УДК 811.111
ДИДАКТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА И МЕТОДИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ МОБИЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
© Ксения Владимировна КАПРАНЧИКОВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра лингвистики и лингводидактики; Воронежский государственный аграрный университет им. императора Петра I, старший преподаватель кафедры иностранных языков и деловой международной коммуникации, e-mail: ksenialive@rambler.ru
Исследован вопрос определения дидактических свойств и методических функций мобильных технологий в обучении иностранному языку. Дано определение термину «мобильные технологии», рассмотрены дидактические свойства и методические функции десяти мобильных технологий, которые могут быть использованы в обучении иностранному языку (электронная почта, блог-технология, вики-технология, подкасты, веб-форум, лингвистический корпус, электронные словари, информационно-справочные интернет-ресурсы, средства синхронной видео-интернет-коммуникации, навигаторы). Приведены обобщенные дидактические свойства, дидактические функции и методические функции в области обучения иностранным языкам мобильных технологий. К дидактическим свойствам мобильных технологий относят: доступность через мобильные устройства, возможность хранения и передачи информации разных форматов (текстовой, графической, видео-, аудио-); возможность размещения комментариев или внесения изменений в контент; возможность использования в качестве информационно-справочных ресурсов. К дидактическими функциями мобильных технологий относят информатизациию учебного процесса, формирование информационной культуры обучающихся, возможность организации сетевого обсуждения на базе мобильных технологий, возможность выполнения групповых и индивидуальных проектов на базе мобильных технологий, организацию поисково-исследовательской работы; развитие умений самостоятельной учебной деятельности обучающихся, реализацию педагогической технологии «обучение в сотрудничестве», развитие познавательной деятельности обучающихся; развитие профессиональных умений в изучаемой области знания. К методическим функциям мобильных технологий относят развитие продуктивных (говорение, письмо) и рецептивных (аудирование и чтение) видов речевой деятельности, формирование языковых навыков речи обучающихся (грамматических и лексических), формирование социокультурной и межкультурной компетенций.
Ключевые слова: мобильные технологии; информационно-коммуникационные технологии; обучение иностранному языку; коммуникативная компетенция.
В отечественной и зарубежной научной литературе можно встретить различные определения понятия «мобильное обучение». Причем все их условно можно разделить на две группы. Определения первой группы акцентируют внимание лишь на технологической стороне средств обучения. Они даются, в первую очередь, в некоторых нормативных документах, а также в рекламных и информационно-справочных ресурсах компаний-разработчиков мобильных устройств и программного обеспечения. Определения второй группы обращают внимание на две неотъемлемые составляющие понятия: а) отражение технологических свойств мобильных средств, которые можно использовать в образовательных целях; б) отражение дидактических и методических возможностей мобильных устройств. Эти определения, как правило, предлагаются исследователями в
области психологии и педагогики. Рассмотрим подробнее некоторые определения и выразим свое понимание термина применительно к методике обучения иностранным языкам. В нашем исследовании под термином «мобильное обучение» понимается такая форма организации процесса обучения и контроля, основанная на использовании мобильных устройств связи (смартфонов, планшетных компьютеров и т. п.), при которой обучающиеся в любом месте и в любое время могут формировать и совершенствовать языковые навыки, развивать речевые умения (на основе средств синхронной и асинхронной коммуникации), формировать социокультурную и межкультурную компетенции с целью использования иностранного языка как средства общения в социально-бытовой и профессиональной сферах.
Как и любые средства обучения, мобильные технологии обладают определенными дидактическими свойствами и методическими функциями, позволяющими их использовать в процессе обучения иностранному языку и культуре. По утверждению П.В. Сысоева под дидактическими свойствами мобильных технологий следует понимать «основные характеристики и признаки, отличающие одни информационные технологии от других» [1, с. 13]. Под дидактическими функциями понимаются внешние проявления мобильных технологий. В рамках разных учебных дисциплин у одних и тех же мобильных технологий с присущими им дидактическими свойствами и соответствующими дидактическими функциями будут проявляться разные методические функции в рамках изучаемой дисциплины. В этой связи представляется целесообразным отдельно обозначить основные мобильные технологии, используемые в обучении иностранному языку, их дидактические свойства и соответствующие методические функции для обучения иностранному языку и культуре страны изучаемого языка.
