УДК 811.111
Д.О.Свиридов
Тамбовский государственный университет
имени Г.Р. Державина
ХАРАКТЕРИСТИКИ ВИКИ-ТЕХНОЛОГИИ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ РЕЧИ СТУДЕНТОВ
Данная работа посвящена определению дидактических свойств и методических функций вики-технологии с целью формирования грамматических навыков речи студентов. На основе анализа исследований автор выделяет три дидактических свойства, играющих первостепенную роль при формировании грамматических навыков речи студентов на основе вики-технологии. К ним относятся: нелинейность, публичность и возможность доступа к истории создания вики-документов.
Ключевые слова: информатизация языкового образования, вики-технология, грамматические навыки речи, дидактические свойства
Этимология термина «вики-технология» уходит к гавайскому «вики-вики» (^шкь^шМ), означающему «быстро-быстро». Термин обозначает быстрый доступ к информации с целью ее обновления, корректировки и использования. Технология «Вики» - выступает одной из технологий Интернета нового поколения Веб 2.0, позволяющая группе людей, находящейся на расстоянии друг от друга работать над созданием общего документа.
Появление первого сервиса «Вики» обязано программисту Уорду Каннингему. В 1995 году ученый разработал первую в истории вики-сеть для внутреннего пользования в качестве базы данных. В 2000 г. в сети Интернет появилась первая в мире сетевая энциклопедия «Википедия» (wikipedia.com). Данная энциклопедия размещалась на сервисе «Вики», отсюда и соответствующее название. Отличительная ее особенность заключается в авторстве размещаемых материалов. Автором статьи или фрагмента статьи может стать любой зарегистрированный пользователь. Он также может корректировать информацию в любых других статьях. По мысли авторов проекта, через такое корректирование и «шлифование» информации может быть создан уникальный универсальный информационно-справочный ресурс, отличающийся полнотой информации, ее достоверностью и надежностью.
В методической литературе не так много исследований, посвященных использованию вики-технологии в обучении иностранному языку [1-9]. Одной из первых работ, посвященных использованию вики-технологии в развитии умений письменной речи учащихся средней школы, была статья П.В. Сысоева и М.Н. Евстигнеева [1]. В ней авторы выделили следующие характеристики вики-технологии: «а) возможность вносить изменения на самом сайте, не используя дополнительного программного обеспечения; б)
присутствие множества авторов с различными точками зрения; в) нелинейная структура подачи материала, построенная на гиперссылках; г) возможность мгновенно вносить исправления и изменения в материал; д) возможность сравнения материала до и после корректировки, а также возврат к более ранней версии статьи; е) быстрая корректировка нерабочих ссылок» [1, с. 3]. На основе данных характеристик была разработана номенклатура речевых умений (чтение и письменная речь) учащихся, которые можно развивать на основе вики-технологии.
В более поздней своей работе П.В. Сысоев [2] подкорректировал свою позицию относительно дидактического и методического потенциала вики-технологии. Вместо характеристик он предложил рассматривать дидактические свойства и методические функции вики-технологии. Под дидактическими свойствами П.В. Сысоев предлагает понимать «основные характеристики, признаки конкретных технологий, отличающие одни от других, существенные для дидактики (включая лингводидактику) как в плане теории, так и в плане практики» [3, с. 13]. Дидактические функции современных информационных и коммуникационных технологий - это «внешние проявления средств ИКТ, используемые в учебно-воспитательном процессе для реализации поставленных целей» [3, с. 13]. При разработке методики обучения иностранному языку особое значение принимает разработка методических функций конкретных ИКТ, свидетельствующих об использовании данных технологий для достижения цели обучения иностранному языку - формирования компонентов иноязычной коммуникативной компетенции.
В своем исследовании П.В. Сысоев [2] выделяет следующие дидактические свойства вики-технологии:
• публичность (доступность вики-статьи всем зарегистрированным пользователям независимо от того, на каком расстоянии друг от друга они находятся);
• нелинейность (в отличие от блога или веб-форума, где комментарии размещаются хронологически, и вносить изменения в опубликованную статью может только автор статьи, вики-технология позволяет участникам проекта корректировать ранее опубликованный материал);
• возможность доступа к истории создания документа (модератор имеет доступ к истории создания вики-статьи, в которой сохраняются все изменения, внесенные в вики-статью);
• мультимедийность (при создании вики-статьи можно использовать различные форматы материалов: текстовый, графический, фото-, видео-, аудиоматериал);
• гипертекстовая структура (вики-технология позволяет создать внутренние и внешние гиперссылки) [2, с. 141].
Необходимо отметить, что выделенные П.В. Сысоевым функции вики-технологии носят дидактический и методический характер и могут относиться как у обучению любых дисциплин, так и к обучению
иностранному языку в общем. Применительно к нашему исследованию будет необходимо уточнить дидактические функции вики-технологии с целью формирования грамматических навыков речи студентов на ее основе.
