развития умений письменной речи студентов на основе вики-технологии (английский язык, языковой вуз): автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2011.
7. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0: социальный сервис подкастов в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 6. С. 8-11.
8. Соломатина А.Г. Развитие умений говорения и аудирования посредством учебных подкас-тов // Иностранные языки в школе. 2012. № 9. С. 71-74.
9. Черкасов А.К. Номенклатура социокультурных умений, развиваемых посредством веб-форума // Язык и культура. 2012. № 1. C. 134139.
10. Апальков В.Г. Использование современных средств обучения и интернет-технологий в обучении иностранным языкам // Открытое образование. 2013. № 6. С. 71-75.
11. Ежиков Д.А. Методика развития речевых умений студентов на основе средств синхронной видео-интернет-коммуникации (английский язык, неязыковой вуз): автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2013.
12. Сысоев П.В. Лингвистический корпус, корпусная лингвистика и методика обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2010. № 5. С. 12-21.
13. Сысоев П.В., Кокорева А.А. Обучение студентов профессиональной лексике на основе корпуса параллельных текстов // Язык и культура. 2013. № 1 (21). С. 114-124.
14. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. М., 1915.
15. Сысоев П.В. Индивидуальная траектория обучения: что это такое? // Иностранные языки в школе. 2014. № 3. С. 2-12.
16. Петрищева Н.С. Методика формирования социокультурной компетенции студентов специальности «юриспруденция» посредством учебных интернет-проектов (английский язык)»: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2011.
17. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 2.
18. Сафонова В.В., Сысоев П.В. Программа элективного курса по культуроведению США. М., 2004.
19. Сафонова В.В., Сысоев П.В. Элективный курс по культуроведению США в системе профильного обучения английскому языку // Иностранные языки в школе. 2005. № 2. С. 7-16.
20. Fried-Booth D.L. Modelling of teaching practice for future teachers of the English language //
Journal of linguistic studies. 2009. № 2 (2). P. 75-83.
21. Сысоев П.В. Информационная безопасность учащихся при работе в образовательной интернет-среде: современный ответ на вызовы времени // Иностранные языки в школе. 2011. № 10. С. 16-20.
22. Сысоев П.В. Евстигнеев М.Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных интернет-технологий. Москва; Ростов-на-Дону, 2010.
1. Sysoev P.V., Evstigneev M.N. Tehnologii Veb 2.0: social'nyj servis blogov v obuchenii inostrannomu jazyku // Inostrannye jazyki v shkole. 2009. № 4. S. 12-18.
2. Sysoev P.V. Blog-tehnologija v obuchenii inostrannomu jazyku // Jazyk i kul'tura. 2012. № 4 (20). S. 115-127.
3. Evstigneeva I.A. Formirovanie diskursivnoj kompetencii studentov jazykovyh vuzov na os-nove sovremennyh internet-tehnologij // Jazyk i kul'tura. 2013. № 1 (21). S. 74-82.
4. Sysoev P.V., Evstigneev M.N. Tehnologii Veb 2.0: social'nyj servis viki v obuchenii inostrannomu jazyku // Inostrannye jazyki v shkole. 2009. № 5. S. 2-8.
5. Sysoev P.V. Viki-tehnologija v obuchenii inostrannomu jazyku // Jazyk i kul'tura. 2013. № 3 (23). S. 140-152.
6. Markova Ju.Ju. Metodika razvitija umenij pis'mennoj rechi studentov na osnove viki-tehnologii (anglijskij jazyk, jazykovoj vuz): avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2011.
7. Sysoev P.V., Evstigneev M.N. Tehnologii Veb 2.0: social'nyj servis podkastov v obuchenii inostrannomu jazyku // Inostrannye jazyki v shkole. 2009. № 6. S. 8-11.
8. Solomatina A.G. Razvitie umenij govorenija i audirovanija posredstvom uchebnyh podkastov // Inostrannye jazyki v shkole. 2012. № 9. S. 7174.
9. Cherkasov A.K. Nomenklatura sociokul'turnyh umenij, razvivaemyh posredstvom veb-foruma // Jazyk i kul'tura. 2012. № 1. C. 134-139.