Кроме того, сразу необходимо заметить, что разные авторы в своих работах выделяют разные дидактические свойства и соответствующие дидактические функции, обращая внимание на тот или иной аспект обучения. В данной работе акцент будет делаться на тех дидактических свойствах и дидактических функциях, которые будут иметь прямое отношение к методике обучения иностранным языкам.
Первой наиболее распространенной технологией будет электронная почта или электронно-почтовая группа. К дидактическим свойствам электронной почты можно отнести: передачу текстовой и другой информации (в виде вложений) одному или нескольким пользователям, хранение информации (в виде почтовых сообщений на почтовом сервере), возможность сохранения полученной информации (текстовой, графической, аудио-, видео- ограниченных размеров) на жестком диске. На основе этих дидактических свойств можно организовывать телекоммуникационные проекты по информационному обмену между участниками. Методический потенциал электронной почты и электронно-почтовой группы был раскрыт в диссертационных исследованиях В.Г. Апаль-кова [2] и Н.А. Сушковой [3]. В результате
были разработаны методики реализации языковых телекоммуникационных проектов, направленных на развитие умений письменной речи учащихся и студентов и формирование их социокультурной и межкультурной компетенций.
Второй технологией, которая получила достаточно широкое применение, является блог-технология. Блог - это личная страничка пользователя в сети Интернет в виде дневника или журнала. В методической литературе последних лет существует несколько исследований, посвященных использованию блог-технологии в обучении иностранному языку. В своей работе П.В. Сысоев выделяет следующие дидактические свойства блог-технологии: «публичность (блоги доступы всем участникам проекта, находящимся на расстоянии друг от друга); линейность (изменения и дополнения размещаются в хронологическом порядке одно под другим); авторство и модерация (блогам присуще единоличное авторство, модерация блога осуществляется его автором); мультимедий-ность (возможность использования при создании контента блога материалов разного формата: текстового, графического, фото-, видео-, аудиоматериала)» [4, с. 115]. К дидактическим функциям блог-технологии можно отнести: а) размещение текстовой и графической информации, аудио-, видеоматериалов; б) возможность комментировать размещенную информацию; в) развитие умений самостоятельной учебной деятельности; г) развитие познавательной деятельности обучающихся; д) развитие умений обучения в сотрудничестве. Исследования П.В. Сысоева, М.Н. Евстигнеева [5], О.В. Пустоваловой [6], И.К. Забродиной [7], И.А. Евстигнеевой [8] и О.В. Борщевой [9] свидетельствуют о том, что на основе блог-технологии можно развивать ряд умений письменной речи учащихся и студентов (уровни В1 -С2) и социокультурные умения.
Третьей технологией выступает вики-технология. Вики-технология - это одна из современных интернет-технологий, позволяющая одному человеку или группе людей, находящихся на неопределенном расстоянии друг от друга, работать над созданием общего письменного (мультимедийного) документа. П.В. Сысоев выделяет следующие дидактические свойства вики-технологии: публичность (вики-документ доступен всем участникам интернет-проекта, находящимся на
удаленном расстоянии); нелинейность (изменения и дополнения вносятся в непосредственный документ, а не размещаются хронологически одно под другим (как в блоге или на веб-форуме), каждый участник проекта может внести изменения в сохраненную ранее версию документа); возможность доступа к истории создания документа (все версии документа и все изменения фиксируются на сервере; при необходимости каждый участник проекта может вернуться к ранней версии документа, а также проследить, кто из участников проекта и когда внес в документ какие изменения); мультимедийность (возможность использования при создании вики-документа материалов разного формата: текстового, графического, фото-, видео-, аудио-материала); гипертекстовая структура (возможность создания внутренних и внешних гиперссылок)» [10, с. 141]. К дидактическим функциям вики-технологии можно отнести: а) размещение текстовой и графической информации, аудио-, видеоматериалов; б) возможность обучающимся работать над созданием единого контента; в) развитие познавательной деятельности обучающихся; г) развитие умений обучения в сотрудничестве. Исследования П.В. Сысоева, М.Н. Евстигнеева [10; 11], И.К. Забродиной [7] и И.А. Евстигнеевой [8] свидетельствуют о том, что на основе вики-технологии можно развивать ряд умений письменной речи учащихся и студентов (уровни В1 -С2), а также некоторые социокультурные умения.