В своем диссертационном исследовании Е.Д. Кошеляева [4] также рассматривала дидактические функции вики-технологии применительно к формированию социокультурных умений. Ею были выделены следующие три дидактические свойства вики-технологии, на основе которых автор разрабатывала дидактические свойства: 1) публичность, 2) нелинейность и 3) возможность осуществления модерации учебных «Вики»-страниц группой обучающихся [4, с. 3].
Ю.Ю. Маркова [5] в своей диссертационной работе рассматривала возможность развития умений письменной речи студентов лингвистических направлений подготовки на основе вики-технологии. Автор также подошла к вопросу рассмотрения дидактических свойств вики-технологии, к которым отнесла следующие: а) публичность; б) нелинейность; в) возможность доступа к истории создания документа; г) мультимедийность; д) гипертекстовая структура.
В своем исследовании Ильяхов М.О. [6] акцентировал внимание на возможности организации интерактивного обучения и использования педагогической технологии «обучение в сотрудничестве» на основе вики-технологии. Не рассматривая детально дидактические свойства М.О. Ильяхов доказал эффективность методики организации сетевой интерактивной работы студентов во внеаудиторное время посредством сервиса «Вики».
Анализ данных работ свидетельствует о том, что разные ученые в своих работах акцентировали внимание на разных дидактических свойствах вики-технологии, которые в свою очередь влияли на разработку методик обучения конкретным видам речевой деятельности, аспектам иностранного языка или формированию социокультурной и межкультурной компетенций на ее основе. Более того, аргументируя свой выбор в пользу тех или иных дидактических свойств и соотвествующих дидактических или методических функций, авторы не противоречили, а, скорее дополняли друг друга, привнося в методику обучения иностранному языку новые аспекты. В частности, если на начальном этапе появления исследований, посвященных использованию вики-технологии в обучении иностранному языку, авторы выделяли такие дидактические свойства, как а) возможность вносить изменения в документ, б) присутствие множества авторов с различными точками зрения; в) нелинейность; г) возможность вносить исправления и изменения в материал; д) возможность сравнения материала до и после корректировки, а также возврат к более ранней версии статьи; е) быстрая корректировка нерабочих ссылок [1], то уже в более поздние работы свидетельствуют о корректировке позиций авторов. Групповое участие в вики-проекте получило название «публичность», «возможность вносить исправления и изменения в материал» и «быстрая корректировка нерабочих ссылок» получили название «нелинейность» [2, 5].
Кроме того, в зависимости от целей и задач исследования каждый автор делал свой выбор в пользу не всех дидактических свойств, а лишь тех, которые будут необходимы для соответствующей методики обучения аспекту языка или виду речевой деятельности. В частности, Е.Д. Кошеляева [4] разрабатывала методику развития социокультурных умений посредством вики-технологии. Участники ее исследования принимали участие в Интернет-проектах по созданию вики-страниц культуроведческой направленности. Именно поэтому автор выделила такие дидактические свойства вики-технологии, как публичность, нелинейность и возможность модерации страницы. У студентов не было задачи добавлять в вики-документ материалы разного формата (видео- или аудиопрограммы) по теме проекта, равно как и не было необходимости делать внутренние или внешние гиперссылки на ресурсы сети Интернет.
Другие исследователи, например П.В. Сысоев и М.Н. Евстигнеев [1, 2] ставили своей задачей выделить дидактические свойства и широко, на сколько это возможно, описать дидактические или методические функции вики-технологии, не взирая на то, на развитие каких речевых умений или формирование каких языковых навыков речи направлена методика. Похожий подход наблюдается в работе Ю.Ю. Маркова [5], которая разрабатывала методику развития умений письменной речи на основе вики-технологии. Наряду с теми дидактическими свойствами данной технологии, которые она использовала при разработке в своей методике, она также выделила некоторые свойства, которые не нашли своего отражения в разработанном ею алгоритме обучения. В частности, обучая студентов написанию эссе разного типа, автор выделила «гипертекстовую структуру вики-документов» и «мультимедийность». Ни одно из них не нашло отражение в предлагаемой ею методике. Вместе с тем, это не значит, что ни гипертекстовую структуру вики-документов или мультимедийность нельзя реализовывать в проектной деятельности, одной из задач которой будет развитие умений письменной речи обучающихся.
Необходимо отметить, что все авторы или имплицитно, или через дидактическое свойство «публичность» затрагивали вопрос об одной особенности вики-технологии, которой не обладает ни какая другая Интернет-технология: возможность нескольким пользователям работать с одним общим документом посредством сети Интернет, находясь на неограниченном расстоянии друг от друга. В данном исследовании мы выражаем несколько другую точку зрения относительно понятийного содержания термина «публичность». Публичность - это доступность опубликованной информации любому пользователю сети Интернет. Выполняемые на частных, защищенных от случайных пользователях сервисах вики-проекты вряд ли можно назвать публичными. В данном случае речь идет именно о таком уникальном свойстве вики-технологии, как возможность нескольким пользователям работать с одним общим документом посредством сети Интернет, находясь на неограниченном расстоянии друг от друга.