10. Apal'kov V.G. Ispol'zovanie sovremennyh sredstv obuchenija i internet-tehnologij v obuchenii inostrannym jazykam // Otkrytoe obrazovanie. 2013. № 6. S. 71-75.
11. Ezhikov D.A. Metodika razvitija rechevyh umenij studentov na osnove sredstv sinhronnoj video-internet-kommunikacii (anglijskij jazyk, nejazykovoj vuz): avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2013.
12. Sysoev P.V. Lingvisticheskij korpus, korpusnaja lingvistika i metodika obuchenija inostrannym jazykam // Inostrannye jazyki v shkole. 2010. № 5. S. 12-21.
13. Sysoev P.V., Kokoreva A.A. Obuchenie studentov professional'noj leksike na osnove korpusa parallel'nyh tekstov // Jazyk i kul'tura. 2013. № 1 (21). S. 114-124.
14. Djui D. Psihologija i pedagogika myshlenija. M., 1915.
15. Sysoev P.V. Individual'naja traektorija obuchenija: chto jeto takoe? // Inostrannye jazyki v shkole. 2014. № 3. S. 2-12.
16. Petrishheva N.S. Metodika formirovanija sociokul'turnoj kompetencii studentov special'nosti «jurisprudencija» posredstvom uchebnyh internet-proektov (anglijskij jazyk)»: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2011.
17. Polat E.S. Metod proektov na urokah inostrannogo jazyka // Inostrannye jazyki v shkole. 2000. № 2.
18. Safonova V.V., Sysoev P.V. Programma jelektivnogo kursa po kul'turovedeniju SShA. M., 2004.
19. Safonova V.V., Sysoev P.V. Jelektivnyj kurs po kul'turovedeniju SShA v sisteme profil'nogo obuchenija anglijskomu jazyku // Inostrannye jazyki v shkole. 2005. № 2. S. 7-16.
20. Fried-Booth D.L. Modelling of teaching practice for future teachers of the English language // Journal of linguistic studies. 2009. № 2 (2). P. 75-83.
21. Sysoev P.V. Informacionnaja bezopasnost' uchashhihsja pri rabote v obrazovatel'noj inter-net-srede: sovremennyj otvet na vyzovy vremeni // Inostrannye jazyki v shkole. 2011. № 10. S. 16-20.
22. Sysoev P. V. Evstigneev M.N. Metodika obuchenija inostrannomu jazyku s ispol'zovaniem novyh informacionno-kommunikacionnyh inter-net-tehnologij. Moskva; Rostov-na-Donu, 2010.
Поступила в редакцию 24.12.2013 г.
UDC 811.111
ALGORITHM OF DEVELOPING OF NON-LINGUISTIC MAJOR STUDENTS' LANGUAGE SKILLS VIA MOBILE TECHNOLOGIES
Ksenia Vladimirovna KAPRANCHIKOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Linguistics and Linguodidactics Department; Voronezh State Agrarian University named after Emperor Peter I, Voronezh, Russian Federation, Senior Lecturer of Foreign Languages and International Business Communication Department, e-mail: [email protected]
Mobile technologies are the one of the modern teaching aids that has teaching potential. Learning a foreign language based on mobile technologies is possible when using teaching algorithms with separately distinguished stages and steps. Two algorithms for learning a foreign language on the basis of blogs and mobile podcasts are proposes. The algorithm for the use of blogs involves three phases (preparatory, procedural and evaluative) and five steps (acquaintance of students with the aim of the project, the selection of material for discussion, participates in online discussion, reflection and self-assessment, teacher's assessment of students). The algorithm for the development of speech abilities of students based on mobile podcasts consists of three phases (preparatory, procedural and evaluative) and eight steps (installation and operation planning, familiarity with the rules of placing podcasts, topic selection and creation of students' podcasts, podcast recording, viewing podcasts, online discussion of students' podcasts in blogs, self-assessment and reflection, teacher's evaluation). The functions of the teacher and students at each stage of the algorisms are shown.
Key words: mobile technology; information and communication technology; foreign language teaching; teaching algorithm; blogs; podcasts.