Подкасты являются четвертой технологией мобильного обучения, которую можно использовать в обучении иностранному языку. Подкастом принято называть аудио- или видеозапись, которая может быть сделана любым человеком, доступная для прослушивания или просмотра в сети Интернет. Мобильный сервис подкастов является одним из сервисов сети Интернет, на основе которого можно найти, прослушать, просмотреть размещенные подкасты, а также записать и разместить свой личный подкаст. В сети Интернет существует большое количество сервисов учебных и неучебных (аутентичных) подкастов, которые можно использовать для развития умений аудирования обучающихся. Также существуют и такие сервисы, которые позволяют размещать подкасты пользователей, а также организовывать сетевое обсуждение выложенных подкастов в микроблоге или на форуме.
Сервис подкастов обладает рядом дидактических свойств, к которым П.В. Сысоев и М.Н. Евстигнеев предлагают относить следующие: «возможность размещения в сети Интернет на сервисе подкастов личных под-кастов пользователей; возможность создания на сервисе подкастов личной зоны пользователя (личная зона пользователя необходима для организации сетевого обсуждения под-каста); возможность организации сетевого обсуждения подкаста в личной зоне пользователя сервиса в микроблоге; создание личной зоны пользователя и ее модерация осуществляется автором подкаста; размещение комментариев при организации сетевого обсуждения подкаста осуществляется хронологически; доступность подкаста для просмотра всем зарегистрированным пользователям сервиса» [12, с. 94]. К дидактическим функциям подкастов можно отнести: а) возможность прослушивания или просмотра аудио-или видеоподкастов на сервисе подкастов; б) размещение аудио-, видеозаписей на сервисе подкастов; в) возможность обсуждения содержания подкаста в микроблоге; г) развитие познавательной деятельности обучающихся; д) развитие умений обучения в сотрудничестве; е) развитие умений самостоятельной учебной деятельности обучающихся. Что касается методических функций, то в научной литературе не так уж и много исследований, посвященных использованию под-кастов в обучении иностранному языку. П.В. Сысоев и М.Н. Евстигнеев [13] выявили номенклатуру умений аудирования и говорения, развиваемых на основе сервиса подкас-тов. Данная номенклатура была расширена в диссертационном исследовании А.Г. Соло-матиной [14], в котором также уделялось внимание и социокультурному содержанию обучения иностранному языку на основе этого сервиса. Таким образом, можно сделать заключение, что на основе сервиса подкастов можно развивать умения говорения и аудирования, а также формировать социокультурную компетенцию учащихся и студентов.
Следующей мобильной технологией, которую мы рассмотрим в нашем исследовании, выступает веб-форум. Под веб-форумом принято понимать раздел сайта, разработанный для организации сетевого обсуждения пользователями любого вопроса. Несмотря на достаточную распространенность веб-форума как интернет-технологии, в научной литературе достаточно мало работ,
посвященных его использованию в обучении иностранному языку. К дидактическим свойствам веб-форума можно отнести: а) публичность; б) линейность; в) возможность размещения комментариев пользователями; г) единоличное авторство сообщений. К дидактическим функциям веб-форума относятся: возможность организации сетевого обсуждения вопросов; развитие умений самостоятельной учебной деятельности; развитие познавательной деятельности обучающихся; развитие умений обучения в сотрудничестве. На основе данных дидактических свойств можно сформулировать следующие дидактические функции: организация сетевого обсуждения вопросов; развитие умений самостоятельной учебной деятельности; развитие познавательной деятельности обучающихся; развитие умений обучения в сотрудничестве; организация сетевого обсуждения изучаемых вопросов.
В своем исследовании А.К. Черкасов [15] разрабатывал методику развития социокультурных умений студентов на основе веб-форума. Анализ данного исследования и других работ позволяет сделать заключение, что на основе веб-форума можно развивать умения письменной речи и умения чтения, а также формировать компоненты социокультурной компетенции.
Вместе с тем приходится отметить, что веб-форум немного сдал свои позиции после разработки блог-технологии, которая обладает дополнительными технологическими возможностями.
