УДК 811.111
ДИДАКТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА И МЕТОДИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ВИКИ-ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ РЕЧИ СТУДЕНТОВ
© Дмитрий Олегович СВИРИДОВ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра лингвистики и лингводидактики, е-шай: [email protected]
Одной из отличительных черт современного общества является его информатизация, которая оказала значительное влияние на систему российского образования в целом и методику обучения иностранному языку в частности. Данная работа посвящена определению дидактических свойств и методических функций вики-технологии с целью формирования грамматических навыков речи студентов. Вики-технология выступает одной из современных технологий Веб 2.0, позволяющей пользователям, находящимся на неограниченном расстоянии друг от друга, посредством компьютерных сетей на платформе вики-сервиса работать совместно над созданием единого вики-документа. Вики-техно-логия обладает дидактическими свойствами, которые позволяют ее использовать в обучении иностранному языку. К таким свойствам относятся: публичность, мультимедийность, нелинейность, возможность доступа к истории создания документа и гипертекстовая структура. Формирование грамматических навыков речи выступает одним из компонентов цели обучения иностранному языку в вузе. Однако разработка методики формирования грамматических навыков речи студентов на основе вики-технологии будет находиться в прямой зависимости от ее дидактических свойств и методических функций. В данной работе на основе анализа исследований, посвященных использованию вики-технологии в обучении иностранному языку, автор выделяет три дидактических свойства, играющих первостепенную роль при формировании грамматических навыков речи студентов на основе вики-технологии. К ним относятся: нелинейность, публичность и возможность доступа к истории создания вики-документов. В работе подробно описаны эти три дидактических свойства и предложены соответствующие методические функции.
Ключевые слова: информатизация языкового образования; вики-технология; грамматические навыки речи; дидактические свойства.
Этимология термина «вики-технология» уходит к гавайскому «вики-вики» (wiki-wiki), означающему «быстро-быстро». Термин обозначает быстрый доступ к информации с целью ее обновления, корректировки и использования. Технология «Вики» выступает одной из технологий Интернета нового поколения Веб 2.0, позволяющей группе людей, находящейся на расстоянии друг от друга, работать над созданием общего документа.
Появление первого сервиса «Вики» обязано программисту У. Каннингему. В 1995 г. ученый разработал первую в истории вики-сеть для внутреннего пользования в качестве базы данных. В 2000 г. в сети Интернет появилась первая в мире сетевая энциклопедия «Википедия» (wikipedia.com). Данная энциклопедия размещалась на сервисе «Вики», отсюда и соответствующее название. Отличительная ее особенность заключается в авторстве размещаемых материалов. Автором статьи или фрагмента статьи может стать любой зарегистрированный пользователь. Он также
может корректировать информацию в любых других статьях. По мысли авторов проекта, через такое корректирование и «шлифование» информации может быть создан уникальный универсальный информационно-справочный ресурс, отличающийся полнотой информации, ее достоверностью и надежностью. В методической литературе не так много исследований, посвященных использованию вики-технологии в обучении иностранному языку [1-9]. Одной из первых работ, посвященных использованию вики-технологии в развитии умений письменной речи учащихся средней школы, была статья П.В. Сысоева и М.Н. Евстигнеева [1]. В ней авторы выделили следующие характеристики вики-технологии: «а) возможность вносить изменения на самом сайте, не используя дополнительного программного обеспечения; б) присутствие множества авторов с различными точками зрения; в) нелинейная структура подачи материала, построенная на гиперссылках; г) возможность мгновенно вно-
сить исправления и изменения в материал; д) возможность сравнения материала до и после корректировки, а также возврат к более ранней версии статьи; е) быстрая корректировка нерабочих ссылок» [1, с. 3]. На основе данных характеристик была разработана номенклатура речевых умений (чтение и письменная речь) учащихся, которые можно развивать на основе вики-технологии.
В более поздней работе П.В. Сысоев подкорректировал свою позицию относительно дидактического и методического потенциала вики-технологии [2]. Вместо характеристик он предложил рассматривать дидактические свойства и методические функции вики-технологии. Под дидактическими свойствами П.В. Сысоев предлагает понимать «основные характеристики, признаки конкретных технологий, отличающие одни от других, существенные для дидактики (включая лингводидактику) как в плане теории, так и в плане практики» [3, с. 122]. Дидактические функции современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) - это «внешние проявления средств ИКТ, используемые в учебно-воспитательном процессе для реализации поставленных целей» [3, с. 122]. При разработке методики обучения иностранному языку особое значение принимает разработка методических функций конкретных ИКТ, свидетельствующих об использовании данных технологий для достижения цели обучения иностранному языку - формирования компонентов иноязычной коммуникативной компетенции.