Кроме того, в рамках данного исследования, посвященного формированию грамматических навыков речи студентов нелингвистических направлений подготовки, некоторые дидактические свойства вики-технологии не будут представлять актуальность. К таким свойствам можно отнести мультимедийность и гипертекстовую структуру документов.
Формирование грамматических навыков речи студентов на основе вики-технологии будет осуществляться посредством их участия в вики-проектах по написанию творческих работ с использованием изучаемого грамматического времени. В этой связи представляется необходимым выделить дидактические свойства и методические функции вики-технологии, на основе которых можно разработать методику формирования грамматических навыков речи студентов.
Первым дидактическим свойством вики-технологии будет возможность нескольким пользователям работать с одним общим документом посредством сети Интернет, находясь на неограниченном расстоянии друг от друга. Как было сказано ранее, это, на наш взгляд, самое главное отличие вики-технологии от других Интернет-технологий. Находясь на неограниченном расстоянии друг от друга, обучающиеся могут принять участие в групповой работе по совместному выполнению языковых или культуроведческих проектов. Данное дидактическое свойство позволяет в полной мере реализовать педагогическую технологию «обучение в сотрудничестве». При формировании грамматических навыков речи студентов на основе вики-технологии данное дидактическое свойство сможет позволить обучающимся коллективно работать над созданием письменных работ (различных типов эссе, рассказов) с использованием изучаемых грамматических структур.
Вторым дидактическим свойством вики-технологии будет нелинейность. В отличие от блогов, чата, веб-форума, где информация размещается хронологически, не позволяя участникам проекта вносить изменения или дополнения в документ, вики-технология позволяет всем участникам проекта вносить свои добавления, корректировки, изменения в общий вики-документ. Это дидактическое свойство позволит на основе вики-технологии организовывать коллективную учебную работу по созданию общего единого продукта. В рамках данного исследования этим общим продуктом проектной деятельности будет эссе или рассказ с использованием изучаемых грамматических структур, составляемый совместно несколькими обучающимися.
Таким образом, если первое дидактическое свойство - возможность нескольким пользователям работать с одним общим документом посредством сети Интернет, находясь на неограниченном расстоянии друг от друга - организационного характера, то второе - нелинейность -технологического.
Третьим дидактическим свойством вики-технологии выступает возможность доступа к истории создания документа. На основе данного свойства преподаватель будет осуществлять мониторинг внеаудиторной
самостоятельной учебной деятельности обучающихся. Преподаватель будет видеть, кто из обучающихся, в какое время добавил (удалил) какую информацию. Это дидактическое свойство позволит в рамках данного исследования преподавателю видеть, кто из студентов в каком объеме использовал изучаемые грамматические конструкции при написании общей письменной работы.
Другие дидактические свойства, которые выделялись многими авторами (гипертекстовая структура вики-документов и мультимедийность) не будут представлять актуальность в рамках методики формирования грамматических навыков речи студентов на основе вики-технологии.
Таким образом, в качестве дидактических свойств вики-технологии для формирования грамматических навыков речи студентов выделяются следующие свойства: а) возможность организации групповой работы обучающихся, использование педагогической технологии «обучение в сотрудничестве»; б) возможность всем участникам вики-проекта вносить изменения в общий вики-документ; в) возможность преподавателю проследить, кто из участников проекта, когда вносил изменения в вики-документ, и какие изменения. Данные дидактические свойства должны лечь в основу разработки методики формирования грамматических навыков речи студентов на основе вики-технологии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0: Социальный сервис вики в обучении иностранному языку // Иностр. языки в школе. 2009. № 5. С. 2-8.
2. Сысоев П.В. Вики-технология в обучении иностранному языку // Язык и культура. 2013. № 3 (23). С. 140-152.
3. Сысоев П.В. Современные информационные и коммуникационные технологии: дидактические свойства и функции // Язык и культура. 2012. № 1. С. 120-133.
4. Кошеляева Е.Д. Методика развития социокультурных умений студентов посредством социального сервиса "Вики" (английский язык, языковой вуз): Дис. ... канд. пед. наук. М.: Московский педагогический государственный университет, 2010.
5. Маркова Ю.Ю. Методика развития умений письменной речи студентов на основе вики-технологии (английский язык, языковой вуз): Дис. ... канд. пед. наук. М.: МГГУ имени М.А. Шолохова, 2011.
6. Ильяхов М.О. Методические основы организации интерактивного обучения в сотрудничестве на базе технологии вики: Дис. ... канд. пед. наук. М.: МГУ имени М.В. Ломоносова, 2013.
7. Сысоев П.В. Направления и перспективы информатизации языкового образования // Высшее образование в России. 2013. № 10. С. 90-97.
8. Сысоев П.В. Индивидуальная траектория обучения: что это такое? // Иностранные языки в школе. 2014. № 3. С. 2-12.
9. Сысоев П.В. Система обучения иностранному языку по индивидуальным траекториям на основе современных информационных и коммуникационных технологий // Иностранные языки в школе. 2014. № 5. С. 2-11.