Шестой мобильной технологией будут средства синхронной видео-интернет-коммуникации, к которым, по мысли Д.А. Ежи-кова [16], следует относить «технологии, предоставляющие возможность общаться в реальном времени на базе интернет-программ, обеспечивающих видео- и аудиосвязь» [16, с. 8]. Эти средства обладают отличительными дидактическими свойствами, к которым можно отнести: возможность организации видеосвязи между пользователями сервиса в реальном времени; возможность оставлять видео- и аудиосообщения в режимах онлайн и оффлайн; возможность записывать видео-или аудиоразговоры, которые впоследствии можно отправить другим пользователям; возможность оставлять сообщения в чате в реальном времени (до 6 человек одновременно) и оффлайн; возможность транслировать работу с рабочего стола» [16, с. 8].
Средства синхронной видео-интернет-коммуникации обладают отличительными дидактическими функциями: организация дистанционного синхронного обучения; развитие познавательной деятельности обучающихся; развитие умений обучения в сотрудничестве; развитие умений самостоятельной учебной деятельности обучающихся. Как показывает исследование Д.А. Ежикова, данные мобильные технологии позволяют развивать речевые умения (чтение, письмо, говорение, аудирование) и социокультурные и межкультурные умения. Исследователь доказал методическую возможность средств синхронной видео-интернет-коммуникации в развитии всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции в условиях телеобучения как вида дистанционного обучения. Поэтому чисто технологически данную технологию можно использовать при реализации модели полнообьемного мобильного обучения.
Электронные словари являются седьмой мобильной технологией. Их отличает доступность, многоязычие (существуют мо-нолингвальные и билингвальные словари), возможности ограничения зоны поиска (ограничения по сфере деятельности, например, медицина, техническая сфера, экономика, юриспруденция). На основе электронных словарей можно организовывать поисково-исследовательскую работу обучающихся (при чтении), развивать их познавательную деятельность, развивать умения обучения в сотрудничестве, развивать умения самостоятельной учебной деятельности обучающихся. Электронные словари используются для формирования лексических навыков речи обучающихся и формирования их переводческой компетенции.
Лингвистический корпус является восьмой мобильной технологией, которую можно использовать в обучении иностранному языку. Под лингвистическим корпусом принято понимать массивы текстов на электронном носителе, сгруппированные по определенному признаку (хронологии, автору, региону и т. п.). Лингвистический корпус обладает следующими дидактическими свойствами: многоязычие (корпусы существуют на разных языках); контекстность результатов поиска; возможность ограничения области использования языка. На основе лингвистического корпуса можно организовывать поисково-исследовательскую работу обу-
чающихся, развивать их познавательную деятельность, развивать умения обучения в сотрудничестве, развивать умения самостоятельной учебной деятельности обучающихся.
За последние годы появилось достаточное количество методических работ (П.В. Сысоев, А.А. Кокорева [17-19]), свидетельствующих о возможности формирования грамматических и лексических навыков речи учащихся и студентов на основе монолин-гвальных корпусов и корпуса параллельных текстов.
Девятой, рассматриваемой в данном исследовании технологией, выступают информационно-справочные ресурсы сети Интернет, которые с помощью мобильных приложений интернет-браузеров доступны всем пользователям мобильных устройств. Инфо-мационно-справочные ресурсы включают сетевые энциклопедии, каталоги, интернет-СМИ, виртуальные туры по музеям, галереям, театрам, городам и т. п. Информационно-справочные ресурсы обладают следующими общими дидактическими свойствами: доступность, мультимедийность, гипертекстовая структура. На их основе можно организовывать поисково-исследовательскую работу обучающихся, развивать их познавательную деятельность, развивать умения обучения в сотрудничестве, развивать умения самостоятельной учебной деятельности обучающихся. Методические работы, посвященные использованию информационно-справочных ресурсов сети Интернет в обучении иностранному языку, показывают, что на их основе можно развивать целый спектр продуктивных и рецептивных речевых умений, а также формировать аспекты социокультурной и межкультурной компетенций [20-24].