В своем исследовании П.В. Сысоев [2] выделяет следующие дидактические свойства вики-технологии:
- публичность (доступность вики-статьи всем зарегистрированным пользователям независимо от того, на каком расстоянии друг от друга они находятся);
- нелинейность (в отличие от блога или веб-форума, где комментарии размещаются хронологически, и вносить изменения в опубликованную статью может только автор статьи, вики-технология позволяет участникам проекта корректировать ранее опубликованный материал);
- возможность доступа к истории создания документа (модератор имеет доступ к истории создания вики-статьи, в кото-
рой сохраняются все изменения, внесенные в вики-статью);
- мультимедийность (при создании вики-статьи можно использовать различные форматы материалов: текстовый, графический, фото-, видео-, аудиоматериал);
- гипертекстовая структура (вики-технология позволяет создать внутренние и внешние гиперссылки) [2, с. 141].
На основе выделенных дидактических свойств П.В. Сысоев выделяет дидактические функции вики-технологии (табл. 1).
Необходимо отметить, что выделенные П.В. Сысоевым функции вики-технологии носят дидактический и методический характер и могут относиться как к обучению любых дисциплин, так и к обучению иностранному языку в общем. Применительно к нашему исследованию будет необходимо уточнить дидактические функции вики-технологии с целью формирования грамматических навыков речи студентов на ее основе.
В своем диссертационном исследовании Е.Д. Кошеляева также рассматривала дидактические функции вики-технологии применительно к формированию социокультурных умений. Ею были выделены следующие три дидактические свойства вики-технологии, на основе которых автор разрабатывала дидактические свойства: 1) публичность, 2) нелинейность и 3) возможность осуществления модерации учебных «Вики»-страниц группой обучающихся [4, с. 3].
Ю.Ю. Маркова в своей диссертационной работе рассматривала возможность развития умений письменной речи студентов лингвистических направлений подготовки на основе вики-технологии. Автор также подошла к вопросу рассмотрения дидактических свойств вики-технологии, к которым отнесла следующие: а) публичность; б) нелинейность; в) возможность доступа к истории создания документа; г) мультимедийность; д) гипертекстовая структура [5].
В своем исследовании М.О. Ильяхов акцентировал внимание на возможности организации интерактивного обучения и использования педагогической технологии «Обучение в сотрудничестве» на основе вики-технологии [6]. Не рассматривая детально дидактические свойства, М.О. Ильяхов доказал эффективность методики организации сетевой интерактивной работы студентов во
внеаудиторное время посредством сервиса «Вики».
В табл. 2 представлены дидактические свойства вики-технологии в работах разных исследователей.
Анализ данных табл. 2 свидетельствует о том, что разные ученые в своих работах акцентировали внимание на разных дидактических свойствах вики-технологии, которые в свою очередь влияли на разработку методик
обучения конкретным видам речевой деятельности, аспектам иностранного языка или формированию социокультурной и межкультурной компетенций на ее основе. Более того, аргументируя свой выбор в пользу тех или иных дидактических свойств и соответствующих дидактических или методических функций, авторы не противоречили, а, скорее, дополняли друг друга, привнося в методику обучения иностранному языку новые аспекты.
