Научная статья на тему 'Лингвокультурная подготовка бакалавра начального образования для работы в поликультурном регионе'

Лингвокультурная подготовка бакалавра начального образования для работы в поликультурном регионе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ЛИНГВОКУЛЬТУРНАЯ ПОДГОТОВКА / УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ РЕГИОН / EDUCATION / TOLERANCE / LINGUISTIC AND CULTURAL PREPARATION / THE TEACHER OF INITIAL CLASSES / MULTICULTURAL REGION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдина Р. П., Мирошниченко В. В.

В статье рассмотрена необходимость лингвокультурной подготовки в профессиональном становлении учителя начальных классов для работы в поликультурном регионе. Лингвокультурная подготовка подразумевает способность педагога понимать культуру другого народа с целью эффективной коммуникации с использованием языка этого народа в частичном или полном объёме, а также способность профессионально осуществлять обучение подрастающего поколения на основе толерантности и уважения многонационального, поликультурного состава российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LINGUISTIC AND CULTURAL PREPARATION OF THE BACHELOR OF PRIMARY EDUCATION FOR WORK IN A MULTICULTURAL REGION

In the article the necessity of linguistic and cultural training in the professional development of primary teachers to work in multicultural region. Linguistic and cultural preparation involves the ability of the teacher to understand the culture of another nation for the purpose of effective communication, using the language of the people in the partial or full, as well as the ability to professionally carry out the training of the younger generation on the basis of tolerance and respect multinational, multicultural composition of the Russian society.

Текст научной работы на тему «Лингвокультурная подготовка бакалавра начального образования для работы в поликультурном регионе»

- сформировать у детей навыки общения, которые по какой-либо причине у него отсутствуют;

- помочь обучающимся адаптироваться в среде школы и сельского социума;

- организовать личностно-ориентированное взаимодействие детей, педагогов, родителей.

Цель, в свою очередь, определяет содержание деятельности, методы ее реализации и формы организации (индивидуальная, групповая, коллективная), которые взаимосвязаны между собой. Решение любой проблемы начинается с диагностирования проблемы, которое включает в себя обязательный сбор, анализ и систематизацию информации, на основании которой делается то или иное заключение.

Содержательный блок модели включает принципы профессиональной деятельности (взаимодействие личностно-ориенти-рованного подхода, позитивного воспитания и принятия личности, конфиденциальности) и функции социального педагога: ана-литико-диагностическая, прогностическая, организационно-коммуникативная, координационно-организационная, функция социально-педагогической поддержки воспитанников, охранно-

Библиографический список

защитная, психотерапевтическая, социально-профилактическая, реабилитационная.

Результативный блок обусловлен результатом профессиональной деятельности социального педагога в условиях сельской школы - эффективная социально-психолого-педагогическая деятельность и успешная социализация детей всех возрастов. Основными критериями эффективности профессиональной деятельности социального педагога являются: динамика во включенности детей и взрослых в различные виды деятельности, в положительном изменении уровня отношений детей, подростков, родителей к базовым социальным ценностям, социально-психологического климата, удовлетворенности детей и педагогов качеством социально-педагогической помощи, уменьшении правонарушений детьми, повышении авторитета социального педагога.

В ходе исследования мы пришли к выводу, что проведенная социально-педагогическая работа социального педагога с учетом специфики сельского социума способствует ее эффективности и социализации обучающихся.

1. Гурьянова, М.П. Школа российской глубинки: как выжить? // Народное образование. - 2000. - № 3.

2. Никитина, Л.Е. Социальный педагог в школе. - М., 2003.

3. Шептенко, П.А. Введение в специальность «Социальный педагог»: учеб. пособ. / под ред. В.А. Сластенина. - М., 2008. Bibliography

1. Gurjyanova, M.P. Shkola rossiyjskoyj glubinki: kak vihzhitj? // Narodnoe obrazovanie. - 2000. - № 3.

2. Nikitina, L.E. Socialjnihyj pedagog v shkole. - M., 2003.

3. Sheptenko, P.A. Vvedenie v specialjnostj «Socialjnihyj pedagog»: ucheb. posob. / pod red. V.A. Slastenina. - M., 2008.

Статья поступила в редакцию 19.09.14

УДК 37.013..42:373.3:811

Abdina R.P., Miroshnichenko К К LINGUISTIC AND CULTURAL PREPARATION OF THE BACHELOR OF PRIMARY EDUCATION FOR WORK IN A MULTICULTURAL REGION. In the article the necessity of linguistic and cultural training in the professional development of primary teachers to work in multicultural region. Linguistic and cultural preparation involves the ability of the teacher to understand the culture of another nation for the purpose of effective communication, using the language of the people in the partial or full, as well as the ability to professionally carry out the training of the younger generation on the basis of tolerance and respect multinational, multicultural composition of the Russian society.

Key words: education, tolerance, linguistic and cultural preparation, the teacher of initial classes, multicultural region.