Заключительной интернет-технологией, рассматриваемой в нашем исследовании, выступают навигаторы. Навигаторы - это устройства, в данном случае это мобильные приложения, позволяющие определять наиболее оптимальный путь от одного места в конкретном населенном пункте до другого. Их характеризует доступность и мультиме-дийность. Традиционно навигаторы используются водителями для определения нужного пути следования. В учебном процессе использование навигаторов будет способствовать организации поисково-исследовательской работы обучающихся, развитию их познавательной деятельности, развитию умений обучения в сотрудничестве, развитию их
умений самостоятельной учебной деятельности. В обучении иностранному языку навигаторы могут быть использованы для развития продуктивных видов речевой деятельности (говорения и письма) (при обсуждении на иностранном языке пути следования по маршруту в одном из городов России или страны изучаемого языка), а также развития социокультурных умений обучающихся.
Анализ дидактических свойств, дидактических функций и методических функций наиболее распространенных мобильных технологий показывает, что, несмотря на их разнообразие и некоторые отличия, все они имеют много общего. Во-первых, все они доступны, т. е. любой обучающийся к каждой из технологий может получить доступ через свое мобильное устройство (смартфон или планшетный компьютер). Во-вторых, все они являются информационными ресурсами или платформами для обмена информации, что может быть использовано в обучении иностранному языку.
На основе обобщения данных можно выделить дидактические свойства, дидактические функции мобильных технологий, которые будут свойственны большей части из них, а также методические функции мобильных технологий в обучении иностранному языку.
Дидактические свойства мобильных технологий:
- доступность через мобильные устройства;
- возможность хранения и передачи информации разных форматов (текстовой, графической, видео-, аудио-);
- возможность размещения комментариев или внесения изменения в контент;
- возможность использования в качестве информационно-справочных ресурсов.
Дидактические функции мобильных технологий:
- информатизация учебного процесса;
- формирование информационной культуры обучающихся;
- возможность организации сетевого обсуждения на базе мобильных технологий;
- возможность выполнения групповых и индивидуальных проектов на базе мобильных технологий;
- организация поисково-исследовательской работы;
- развитие умений самостоятельной учебной деятельности обучающихся;
- реализация педагогической технологии «обучение в сотрудничестве»;
- развитие познавательной деятельности обучающихся;
- развитие профессиональных умений в изучаемой области знания.
Методические функции мобильных технологий:
- развитие продуктивных (говорение, письмо) и рецептивных (аудирование и чтение) видов речевой деятельности;
- формирование языковых навыков речи обучающихся (грамматических и лексических);
- формирование социокультурной и межкультурной компетенций.
1. Сысоев П.В. Дидактические свойства и функции современных информационных и коммуникационных технологий // Иностранные языки в школе. 2012. № 6. С. 12-21.
2. Апальков В.Г. Методика формирования межкультурной компетенции средствами электронно-почтовой группы (английский язык, профильный уровень): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2008.
3. Сушкова НА. Методика формирования межкультурной компетенции в условиях погружения в культуру страны изучаемого языка (английский язык, языковой вуз): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2009.
4. Сысоев П.В. Блог-технология в обучении иностранному языку // Язык и культура. 2012. № 4 (20). С. 115-127.
5. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0: Социальный сервис блогов в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 4. С. 12-18.
6. Сысоев П.В., Пустовалова О.В. Использование сервиса «Твиттер» в развитии умений письменной речи обучающихся // Иностранные языки в школе. 2013. № 1. С. 12-18.
7. Забродина И.К. Методика развития социокультурных умений студентов посредством современных интернет-технологий (немецкий язык, специальность «Перевод и перево-доведение»): автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2012.
8. Евстигнеева И.А. Формирование дискурсивной компетенции студентов языкового вуза на основе современных интернет-технологий // Язык и культура. 2013. № 1 (21). С. 74-82.
9. Борщева О.В. Методика развития социокультурных умений студентов направления подготовки «Педагогическое образование» на основе современных интернет-технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2013.
10. Сысоев П.В. Вики-технология в обучении иностранному языку // Язык и культура. 2013. № 3 (23). С. 140-152.
11. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0: Социальный сервис вики в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 5. С. 2-8.
12. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных интернет-технологий. Москва; Ростов-на-Дону, 2010.
13. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0: Социальный сервис подкастов в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 6. С. 8-11.