Таблица 1
Дидактические свойства и дидактические функции вики-технологии в обучении иностранному языку (на основе работ П.В. Сысоева [2; 3])
Дидактические свойства вики-технологии Методические функции вики-технологии в обучении иностранному языку
Публичность возможность доступа к вики-документу каждому участнику интернет-проекта, реализуемого на платформе «Вики». Возможность организации онлайн взаимодействия между студентами на иностранном языке, а также для организации внеаудиторной групповой учебной деятельности студентов, направленной на изучение аспектов языка, видов речевой деятельности, социокультурной и межкультурной компетенций
Нелинейность возможность участникам вики-проекта, находясь на неопределенном расстоянии друг от друга, вносить изменения и сохранять их в общем вики-документе. Дополнения и изменения размещаются не в хронологическом порядке одно за другим. Каждый студент может внести изменения в предыдущую версию вики-страницы. Данное дидактическое свойство создает условия для реализации методики поэтапного создания общего вики-документа разными студентами. Нелинейность вики-технологии не позволяет организовывать сетевое обсуждение на изучаемом языке
Возможность доступа к истории создания документа каждая версия общего вики-документа с соответствующими изменениями отдельно сохраняется на вики-сервере. Каждый участник вики-проекта может обратиться к предыдущей версии общего вики-документа. Кроме того, это дидактическое свойство позволяет проследить, кто из участников проекта и когда внес в документ какие изменения. Данное дидактическое свойство используется для контроля и самоконтроля участия студентов в учебной деятельности на платформе «Вики»
Мультимедийность при создании вики-документов студенты могут использовать материалы разного формата (текст, графика, фото-, видео-, аудиоматериалы)
Гипертекстовая структура участники вики-проектов могут делать гиперссылки на внешние и внутренние ресурсы сети Интернет
Таблица 2
Дидактические свойства вики-технологии в работах исследователей
Автор Дидактические свойства вики-технологий^^_ П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев, 2009 П.В. Сысоев, 2013 Е.Д. Кошеляева, 2010 Ю.Ю. Маркова, 2011 М.О. Ильяхов, 2013
Публичность + + + + +
Нелинейность + + + + +
Возможность доступа к истории создания документа + + +
Мультимедийность + + - + -
Гипертекстовая структура + + - + -
Возможность модерации работы над вики-документом автором страницы (модератором) + + +
В частности, если на начальном этапе появления исследований, посвященных использованию вики-технологии в обучении иностранному языку, авторы выделяли такие дидактические свойства, как а) возможность вносить изменения в документ, б) присутствие множества авторов с различными точками зрения, в) нелинейность, г) возможность вносить исправления и изменения в материал, д) возможность сравнения материала до и после корректировки, а также возврат к более ранней версии статьи, е) быстрая корректировка нерабочих ссылок [1], то уже более поздние работы свидетельствуют о корректировке позиций авторов. Групповое участие в вики-проекте получило название «публичность»; «возможность вносить исправления и изменения в материал» и «быстрая корректировка нерабочих ссылок» получили название «нелинейность» [2; 5].
Кроме того, в зависимости от целей и задач исследования каждый автор делал свой выбор в пользу не всех дидактических свойств, а лишь тех, которые будут необходимы для соответствующей методики обучения аспекту языка или виду речевой деятельности. В частности, Е.Д. Кошеляева разрабатывала методику развития социокультурных умений посредством вики-технологии [4]. Участники ее исследования принимали участие в интернет-проектах по созданию вики-страниц культуроведческой направленности. Именно поэтому автор выделила такие дидактические свойства вики-технологии, как публичность, нелинейность и возможность модерации страницы. У студентов не было задачи добавлять в вики-документ материалы разного формата (видео- или аудиопрограммы) по теме проекта, равно как и не было необходимости делать внутренние или внешние гиперссылки на ресурсы сети Интернет.
Другие исследователи, например, П.В. Сысоев и М.Н. Евстигнеев [1; 2] ставили своей задачей выделить дидактические свойства и широко, насколько это возможно, описать дидактические или методические функции вики-технологии, не взирая на то, на развитие каких речевых умений или формирование каких языковых навыков речи направлена методика. Похожий подход наблюдается в работе Ю.Ю. Марковой, которая разрабатывала методику развития умений
письменной речи на основе вики-технологии [5]. Наряду с теми дидактическими свойствами данной технологии, которые она использовала при разработке в своей методике, она также выделила некоторые свойства, которые не нашли своего отражения в разработанном ею алгоритме обучения. В частности, обучая студентов написанию эссе разного типа, автор выделила «гипертекстовую структуру вики-документов» и «мультиме-дийность». Ни одно из них не нашло отражения в предлагаемой ею методике. Вместе с тем это не значит, что гипертекстовую структуру вики-документов или мультиме-дийность нельзя реализовывать в проектной деятельности, одной из задач которой будет развитие умений письменной речи обучающихся.
Необходимо отметить, что все авторы или имплицитно, или через дидактическое свойство «публичность» затрагивали вопрос об одной особенности вики-технологии, которой не обладает никакая другая интернет-технология: возможность нескольким пользователям работать с одним общим документом посредством сети Интернет, находясь на неограниченном расстоянии друг от друга. В данном исследовании мы выражаем несколько другую точку зрения относительно понятийного содержания термина «публичность». Публичность - это доступность опубликованной информации любому пользователю сети Интернет. Выполняемые на частных, защищенных от случайных пользователях сервисах вики-проекты вряд ли можно назвать публичными. В данном случае речь идет именно о таком уникальном свойстве вики-технологии, как возможность нескольким пользователям работать с одним общим документом посредством сети Интернет, находясь на неограниченном расстоянии друг от друга.
Кроме того, в рамках данного исследования, посвященного формированию грамматических навыков речи студентов нелингвистических направлений подготовки, некоторые дидактические свойства вики-технологии не будут представлять актуальность. К таким свойствам можно отнести мультиме-дийность и гипертекстовую структуру документов.