Р.П. Абдина, ст.н.с. ХГУ им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: rabdina@mail.ru;

В.В. Мирошниченко, доцент ХГУ им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: vlada_v@mail.ru

ЛИНГВОКУЛЬТУРНАЯ ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ РЕГИОНЕ

В статье рассмотрена необходимость лингвокультурной подготовки в профессиональном становлении учителя начальных классов для работы в поликультурном регионе. Лингвокультурная подготовка подразумевает способность педагога понимать культуру другого народа с целью эффективной коммуникации с использованием языка этого народа в частичном или полном объёме, а также способность профессионально осуществлять обучение подрастающего поколения на основе толерантности и уважения многонационального, поликультурного состава российского общества.

Ключевые слова: образование, толерантность, лингвокультурная подготовка, учитель начальных классов, поликультурный регион.

Профессиональное образование будущих учителей на сегодняшний день предполагает не только общую теоретическую и методическую, но и специальную регионоведческую, этнокультурную подготовку. Связано это с тем, что в условиях социально-экономических преобразований все более актуальной становится проблема подготовки профессиональных кадров для работы в полиэтническом, поликультурном обществе. Все это находит отражение в ФГОС ВПО, где среди требований к результатам освоения основных образовательных программ прописа-

ны способность выпускника понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества и готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям [1].

На сегодняшний день накоплен богатый теоретический и практический опыт о роли этнокультурных знаний в развитии

личности человека. Теоретико-методологические проблемы формирования этнической культуры нашли отражение в работах В.К. Шаповалова, Т.Я. Шпикаловой, Г.Н. Волкова, Т.И.Баклановой, Т.Я Шпикаловой, Е.В. Бондаревской и др. В этих исследованиях изучены особенности развития личности на основе традиционных культур, проанализированы аспекты этнопедагоги-ческого диалога культур как средства нравственного формирования личности, разработаны теоретические и методические основы освоения учащимися народного творчества и многое другое. В лингвистической подготовке студентов можно выделить такие подходы как лингвострановедческий (Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров и др.), коммуникативный (И.А. Зимняя, Е.А. Маслыко, С.Ф. Шатилов и др.)

В то же время лингвокультурная подготовка будущего учителя начальных классов в исследованиях учёных не нашла достаточного отражения. Как показывает опыт, студенты педагогических вузов слабо владеют информацией о культурном и языковом наследии своего народа и народах, проживающих по соседству. Поэтому изучение и внедрение в практику подготовки студентов педагогических вузов работы в условиях полинационального региона с учетом воспитательных традиций различных этносов, а также сохранение и обогащение их культур и языка - серьезная педагогическая задача.

На сегодняшний день существует десятки различных определений понятия «язык», но все они имеют общий стержень: это средство общения. Конечным результатом коммуникации, проходящей на разных уровнях, между людьми разных возрастов и национальностей, является взаимопонимание. Актуальность вопросов, связанных с коммуникацией различных этносов, в настоящее время приобретает небывалую остроту, а это ведет за собой выдвижение на передний план исследования и в области лингвокультурологии. Как отмечает С.Г. Тер-Мина-сова: «когда смешение народов, языков, культур достигло невиданного размаха, как никогда остро встала проблема воспитания терпимости к чужим культурам, пробуждения интереса и уважения к ним, преодоления в себе чувства раздражения от избыточности, недостаточности или просто непохожести других культур» [2]. В связи с этим, для будущего педагога большое значение имеет лингвокультурная подготовка, под которой мы понимаем сформированность качества личности, способной понимать культуру другого народа с целью эффективной коммуникации с использованием языка этого народа в частичном или полном объёме [3].

Особенно остро проблема лингвокультурной подготовки бакалавров начального образования стоит в полиэтнических регионах. Обусловлено это тем, что современный учитель начальной школы должен организовать образовательный процесс в учебной, воспитательной, научно-исследовательской, внеучеб-ной, административно-управленческой, социокультурной деятельности, т.е. он является одновременно преподавателем, воспитателем, организатором досуговой деятельности детей, активным участником общения с учениками и их родителями. И если в классе обучаются дети разных национальностей, то учитель начальных классов, как классный руководитель должен взаимодействовать с родителями учеников и применять различные методики и технологии для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса. Начальная школа в этом отношении выступает учреждением, способным не только удовлетворять собственные этнокультурные потребности учащихся, но и ввести их в мир культуры народов-соседей, познакомить с общечеловеческими ценностями и приоритетами [4]. Воспитание и развитие качеств личности на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и полиБиблиографический список

конфессионального состава российского общества является одним из основных компонентов, составляющих системно-дея-тельностный подход ФГОС начального общего образования [5].