14. Соломатина А.Г. Развитие умений говорения и аудирования посредством учебных подкас-тов // Иностранные языки в школе. 2012. № 9. С. 71-74.
15. Черкасов А.К. Методика развития социокультурных умений студентов посредством веб-форума (английский язык, языковой вуз): автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2012.
16. Ежиков Д.А. Методика развития речевых умений студентов на основе средств синхронной видео-интернет-коммуникации (английский язык, неязыковой вуз): автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2013.
17. Сысоев П.В. Лингвистический корпус, корпусная лингвистика и методика обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2010. № 5. С. 12-21.
18. Сысоев П.В. Лингвистический корпус в методике обучения иностранным языкам // Язык и культура. 2010. № 1. С. 99-111.
19. Сысоев П.В., Кокорева А.А. Обучение студентов профессиональной лексике на основе корпуса параллельных текстов // Язык и культура. 2013. № 1 (21). С. 114-124.
20. Сысоев П.В. Информатизация языкового образования: основные направления и перспективы // Иностранные языки в школе. 2012. № 2. С. 2-9.
21. Сысоев П.В. Информатизация языкового образования: основные направления и перспективы (окончание) // Иностранные языки в школе. 2012. № 3. С. 2-9.
22. Сысоев П.В. Направления и перспективы информатизации языкового образования // Высшее образование в России. 2013. № 10. С. 90-97.
23. Сафонова В.В., Панченко Л.В. Электронная британская пресса в фокусе межкультурного языкового образования: методические аспекты и проблемы // Иностранные языки в школе. 2010. № 7. С. 2-12.
1. Sysoev P.V. Didakticheskie svoystva i funktsii sovremennykh informatsionnykh i kommunikatsionnykh tekhnologiy // Inostrannye yazyki v shkole. 2012. № 6. S. 12-21.
2. Apal'kov V.G. Metodika formirovaniya mezhkul'turnoy kompetentsii sredstvami elektronno-pochtovoy gruppy (angliyskiy yazyk, profil'nyy uroven'): avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Tambov, 2008.
3. Sushkova N.A. Metodika formirovaniya mezhkul'turnoy kompetentsii v usloviyakh pogruzheniya v kul'turu strany izuchaemogo yazyka (angliyskiy yazyk, yazykovoy vuz): avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Tambov, 2009.
4. Sysoev P. V. Blog-tekhnologiya v obuchenii inos-trannomu yazyku // Yazyk i kul'tura. 2012. № 4 (20). S. 115-127.
5. Sysoev P.V., Evstigneev M.N. Tekhnologii Veb 2.0: Sotsial'nyy servis blogov v obuchenii inostrannomu yazyku // Inostrannye yazyki v shkole. 2009. № 4. S. 12-18.
6. Sysoev P.V., Pustovalova O.V. Ispol'zovanie servisa «Tvitter» v razvitii umeniy pis'mennoy rechi obuchayushchikhsya // Inostrannye yazyki v shkole. 2013. № 1. S. 12-18.
7. Zabrodina I.K. Metodika razvitiya sotsiokul'turnykh umeniy studentov posredstvom sovremennykh internet-tekhnologiy (nemets-kiy yazyk, spetsial'nost' "Perevod i perevodovedenie"): avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2012.
8. Evstigneeva IA. Formirovanie diskursiv-noy kompetentsii studentov yazykovogo vuza na os-nove sovremennykh internet-tekhnologiy // Yazyk i kul'tura. 2013. № 1 (21). S. 74-82.
9. Borshcheva O.V. Metodika razvitiya sotsiokul'turnykh umeniy studentov napravleniya podgotovki "Pedagogicheskoe obrazovanie" na osnove sovremennykh internet-tekhnologiy: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2013.
10. Sysoev P.V. Viki-tekhnologiya v obuchenii inostrannomu yazyku // Yazyk i kul'tura. 2013. № 3 (23). S. 140-152.
11. Sysoev P.V., Evstigneev M.N. Tekhnologii Veb 2.0: Sotsial'nyy servis viki v obuchenii inostrannomu yazyku // Inostrannye yazyki v shkole. 2009. № 5. S. 2-8.