Формирование грамматических навыков речи студентов на основе вики-технологии
будет осуществляться посредством их участия в вики-проектах по написанию творческих работ с использованием изучаемого грамматического времени. В этой связи представляется необходимым выделить дидактические свойства и методические функции вики-технологии, на основе которых можно разработать методику формирования грамматических навыков речи студентов.
Первым дидактическим свойством вики-технологии будет возможность нескольким пользователям работать с одним общим документом посредством сети Интернет, находясь на неограниченном расстоянии друг от друга. Как было сказано ранее, это, на наш взгляд, самое главное отличие вики-технологии от других интернет-технологий. Находясь на неограниченном расстоянии друг от друга, обучающиеся могут принять участие в групповой работе по совместному выполнению языковых или культуроведческих проектов. Данное дидактическое свойство позволяет в полной мере реализовать педагогическую технологию «Обучение в сотрудничестве». При формировании грамматических навыков речи студентов на основе вики-технологии данное дидактическое свойство сможет позволить обучающимся коллективно работать над созданием письменных работ (различных типов эссе, рассказов) с использованием изучаемых грамматических структур.
Вторым дидактическим свойством вики-технологии будет нелинейность. В отличие от блогов, чата, веб-форума, где информация размещается хронологически, не по-
зволяя участникам проекта вносить изменения или дополнения в документ, вики-тех-нология позволяет всем участникам проекта вносить свои добавления, корректировки, изменения в общий вики-документ. Это дидактическое свойство позволит на основе вики-технологии организовывать коллективную учебную работу по созданию общего единого продукта. В рамках данного исследования этим общим продуктом проектной деятельности будет эссе или рассказ с использованием изучаемых грамматических структур, составляемый совместно несколькими обучающимися.
Таким образом, если первое дидактическое свойство - возможность нескольким пользователям работать с одним общим документом посредством сети Интернет, находясь на неограниченном расстоянии друг от друга - организационного характера, то второе - нелинейность - технологического.
Третьим дидактическим свойством вики-технологии выступает возможность доступа к истории создания документа. На основе данного свойства преподаватель будет осуществлять мониторинг внеаудиторной самостоятельной учебной деятельности обучающихся. Преподаватель будет видеть, кто из обучающихся в какое время добавил (удалил) какую информацию. Это дидактическое свойство позволит в рамках данного исследования преподавателю видеть, кто из студентов в каком объеме использовал изучаемые грамматические конструкции при написании общей письменной работы.
Таблица 3
Дидактические свойства, дидактические функции и методические функции вики-технологии в формировании грамматических навыков речи студентов
№ п/п
Дидактическое свойство вики-технологии
Дидактическая функция
Методическая функция
Возможность нескольким пользователям работать с одним общим документом посредством сети Интернет, находясь на неограниченном расстоянии друг от друга
возможность организации групповой работы обучающихся, использование педагогической технологии «Обучение в сотрудничестве»
возможность написания совместных письменных работ, в которых обучающиеся будут использовать изучаемые грамматические структуры
Нелинейность
возможность всем участникам вики-проекта вносить изменения в общий вики-документ
возможность написания совместных письменных работ, в которых обучающиеся будут использовать изучаемые грамматические структуры_
Возможность доступа к истории создания документа
возможность преподавателю проследить, кто из участников проекта когда вносил изменения в вики-документ и какие изменения
возможность преподавателю проследить, кто из студентов в каком объеме использовал изучаемые грамматические конструкции при написании общей письменной работы_
1
2
3
Другие дидактические свойства, которые выделялись многими авторами (гипертекстовая структура вики-документов и мультимедийность) не будут представлять актуальность в рамках методики формирования грамматических навыков речи студентов на основе вики-технологии.
Дидактические свойства, дидактические функции и методические функции вики-технологии в формировании грамматических навыков речи студентов представлены в табл. 3.
Таким образом, в качестве дидактических свойств вики-технологии для формирования грамматических навыков речи студентов выделяются следующие свойства: а) возможность организации групповой работы обучающихся, использование педагогической технологии «Обучение в сотрудничестве»; б) возможность всем участникам вики-проекта вносить изменения в общий вики-документ; в) возможность преподавателю проследить, кто из участников проекта когда вносил изменения в вики-документ и какие изменения. Данные дидактические свойства должны лечь в основу разработки методики формирования грамматических навыков речи студентов на основе вики-технологии.
1. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0: Социальный сервис вики в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 5. С. 2-8.