В связи с этим, здесь особое место должна занять этноху-дожественная подготовка бакалавров начального образования, под которой подразумевается совокупность художественных и этнокультурных знаний и представлений, практическое овладение некоторыми народными художественными промыслами, характерными для этносов данного региона, а также умение использовать полученные знания в формировании у детей качеств толерантности. Так, например, с целью лингвокультурной и эт-нохудожественной подготовки бакалавров начального образования ХГУ им. Н.Ф Катанова в рамках вариативной части разработана дисциплина «Хакасские народные промыслы». Цель курса - расширение представлений студентов о народной художественной культуре и народных промыслах Хакасии, знакомство с творчеством народных мастеров на теоретическом и на практическом уровне. Программа курса включает и лингвистический материал, т.к. обучение и знакомство учащихся с традициями, культурой, историей края без учета языкового материала данного региона равносильно знакомству с человеком, у которого нет имени и родины. Именно язык является первостепенным признаком народа и основой традиционной культуры, поэтому введение и использование языкового материала играет большую роль в сохранении народной культуры в целом [6].

Как показывает практика, именно практическое освоение художественных промыслов вызывает у учащихся интерес, желание и потребности в познании ценностей культуры своего народа. Так, например, программой дисциплины предусмотрено посещение и анализ выставок изделий декоративно-прикладного искусства мастеров Хакасии. После практического знакомства и освоения некоторых промыслов, студенты с большим интересом рассматривают изделия, представленные на выставках, узнают знакомые им техники изготовления, осознанно восхищаются умелой рукой мастера, грамотно анализируют их работу и на последующих занятиях применяют полученные в результате посещения выставки знания.

Большое значение в лингвокультурной подготовке студентов имеет самостоятельная исследовательская работа, заключающаяся в сборе и анализе языкового и этнографического материала. В рамках самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине «Хакасские народные промыслы» студентами была проведена исследовательская работа по сбору материала о хакасском орнаменте. Результаты исследовательской работы были выпущены в качестве приложения к электронному учебному пособию «Реализация национально-регионального компонента при обучении декоративному рисованию в начальных классах" с указанием фамилий и имен студентов, подготовивших материал. Подобная работа пробуждает интерес студентов к дальнейшему самостоятельному изучению традиционной культуры.

Однако, ставя на первый план культуру, язык, обычаи своего народа, не следует пропагандировать лишь свои национальные приоритеты и установки. Здесь очень важна параллельная работа по ознакомлению с другими этническими коллективами, их языком и культурой, которую можно проводить в рамках посещения студентами встреч, фестивалей, праздников национально-культурных общественных объединений.

Таким образом, лингвокультурная подготовка в системе профессионального образования учителя начальных классов для работы в поликультурной среде является важным гарантом подготовки компетентного специалиста, способного профессионально осуществлять обучение подрастающего поколения на основе толерантности и уважения многонационального, поликультурного состава российского общества.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.

2. Тер-Минасова, С. Г. Язык и межкультурная коммуникация: учеб. для вузов. - М., 2000.

3. Чернов, Л.И. Лингвосоциокультурная компетентность и её формирование средствами усиления визуального компонента содержания занятий в ходе обучения иностранным языкам в ЛЦ «Глосса» [Э/р]. - Р/д: http://glossa-rzn.ru/index.php?option=com_ content&view=article&id=35:kompetentnost&catid=30&Itemid=83

4. Мирошниченко, В.В. Профессиональная подготовка учителей начальных классов к работе в национальной школе в поликультурном регионе (на материале Республики Хакасия): автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Барнаул, 2003.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

6. Абдина, Р.П. Этнокультурная лексика и ее использование на уроках изобразительного искусства // Ежегодник ИСАТ. - 2010. - № 14.

Bibliography

1. Federaljnihyj gosudarstvennihyj obrazovateljnihyj standart vihsshego professionaljnogo obrazovaniya.

2. Ter-Minasova, S. G. Yazihk i mezhkuljturnaya kommunikaciya: ucheb. dlya vuzov. - M., 2000.

3. Chernov, L.I. Lingvosociokuljturnaya kompetentnostj i eyo formirovanie sredstvami usileniya vizualjnogo komponenta soderzhaniya zanyatiyj v khode obucheniya inostrannihm yazihkam v LC «Glossa» [Eh/r]. - R/d: http://glossa-rzn.ru/index.php?option=com_ content&view=article&id=35:kompetentnost&catid=30&Itemid=83

4. Miroshnichenko, V.V. Professionaljnaya podgotovka uchiteleyj nachaljnihkh klassov k rabote v nacionaljnoyj shkole v polikuljturnom regione (na materiale Respubliki Khakasiya): avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Barnaul, 2003.

5. Federaljnihyj gosudarstvennihyj obrazovateljnihyj standart nachaljnogo obthego obrazovaniya.

6. Abdina, R.P. Ehtnokuljturnaya leksika i ee ispoljzovanie na urokakh izobraziteljnogo iskusstva // Ezhegodnik ISAT. - 2010. - № 14.

Статья поступила в редакцию 20.09.14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.