12. Sysoev P.V., Evstigneev M.N. Metodika obucheniya inostrannomu yazyku s ispol'zovaniem novykh informatsionno-
kommunikatsionnykh internet-tekhnologiy. Moskva; Rostov-na-Do-nu, 2010.
13. Sysoev P.V., Evstigneev M.N. Tekhnologii Veb 2.0: Sotsial'nyy servis podkastov v obuchenii inostrannomu yazyku // Inostrannye yazyki v shkole. 2009. № 6. S. 8-11.
14. Solomatina A.G. Razvitie umeniy govoreniya i audirovaniya posredstvom uchebnykh podkastov // Inostrannye yazyki v shkole. 2012. № 9. S. 7174.
15. Cherkasov A.K. Metodika razvitiya sotsiokul'turnykh umeniy studentov posredstvom veb-foruma (angliyskiy yazyk, yazykovoy vuz): avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2012.
16. Ezhikov D.A. Metodika razvitiya rechevykh umeniy studentov na osnove sredstv sinkhronnoy video-internet-kommunikatsii (angliyskiy yazyk, neyazykovoy vuz): avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2013.
17. Sysoev P. V. Lingvisticheskiy korpus, korpusnaya lingvistika i metodika obucheniya inostrannym yazykam // Inostrannye yazyki v shkole. 2010. № 5. S. 12-21.
18. Sysoev P.V. Lingvisticheskiy korpus v metodike obucheniya inostrannym yazykam // Yazyk i kul'tura. 2010. № 1. S. 99-111.
19. Sysoev P.V., Kokoreva A.A. Obuchenie studen-tov professional'noy leksike na osnove korpusa parallel'nykh tekstov // Yazyk i kul'tura. 2013. № 1 (21). S. 114-124.
20. Sysoev P.V. Informatizatsiya yazykovogo obrazovaniya: osnovnye napravleniya i perspektivy // Inostrannye yazyki v shkole. 2012. № 2. S. 2-9.
21. Sysoev P.V. Informatizatsiya yazykovogo obrazovaniya: osnovnye napravleniya i perspektivy (okonchanie) // Inostrannye yazyki v shkole. 2012. № 3. S. 2-9.
22. Sysoev P.V. Napravleniya i perspektivy informatizatsii yazykovogo obrazovaniya // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2013. № 10. S. 90-97.
23. Safonova V.V., Panchenko L.V. Elektronnaya britanskaya pressa v fokuse mezhkul'turnogo yazykovogo obrazovaniya: metodicheskie aspekty i problemy // Inostrannye yazyki v shkole. 2010. № 7. S. 2-12.
nocTynnna b pega^Hro 2.12.2013 r.
UDC 811.111
DIDACTIC FEATURES AND METHODOLOGICAL FUNCTIONS OF MOBILE TECHNOLOGIES IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE
Ksenia Vladimirovna KAPRANCHIKOVA, Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation, Postgraduate student, Department of Linguistics; Voronezh State Agrarian University named after Emperor Peter I, Senior Lecturer, Department of Foreign Languages and International Business Communication, e-mail: ksenialive@rambler.ru
The definition, characteristics, and didactic teaching functions of mobile technology in teaching a foreign language is considered. The term "mobile technology" is defined; the didactic and methodical features of ten mobile technologies that can be used in foreign language teaching (e-mail, blogs, wikis, podcasts, web forum, linguistic corpus, electronic dictionaries,
reference and information Internet resources, tools of synchronous video online communication, navigators) are examined. The generalized didactic functions and instructional role in the teaching of foreign languages using mobile technologies are provided. The didactic features of mobile technology include the access via mobile devices, the ability to store and transmit information in different formats (text, graphics, video, audio), the ability to place comments or changes to the content, ability to use as reference resources. The didactic functions of mobile technology include computerization of the educational process, the formation of information culture of students; the possibility of organizing a network based on mobile technology, ability to perform group and individual projects based on mobile technology, organization of search and research, development of skills of independent learning activities of students; implementation educational technology "cooperative learning", development of cognitive activity of students, development of professional skills in the field of study of knowledge. Methodological features of mobile technologies include the development of productive (speaking and writing) and receptive (listening and reading) skills, development of language skills (grammar and vocabulary), development of socio-cultural and intercultural competences.
Key words: mobile technology; information and communication technology; learning a foreign language; communicative competence.