2. Сысоев П.В. Вики-технология в обучении иностранному языку // Язык и культура. 2013. № 3 (23). С. 140-152.
3. Сысоев П.В. Современные информационные и коммуникационные технологии: дидактические свойства и функции // Язык и культура. 2012. № 1. С. 120-133.
4. Кошеляева Е.Д. Методика развития социокультурных умений студентов посредством социального сервиса «Вики» (английский язык, языковой вуз): автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2010.
5. Маркова Ю.Ю. Методика развития умений письменной речи студентов на основе вики-технологии (английский язык, языковой вуз): автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2011.
6. Ильяхов М.О. Методические основы организации интерактивного обучения в сотрудни-
честве на базе технологии вики: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2013.
7. Сысоев П.В. Направления и перспективы информатизации языкового образования // Высшее образование в России. 2013. № 10. С. 90-97.
8. Сысоев П.В. Индивидуальная траектория обучения: что это такое? // Иностранные языки в школе. 2014. № 3. С. 2-12.
9. Сысоев П.В. Система обучения иностранному языку по индивидуальным траекториям на основе современных информационных и коммуникационных технологий // Иностранные языки в школе. 2014. № 5. С. 2-11.
1. Sysoev P.V., Evstigneev M.N. Tekhnologii Veb 2.0: Sotsial'nyy servis viki v obuchenii inostrannomu yazyku // Inostrannye yazyki v shkole. 2009. № 5. S. 2-8.
2. Sysoev P.V. Viki-tekhnologiya v obuchenii inostrannomu yazyku // Yazyk i kul'tura. 2013. № 3 (23). S. 140-152.
3. Sysoev P.V. Sovremennye informatsionnye i kommunikatsionnye tekhnologii: didakticheskie svoystva i funktsii // Yazyk i kul'tura. 2012. № 1. S. 120-133.
4. Koshelyaeva E.D. Metodika razvitiya sotsio-kul'turnykh umeniy studentov posredstvom sotsial'nogo servisa "Viki" (angliyskiy yazyk, yazykovoy vuz): avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2010.
5. Markova Yu.Yu. Metodika razvitiya umeniy pis'mennoy rechi studentov na osnove viki-tekhnologii (angliyskiy yazyk, yazykovoy vuz): avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2011.
6. Il'yakhov M.O. Metodicheskie osnovy organizatsii interaktivnogo obucheniya v sotrudnichestve na baze tekhnologii viki: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2013.
7. Sysoev P.V. Napravleniya i perspektivy informatizatsii yazykovogo obrazovaniya // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2013. № 10. S. 90-97.
8. Sysoev P.V. Individual'naya traektoriya obucheniya: chto eto takoe? // Inostrannye yazyki v shkole. 2014. № 3. S. 2-12.
9. Sysoev P.V. Sistema obucheniya inostrannomu yazyku po individual'nym traektoriyam na osnove sovremennykh informatsionnykh i kommunikatsionnykh tekhnologiy // Inostrannye yazyki v shkole. 2014. № 5. S. 2-11.
Поступила в редакцию 27.04.2015 г.
UDC 811.111
DIDACTIC CHARACTERISTICS AND METHODOLOGICAL FUNCTIONS OF WIKI FOR THE DEVELOPMENT OF STUDENTS' GRAMMAR SKILLS
Dmitriy Olegovich SVIRIDOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Linguistics and Linguodidactics Department, e-mail: [email protected]
One of the hallmarks of modern society is its computerization, which had a significant impact on the system of Russian education in general, and the methodology of foreign language teaching in particular. This work is devoted to determining the properties of didactic and methodical features wiki technologies in order to create speech grammar skills of students. Wiki technology acts as one of the modern Web 2.0 technologies, allowing users who are on an unlimited distance from one another by means of computer networks on the wiki platform to work together to create a single wiki document. Wiki technology has didactic characteristics that allow its use in teaching a foreign language. These properties include: publicity, media, non-linearity, the ability to access the history of the document and hypertext structure. Development of grammatical skills is one of the components of the goal of learning a foreign language in higher school. However, the development of a technique of formation of grammatical skills of speech of students on the basis of wiki-technology will be in direct proportion to its didactic characteristics and methodical functions. In this paper, based on the analysis of studies on the use of wiki technology in learning a foreign language, three characteristics of teaching, playing a pivotal role in the development of students' grammatical skills based on wiki technology are identified. These include: non-linearity, publicity and access to the history of the wiki documents. The three didactic properties and proposes methodical functions are described in detail. Key words: informatization of language education; wiki; grammar skills; didactic characteristics.